Т. В. Заметина,
доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой конституционного права имени профессора И. Е. Фарбера и профессора В. Т. Кабышева Саратовской государственной юридической академии
T. V. Zametina,
Doctor of Law, Professor, Head of the Department of Constitutional Law named after Professor I. E. Farber and Professor V. T. Kabyshev of the Saratov State Law Academy [email protected]
DOI:
£ s
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАВНОПРАВИЯ И ЕДИНСТВА НАРОДОВ РОССИИ
Аннотация: актуальность темы определяется значимостью выявления мировоззренческих приоритетов, духовно-нравственных основ российского общества в условиях геополитической трансформации. Цель статьи заключается в исследовании особенностей правовой формализации традиционной духовно-нравственной ценности - единство народов России - во взаимосвязи с принципами преемственности, государственного единства и равноправия этносов, проживающих на территории России. В работе использованы общенаучные (диалектический, анализ, синтез) и част-нонаучные (формально-юридический, сравнительно-правовой) методы. Автор приходит к выводу о том, что в системе конституционного регулирования национальное равноправие, наряду с принципами свободного национально-культурного, языкового развития, национальной самоидентификации, выступает условием обеспечения единства народов России как одной из базовых российских духовно-нравственных ценностей, имплицитно содержащейся в конституционных нормах и требующей дальнейшего развития в федеральном и региональном законодательстве.
Ключевые слова: конституция, преамбула, единство народов России, национальное равноправие, Стратегия государственной национальной политики, национально-культурная автономия.
CONSTITUTIONAL AND LEGAL ASPECTS OF ENSURING EQUALITY AND UNITY OF THE PEOPLES OF RUSSIA
Abstract: the relevance of the article is determined by the importance of identifying ideological priorities, .spiritual and moral foundations of Russian .society in the conditions ofgeopolitical transformation. The purpose ofthe article is to study the features of the legal formalization of the traditional spiritual and moral value "unity of the peoples ofRussia", in connection with the principles of continuity, state unity and equality of ethnic groups living on the territory of Russia. Methods: general scientific (dialectical, analysis, synthesis) and specific scientific (formal legal, comparative legal).
The author comes to the conclusion that in the system of constitutional regulation, national equality, along with the principles of free national-cultural, linguistic development,
n
271
national .self-identification, act as conditions for ensuring the unity of the peoples of Russia as one of the basic Russian spiritual and moral values, implicitly contained in constitutional norms and requiring further development in federal and regional legislation.
Keywords: Constitution, preamble, unity of the peoples of Russia, national equality, Strategy of the state national policy, national-cultural autonomy.
Конституция Российской Федерации (Конституция РФ), будучи базовым юридическим документом, определяющим стандарты обеспечения прав и свобод граждан, ключевые параметры развития общества и государства на длительную перспективу, выступает важнейшим ценностно-мировоззренческим актом, обеспечивающим стабильность конституционного строя, социальную интеграцию в стране. Как отмечает С. В. Кабышев, «Конституция России не просто фиксирует в концентрированном виде систему национальных ценностей и идеалов, но и придает им качество принципиальных норма-^ тивных оснований действия, определяет их смыслообразующее значение в законодательстве, правоприменении, правосудии» [1, с. 40].
Идеи преемственности, которые раскрываются в Преамбуле Конституции России через формулы, соединенные «общей судьбой
§ на своей земле, сохраняя исторически сложившееся государственное
I
единство, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями», получили развитие в ходе консти-^ туционной реформы 2020 г. посредством включения в ст. 67.1 части ^ второй о том, что «Российская Федерация, объединенная тысячелетней § историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру С в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, ^ признает исторически сложившееся государственное единство» [2]. § Еще русские дореволюционные государствоведы, размышляя ® о государственной организации России, уделяли внимание вопросам С обеспечения социальной солидарности, многообразия и гармоничного развития народов, проживающих на ее территории.
272 Н. А. Гредескуль писал: «самый важный факт, тот факт, что Россия ' есть государство многонациональное, вопрос о сожительстве многих народов внутри одного государства есть центральный вопрос совре-® менной государственной жизни» [3, с. 7]. Н. М. Коркунов справедливо
О
замечал, что с «изменением идеалов может совершенно измениться общественная жизнь, и форма общественного развития» [4, с. 208209]. По мнению С. А. Котляревского, «будущее - и в материальном, и в духовном смысле - принадлежит, по-видимому, крупным политическим образованиям. Но это объединение нельзя представить себе,
как централистическую нивеллировку, как уничтожение исторически сложившихся своеобразий отельных частей» [5, с. 79].
