Научная статья на тему 'АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КАЗАЧЕСТВЕ В 1990-Х ГОДАХ'

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КАЗАЧЕСТВЕ В 1990-Х ГОДАХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
64
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КАЗАЧЕСТВО / COSSACKS / КАЗАЧЬИ ОБЩЕСТВА / COSSACK SOCIETY / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О КАЗАЧЕСТВЕ / LAW ON THE COSSACKS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кокарев Е.А.

Статья посвящена отдельным аспектам становления и развития правовой основы деятельности казачьих обществ в России в 1990 гг. XX в. Предлагается несколько исторических этапов развития законодательства о казачестве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMINISTRATIVE AND LEGAL CHARACTERISTIC OF THE LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION ABOUT THE COSSACKS IN THE 1990-TH YEARS

The article is devoted to specific aspects of the formation and development of legal bases of activity of Cossack communities in Russia in the 1990s of the XX century. Offers several historical stages of development of the legislation about the Cossacks

Текст научной работы на тему «АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КАЗАЧЕСТВЕ В 1990-Х ГОДАХ»

Е.А. Кокарев, E.A. Kokarev,

аспирант Северо-кавказского Post-graduate student of the North федерального университета Caucasian Federal University

k- lawer-gmp @stavsu. ru

Административно-правовая характеристика законодательства Российской Федерации о казачестве в 1990-х годах

Аннотация: статья посвящена отдельным аспектам становления и развития правовой основы деятельности казачьих обществ в России в 1990-х гг. XX в. Предлагается несколько исторических этапов развития законодательства о казачестве.

Ключевые слова: казачество, казачьи общества, законодательство о казачестве.

Administrative and legal characteristic of the legislation of the Russian Federation about the Cossacks in the 1990-th years

Summary: the article is devoted to specific aspects of the formation and development of legal bases of x activity of Cossack communities in Russia in the 1990s of the XX century. Offers several historical stages § of development of the legislation about the Cossacks

^ Keywords: Cossacks, Cossack society, law on the Cossacks

<

§ Необходимость исследования казачества с точки зрения орга-

□ъ низации казачьих объединений и их взаимоотношений с органами государ-s ственной власти и органами местного самоуправления обусловлена исто-<5 рическими причинами. Как отмечает Т.В. Седых, «связано это с тем, что, s начиная с конца 80-х гг. XX в., граждане России, признающие себя казака-g ми, стали создавать общественные объединения, которые политизировались ^ и активно включались в социально-политические процессы с требования-к ми полной реабилитации казачества как несправедливо репрессированного го народа, удовлетворения его экономических и иных интересов» [1, с. 3]. m Так называемое возрождение казачества в нашей стране началось в конце £ 1980-х — начале 1990-х гг.

В частности, 14 ноября 1989 г. Верховный Совет СССР принял Декларацию 112 «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против на- родов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав»

[2], положившую начало созданию в России законодательства о возвращении прав малочисленным народам, репрессированным в 1930—1940-е гг.

26 апреля 1991 г. был принят Закон РСФСР «О реабилитации репрессированных народов», согласно ст. 2 которого «репрессированными признаются народы (нации, народности или этнические группы и иные исторически сложившиеся культурно-этнические общности людей, например казачество), в отношении которых по признакам национальной или иной принадлежности проводилась на государственном уровне политика клеветы и геноцида, сопровождавшаяся их насильственным переселением, упразднением национально-

о

сч

сч

государственных образований, перекраиванием национально-территориальных границ, установлением режима террора и насилия в местах спецпоселения» [3].

Президентом России 15 июня 1992 г. был принят Указ «О мерах по реализации Закона Российской Федерации "О реабилитации репрессированных народов" в отношении казачества», в котором, в частности, содержались следующие положения: |

— «установить, что граждане, относящие себя к прямым потомкам каза- | ков и выразившие желание совместно восстанавливать и развивать формы | хозяйствования, культуры, быта и участвовать в несении государственной службы, а также граждане, в установленном порядке добровольно вступив- | шие в казаки, могут объединяться в казачьи общества и создавать их в виде § хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдель- 5 ских), войсковых и иных традиционных для казачества обществ»; §

— «министерству обороны Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации совместно с другими заинтересованными 5

о

so

а

органами внести предложения о порядке и особенностях прохождения пред- 'В

ставителями казачества военной службы, а также охраны государственной 3

границы и общественного порядка» [4]. ^

Вслед за этим 16 июля 1992 г. Верховный Совет РСФСР принял | Постановление «О реабилитации казачества» [5], в соответствии с которым

