Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2024. Т. 24, вып. 3. С. 348-353 Izvestiya of Saratov University. Economics. Management. Law, 2024, vol. 24, iss. 3, pp. 348-353
https://eup.sgu.ru https://doi.org/10.18500/1994-2540-2024-24-3-348-353, EDN: ZAYRDR
Научная статья УДК 342(470)(072.8)
Конституционно-правовой статус военнослужащего в Российской Федерации: понятие и элементы
К. А. Головко
Саратовская государственная юридическая академия, Россия, 410056, г. Саратов, ул. Вольская, д. 1
Головко Кирилл Александрович, аспирант кафедры конституционного права имени профессора И. Е. Фарбера и профессора В. Т. Кабы-шева, [email protected], https://orcid.org/0009-0004-8627-2660
Аннотация. Введение. На протяжении всей истории России укрепление и защита государственного суверенитета были приоритетными направлениями развития страны. Формой защиты государственного суверенитета в том числе является военная защита. Соответственно, появляется необходимость изучения конституционно-правового статуса военнослужащего в России, включающего в себя как общие права и обязанности, так и специальные правомочия, обязанности, запреты, ограничения, а также гарантии, льготы и компенсации, обусловленные особым режимом выполнения поставленных профессиональных задач, функций и их последствий. Современный конституционно-правовой статус военнослужащего и его содержание трансформируются в соответствии с концепцией национальной безопасности Российской Федерации и политикой укрепления государственного суверенитета. Цель исследования - на основе совокупности теоретических взглядов и практики применения сформулировать классификацию элементов конституционно-правового статуса военнослужащего в Российской Федерации. Теоретический анализ. В России статус военнослужащих и членов их семей относится к категории специальных. Соответственно, данный статус включает в себя совокупность общих прав, свобод и обязанностей, вытекающих из универсального правового статуса личности и закрепленных в Конституции Российской Федерации, а также перечень специальных правомочий, обязанностей, запретов и ограничений, в совокупности с дополнительными гарантиями, льготами и компенсациями являющихся следствием выполнения профессиональных функций и их последствий, рода войск, занимаемой должности, условиями несения службы и других обстоятельств. Анализ теоретических исследований позволяет сделать вывод, что перечень элементов правового статуса личности в целом является открытым. Элементы правового статуса военнослужащего в России, как специального субъекта права, не определены, следовательно, есть необходимость не только их установления, но и выделения критериев разграничения статуса военнослужащего в зависимости от режима несения службы и других обстоятельств. Эмпирический анализ. Нормативно-правовое регулирование статуса военнослужащих в России связано с расширением элементов гарантирования их основных прав и свобод и предоставления дополнительных льгот и компенсаций как непосредственно военнослужащим, так и членам их семей. Конституционно-правовая основа рассматриваемого статуса заключается в сочетании федерального и регионального регулирования и создания дополнительных социальных гарантий, в том числе на уровне местного самоуправления. Результаты. Элементами рассматриваемого статуса являются права, свободы, обязанности, ответственность, ограничения, запреты, гарантии и компенсации. Вместе с тем объем реализации элементов специального правового статуса военнослужащего в России не может быть универсальным. Целесообразно выделение категорий военнослужащих и установление объема их правомочий. Элементы специального правового статуса военнослужащего можно подразделить на общие, распространяющиеся на всех военнослужащих в РФ в целом; элементы статуса военнослужащего в Российской Федерации, вытекающие из особых условий несения службы (в зависимости от рода войск, занимаемой должности, территориальных особенностей несения службы); элементы статуса военнослужащего, связанные с выполнением функций в условиях специальных военных операций, военного времени. Отдельные элементы правового статуса военнослужащих в России при определенных условиях распространяются и на членов их семей и требуют особых режимов применения.
