Научная статья на тему 'КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС КАЗАЧЬИХ ОБЩЕСТВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС КАЗАЧЬИХ ОБЩЕСТВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
274
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
конституционно-правовой статус / общественное объединение / российское казачество / казачьи общества / Всероссийское казачье общество / Стратегия государственной политики в отношении казачества

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рыбакова Ольга Сергеевна

В статье осуществлен анализ современного состояния конституционно-правового статуса российского казачества. Автор исследует казачество как важнейший элемент гражданского общества, культурного наследия и самобытности российского народа. В статье обоснована дуалистическая природа российского казачества, представленная в форме «реестровых казаков» и иных формах казачьих объединений, представлена авторская классификация казачьих обществ. Обоснован вывод автора о том, что по своему конституционно-правовому статусу казачьи общества являются общественными объединениями, которым присущи все признаки таковых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС КАЗАЧЬИХ ОБЩЕСТВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-7-181-187 NIION: 2018-0076-7/23-521 MOSURED: 77/27-023-2023-7-521

РЫБАКОВА Ольга Сергеевна,

доцент кафедры конституционного и муниципального права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), старший научный сотрудник Научного центра правовой информации при Минюсте России, кандидат юридических наук, e-mail: orro21@yandex.ru

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС КАЗАЧЬИХ ОБЩЕСТВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. В статье осуществлен анализ современного состояния конституционно-правового статуса российского казачества. Автор исследует казачество как важнейший элемент гражданского общества, культурного наследия и самобытности российского народа. В статье обоснована дуалистическая природа российского казачества, представленная в форме «реестровых казаков» и иных формах казачьих объединений, представлена авторская классификация казачьих обществ. Обоснован вывод автора о том, что по своему конституционно-правовому статусу казачьи общества являются общественными объединениями, которым присущи все признаки таковых.

Ключевые слова: конституционно-правовой статус, общественное объединение, российское казачество, казачьи общества, Всероссийское казачье общество, Стратегия государственной политики в отношении казачества

RYBAKOVA Ol'ga S.,

associate professor of the Constitutional and Municipal Law Department of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL), senior researcher at the Scientific Center for Legal Information under the Ministry of Justice of the Russian Federation, PhD in Law

CONSTITUTIONAL AND LEGAL STATUS OF COSSACK SOCIETIES

IN THE RUSSIAN FEDERATION

Annotation. The article analyzes the current state of the constitutional and legal status of the Russian Cossacks. The author explores the Cossacks as the most important element of civil society, cultural heritage and identity of the Russian people. The article substantiates the dualistic nature of the Russian Cossacks, represented in the form of "registered Cossacks" and other forms of association of the Cossacks, presents the author's classification of Cossack societies. The author's conclusion is substantiated that by their constitutional and legal status, Cossack societies are public associations that have all the characteristics of such.

Key words: constitutional and legal status, public association, Russian Cossacks, Cossack societies, All-Russian Cossack Society, Strategy of state policy in relation to the Cossacks

Казачество представляет собой важнейший элемент гражданского общества и, одновременно, культурного наследия, самобытности российского народа, сложившееся на протяжении многих веков отечественной истории. Данный подход отражен в принятом в 2020 году программно-целевом документе - Стратегии государственной политики в отношении казачества на 2021-2030 годы (далее - Стратегия в отношении казачества), где подчеркивается, что российское казачество представляет собой «истори-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2023

чески сложившуюся на основе взаимодействия русского народа и других народов России социокультурную общность, сформировавшуюся в ходе многовекового служения казаков Российскому государству и обществу»1. Исходя из приведенного понимания роли российского казачества,

1 Стратегия государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества на 2021 - 2030 годы, утверждена Указом Президента РФ от 09.08.2020 № 505 // Собрание законодательства РФ, 10.08.2020, № 32, ст. 5259.

документом закрепляются базовые принципы государственной политики в отношении российского казачества, среди которых уважение его исторических традиций и соблюдение законных интересов, а также паритетные начала взаимодействия государственных институтов с казачьими обществами и иными объединениями казаков в сфере разработки и реализации отечественной государственной политики в данной сфере.