О. Бауэр различал национальное государство (с национально-однородным составом населения) и государство национальностей (государство с национально-смешанным составом населения) [6, с. 61] и подчеркивал, что «общность означает не только однородность или сходство, а совместное переживание одной и той же судьбы на почве ^ постоянных сношений и беспрерывного взаимодействия» [6, с. 45-46].
Исследователи предостерегали, что «нет ничего вреднее для конституционной жизни как возбуждение взаимного раздражения § народностей, входящих в состав государства» [7, с. 591], «идея на- § ционального государства в связи с прямолинейным проведением
0]
принципа государственного единства приводит в государствах с пе- § стрым этническим составом населения к национализму» [8, с. 212]. | Конституционный порядок должен быть «основан прежде всего | на общей свободе, на обеспечении всех прав, на взаимных уступках и соглашениях» [7, с. 592], и только власть, «зависящая от всего на- 2 рода, обеспечивает каждому сочлену нации наиболее благоприятные | условия его индивидуальной жизни» [5, с. 85]. |
Исторически естественная ассимиляция, обусловившая этногра- | фическое разнообразие населения, сопровождалась процессами этни- § ческой консолидации народов, входящих в Российское государство, | формированием культуры межнационального общения. Российская § государственная национальная политика также эволюционировала: | первоначально рассматриваемая государством как внешняя (отноше- £
ния с иноземцами, инородцами), она со временем стала определяться £
§
как внутренняя политика. ш
В период создания советского государства происходит формиро- § вание конституционно-правовых принципов государственной наци- §
и го
ональной политики, ее основных направлении, а также учреждение § специальных органов общероссийского и местного значения, осущест- § вляющих государственную защиту прав национальных меньшинств и этнических общностей. 273
Декларация прав народов России, принятая 2 (15) ноября 1917 г. [9], и Конституция РСФСР 1918 г. [10] выступили в качестве первых ш документов, определивших юридические основы межнационального | взаимодействия на территории России. Особое внимание уделялось | языковой политике, поддержке образования и культуры различных £ наций в рамках государственной национальной политики.
В 60-70-х гг. в программных документах ЦК КПСС пришло к выводу, что «возникла новая историческая общность - советский народ»
£
5
го
[11, с. 55]. Назывались объективные предпосылки его создания: формирование на базе общей собственности на средства производства, единства экономической, социально-политической и культурной жизни марксистско-ленинской идеологии.
Раскрывая сущность данной категории, Д. Л. Златопольский писал, что советский народ - это «не "нация", а возникшая впервые в истории новая и к тому же более сложная, более широкая общность: политическая (общее мировоззрение и цель), экономическая (общее социалистическое хозяйство), культурная (общие черты в духовном облике и психологии) и даже языковая (русский язык - общий язык межнационального общения)» [12, с. 323]. Идеологами марксизма-ленинизма советский народ определялся не только как «новая историческая общность», но и как «государственная общность», «социально-классовая общность», «межнациональная общность», «экономическая и культурная общность» [13, с. 49, 56, 63, 72].
Сохранение конституционно-правовой самобытности и наци-
ональной идентичности России, принципов и традиций правового регулирования в сфере межнациональных отношений, преемственности правового материала способствовали включению в преамбулу Конституции РФ 1993 г. положений, направленных на укрепление общероссийской гражданской идентичности и национально-культурного многообразия российского народа: Конституция принята от имени многонационального народа Российской Федерации, утверждает права и свободы человека указывает на значимость гражданского мира и согласия, общепризнанных принципов равноправия ^ и самоопределения народов. Конкретизация указанных ценностей С происходит в рамках ст. 3, 5, 26, ч. 2 ст. 67.1, 68, 69 Конституции РФ. ^ Модернизация Конституции РФ в 2020 г. содействовала дополнению § ч. 1 ст. 68 положением о том, что русский язык - это «язык государ-
ствообразующего народа, входящего в многонациональный союз
со 2
С равноправных народов Российской Федерации» [2], а также ст. 69 ч. 2, согласно которой «государство защищает культурную самобыт-274 ность всех народов и этнических общностей Российской Федерации, ' гарантирует сохранение этнокультурного и языкового многообразия». В условиях глобального ценностного кризиса, особое значение ® приобретают мировоззренческие приоритеты, основы духовно-нравственного существования и развития российского общества. В Основах государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей [14] в качестве ценностных ориентиров общественного развития называются историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
Действующая Конституция формально не упоминает «единство народов России», но в преамбуле и иных указанных положениях создает юридические и организационные основы его обеспечения. Равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации закреплено в ч. 3 ст. 5 Конституции РФ.