Ключевые слова: правовой статус военнослужащего, специальный правовой статус военнослужащего, элементы правового статуса военнослужащего, права и обязанности военнослужащего, гарантии военнослужащего, запреты и ограничения военнослужащего, льготы и компенсации военнослужащего, члены семьи военнослужащего
Для цитирования: Головко К. А. Конституционно-правовой статус военнослужащего в Российской Федерации: понятие и элементы // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2024. Т. 24, вып. 3. С. 348-353. https:// doi.org/10.18500/1994-2540-2024-24-3-348-353, EDN: ZAYRDR
Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0) Article
Constitutional and legal status of a serviceman in the Russian Federation: The concept and elements K. A. Golovko
Saratov State Law Academy, 1 Volskaya St., Saratov 410056, Russia
Kirill A. Golovko, [email protected], https://orcid.org/0009-0004-8627-2660
Abstract. Introduction. Throughout the history of Russia, strengthening and protection of state sovereignty has been a priority for the country. One form of this protection is military defence. In order to understand the full extent of this responsibility, it is necessary to examine the constitutional and legal status of servicemen in Russia. This includes general rights, duties, and special powers and restrictions. Additionally, there are benefits and compensation for the unique challenges and responsibilities associated with military service. The current status of servicemen is being reformed in line with the national security strategy and policy to strengthen state sovereignty. The aim of the research is to develop a classification of components of the constitutional and legal position of a serviceperson in the Russian Federation based on a range of theoretical perspectives and practical applications. Theoretical analysis. The position of military personnel and their family members in the Russian Federation falls within a special category. Consequently, this position encompasses a set of universal rights, freedoms, and obligations arising from the general legal status of individuals and enshrined in the Constitution of the Russian Federation. In addition, it includes a list of specific powers, obligations, prohibitions, and restrictions, along with additional safeguards, benefits, and compensations arising from the performance of professional duties and their associated consequences, such as rank, position, service conditions, and other factors. Through the review of theoretical literature, it can be concluded that the list of components of an individual's legal position is open-ended. The elements of the legal status of servicemen in Russia, as a specific category of individuals, have not been clearly defined. Therefore, there is a need to not only establish these elements, but also to identify criteria for differentiating the status of servicemen based on their mode of service and other relevant factors. Empirical analysis. The author suggests that the legal regulation of servicemen's status in Russia is linked to the expansion of measures to ensure their fundamental rights and liberties and provide additional benefits and compensation, both for servicemen themselves and their families. This is supported by the constitutional and legal framework, which includes the combination of federal, regional, and local regulations, as well as creation of social guarantees at various levels of government. The main elements of this status include rights, freedoms, obligations, responsibilities, limitations, prohibitions, guarantees, and compensations for servicemen. At the same time, it is not possible to universally implement the elements of the special legal status for servicemen in Russia. It would be advisable to identify certain categories of military personnel and determine the scope of their powers. Results. The elements of the special legal status for servicemen can be broadly categorized into general elements that apply to all servicemen in the Russian Federation; elements related to specific conditions of service, which may vary depending on the type of a military unit, position held, or territorial characteristics of the service; and elements related to performance of duties in conditions of military operations or wartime. Certain elements of the legal status for military personnel in Russia may also apply to their families under certain circumstances, and such elements require special application rules.
Keywords: legal status of servicemen, special legal status of servicemen, elements of the legal status of servicemen, rights and responsibilities of servicemen, guarantees for servicemen, prohibitions and limitations for servicemen, benefits and compensation for servicemen, family members of servicemen
For citation: Golovko K. A. Constitutional and legal status of a serviceman in the Russian Federation: The concept and elements. Izvestiya of Saratov University. Economics. Management. Law, 2024, vol. 24, iss. 3, pp. 348-353 (in Russian). https://doi.org/10.18500/1994-2540-2024-24-3-348-353, EDN: ZAYRDR
This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0)
Введение
На фоне международной нестабильности применения двойных стандартов, а порой и прямого нарушения основополагающих принципов международного права необходимо активизировать процесс укрепления элементов национального суверенитета и государственной целостности России и неприкосновенности ее границ, а также повышения уровня социальной защищенности граждан, включая специальных субъектов конституционно-правовых отношений. Б. С. Эбзеев утверждает: «Конституционализм является не застывшим, а развивающимся под влиянием исторической практики знанием; в идеале это такая концептуальная система, которая открыта социальному опыту соответствующего народа и отражает базовые смыслы цивилизации, в лоне которой развивался этот народ» [1, с. 22]. Анализ результатов исторического развития показал, что эффективная реализация стратегических целей и задач, обеспечение независимости России зависят от выполнения ряда условий, одним из которых является дальнейшее
совершенствование статуса военнослужащих в Российской Федерации и членов их семей, создание эффективной системы гарантий реализации их прав. В. В. Путин в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации подчеркнул: «Сердце наполняется гордостью за бойцов специальной военной операции, такие не отступят, не предадут, им можно доверить Россию» [2]. Соответственно, необходимо изучение конституционно-правовой основы статуса военнослужащих в России и членов их семей, а также основных его элементов их содержания, особенностей гарантирования, применения, а также разграничения в зависимости от режима несения службы.
