Научная статья на тему 'Счетная палата Российской Федерации как субъект системы противодействия коррупции'

Счетная палата Российской Федерации как субъект системы противодействия коррупции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4059
635
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СЧЕТНАЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ACCOUNTING CHAMBER OF THE RUSSIAN FEDERATION / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ECONOMIC SECURITY / КОРРУПЦИЯ / CORRUPTION / СИСТЕМА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ / SYSTEM OF COUNTERACTION OF CORRUPTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Старостенко В.К.

В настоящей статье уделяется внимание деятельности Счетной палаты Российской Федерации в реализации антикоррупционной стратегии государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Accounts chamber of the Russian Federation as the subject of anti-corruption framework

This article focuses on the activities of the accounts chamber of the Russian Federation in implementing the anti-corruption strategy of the state.

Текст научной работы на тему «Счетная палата Российской Федерации как субъект системы противодействия коррупции»

УДК 338.24 ББК 65.05

СЧЕТНАЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК СУБЪЕКТ СИСТЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ

КОРРУПЦИИ

ВЛАДИМИР КУЗЬМИЧ СТАРОСТЕНКО,

профессор кафедры экономической безопасности и экономики Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат экономических наук, профессор Научная специальность 08.00.05 - экономика и управление народным хозяйством (экономическая безопасность)

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. В настоящей статье уделяется внимание деятельности Счетной палаты Российской Федерации в реализации антикоррупционной стратегии государства.

Ключевые слова: Счетная палата Российской Федерации, экономическая безопасность, коррупция, система противодействия коррупции.

Annotation. This article focuses on the activities of the accounts chamber of the Russian Federation in implementing the anti-corruption strategy of the state.

Keywords: Accounting Chamber of the Russian Federation, economic security, corruption, system of counteraction of corrup-

Коррупция представляет собой сложное социально-экономическое явление. Она появилась на заре человеческой цивилизации и в настоящее время типична практически для любого государства вне зависимости от социальной организации, политического строя и государственной устроенности.

Коррупция - подкуп взятками, продажность должностных лиц, политических деятелей [1]. Википедия (свободная энциклопедия) дает следующую трактовку коррупции: «Коррупция (от лат. соггитреге - растлевать, лат. соггир^о - подкуп, порча) - термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав, а также связанных с этим официальным статусом авторитета, возможностей, связей в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам. Коррупцией называют также подкуп должностных лиц, их продажность, что типично для мафиозных государств» [2].

Ни один слой общества не свободен от коррупции. Она наблюдается на муниципальном, региональном, национальном и международном уровнях. Экономические потери от коррупции весьма значительны. По мнению экспертов, часть коррупционных денег остается в стране и вкладывается в национальную экономику в виде неявных капиталовложений, расходов на товары и услуги, в том числе местным товаропроизводителям. Существует и прямая утечка капиталов, в

значительной степени коррупционных, за границу. Их объем, по разным источникам, составляет от 1 до 1,5 млрд долл. США в месяц. Общие потери от коррупционного вывоза капитала составляли, начиная с 1988 г., в среднем, по 20 млрд. долл. США в год, по другим оценкам - 24—25 млрд долл. США в год, т.е. около 300—350 млрд долл. США за 12 лет. Если же объединить ущерб от коррупционного вывоза капитала с потерями от коррупции на таможне - 20—25 млрд долл. США в год, в Центральном банке РФ, в налоговой системе, в валютно-экспортном контроле, то общая сумма потерь за этот период составила 400-500 млрд долл. США. Из них сейчас на западных, в том числе оффшорных счетах, находится порядка 300 млрд. долл. США [3], что сопоставимо с объемом доходной части федерального бюджета РФ на 2014 г.

Мировая практика показывает, что полностью искоренить коррупционное поведение должностных лиц и чиновников не представляется возможным. Вместе с тем, в цивилизованном государстве может и должна быть создана система активного противодействия коррупции, которая представляет собой совокупность законодательно закрепленных принципов, форм, методов, инструментов, а также институциональных структур, осуществляющих антикоррупционную деятельность на систематической основе.

Борьба с коррупцией является важнейшим приоритетом для Президента РФ, Федерального Собрания РФ

■ф-

и Правительства РФ. Постоянно воплощаются в жизнь планы по формированию институциональных и правовых механизмов, направленных на противодействие коррупции, осуществляется сотрудничество с международными организациями по борьбе с коррупцией и финансовыми злоупотреблениями.

