Научная статья на тему 'Конституционно-правовой статус уполномоченного по правам человека в Российской Федерации '

Конституционно-правовой статус уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
77
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
институт уполномоченного по правам человека / защита прав человека / права человека / конституционно-правовой институт / омбудсмен / конституционно-правовой статус / institute of the Commissioner for Human Rights / protection of human rights / human rights / constitutional and legal institute / ombudsman / constitutional and legal status

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Аминат Разимовна Пирмагомедова, Шихтимер Баширович Магомедов

В статье рассматриваются особенности конституционно-правового статуса уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Разбираются принципы неподотчетности и независимости в деятельности омбудсмена. Помимо этого, в данном исследовании проводится анализ понятия «конституционно-правовой статус», рассматриваются различные взгляды и мнения ученых, занимающихся изучением вопроса определения конституционно-правового статуса того или иного субъекта. Все это приводит к выявлению проблем и недостатков данного правозащитного института. Дается общий вывод всей работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Constitutional and legal status of the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation

The article examines the features of the constitutional and legal status of the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation. The principles of non-accountability and independence in the activities of the Ombudsman are examined. In addition, this study analyzes the concept of “constitutional and legal status”, examines various views and opinions of scientists studying the issue of determining the constitutional and legal status of a particular subject. All this leads to the identification of problems and shortcomings of this human rights institution. The general conclusion of the whole work is given.

Текст научной работы на тему «Конституционно-правовой статус уполномоченного по правам человека в Российской Федерации »

Государственная служба и кадры. 2023. № 5. С. 105—108. State service and personnel. 2023;(5):105—1 08.

Научная статья УДК 342.5 ББК 67.400

https://doi.org/10.24412/2312-0444-2023-5-105-108 NIION: 2012-0061-05/23-274

EDN: https://elibrary.ru/CJNCTW MOSURED: 77/27-008-2023-05-474

Конституционно-правовой статус уполномоченного по правам человека в Российской Федерации

Аминат Разимовна Пирмагомедова1, Шихтимер Баширович Магомедов2,

1 2 Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия

1 ampir.0803@gmail.com

2 directorurinst@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются особенности конституционно-правового статуса уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Разбираются принципы неподотчетности и независимости в деятельности омбудсмена. Помимо этого, в данном исследовании проводится анализ понятия «конституционно-правовой статус», рассматриваются различные взгляды и мнения ученых, занимающихся изучением вопроса определения конституционно-правового статуса того или иного субъекта. Все это приводит к выявлению проблем и недостатков данного правозащитного института. Дается общий вывод всей работе.

Ключевые слова: институт уполномоченного по правам человека, защита прав человека, права человека, конституционно-правовой институт, омбудсмен, конституционно-правовой статус

Для цитирования: Пирмагомедова А.Р., Магомедов Ш.Б. Конституционно-правовой статус уполномоченного по правам человека в Российской Федерации // Государственная служба и кадры. 2023. № 5. С. 105—108. https://doi.org/10.24412/2312-0444-2023-5-105-108 EDN: https://elibrary.ru/CJNCTW

Original article

Constitutional and legal status of the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation

Aminat R. Pirmagomedova1, Shikhtimer B. Magomedov2

1 2 Dagestan State University, Makhachkala, Russia

1 ampir.0803@gmail.com

2 directorurinst@mail.ru

Abstract. The article examines the features of the constitutional and legal status of the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation. The principles of non-accountability and independence in the activities of the Ombudsman are examined. In addition, this study analyzes the concept of "constitutional and legal status", examines various views and opinions of scientists studying the issue of determining the constitutional and legal status of a particular subject. All this leads to the identification of problems and shortcomings of this human rights institution. The general conclusion of the whole work is given.