Теоретический анализ
Правовой статус личности рассматривается как центральное звено теоретических воззрений и правоприменительной практики. Существуют разные точки зрения по вопросу содержания правового статуса личности. В частности, Н. И. Матузов к элементам правового статуса личности относит: «...правовые нормы, право-
субъектность, субъективные права, свободы и обязанности, законные интересы, гражданство, юридическая ответственность, правовые принципы, правоотношения» [3, с. 59]. Военнослужащий относится к категории специального субъекта права. И. В. Кудрявцев, рассматривая содержание статуса военнослужащего, подчеркивает, что он «включает в себя совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности» [4, с. 2]. Вместе с тем данный подход можно признать ограниченным. Конституционно-правовой статус военнослужащего в Российской Федерации включает в себя совокупность прав, свобод, обязанностей, ответственности, а также ограничений, запретов, гарантий компенсаций, связанных с его реализацией в особом порядке. По утверждению Р. П. Мананковой, «это особое правовое состояние личности, обусловленное в самом общем плане выполняемой социальной ролью» [5, с. 18].
Специальный субъект права характеризуется категориями «специальная правосубъектность» и «специальный правовой статус». А. А. Стремоухов отмечает: специальный субъект права - это лицо, которое способно обладать и пользоваться правами, а также иметь обязанности в рамках отдельных институтов отраслей права (межотраслевых институтов) и участвовать в конкретных отношениях [6, с. 14]. «Специальный субъект права - это индивидуальное или коллективное лицо, которое установлено нормами института отрасли права с целью конкретизации и детализации объема его способности обладать правами и обязанностями и своими действиями приобретать их в правоотношениях специального вида» [6, с. 23]. Отличительными чертами специального субъекта права является наличие особых субъективных прав и обязанностей, установленных специальными нормативными актами различного уровня.
Элементы правового статуса военнослужащего отражают задачи, стоящие в сфере обеспечения национальной безопасности России и реализации стратегических целей и задач. Содержание конституционно-правового статуса военнослужащего в Российской Федерации включает в себя совокупность общих прав, свобод и обязанностей, вытекающих из универсального правового статуса личности и закрепленных в Конституции Российской Федерации, а также перечень специальных правомочий, обязанностей, запретов и ограничений, в совокупности с дополнительными гарантиями, льготами и
компенсациями являющимися следствием выполнения профессиональных функций и их последствий. Особенностью правового статуса военнослужащего является распространение его элементов на членов семьи военнослужащего. Соответственно, встает необходимость определить круг членов семьи военнослужащего в Российской Федерации и элементы его правового статуса, распространяющиеся на них.
Эмпирический анализ
Теоретическая концепция статуса военнослужащего как специального субъекта права отражает специфики его нормативного регулирования, которое осуществляется Основным законом России, федеральными законами, а также подзаконными актами, актами субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. В данном случае можно говорить о закреплении элементов правового статуса военнослужащего, в том числе специальными нормами. И. Н. Сенякин отмечает: «Специальная норма - это общеобязательное государственное предписание... устанавливаемое с целью конкретизации и детализации, учета своеобразия и особенностей какого-либо вида (подвида) общественных отношений, род которых регулируется общей правовой нормой» [7, с. 54].