В числе субъектов, осуществляющих деятельность по борьбе с коррупционными проявлениями (и в этом солидарны в большинстве своем эксперты), главным застрельщиком, мотором проведения антикоррупционной политики должен быть Президент страны. Однако, эксперты солидарны в том, что Президент не должен быть ни от кого материально зависимым, являться человеком, не связанный с прежним коррупционным государственным аппаратом, быть представителем передовых взглядов по проблемам взаимоотношения собственности и власти.

С ноября 2003 г. по февраль 2007 г. в РФ осуществлял деятельность по разработке и реализации национальной антикоррупционной стратегии Совет при Президенте РФ по борьбе с коррупцией. Основной задачей Совета являлось оказание содействия Президенту РФ в определении приоритетных направлений государственной политики в сфере борьбы с коррупцией и ее реализации. В состав этого органа входили глава государства, председатели обеих палат Федерального Собрания РФ, Председатель Правительства РФ, Генеральный прокурор РФ, а также руководители трех высших судов РФ - Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного.

После ратификации РФ в марте 2006 г. Конвенции ООН против коррупции от 31 октября 2003 г и в июле

2006 г Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г, вместо Совета при Президенте РФ по борьбе с коррупцией в

2007 г. была создана специальная Межведомственная рабочая группа, главной задачей которой стала подготовка предложений по внесению в законодательство РФ изменений, необходимых для реализации положений Конвенций, в том числе по определению (созданию) специализированного органа, уполномоченного осуществлять координацию работы по борьбе с коррупцией.

В качестве субъекта системы противодействия коррупции создана и действует специальная комиссия Государственной Думы РФ по противодействию коррупции. В качестве приоритетных задач Комиссия считает приведение российского антикоррупционного законодательства в соответствие с международными нормами, а также экспертизу действующего и вновь принимаемого законодательства на предмет наличия норм, прямо или косвенно порождающих коррупцию. Комиссия ГД РФ инициировала создание межведомственной рабочей группы, которая занимается разработкой изменений в Уголовном и Уголовно-процессуальном кодексах РФ, призванных обеспечить более эффективные меры в борьбе с мошенничеством и коррупцией.

Субъектом системы противодействия коррупции, ответственным за борьбу с ее проявлениями, выступа-

ет Генеральная прокуратура РФ. В структуре Генеральной прокуратуры РФ функционирует специальный департамент, ответственный за координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с коррупцией. Генеральная прокуратура РФ осуществляет целенаправленную деятельность по расследованию случаев коррупции и мошенничества и осуждению чиновников, признанных виновными в этих преступлениях.

Особый уровень субъектов, который можно назвать ведомственным, системы противодействия коррупции представлен Министерством внутренних дел РФ, Федеральной службой безопасности РФ, Министерством юстиции РФ, Федеральной службой РФ по финансовому мониторингу, Федеральной таможенной службой РФ, Федеральной службой РФ по контролю за оборотом наркотиков, другими правоохранительными органами и органами исполнительной власти.

К субъектам системы противодействия коррупции следует отнести и суды РФ. В соответствии с действующим законодательством они имеют достаточно правовых возможностей для наказания лиц, которым предъявлены обвинения в коррупции. Конституционный суд РФ и Верховный суд РФ осуществляют постоянную работу по систематизации и анализу судебной практики для подготовки предложений по совершенствованию деятельности судебной системы, в том числе, в сфере наказания за коррупционные преступления.

В качестве субъектов системы противодействия коррупции, осуществляющих научно-исследовательскую и экспертную деятельность, в том числе в вопросах разработки практических механизмов и методов борьбы с этим социально-экономическим явлением, выступают созданные государственными органами исследовательские институты и организации. К их числу следует отнести Российскую академию государственной службы при Президенте РФ, Академию народного хозяйства при Правительстве РФ, Научно-исследовательский институт проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ, Академию Федеральной службы безопасности РФ, Академию управления Министерства внутренних дел РФ, Государственный научно-исследовательский институт системного анализа Счетной палаты РФ и др.

Кроме того, в РФ функционируют различные негосударственные организации, в том числе общественные движения, политические партии, некоммерческие исследовательские центры, участвующие в образовании различных механизмов партнерства государства и общества в борьбе с коррупцией. Наиболее активное участие в подобной деятельности принимают такие негосударственные организации, как Центр стратегических разработок, Центр Антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл-Россия», Российский союз налогоплательщиков, Российский союз промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленная палата РФ, Общероссийская общественная организация «Деловая Россия» и ряд других.

