УДК 94 (47+57)
национальные интересы и казачество в системе безопасности
д. н. соловьёв,
кандидат военных наук, доцент кафедры № 3 E-mail: [email protected] михайловская военная артиллерийская академия
Статья посвящена положению казачества в современной России. Отмечается, что открытие казачьих учебных заведений поможет решить ряд социальных, экономических проблем, создаст надежную систему социальной и экономической безопасности.
Ключевые слова: служба, реформа, пограничники, воинская часть.
Актуальность вопросов национальных интересов не требует доказательств.
Министерство обороны РФ и Правительство РФ хотят при минимальных затратах на обороноспособность иметь современную, боеспособную армию. Однако при этом все реформы армии сводятся лишь к сокращению штатов. В армию собираются ввести новый институт — капелланов. Пока нельзя однозначно ответить на вопрос о том, как это повлияет на боеготовность армии.
В свете проводимой реформы в армии необходимо вспомнить про казачество, используя которое можно сэкономить денежные средства, выделяемые на реформу, и повысить качество мобилизационного людского ресурса страны.
Будучи особым сословием государства, казачество играло и играет важную роль в становлении границ и внутренней стабильности в стране. В настоящее время в федеральных органах юстиции зарегистрированы 464 казачьи организации, действующие в 75 субъектах Российской Федерации. В 1993 г. вышел Указ Президента РФ от 15.03.1993 № 341 «О реформировании военных структур, пограничных и внутренних войск на территории Северо-Кавказского региона РФ и государственной поддержке казачества». До сих пор идут дискуссии по вопросу о том, кем являются казаки: нацией или сословием?
В 1994 г. российское правительство приняло документ «Основные положения концепции государственной политики по отношению к казачеству», который был одобрен постановлением Правительства РФ от 22.04.1994 № 355. Эти положения были направлены на преобразование аморфных казачьих общественных организаций в сильные государственно-общественные объединения. Дополнением к этому документу стал Указ Президента РФ от 09.08.1995 № 835 «О государственном реестре казачьих обществ в РФ» и Указ Президента РФ от 16.04.1996 № 563 «О порядке привлечения членов казачьих обществ к государственной и иной службе».
Согласно этим документам члены казачьих обществ могут привлекаться к военной службе, к охране государственной границы, к производству и поставке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для нужд ВС РФ и других войск, к охране общественного порядка, к охране объектов, находящихся в государственной и муниципальной собственности, а также к сопровождению грузов. Они могут участвовать в мероприятиях по ликвидации последствий стихийных бедствий и оказанию помощи пострадавшим. Кроме того, члены казачьих обществ могут привлекаться к таможенной охране, могут использоваться в егерской, природоохранной и экологической службе, могут участвовать в охране лесов от пожаров и защите их от вредителей и болезней и т. д.
Президентом РФ было подписано более 20 указов, направленных на поддержку казачества и использование его потенциала в несении государственной и иной службы. В настоящее время в государственный реестр казачьих обществ внесено 16 казачьих войск и 5 казачьих союзов и объединений общей численностью более 500 000 чел.
30 (123) - 2011
Угрозы и безопасность
Все войсковые казачьи общества (казачьи войска) имеют особый порядок образования: их уставы согласовываются с главами администраций субъектов РФ, где располагается войско, и утверждаются указами Президента РФ.
Руководят казачьими войсками избираемые на Больших кругах (съездах) войсковые атаманы, чьи кандидатуры утверждаются Президентом РФ. Атаманы казачьих войск координируют свою деятельность с Управлением Президента РФ по вопросам казачества. Казачьи войска взаимодействуют с государственными органами власти в рамках действующего законодательства. На большей части территории РФ созданы управления, комитеты, различные подразделения, осуществляющие взаимодействие местных властей с казачеством,
Организация современных казачьих войск во многом сходна с их организацией в прежние времена. Войско располагается, как правило, на исторических казачьих землях, на территории двух или более субъектов РФ. Оно состоит из округов (отделов), каждый из которых объединяет до 2 000 казаков, станиц (до 200 казаков) и хуторов (не менее 50 казаков).
