Научная статья на тему 'КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ'

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
253
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ / КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / СВОБОДА И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / ВЛАСТЬ / СУВЕРЕНИТЕТ / ИДЕОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тупиков Н. В.

Цели. Выявить значение термина «конституционно-правовой режим». Охарактеризовать конституционный строй современной России, построить прогноз развития конституционно-правовых отношений. Процедура и методы. Рассмотрены вопросы от общих теоретических понятий к конкретным отношениям в ретроспективе и перспективе. Использованы методы: эмпирические, теоретические, диалектический, исторический, формально-юридический, сравнительно-правовой. Результаты. Предложено определение конституционно-правового режима. Выявлен ряд сложностей, обусловленных неоднозначным характером его развития в России. Обоснован ряд положений, направленных на устранение противоречий данного развития. Теоретическая и / или практическая значимость. Обоснованы положения о конституционно-правовом режиме, которые не были достаточно отражены в науке. Разработаны рекомендации по направлениям совершенствования законов. Статья может быть использована при подготовке учебных материалов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONSTITUTIONAL LAW REGIME IN MODERN RUSSIA

Aim. To identify the meaning of the term “constitutional legal regime.” To characterize the constitutional system of modern Russia, to make a forecast for the development of constitutional and legal relations. Methodology. Questions from general theoretical concepts to specific relationships in retrospect and perspective are considered. Methods used: empirical, theoretical, dialectical, historical, formal-legal, comparative-legal methods. Results. The definition of the constitutional law regime is given. A number of challenges connected with the controversial development of this regime in Russia are identified. A number of propositions on the removal of this antagonism are substantiated. Research implications. The provisions in the constitutional law regime are justified which were insufficiently reflected in science. The recommendations for improving the legislation are given. The article can be used in the preparation of educational materials.

Текст научной работы на тему «КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»

УДК 342. 31

DOI: 10.18384/2310-6794-2023-1-34-44

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Тупиков Н. В.

Саратовская государственная юридическая академия 410056, г. Саратов, ул. Вольская, д. 1, Российская Федерация

Аннотация

Цель. Выявить значение термина «конституционно-правовой режим». Охарактеризовать конституционный строй современной России, построить прогноз развития конституционно-правовых отношений.

Процедура и методы. Рассмотрены вопросы от общих теоретических понятий к конкретным отношениям в ретроспективе и перспективе. Использованы методы: эмпирические, теоретические, диалектический, исторический, формально-юридический, сравнительно-правовой. Результаты. Предложено определение конституционно-правового режима. Выявлен ряд сложностей, обусловленных неоднозначным характером его развития в России. Обоснован ряд положений, направленных на устранение противоречий данного развития. Теоретическая и/или практическая значимость. Обоснованы положения о конституционно-правовом режиме, которые не были достаточно отражены в науке. Разработаны рекомендации по направлениям совершенствования законов. Статья может быть использована при подготовке учебных материалов.

Ключевые слова: конституционно-правовой режим, конституционно-правовое регулирование, свобода и права человека, власть, суверенитет, идеология

THE CONSTITUTIONAL LAW REGIME IN MODERN RUSSIA

N. Tupikov

Saratov State Law Academy

ul. Volskaya 1, Saratov410056, Russian Federation

Abstract

Aim. To identify the meaning of the term "constitutional legal regime." To characterize the constitutional system of modern Russia, to make a forecast for the development of constitutional and legal relations. Methodology. Questions from general theoretical concepts to specific relationships in retrospect and perspective are considered. Methods used: empirical, theoretical, dialectical, historical, formal-legal, comparative-legal methods.

Results. The definition of the constitutional law regime is given. A number of challenges connected with the controversial development of this regime in Russia are identified. A number of propositions on the removal of this antagonism are substantiated.

Research implications. The provisions in the constitutional law regime are justified which were insufficiently reflected in science. The recommendations for improving the legislation are given. The article can be used in the preparation of educational materials.

Keywords: constitutional law regime, constitutional law regulation, human freedom, human rights, authority, sovereignty, ideology.

© CC BY Тупиков Н . В . , 2023 .

