Научная статья на тему 'Казачество и проводимые военные реформы'

Казачество и проводимые военные реформы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
83
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Linguistica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТАНОВЛЕНИЕ / СЛУЖБА / РЕФОРМА / ПОГРАНИЧНИКИ / ВОИНСКАЯ ЧАСТЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Соловьев Дмитрий Николаевич

Статья посвящена положению казачества в современной России. Ряд федеральных законов, постановлений правительства и указов президента дают возможность казачеству выполнять свою традиционную службу на благо страны

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Соловьев Дмитрий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is devoted to the status of Cossacks in Russia today. Several federal laws, government regulations and presidential decrees allow Cossacks to perform its traditional service to the country

Текст научной работы на тему «Казачество и проводимые военные реформы»

этапе) с аналогичным стремлением идеологов и проводников политики большевиков в области культуры. Одновременно и для власти, и для ученых это было способом расправиться со своими конкурентами. Судьбы утопий Н.Я. Марра и Л.С. Липавского — не самые яркие в данном случае примеры: Марра все же нельзя назвать победителем, а Липавского побежденным. Тем не менее если одна утопия начала активно реализовываться, помогая кому-то делать блестящую научную и политическую карьеру, то другая была обречена на безвестность. Не лишним здесь будет вспомнить слова Л.С. Ли-

павского, утверждавшего, что отбор и оценка в науке «так же случайны, как и в искусстве» [6, с. 370]. При всей похожести причин появления, исходных предпосылок именно власть не всегда до конца осознанно делала решающий выбор, роковые последствия которого начали ощущаться к началу 1930-х годов.

Статья подготовлена при поддержке проекта «Столичный университет в фокусе правительственной политики России (1819—1917)» Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009—2013 годы (Мероприятие 1.2.2), ГК № 14.740.11.1112.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алпатов, В.М. История одного мифа: Марр и марризм [Текст] / В.М. Алпатов. — М.: Наука, 1991. — 240 с.

2. Базылев, В.Н. Традиция, мерцающая в толще истории [Текст] / В.Н. Базылев, В.П. Нерознак // Сумерки лингвистики. Из истории отечеств. языкознания / под общ. ред. В.П. Нерознака. — М.: Academia, 2001. - С. 3-20.

3. Друскин, Я. Письмо Игорю Ивановичу Блажко-ву от 8.09.1970 [Текст] / Я. Друскин // Лестница Иакова. - СПб.: Академ. проект, 2004. - С. 712-713.

4. Дьяконов, И.М. Книга воспоминаний [Текст] / И.М. Дьяконов. - СПб.: Европ. дом, 1995. - 768 с.

5. Кобринский, А.А. Даниил Хармс [Текст] / А.А. Кобринский. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Молодая гвардия, 2009. - 508 с.

6. Липавский, Л.С. Исследование ужаса [Текст] / Л.С. Липавский; ред.-сост. В. Сажин. - М.: Ад Мар-гинем, 2005. - 448 с.

7. Мандельштам, Н.Я. Вторая книга [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.e-reading. org.ua/bookreader.php/37212/Mandel'shtam_-_Vtora-

ya_kniga.html (дата обращения 21.01.2011).

8. Мариенгоф, А.Б. Роман без вранья [Текст] /А.Б. Мариенгоф. — СПб.: Азбука-классика, 2008. — 218 с.

9. Марр, Н.Я. Записка об едином письме [В ответ на запрос Научного отдела] от 7.11.1919 // ПФА РАН. Ф. 800. Оп. 1. Ед. хр. 127.

10. Он же. ГАИМК через 100 лет [Текст]: статья в стенгазету ГАИМК [1928] // Там же. Ед. хр. 649.

11. Он же. Иштарь [Текст] / Н.Я. Марр // Избр. работы. — В 5 т. Т. III. Язык и общество / АН СССР, ГАИМК. — М.; Л.: Гос. социально-экон. изд-во, 1934. - С. 307-350.

