Кокарев Евгений Александрович
аспирант кафедры конституционного и международного права Северо-Кавказского федерального университета
(тел.: +78652356834)
Развитие законодательства о казачестве и казачьих объединениях
в современной России
В статье рассмотрены вопросы становления законодательства о казачестве в конце XX века, связанного с возрождением самосознания рус-ского народа и поиском новой модели существования казачества в новом государстве.
Ключевые слова: российская государственность, казачество, казак, казачьи объединения.
E.A. Kokarev, Post-graduate of a Chair of Constitutional and International Law of the North-Caucasian Federal University; tel.: +78652356834.
Development of the legislature about cossacks and cossacks associations in modern Russia
Questions of formation of the legislation of the cossacks at the end of the XX century connected with revival of consciousness of the russian people and search of new model of existence of the cossacks in new state are considered in this article.
Key words: Russian statement, cossack society, cossack, cossack associations.
Сточки зрения правовой науки казачество представляет собой феномен организации казачьих объединений и службы российского казачества в прошлом и в наши дни. Исследовать необходимо именно правовой статус казачьих объединений, порядок их взаимоотношений с государством, ведь, как подчеркивает Н.Н. Иванова, «самовозрождение казачества потребовало самоорганизации казачьих обществ...» [1, с. 15]. В течение всего советского периода государство «не раз меняло свои приоритеты в "казачьем вопросе'': от беспощадного террора до казачьего "возрождения"». Но в целом государственная политика была направлена на размывание казачьего населения, на своеобразное «расказачивание». В результате ее реализации казачество утратило присущие ему самобытные качества: особый хозяйственный уклад, культурные традиции, речевой диалект. Возрождение казачества, которое стоит на повестке дня, должно пониматься не как его возобновление в первоначальном виде, а как процесс восстановления естественно-исторической преемственности и эволюции российского общества и казачества» [2, с. 11].
Необходимость исследования казачества с точки зрения организации казачьих объединений и их взаимоотношений с органами государственной власти и органами местного самоуправления обусловлено историческими
причинами. Так называемое «возрождение казачества» в нашей стране началось в конце 1980 -начале 1990-х гг. В частности, 14 ноября 1989 г. Верховный Совет СССР принял Декларацию «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав», положившую начало созданию в России законодательства о возвращении прав малочисленным народам, репрессированным в 1930-1940 гг.
15 июня 1992 г. Президентом Российской Федерации был принят Указ «О мерах по реализации Закона Российской Федерации "О реабилитации репрессированных народов'' в отношении казачества», в котором, в частности, содержались следующие положения: 1) установить, что граждане, относящие себя к прямым потомкам казаков и выразившие желание совместно восстанавливать и развивать формы хозяйствования, культуры, быта и участвовать в несении государственной службы, а также граждане, в установленном порядке добровольно вступившие в казаки, могут объединяться в казачьи общества и создавать их в виде хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских), войсковых и иных традиционных для казачества обществ; 2) Министерству обороны Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации совместно с другими
61
заинтересованными органами внести предложения о порядке и особенностях прохождения представителями казачества военной службы, а также охраны государственной границы и общественного порядка.
Вслед за этим 16 июля 1992 г. Верховный Совет РФ принял Постановление «О реабилитации казачества», которым за казачеством признавались следующие права: 1) возрождения традиционного социально-хозяйственного уклада жизни и культурных традиций при соблюдении законодательства и общепринятых прав человека; 2) установления территориального общественного самоуправления в местах компактного проживания казаков в традиционных для казачества формах в соответствии с законодательством о местном самоуправлении; 3) восстановления традиционных наименований населенных пунктов и местностей, улиц, площадей, объектов культуры, просвещения, производственных и иных объектов на основе свободного волеизъявления всех групп населения в местах компактного проживания казачества на основании действующего законодательства; 4) создания общественных казачьих объединений с исторически сложившимися названиями, в том числе землячеств, союзов и др.; их регистрации и деятельности в общем порядке, установленном для общественных объединений граждан.
15 марта 1993 г. был издан Указ Президента Российской Федерации «О реформировании военных структур, пограничных и внутренних войск на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации и государственной поддержке казачества». Он установил, что граждане, относящие себя к потомкам казаков и выразившие желание совместно восстанавливать и развивать традиционные для казачества формы хозяйствования, культуры и быта, а также граждане, добровольно вступившие в казачьи общества, проходят военную службу, как правило, в казачьих соединениях и частях Вооруженных Сил России, пограничных войск, специальных казачьих моторизованных воинских частях и частях оперативного назначения Внутренних Войск МВД России в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», общевойсковыми уставами Вооруженных Сил России.
Нужно отметить, что 22 апреля 1994 г. Правительством РФ было принято Постановление «О концепции государственной политики по отношению к казачеству», в котором предусматривались меры по возрождению государственной службы казачества, в рамках которой казачеству должны были быть обеспечены различные ва-
рианты прохождения государственной службы, возможности для реализации форм казачьего самоуправления, а также создания казачьих общественных объединений и неких территориальных казачьих объединений.
Подзаконное регулирование отношений казачества и государства не соответствовало задаче возрождения казачества, повышения его роли в государстве. Только в декабре 2005 г. был принят Федеральный закон «О государственной службе российского казачества». Данный закон в ч. 1 ст. 1 однозначно определил, что российские казаки - это граждане России, являющиеся членами казачьих обществ. Фактически законодательно был решен вопрос о неотнесении казаков к этносу или народности.