Детализация элементов правового статуса военнослужащего позволяет выделить в его содержании как непосредственно элементы специального правового статуса, так и исключения, которые не являются однородными по своему содержанию. «Специальные и исключительные нормы находятся в органичном единстве, не означающем тем не менее их полной идентично -сти» [8, с. 336]. Специальная и исключительная нормы соотносятся следующим образом: каждую исключительную норму целесообразно относить к специальной, но не всякая специальная норма является исключительной.
Конституция Российской Федерации закрепляет общие основы правового статуса военнослужащего в России. Статья 59 закрепляет: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом» [9]. Соответственно, рамочным законом является Федеральный закон «О статусе военнослужащих» [10]. Конституционные поправки 2020 г. усилили значение Российского государства в поддержании международного мира и безопасности.
В частности, новая редакция ст. 79 Конституции России, не умаляя значения международного регулирования важнейших общественных отношений, подчеркнула значение национального законодательства: «Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации». В 1990-х гг. отношение к международным источникам характеризовалось элементами «международного романтизма», порой в ущерб национальным интересам. То, что хорошо для одного государства, может быть губительно для другого. Внутригосударственное право должно защищать национальные и культурные традиции страны и способствовать развитию уникальной системы гарантирования государственной самобытности.
Россия традиционно играла большую роль в укреплении международного мира и безопасности, поэтому появление новой ст. 79.1 Конституции России свидетельствует о конституционном закреплении значения Российского государства в реализации международных принципов: «Российская Федерация принимает меры по поддержанию и укреплению международного мира и безопасности, обеспечению мирного сосуществования государств и народов, недопущению вмешательства во внутренние дела государства.
Помимо федерального законодательства, регулирующего статус военнослужащего в Российской Федерации, являющегося « основополагающим в сфере правового обеспечения военно-социальной политики Российского государства» [11, с. 129], интересен опыт регионального правового регулирования и местного самоуправления, направленный на дополнительную социальную поддержку военнослужащих и членов их семей на территории конкретного субъекта Российской Федерации. В частности, в Саратовской области действуют: Постановление Правительства Саратовской области от 24 октября 2022 г. № 1033-П «О предоставлении меры социальной поддержки в форме единовременной денежной выплаты лицам, призванным на военную службу по мобилизации либо заключившим контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации», Постановление Правительства Саратовской области от 15 апреля 2022 г. № 282-П «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты единовременного пособия
членам семей военнослужащих, лиц, заключивших контракт о пребывании в добровольческом формировании (о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации), лиц, проходивших службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имевших специальное звание полиции, погибших (умерших) при участии в специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей и Украины», Постановление администрации МО «Город Саратов» № 4268 от 19 октября 2022 г. «О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования "Город Саратов" от 11 января 2021 года № 21 "Об утверждении Положения о порядке оказания материальной поддержки, организации оздоровительного отдыха, реализации мероприятий социального характера"». В дополнение к вышеперечисленному списку нормативно-правовых актов регулирующих статус военнослужащего в Российской Федерации, следует добавить: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 № 8 (ред. от 28.06.2016) «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих»; решение Конституционного Суда РФ от 4 февраля 2014 г. «Об утверждении обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за третий и четвертый кварталы 2013 года». Постановлением от 22 ноября 2013 г. № 25-П Конституционный Суд дал оценку конституционности ст. 2 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» [12]. Данные нормативно-правовые акты свидетельствуют о непосредственном участии судебной ветви власти в формировании статуса военнослужащего.
Результаты
Представленная теоретическая концепция содержания статуса специального субъекта права и его конституционно-правовое регулирование позволяют сделать вывод о разграничении всех элементов конституционно-правового статуса военнослужащего на универсальные, основанные на Конституции Российской Федерации и вытекающие из общих основ правового статуса личности, и специальные, обусловленные спецификой реализуемых отношений.