ф-

Значительную роль среди субъектов системы противодействия коррупции играет Счетная палата РФ как постоянно действующий контрольный орган с особым конституционным статусом, который подотчетен российскому парламенту, а через механизмы народовластия - всем налогоплательщикам. В соответствии с п. 9 ст. 5 Федерального закона РФ от 5 апреля 2013 г. № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» одной из задач Счетной палаты РФ является «.. .9) обеспечение в пределах своей компетенции мер по противодействию коррупции» [4]. Счетная палата РФ наделена полномочиями контролировать законность и эффективность расходования бюджетных средств, выявлять нарушения принципов добросовестного управления и защищать права граждан, передавая правоохранительным органам дела о мошенничестве и коррупции. В п. 1 ст. 14 данного Федерального закона такие полномочия даны в редакции: «Счетная палата обладает следующими полномочиями: .2) направляет по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий соответственно представления, предписания, уведомления о применении бюджетных мер принуждения, информационные письма, а также при выявлении данных, указывающих на признаки составов преступлений, передает соответствующие материалы в правоохранительные органы» [5].

Счетная палата РФ в вопросах борьбы с коррупцией осуществляет деятельность, направленную на выявление и пресечение финансовых нарушений, связанных с использованием средств федерального бюджета в проверяемых государственных органах и организациях.

Счетная палата РФ проводит экспертизы проектов законов федерального бюджета, законов и иных нормативных правовых актов, международных договоров РФ, федеральных программ и иных документов, затрагивающих вопросы федерального бюджета и финансов РФ. При реализации предоставленных ей законом полномочий Счетная палата РФ борется с проявлениями коррупции посредством выявления нарушений бюджетного законодательства.

Видимый сдерживающий эффект в отношении коррупции оказывает регулярный ежегодный аудит деятельности федерального правительства РФ, федеральных и региональных органов исполнительной власти, который проводится Счетной палатой РФ.

Всего за 2000-2011 гг. Счетная палата РФ провела 6 029 контрольных и экспертно-ана-литических мероприятий, в том числе контрольных мероприятий - 5 224 (в 2000 г. - 390, в 2011 г. - 370). В 2013 г. Счетная палата РФ провела 470 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, из них 348 кон-

трольных и 122 экспертно-аналитических мероприятия. Проведенными мероприятиями были охвачены 1 056 объектов в 78 субъектах Российской Федерации.

В ходе проведения мероприятий выявлено нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере на сумму 2 568,7 млрд руб. (в 2000 г. - 63,2 млрд. руб., в 2011 г. - 718,5 млрд руб.).

Общая сумма выявленных нарушений и недостатков при поступлении и расходовании средств бюджетной системы, распоряжении и управлении государственной собственностью составила в 2013 г. 722,9 млрд руб. Вскрыты нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации на сумму 384,2 млрд руб., законодательства о размещении заказов на поставки товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд - на сумму 233,3 млрд руб. Объем нецелевого использования бюджетных средств составил 3 884,6 млн руб. [6].

По результатам контрольных мероприятий в 20002011 гг. Счетной палатой РФ было направлено органам государственной власти, предприятиям и организациям более 483 представлений и предписаний, в 2013 г. - 366 представлений и 1 предписание. По выявленным фактам нарушения законодательства 1 390 материалов были направлены в Генеральную прокуратуру РФ и иные правоохранительные органы, возбуждено более 1 240 уголовных дел [7].

Об эффективности деятельности Счетной палаты РФ говорят следующие статистические данные. Счетной палатой РФ в 2010-2012 гг. выявлено нарушений и недостатков при поступлении и использовании средств бюджетной системы (млрд руб.) 483,9; 718,5 и 781,4 соответственно, тогда как фактические затраты на содержание Счетной палаты РФ составили (млрд. руб.) 2; 2,1 и 2,3 соответственно. Таким образом, в обозначенные годы каждый рубль, потраченный на содержание Счетной палаты, способствовал выявлению нарушений и недостатков на 241,95; 342,14 и 339,74 руб. соответственно, что явилось основанием для возмещения убытков и возвращения нарушителями денежных средств в соответствующие бюджеты [8].

250

200

150

100

50

0

12171

т

[25]

4Ж>

Ч4Л-

1641

ТЖ^

2008 2009 2010 2011 2012

■ Качество материалов, напрвленных в органы прокуратуры, правоохранительные органы I I Количество возбжденных уголовных дел

Рис. 1. Взаимодействие Счетной палаты РФ с правоохранительными органами

По результатам контрольно-ревизионной деятельности Счетной палаты РФ правоохранительными органами были возбуждены уголовные дела в отношении лиц, совершивших должностные преступления коррупционной направленности, а также приняты меры административного и дисциплинарного реагирования.