Возрождение российского казачества в постсоветский период ученые связывают с принятием в 1989 году Декларации Верховного Совета СССР «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав»1, и далее Постановления Верховного Совета РФ от 16 июля 1992 г. № 3321-1 (ред. от 26.06.2007) «О реабилитации казачества»2, которое исходя из требований Закона РСФСР «О реабилитации репрессированных народов»3, в целях полной реабилитации казачества и создания необходимых условий для его возрождения, отменил как незаконные все акты в отношении казачества, принятые начиная с 1918 года, в части, касающейся применения к нему репрессивных мер [1; 2; 3; 4]. Этим же постановлением за казачеством признавались права на возрождение традиционного социально-хозяйственного уклада жизни и культурных традиций, установление территориального общественного самоуправления в местах компактного проживания казаков в традиционных для казачества формах, а также право на восстановление традиционных наименований населенных пунктов (местностей, улиц, площадей, объектов культуры, просвещения, производственных и иных объектов на основе свободного волеизъявления всех групп населения в местах компактного проживания казачества) и создание общественных казачьих объединений с исторически сложившимися названиями, в том числе землячеств, союзов и других. В 1994 года вступает в силу Постановление Правительства РФ № 355 «О концепции государственной политики по отношению к казачеству», которое определяет статус казачества в числе одного из элементов становления российской государственности и укрепления

1 Декларация ВС СССР от 14.11.1989 «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав» // Ведомости СНД СССР и ВС СССР 1990, № 23, ст. 449.

2 Постановление ВС РФ от 16.07.1992 № 3321-1 (ред. от 26.06.2007) «О реабилитации казачества» // Ведомости СНД и ВС РФ, 30.07.1992, № 30, ст. 1805.

3 Закон РСФСР от 26.04.1991 № 1107-1 (ред. от

01.07.1993) «О реабилитации репрессированных народов» // Ведомости СНД и ВС РСФСР 02.05.1991, № 18, ст. 572.

её безопасности, а также устанавливает общие положения о государственной службе казачества, перечень видов и форм государственной службы, принципы управления и территориальное деление.

Как справедливо отмечает Д.А. Пашенцев, «изучая историю права и реконструируя причины и процесс появления тех или иных норм, важно обращать внимание не только на социально-экономические условия их появления, но, в первую очередь, на те идеи, которые лежали в основе правосознания субъектов права и, как следствие, в основе процессов правотворчества» [5, а 10]. Следует констатировать, что принятие серии нормативных правовых актов и программно-целевых документов в отношении казачества, определяющих его правовой статус, порядок взаимодействия казачества с государственными институтами, иными общественными объединениями, правовой статус казаков и т.д., свидетельствует о заинтересованности публичной власти в возрождении казачества, конечной целью которого выступает формирование паритетной модели взаимодействия казачества с государственными институтами. Данная линия продолжена с созданием в 2009 году при Президенте России совещательного и консультативного органа по делам казачества4, основной задачей которого является подготовка предложений Президенту РФ по развитию российского казачества и реализации государственной политики в данной сфере.

Право на объединение в различные сообщества и свобода деятельности общественных объединений рассматриваются учеными как одна из основных форм реализации прав и свобод человека и гражданина [6; 7, а 141; 8, а 30-31]. Конституционно-правовой основой реализации данного права следует назвать статью 30 Конституции (часть 1), которая во взаимосвязи с иными конституционными положениями (часть 1 статьи 1, статьи 2, 13, 17, части 1 и 3 статьи 29) определяют право каждого на объединение, как один из важных элементов конституционного статуса индивида, предполагающего возможность свободно создавать объединения для защиты своих интересов и выражения мнений и убеждений, в том числе в целях участия в управлении делами государства и решения задач, связанных с обеспечением прав и свобод человека и гражданина. Реализуя конституционное право на объединение представители казачества могут создавать казачьи общества. Как справедливо отмечает А.И.