12. Олейников, Н.М. Теория чисел // ОР РНБ. Ф. 1232. Ед. хр. 417.

13. Фрейденберг, О.М. Воспоминания о Н.Я. Мар-ре [Текст] / О.М. Фрейденберг // Восток — Запад. Исследования. Переводы. Публикации. — М.: Наука, 1988. — С. 181—205.

14. Цивьян, Т.В. Происхождение и устройство языка по Леониду Липавскому (Л. Липавский «Теория слов») [Текст] / Т.В. Цивьян // Семиотические путешествия. — СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2001. — С. 232—243.

УДК 94 (47+5 7)

Д.Н. Соловьев КАЗАЧЕСТВО И ПРОВОДИМЫЕ ВОЕННЫЕ РЕФОРМЫ

Правительство нашей страны стремится при ких условиях именно казачество может дать минимальных затратах на обороноспособность экономию при проведении реформ и повысить иметь современную, боеспособную армию. В та- качество мобилизационного ресурса России.

Будучи особым сословием в государстве, казачество играло и продолжает играть важную роль в становлении границ и поддержании внутренней стабильности в стране. В начале 90-х годов XX века в федеральных органах юстиции были зарегистрированы 464 казачьи организации, действовавшие в 75 субъектах Российской Федерации. В 1992 году вышел Указ Президента РФ «О мерах по реализации Закона РФ "О реабилитации репрессированных народов" в отношении казачества» [4], в 1993 году — Указ «О реформировании военных структур, пограничных и внутренних войск на территории Северо-Кавказского региона РФ и государственной поддержке казачества» [7]. Во втором указе, в частности, поручалось утвердить перечень казачьих соединений и частей в рамках существующих структур и численности Вооруженных сил (ВС) РФ, пограничных войск Министерства безопасности РФ и внутренних войск МВД РФ. Во исполнение этого указа за казачьими войсками были закреплены соединения (части) тираничных войск РФ, определен перечень воинских частей и подразделений ВС РФ, подлежащих комплектованию казаками. В 1994 году Правительство РФ приняло «Основные положения концепции государственной политики по отношению к казачеству», которые были направлены на преобразование аморфных казачьих общественных организаций в сильные государственно-общественные объединения. Дополнением к «Основным положениям» стали Указы Президента РФ «О государственном реестре казачьих обществ в РФ» [3] и «О порядке привлечения членов казачьих обществ к государственной и иной службе» [5].

Согласно названным указам, члены казачьих обществ могут привлекаться к следующим видам службы:

• военной, охране государственной границы, производству и поставке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для нужд ВС РФ и других войск, охране общественного порядка, охране объектов, находящихся в государственной и муниципальной собственности, а также к сопровождению грузов; участвовать в мероприятиях по ликвидации последствий стихийных бедствий и оказанию помощи пострадавшим;

• в таможенной охране, в егерской, природоохранной и экологической службе; охране лесов от пожаров и защите их от вредителей и болезней; производству, закупке и поставке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для федеральных и региональных нужд, охране объектов обеспечения жизнедеятельности населения.

Президентом РФ было подписано более 20 указов, направленных на поддержку казачества и использование его потенциала в несении государственной и иной службы. В субъектах РФ принято более 140 нормативно-правовых актов в интересах казачества, в том числе три закона о казачестве (Краснодарский и Приморский края, Республика Калмыкия). Правительством РФ утверждена «Федеральная целевая программа поддержки казачьих обществ». Сегодня на территории от Балтийского моря до Тихого океана в государственный реестр казачьих обществ внесено 10 войсковых казачьих обществ: Все-великое войско Донское, Терское, Кубанское, Оренбургское, Волжское, Сибирское, Енисейское, Забайкальское, Иркутское, Уссурийское, а также 8 отдельных окружных казачьих обществ: Астраханское, Амурское, Балтийское, Сахалинское, Северо-Западное, Курское, Воронежское и Московское областное. Общая численность — свыше 500 тыс. человек.