В свою очередь, элементы специального правового статуса можно подразделить на общие, распространяющиеся на всех военнослужащих в Российской Федерации в целом; элементы статуса военнослужащего в Российской Федерации, вытекающие из особых условий несения службы (в зависимости от рода войск, занимаемой должности, территориальных особенностей несения службы); элементы статуса военнослужащего в РФ, связанные с выполнением функций в условиях специальных военных операций, военного времени. «Защита основ конституционного строя является важнейшим направлением деятельности современного Российского государства. От успешного решения существующих проблем зависит будущее Российской Федерации как геополитической реальности, полноправного, суверенного субъекта международного права, великой державы прогресса, постоянного члена Совета Безопасности ООН» [13, с. 3].
Содержание правового статуса военнослужащего в своей основе опирается на общие принципы правового статуса личности, а также отражает особенности и условия несения службы. Рассматриваемый статус не может ограничиваться только дополнительными правами и свободами. «Содержание специального правового статуса не исчерпывается только совокупностью прав и свобод. Оно включает в себя еще один элемент, специальную правоспособность» [3, с. 19]. Соответственно, к элементам специального правового статуса военнослужащего в Российской Федерации целесообразно отнести: специальные правовые нормы, регламентирующие их содержание, специальные принципы, специальную правосубъектность, права, обязанности, запреты, ограничения, а также гарантии, льготы и компенсации. Специфическими правами наделяются не все граждане, отнесение военнослужащих и членов их семей к особой категории связано с выполнением особой роли данными субъектами. Выстраивание классификации элементов специального правового статуса военнослужащего в России будет способствовать выявлению пробелов правового регулирования статуса военнослужащего в Российской Федерации в целом.
Список литературы
1. Эбзеев Б. С. Конституция как юридическая модель социальной конвергентной технологии (к 30-летию Конституции России) // Государство и
право. 2023. № 12. С. 21-39. https://doi.org/10.31857/ S102694520029288-7, EDN: PVKXP
2. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 29 февраля 2024 г. URL: http://www.kremlin.ru/ events/president/transcripts/73585 (дата обращения: 14.04.2024).
3. Матузов Н. И. Правовая система и личность. Саратов : Изд-во Саратовского ун-та, 1987. 293 с.
4. Кудрявцев И. В. Правовой статус военнослужащего: проблемы обеспечения в современной России // Право в Вооруженных Силах. Военно-правовое обозрение. 2018. № 9 (254). С. 2-8.
5. Мананкова Р. П. Специальный правовой статус как критерий классификации субъектов правоотношений // Юридическая наука и правоприменительная практика. 2009. № 1 (7). С. 17-21.
6. Стремоухов А. А. Юридический статус специального субъекта права (теоретико-правовой аспект) : авто-реф. дис ... канд. юрид. наук. СПб., 2002. 23 с.
7. Сенякин И. Н. Специальные нормы советского права. Саратов : Изд-во Саратовского ун-та, 1987. 97 с.
8. Суменков С. Ю. Специальные и исключительные нормы как компонент специального правового статуса: особенности соотношения и формы объ-ектирования // NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право. 2022. Т. 47, № 2. С. 334-341. https:// doi.org/10.52575/2712-746X-2022-47-2-334-341
9. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.122008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ, от 04.10.2022 № 5-ФКЗ, от 04.10.2022 № 6-ФКЗ, от 04.10.2022 № 7-ФКЗ, от 04.10.2022 № 8-ФКЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 31, ст. 4398 ; 2020. № 11, ст. 1416 ; Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 15.01.2023).
10. О статусе военнослужащих : федер. закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ (ред. от 25.12.2023) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 22, ст. 2331 ; 2024. № 1, ст. 20.
11. Корякин В. М. Федеральный закон «О статусе военнослужащих» 20 лет спустя // Военное право. 2018. № 4 (50). С. 122-129. EDN: YAAXSH
12. По делу о проверке конституционности статьи 2 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» в связи с жалобой гражданина Н. П. Терентьева : постановление Конституционного Суда РФ от 22.11.2013 № 25-П. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
13. Пенжалиев З. Г. Вооруженные силы в государственном механизме защиты основ конституционного строя России: автореф. дис ... канд. юрид. наук. Саратов, 2023. 30 с.