4 Распоряжение Президента РФ от 12.01.2009 № 15-рп (ред. от 26.06.2023) «О Совете при Президенте Российской Федерации по делам казачества» (вместе с «Положением о Совете при Президенте Российской Федерации по делам казачества») // Собрание законодательства РФ, 12.01.2009, № 2, ст. 195.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2023

Литвиненко, содержащиеся в Конституции принципы политического и идеологического плюрализма создали реальную возможность для восстановления правовой культуры казачества как «особой служилой социальной страты» [9], основной целью которой выступают защита основ конституционного строя, прав и свобод граждан и обеспечение национальной безопасности.

Конституционно-правовой статус казачьих обществ регламентируется совокупностью законоположений, закрепленных, наряду с Конституцией, в нормативных правовых актах федерального и регионального уровней, актах Президента РФ и Правительства РФ, определяющих правовое положение казачьих обществ, порядок привлечения казачества к несению государственной или иной службы, а также иными документами стратегического планирования в сферах социально-экономического развития, обеспечения национальной безопасности, региональной, внешней, миграционной и молодежной политики, образования, культуры. Как отмечает в своем исследовании С.С. Зенин, для субъектов Российской Федерации характерна неоднородность регулирования отношений в данной сфере, в ряде случаев, на региональном законодательном уровне речь идет только о взаимодействии с казачьими обществами, о полномочиях органов государственной власти в сфере регулирования деятельности казачеств, о дополнительных формах государственной поддержки, о направлениях реализации государственной политики на уровне субъекта Российской Федерации [10, 52-53].

По своему конституционно-правовому статусу российское казачество имеет двойственную природу, выраженную, прежде всего, в дифференцированном подходе законодателя, который разграничивает казачьи общества, включенные в государственный реестр, статус которых определяется Федеральным законом от 5 декабря 2005 г. № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества»1 (далее - Федеральный закон № 154-ФЗ), от других общественных объединений казаков, порядок создания и организация деятельности которых регулируется иными нормативными правовыми актами в сфере некоммерческих организаций (далее - НКО). Данный подход отражен также в Стратегии государственной политики в отношении казачества, которая разграничивает понятия «казачьи общества» и «иные объединения казаков» (пункт 4), относя к первым - казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации (далее

- государственный реестр), ко второй группе -все иные объединения казаков, созданные в форме НКО по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов в целях удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей казаков. Вторая группа казачьих объединений, как справедливо отмечает С.С. Зенин, реализует замысел законодателя по восстановление общинного землепользования, которое широко используется в местах традиционного расселения казачества [10, с. 51].

Обозначенный подход согласуется с определениями казачьего общества, закрепленными в Гражданском кодексе РФ (ГК РФ), Федеральном законе от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»2, и базовом законе, выступающим приоритетным по отношению к иным нормативным правовым актам и определяющим правовую и организационную основу несения российским

казачеством государственной службы - Федеральном законе № 154-ФЗ. Под казачьим обществом, внесенными в государственный реестр признаются объединения граждан, созданные в целях сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества, а также в иных целях, предусмотренных Федеральным законом № 154-ФЗ, добровольно принявших на себя обязательства по несению государственной или иной службы (статья 123.15 ГК РФ). Анализ приведенных законоположений позволяет сделать вывод, что важнейшими элементами правового статуса казачьего общества являются: обязательная регистрация и внесение его в государственный реестр и принятие членами казачьего общества обязательств по несению государственной или иной службы.

Важно подчеркнуть, что если по общему порядку, нормы ГК РФ имеют более высокую юридическую силу, нежели отдельно взятые федеральные законы, то в отношениях, применительно к казачьим обществам данный порядок не применяется. Согласно пункту 3 статьи 123.15 ГК РФ, положения ГК РФ о некоммерческих организациях применяются к казачьим обществам, внесенным в государственный реестр в части, не противоречащей Федеральному закону № 154-ФЗ. Установлен также приоритет Федерального закона № 7-ФЗ перед нормами ГК РФ, положения которого применяются к казачьим обществам, внесенным в государственный реестр, в субсидиарном порядке, если иное не предусмотрено положениями Федерального закона № 154-ФЗ. Такой подход законо-

1 Федеральный закон от 05.12.2005 № 154-ФЗ (ред. от 21.11.2022) «О государственной службе российского казачества» // Собрание законодательства РФ, 12.12.2005, № 50, ст. 5245.