Резерв для их роста еще есть: в 1999 году в Министерстве юстиции РФ прошли перерегистрацию 20 казачьих общественных объединений; несколько сотен таковых насчитывается в органах юстиции субъектов РФ. Также подготовлены документы для внесения в государственный» реестр Центрального казачьего войска.

Все войсковые казачьи общества (казачьи войска) имеют особый порядок образования — их уставы согласовываются с главами администраций субъектов РФ, где располагается войско, и утверждаются указами Президента РФ.

Руководят казачьими войсками избираемые на Больших кругах (съездах) войсковые атаманы, чьи кандидатуры утверждаются Президентом РФ. Атаманы казачьих войск координируют свою деятельность с Управлением Президента РФ по вопросам казачества. Казачьи войска взаимодействуют с государственными

органами власти в рамках, установленных законодательством. На большей части территории РФ созданы управления, комитеты, различные подразделения, осуществляющие взаимодействие местных властей с казачеством.

Организация современных казачьих войск во многом сходна с организацией казачества в прежние времена. Войско располагается, как правило, в исторических казачьих землях, на территории двух или более субъектов РФ. Оно состоит из округов (отделов) — в каждом до 2 тыс. казаков, станиц (в каждой до 200 казаков) и хуторов (не менее 50 казаков в каждом).

Сегодня казаки несут службу в 17 казачьих соединениях и воинских частях, на 14 сторожевых кораблях, 48 пограничных заставах. В казачьих частях нет «дедовщины» и прочих негативных явлений, они находятся под надзором атаманов и пользуются поддержкой и шефской помощью земляков. По оценкам военных специалистов, уровень дисциплины и военной подготовки у казаков выше, чем у других призывников.

В Указе Президента РФ «О форме одежды, знаках различия и чинах не проходящих военную службу членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в РФ» № 447 от 24 апреля 1998 года было признано целесообразным возвратить традиционную парадную и повседневную казачью форму одежды образца 1909 года и ввести полевую казачью форму по образцу современной полевой общевойсковой с отдельными изменениями.

Сегодня кроме названных в отношении казачества действует еще ряд законов, приказов и директив: Закон РФ «О казачестве» от 20 июня 1997 года, Приказ министра обороны «О мерах по выполнению в армии и на флоте Указов Президента РФ от 15 марта 1993 г.» № 448 от 22 октября 1993 года, Приказ Главнокомандующего пограничными войсками РФ «О привлечении казачества России к охране госграницы РФ» № 233 от 8 июня 1994 года [6], Директивы начальника Генерального штаба ВС РФ от 6 декабря 1995 года № 315/4/2231П и от 11 января 1996 года № 315/4/150 «Перечень частей ВС РФ, носящих традиционные казачьи наименования» (Приказ министра обороны РФ № 036 от 15 июня 1994 года).

21 июля 1999 года утверждена Программа государственной поддержки казачьих обществ. В 2000 году был создан Совет по обеспечению взаимодействия казачьих обществ при Управлении Президента РФ.

Важной стороной деятельности казачьих обществ является забота о воспитании детей. И существенную роль должны сыграть в этом казачьи кадетские корпуса (ККК). Следовательно, финансовая поддержка государства должна распространяться и на них. Хотя по закону «О воинской обязанности и военной службе» [2] финансирование подобных учреждений идет из муниципального бюджета, Программа предусматривает целевую финансовую поддержку казачьих учебных заведений.

Создание таких заведений на Дону и на Кубани закономерно. Это области с очень давними традициями, связанными с воспитанием подрастающего поколения на принципах казачества. В Ленинградской области и Санкт-Петербурге таких давних традиций нет, но ККК, появись он здесь, смог бы помочь справиться с нелегкой ситуацией наших дней, касающейся в первую очередь роста беспризорности, безнадзорности детей, а значит, и детской преступности.

