этапе) с аналогичным стремлением идеологов и проводников политики большевиков в области культуры. Одновременно и для власти, и для ученых это было способом расправиться со своими конкурентами. Судьбы утопий Н.Я. Марра и Л.С. Липавского — не самые яркие в данном случае примеры: Марра все же нельзя назвать победителем, а Липавского побежденным. Тем не менее если одна утопия начала активно реализовываться, помогая кому-то делать блестящую научную и политическую карьеру, то другая была обречена на безвестность. Не лишним здесь будет вспомнить слова Л.С. Ли-
павского, утверждавшего, что отбор и оценка в науке «так же случайны, как и в искусстве» [6, с. 370]. При всей похожести причин появления, исходных предпосылок именно власть не всегда до конца осознанно делала решающий выбор, роковые последствия которого начали ощущаться к началу 1930-х годов.
Статья подготовлена при поддержке проекта «Столичный университет в фокусе правительственной политики России (1819—1917)» Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009—2013 годы (Мероприятие 1.2.2), ГК № 14.740.11.1112.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алпатов, В.М. История одного мифа: Марр и марризм [Текст] / В.М. Алпатов. — М.: Наука, 1991. — 240 с.
2. Базылев, В.Н. Традиция, мерцающая в толще истории [Текст] / В.Н. Базылев, В.П. Нерознак // Сумерки лингвистики. Из истории отечеств. языкознания / под общ. ред. В.П. Нерознака. — М.: Academia, 2001. - С. 3-20.
3. Друскин, Я. Письмо Игорю Ивановичу Блажко-ву от 8.09.1970 [Текст] / Я. Друскин // Лестница Иакова. - СПб.: Академ. проект, 2004. - С. 712-713.
4. Дьяконов, И.М. Книга воспоминаний [Текст] / И.М. Дьяконов. - СПб.: Европ. дом, 1995. - 768 с.
5. Кобринский, А.А. Даниил Хармс [Текст] / А.А. Кобринский. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Молодая гвардия, 2009. - 508 с.
6. Липавский, Л.С. Исследование ужаса [Текст] / Л.С. Липавский; ред.-сост. В. Сажин. - М.: Ад Мар-гинем, 2005. - 448 с.
7. Мандельштам, Н.Я. Вторая книга [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.e-reading. org.ua/bookreader.php/37212/Mandel'shtam_-_Vtora-
ya_kniga.html (дата обращения 21.01.2011).
8. Мариенгоф, А.Б. Роман без вранья [Текст] /А.Б. Мариенгоф. — СПб.: Азбука-классика, 2008. — 218 с.
9. Марр, Н.Я. Записка об едином письме [В ответ на запрос Научного отдела] от 7.11.1919 // ПФА РАН. Ф. 800. Оп. 1. Ед. хр. 127.
10. Он же. ГАИМК через 100 лет [Текст]: статья в стенгазету ГАИМК [1928] // Там же. Ед. хр. 649.
11. Он же. Иштарь [Текст] / Н.Я. Марр // Избр. работы. — В 5 т. Т. III. Язык и общество / АН СССР, ГАИМК. — М.; Л.: Гос. социально-экон. изд-во, 1934. - С. 307-350.
12. Олейников, Н.М. Теория чисел // ОР РНБ. Ф. 1232. Ед. хр. 417.
13. Фрейденберг, О.М. Воспоминания о Н.Я. Мар-ре [Текст] / О.М. Фрейденберг // Восток — Запад. Исследования. Переводы. Публикации. — М.: Наука, 1988. — С. 181—205.
14. Цивьян, Т.В. Происхождение и устройство языка по Леониду Липавскому (Л. Липавский «Теория слов») [Текст] / Т.В. Цивьян // Семиотические путешествия. — СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2001. — С. 232—243.
УДК 94 (47+5 7)
Д.Н. Соловьев КАЗАЧЕСТВО И ПРОВОДИМЫЕ ВОЕННЫЕ РЕФОРМЫ
Правительство нашей страны стремится при ких условиях именно казачество может дать минимальных затратах на обороноспособность экономию при проведении реформ и повысить иметь современную, боеспособную армию. В та- качество мобилизационного ресурса России.
