КАЗАЧЬЕ ОБЩЕСТВО: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ И СОВРЕМЕННОСТЬ
И ТВОРЧЕСТВА
Левченко Игорь Владимирович, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород
E-mail: [email protected]
Аннотация. Данная статья посвящена изучению такой некоммерческой организации как казачье общество. Рассмотрены исторические предпосылки становления казачества в России, а также изучен современный правовой статус казачьего общества, выявлен ряд проблем и предложены пути их разрешения.
Ключевые слова: некоммерческая организация, казачество, казачье общество, правовой статус казачьего общества.
В настоящее время одной из главных задач политической системы Российской Федерации является формирование гражданского общества, которое немыслимо без различного рода общественных объединений и организаций. В этой связи в последнее десятилетие законодатель большое внимание уделяет развитию некоммерческих организаций, совершенствует уже имеющиеся, формирует новые виды. Так, одной из давно существующих, но наиболее интересных в правовом смысле некоммерческих организаций выступает казачье общество. Но, несмотря на постоянное изменение законодательства, в полной мере правовой статус казачества только формируется.
Вообще, казачество в России имеет большую историю, существовало практически на всем этапе становления российской государственности, выполняло функцию гаранта безопасности. Казаками называли часть независимого вооружённого населения на различных незаселённых территориях, так называемых «украинах». Так, и в мирное, и в военное время именно они охраняли границы государства. Этим и объясняется формирование казачества на окраинных территориях: Донское, Запорожское, Кубанское, Сибирское, Уссурийское, Семиреченское и другие [1]. В общем смысле определить казачество можно как социально-этнические и исторические общности людей,
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
сложившиеся на южных окраинах русских земель в четырнадцатом веке.
Получается, что казачество возникло преимущественно как этническое явление, но, как это обычно и бывает, со временем прошло этап институционализации и приобрело особый правовой статус. Этот период совпадает с возрождением казачества в целом. Так, во времена перестройки в разных Донских станицах стали образовываться военно-исторические клубы, основанные на изучении истории, традиций, культуры казаков. Благодаря работе таких клубов проводились фестивали и фольклорные праздники. В совокупности это способствовало формированию у представителей казачества чувства самоидентификации, пониманию своего происхождения, что, в свою очередь, стало предпосылкой к появлению первых казачьих обществ.
Периодизацию возрождения казачества в России можно условно разделить на несколько этапов:
1 этап (1989-1992 гг.) - формирование политических и правовых основ реабилитации казачества, предоставление отдельных прав казакам; принятие Закона РСФСР от 26.04.1991 №1107-1 «О реабилитации репрессированных народов» [2], к которым были отнесены в том числе и казаки, подписание Указа Президента РФ от 15.06.1992 № 632 «О мерах по реализации Закона Российской Федерации «О реабилитации репрессированных народов» [3] в отношении казачества»;
2 этап (1993-1995 гг.) - принятие первых долгосрочных программ по развитию казачества: Постановление Правительства РФ от 22.04.1994 № 355 «О концепции государственной политики по отношению к казачеству» [4], Указ Президента Российской Федерации от 15.03.1993 № 341 «О реформировании военных структур, пограничных и внутренних войск на территории СевероКавказского региона Российской Федерации и государственной поддержке казачества» [5], Указ Президента РФ от 01.07.1994 № 1389 «О совете по делам казачества при Президенте Российской Федерации» [6], Указ Президента РФ от
09.08.1995 № 835 «О государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации» [7];
3 этап (1996-1999 гг.) - процесс становления правовых основ государственного управления казачеством, принятие Указа Президента РФ от
16.04.1996 № 563 «О порядке привлечения членов казачьих обществ к государственной и иной службе» [8], Указа Президента Российской Федерации от 20.01.1996 г. № 67 «О Главном управлении казачьих войск при Президенте Российской Федерации» [9];
4 этап (2000-2004 гг.) - разработка комплекса законодательных мер по государственной поддержке казаков в субъектах Российской Федерации;
5 этап (2005 г. - настоящее время) - обновление концепций развития казачества, окончательное оформление правового статуса: Федеральный закон от 05.12.2005 № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» [10].
Таким образом, становится очевидным тот факт, что казачеству в России уделяется повышенное внимание и интерес. Законодатель разрабатывает меры
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
по сохранению и возрождению казачьего движения и как этноса, и как общественного объединения. Считаем, что эта тенденция имеет принципиальное значение, поскольку позволяет сохранять историю, культуру, традиции целого самобытного народа.
Вся нормативная периодизация привела к тому, что в современном законодательстве казачье общество относится к некоммерческим организациям.
Некоммерческая организация - организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками [11].
В этой связи казачье общество определяется как форма самоорганизации граждан Российской Федерации, объединившихся на основе общности интересов в целях возрождения российского казачества, защиты его прав, сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества [11]. Легальное определение в полной мере осветило цели становления такого объединения, но, как мы видим, этническая составляющая отходит на задний план.
Законом, детально регламентирующим деятельность казачьего общества, выступает Федеральный закон «О государственной службе российского казачества» [10]. Именно здесь заложены основы для закрепления казачьих обществ в качестве таковых.
В целом казачество можно подразделить на следующие виды:
- первичные казачьи общества - формируются по территориальному признаку:
1) хуторское;
2) станичное;
3) городское;
- объединенные казачьи общества:
1) районное, или юртовое - объединение хуторских, станичных и городских обществ;
2) окружное, или отдельское - объединение районных, или юртовых, обществ и хуторских, станичных и городских, которые не входят в состав первых;
3) войсковое - объединение окружных, или отдельских, казачьих обществ. Осуществляет деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации;
4) всероссийское казачье общество - объединение войсковых казачьих обществ. Стоит отметить, что устав всероссийского общества утверждает Президент Российской Федерации [10].