п

за казачеством признавались следующие права: §

— на возрождение традиционного социально-хозяйственного уклада | жизни и культурных традиций при соблюдении законодательства и обще- ^ принятых прав человека; § ^

— установление территориального общественного самоуправления в §51 местах компактного проживания казаков в традиционных для казачества | ■§

о

формах в соответствии с законодательством о местном самоуправлении; Т 8

cd I

— восстановление традиционных наименовании населенных пунктов ж 8 и местностей, улиц, площадей, объектов культуры, просвещения, произ- 10 | водственных и иных объектов на основе свободного волеизъявления всех jg Q групп населения в местах компактного проживания казачества на основании g | действующего законодательства; 3 Ü

— создание общественных казачьих объединений с исторически сложив- g | шимися названиями, в том числе землячеств, союзов и других; их регистрацию и деятельность в общем порядке, установленном для общественных объединений граждан. -

Через год был издан Указ Президента РФ «О реформировании военных структур, пограничных и внутренних войск на территории СевероКавказского региона Российской Федерации и государственной поддержке

m

§

казачества» [6]. Он установил, что граждане, относящие себя к потомкам § казаков и выразившие желание совместно восстанавливать и развивать тра- ® диционные для казачества формы хозяйствования, культуры и быта, а также граждане, добровольно вступившие в казачьи общества, проходят военную службу, как правило, в казачьих соединениях и частях Вооруженных Сил России, пограничных войск, специальных казачьих моторизованных воинских частях и частях оперативного назначения Внутренних Войск МВД

России в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», общевойсковыми уставами Вооруженных Сил России.

В апреле 1994 г. Правительством Российской Федерации было принято Постановление «О концепции государственной политики по отношению к казачеству» [7], предусматривавшее меры по возрождению государственной службы казачества. Казачеству должны были быть обеспечены различные варианты прохождения государственной службы, возможность реализации форм казачьего самоуправления, создания казачьих общественных объединений и территориальных казачьих объединений.

Подзаконное регулирование отношений казачества и государства не соответствовало задаче возрождения казачества, повышения его роли в государстве. Только в декабре 2005 г. после долгих дискуссий и споров был принят Федеральный закон «О государственной службе российского казачества» [8]. Данный Закон в ч. 1 ст. 1 однозначно определил, что российское казачество — это граждане Российской Федерации, являющиеся членами казачьих обществ. Фактически, законодательно был решен вопрос о не отнесении казаков к этносу или народности.

В этом же Законе появилось легальное определение казачьего общества: х «форма самоорганизации граждан Российской Федерации, объединившихся ^ на основе общности интересов в целях возрождения российского казачества, ^ защиты его прав, сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества в соответствии с федеральным законо-§ дательством (некоммерческая организация). Казачье общество создается в виде хуторского, станичного, городского, районного (юртового), окружного ^ (отдельского) или войскового казачьего общества, члены которого в уста-<5 новленном порядке принимают на себя обязательства по несению государ:: ственной или иной службы».

^ Согласно ч. 4 ст. 5 Федерального закона «О государственной службе ° российского казачества» (в редакции 2011 г.) российское казачество в устаем новленном порядке осуществляет следующие виды деятельности: т 1) оказывает содействие государственным органам в организации и ведении

ш воинского учета членов казачьих обществ, организует военно-патриотическое воспитание призывников, их подготовку к военной службе и вневойсковую подготовку членов казачьих обществ во время их пребывания в запасе;

114 2) принимает участие в мероприятиях по предупреждению и ликвидации

- чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, по

гражданской и территориальной обороне, в природоохранных мероприятиях;

3) принимает участие в охране общественного порядка, обеспечении экологической и пожарной безопасности, защите Государственной границы Российской Федерации, борьбе с терроризмом;

4) осуществляет иную деятельность на основе договоров (соглашений) казачьих обществ с федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления муниципальных образований в соответствии с законодательством Российской Федерации.

о

сч

сч

Очевидно, что положения Федерального закона «О государственной службе российского казачества» 2005 г., со всеми последующими изменениями, направлены на установление статуса казачьих объединений как особого рода общественных организаций, участвующих в решении задач обеспечения общественной безопасности, правопорядка, гражданской обороны, военной