Будучи особым сословием в государстве, казачество играло и продолжает играть важную роль в становлении границ и поддержании внутренней стабильности в стране. В начале 90-х годов XX века в федеральных органах юстиции были зарегистрированы 464 казачьи организации, действовавшие в 75 субъектах Российской Федерации. В 1992 году вышел Указ Президента РФ «О мерах по реализации Закона РФ "О реабилитации репрессированных народов" в отношении казачества» [4], в 1993 году — Указ «О реформировании военных структур, пограничных и внутренних войск на территории Северо-Кавказского региона РФ и государственной поддержке казачества» [7]. Во втором указе, в частности, поручалось утвердить перечень казачьих соединений и частей в рамках существующих структур и численности Вооруженных сил (ВС) РФ, пограничных войск Министерства безопасности РФ и внутренних войск МВД РФ. Во исполнение этого указа за казачьими войсками были закреплены соединения (части) тираничных войск РФ, определен перечень воинских частей и подразделений ВС РФ, подлежащих комплектованию казаками. В 1994 году Правительство РФ приняло «Основные положения концепции государственной политики по отношению к казачеству», которые были направлены на преобразование аморфных казачьих общественных организаций в сильные государственно-общественные объединения. Дополнением к «Основным положениям» стали Указы Президента РФ «О государственном реестре казачьих обществ в РФ» [3] и «О порядке привлечения членов казачьих обществ к государственной и иной службе» [5].
Согласно названным указам, члены казачьих обществ могут привлекаться к следующим видам службы:
• военной, охране государственной границы, производству и поставке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для нужд ВС РФ и других войск, охране общественного порядка, охране объектов, находящихся в государственной и муниципальной собственности, а также к сопровождению грузов; участвовать в мероприятиях по ликвидации последствий стихийных бедствий и оказанию помощи пострадавшим;
• в таможенной охране, в егерской, природоохранной и экологической службе; охране лесов от пожаров и защите их от вредителей и болезней; производству, закупке и поставке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для федеральных и региональных нужд, охране объектов обеспечения жизнедеятельности населения.
Президентом РФ было подписано более 20 указов, направленных на поддержку казачества и использование его потенциала в несении государственной и иной службы. В субъектах РФ принято более 140 нормативно-правовых актов в интересах казачества, в том числе три закона о казачестве (Краснодарский и Приморский края, Республика Калмыкия). Правительством РФ утверждена «Федеральная целевая программа поддержки казачьих обществ». Сегодня на территории от Балтийского моря до Тихого океана в государственный реестр казачьих обществ внесено 10 войсковых казачьих обществ: Все-великое войско Донское, Терское, Кубанское, Оренбургское, Волжское, Сибирское, Енисейское, Забайкальское, Иркутское, Уссурийское, а также 8 отдельных окружных казачьих обществ: Астраханское, Амурское, Балтийское, Сахалинское, Северо-Западное, Курское, Воронежское и Московское областное. Общая численность — свыше 500 тыс. человек.
Резерв для их роста еще есть: в 1999 году в Министерстве юстиции РФ прошли перерегистрацию 20 казачьих общественных объединений; несколько сотен таковых насчитывается в органах юстиции субъектов РФ. Также подготовлены документы для внесения в государственный» реестр Центрального казачьего войска.
Все войсковые казачьи общества (казачьи войска) имеют особый порядок образования — их уставы согласовываются с главами администраций субъектов РФ, где располагается войско, и утверждаются указами Президента РФ.
Руководят казачьими войсками избираемые на Больших кругах (съездах) войсковые атаманы, чьи кандидатуры утверждаются Президентом РФ. Атаманы казачьих войск координируют свою деятельность с Управлением Президента РФ по вопросам казачества. Казачьи войска взаимодействуют с государственными
органами власти в рамках, установленных законодательством. На большей части территории РФ созданы управления, комитеты, различные подразделения, осуществляющие взаимодействие местных властей с казачеством.
Организация современных казачьих войск во многом сходна с организацией казачества в прежние времена. Войско располагается, как правило, в исторических казачьих землях, на территории двух или более субъектов РФ. Оно состоит из округов (отделов) — в каждом до 2 тыс. казаков, станиц (в каждой до 200 казаков) и хуторов (не менее 50 казаков в каждом).
Сегодня казаки несут службу в 17 казачьих соединениях и воинских частях, на 14 сторожевых кораблях, 48 пограничных заставах. В казачьих частях нет «дедовщины» и прочих негативных явлений, они находятся под надзором атаманов и пользуются поддержкой и шефской помощью земляков. По оценкам военных специалистов, уровень дисциплины и военной подготовки у казаков выше, чем у других призывников.
В Указе Президента РФ «О форме одежды, знаках различия и чинах не проходящих военную службу членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в РФ» № 447 от 24 апреля 1998 года было признано целесообразным возвратить традиционную парадную и повседневную казачью форму одежды образца 1909 года и ввести полевую казачью форму по образцу современной полевой общевойсковой с отдельными изменениями.
