Научная статья на тему 'Конституционно-правовой статус XXII поправки к Конституции США'

Конституционно-правовой статус XXII поправки к Конституции США Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
353
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ / CONSTITUTION / ПОПРАВКА / AMENDMENT / ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО / ELECTORAL LAW / ПРЕЗИДЕНТСКИЙ СРОК / PRESIDENTIAL TERM / КОНГРЕСС / CONGRESS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Фролов В. Б.,

В статье производится анализ законодательного акта, дополняющего и не изменяющего структуры одной из старейших в мире конституций Конституции США XXII поправки, а также ее влияние, оказанное на избирательную систему американского государства. Наличие законодательного пробела по вопросу максимального количества сроков пребывания лицом в должности президента создавало неопределенность в течение более чем полутора столетия, в результате назрела необходимость издания соответствующей поправки, защищающей права избирателей и государство в целом от неограниченного по времени правления главы государства, занимающего должность в качестве Президента США.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Constitutional and legal status of the XXII amendment of the US Constitution

In article analyzes the legislative act that complements and does not change the structure of one the world’s oldest constitutions the Constitution of the USA XXII amendments, as well as its impact on the electoral system of the American state. The existence of a legislative gap on the maximum number of terms of office of President created uncertainty for more than a century and a half, as a result of which the need to issue an appropriate act protecting the rights of voters and the state as a whole from the unlimited time of the head of state holding the office as the President of the USA.

Текст научной работы на тему «Конституционно-правовой статус XXII поправки к Конституции США»

Конституционно-правовой статус XXII поправки к Конституции США Constitutional and legal status of the XXII amendment of the US Constitution

Фролов В.Б.

Студент 1 курса бакалавриата, Юридический факультет, Санкт-Петербургский государственный университет,

РФ, г. Санкт-Петербург E-mail: frol190@,bk.ru

Frolov V. B.

1st year bachelor student, faculty of law, Saint-Petersburg state university Russia, Saint-Petersburg E-mail: frol190@,bk.ru

Научный руководитель

Ильин А.В.

Кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права СПбГУ

РФ, г. Санкт-Петербург

Scientific adviser Ilyin A. V.

PhD in law

associate Professor of the Department of theory and history of state and law of Saint-Petersburg state university

Russia, Saint-Petersburg

Аннотация.

В статье производится анализ законодательного акта, дополняющего и не изменяющего структуры одной из старейших в мире конституций - Конституции США - XXII поправки, а также ее влияние, оказанное на избирательную систему американского государства. Наличие законодательного пробела по вопросу максимального количества сроков пребывания лицом в должности президента создавало неопределенность в течение более чем полутора столетия, в результате назрела необходимость издания соответствующей поправки, защищающей права избирателей и государство в целом от неограниченного по времени правления главы государства, занимающего должность в качестве Президента США.

Annotation.

In article analyzes the legislative act that complements and does not change the structure of one the world's oldest constitutions - the Constitution of the USA - XXII amendments, as well as its impact on the electoral system of the American state. The existence of a legislative gap on the maximum number of terms of office of President created uncertainty for more than a century and a half, as a result of which the need to issue an appropriate act protecting the rights of voters and the state as a whole from the unlimited time of the head of state holding the office as the President of the USA.

Ключевые слова: конституция, поправка, избирательное право, президентский срок, конгресс.

Keywords: constitution, amendment, electoral law, presidential term, congress.

Американское государство за свое более чем двухсотлетнее существование по праву считается одним из наиболее продвинутых стран в сфере развитии институтов демократии. За этот длительный период времени разрабатывались и совершенствовались правовые нормы, которые пытались улучшить не только облик государственной власти, но и Конституцию, текст которой оставался неизменным в течение более двухсот лет. Но чем обеспечивается подобное долголетие главного закона в постоянно меняющемся мире права? Ответ на этот вопрос кроется в поправках, которые не изменяют, но дополняют текст американской Конституции.