Keywords: institute of the Commissioner for Human Rights, protection of human rights, human rights, constitutional and legal institute, ombudsman, constitutional and legal status

For citation: Pirmagomedova A.R., Magomedov Sh.B. Constitutional and legal status of the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation // State service and personnel. 2023. (5):105—108. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/ 2312-0444-2023-5-105-108 EDN: https://elibrary.ru/CJNCTW

Институт уполномоченного по правам человека в Российской Федерации является сравнительно молодым. Данный правозащитный орган создан на федеральном и региональном уровнях, но между ними отсутствует подчиненность.

© Пирмагомедова А.Р., Магомедов Ш.Б., 2023

Стоит отметить, что значительную роль играет нормативное закрепление конституционно-правового статуса омбудсмена. В первую очередь следует дать определение понятия «конституционно-правовой статус». По мнению большинства авторов, конституционно-правовой статус рассматривается как комплекс прав и обязанностей лица, закрепленных Конституцией РФ, а также

№ 5/2023

законных интересов. Так, например, профессор С.А. Авакьян высказывает такую точку зрения, что под статусом необходимо понимать «оформленное нормативным актом положение органа, организации, объединения, должностного лица, личности. Статус характеризует их природу, место в системе общественных отношений и субъектов права, важнейшие права и обязанности, формы (порядок) их реализации и принимаемые при этом акты или совершаемые действия» [1].

В современной юридической науке также существует множество различных взглядов относительно вопроса определения конституционно-правового статуса властного органа, но подобных трудов не так много по сравнению с определением конституционно-правового статуса личности. В данном вопросе ученые обращают внимание на его правовое положение, то есть права, обязанности, а также гарантии деятельности этого органа.

Н.А. Богданова внесла существенный вклад в исследование конституционно-правового статуса органов государственной власти. По ее мнению, конституционно-правовой статус органа власти отличается стабильностью, внутренней согласованностью, а также системообразующей значимостью, а для его определения учитываются следующие аспекты:

1) место субъекта в обществе и государстве;

2) его социально-политическое назначение;

3) правоспособность;

4) компетенция и ответственность;

5) гарантии устойчивости и реальность правового положения [5].

Говоря о конституционно-правовом статусе уполномоченного по правам человека, необходимо упомянуть о его правосубъектности и правоспособности. Конституционная правоспособность омбудсмена определяет пределы осуществления им своих служебных функций, а также способствует реализации основных задач его деятельности.

Выделяются три основных элемента компетенции государственного правозащитника:

1) прием обращений граждан;

2) рассмотрение этих обращений;

3) принятие мер реагирования, при условии, что были обнаружены нарушения прав человека, с целью их восстановления.

Деятельность уполномоченного по правам человека в нашей стране реализуется на основании принципов независимости и неподотчетности, что соответственно закреплено в статье 2 федерального конституционного закона «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» [2].

Независимость правозащитника включает в себя следующие основные элементы:

1) Институциональность предполагает, что институциональная независимость обеспечивает-

ся посредством закрепления на законодательном уровне независимости и неподотчетности;

2) Персональность — доступная процедура выдвижения, назначения и освобождения от должности, которая закреплена на законодательном уровне;

3) Функциональность — функциональная независимость обеспечивается посредством законодательного закрепления недопустимости вмешательства в его деятельность со стороны государственных органов, достаточного материального обеспечения.

Рассмотренные принципы предполагают невозможность поставить под сомнение законность пребывания омбудсмена на своей должности. Важным фактором деятельности Уполномоченного, а также гарантией его беспристрастности и объективности является запрет на вмешательство в его работу, а также независимость в принятии и вынесении им решений.

Решения, которые принимает омбудсмен по результатам рассмотрения поступивших жалоб о нарушениях прав человека обжалованию и пересмотру государственными органами не подлежат.

На основании всего вышесказанного, мы пришли к выводу, что конституционно-правовой статус государственного правозащитника — это комплексная правовая категория, содержание которой определяется через совокупность прав, свобод, обязанностей, а также ответственности, которые адресованы уполномоченному Конституцией Российской Федерации, международными правовыми актами, федеральными конституционными и федеральными законами Российской Федерации.