Сегодня кроме названных в отношении казачества действует еще ряд законов, приказов и директив: Закон РФ «О казачестве» от 20 июня 1997 года, Приказ министра обороны «О мерах по выполнению в армии и на флоте Указов Президента РФ от 15 марта 1993 г.» № 448 от 22 октября 1993 года, Приказ Главнокомандующего пограничными войсками РФ «О привлечении казачества России к охране госграницы РФ» № 233 от 8 июня 1994 года [6], Директивы начальника Генерального штаба ВС РФ от 6 декабря 1995 года № 315/4/2231П и от 11 января 1996 года № 315/4/150 «Перечень частей ВС РФ, носящих традиционные казачьи наименования» (Приказ министра обороны РФ № 036 от 15 июня 1994 года).
21 июля 1999 года утверждена Программа государственной поддержки казачьих обществ. В 2000 году был создан Совет по обеспечению взаимодействия казачьих обществ при Управлении Президента РФ.
Важной стороной деятельности казачьих обществ является забота о воспитании детей. И существенную роль должны сыграть в этом казачьи кадетские корпуса (ККК). Следовательно, финансовая поддержка государства должна распространяться и на них. Хотя по закону «О воинской обязанности и военной службе» [2] финансирование подобных учреждений идет из муниципального бюджета, Программа предусматривает целевую финансовую поддержку казачьих учебных заведений.
Создание таких заведений на Дону и на Кубани закономерно. Это области с очень давними традициями, связанными с воспитанием подрастающего поколения на принципах казачества. В Ленинградской области и Санкт-Петербурге таких давних традиций нет, но ККК, появись он здесь, смог бы помочь справиться с нелегкой ситуацией наших дней, касающейся в первую очередь роста беспризорности, безнадзорности детей, а значит, и детской преступности.
В последнее время проблема детской преступности в нашей стране неоднократно обсуждалась на самом высоком уровне (см.: «Парламентская газета». 2001, 3 ноября) и на заседании Совета безопасности [1].
В Санкт-Петербурге ситуация усложняется ростом числа детей, родители которых приватизировали и продали свои квартиры (комнаты), оставив наследников без жилья. Детский приемник-распределитель переполнен такими детьми, растет их число в интернатах, детских домах, приютах. Положение с жилищным фондом в нашем городе не позволяет обустроить юношей и девушек после того, как они покинут названные учреждения. И, как ни печально, часть из них попадает в криминальные структуры. Администрация города обязана предоставлять выпускникам интернатов, приютов и детских домов жилье, но, как правило, вместо отдельных квартир они получают комнаты в коммуналках, где или не уживаются с соседями, или жилье находится в таком состоянии, что жить в нем невозможно.
Квартира (комната) в Петербурге стоит от 95 до 120 тыс. долларов, а зимний дом в деревне — от 30 до 120 тыс. рублей. Если администрация города выделит деньги на покупку жилья в области, то экономически город только выиграет. А выпускники ККК, например, после заключения контракта с различными военными вузами смогут получить жилье по окончании срока службы в данном ведомстве или просто заработать его. Переселяя детей за город, можно образовать хутор. При этом дети должны твердо знать, что, лишаясь так называемого «жилья» в Санкт-Петербурге, они будут гарантированно обучены, прописаны и трудоустроены.
К сожалению, преподаватели и воспитатели в детских учреждениях, о которых идет речь, люди пенсионного или предпенсионного возраста. Им тяжело справляться с энергичными и далекими от послушания воспитанниками, поэтому говорить о полноценном и качественном педагогическом процессе не приходится. Рост правонарушений среди детей (и это положение отражает статистика роста детской преступности) связан зачастую с тем, что после школы они в основном предоставлены самим себе, да и источники информации для подростков не способствуют их интеллектуальному и нравственному развитию (см. № 4 и 6 журнала «Основы безопасности жизни» за 2000 год).
В переселении детей в область по окончании учебного заведения есть несколько положительных моментов: переезд подростков из перегруженного, с плохой экологией города в область; оживление заброшенных деревень; улучшение на природе физического состояния и здоровья детей.
На территории Санкт-Петербурга и Ленинградского военного округа достаточно много опустевших военных городков. Какой-нибудь из них мог бы стать «родным домом» для ККК. Можно организовать ККК при действующей воинской части, а курсантов оформить как «сынов полка». Это не потребует дополнительных расходов бюджета, и соответствующая законодательная база есть — «Положение о зачислении несовершеннолетних граждан Российской Федерации в качестве воспитанников в воинские части и обеспечении их необходимыми видами довольствия» [11], которое определяет порядок и условия такого зачисления.
