Е.А. Кокарев, E.A. Kokarev,
аспирант Северо-кавказского Post-graduate student of the North федерального университета Caucasian Federal University
k- lawer-gmp @stavsu. ru
Административно-правовая характеристика законодательства Российской Федерации о казачестве в 1990-х годах
Аннотация: статья посвящена отдельным аспектам становления и развития правовой основы деятельности казачьих обществ в России в 1990-х гг. XX в. Предлагается несколько исторических этапов развития законодательства о казачестве.
Ключевые слова: казачество, казачьи общества, законодательство о казачестве.
Administrative and legal characteristic of the legislation of the Russian Federation about the Cossacks in the 1990-th years
Summary: the article is devoted to specific aspects of the formation and development of legal bases of x activity of Cossack communities in Russia in the 1990s of the XX century. Offers several historical stages § of development of the legislation about the Cossacks
^ Keywords: Cossacks, Cossack society, law on the Cossacks
<
§ Необходимость исследования казачества с точки зрения орга-
□ъ низации казачьих объединений и их взаимоотношений с органами государ-s ственной власти и органами местного самоуправления обусловлена исто-<5 рическими причинами. Как отмечает Т.В. Седых, «связано это с тем, что, s начиная с конца 80-х гг. XX в., граждане России, признающие себя казака-g ми, стали создавать общественные объединения, которые политизировались ^ и активно включались в социально-политические процессы с требования-к ми полной реабилитации казачества как несправедливо репрессированного го народа, удовлетворения его экономических и иных интересов» [1, с. 3]. m Так называемое возрождение казачества в нашей стране началось в конце £ 1980-х — начале 1990-х гг.
В частности, 14 ноября 1989 г. Верховный Совет СССР принял Декларацию 112 «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против на- родов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав»
[2], положившую начало созданию в России законодательства о возвращении прав малочисленным народам, репрессированным в 1930—1940-е гг.
26 апреля 1991 г. был принят Закон РСФСР «О реабилитации репрессированных народов», согласно ст. 2 которого «репрессированными признаются народы (нации, народности или этнические группы и иные исторически сложившиеся культурно-этнические общности людей, например казачество), в отношении которых по признакам национальной или иной принадлежности проводилась на государственном уровне политика клеветы и геноцида, сопровождавшаяся их насильственным переселением, упразднением национально-
о
сч
сч
государственных образований, перекраиванием национально-территориальных границ, установлением режима террора и насилия в местах спецпоселения» [3].
Президентом России 15 июня 1992 г. был принят Указ «О мерах по реализации Закона Российской Федерации "О реабилитации репрессированных народов" в отношении казачества», в котором, в частности, содержались следующие положения: |
— «установить, что граждане, относящие себя к прямым потомкам каза- | ков и выразившие желание совместно восстанавливать и развивать формы | хозяйствования, культуры, быта и участвовать в несении государственной службы, а также граждане, в установленном порядке добровольно вступив- | шие в казаки, могут объединяться в казачьи общества и создавать их в виде § хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдель- 5 ских), войсковых и иных традиционных для казачества обществ»; §
— «министерству обороны Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации совместно с другими заинтересованными 5
о
so
а
органами внести предложения о порядке и особенностях прохождения пред- 'В
ставителями казачества военной службы, а также охраны государственной 3
границы и общественного порядка» [4]. ^
Вслед за этим 16 июля 1992 г. Верховный Совет РСФСР принял | Постановление «О реабилитации казачества» [5], в соответствии с которым
п
за казачеством признавались следующие права: §
— на возрождение традиционного социально-хозяйственного уклада | жизни и культурных традиций при соблюдении законодательства и обще- ^ принятых прав человека; § ^
— установление территориального общественного самоуправления в §51 местах компактного проживания казаков в традиционных для казачества | ■§
о
формах в соответствии с законодательством о местном самоуправлении; Т 8
cd I
— восстановление традиционных наименовании населенных пунктов ж 8 и местностей, улиц, площадей, объектов культуры, просвещения, произ- 10 | водственных и иных объектов на основе свободного волеизъявления всех jg Q групп населения в местах компактного проживания казачества на основании g | действующего законодательства; 3 Ü
— создание общественных казачьих объединений с исторически сложив- g | шимися названиями, в том числе землячеств, союзов и других; их регистрацию и деятельность в общем порядке, установленном для общественных объединений граждан. -
Через год был издан Указ Президента РФ «О реформировании военных структур, пограничных и внутренних войск на территории СевероКавказского региона Российской Федерации и государственной поддержке
m
§
казачества» [6]. Он установил, что граждане, относящие себя к потомкам § казаков и выразившие желание совместно восстанавливать и развивать тра- ® диционные для казачества формы хозяйствования, культуры и быта, а также граждане, добровольно вступившие в казачьи общества, проходят военную службу, как правило, в казачьих соединениях и частях Вооруженных Сил России, пограничных войск, специальных казачьих моторизованных воинских частях и частях оперативного назначения Внутренних Войск МВД
России в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», общевойсковыми уставами Вооруженных Сил России.