Равноправие в национальной сфере можно рассматривать не только как один из конституционных принципов российского федерализма, ^ но и как правовой режим взаимоотношений народов в Российской Федерации и составляющую конституционного-правового статуса человека и гражданина (в субъективном плане). §
Поскольку равноправие гарантируется всем народам, проживаю- § щим в Российской Федерации на основе действующей Конституции
0}
и законодательства, численность народа не является определяющей § для признания за ним ряда прав (ст. 9), при этом государство гаран- | тирует поддержку национальным меньшинствам и малочисленным | народам (ст. 69). Так называемая позитивная дискриминация предполагает дифференциацию правового регулирования, создание до- § полнительных юридических возможностей и преимуществ коренным | недоминирующим этническим общностям на основе закона в целях | обеспечения социальной справедливости. |
Конституция гарантирует народам возможность обретения ими § различных национально-территориальных форм. Титульные этносы, | давшие название республикам в составе Российской Федерации, име- § ют дополнительные возможности для развития национального языка, | устанавливают государственные языки, учитывают исторические, £ национальные особенности в названиях их органов власти. 5
В российском многонациональном государстве, помимо принципа и национального равноправия, важное значение имеет национальное взаимодействие между народами. Единство народов России, обозна- §
и го
ченное в качестве традиционной духовно-нравственной ценности, § предполагает сотрудничество этих народов, взаимопомощь и скоор- § динированность действий в определенных сферах. Равноправие народов выступает необходимым условием их единства, консолидации
275
в общероссийскую нацию, а также формирования единой гражданской общности. ш
Этносы как устойчивые образования, существующие длительное | время, обеспечивают воспроизводство, сохранение, использование | и продуцирование ценностей. Механизм социальной преемственности £ предполагает действие различных факторов, охватывает формирование матричных социокультурных моделей, которые должны включать в себя традиционные духовно-нравственные ценности и ориентиры.
Необходимость обеспечения единства народов детерминирована многонациональным составом населения, неоднородностью природы входящих в состав Российской Федерации субъектов, построенных на сочетании национальных и территориальных начал.
Сплоченность народов, проживающих на территории России, -это основа социальной устойчивости Российского государства. Как справедливо отмечает Б. С. Эбзеев, народ является «носителем государственного духа и самого принципа государственной бытийности» [15, с. 231].
Национальное равноправие включает три уровня реализации: федеральный, региональный и местный. На федеральном уровне вопросы равноправия, обеспечения его правовых и организационных основ определяются Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года [16], Федеральным законом «О национально-культурной автономии» [17] и др.
В Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации словосочетание «единство народов Российской Федерации» не получило своего отражения, однако закрепляется дефиниция «гражданское единство», как «признание гражданами Российской Федерации суверенитета государства, его целостности, единства правового пространства, этнокультурного и языкового многообразия Российской Федерации, исторического и культурного наследия народов Российской Федерации, равных прав на социальное и культурное развитие, на доступ к социальным и культурным ценностям, солидарность граждан в достижении целей и решении задач развития обще-^ ства» [16]. Кроме того, упоминается преемственность исторических
I
I 8 со
I
5
С
го
традиций российских народов, в том числе таких как солидарность
^ и взаимопомощь (п. «ж» ст. 19 Стратегии). Полагаем, что понятия «единство народов Российской Федерации» и «гражданское единство» являются близкими и взаимосвязанными, но не тождественными.
§ «единство народов Российской Федерации» и «гражданское единство» со
С Единство народов России - ценность, обусловленная общностью исторической судьбы этих народов, многовековыми традициями межкультурного и межнационального взаимодействия, солидарности ' и взаимопомощи, одна из основ гражданского единства.