TH7

Введение

Проводимые в России в начале 90-х гг . XX в. конституционные реформы, связанные с преобразованием социалистического строя в современный конституционный строй, носили масштабный и стремительный характер, изменили ключевые принципы жизни российского общества. Основными целями воздействия на общественные отношения новых для России данного периода принципов были: закрепление идей ценности прав человека и ограничение роли государства в жизнедеятельности человека В реализации современных конституционно-правовых принципов не обошлось без сложностей, которые обсуждаются в научных работах и в практической плоскости

Существенную неопределённость в правоприменение вносят изменения порядка международных отношений во втором и третьем десятилетиях XXI в. Парадигма глобализации мирового общественного развития, основанная на схожести конституционных институтов ряда государств, их философско-мировоззренческих основ, тесно связана с происходящими трансформациями. Данные изменения, будучи мало исследованными, проявляют в правовых ценностях, находящихся в основах конституционного строя множества стран, в т . ч . и России, те их стороны, которым ранее не уделялось достаточного внимания как в науке, так и в практике реализации последних лет . Важнейшая роль в данных процессах принадлежит конституционно-правовому режиму, в т ч режиму властвования, который, по справедливому утверждению профессора В . Т. Кабышева, «будет определять и в будущем основные моменты нашего бытия, в т ч и в осуществлении прав и свобод человека» [4, с . 98].

В данной статье предлагаем рассмотреть вопросы формирования современного конституционно-правового режима в России

Конституционно-правовой режим: понятие и элементы

Понятие «государственный режим» в науке конституционного права считается одним из трёх основных элементов формы государства, наряду с формами правления и государственно-территориального устройства. Этот термин в российской науке стал активно использоваться в первое десятилетие XXI в . , до этого употреблялось понятие «политический режим», а в советское время, пишет В Т Кабышев, ни первое, ни второе не употреблялись, поскольку в литературе по советскому государственному (конституционному) праву функциональная характеристика механизма осуществления государственной власти заменялась понятием «тип демократии» [4, с . 99]. Политический режим как практика функционирования всех политических институтов, включая государство, политические партии, массовые общественные организации и движения и др , изучается специальной наукой - политологией . Государственный режим исследуется го-сударствоведческими науками и используется для отражения форм, способов, приёмов и методов деятельности государства, что позволяет дать его функциональную характеристику, рассматривая его в процессе осуществления государственной власти [7, с . 140].

Государственный режим взаимосвязан с формой правления, являющейся моделью организации и взаимоотношений высших органов государственной власти . Основным фактором выступает фактическая сторона таких отношений С точки зрения политологического подхода различаются 3 основных типа режимов: демократический, авторитарный и тоталитарный. С точки зрения конституционного права выделяют следующие государственные режимы: абсолютистский, министериальный, президен-циальный, дуалистический, партократи-ческий [4, с. 101]. Государственно-правовой режим - это отражение степени и форм развития демократии, прав и свобод человека на определённом историческом этапе

При этом формы и способы государственно-правового регулирования могут быстро изменяться [4, с . 100].

Категория «конституционно-правовой» (или «конституционный») режим встречается в научной литературе достаточно редко . С помощью этой категории из разновидностей отраслевых правовых режимов выделяется особый режим конституционного права, имеющий свою специфику, обусловленную предметом данной отрасли. Ввиду, видимо, отсутствия широкого обсуждения понятия «конституционно-правовой режим», его устоявшегося определения не имеется В исследованиях данный термин применяется к узкой сфере общественных отношений для обозначения совокупности норм и принципов, задействованных в их регулировании (конституционно-правовые режимы государственной границы, чрезвычайного положения, рабочего времени и т п )

В ряде статей предпринимаются попытки определить понятие «конституционно-правовой режим» в качестве самостоятельной категории Профессор А. Ф . Малый, в частности, считает, что конституционно-правовой режим - это закреплённая конституцией и законом совокупность прав, обязанностей и ограничений, применяемых при наступлении законодательно предусмотренных условий и действующих в отношении определённого или неопределённого круга субъектов -физических и юридических лиц, органов государства [10, с. 148-149].