Таким образом, очевидно, что в современной России казачество -разветвленная, сформированная, организованная и динамично развивающаяся структура некоммерческих организаций.
Как любому юридическому лицу казачьему обществу присущи особые
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
признаки. Целью деятельности такой некоммерческой организации - сохранение культуры и традиций казачества. Членом может стать только гражданин Российской Федерации, что объективно соотносится с целью деятельности. Учредительным документом является устав, в котором детально регламентируется правовое положение казачьего общества. Кроме того, финансирование осуществляется в основном за счет средств федерального бюджета.
Стоит отметить, что члены казачьего общества при всей своей некоммерческой составляющей могут заниматься государственной службой, что ново в российском законодательстве. Однако, для этого казачье общество должно быть внесено в реестр казачьих обществ Российской Федерации. Они могут проходить военную, государственную гражданскую, федеральную государственную службу. Интересно, что характер такой службы сводится к организованному взаимодействию на некоммерческих началах. Как мы видим, это своего рода отсылка к истокам казачества, ведь с такой целью оно и формировалось изначально [12].
Несмотря на большое количество нормативных актов, которыми урегулирована деятельность казачьих обществ, пробелы и проблемы существуют и требуют детального разрешения.
Так, как показывает практика, только лишь казачьими обществами не исчерпывается перечень казачьих объединений. Существуют так называемые общественные объединения российского казачества, деятельность которых регулируется нормами Федерального закона «Об общественных объединениях» [13]. Получается разделение казачества на «реестровое» и «общественное». Разница правовых статусов заключается в хозяйственной деятельности, поскольку «реестровое» казачье общество вправе заключать прямые договоры по осуществлению той или иной деятельности, а «общественное» - индивидуальные договоры, либо создавать такие юридические лица, правовая форма которых позволит вести коммерческую деятельность. Такого рода раскол негативно сказывается на единстве казачества.
Также при всей нормативной закрепленности понятий «казачье общество», «атаман» не содержится в Гражданском кодексе Российской Федерации, в Федеральном законе «Об общественных объединениях» [13]. Значит, те казачьи объединения, которые не внесены в реестр, управляются не атаманом, а, согласно законодательству, советом, правлением, директором, президентом. Получается совсем не единый подход к формированию казачества на территории России.
В итоге такое двоякое положение казаков лишь усиливает раскол казачества, одни получают поддержку государства и всецело пользуются привилегиями, другие же представлены сами себе.
Выходом из такого положения могло бы стать принципиально иное формирование реестрового казачьего войска. Так, возможно сделать на
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
добровольной основе несколько казачьих войск, которые непосредственно подчинялись бы силовым ведомствам. Остальные казаки, преследуя все те же цели, продолжили формировать единое гражданское общество.
Таким образом, можно сделать вывод, что в современной России существует и развивается казачество, преследующее цели сохранения культуры и традиций. Однако, как это часто и случается, урегулировав одну сторону явления, возникают проблемы с другой стороны. Учитывая, что имеется раскол среди казаков относительно их правового статуса, считаем, что важно обратить внимание на этот вопрос и детально его проработать. Исторически казаки играли важную роль в сохранении российской государственности, поэтому необходимо проводить единую политику в возрождении и становлении казачьего общества. Каждый казак должен иметь возможность самоидентификации вне зависимости от того, внесено его казачье общество в реестр или нет.
Литература:
1. Болдырев И.М. Формирование правового статуса современного российского казачества в постреформенный период Российского общества (на примере Войскового казачьего общества «Всевеликое войско Донское») // СевероКавказский юридический вестник. - 2013. - № 4 [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: füe:///C:/Users/111/Downloads/formirovanie-pravovogo-statusa-sovremennogo-rossiyskogo-kazachestva-v-postre-formennyy-period-rossiyskogo-obschestva-na-primere.pdf
2. Закон РСФСР от 26.04.1991 N 1107-1 (ред. от 01.07.1993) «О реабилитации репрессированных народов» [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://www.consultant.ru/
3. Указ Президента РФ от 15.06.1992 N 632 (ред. от 17.10.2013) «О мерах по реализации Закона Российской Федерации «О реабилитации репрессированных народов" в отношении казачества» [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://www.consultant.ru/
4. Постановление Правительства РФ от 22.04.1994 N 355 (ред. от 10.09.2016) «О концепции государственной политики по отношению к казачеству» [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http:// www.consultant.ru/
5. Указ Президента РФ от 15.03.1993 N 341 «О реформировании военных структур, пограничных и внутренних войск на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации и государственной поддержке казачества» [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http:// www.consultant.ru/
6. Указ Президента РФ от 01.07.1994 N 1389(ред. от 01.12.1994) «О Совете по делам казачества при Президенте Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://www.consultant.ru/
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
7. Указ Президента РФ от 09.08.1995 N 835 (ред. от 17.10.2013) «О государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http:// www.consultant.ru/
8. Указ Президента РФ от 16.04.1996 N 563 (ред. от 17.10.2013) «О порядке привлечения членов казачьих обществ к государственной и иной службе» [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http:// www.consultant.ru/
9. Указ Президента РФ от 20.01.1996 N 67 (ред. от 11.12.1996) «О Главном управлении казачьих войск при Президенте Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http:// www.consultant.ru/
10. Федеральный закон от 05.12.2005 N 154-ФЗ (ред. от 01.05.2017) «О государственной службе российского казачества» [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://www.consultant.ru/
11. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 05.02.2018) «О некоммерческих организациях» [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://www.consultant.ru/
12. Коневиченко И.Л. Казачество в правовом пространстве России: История и современность: Монография. Спб: ГУАП, 2016. - 130 с.
13. Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 20.12.2017) «Об общественных объединениях» [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://www.consultant.ru/