службы, воспитания молодежи, члены которых сами несут государственную |

службу. Как отмечается в одном из комментариев к рассматриваемому норма- |

тивному акту, «предмет регулирования настоящего Закона составляют обще- §

ственные отношения, определенные организационно-правовыми аспектами §

государственно-служебной деятельности российского казачества» [9, ст. 62]. |

Считаем, что существенным недостатком правового регулирования деятель- §

ности казачества и казачьих объединений в России является отсутствие специ- -55

ального закона о казачестве, регулирующего вопросы возрождения и организации §

казачьей культуры, самоуправления, территориальной организации и мн. др. §

По этому поводу нужно отметить, что еще в июне 1997 г. Государственная §

Дума Российской Федерации приняла за основу один из десяти вариан- 13

тов законопроекта «О казачестве», внесенный депутатами Л.А. Иванченко, 3

А.Г. Мартыновым, С.В. Сычевым, В.П. Зволинским. При этом был отклонен и 8

проект, предложенный Президентом РФ. «Депутатский» вариант принимался | Государственной Думой РФ в трех чтениях 20 февраля, 11 июня и 20 июня

п

и

1997 г., но Совет Федерации Федерального Собрания РФ отклонил его на за- § седании 4 июля 1997 г. Согласительная комиссия палат Федерального Собрания |

а

Российской Федерации приняла решение о нецелесообразности доработки законопроекта под предлогом его концептуальной несовместимости с Конституцией § §

о

России и другими федеральными законами Российской Федерации [10, с. 18—19]. § §

Как следствие признания значения казачества для государственности | §

Российской Федерации с начала 1990-х гг. стали возникать предпосылки 8 § для создания институтов взаимодействия казачьих объединений

государственной власти. 01 |

Так, 1 декабря 1994 г. был создан Совет по делам казачества при 2 ^

Президенте РФ, который задумывался как консультативный (совещательный) ° |

орган, созданный для информирования главы государства по вопросам воз- з 13

рождения российского казачества и объединения казачьих обществ, а также ^ | для разработки предложений по определению государственной политики в

отношении российского казачества [11]. Ц5

Совет прекратил существование в 1997 г. В августе 1998 г. при Президенте -

Российской Федерации было создано Управление по вопросам казачества [12]. Оно прекратило существование, в свою очередь, в 2003 г. Функции и штатная численность упраздненного Управления Президента РФ по вопросам казачества

т

§

перешли к аппаратам полномочных представителей Президента РФ в федераль- § ных округах и другим подразделениям Администрации Президента РФ [13]. ®

С 2009 г. при Президенте Российской Федерации снова действует Совет по делам казачества [14]. Он является консультативно-совещательным органом, образованным в целях содействия реализации государственной политики в отношении российского казачества. Основные задачи Совета: подготовка предложений Президенту РФ по определению приоритетных направлений

государственной политики в отношении казачества России; информирование главы государства по вопросам, касающимся казачества; участие в подготовке проектов нормативных правовых актов, связанных с казачеством; обеспечение взаимодействия федеральных и региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления с казачьими обществами и общественными объединениями казачества.

В 1990-е гг. Президентом РФ и Правительством РФ принимались отдельные акты в целях поддержки казачьих объединений. Так, Указом Президента РФ от 16 апреля 1996 г. «Об экономических и иных льготах, предоставляемых казачьим обществам и их членам, взявшим на себя обязательства по несению государственной и иной службы» [15], постановлениями Правительства РФ «Об утверждении Положения о порядке формирования целевого земельного фонда для предоставления земель казачьим обществам, включенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, и режиме его использования» [16], «О размерах безвозмездной финансовой помощи на строительство (покупку) индивидуальных жилых домов и выплат на первоначальное обзаведение хозяйством членам казачьих обществ» [17], некоторыми другими нормативными актами [18] были определены конкретные меры

i экономической и социальной поддержки казаков и казачьих объединений. ^ Представляет интерес статистическая информация, приводимая ^ П.В. Бондаревым, относительно интенсивности формирования правовой ^ базы деятельности казачьих объединений и их взаимодействия с органами § государственной власти с 1990 по 2003 гг.: «Формирование нормативность правовой базы возрождения казачества велось с разной степенью активности, с переменной динамикой. Так, в 1991—1994 гг. федеральные органы издали 11 правовых актов о казачестве, в том числе 6 указов и распоряжений Президента России, за 1995—1998 гг. — 62 и 42 соответствующих документа, а за 1999—2004 гг. — 32 и 25 соответствующих государственных правовых актов. ° Нормотворчество федеральных органов государственной власти имело к тенденцию к наращиванию в 1994—1997 гг. количества правовых актов, среди m которых большинство составляют Указы Президента России, подготовленные m по инициативе Главного управления казачьих войск при Президенте России. [Зь ГУКВ инициировало подготовку многих новых правовых документов органами исполнительной власти Российской Федерации» [19, с. 101]. 116 Что касается более позднего периода, то, по мнению Э. Бурды, «период

- с 2000 по конец 2005 г. характеризуется тем, что органы государственной

власти не принимают каких-либо значимых нормативных правовых актов, ^ усиливающих роль казачества в жизни страны, что было характерно для предшествующих периодов новейшей истории казачества. В это время издаются документы, уточняющие, дополняющие или корректирующие уже принятые в предшествующие годы указы, решения и постановления. Более того, даже складывается впечатление, что государство "разочаровалось" в затребованности и возможности казачества решать задачи, которые на него возлагались при создании системы государственного реестра» [20].