В . В . Барбин пишет, что конституционно-правовой режим - это «особый порядок конституционно-правового регулирования», который выражается в сочетании юридических средств, определённых: для создания желаемого социального состояния; для удовлетворения интересов субъектов конституционного права; специфический порядок деятельности субъектов в разных сферах, и прежде всего государственной; система условий и методов осуществления конституционно-правового регулирования [2, с. 36].

П . И. Осипов определяет конституционно-правовой режим как «комплексное

юридическое средство», имеющее назначение в виде: регулирования, охраны общественных отношений; воздействия на поведение субъектов конституционного права, для достижения законных целей, обеспеченных организационными, материальными и иными мерами [12, с . 131].

На наш взгляд, в указанных определениях в недостаточной мере содержатся сущностные характеристики рассматриваемого понятия, прежде всего, обусловленные предметом конституционного права, который в силу его роли среди иных отраслей права в общественных отношениях наиболее всего насыщен политическим содержанием В этой связи смысл понятия конституционно-правового режима связан, в частности, с режимами государственным и политическим, что отличает его от теоретико-правовой конструкции правового режима

Профессор В . Т. Кабышев определяет конституционный режим как «осуществление власти в государстве в формах, методах и способах, адекватных сущности конституции страны Конституционный режим -это конституционный строй государства в действии» [4, с . 101]. Поддерживая в целом позицию, предложенную профессором В . Т. Кабышевым, необходимо обратить внимание на отдельные стороны рассматриваемого понятия

Можно заключить, что сущностные характеристики конституционно-правового режима в государстве не являются неизменными, поскольку образующие его элементы синергетически взаимосвязаны, постоянно взаимодействуют между собой . Данная взаимосвязь сложна, прежде всего, многообразием элементов конституционно-правового режима, сложностью самих названных элементов, их межотраслевым характером Так, среди них можно выделить элементы правовой, психологической, политической, экономической направленности

В приведённом определении В Т Кабышев использует термин «конституционный», а не «конституционно-правовой» Несмотря на схожесть данных терминов, вплоть до тождественности, по-нашему

мнению, термин «конституционно-правовой» наиболее подчёркивает связь осуществления власти с правом Таким образом, конституционно-правовой режим следует определить как осуществление власти в государстве, гарантирование прав и свобод человека и гражданина, постоянное повышение его жизненного уровня и создание условий для развития производства в целом, в формах, методах и способах, адекватных сущности конституции на конкретном историческом этапе Синергетический, т е самоорганизуемый характер взаимосвязи его элементов позволяет сделать вывод, что это конституционный строй в действии, его идеологическая плоскость, плоскость принципов и норм права объединяются с фактическими общественными отношениями в рассматриваемом понятии

Необходимо обратить внимание ещё на один аспект В приведённых выше определениях, в частности П. И. Осипова и В . В. Барбина, можно наблюдать некоторое смешение понятий «конституционно-правового режима» и «конституционно-правового регулирования» В В Барбин рассматривает данный режим как «особый порядок конституционно-правового регулирования»; П . И . Осипов - более узко, как «комплексное юридическое средство» В этой связи указанные понятия следует разделить, поскольку они имеют различные функциональные предназначения

Особенность конституционно-правового регулирования, по мнению профессора И. Е . Фарбера, состоит в конституционном характере воздействия норм права на общественные отношения и поведение их участников Руководствуясь классовой сущностью конституций, им обосновывалось, что данный вид правового регулирования больше, чем иные виды, политически насыщен Им разделялось социальное и юридическое назначение конституционного регулирования Социальное состоит в обеспечении народного суверенитета, а юридическое - в обеспечении конституционной законности [15, с. 3-4].