References
1. Ebzeev B. S. Constitution as a legal model of social convergent technology (on the 30th anniversary of the Constitution of Russia). State and Law, 2023, no. 12, pp. 21-39 (in Russian). https://doi.org/10.31857/ S102694520029288-7, EDN: PVKXP
2. Address of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly of the Russian Federation of February 29, 2024. Available at: http://www.kremlin.ru/events/ president/transcripts/73585 (accessed April 14, 2024) (in Russian).
3. Matuzov N. I. Pravovaya sistema i lichnost' [The legal system and personality]. Saratov, Saratov State University Publ., 1987. 293 p. (in Russian).
4. Kudryavtsev I. V. The legal status of a serviceman: Problems of security in modern Russia. Pravo v Vooru-zhennykh Silakh. Voyenno-pravovoye obozreniye [Law in the Armed Forces. Military Legal Review], 2018, no. 9 (254), pp. 2-8 (in Russian).
5. Manankova R. P. Special legal status as a criterion for classifying subjects of legal relations. Yuridicheskaya nauka i pravoprimenitel'naya praktika [Legal Science and Law Enforcement Practice], 2009, no. 1 (7), pp. 17-21 (in Russian).
6. Stremoukhov A. A. The legal status of a special subject of law (theoretical and legal aspect). Thesis Diss. Cand. Sci. (Jur.). St. Petersburg, 2002. 23 p. (in Russian).
7. Senyakin I. N. Spetsial'nye normy sovetskogo prava [Special norms of Soviet law]. Saratov, Saratov State University Publ., 1987. 97 p. (in Russian).
8. Sumenkov S. Yu. Special and exceptional norms as a component of a special legal status: Peculiarities of correlation and forms of objectification. NOMOTHE-TIKA: Philosophy. Sociology. Law, 2022, vol. 47, no. 2, pp. 334-341 (in Russian). https://doi.org/10.52575/2712-746X-2022-47-2-334-341
9. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on December 12, 1993 (amended by Federal Constitutional Law 6-FKZ of December 30, 2008, Federal Constitutional Law 7-FKZ of December 30, 2008, Federal Constitutional Law 2-FKZ of February 5, 2014, Federal Constitutional Law 11-FKZ of July 21, 2014, Federal Constitutional Law 1-FKZ of March 14, 2020, Federal Constitutional Law 5-FKZ of October 4, 2022, Federal Constitutional Law 6-FKZ of October 4, 2022, Federal Constitutional Law 7-FKZ of October 4, 2022, Federal Constitutional Law 8-FKZ of October 4, 2022). Sobranie zakonodatel'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2014, no. 31, art. 4398; 2020, no. 11, art. 1416; Official Internet portal of legal information. Available at: http://pravo.gov.ru (accessed January 15, 2023) (in Russian).
10. On the status of military personnel. Federal Law 76-FZ of May 27, 1998 (an edition of December 25, 2023), Sobranie zakonodatel'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 1998, no. 22, art. 2331; 2024, no. 1, art. 20 (in Russian).
11. Koryakin V. M. Federal law "On the status of military personnel" 20 years later. Voennoe pravo [Military Law], 2018, no. 4 (50), pp. 122-129 (in Russian). EDN: YAAXSH
12. In the case of checking the constitutionality of Article 2 of the Federal Law "On Amendments to the Federal Law "On the Status of Military Personnel" and on providing housing for Certain Categories of citizens" in connection with the complaint of citizen N. P. Terentyev. Resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation no. 25-P of November 22, 2013. ATP «Consultant» [electronic resource] (in Russian).
13. Penzhaliev Z. G. Armed forces in the state mechanism of protection of the foundations of the constitutional system of Russia. Thesis Diss. Cand. Sci. (Jur.). Saratov, 2023. 30 p. (in Russian).
Поступила в редакцию 15.05.2024; одобрена после рецензирования 30.05.2024; принята к публикации 01.06.2024; опубликована 30.08.2024
The article was submitted 15.05.2024; approved after reviewing 30.05.2024; accepted for publication 01.06.2024; published 30.08.2024