К числу институтов обеспечения национального равноправия ® относится национально-культурная автономия. Из природы и сущ-
276
ности этих общественных структур вытекает их воспитательная функция. Однако в Федеральном законе «О национально-культурной автономии» не обозначена эта миссия объединений этнокультурной направленности. Принцип национального равноправия народов в его индивидуальном и коллективном преломлении, как и принцип пре-
емственности, тоже пока не нашли своего отражения в указанном документе (ст. 2). Приоритетными направлениями функционирования автономий должны быть не только развитие национального языка и культуры, этнического самосознания, но и воспитание патриотизма, гражданской ответственности, формирование общероссийской гражданской идентичности, внедрение ценностей единства народов России. о
Проведенный анализ регионального законодательства позволил S выявить неоднородность подходов к правовой формализации понятия «единство народов России». Например, в Московской, Новгородской, О Псковской областях в стратегических документах учитывается ре- о гиональная специфика обеспечения единства народов, отмечается £ необходимость укрепления «общероссийской гражданской идентич- § ности и единства народов, проживающих на территории Московской | области» [18] или «укрепление общероссийской гражданской | идентичности и единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации) на территории Псковской области» 5 [19]. В Белгородской, Ивановской областях и некоторых других | субъектах РФ демонстрируется несколько иной подход - в качестве | приоритетной цели определяется «укрепление общероссийской | гражданской идентичности и единства многонационального народа § Российской Федерации (российской нации)» [20]. Полагаем, что | второй подход правовой формализации этого вопроса является более § предпочтительным, т.к. межэтническое взаимодействие, солидар- | ность и сотрудничество как основы единства народов России могут £ не ограничиваться территорией исключительно одного субъекта фе- 5 дерации, требуют координации усилий всех регионов. Национальное S равноправие как одно из значимых условий единства народов также гарантируется на всей территории Российской Федерации.
Высшим судебным органом конституционного контроля в России о были сформулированы некоторые правовые позиции, связанные с обе- § спечением национального и регионального равноправия, сложившегося государственного единства. В частности, определялись понятие 211 многонационального народа как совокупности граждан различных национальностей и вероисповеданий, соединенных общей судьбой ш и сохраняющих исторически сложившееся государственное единство, g условия его сохранения и развития [21], а также национального равно- | правия в политико-правовых отношениях [22]. Неоднократно под- £ черкивалась обязанность государства по защите прав национальных меньшинств, включая коренные малочисленные народы [23], указывалось на необходимость поддержания баланса интересов граждан
£
278
при возвращении репрессированных народов в места традиционного проживания [24], а также «гармонизации и сбалансированного функционирования общефедерального языка и государственных языков республик в рамках общего языкового пространства» [25]. Данные положения направлены на укрепление конституционных основ российского федерализма, устойчивости межнациональных отношений, а также ценностную интеграцию российского социума в условиях дифференцированности различных сообществ.
Вопросы обеспечения единства народов России, многонационального народа страны связаны с укреплением российской государственности, повышением качества государственного управления и правовой формализации индивидуальных и коллективных прав этнических обществ, обеспечением этнокультурного и этноязыкового многообразия. В системе конституционного регулирования национальное равноправие, наряду с принципами свободного национально-культурного,
£ языкового развития, национальной самоидентификации, выступает условием обеспечения единства народов России как одной из базовых российских духовно-нравственных ценностей, имплицитно содержащейся в конституционных нормах и требующей дальнейшего развития
8 1
§ в отраслевом законодательстве.
I
Список литературы:
1. Кабышев, С. В. Конституция России: традиции прогресса (к 30-ле-2 тию) / С. В. Кабышев. - М. : ИЦ Университета имени О. Е. Кутафина ¡5 (МГЮА), 2024. - 87 с.
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосо-О ванием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссий-^ ского голосования 1 июля 2020 г.; с изменениями от 4 октября 2022 г.) // Рос.
^ газ. - 1993. - 25 дек.; Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2020. - N° 11, §
® ргауо . gov. га (дата опубликования: 06.10.2022). & 3. Гредескуль, Н. А. Россия и ее народы / Н. А. Гредескуль. - Петроград :
Кн. маг. б. М. В. Попова, 1916. - 79 с.
ст. 1416; Официальный интернет-портал правовой информации URL : www.
4. Коркунов, Н. М. Лекции по общей теории права / Н. М. Коркунов. -_ СПб., 1898. - 354 с.
5. Котляревский, С. А. Конституционное государство. Опыт политико-(у морфологического обзора / С. А. Котляревский. - СПб. : Издание Г. Ф. Львова вича, 1907. - 268 с.
6. Бауэр, О. Национальный вопрос и социал-демократия / О. Бауэр. -СО СПб. : СЕРП, 1918. - 600 с.
7. Чичерин, Б. О народном представительстве / Б. Чичерин. - М. : тип. Т-ва И. Д. Сытина, 1899. - 810 с.
8. Лазаревский, Н. М. Русское государственное право / Н. М. Лазаревский. - СПб. : Кн. маг. «Право», 1913. - 672 с.
г
9. Декларация прав народов России : утв. СНК РСФСР 2 ноября 1917 г. // СУ РСФСР - 1917. - № 2, ст. 18.