Согласно «Положению», в воинские части в качестве воспитанников могут зачисляться дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, мужского пола в возрасте от 14 до 16 лет. Перечень воинских частей, куда разрешено зачисление воспитанников, определяется министром обороны РФ, руководителями федеральных органов исполнительной власти, где законом предусмотрена военная служба.
Воспитанники зачисляются в воинские части с их согласия по направлениям районных (городских) военных комиссариатов, согласованным с органами опеки и попечительства. В качестве воспитанников могут быть зачислены лишь те несовершеннолетние граждане, которые отнесены по результатам медицинского обследования в медучреждениях по месту жительства (пребывания) к первой и второй группам здоровья по критериям, установленным Министерством здравоохранения РФ.
Воспитанники включаются в списки личного состава воинских частей, но не входят в численность ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов. Они обеспечиваются всеми необходимыми видами довольствия, получают ежемесячное денежное содержание в размере оклада по воинской должности по 1-му тарифному разряду, установленному для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и ежемесячное пособие в размере указанного оклада.
Медицинское обеспечение воспитанников осуществляется медицинской службой воинской части с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей. Оказание им педиатрической, специализированной амбулаторной и стационарной медицинской помощи, а также проведение профилактических прививок осуществляют медицинские учреждения государственной и муниципальной систем здравоохранения.
Воспитанники обеспечиваются вещевым имуществом в порядке и по нормам снабжения, установленным для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву. Продовольственное обеспечение и обеспечение другими видами довольствия осуществляется по норме пайка, установленной для суворовцев, нахимовцев и воспитанников военно-музыкальных училищ.
Решение командира воинской части о выпуске воспитанника оформляется приказом и доводится до органов опеки и попечительства, и они обязаны обеспечить его дальнейшее жизнеустройство в соответствии с законодательством РФ.
Координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, по зачислению воспитанников, их учету, оказанию методической и материально-технической помощи воинским частям в организации зачисления воспитанников, обеспечению качественных условий их жизни и быта осуществляют комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправлении. В состав данных комиссий включаются по представлению соответствующих должностных лиц представители федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, военных комиссариатов и воинских частей, дислоцированных на территории соответствующих субъектов РФ.
Положение [11] утверждено Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2000 года № 124. В нем в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» [2] понимаются:
• под «другими войсками», где могут служить воспитанники, — пограничные войска Федеральной пограничной службы РФ, внутренние войска МВД РФ, Железнодорожные войска РФ, войска Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ, Войска гражданской обороны;
• под «воинскими формированиями» — инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти;
• под «органами» — Служба внешней разведки РФ, органы Федеральной службы безопасности РФ, органы Федеральной пограничной службы РФ, федеральные органы правительственной связи и информации, федеральные органы государственной охраны и федеральный орган обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ;
• под «воинскими частями» — воинские части, корабли, учреждения, организации ВС
РФ, других войск, воинских формирований и органов.
Дополнение к данному Положению было опубликовано в газете «Красная звезда» от 26 октября 2000 года (Постановление Правительства РФ от 21 сентября 2000 года № 745 «Об утверждении Положения о статусе воспитанников в/частей» [9] и само Положение, утвержденное этим постановлением).
На последнем году обучения в ККК необходимо заключить контракт с профилирующими вузами, где требуется спецподготовка по системе ДОСААФ. В некоторых из них готовят кинологов. Это вузы МВД, ПВ (ФСБ), Таможни, МЧС.
Договоры о творческом сотрудничестве между высшими военными училищами и ККК для Санкт-Петербурга не новость — школа № 299 заключила подобный договор с училищем им. Ф.Э. Дзержинского и уже 10-й год выпускает офицеров. Договор хорош еще и тем, что училище имеет возможность в течение года наблюдать абитуриента, а это гарантия более качественного отбора. Сегодня комплектование абитуриентами военных учебных заведений происходит из числа граждан РФ.
Социологические исследования состояния общества, в частности стремления молодежи к овладению той или иной профессией, отражены в фундаментальной работе «Россия на рубеже веков» [12], где говорится о ценностных ориентирах молодежи и общества в целом, о брожении умов.
Это подтверждают и данные о состоянии младшего командного состава: за последние 2 года из 10 тыс. выпускников-лейтенантов 5 тыс. уволились из-за низкой зарплаты, необеспеченности жильем, падения престижа армии, продолжающихся локальных конфликтов (общество устало) и т. д. Общее состояние обучаемых, как интеллектуальное, так и физическое, резко ухудшилось (белковый голод — дефицит веса, уровень обучения — количество неуспевающих) [10].