2 Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 19.12.2022) «О некоммерческих организациях» // Собрание законодательства РФ, 15.01.1996, № 3, ст. 145.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2023

дателя можно объяснить тем, что обладая особым правовым статусом по сравнению с иными видами НКО, казачьи общества, внесенные в государственный реестр, наделены правом несения различных видов государственной службы.

Федеральным законом № 154-ФЗ закрепляются следующие виды казачьих обществ: хуторское, станичное, городское, районное (юртовое), окружное (отдельское), войсковое или всероссийское казачье общество, члены которого в установленном порядке принимают на себя обязательства по несению государственной или иной службы (статья 2). Приведенные положения воспроизводят нормы части 1 статьи 6.2 Федерального закона № 7-ФЗ. Все казачьи общества действуют в соответствии с уставами, принимаемыми высшими органами соответствующих казачьих обществ и утверждаемыми соответствующими должностными лицами, и органами публичной власти1.

Анализ действующего порядка правового регулирования позволяет констатировать многоуровневую организацию казачьих обществ в России, предполагающую вхождение первичных (низовых) объединений казачьих обществ в более крупные. Так, первичными объединениями казачьих обществ являются хуторские, станичные, городские, объединяющие граждан (членов их семей), проживающих в одном или нескольких сельских и городских поселениях, либо иных населенных пунктах. Вторым уровнем казачьих обществ можно считать районное (юртовое) казачье общество, которое создается (формируется) путем объединения хуторских, станичных и городских казачьих обществ. Третьим уровнем организации казачьих обществ выступает окружное (отдельское) казачье общество, которое создается (формируется) путем объединения районных (юртовых) казачьих обществ и хуторских, станичных и городских казачьих обществ, не входящих в состав районных (юртовых) казачьих обществ. Четвертый уровень - войсковое казачье общество, которое создается путем объединения окружных (отдельских) казачьих обществ и осуществляет свою деятельность на территориях двух и более субъектов Российской Федерации (либо на территории одного субъекта, который образован в результате объединения субъектов).

Всероссийское казачье общество является высшим (пятым) уровнем организации казачьих обществ является. Оно создается путем объединения войсковых казачьих обществ, а также

1 Порядок утверждения уставов установлен Указом Президента РФ от 15.06.1992 № 632 (ред. от 04.02.2021) «О мерах по реализации Закона Российской Федерации «О реабилитации репрессированных народов» в отношении казачества» // Ведомости СНД и ВС РФ, 25.06.1992, № 25, ст. 1429.

окружных (отдельских) казачьих обществ, не входящих в состав войсковых казачьих обществ.

Следует подчеркнуть, что в отличие от первых четырех уровней Всероссийское казачье общество (далее - ВсКО) имеет особый статус в иерархии казачьих обществ, который согласуется в его уставными целями, важнейшими из которых является консолидация российского казачества, сохранение традиционных образа жизни, форм хозяйствования и самобытной культуры российского казачества, повышение роли российского казачества в решении государственных и муниципальных задач, совершенствование механизма взаимодействия российского казачества с органами публичной власти.