В современных работах, отмечает А. В . Юрковский, термин «конституцион-

но-правовое регулирование» используется достаточно широко При этом в большинстве из них он не рассматривается в качестве самостоятельной категории, воспринимается как данность, его характеристики не учитываются, не выявляются С этим приходится согласиться

На основе анализа ряда специфических черт А В Юрковский приходит к выводу, что конституционно-правовое регулирование представляет собой [17]:

- разновидность правового регулирования;

- целенаправленную деятельность людей в условиях определённой общественно-экономической формации, факторов функционирования конкретного общества, его политической системы;

- выражение доминирующей воли наиболее влиятельных социальных общностей и социального компромисса посредством специально уполномоченных субъектов, осуществляемое с целью распространения определённых мировоззренческих ценностей в качестве общеобязательных

Конституционно-правовое регулирование обеспечивается материальными и организационными мерами, включая принуждение, имеет языковые и поведенческие формы, объективируется в виде формально определённой информации о видах, формах, пределах общеобязательного либо возможного поведения в наиболее значимых отношениях личности и общества, общества и государства, личности и государства [17, с . 60].

В предложенных определениях сущность конституционно-правового регулирования, несмотря на политическую насыщенность, связывается с его инструментальным содержанием, механизмом и средствами правового регулирования

Таким образом, можно заключить, что конституционно-правовое регулирование осуществляется при определённом конституционно-правовом режиме, который детерминирует характер применяемых в правовом регулировании средств; эти понятия тесно связаны, но в указанном смысле различаются

Характеристика конституционно-правового режима в современной России

Ввиду указанного в предыдущем разделе характеристика конституционно-правового режима в современной России предполагает исследование определённой динамики развития основных его элементов, которые в своём сочетании специфически отражаются в содержании конституционного строя страны Поскольку решающим в этом контексте является осуществление власти, в первую очередь рассмотрим данный элемент. С учётом сложности и неоднозначного характера его развития заострим при этом внимание на некоторых исторических предпосылках

Изменение конституционно-правого режима - это, прежде всего, изменение уровня и форм демократии, прав и свобод человека История Российского государства специфична известными крайними формами, методами и способами таких изменений, что, в частности, нашло отражение в общепринятой периодизации истории его конституционного права на монархический, советский и современный периоды Переход от одного типа общественного строя к другому всегда сопровождался радикальными переменами форм дальнейшего развития (принятие Конституции РСФСР 1918 г . в результате Октябрьской революции 1917 г. ; Конституции СССР 1924 г . в результате гражданской войны; распад Союза ССР в 1991 г , принятие Конституции РФ в 1993 г также проводились в чрезвычайных обстоятельствах) Несомненно, что в данных событиях ключевую роль занимала политика, осуществление власти, что в совокупности с иными факторами привело к известным результатам В этой связи актуально их дальнейшее осмысление с точки зрения исторических, политологических наук В настоящей работе рассмотрим их с точки зрения науки российского конституционного права

Роль, отводимая политике, неравнозначна роли права, которое выполняет собственные функции Так, право, с од-

ной стороны, становится средством осуществления власти, а с другой - мерой справедливости для всех участников общественных отношений. Таким образом, для конституционного права актуальны вопросы: какие средства и в рамках какой концепции справедливости применимы? в каком случае это будет эффективно?

Выше отмечалось, что среди всех отраслей права именно конституционное право наиболее насыщено политическим содержанием, поэтому в науке и практике конституционного права вырабатываются категории, тесно связанные с политологией и политикой Так, в частности, в науке конституционного права, говоря о политических организациях, принято их классифицировать, и самой распространённой классификацией является деление данных организаций на левые, центристские и правые в зависимости от реализуемых ими известных идей . С этой точки зрения в вышеуказанных исторических событиях, на наш взгляд, наблюдаются крайние формы, методы и способы перехода от правой идеи к левой и наоборот, в чём, видимо, состоит специфическая черта конституционно-правового развития России .

Распад СССР и принятие на референдуме в 1993 г. Конституции РФ вновь знаменовали крайний переход от социалистических к либеральным ценностям развития Президент РФ 30 сентября 2022 г. на церемонии подписания договоров о принятии в Россию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области и образовании новых субъектов РФ отметил в своём обращении, что события 1991 г. являются «трагедией распада Советского Союза», обернувшейся «национальной катастрофой»1. Этими же событиями, в свою очередь, было завершено существование так называемого биполярного мира, основанного на противо-

1 Подписание договоров о принятии ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей в состав России // Президент России: [сайт]. URL: http:// www. kremlin . ru/events/president/transcripts/69465 (дата обращения: 05 .10.2022).