В настоящее время казаки несут службу в 17 казачьих соединениях и воинских частях, на 14 сторожевых кораблях, 48 пограничных заставах. В казачьих частях нет «дедовщины» и прочих негативных явлений, они находятся под надзором атаманов и пользуются поддержкой и шефской помощью земляков. По оценкам военных специалистов, уровень дисциплины и военной подготовки у казаков выше, чем у других призывников.
Согласно Указу Президента РФ от 24.04.1998 № 447 г. «О форме одежды, знаках различия, чинах и об удостоверении казака не проходящих военную службу членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации» 1 было признано целесообразным возвратить традиционную парадную и повседневную казачью форму одежды образца 1909 г. и ввести полевую казачью форму по образцу современной полевой общевойсковой с отдельными изменениями.
В настоящее время существуют и другие нормативно-правовые акты: приказ Главнокомандующего пограничными войсками РФ от 08.06.1994 № 233. «О привлечении казачества России к охране госграницы РФ», директивы начальника Генерального штаба ВС РФ, определяющие перечень частей ВС РФ, носящих традиционные казачьи наименования. Необходимо отметить, что в этих частях отсутствуют многие проблемы, имеющие место в других частях.
Важной стороной деятельности казачьих обществ является забота о воспитании детей. Существенную
роль в этом вопросе играют казачьи кадетские корпуса (ККК). Государство, как думается автору, должно обеспечить финансовую поддержку этим организациям.
Создание подобных заведений на Дону и на Кубани вполне закономерно. Это области с очень давними традициями, связанными с воспитанием подрастающего поколения на принципах казачества. Появление казачьих учебных заведений поможет справиться с ростом беспризорности, безнадзорности детей. Ведь казак без земли — это цыган.
Появление ККК в любом регионе, даже в не традиционных для казачества районах, поможет «оживить» вымирающие деревни и может дать сильный демографический толчок.
В последнее время проблема детской преступности уже давно обсуждается на самом высоком уровне2.
В городах ситуация усложняется ростом числа детей, родители которых приватизировали и продали свои квартиры (комнаты), оставив своих наследников без жилья. Детские приемники-распределители переполнены такими детьми, растет их число в интернатах, детских домах, приютах. Положение с жилищным фондом в городах таково, что не позволяет обустроить юношей и девушек, после того как они покинут названные учреждения. И как ни печально, часть из них попадает в криминальные структуры. Администрация городов обязана предоставить выпускникам интернатов, приютов и детских домов жилье, но получают они, как правило, вместо отдельных квартир лишь комнаты в коммуналках, где жить очень трудно.
Жилье в городах стоит гораздо больше, чем дом в деревне. Городские власти уже в ближайшем будущем будут вынуждены заняться переселением подобного контингента. Если администрация вместо жилья в городе выделит средства на покупку его в области, то тем самым экономически город только выиграет.
С помощью казаков можно образовывать хутора, на территории которых сможет проживать указанная категория граждан. Это может «оживить» и деревни, ведь демографическое состояние периферии оставляет желать лучшего.
На территории любого военного округа достаточно много опустевших военных городков. Какой-то из них мог бы стать «родным домом» для казачьего кадетского корпуса. Можно еще более упростить задачу: организовать ККК при действующей воинской части, а курсантов оформить как «сынов полка». Это не потребует дополнительных расходов бюджета, так как уже существует соответствующая законодательная база: постановление правительства РФ от 14.02.2000 № 124 «Об утверждении положе-
1 Документ утратил силу.
2 Детская беспризорность — угроза нации // Парламентская газета от 03.11.2000.
ния о зачислении несовершеннолетних граждан Российской Федерации в качестве воспитанников в воинские части и обеспечении их необходимыми видами довольствия» (далее — Постановление № 124). Этот документ как раз и определяет порядок и условия такого зачисления.