Управление любым казачьим обществом осуществляется его высшим органом управления - атаманом или другими органами управления, формируемыми согласно уставу. Особый статус ВсКО предполагает утверждение его устава и кандидатуры атамана указом Президента России. Согласно требованиям, установленным Приказом ФАДН России от 20.02.2023 № 232, представление о назначении на должность атамана ВсКО Президенту РФ осуществляется Федеральным агентством по делам национальностей на основании рекомендации Совета при Президенте РФ по делам казачества или Совета атаманов всероссийского казачьего общества (пункт 1). Казачьи общества, входящие в состав ВсКО общества, имеют статус НКО, зарегистрированных в установленном порядке и внесенных в государственный реестр. Уставы казачьих обществ, входящих в состав ВсКО, не могут противоречить уставу ВсКО, утвержденному Указом Президента РФ от 04.11.2019 № 5433. ВсКО наделено правом по учреждению награды Всероссийского казачьего общества и подготовке предложений по разработке и совершенствованию геральдических знаков ВсКО и казачьих обществ, внесенных в государственный реестр, а также по разработке и совершенствованию формы одежды и знаков различия членов правления ВсКО и членов казачьих обществ, внесенных в указанный реестр.

Федеральным законом № 154-ФЗ закреплен статус атамана и порядок утверждения лица в данном статусе. Так, например, атаман хутор-

2 Приказ ФАДН России от 20.02.2023 № 23 «Об утверждении Порядка подготовки, согласования и внесения Президенту Российской Федерации представления о назначении на должность или об освобождении от должности атамана всероссийского казачьего общества» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 11.04.2023.

3 Указ Президента РФ от 04.11.2019 № 543 (ред. от 21.09.2022) «О Всероссийском казачьем обществе» (вместе с «Уставом Всероссийского казачьего общества») // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.11.2019.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2023

ского, станичного, городского, районного (юрто-вого) или окружного (отдельского) казачьего общества избирается высшим органом управления казачьего общества сроком на пять лет (пункт 10 статьи 5). Порядок утверждения атаманов определяется ФАДН, в настоящее время приказом от 31 октября 2020 № 91, согласно которому атаман нижестоящего казачьего общества утверждается атаманом вышестоящего. Особый порядок установлен для атамана войскового казачьего общества, кандидатура которого избирается высшим органом управления казачьего общества сроком на пять лет и утверждается Президентом России по представлению ФАДН2.

Порядок принятия российскими гражданами - членами казачьих обществ, обязательств по несению государственной или иной службы устанавливается Указом Президента РФ от 7 октября 2009 г. № 11243. Действующий порядок правового регулирования закрепляет сферы деятельности, в которые могут привлекаться соответствующие казачьи общества в зависимости от своего вида. Так, согласно Постановлению Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. № 934, члены хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ привлекаются федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами к несению федеральной государственной гражданской службы, военной службы и федеральной государственной службы, связанной с правоохранительной деятельностью, в сле-

1 Приказ ФАДН России от 31.01.2020 № 9 «Об утверждении Порядка утверждения атаманов хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) казачьих обществ, создаваемых (формируемых) либо действующих в пределах территории, на которой осуществляет свою деятельность иное казачье общество» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 07.04.2020.

2 Соответствующий порядок закреплен Приказом ФАДН России от 17.02.2020 № 21 «Об утверждении Порядка подготовки, согласования и внесения Президенту Российской Федерации представления об утверждении атамана войскового казачьего общества» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 20.04.2020.

3 Указ Президента РФ от 07.10.2009 № 1124 «Об утверждении Положения о порядке принятия гражданами Российской Федерации, являющимися членами казачьих обществ, обязательств по несению государственной или иной службы» // Собрание законодательства РФ, 12.10.2009, № 41, ст. 4734.

4 Постановление Правительства РФ от 26.02.2010 № 93 (ред. от 07.10.2015) «О видах государ-

ственной или иной службы, к которой привлекаются члены хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ» // Собрание законодательства РФ, 08.03.2010,

№ 10, ст. 1081.