В апреле 1994 г. Правительством Российской Федерации было принято Постановление «О концепции государственной политики по отношению к казачеству» [7], предусматривавшее меры по возрождению государственной службы казачества. Казачеству должны были быть обеспечены различные варианты прохождения государственной службы, возможность реализации форм казачьего самоуправления, создания казачьих общественных объединений и территориальных казачьих объединений.
Подзаконное регулирование отношений казачества и государства не соответствовало задаче возрождения казачества, повышения его роли в государстве. Только в декабре 2005 г. после долгих дискуссий и споров был принят Федеральный закон «О государственной службе российского казачества» [8]. Данный Закон в ч. 1 ст. 1 однозначно определил, что российское казачество — это граждане Российской Федерации, являющиеся членами казачьих обществ. Фактически, законодательно был решен вопрос о не отнесении казаков к этносу или народности.
В этом же Законе появилось легальное определение казачьего общества: х «форма самоорганизации граждан Российской Федерации, объединившихся ^ на основе общности интересов в целях возрождения российского казачества, ^ защиты его прав, сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества в соответствии с федеральным законо-§ дательством (некоммерческая организация). Казачье общество создается в виде хуторского, станичного, городского, районного (юртового), окружного ^ (отдельского) или войскового казачьего общества, члены которого в уста-<5 новленном порядке принимают на себя обязательства по несению государ:: ственной или иной службы».
^ Согласно ч. 4 ст. 5 Федерального закона «О государственной службе ° российского казачества» (в редакции 2011 г.) российское казачество в устаем новленном порядке осуществляет следующие виды деятельности: т 1) оказывает содействие государственным органам в организации и ведении
ш воинского учета членов казачьих обществ, организует военно-патриотическое воспитание призывников, их подготовку к военной службе и вневойсковую подготовку членов казачьих обществ во время их пребывания в запасе;
114 2) принимает участие в мероприятиях по предупреждению и ликвидации
- чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, по
гражданской и территориальной обороне, в природоохранных мероприятиях;
3) принимает участие в охране общественного порядка, обеспечении экологической и пожарной безопасности, защите Государственной границы Российской Федерации, борьбе с терроризмом;
4) осуществляет иную деятельность на основе договоров (соглашений) казачьих обществ с федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления муниципальных образований в соответствии с законодательством Российской Федерации.
о
сч
сч
Очевидно, что положения Федерального закона «О государственной службе российского казачества» 2005 г., со всеми последующими изменениями, направлены на установление статуса казачьих объединений как особого рода общественных организаций, участвующих в решении задач обеспечения общественной безопасности, правопорядка, гражданской обороны, военной
службы, воспитания молодежи, члены которых сами несут государственную |
службу. Как отмечается в одном из комментариев к рассматриваемому норма- |
тивному акту, «предмет регулирования настоящего Закона составляют обще- §
ственные отношения, определенные организационно-правовыми аспектами §
государственно-служебной деятельности российского казачества» [9, ст. 62]. |
Считаем, что существенным недостатком правового регулирования деятель- §
ности казачества и казачьих объединений в России является отсутствие специ- -55
ального закона о казачестве, регулирующего вопросы возрождения и организации §
казачьей культуры, самоуправления, территориальной организации и мн. др. §
По этому поводу нужно отметить, что еще в июне 1997 г. Государственная §
Дума Российской Федерации приняла за основу один из десяти вариан- 13
тов законопроекта «О казачестве», внесенный депутатами Л.А. Иванченко, 3
А.Г. Мартыновым, С.В. Сычевым, В.П. Зволинским. При этом был отклонен и 8
проект, предложенный Президентом РФ. «Депутатский» вариант принимался | Государственной Думой РФ в трех чтениях 20 февраля, 11 июня и 20 июня
п
и
1997 г., но Совет Федерации Федерального Собрания РФ отклонил его на за- § седании 4 июля 1997 г. Согласительная комиссия палат Федерального Собрания |
а
Российской Федерации приняла решение о нецелесообразности доработки законопроекта под предлогом его концептуальной несовместимости с Конституцией § §
о