В последнее время проблема детской преступности в нашей стране неоднократно обсуждалась на самом высоком уровне (см.: «Парламентская газета». 2001, 3 ноября) и на заседании Совета безопасности [1].

В Санкт-Петербурге ситуация усложняется ростом числа детей, родители которых приватизировали и продали свои квартиры (комнаты), оставив наследников без жилья. Детский приемник-распределитель переполнен такими детьми, растет их число в интернатах, детских домах, приютах. Положение с жилищным фондом в нашем городе не позволяет обустроить юношей и девушек после того, как они покинут названные учреждения. И, как ни печально, часть из них попадает в криминальные структуры. Администрация города обязана предоставлять выпускникам интернатов, приютов и детских домов жилье, но, как правило, вместо отдельных квартир они получают комнаты в коммуналках, где или не уживаются с соседями, или жилье находится в таком состоянии, что жить в нем невозможно.

Квартира (комната) в Петербурге стоит от 95 до 120 тыс. долларов, а зимний дом в деревне — от 30 до 120 тыс. рублей. Если администрация города выделит деньги на покупку жилья в области, то экономически город только выиграет. А выпускники ККК, например, после заключения контракта с различными военными вузами смогут получить жилье по окончании срока службы в данном ведомстве или просто заработать его. Переселяя детей за город, можно образовать хутор. При этом дети должны твердо знать, что, лишаясь так называемого «жилья» в Санкт-Петербурге, они будут гарантированно обучены, прописаны и трудоустроены.

К сожалению, преподаватели и воспитатели в детских учреждениях, о которых идет речь, люди пенсионного или предпенсионного возраста. Им тяжело справляться с энергичными и далекими от послушания воспитанниками, поэтому говорить о полноценном и качественном педагогическом процессе не приходится. Рост правонарушений среди детей (и это положение отражает статистика роста детской преступности) связан зачастую с тем, что после школы они в основном предоставлены самим себе, да и источники информации для подростков не способствуют их интеллектуальному и нравственному развитию (см. № 4 и 6 журнала «Основы безопасности жизни» за 2000 год).

В переселении детей в область по окончании учебного заведения есть несколько положительных моментов: переезд подростков из перегруженного, с плохой экологией города в область; оживление заброшенных деревень; улучшение на природе физического состояния и здоровья детей.

На территории Санкт-Петербурга и Ленинградского военного округа достаточно много опустевших военных городков. Какой-нибудь из них мог бы стать «родным домом» для ККК. Можно организовать ККК при действующей воинской части, а курсантов оформить как «сынов полка». Это не потребует дополнительных расходов бюджета, и соответствующая законодательная база есть — «Положение о зачислении несовершеннолетних граждан Российской Федерации в качестве воспитанников в воинские части и обеспечении их необходимыми видами довольствия» [11], которое определяет порядок и условия такого зачисления.

Согласно «Положению», в воинские части в качестве воспитанников могут зачисляться дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, мужского пола в возрасте от 14 до 16 лет. Перечень воинских частей, куда разрешено зачисление воспитанников, определяется министром обороны РФ, руководителями федеральных органов исполнительной власти, где законом предусмотрена военная служба.

Воспитанники зачисляются в воинские части с их согласия по направлениям районных (городских) военных комиссариатов, согласованным с органами опеки и попечительства. В качестве воспитанников могут быть зачислены лишь те несовершеннолетние граждане, которые отнесены по результатам медицинского обследования в медучреждениях по месту жительства (пребывания) к первой и второй группам здоровья по критериям, установленным Министерством здравоохранения РФ.

Воспитанники включаются в списки личного состава воинских частей, но не входят в численность ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов. Они обеспечиваются всеми необходимыми видами довольствия, получают ежемесячное денежное содержание в размере оклада по воинской должности по 1-му тарифному разряду, установленному для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и ежемесячное пособие в размере указанного оклада.

Медицинское обеспечение воспитанников осуществляется медицинской службой воинской части с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей. Оказание им педиатрической, специализированной амбулаторной и стационарной медицинской помощи, а также проведение профилактических прививок осуществляют медицинские учреждения государственной и муниципальной систем здравоохранения.