В действующем законодательстве нет точного определения понятия Уполномоченного по правам человека.

Так, Конституционный Суд РФ в Определении Конституционного Суда РФ от 21.12.2004 № 437-О рассматривает Уполномоченного по правам человека в РФ как конституционный орган, который создан для обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения органами государственной власти, органами местного самоуправления и их должностными лицами. При этом омбудс-мен не обладает правом на вынесение государственно-властных решению.

Также и Верховный Суд РФ считает, что Уполномоченный по правам человека в РФ и его рабочий аппарат — это государственный орган, который был создан с целью обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Уполномоченный при реализации возложенных на него полномочий

№ 5/2023

независим и неподотчетен государственным органам и их должностным лицам.

Место, которое занимает государственный правозащитник в системе органов власти является существенным аспектом в установлении статуса уполномоченного.

Так, лица, к которым обращается уполномоченный по правам человека должны содействовать ему в его деятельности:

■ во-первых, предоставить свободный к документам и информации;

■ во-вторых, предоставлять мотивированное обоснование принятия тех или иных решений, совершения действий и т.д.

Омбудсмен России обладает правом безотлагательного приема в публично-правовых образованиях и частных организациях по вопросам своей деятельности, что закреплено в части 2 статьи 23 ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».

Уполномоченный по правам человека наделен статусом дополнительного правозащитного звена в России. Так, выполняя возложенные на него обязанности по защите прав, свобод и законных интересов человека, он действует параллельно с органами судебной власти и прокуратуры, институтами гражданского общества, дополняя предоставленные им правовые инструменты защиты прав человека.

На основании статьи 6 ФКЗ №1 «уполномоченным может быть гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации, имеющий познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты». Порядок назначения на должность омбудсмена закреплен в статье 7 закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», в которой говорится, что Президент РФ, Совет Федерации, депутаты Госдумы, депутатские объединения вносят предложение в Государственную Думу о кандидатах на данную должность. Срок нахождения в должности уполномоченного по правам человека в нашем государстве составляет 5 лет с момента принесения им присяги. Более того, в законе обращается внимание на невозможность назначения на должность правозащитника одного и того же лица «более чем на 2 срока подряд».

Помимо этого, уполномоченный не обладает правом:

1. занимать должность депутата Госдумы или заниматься другой деятельностью, кроме преподавательской, творческой или научной;

2. не должен иметь гражданства иностранного государства или вид на жительство;

3. ему не разрешено открывать счета в иностранных банках, которые находятся за пределами России.

4. не имеет право заниматься политической деятельностью, а также являться членом политической партии либо другого общественного объединения и т.д.

Стоит отметить также, что омбудсмен не обладает государственно-властными полномочиями, а его акты носят рекомендательный характер. Под актами Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации K.M. Амосов понимает «официальные письменные документы, принятые Уполномоченными как компетентным субъектом для решения стоящих перед ними задач, содержащие рекомендации по восстановлению нарушенных прав и свобод человека и гражданина, совершенствованию законодательства в области прав и свобод человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права».

При Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации действует Экспертный совет — консультативный орган, который представляет собой консультативно-совещательный общественный орган, предоставляющий практическое, а также научное содействие Уполномоченному в проведении, в частности [3]:

1) экспертиз законопроектов, внесенных в Государственную Думу;

2) подготовке концепций, программ и иных документов, реализуемых в его деятельности;

3) анализе и выявлении скрытых и перспективных угроз правам человека;

4) в поиске и совершенствовании форм и методов их защиты;

5) оценке эффективности мероприятий по их соблюдению;

6 апреля 2015 года Владимир Владимирович Путин подписал Федеральный закон № 76-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования деятельности уполномоченных по правам человека» [4]. Данный нормативный правовой акт имеет своей целью совершенствование регулирования деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации. В этих целях Федеральным законом вносятся изменения в целый ряд законодательных актов Российской Федерации.