стоянии указанных ценностей в науке и практике, что стало основой парадигмы глобализации дальнейшего мирового общественного развития

В 2018 г. , к 25-летнему юбилею Конституции РФ, профессором В Т Кабышевым был организован заочный конституционный диалог ведущих российских конституционалистов, учё-ных-государствоведов, которые в своих работах анализировали проблемы современного конституционного развития России: ряд проблем теоретико-методологического характера; проблемы в реализации разделения властей и федерализма, вопросы социальной справедливости; проблемы конституционного обеспечения свободы человека в России Актуальным в этой связи было и обсуждение форм изменения Конституции РФ [1].

Необходимо отметить, что данные проблемы в той или иной мере характерны для всех государств, носителей аналогичных с Россией конституционных ценностей Однако в России имеются особенности их реализации, обусловленные историческими и культурными факторами, что побуждало ряд авторов высказывать мнения: о «болезни самоотречения» российского общества [6]; а некоторых - о несоответствии закреплённых в Конституции РФ принципов российской национальной идентичности, необходимости принятия новой Конституции В числе последних авторы фундаментального исследования «Национальная идея России» констатирующие: кризисное состояние современного российского общества (замедление экономического развития, углубление социального расслоения, деградация социальной сферы, рост коррумпированности власти, её несменяемость и др . ), называвшие в качестве одной из причин этого действующую Конституцию, имеющую в основе либеральные ценности, оказавшиеся нежизнеспособными и не отвечающими интересам большинства граждан [11, с . 4021-4022]. Профессор Ю . И . Скуратов в 2018 г. называл этот вывод крайним выражением позиции сторонников поправок

к Конституции РФ, в т ч её масштабных изменений [13, с . 56].

Профессор В . Д . Мазаев указывал на возможность системных изменений по вопросам понятия современного демократического государства во взаимосвязи с ценностями свободной рыночной экономики и социальной справедливости, переосмысления концепции социальной справедливости [8] Продолжая исследование данных вопросов, В Д Мазаев пишет о концепции «нравственного государства» [9]

Принятый в 2020 г. Закон о поправке к Конституции РФ1 отразил «точечный» подход законодателя к изменениям в Конституцию, большинство из них посвящено механизму осуществления власти, отдельные положения - вопросам социальной справедливости; на содержание основных принципов конституционного строя это существенно не повлияло

Государственный переворот в Республике Украине в 2014 г . , проведение 16 марта 2014 г. референдума и принятие Республики Крым и города федерального значения Севастополя в состав Российской Федерации, проведение референдумов 23-27 сентября 2022 г и принятие ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей в состав России, задействование на территории последних мероприятий военной обороны с привлечением Вооружённых Сил РФ в совокупности с военным, политическим и экономическим воздействием со стороны США и Европейского Союза создали существенную угрозу суверенитету российского государства2 Эти обстоятельства в совокупности с имеющимися проблемами реализации закреплённых в Конституции РФ форм демократии и прав и свобод человека вновь в истории России крайне актуализируют вопросы формирования рассматриваемого конституционно-правового режима, при котором достигну-

1 Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» // Российская газета. 2020. 16 марта.

2 Красная линия Владимира Путина // События недели . Итоги и факты . 2022. 8 марта.

тый уровень гарантий был бы сохранён и было обеспечено дальнейшее развитие

Профессор С . Ю . Глазьев связывает современную эскалацию международной военно-политической напряжённости со сменой технологических и мирохозяйственных укладов В такие периоды, пишет он, происходит фундаментальное изменение экономики на основе новых технологий и институтов, разрушение старого и формирование нового миропорядка, сопровождающиеся резкой дестабилизацией системы международных отношений, сменой лидеров мирового экономического развития, что, как показывает опыт, до сих пор опосредовалось мировыми войнами [3, с . 188]. Обращает на себя внимание в этой связи замечание Президента РФ в вышеуказанном обращении: «западные страны веками твердят о том, что они несут другим народам свободу и демократию Всё с точностью до наоборот: вместо демократии - подавление и эксплуатация; вместо свободы - порабощение и насилие Весь однополярный миропорядок по своей сущности антидемократичен и несвободен, он лжив и лицемерен насквозь»1 Названные и иные обстоятельства свидетельствуют о многочисленных отступлениях в ряде государств мира от парадигмы глобализации мирового общественного развития, что неизбежно затрагивает формирование конституционно-правового режима в России и множестве иных государств, создаёт в нём факторы неопределённости