Правовой статус данных правовых актов является неотъемлемой составляющей американского законодательства. С момента принятия Конституции в 1787 г. в нее было внесено 27 поправок (26 из которых ныне являются действующими),

но без внимания в наши дни осталось большое количество проектов, которые не вызвали доверия у законодателя, число которых доходит до пяти тысяч. За двухсотлетнюю историю Конституции менялась дата истечения сроков полномочий Президента, вводился суд присяжных и подоходный налог, отменялось рабство. Именно поэтому «идея особого порядка изменения писаной конституции, ее жесткости по сравнению с обычными законодательными актами возникла на американской почве и была сугубо американской по своему происхождению»,[2] хотя и «поправки формально не инкорпорированы в текст Конституции, состоящей из преамбулы и семи статей, и имеют собственную нумерацию».[2]

В этой череде законодательных преобразований наибольшего числа изменений коснулись поправки в сфере избирательных прав населения США, которых было произведено восемь за всю историю страны, однако в работе будет рассмотрена лишь одна - XXII поправка - которая ограничила нахождения Президента на посту двумя сроками.

Правовой статус XXII поправки «Ни одно лицо не может быть избрано на пост Президента более чем на два срока и ни одно лицо, занимающее пост Президента или исполняющее обязанности Президента в течение 2-х лет из того срока, на который Президентом было избрано какое-либо другое лицо, не может избираться на пост Президента более чем один раз... ».[1] Принятие XXII поправки, установившей предельный срок нахождения в должности Президента двумя сроками, было обусловлено конкретными историческими условиями. До ее принятия в Америке пребывание Президента в должности ограничивалось двумя сроками и ничем законодательно не было закреплено, в силу того, что это было обусловлено обычаем, установленным первым Президентом США Джорджем Вашингтоном, который находился в должности в течение двух сроков. Все последующие президенты соблюдали этот негласный порядок в течение полутора столетий. Однако некоторые главы государства не считали себя обязанными соблюдать это правило. В 1876 г. Улисс Грант, после истечения второго срока, решил баллотироваться на должность Президента в третий раз, однако Палата представителей запретила ему нарушать сложившийся обычай, Теодор Рузвельт в 1908 г. отказался выставлять свою кандидатуру третий раза подряд, однако это не помешало ему бороться за пост Президента на выборах в 1912 г., завершившийся для него поражением автору знаменитых «14 пунктов» Вудро Вильсону.

За всю историю американского государства реальным нахождением у власти более 2 сроков запомнился Президент Франклин Делано Рузвельт, который во второй четверти XX века вопреки установившемуся порядку баллотировался четыре раза на пост главы государства, однако умер спустя несколько месяцев после очередного избрания на должность в апреле 1945 г. Рузвельт правил страной в тяжелые годы II Мировой войны, когда американский народ нуждался в сильном лидере, который мог привести страну к победе и именно поэтому он избирался на должность Президента четыре раза и имел колоссальную поддержку народа, но не сенаторов, которые с неодобрением оценивали сложившийся порядок. «До Ф. Рузвельта президенты следовали традиции: занимать должность не более 2 сроков; XXII поправка (1951) - «запоздалая месть» республиканцев четырежды избиравшемуся Ф. Рузвельту».[3] Подобный расклад не устраивал конгрессменов, что побудило их выработать законодательное ограничение пребывания в должности Президента в целях недопущения концентрации власти в руках одного человека более чем на два срока. «С 1789 по 1947 год, т.е. более чем за полтора века, в Конгресс было внесено 270 предложений с целью ограничить возможности для переизбрания действующего президента. Частота внесения подобных поправок постоянно нарастала, пока, наконец, на первое заседание Сената 1947 года таких предложений было внесено сразу восемь, из которых шесть было от республиканцев и два — от демократов». [5] Смысл данного решения был довольно прост - конгрессмены желали того, чтобы ни одно лицо не может занимать пост Президента более двух сроков. На первый взгляд, подобный шаг препятствовал появлению авторитарных зачатков в демократическом обществе, ведь это разумно ограничить власть Президента определенным количеством сроков. Но у этого тезиса есть и другой взгляд. Знаменитый американский писатель и социальный критик Артур Шлезингер в книге «Циклы американской истории» указывает, что принятие XXII поправки было «ошибкой» и главным мотивом которой была «посмертная месть» конгрессменов и членов Палаты представителей за избрание Франклина Рузвельта в 4

раз Президентом США. Автор также указывает и на то, что «если идея народовластия имеет смысл, то суть этой идеи -право избирателей свободно избирать своих руководителей. Эта поправка значительно сузила права избирателей».[4] И это справедливо, так как право граждан США на неограниченное количество переизбрания одного лица в должности Президента в наши дни, как бы это парадоксально не звучало, ограничено законом.