Так, «Федеральным законом внесено изменение в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», которым, в частности, предусматривается право Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации посещать центры временного размещения и места временного содержания беженцев и вынужденных переселенцев, беседовать с находящимися там лицами наедине, в условиях, позволяющих представителю админи-

№ 5/2023

страции видеть беседующих, но не слышать их. Аналогичные положения, распространяющиеся также на уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, включены в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»» [3].

Помимо этого, были внесены изменения в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Эти изменения закрепляют основы статуса уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации. В соответствии с ними:

1. устанавливается, что уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации при осуществлении своих полномочий независим от каких-либо государственных органов и должностных лиц;

2. определяется порядок назначения (избрания) на должность уполномоченного по правам человека и освобождения от неё;

3. устанавливаются основные требования к кандидатурам;

4. вводятся ограничения и запреты при осуществлении им своих полномочий.

Таким образом, в соответствии с вышеизложенным, мы можем сделать вывод о том, что институт уполномоченного по правам человека в Российской Федерации — это контрольный правозащитный орган по обеспечению прав и свобод человека, обладающий широкой компетенцией и специфическими полномочиями рекомендательно-восстановительного характера. Одним из наиболее важных условий эффективности деятельности Уполномоченного по правам человека является необходимость обеспечения его функциональной, а также организационной независимости.

Список источников

1. Конституционное право. Энциклопедический словарь / Отв. ред. С.А. Авакьян. М., 2000.

2. Конституционное право Российской Федерации: учебник для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» (квалификация «бакалавр») / И.А. Алжеев, И. Б. Вла-сенко, Е.Ю. Догадайло и др.; отв. ред. С.И. Носов. М.: Статут, 2014. 391 с.

3. Набиев А.В. О конституционно-правовом статусе уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и направления его совершенствования / А.В. Набиев (konstitutsionno-pravovoy-status-upolnomochennogo-po-pravam-cheloveka-v-rossiyskoy-federatsii-i-napravleniya-ego-sovershenstvovaniya.pdf).

4. Лагун И.В., Юдина А.Б. Комментарий к Федеральному конституционному закону от 26.02.1997 № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (постатейный) / Под ред. Е.Г. Маркеловой. М., 2010.

5. Богданова Н.А. Конституционное право. М., 2017. С. 3—20.

References

1. Constitutional law. Encyclopedic dictionary / S.A. Avakian. M., 2000.

2. Constitutional law of the Russian Federation: a textbook for students studying in the field of Law (Bachelor's degree) / I.A. Alzheev, I.B. Vlasen-ko, E.Y. Guadailo, etc.; ed. S. I. Nosov. M.: Statute, 2014. 391 p.

3. Nabiev A.V. On the constitutional and legal status of the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation and the directions of its improvement / A.V. Nabiev (konstitutsionno-pravovoy-status-upolnomochennogo-po-pravam-cheloveka-v-rossiyskoy-federatsii-i-napravleniya-ego-sovershenstvovaniya.pdf).

4. Lagun I.V., Yudina A.B. Commentary to the Federal Constitutional Law No. 1-FKZ of 26.02.1997 "On the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation" (article by article) / Edited by E.G. Markelova. M., 2010.

5.Bogdanova N.A. Constitutional law. М., 2017. P. 3—20.

Информация об авторах

А.Р. Пирмагомедова — магистрант 2-го года обучения юридического института Дагестанского государственного университета.

Ш.Б. Магомедов — заведующий кафедрой конституционного и международного права Дагестанского государственного университета, доктор юридических наук, профессор.

Information about the authors

А^. Pirmagomedova — 2nd year Master's student of the Law Institute of Dagestan State University.

Sh.B. Magomedov — Head of the Department of Constitutional and International Law of Dagestan State University,

Doctor of Legal Sciences, Professor.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 24.11.2023; одобрена после рецензирования 27.1 1.2023; принята к публикации 28.11.2023. The article was submitted 24.11.2023; approved after reviewing 27.1 1.2023; accepted for publication 28.11.2023.

№ 5/2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.