Неудивительно, что профессор В . Д . Зорькин, выступая 29 июня 2022 г. на Петербургском юридическом форуме, обратил внимание на возникшую в российском обществе активность вследствие названных событий, а также на вопрос выработки и признания государственной идеологии, отметив, что это «представляется, как минимум, несвоевременным,

а как максимум - опасным, поскольку он чреват очередным расколом на "белых" и "красных"»2 . При этом В . Д . Зорькин считает, что сама идея конституционализма может выступать в качестве самостоятельной идеологии для дальнейшего развития, чему противопоставляет феномен «эксклюзивной тоталитарной демократии» С актуальностью поднятых В Д Зорькиным проблем необходимо согласиться

Но несмотря на имеющееся в Конституции РФ положение пп 1 и 2 ст 13 об идеологическом многообразии и недопустимости установления в качестве государственной или обязательной никакой идеологии, сам текст Конституции РФ несёт в себе определённую идеологию В силу характера его разработки и содержания профессор В . Е. Чиркин называет такую идею «либерально-полусоциальной капиталистической» [16]

Единственный известный путь, по которому ведёт закреплённая в Конституции РФ модель развития, - это путь в эпоху постиндустриализма Ключевыми факторами перехода общества в постиндустриальный период считаются: более высокая, чем в промышленности, доля населения, занятого в сфере услуг; приоритет знаний, информации как основы инновационной экономики; рост благосостояния народа, не занятого более в материальном производстве, связанные с этим изменения шкалы социальных ценностей на интеллектуальный рост и совершенствование творческих способностей [14].

Вместе с тем понятие «постиндустриализм» не имеет достаточной определённости в практике применения и оставляет открытой проблему равенства С учётом складывающихся исторических, политических, экономических обстоятельств данная проблема приобретает ранее непредсказуемые формы в праве, как на наднациональном, так и национальном уровнях. «Расизм -

Подписание договоров о принятии ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей в состав России // Президент России: [сайт]. URL: http:// www. kremlin . ru/events/president/transcripts/69465 (дата обращения: 05 10 2022)

Зорькин В . Право России: Альтернативы и риски в условиях глобального кризиса // Российская газета: [сайт]. URL: https://rg.ru/2022/06/29/pravo-rossii-alternativy-i-riski-v-usloviiah-globalnogo-krizisa. html (дата обращения: 06.10.2022).

2

V4V

оборотная сторона национального государства», - отмечает В Фадеев, председатель Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, - Запад использует это оружие, и его нисколько не смущает противоречие с правами и свободами индивидуума»1 Одновременно с этим только по официальным данным, указанным в докладах о деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ за 2019-2021 гг. , в России сохраняются высокая степень расслоения населения на бедных и богатых, высокая потребность населения в обеспечении социальной справедливости, в 2021 г . к этому добавился ещё и высокий запрос на без-опасность2

Профессор В Т Кабышев пишет, что «именно политико-правовая культура советской политической системы явилась её "ахиллесовой пятой"». В этой связи он отмечает выводы политолога О . В . Криштановской, констатировавшей «тревожные» признаки возврата к прежним советским технологиям: опора на административный ресурс; отсутствие ясных для общества целей; наличие «системы имитантов» (подделок, имитирующих партий, общественных организаций, оппозиций), что подконтрольно «сверху» Он заключает: «мы боимся любого начальника, мы не боимся ни землетрясений, ни пото-

1 Фадеев В . Общность прав и свобод надо складывать на базе уважения ко всем народам // Российская газета: [сайт]. URL: https://rg .ru/2022/05/04/fadeev-obshchnost-prav-i-svobod-nado-skladyvat-na-baze-uvazheniia-ko-vsem-narodam. html (дата обращения: 06.10.2022).