10. Конституция РСФСР 1918 года. - 1ЖЬ: https://constitution.garant.ru/ history/ussr-rsfsr/1918/ (дата обращения: 14.04.2024).
11. О подготовке к 50-летию образования СССР : постановление ЦК КПСС от 21 февраля 1972 г. // КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. - М. : Политиздат, 1985. - Т. 11. - 573 с.
12. Златопольский, Д. Л. СССР - федеративное государство / Д. Л. Зла-топольский. - М. : Из-во Моск. ун-та, 1967. - 335 с. 5
13. Советский народ и диалектика национального развития. - Баку : 3 Элм, 1972. - 332 с.
14. Об утверждении Основ государственной политики по сохранению § и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценно- о стей : указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 // Собр. законодательства £ Рос. Федерации. - 2022. - № 46, ст. 7977. §
15. Эбзеев, Б. С. Философия российского конституционализма : очерки / | Б. С. Эбзеев. - М. : Проспект, 2023. - 496 с. |
16. О Стратегии государственной национальной политики Российской 3 Федерации на период до 2025 года : указ Президента РФ от 19 декабря г 2012 г. № 1666 (в ред. от 15 января 2024 г.) // Собр. законодательства Рос. 3 Федерации. - 2012. - № 52, ст. 7477. 3
17. О национально-культурной автономии : федеральный закон 3 от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ (в ред. от 1 апреля 2022 г.) // Собр. законода- | тельства Рос. Федерации. - 1996. - № 25, ст. 2965. £
18. Об утверждении Концепции реализации государственной наци- § ональной политики на территории Московской области : постановление £ Правительства Московской области от 23 марта 2012 г. № 352/10 (в ред. § от 14 марта 2023 г.) // Доступ из справ.-правовой системы «Консультант- я
Плюс». £
§
19. Об утверждении Государственной программы Псковской области : 3 реализация государственной национальной политики на территории области : постановление администрации Псковской области от 30 декабря 2020 г. № 472 (в ред. от 15 марта 2023 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации. : http://pravo.gov.ru (дата обращения: 14.04.2024).
20. Об утверждении Региональной стратегии государственной национальной политики в Белгородской области на период до 2025 года : § постановление Правительства Белгородской области от 2 августа 2022 г. № 460-пп // Официальный интернет-портал правовой информации http://
279
pravo.gov.ru (дата обращения: 14.04.2024).
21. По делу о проверке конституционности части 1 статьи 6.21 Кодекса ^ Российской Федерации об административных правонарушениях в связи £ с жалобой граждан Н. А. Алексеева, Я. Н. Евтушенко и Д. А. Исакова : по- | становление Конституционного Суда РФ от 23 сентября 2014 г. № 24-П // § Вестник Конституционного Суда РФ. - 2014. - № 6. щ
22. По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 9 Федерального закона «О политических партиях» в связи с запросом Коптевского районного суда города Москвы, жалобами общероссийской общественной
§ £
о п
политической организации «Православная партия России» и граждан И. В. Артемова и Д. А. Савина : постановление Конституционного Суда РФ от 15 декабря 2004 г. № 18-П // Вестник Конституционного Суда РФ. -2005. - № 1.
23. По делу о проверке конституционности части 1 статьи 3 Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» и части 1 статьи 19 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина А. Ф. Данилова : постановление Конституционного Суда РФ от 5 июля 2021 г. № 32-П // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2021. - № 28, ч. 2, ст. 5631.
24. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Авезова Мурзадина Алибековича, Аджигайтарова Нажмудина Биярслановича и других на нарушение их конституционных прав Указом Президиума Верховного Совета РСФСР «О восстановлении Чечено-Ингушской АССР и упразднении Грозненской области» : определение Конституционного
ЭС Суда РФ от 9 марта 2017 г. № 462-О // Доступ из справ.-правовой системы § «КонсультантПлюс».
25. По делу о проверке конституционности положений пункта 2 Сс статьи 10 Закона Республики Татарстан «О языках народов Республики со Татарстан», части второй статьи 9 Закона Республики Татарстан «О госу-oq дарственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике 2 Татарстан», пункта 2 статьи 6 Закона Республики Татарстан «Об образова-^ нии» и пункта 6 статьи 3 Закона Российской Федерации «О языках народов ^ Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина С. И. Хапугина и за-^ просами Государственного Совета Республики Татарстан и Верховного Суда ■S Республики Татарстан : постановление Конституционного Суда РФ от 16 но-S ября 2004 г. № 16-П // Вестник Конституционного Суда РФ. - 2005. - № 1.
280