В качестве основных направлений деятельности Счетной палаты РФ как субъекта системы противодействия коррупции следует выделить:

1) определение функций и полномочий в сфере реализации общенациональной стратегии борьбы с коррупцией.

Для того чтобы не допустить излишнего дублирования функций, а также в целях более эффективного использования бюджетных средств, направляемых на борьбу с коррупцией, следует четко разграничить функции, полномочия и обязанности тех государственных органов и общественных организаций, которые непосредственно принимают участие в осуществлении и реализации антикоррупционной стратегии.

Таблица 1

Меры воздействия к лицам, совершившим нарушения антикоррупционного законодательства, по представлению Счетной палаты РФ

Показатель 2010 2011 2012

Количество направленных представлений и предписаний 333 336 339

Количество материалов, направленных в органы прокуратуры, иные правоохранительные органы 217 176 164

Количество возбужденных уголовных дел 41 72 78

Количество представлений, вынесенных Генеральной прокуратурой РФ по материалам Счетной палаты 63 129 369

Количество мер дисциплинарного и административного реагирования, вынесенных по результатам проверок Счетной палаты, в том числе: 352 765 716

замечание, чел. 21 197 53

предупреждение, чел. 13 174 13

выговор, чел. 34 94 48

увольнение, чел. 24 62 59

понижение в должности, чел. - 1 1

депремированы, чел. 7 9 9

привлечены к административной ответственности, чел. 253 228 425

- #

В то же время, нельзя забывать и о необходимости координации их действий, основанной на единстве принципов и стандартов деятельности по борьбе с коррупцией, о регулярном обмене информацией и опытом работы.

В этом направлении Счетная палата РФ будет решать следующие задачи:

а) укрепление рабочих контактов между различными контрольными органами с целью более точного понимания места и компетенции каждого субъекта, участвующего в разработке и реализации национальной стратегии борьбы с коррупцией, а также для разработки принципов и процедур их сотрудничества;

б) содействие подготовке и принятию законодательства, способствующего уточнению принципов построения и функционирования единой системы государственного контроля в РФ. В этом законодательстве должны быть отражены не только различия в функциях и полномочиях внешнего и внутреннего контроля, но также ясно указана необходимость их согласованного взаимодействия, в том числе для решения задач борьбы с коррупцией;

в) расширение практики проведения совместных проверок с Генеральной прокуратурой РФ и другими контрольными органами с целью нахождения и закрепления наиболее успешных форм сотрудничества различных органов государственного управления, позволяющих эффективно и результативно решать задачи борьбы с коррупцией;

г) инициирование проведения открытых дискуссий с участием представителей всех ветвей власти для выработки консенсуса относительно стратегии и тактики борьбы с коррупцией в России, способствования ускоренному принятию необходимых правовых актов и включению в повседневную практику наиболее эффективных методов профилактики, выявления, расследования и наказания коррупции;

д) систематическая подготовка и представление Федеральному Собранию, Президенту и Правительству РФ докладов о результатах аудита эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на программы борьбы с коррупцией с отражением как негативного, так и позитивного опыта;

2) экспертиза российского законодательства на коррупциогенность.

В 2012 г. антикоррупционная экспертиза проводилась в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», принятым во исполнение Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

Анализ отдельных количественных показателей по результатам антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов, проведенной федеральными государственными органами в 2012 г., показал следующее.

ф-

В 2012 г. 46 федеральных государственных органов подвергли антикоррупционной экспертизе 14 405 проектов нормативных правовых актов, из них Минюстом России рассмотрено 4 683 проекта нормативных правовых актов федеральных государственных органов (32,5%), Минэнерго России - 2 636 (18,2%), Роскомнад-зором - 1 578 (11%) и Минтрансом России - 935 (6,5 %).

По результатам проведенной антикоррупционной экспертизы 16 федеральных государственных органов выявили 1 046 коррупциогенных факторов (7,3%). Наибольшее количество коррупциогенных факторов выявлено Минэнерго России (829, или 79,3% общего количества выявленных коррупциогенных факторов), Минтрансом России (65, или 6,2%) и Ростехнадзором (63, или 6%).