В настоящее время, на современном этапе возрождения российского казачества органами власти Российской Федерации и субъектов Российской

IZ

с

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сч

сч

Федерации уделяется большое внимание стратегическому планированию развития казачества, формированию правовых отношений между государством и казачьими объединениями.

Примером тому служат программы и концепции развития казачества, государственной поддержки казачества. Так, в 2008 г. Президентом РФ была

утверждена новая Концепция государственной политики Российской Федерации |

в отношении российского казачества. В ней определены система принципов |

и приоритетов деятельности федеральных органов государственной власти, §

органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов §

местного самоуправления муниципальных образований в отношении россий- |

ского казачества. Помимо организационных вопросов взаимодействия казачьих §

объединений и предоставления им государственной поддержки Концепция §

указала на принципиальную возможность оказания государственной поддержки §

со стороны Российской Федерации казачьим объединениям за рубежом [21]. §

Можно утверждать, что развитие законодательства Российской Федерации §

и субъектов Российской Федерации о казачестве в 1990—2000-е гг. было 13

достаточно хаотичным и предусматривало регулирование концептуально 3

разных сторон процесса возрождения и развития российского казачества. 8

Этот период характеризуется принятием многочисленных разрозненных 3

правовых актов, направленных не столько на возрождение казачества, сколько и

на привлечение казачьих объединений к несению военной службы. §

По нашему мнению, периодизация этапов становления и развития за- |

а

конодательства Российской Федерации о казачестве должна выглядеть следующим образом: § §

о

I этап — 1989—1992 гг. — происходит осмысление необходимости воз- § § рождения в России казачества, принимаются первые акты, формирующие | § политические и правовые основы реабилитации казачества, предоставления 0 § казакам отдельных прав; при этом остается не решенным вопрос о статусе 8 § казачества, признании его в качестве народа или этноса; 10 |

II этап — 1993—1995 гг. — принятие концептуальных подзаконных право- 2 ^ вых актов федерального и регионального уровней о привлечении казачества к

государственной службе, принимаются первые долгосрочные программы раз- з §

|

вития казачества; все еще остается не решенным вопрос о статусе казачества, ^ | хотя из содержания правовых актов становится понятно, что государство не

спешит признавать казачество в качестве народа или этноса и предпочитает цу

выстраивать отношения с казачеством через казачьи объединения; -

III этап — 1996—1999 гг. — происходит формирование правовой основы государственного управления казачеством, создания органов государствен- £

ной власти на федеральном и региональном уровне, в компетенцию которых ^ входят вопросы управления казачьими объединениями и взаимодействия с § казачеством; становится очевидно, что казачество не будет признано в ка- ®

си

честве народа или этноса;

IV этап — 2000—2004 гг. — активный процесс принятия законодательных актов субъектов Российской Федерации, которыми определялся правовой статус казачества, меры государственной поддержки казачества на территории субъектов Российской Федерации и т. п.;

V этап — 2005 г. — настоящее время — после принятия Федерального закона «О государственной службе российской казачества» окончательно определился статус казачества, упорядочилось законодательство Российской Федерации и субъектов Федерации о казачестве, приняты обновленные концепции и программы развития казачества.

Таким образом, как показал проведенный анализ развития законодательства о казачестве в Российской Федерации в 1990-е гг., государство в лице органов законодательной власти односторонне подходит к вопросу возрождения казачества и взаимоотношениям государства и казачьих объединений, привлекая их к государственной службе, но не регулируя при этом вопросы возрождения казачьей культуры, самобытности и самоуправления.

Список литературы

1. Седых, Т.В. Взаимодействие казачьих объединений и органов государственной власти : на материалах Южного федерального округа : дис. ... канд. полит. наук / Т.В. Седых. — Краснодар, 2009.

2. О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав : декларация Верховного Совета СССР от 14 ноября 1989 г. 772—1 // Ведомости СНД и

^ ВС СССР. — 1989. — № 23, ст. 449.

5 3. О реабилитации репрессированных народов : Закон РСФСР от 26 апреля 1991 г.