дующих сферах: 1) организации и ведения воинского учета членов казачьих обществ, 2) организации военно-патриотического воспитания призывников, их подготовки к военной службе и вневойсковой подготовки членов казачьих обществ во время их пребывания в запасе; 3) предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ликвидация последствий стихийных бедствий, гражданской и территориальной обороны, осуществления природоохранных мероприятий; 4) охраны общественного порядка, обеспечения экологической и пожарной безопасности; 5) защиты государственной границы Российской Федерации, борьба с терроризмом. Члены хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ могут привлекаться федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами к иным видам службы в сфере охраны объектов животного мира, охране лесов, охране объектов обеспечения жизнедеятельности населения, а также охране объектов, находящихся в государственной и муниципальной собственности и объектов культурного наследия. Также члены хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ могут привлекаться федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами) к иным видам службы, например, в сфере охраны объектов животного мир, лесов, объектов обеспечения жизнедеятельности населения, а также объектов, находящихся в государственной и муниципальной собственности, в том числе объектов культурного наследия.

Статус российского казачества позволяет проходить государственную гражданскую службу, основные принципы которой обозначены в статье 4 Федерального закона № 154-ФЗ и согласуются с требованиями законодательства о государственной службе5. Федеральный закон № 154-ФЗ закрепляет порядок прохождения российским казачеством военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах в соответствии с федеральным законодательством (часть 2 статьи 5). По данным Минюста России6, для прохождения военной службы российское

5 Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от 05.12.2022) «О системе государственной службы Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 02.06.2003, № 22, ст. 2063; Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 13.06.2023) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 02.08.2004, № 31, ст. 3215.

6 Информация представлена с сайта Минюста России [Электронный ресурс]. https://minjust.gov.ru/ uploaded/files/chg40e1.pdf (дата обращения: 13.04.2023)

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2023

казачество, как правило, направляется в соединения и воинские части Вооруженных Сил Российской Федерации, которым присвоены традиционные казачьи наименования, войска национальной гвардии Российской Федерации и пограничные органы.

Следует отметить, что Федеральный закон от 19 мая 1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»1 не относит казачьи общества ни к одной из организационно-правовых форм общественных объединений, перечень которых закреплен в статье 7, и исчерпывается общественной организацией, общественным движением, общественным фондом, общественным учреждением, органом общественной самодеятельности и политической партией,что, однако, не дает оснований полагать, что казачьи общества не относятся к общественным объединениям. Вместе с тем, как следует из формулировки статьи 2, действие обозначенного Федерального закона распространяется на все (курсив - О.Р.) общественные объединения, созданные по инициативе граждан, за исключением религиозных организаций, а также коммерческих организаций и создаваемых ими некоммерческих союзов (ассоциаций). Исходя из формулировки части 1 статьи 5 данного Федерального закона, под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Принимая во внимание, что предметом регулирования обозначенного Федерального закона выступают общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, а также созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений (статья 1), исключение казачьих обществ в перечень организационно-правовых форм общественных объединений, является законодательным пробелом и создает правовую неопределенность в определении статуса казачьих обществ.

Исходя из приведенного обоснования, полагаем, что по своему конституционно-правовому статусу казачьи общества являются общественными объединениями - формой самоорганизации граждан, которые создаются на добровольной основе с учетом общности интересов в целях возрождения российского казачества, защиты его прав, сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казаче-

1 Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ (ред. от 19.12.2022) «Об общественных объединениях» // Собрание законодательства РФ, 22.05.1995, № 21, ст. 1930.

ства. Как и иные общественные объединения казачьи общества создаются на условиях равноправия их членов, самоуправления и законности, выполняя функции, предусмотренные их уставами, не противоречащими принципам российской государственности,законодательству и основам конституционного строя.

Список литературы:

[1] Зейналова Л.М., Нешитой А.В. Основные проблемы современного российского казачества // Вестник Института мировых цивилизаций. 2019. Т. 10, № 1(22). С. 113-117.

[2] Булавина М.А., Заикина И.В., Козлитин Г.А. Правовое положение отдельных категорий населения в Российской империи: (историко-пра-вовое исследование). - М.: Эдитус, 2014. - 488 с.

[3] Рвачева О.В. Казачество в XXI в.: возрождение традиций или конструирование нового феномена? // Очерки истории и культуры казачества Юга России: коллективная монография / под ред. Г. Г. Матишова, И. О. Тюменцева. Волгоград: Изд-во Волгогр. фил. ФГБОУ ВПО РАНХиГС, 2014. С. 382-404.