В нем же появилось легальное определение казачьего общества как «формы самоорганизации граждан Российской Федерации, объединившихся на основе общности интересов в целях возрождения российского казачества, защиты его прав, сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества в соответствии с федеральным законодательством (некоммерческая организация). Казачье общество создается в виде хуторского, станичного, городского, районного (юртового), окружного (отдельского) или войскового казачьего общества, члены которого в установленном порядке принимают на себя обязательства по несению государственной или иной службы».
Согласно ч. 4 ст. 5 Федерального закона «О государственной службе российского казачества» (в действующей редакции) российское казачество в установленном порядке исполняет следующие обязанности:
1) оказывает содействие государственным органам в организации и ведении воинского учета членов казачьих обществ, организует военно-патриотическое воспитание призывников, их подготовку к военной службе и вневойсковую подготовку членов казачьих обществ во время их пребывания в запасе;
2) принимает участие в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, по гражданской и территориальной обороне, в природоохранных мероприятиях;
3) принимает участие в охране общественного порядка, обеспечении экологической и пожарной безопасности, защите Государственной границы Российской Федерации, борьбе с терроризмом;
4) осуществляет иную деятельность на основе договоров (соглашений) казачьих обществ с федеральными органами исполнительной
62
власти и (или) их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления муниципальных образований в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Очевидно, что Федеральный закон «О государственной службе российского казачества» 2005 г. со всеми последующими изменениями направлен на установление статуса казачьих объединений как особого рода общественных организаций, участвующих в решении задач обеспечения общественной безопасности, правопорядка, гражданской обороны, военной службы, воспитания молодежи, члены которых сами несут государственную службу.
Считаем, что существенным недостатком правового регулирования деятельности казачества и казачьих объединений в России является отсутствие специального закона о казачестве, в котором бы получили правовое регулирование вопросы возрождения и организации казачьей культуры, самоуправления, территориальной организации и многого другого.
С 2009 г. при Президенте Российской Федерации снова действует Совет по делам казачества. Он является консультативно-совещательным органом, образованным в целях содействия реализации государственной политики в отношении российского казачества. Основные задачи Совета: подготовка предложений Президенту РФ по определению приоритетных направлений государственной политики в отношении казачества России; информирование главы государства по вопросам, касающимся казачества; участие в подготовке проектов нормативных правовых актов, связанных с казачеством; обеспечение взаимодействия федеральных и региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления с казачьими обществами и общественными объединениями казачества.
В настоящее время большое внимание органами федеральной власти России и субъектов РФ уделяется стратегическому планированию развития казачества, формированию правовых отношений между государством и казачьими объединениями. Примером тому являются многочисленные программы и концепции развития казачества, государственной поддержки казачества.
Как показал проведенный анализ, развитие законодательства Российской Федерации и
субъектов Российской Федерации о казачестве в 1990-2000-е гг. было достаточно хаотичным и предусматривало регулирование концептуально разных сторон процесса возрождения и развития российского казачества. По нашему мнению, периодизация этапов становления и развития законодательства России о казачестве должна выглядеть следующим образом:
I этап: 1989-1992 гг. - на данном этапе происходит осмысление необходимости возрождения в России казачества, принимаются первые акты, формирующие политические и правовые основы реабилитации казачества, предоставления казакам отдельных прав; при этом остается нерешенным вопрос о статусе казачества, признания его в качестве народа или этноса;
II этап: 1993-1995 г. - на данном этапе наблюдается принятие концептуальных подзаконных правовых актов федерального и регионального уровней о привлечении казачества к государственной службе, принимаются первые долгосрочные программы развития казачества; все еще остается не решенным вопрос о статусе казачества, хотя из содержания правовых актов становится понятно, что государство не спешит признавать казачество в качестве народа или этноса и предпочитает выстраивать отношения с казачеством через казачьи объединения;
III этап: 1996-1999 гг. - в этот период имел место активный процесс формирования правовой основы государственного управления казачеством, создания органов государственной власти на федеральном и региональном уровне, в компетенцию которых входят вопросы управления казачьими объединениями и взаимодействия с казачеством; становится очевидно, что казачество не будет признано в качестве народа или этноса;
IV этап: 2000-2004 гг. - наблюдается активный процесс принятия законодательных актов субъектов Российской Федерации, которыми определялся правовой статус казачества, меры государственной поддержки казачества на территории субъектов РФ и т.п.;
V этап: с 2005 г. по настоящее время - после принятия Федерального закона «О государственной службе Российской казачества» окончательно определился статус казачества, упорядочилось законодательство Российской Федерации и субъектов РФ о казачестве, приняты обновленные концепции и программы развития казачества.
1. Иванова Н.Н. Становление института местного самоуправления: на примере казачества юга современной России: дис. ... канд. социолог. наук. Новочеркасск, 2003.
1. Ivanova N.N. Formation of local government's institute: on example of cossack society in modern South Russia: diss. ... Master of Sociology. Novocherkassk, 2003.
2. Шаповалова Я.В. Организационно-правовые основы возрождения российского казачества в постсоветский период: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000.
2. Shapovalova Ya.V. The organizational-law basics of Russian Cossack's revival in Post-Soviet period: diss. ... Master of Law. M., 2000.
64