Нельзя сбрасывать со счетов и демографический спад в стране: 88 % молодых людей призывного возраста освобождено от призыва по тем или иным причинам на законных основаниях. Развеяны иллюзии в отношении контрактников. Содержание одного контрактника рядового и сержантского состава составляет
более 400 тыс. рублей в год (призывник обходится государству в 2,5 раза дешевле). Выплата денежного довольствия профессионалам потребует дополнительно 43,2 млрд рублей в год. Россия к этому не готова.
Казачье учебное заведение необходимо создавать как структуру одного из силовых министерств, так как специальная подготовка курсантов может привлечь внимание экстремистски настроенных организаций, вызвать у них желание быть соучредителями наравне с казачьим обществом.
При участии выпускников ККК можно более эффективно решать антитеррористические задачи, которые сейчас находятся в компетенции граждан, пребывающих в запасе при райвоенкоматах (Указ Президента «Об утверждении Положения о территориальной обороне» [8] — Приказ министра обороны № 71 от 28 августа 1995 года во исполнение указов Президента). А чем они лучше подготовленного выпускника ККК?
Кроме этого, создание ККК будет весьма кстати в связи с вопросом альтернативной службы. В этом отношении казачьи войска станут гораздо привлекательнее обычных войсковых частей. Это позволит привлечь новобранцев для обработки пахотных сельскохозяйственных угодий, работы на предприятиях и т. д. А официально работающий человек получает плату и, следовательно, платит налоги.
В настоящее время Министерство обороны ничего фактически не производит, только потребляет. Военным не выплачивают вовремя зарплату, обесточивают воинские части за неуплату долгов энергетикам и т. д. В этой ситуации ВС РФ усиленно подталкивают к переходу на коммерческую основу, что для регулярной армии — гибель. Но для иррегулярных войск это нормальная ситуация. Поэтому один из вариантов альтернативной службы — откупные с новобранцев за гарантию прохождения ими службы не в горячих точках, а в казачьих частях, например в роте обслуживания.
В заключение еще раз хочется напомнить о том, что создание ККК помимо всего возродит традиции для большого военного сословия. Решены будут и вопросы преемственности: если, скажем, в ВС РФ есть танкисты, следовательно, должны быть и танковые училища, у связистов — вузы связи, у летчиков—летные училища, у моряков — вузы ВМФ, у казаков — казачьи кадетские корпуса. Это позволит создать реальный центр по объединению всех казаков Северо-Западного округа, реестровых и нереестровых, покончить с казачьей вольницей, решить ряд социальных, экономических, культурных, военных проблем. Еще раз напомню, что казаки сами себя кормили, одевали и обували, только оружие давал царь или генеральный секретарь. А это большая экономия и второй военный бюджет.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Детская беспризорность — угроза нации [Текст] // Парламентская газ. — 2000. — 3 ноября.
2. О воинской обязанности и военной службе [Текст]: федер. закон: [принят Гос. думой 28 марта 1998 года].
3. О государственном реестре казачьих обществ в РФ [Текст]: Указ Президента РФ (в ред. Указов Президента РФ от 16.04.1996 № 563, от 30.12.1999 № 1740, от 21.03.2005 № 316).
4. О мерах по реализации Закона РФ «О реабилитации репрессированных народов» в отношении казачества [Текст]: Указ Президента РФ от 15 июня 1992 года № 632.
5. О порядке привлечения членов казачьих обществ к государственной и иной службе [Текст]: Указ Президента РФ от 16 апреля 1996 года № 563.
6. О привлечении казачества России к охране госграницы РФ [Текст]: Приказ Главнокомандующего пограничными войсками РФ № 233 от 8 июня 1994 года.
7. О реформировании военных структур, погра-
ничных и внутренних войск на территории СевероКавказского региона РФ и государственной поддержке казачества [Текст]: Указ Президента РФ от 15 марта 1993 года.
8. Об утверждении Положения о территориальной обороне [Текст]: Указ Президента от 8 ноября 1995 года № 11060.
9. Об утверждении Положения о статусе воспитанников в/частей [Текст]: Постановление Правительства РФ от 21 сентября 2000 года № 745.
10. Основы экономической безопасности [Текст]. - М., 1997.
11. Положение о зачислении несовершеннолетних граждан Российской Федерации в качестве воспитанников в воинские части и обеспечении их необходимыми видами довольствия [Текст]: Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2000 года № 124.
12. Россия на рубеже веков [Текст]. — М.: РОССПЭН, 2000.