В воинские части в качестве воспитанников могут зачисляться дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей мужского пола в возрасте от 14 до 16 лет. Перечень воинских частей, в которые разрешено зачисление воспитанников, определяется министром обороны РФ, руководителями других федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба.
Воспитанники зачисляются в воинские части с их согласия по направлениям районных (городских) военных комиссариатов, согласованным с органами опеки и попечительства. В качестве воспитанников могут быть зачислены лишь те несовершеннолетние граждане, которые отнесены по результатам медицинского обследования в медицинских учреждениях по месту жительства (пребывания) к первой и второй группам здоровья по критериям, установленным Министерством здравоохранения и социального развития РФ.
Воспитанники включаются в списки личного состава воинских частей, но не включаются в численность ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов. Они обеспечиваются всеми необходимыми видами довольствия. Им выплачивается ежемесячное денежное содержание в размере оклада по воинской должности по 1-му тарифному разряду, установленному для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и ежемесячное пособие в размере указанного оклада.
Медицинское обеспечение воспитанников осуществляется медицинской службой воинской части с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей.
Вещевым имуществом воспитанники обеспечиваются в порядке и по нормам снабжения, установленным для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, продовольственное обеспечение и обеспечение другими видами довольствия осуществляется по норме пайка, установленной для суворовцев, нахимовцев и воспитанников военно-музыкальных училищ.
Координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти осуществляют комиссии по делам несовершеннолетних субъектов РФ и органов местного самоуправлении. Этот порядок утвержден Постановлением № 124.
В дополнение к Постановлению № 124 было утверждено Положение о статусе воспитанников воинских частей (постановление Правительства РФ
60 -
от 21.09.2000 № 745 «Об утверждении Положения о статусе воспитанников воинских частей».
Рассматривая механизм прохождения обучения в ККК, необходимо отметить, что на последнем году обучения в ККК необходимо заключать договора с «силовыми» вузами, где требуется спецподготовка по системе ДОСААФ.
Договор ККК с военными училищами хорош еще и тем, что училище имеет возможность в течение года наблюдать абитуриента, а это является гарантией более качественного отбора.
Казачье учебное заведение необходимо создавать как структуру одного из силовых министерств, так как специальная подготовка курсантов может заинтересовать экстремистски настроенные организации.
При участии выпускников ККК можно более эффективно решать антитеррористические задачи, которые в настоящее время частично возложены на граждан, пребывающих в запасе (Указ Президента РФ от 08.11.1995 № 11060 «Об утверждении Положения о территориальной обороне» (далее — Указ № 11060). Необходимо отметить, что задачи, которые выполняют казачьи подразделения, а также силы и средства, обеспечивающие выполнение Указа № 11060, абсолютно идентичны.
Создание ККК будет весьма кстати и в связи с вопросом альтернативной службы. В этом вопросе казачьи войска станут гораздо привлекательнее обычных войсковых частей. Это позволит привлечь призывников для обработки пахотных сельскохозяйственных угодий, работы на предприятиях, и т. д., что позволит взимать налоги.
Подводя итоги предложений о роли казачества в комплексной безопасности (страны, региона, города), можно с уверенностью утверждать, что казаки являются наиболее подходящей социальной группой, на которую можно опереться для ее обеспечения. Казаки органически вписываются в решение проблем безопасности на всех уровнях.
Список литературы
1. ГоршковМ. К. Россия на рубеже веков. М.: РОССПЭН. 2000. С. 40-62.
2. ОлейниковЕ. А. Основы экономической безопасности. М., 1997. С. 65-66.
3. О привлечении казачества России к охране госграницы РФ: приказ Главнокомандующего пограничными войсками РФ от 08.06.1994 № 233.
4. О воинской обязанности и военной службе: Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ.
5. О мерах по реализации Закона РФ «О реабилитации репрессированных народов» в отношении казачества: Указ Президента РФ от 15.06.1992 № 632.
6. Об альтернативной гражданской службе: Федеральный закон от 25.07.2002 № 113-ФЗ.