России и другими федеральными законами Российской Федерации [10, с. 18—19]. § §
Как следствие признания значения казачества для государственности | §
Российской Федерации с начала 1990-х гг. стали возникать предпосылки 8 § для создания институтов взаимодействия казачьих объединений
государственной власти. 01 |
Так, 1 декабря 1994 г. был создан Совет по делам казачества при 2 ^
Президенте РФ, который задумывался как консультативный (совещательный) ° |
орган, созданный для информирования главы государства по вопросам воз- з 13
рождения российского казачества и объединения казачьих обществ, а также ^ | для разработки предложений по определению государственной политики в
отношении российского казачества [11]. Ц5
Совет прекратил существование в 1997 г. В августе 1998 г. при Президенте -
Российской Федерации было создано Управление по вопросам казачества [12]. Оно прекратило существование, в свою очередь, в 2003 г. Функции и штатная численность упраздненного Управления Президента РФ по вопросам казачества
т
§
перешли к аппаратам полномочных представителей Президента РФ в федераль- § ных округах и другим подразделениям Администрации Президента РФ [13]. ®
С 2009 г. при Президенте Российской Федерации снова действует Совет по делам казачества [14]. Он является консультативно-совещательным органом, образованным в целях содействия реализации государственной политики в отношении российского казачества. Основные задачи Совета: подготовка предложений Президенту РФ по определению приоритетных направлений
государственной политики в отношении казачества России; информирование главы государства по вопросам, касающимся казачества; участие в подготовке проектов нормативных правовых актов, связанных с казачеством; обеспечение взаимодействия федеральных и региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления с казачьими обществами и общественными объединениями казачества.
В 1990-е гг. Президентом РФ и Правительством РФ принимались отдельные акты в целях поддержки казачьих объединений. Так, Указом Президента РФ от 16 апреля 1996 г. «Об экономических и иных льготах, предоставляемых казачьим обществам и их членам, взявшим на себя обязательства по несению государственной и иной службы» [15], постановлениями Правительства РФ «Об утверждении Положения о порядке формирования целевого земельного фонда для предоставления земель казачьим обществам, включенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, и режиме его использования» [16], «О размерах безвозмездной финансовой помощи на строительство (покупку) индивидуальных жилых домов и выплат на первоначальное обзаведение хозяйством членам казачьих обществ» [17], некоторыми другими нормативными актами [18] были определены конкретные меры
i экономической и социальной поддержки казаков и казачьих объединений. ^ Представляет интерес статистическая информация, приводимая ^ П.В. Бондаревым, относительно интенсивности формирования правовой ^ базы деятельности казачьих объединений и их взаимодействия с органами § государственной власти с 1990 по 2003 гг.: «Формирование нормативность правовой базы возрождения казачества велось с разной степенью активности, с переменной динамикой. Так, в 1991—1994 гг. федеральные органы издали 11 правовых актов о казачестве, в том числе 6 указов и распоряжений Президента России, за 1995—1998 гг. — 62 и 42 соответствующих документа, а за 1999—2004 гг. — 32 и 25 соответствующих государственных правовых актов. ° Нормотворчество федеральных органов государственной власти имело к тенденцию к наращиванию в 1994—1997 гг. количества правовых актов, среди m которых большинство составляют Указы Президента России, подготовленные m по инициативе Главного управления казачьих войск при Президенте России. [Зь ГУКВ инициировало подготовку многих новых правовых документов органами исполнительной власти Российской Федерации» [19, с. 101]. 116 Что касается более позднего периода, то, по мнению Э. Бурды, «период
- с 2000 по конец 2005 г. характеризуется тем, что органы государственной
власти не принимают каких-либо значимых нормативных правовых актов, ^ усиливающих роль казачества в жизни страны, что было характерно для предшествующих периодов новейшей истории казачества. В это время издаются документы, уточняющие, дополняющие или корректирующие уже принятые в предшествующие годы указы, решения и постановления. Более того, даже складывается впечатление, что государство "разочаровалось" в затребованности и возможности казачества решать задачи, которые на него возлагались при создании системы государственного реестра» [20].