Кроме того, в 2012 г. в Минюст России в целях проверки на наличие положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, поступило 3 472 проекта нормативных правовых актов, в том числе, проекты: 1 364 законов, 181 Указа Президента Российской Федерации, 1 927 постановлений Правительства Российской Федерации и др. Из 3 300 рассмотренных проектов нормативных правовых актов в 141 акте (4,3%) выявлено наличие коррупциогенных факторов, в том числе в 68 законопроектах и в 73 проектах постановлений Правительства РФ [9].

Из 730 729 нормативных правовых актов, изученных органами прокуратуры на наличие коррупциогенных факторов, выявлено 41 145 нормативных правовых актов (5,6%), содержащих 54 425 коррупциогенных факторов.

Наибольшее количество нормативных правовых актов, содержащих коррупциогенные факторы, приходится на законодательство: о лицензировании (22%); о государственной и муниципальной службе (9,3%); о землепользовании (9,1%); о налогах и сборах (7%); градостроительное (6%).

Количество нормативных актов, из которых корруп-циогенные факторы исключены в результате вмешательства органов прокуратуры, составило 37 017 (5,1%) [10].

3) развитие сотрудничества с Генеральной прокуратурой РФ и правоохранительными органами.

Взаимодействие Счетной палаты РФ с федеральными органами исполнительной власти, правоохранительными и другими органами, учреждениями и организациями строится на основе взаимных соглашений. Только в 2012 г. Счетной палатой РФ было заключено 5 соглашений. В их числе соглашения о взаимодействии с Министерством энергетики РФ, Федеральным космическим агентством [11].

В рамках заключенных на постоянной основе соглашений с Генеральной прокуратурой РФ, МВД России и ФСБ России о проверке объектов, представляющих взаимный интерес, в 2012 г. проведено 47 совместных мероприятий, в том числе: 7 - с Генеральной прокуратурой РФ, 11 - с МВД России и 29 - с ФСБ России [12].

В 2012 г. в органы прокуратуры, иные правоохранительные органы направлено 164 материала по результатам проведенных контрольных мероприятий, в том чис-

ле в органы прокуратуры - 70, в Следственный комитет РФ - 16, в МВД России - 29, в ФСБ России - 49.

По материалам Счетной палаты РФ возбуждено 78 уголовных дел. Привлечены к уголовной ответственности и осуждены по приговору суда, вступившему в законную силу, 8 человек.

Кроме того, в 2012 г. по материалам Счетной палаты РФ, не содержащим признаков уголовно-наказуемых деяний, Генеральная прокуратура РФ приняла следующие меры прокурорского реагирования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 2 Меры прокурорского реагирования

по представлению Счетной палаты РФ 13]

Показатель 2012

Внесено представлений 369

Опротестовано незаконных правовых актов 17

Материалы направлены в следственные органы для решения вопроса об уголовном преследовании 38

Возбуждено дел об административном правонарушении с привлечением виновных лиц к административной ответственности 137

Привлечено к дисциплинарной ответственности, чел. 297

Направлено предостережений о недопустимости, нарушения закона 15

Направлено исковых заявлений в арбитражные суды и суды общей юрисдикции 87

4) сотрудничество с органами внутреннего контроля.

Взаимодействие Счетной палаты РФ с органами внутреннего контроля субъектов РФ и муниципальных образований осуществляется в целях укрепления и развития единой системы внешнего финансового контроля в соответствии со ст. 18 ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» и реализуется в форме двустороннего и многостороннего сотрудничества.

Основными задачами по реализации этого направления деятельности Счетной палаты РФ являются:

а) анализ правоприменительной практики Федерального закона № 6-ФЗ;

б) мониторинг процесса создания Союза муниципальных контрольно-счетных органов;

в) осуществление совместных и параллельных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, в том числе в сфере жилищно-коммунального хозяйства;

г) совершенствование методологического обеспечения деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований;

д) комплексный анализ и оценка результатов деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований;

е) содействию контрольно-счетным органам субъектов РФ и муниципальных образований в создании

региональных объединений, оказании практической помощи по повышению квалификации их руководителей и сотрудников.

Только в 2012 г. было проведено 16 совместных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий (6 - переходящие на 2013 г.). По итогам завершенных совместных контрольных мероприятий выявлено нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере в объеме 5 404,3 млн. руб., в том числе нецелевое использование средств - 75,2 млн. руб., неэффективное использование средств - 561,3 млн. руб. [14].

5) поддержание стремлений, обращенных на увеличение прозрачности государственного управления, в том числе на обеспечение свободы информации и создание «обратной связи» с обществом с целью получения сигналов о нарушениях.