Воспитанники обеспечиваются вещевым имуществом в порядке и по нормам снабжения, установленным для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву. Продовольственное обеспечение и обеспечение другими видами довольствия осуществляется по норме пайка, установленной для суворовцев, нахимовцев и воспитанников военно-музыкальных училищ.

Решение командира воинской части о выпуске воспитанника оформляется приказом и доводится до органов опеки и попечительства, и они обязаны обеспечить его дальнейшее жизнеустройство в соответствии с законодательством РФ.

Координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, по зачислению воспитанников, их учету, оказанию методической и материально-технической помощи воинским частям в организации зачисления воспитанников, обеспечению качественных условий их жизни и быта осуществляют комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправлении. В состав данных комиссий включаются по представлению соответствующих должностных лиц представители федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, военных комиссариатов и воинских частей, дислоцированных на территории соответствующих субъектов РФ.

Положение [11] утверждено Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2000 года № 124. В нем в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» [2] понимаются:

• под «другими войсками», где могут служить воспитанники, — пограничные войска Федеральной пограничной службы РФ, внутренние войска МВД РФ, Железнодорожные войска РФ, войска Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ, Войска гражданской обороны;

• под «воинскими формированиями» — инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти;

• под «органами» — Служба внешней разведки РФ, органы Федеральной службы безопасности РФ, органы Федеральной пограничной службы РФ, федеральные органы правительственной связи и информации, федеральные органы государственной охраны и федеральный орган обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ;

• под «воинскими частями» — воинские части, корабли, учреждения, организации ВС

РФ, других войск, воинских формирований и органов.

Дополнение к данному Положению было опубликовано в газете «Красная звезда» от 26 октября 2000 года (Постановление Правительства РФ от 21 сентября 2000 года № 745 «Об утверждении Положения о статусе воспитанников в/частей» [9] и само Положение, утвержденное этим постановлением).

На последнем году обучения в ККК необходимо заключить контракт с профилирующими вузами, где требуется спецподготовка по системе ДОСААФ. В некоторых из них готовят кинологов. Это вузы МВД, ПВ (ФСБ), Таможни, МЧС.

Договоры о творческом сотрудничестве между высшими военными училищами и ККК для Санкт-Петербурга не новость — школа № 299 заключила подобный договор с училищем им. Ф.Э. Дзержинского и уже 10-й год выпускает офицеров. Договор хорош еще и тем, что училище имеет возможность в течение года наблюдать абитуриента, а это гарантия более качественного отбора. Сегодня комплектование абитуриентами военных учебных заведений происходит из числа граждан РФ.

Социологические исследования состояния общества, в частности стремления молодежи к овладению той или иной профессией, отражены в фундаментальной работе «Россия на рубеже веков» [12], где говорится о ценностных ориентирах молодежи и общества в целом, о брожении умов.

Это подтверждают и данные о состоянии младшего командного состава: за последние 2 года из 10 тыс. выпускников-лейтенантов 5 тыс. уволились из-за низкой зарплаты, необеспеченности жильем, падения престижа армии, продолжающихся локальных конфликтов (общество устало) и т. д. Общее состояние обучаемых, как интеллектуальное, так и физическое, резко ухудшилось (белковый голод — дефицит веса, уровень обучения — количество неуспевающих) [10].

Нельзя сбрасывать со счетов и демографический спад в стране: 88 % молодых людей призывного возраста освобождено от призыва по тем или иным причинам на законных основаниях. Развеяны иллюзии в отношении контрактников. Содержание одного контрактника рядового и сержантского состава составляет

более 400 тыс. рублей в год (призывник обходится государству в 2,5 раза дешевле). Выплата денежного довольствия профессионалам потребует дополнительно 43,2 млрд рублей в год. Россия к этому не готова.