XXII поправка внесла особый вклад в историческое развитие демократических институтов американской государственности. В течение более 65 лет ни один Президент не баллотировался на 3 срок, что дает уверенность новым кандидатам Республиканской и Демократических партий в возможности участия на подлинно демократических выборах. Невзирая на ограничения прав избирателей выбора своего кандидата, XXII поправка устранила пробел в праве, что повысило уровень американского законодательства. Но американские представители Конгресса, в частности партии республиканцев, которые лоббировали принятие поправки, столкнулись с одной трудностью, касательно формулировки текста поправки. Прения касались возможного референдума граждан, которые, по мнению части представителей Конгресса, должны были сами решить судьбу института Президентства, на основании того, что народ «учредил и принял Конституцию». Демократы в свою очередь выступали против изменения сложившегося порядка и стояли на той позиции, что граждане обязаны самостоятельно выбирать главу государства, тем самым не ограничивать волю народа в избрании кандидата на пост Президента США.

Принятие новой поправки также было обусловлено политикой Республиканской и Демократических партий. Первые всячески старались усилить роль Конгресса, выступая тем самым представителями интересов законодательной власти. Неограниченный срок президентских полномочий, как главы исполнительной власти, мог угрожать системе сдержек и противовесов исполнительной, законодательной и судебной властей. Демократы, наоборот, выступали за интересы общества, которые в виде предпочтения могли быть отданы кандидату, который исполнял обязанности в течение двух сроков. В стенах Конгресса по этому поводу велись настолько бурные дискуссии, что предлагалось ограничить президентские полномочия одним сроком, но вскоре поняли, что это может нежелательно отразиться на демократических институтах государства и в целом иметь неблагоприятные последствия. Не стоит также забывать, что глава государства является представителем определенной политической партии, которая получает преимущество на срок президентского правления в достижении определенных целей в Конгрессе. Такая же ситуация присутствует в штатах, где члены местных парламентов являются представителями двух главенствующих партий, а значит возникает проблема федерализма государства, т.е. Президент долгим нахождением у власти может влиять на местную политическую структуру, что не допускается в США в связи с обладанием штатами определённой долей независимости. Избирательное право является одним из самых важных компонентов любого демократического государства. Создание прозрачной системы выборов ведет к повышению уровня доверия между обществом и властью. В этой связи важно помнить, что избирательное право во многих государствах продолжает развиваться - в США, к примеру, запрещено иметь право голоса лицам, попавшим в тюрьму, но, возможно, со временем законодатель решит эту проблему в пользу избирателя.

Таким образом, можно прийти к выводу, что принятие поправок было закономерным процессом, обусловленным конкретными историческими условиями. Длительное отсутствие законодательного закрепления ограничения количества сроков пребывания лица в должности Президента вынудило законодателя принять XXII поправку, изменившая права избирателей, которые могли выбирать кандидата в Президенты США не более двух раз. Эта мера была призвана оградить общество от возможной диктатуры одного лица, а также увеличить шансы других кандидатов в возможности борьбы за президентское кресло. Конгрессмены, в результате политической борьбы между двумя конкурирующими между собой партиями - демократической и республиканской - стремились расширить свой электорат, а также ставили задачу законодательно оформить сложившийся обычай, который заключался в том, что лицо не может занимать пост Президента более двух раз, который был нарушен Франклином Делано Рузвельтом дважды во время II мировой войны, что в результате

обезопасило американское общество от возможности возникновения авторитарных или тоталитарных зачатков недемократических режимов.

Список используемой литературы:

1. Constitution of the USA. [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.: https://www.usconstitution.net/const.html

2. Конституция США: История и современность / Под ред. А. А. Мишина, Е. Ф. Язькова. - М.: Юрид. лит., 1988.

- С. 81.

3. Словарь американской истории с колониальных времен до Первой мировой войны / Под ред. С. А. Исаева, Б.С. Кагановича. - СПб.: Дмитрий Буланин, 1997. - С. 296.

4. Шлезингер-младший А.М. Циклы американской истории / Пер. с англ., закл. ст. В.И. Терехова — М.: Издательская группа «Прогресс», «Прогресс-Академия», 1992. — C. 455.

5. Поправка 22. История принятия 22-й поправки к конституции США. [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд. : http://www.vestnik-evropy.ru/issues/amendment-22-the-history-of-the-adoption-of-the-22nd-amendment-to-the-u-s-constitution.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.