В настоящее время, на современном этапе возрождения российского казачества органами власти Российской Федерации и субъектов Российской
IZ
с
о
сч
сч
Федерации уделяется большое внимание стратегическому планированию развития казачества, формированию правовых отношений между государством и казачьими объединениями.
Примером тому служат программы и концепции развития казачества, государственной поддержки казачества. Так, в 2008 г. Президентом РФ была
утверждена новая Концепция государственной политики Российской Федерации |
в отношении российского казачества. В ней определены система принципов |
и приоритетов деятельности федеральных органов государственной власти, §
органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов §
местного самоуправления муниципальных образований в отношении россий- |
ского казачества. Помимо организационных вопросов взаимодействия казачьих §
объединений и предоставления им государственной поддержки Концепция §
указала на принципиальную возможность оказания государственной поддержки §
со стороны Российской Федерации казачьим объединениям за рубежом [21]. §
Можно утверждать, что развитие законодательства Российской Федерации §
и субъектов Российской Федерации о казачестве в 1990—2000-е гг. было 13
достаточно хаотичным и предусматривало регулирование концептуально 3
разных сторон процесса возрождения и развития российского казачества. 8
Этот период характеризуется принятием многочисленных разрозненных 3
правовых актов, направленных не столько на возрождение казачества, сколько и
на привлечение казачьих объединений к несению военной службы. §
По нашему мнению, периодизация этапов становления и развития за- |
а
конодательства Российской Федерации о казачестве должна выглядеть следующим образом: § §
о
I этап — 1989—1992 гг. — происходит осмысление необходимости воз- § § рождения в России казачества, принимаются первые акты, формирующие | § политические и правовые основы реабилитации казачества, предоставления 0 § казакам отдельных прав; при этом остается не решенным вопрос о статусе 8 § казачества, признании его в качестве народа или этноса; 10 |
II этап — 1993—1995 гг. — принятие концептуальных подзаконных право- 2 ^ вых актов федерального и регионального уровней о привлечении казачества к
государственной службе, принимаются первые долгосрочные программы раз- з §
|
вития казачества; все еще остается не решенным вопрос о статусе казачества, ^ | хотя из содержания правовых актов становится понятно, что государство не
спешит признавать казачество в качестве народа или этноса и предпочитает цу
выстраивать отношения с казачеством через казачьи объединения; -
III этап — 1996—1999 гг. — происходит формирование правовой основы государственного управления казачеством, создания органов государствен- £
ной власти на федеральном и региональном уровне, в компетенцию которых ^ входят вопросы управления казачьими объединениями и взаимодействия с § казачеством; становится очевидно, что казачество не будет признано в ка- ®
си
честве народа или этноса;
IV этап — 2000—2004 гг. — активный процесс принятия законодательных актов субъектов Российской Федерации, которыми определялся правовой статус казачества, меры государственной поддержки казачества на территории субъектов Российской Федерации и т. п.;
V этап — 2005 г. — настоящее время — после принятия Федерального закона «О государственной службе российской казачества» окончательно определился статус казачества, упорядочилось законодательство Российской Федерации и субъектов Федерации о казачестве, приняты обновленные концепции и программы развития казачества.
Таким образом, как показал проведенный анализ развития законодательства о казачестве в Российской Федерации в 1990-е гг., государство в лице органов законодательной власти односторонне подходит к вопросу возрождения казачества и взаимоотношениям государства и казачьих объединений, привлекая их к государственной службе, но не регулируя при этом вопросы возрождения казачьей культуры, самобытности и самоуправления.
Список литературы
1. Седых, Т.В. Взаимодействие казачьих объединений и органов государственной власти : на материалах Южного федерального округа : дис. ... канд. полит. наук / Т.В. Седых. — Краснодар, 2009.
2. О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав : декларация Верховного Совета СССР от 14 ноября 1989 г. 772—1 // Ведомости СНД и
^ ВС СССР. — 1989. — № 23, ст. 449.
5 3. О реабилитации репрессированных народов : Закон РСФСР от 26 апреля 1991 г.
* № 1107-1 // Ведомости СНД и ВС РСФСР. — 1991. — № 18, ст. 572. < 4. О мерах по реализации Закона Российской Федерации «О реабилитации ре-
О прессированных народов» в отношении казачества : Указ Президента РФ от 15 июня <с 1992 г. № 632 // Ведомости СНД и ВС РФ. — 1992. — № 25, ст. 1429. с 5. О реабилитации казачества : постановление Верховного Совета РФ от 16 июля
^ 1992 г. № 3321-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. — 1992. — № 30, ст. 1805.