Казачье учебное заведение необходимо создавать как структуру одного из силовых министерств, так как специальная подготовка курсантов может привлечь внимание экстремистски настроенных организаций, вызвать у них желание быть соучредителями наравне с казачьим обществом.

При участии выпускников ККК можно более эффективно решать антитеррористические задачи, которые сейчас находятся в компетенции граждан, пребывающих в запасе при райвоенкоматах (Указ Президента «Об утверждении Положения о территориальной обороне» [8] — Приказ министра обороны № 71 от 28 августа 1995 года во исполнение указов Президента). А чем они лучше подготовленного выпускника ККК?

Кроме этого, создание ККК будет весьма кстати в связи с вопросом альтернативной службы. В этом отношении казачьи войска станут гораздо привлекательнее обычных войсковых частей. Это позволит привлечь новобранцев для обработки пахотных сельскохозяйственных угодий, работы на предприятиях и т. д. А официально работающий человек получает плату и, следовательно, платит налоги.

В настоящее время Министерство обороны ничего фактически не производит, только потребляет. Военным не выплачивают вовремя зарплату, обесточивают воинские части за неуплату долгов энергетикам и т. д. В этой ситуации ВС РФ усиленно подталкивают к переходу на коммерческую основу, что для регулярной армии — гибель. Но для иррегулярных войск это нормальная ситуация. Поэтому один из вариантов альтернативной службы — откупные с новобранцев за гарантию прохождения ими службы не в горячих точках, а в казачьих частях, например в роте обслуживания.

В заключение еще раз хочется напомнить о том, что создание ККК помимо всего возродит традиции для большого военного сословия. Решены будут и вопросы преемственности: если, скажем, в ВС РФ есть танкисты, следовательно, должны быть и танковые училища, у связистов — вузы связи, у летчиков—летные училища, у моряков — вузы ВМФ, у казаков — казачьи кадетские корпуса. Это позволит создать реальный центр по объединению всех казаков Северо-Западного округа, реестровых и нереестровых, покончить с казачьей вольницей, решить ряд социальных, экономических, культурных, военных проблем. Еще раз напомню, что казаки сами себя кормили, одевали и обували, только оружие давал царь или генеральный секретарь. А это большая экономия и второй военный бюджет.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Детская беспризорность — угроза нации [Текст] // Парламентская газ. — 2000. — 3 ноября.

2. О воинской обязанности и военной службе [Текст]: федер. закон: [принят Гос. думой 28 марта 1998 года].

3. О государственном реестре казачьих обществ в РФ [Текст]: Указ Президента РФ (в ред. Указов Президента РФ от 16.04.1996 № 563, от 30.12.1999 № 1740, от 21.03.2005 № 316).

4. О мерах по реализации Закона РФ «О реабилитации репрессированных народов» в отношении казачества [Текст]: Указ Президента РФ от 15 июня 1992 года № 632.

5. О порядке привлечения членов казачьих обществ к государственной и иной службе [Текст]: Указ Президента РФ от 16 апреля 1996 года № 563.

6. О привлечении казачества России к охране госграницы РФ [Текст]: Приказ Главнокомандующего пограничными войсками РФ № 233 от 8 июня 1994 года.

7. О реформировании военных структур, погра-

ничных и внутренних войск на территории СевероКавказского региона РФ и государственной поддержке казачества [Текст]: Указ Президента РФ от 15 марта 1993 года.

8. Об утверждении Положения о территориальной обороне [Текст]: Указ Президента от 8 ноября 1995 года № 11060.

9. Об утверждении Положения о статусе воспитанников в/частей [Текст]: Постановление Правительства РФ от 21 сентября 2000 года № 745.

10. Основы экономической безопасности [Текст]. - М., 1997.

11. Положение о зачислении несовершеннолетних граждан Российской Федерации в качестве воспитанников в воинские части и обеспечении их необходимыми видами довольствия [Текст]: Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2000 года № 124.

12. Россия на рубеже веков [Текст]. — М.: РОССПЭН, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.