[4] Трут В.П. Казачество: происхождение, сущность, реалии, перспективы / В. П. Трут. - 31 с.

[5] Пашенцев Д.А. Методологические проблемы современной историко-правовой науки // Право и образование. 2013. № 1. С. 4-11.

[6] Рыбаков О.Ю., Плешаков А.П. Социальная государственность и основные направления конституционно-правовой политики в России // Правовая политика и правовая жизнь. 2001. № 3. С. 5-16.

[7] Конституционное право России / Под. ред. Б.С. Эбзеева, А.С. Прудникова. М., 2013. -462 с.

[8] Конституционно-правовой статус общественных объединений в современной России: учебное пособие для магистратуры / отв. ред. В.В. Комарова. М.: Норма: ИНФРА-М, 2020. - 224 с.

[9] Литвиненко А.И. Возрождение правовой культуры казаков как фактор развития правовой системы современной России [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ vozrozhdenie-pravovoy-kultury-kazakov-kak-faktor-razvitiya-pravovoy-sistemy-sovremennoy-rossii (дата обращения: 12.04.2023)

[10] Зенин С.С. Отдельные особенности правового регулирования казачества в субъектах Российской Федерации // Lex Russica (Русский закон). 2019. № 5(150). С.49-59.

Spisok literatury:

[1] Zejnalova L.M., Neshitoj A.V. Osnovnye problemy sovremennogo rossijskogo kazachestva //

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2023

Vestnik Instituta mirovyh civilizacij. 2019. T. 10, № 1(22). S. 113-117.

[2] Bulavina M.A., Zaikina I.V., Kozlitin G.A. Pravovoe polozhenie otdel'nyh kategorij naseleniya v Rossijskoj imperii: (istoriko-pravovoe issledovanie). - M.: Editus, 2014. - 488 s.

[3] Rvacheva O.V. Kazachestvo v XXI v.: voz-rozhdenie tradicij ili konstruirovanie novogo fenom-ena? // Ocherki istorii i kul'tury kazachestva YUga Rossii: kollektivnaya monografiya / pod red. G. G. Matishova, I. O. Tyumenceva. Volgograd: Izd-vo Vol-gogr. fil. FGBOU VPO RANHiGS, 2014. S. 382-404.

[4] Trut V.P. Kazachestvo: proiskhozhdenie, sushchnost', realii, perspektivy / V. P. Trut. - 31 s.

[5] Pashentsev D.A. Metodologicheskie prob-lemy sovremennoj istoriko-pravovoj nauki // Pravo i obrazovanie. 2013. № 1. S. 4-11.

[6] Rybakov O.Yu., Pleshakov A.P. Social'naya gosudarstvennost' i osnovnye napravleniya kon-

stitucionno-pravovoj politiki v Rossii // Pravovaya politika i pravovaya zhizn'. 2001. № 3. S. 5-16.

[7] Konstitucionnoe pravo Rossii / Pod. red. B.S. Ebzeeva, A.S. Prudnikova. M., 2013. - 462 c.

[8] Konstitucionno-pravovoj status obshchest-vennyh ob"edinenij v sovremennoj Rossii: uchebnoe posobie dlya magistratury / otv. red. V.V. Komarova. M.: Norma: INFRA-M, 2020. - 224 s.

[9] Litvinenko A.I. Vozrozhdenie pravovoj kul'tury kazakov kak faktor razvitiya pravovoj sistemy sovremennoj Rossii [Elektronnyj resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozrozhdenie-pravo-voy-kultury-kazakov-kak-faktor-razvitiya-pravo-voy-sistemy-sovremennoy-rossii (data obrash-cheniya: 12.04.2023)

[10] Zenin S.S. Otdel'nye osobennosti pravo-vogo regulirovaniya kazachestva v sub"ektah Rossijskoj Federacii // Lex Russica (Russkij zakon). 2019. № 5(150). S.49-59.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.