6. О реформировании военных структур, пограничных и внутренних войск на рЕ территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации и государственной с поддержке казачества : указ Президента РФ от 15 марта 1993 г. № 341 // Российская ° газета. — 1993. — 23 марта.
о; 7. О концепции государственной политики по отношению к казачеству : поста-
ва новление Правительства РФ от 22 апреля 1994 г. № 355 // Собр. законодательства § Рос. Федерации. — 1994. — № 3, ст. 210.
□Е 8. О государственной службе российского казачества : федеральный закон РФ
с от 5 декабря 2005 г. № 154-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2005. — № 50, ст. 5245.
118 9. Петров, М.И. Комментарий к Федеральному закону «О государственной службе российского казачества» (постатейный) / М.И. Петров. — М., 2006.
10. Таболина, Т.В. Государство и казаки: опыт взаимодействия / Т.В. Таболина. 2 — Ростов н/Д, 2001.
° 11. Об утверждении Положения о Совете по делам казачества при Президенте
^ Российской Федерации и его состава : Указ Президента РФ от 1 декабря 1994 г. № 2141 // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1994. — № 32, ст. 2141.
12. Об Управлении Президента Российской Федерации по вопросам казачества : Указ Президента РФ от 7 августа 1998 г. № 920 // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1998. — № 32, ст. 3846.
13. О совершенствовании деятельности по возрождению и развитию российского казачества : Указ Президента РФ от 25 февраля 2003 г. № 249 // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2003. — № 9, ст. 850.
14. О Совете при Президенте Российской Федерации по делам казачества (вместе с «Положением о Совете при Президенте Российской Федерации по делам казачества») : распоряжение Президента РФ от 12 января 2009 г. № 15-рп // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2009. — № 2, ст. 195.
15. Об экономических и иных льготах, предоставляемых казачьим обществам и их членам, взявшим на себя обязательства по несению государственной и иной службы : Указ Президента РФ от 16 апреля 1996 г. № 564 // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1996. — № 17, ст. 1955.
16. О размерах безвозмездной финансовой помощи на строительство (покупку) индивидуальных жилых домов и выплат на первоначальное обзаведение хозяйством членам казачьих обществ : постановление Правительства РФ от 17 июня 1996 г. № 885 // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1996. — № 31, ст. 3738.
17. Об утверждении Положения о порядке формирования целевого земельного фонда для предоставления земель казачьим обществам, включенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, и режиме его использования : постановление Правительства РФ от 8 июня 1996 г. № 667 // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1996. — № 25, ст. 3023.
18. О выделении в 1998 году средств Енисейскому войсковому казачьему обществу, Уссурийскому войсковому казачьему обществу и войсковому казачьему обществу «Всевеликое войско Донское» : распоряжение Правительства РФ от 14 марта 1998 г. № 353-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1998. — № 11, ст. 1344.
19. Бондарев, П.В. Конституционно-правовые основы деятельности казачьих объединений в субъектах Российской Федерации на территории Южного федерального округа : дис. ... канд. юрид. наук / П.В. Бондарев. — Ставрополь, 2005.
20. Бурда, Э. Терское казачество. 20 лет возрождения. URL: http://www.apn.ru/ publications/article23754.htm (дата обращения: 29.10.2013).
21. Концепция государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества от 3 июля 2008 г. // Государственная власть и местное самоуправление. — 2008. — № 9.
С.Н. Медведев,
доктор юридических наук, профессор кафедры гражданского права и процесса Северо-Кавказского федерального университета М.Х. Карбахо, аспирант Северо-Кавказского федерального университета
S.N. Medvedev,
Doctor of Law, Professor of the Chair of civil law and process of the North Caucasian Federal University mp.melnikova2012@yandex.ru M.H. Korbaho, Postgraduate student of the North Caucasian Federal University mp.melnikova2012@yandex.ru
Кодификация гражданского права Испании: историко-правовое исследование
119
Аннотация: в статье рассматриваются этапы развития гражданского права Испании в XIX—XX вв. Выделяются периоды исторического развития гражданского законодательства. Критически оценивается каждый этап.
Ключевые слова: гражданское право Испании, кодификация.