Прозрачность государственного управления и свобода информации являются важнейшими условиями для профилактики коррупции и обеспечения честного и эффективного распоряжения национальными ресурсами в интересах всего общества.

Назрела необходимость активизировать разработку и совершенствование законодательства, касающегося сигнализирования о нарушениях. Процедура подачи жалоб гражданами в случаях вымогательства взяток либо просьб о «пожертвовании» со стороны чиновников, попытках сговора и иных коррупционных действий должна быть ясной и простой. Подобные обращения граждан следует оперативно расследовать при одновременной защите их от возможного преследования со стороны коррупционеров.

6) участие в просветительских кампаниях, нацеленных на формирование негативного отношения общественности к коррупции.

Для успешного противодействия коррупции важно поменять отношение государственных служащих и общественности к коррупционному поведению, сформировать в обществе антикоррупционную культуру, атмосферу нетерпимости к любым проявлениям коррупции.

Литература

1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азъ Ltd., 1992. С. 305.

2. http://ru.wikipedia.org/wiki/

3. Российская коррупция глазами экспертов. http:// www.anti-corrru/awbreport/rutxt/1212.htm.

4. Федеральный закон РФ от 5 апреля 2013 г. № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации». Ст. 5. http://www.rg.ru/2013/04/10/spalata-dok.html.

5. Там же. Ст. 14.

6. Отчет о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2013 г. http://audit.gov.ru/activities/annual_ report/#764.

7. Счетная палата Российской Федерации. Результативность контроля в цифрах. http://www.ach.gov.ru/ ru/revision/result/.

8. Отчет о работе Счетной палаты Российской

Федерации в 2012 г. С. 17. http://www.ach.gov.ru/ru/ revision/reports-by-years/?id=972.

9. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на отчет об исполнении федерального бюджета за 2012 г. С. 441. http://www.ach.gov.ru/ru/expert/follow-up/?id=1053.

10. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на отчет об исполнении федерального бюджета за 2012 год. С. 442. http://www.ach.gov.ru/ru/expert/ follow-up/?id=1053.

11. Отчет о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2012 г. С. 175. http://www.ach.gov.ru/userfiles/ tree/report-2012-7-tree_files-fl-664.pdf.

12. Там же. С. 177.

13. Отчет о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2012 г. С. 178. http://www.ach.gov.ru/userfiles/ tree/report-2012-7-tree_files-fl-664.pdf.

14. Отчет о работе Счетной палаты в 2012 году. С. 184. http://www.ach.gov.ru/userfiles/tree/report-2012-7-tree_files-fl-664.pdf.

References

1. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Explanatory dictionary of the Russian language. M.: AZ Ltd., 1992. P. 305.

2. http://ru.wikipedia.org/wiki/

3. Russian corruption through the eyes of experts. http://www.anti-corr.ru/awbreport/rutxt/1212.htm.

4. Federal law of the Russian Federation of April 5, 2013 № 41-FZ "On the accounts chamber of the Russian Federation". Art. 5. http://www.rg.ru/2013/04/10/spalata-dok.html.

5. Ibid. PT. 14.

6. Report on the work of the Accounts Chamber of the Russian Federation in 2013. http://audit.gov.ru/activities/ annual_report/#764.

7. Accounts chamber of the Russian Federation. The effectiveness of control in numbers. http://www.ach.gov. ru/ru/revision/result/.

8. Report on the work of the accounts chamber of the Russian Federation in 2012. P. 17. http://www.ach.gov.ru/ ru/revision/reports-by-years/?id=972.

9. Conclusion of the accounts chamber of the Russian Federation on the report on execution of the Federal budget for 2012. P. 441. http://www.ach.gov.ru/ru/expert/fol-low-up/?id=1053.

10. Conclusion of the accounts chamber of the Russian Federation on the report on execution of the Federal budget for 2012. P. 442. http://www.ach.gov.ru/ru/expert/ follow-up/?id=1053.

11. Report on the work of the accounts chamber of the Russian Federation in 2012. P. 175. http://www.ach.gov. ru/userfiles/tree/report-2012-7-tree_files-fl-664.pdf.

12. Ibid. P. 177.

13. Report on the work of the accounts chamber of the Russian Federation in 2012. P. 178. http://www.ach.gov. ru/userfiles/tree/report-2012-7-tree_files-fl-664.pdf.

14. Report on the work of the accounts chamber in 2012. P. 184. http://www.ach.gov.ru/userfiles/tree/report-2012-7-tree_files-fl-664.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.