* № 1107-1 // Ведомости СНД и ВС РСФСР. — 1991. — № 18, ст. 572. < 4. О мерах по реализации Закона Российской Федерации «О реабилитации ре-

О прессированных народов» в отношении казачества : Указ Президента РФ от 15 июня <с 1992 г. № 632 // Ведомости СНД и ВС РФ. — 1992. — № 25, ст. 1429. с 5. О реабилитации казачества : постановление Верховного Совета РФ от 16 июля

^ 1992 г. № 3321-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. — 1992. — № 30, ст. 1805.

6. О реформировании военных структур, пограничных и внутренних войск на рЕ территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации и государственной с поддержке казачества : указ Президента РФ от 15 марта 1993 г. № 341 // Российская ° газета. — 1993. — 23 марта.

о; 7. О концепции государственной политики по отношению к казачеству : поста-

ва новление Правительства РФ от 22 апреля 1994 г. № 355 // Собр. законодательства § Рос. Федерации. — 1994. — № 3, ст. 210.

□Е 8. О государственной службе российского казачества : федеральный закон РФ

с от 5 декабря 2005 г. № 154-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2005. — № 50, ст. 5245.

118 9. Петров, М.И. Комментарий к Федеральному закону «О государственной службе российского казачества» (постатейный) / М.И. Петров. — М., 2006.

10. Таболина, Т.В. Государство и казаки: опыт взаимодействия / Т.В. Таболина. 2 — Ростов н/Д, 2001.

° 11. Об утверждении Положения о Совете по делам казачества при Президенте

^ Российской Федерации и его состава : Указ Президента РФ от 1 декабря 1994 г. № 2141 // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1994. — № 32, ст. 2141.

12. Об Управлении Президента Российской Федерации по вопросам казачества : Указ Президента РФ от 7 августа 1998 г. № 920 // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1998. — № 32, ст. 3846.

13. О совершенствовании деятельности по возрождению и развитию российского казачества : Указ Президента РФ от 25 февраля 2003 г. № 249 // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2003. — № 9, ст. 850.

14. О Совете при Президенте Российской Федерации по делам казачества (вместе с «Положением о Совете при Президенте Российской Федерации по делам казачества») : распоряжение Президента РФ от 12 января 2009 г. № 15-рп // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2009. — № 2, ст. 195.

15. Об экономических и иных льготах, предоставляемых казачьим обществам и их членам, взявшим на себя обязательства по несению государственной и иной службы : Указ Президента РФ от 16 апреля 1996 г. № 564 // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1996. — № 17, ст. 1955.

16. О размерах безвозмездной финансовой помощи на строительство (покупку) индивидуальных жилых домов и выплат на первоначальное обзаведение хозяйством членам казачьих обществ : постановление Правительства РФ от 17 июня 1996 г. № 885 // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1996. — № 31, ст. 3738.

17. Об утверждении Положения о порядке формирования целевого земельного фонда для предоставления земель казачьим обществам, включенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, и режиме его использования : постановление Правительства РФ от 8 июня 1996 г. № 667 // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1996. — № 25, ст. 3023.

18. О выделении в 1998 году средств Енисейскому войсковому казачьему обществу, Уссурийскому войсковому казачьему обществу и войсковому казачьему обществу «Всевеликое войско Донское» : распоряжение Правительства РФ от 14 марта 1998 г. № 353-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1998. — № 11, ст. 1344.

19. Бондарев, П.В. Конституционно-правовые основы деятельности казачьих объединений в субъектах Российской Федерации на территории Южного федерального округа : дис. ... канд. юрид. наук / П.В. Бондарев. — Ставрополь, 2005.

20. Бурда, Э. Терское казачество. 20 лет возрождения. URL: http://www.apn.ru/ publications/article23754.htm (дата обращения: 29.10.2013).

21. Концепция государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества от 3 июля 2008 г. // Государственная власть и местное самоуправление. — 2008. — № 9.

С.Н. Медведев,

доктор юридических наук, профессор кафедры гражданского права и процесса Северо-Кавказского федерального университета М.Х. Карбахо, аспирант Северо-Кавказского федерального университета

S.N. Medvedev,

Doctor of Law, Professor of the Chair of civil law and process of the North Caucasian Federal University mp.melnikova2012@yandex.ru M.H. Korbaho, Postgraduate student of the North Caucasian Federal University mp.melnikova2012@yandex.ru

Кодификация гражданского права Испании: историко-правовое исследование

119

Аннотация: в статье рассматриваются этапы развития гражданского права Испании в XIX—XX вв. Выделяются периоды исторического развития гражданского законодательства. Критически оценивается каждый этап.

Ключевые слова: гражданское право Испании, кодификация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.