2 Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека за 2019 г. // Российская газета: [сайт]. URL: https://rg.ru/2020/04/14/rg-publikuet-doklad-o-deiatelnosti-upolnomochennogo-po-pravam-cheloveka-za-2019-god.html (дата обращения: 08.10.2022); Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека за 2020 г // Российская газета: [сайт] URL: https:// rg ru/2021/04/01/rg-publikuet-doklad-o-deiatelnosti-upolnomochennogo-po-pravam-cheloveka-za-2020-god html (дата обращения: 08 10 2022); Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека за 2021 г. // Российская газета: [сайт]. URL: https:// rg.ru/2022/06/06/doklad-za-2021-god.html (дата обращения: 30.01.2023).

пов, ни пожаров, ни воин, ни терактов Мы боимся свободы и не знаем, что с ней делать . Вот российский парадокс . В этих суждениях квинтэссенция психологии власти в России» [5, с . 124].

Из вышесказанного можно заключить, что отсутствие конституционно-правового разрешения вопросов идеологии в сочетании с неопределённостью, складывающейся на наднациональном и национальном уровнях правового регулирования, во многом несёт в себе риск наступления последствий, которых хотелось бы избежать, и что крайне актуализирует данные вопросы

Предложенная В Д Зорькиным идея конституционализма как идеологии заслуживает пристального научного и практического внимания Конституционализм, в силу интегративного характера конституционного права, его специфического предмета как науки и отрасли права, имеет существенный потенциал для объединения различных по своему отраслевому характеру идей и практик, поскольку включает в себя философию конституционного мировоззрения и практику его реализации в форме конституции государства [4, с . 93]. Вряд ли в настоящее время можно утверждать, что философия конституционализма, несмотря на её фактическое отражение в виде конституции, в её истинном смысле когда-либо была реализована в полном мере Содержание конституционализма зачастую подменяется в практике реализации отдельными его сторонами: экономическими, политическими свободами, суверенитетом государства, что наблюдается и на отдельных этапах развития конституционного строя России после принятия Конституции РФ 1993 г Вместе с тем, в качестве альтернативы или наряду с «либерально-полусоциальной капиталистической», социалистической, идея конституционализма никогда не обозначалась как политико-правовая и экономическая теория

Примечательны в этом смысле положения пп . 1-2 ст . 67.1 действующей Конституции РФ 1993 г , внесённые Законом РФ о поправке к Конституции в

2020 г , о правопреемстве России с Союзом ССР (законодателем в тексте используется также термин «правопродолжатель») на своей территории, а также о государственном единстве, основанном на тысячелетней истории, сохранении памяти предков, преемственности в развитии Российского государства Вне всяких сомнений историческое, культурное наследие Российского государства монархического, советского и современного периодов имеется в разных формах в правосознании граждан России В этой связи важнейшей задачей науки конституционного права на данном этапе представляется активная интеграция наиболее эффективных идей и практик различных периодов истории России, что позволит развить идею конституционализма в целом

Итак, нами предпринята попытка характеристики основных элементов конституционно-правового режима в современной России, выделены специфические черты и перспективы его дальнейшего формирования . Наблюдаемая «деглобали-зация» влечёт «консервацию» имеющегося конституционно-правового режима, при этом нарастание сложившихся противоречий образует риски для стабильного развития, чему также способствует неопределённость модели этого развития В связи с этим существенного внимания заслуживает идея конституционализма, обоснованного и реализованного в качестве идеологии, интегративный характер которой, с прогностической точки зрения, во многом позволяет обеспечить системность дальнейшего развития конституционного строя России на основах, закреплённых в действующей Конституции 1993 г

Заключение

Подводя итог изложенному, выделим основные аспекты конституционно-правового режима современной России

Предложено определение категории «конституционно-правовой режим» Указывалось, что в науке конституционного права России устоявшегося опреде-

ления данной категории не сложилось Ряд авторов либо узко понимают её, либо отождествляют с конституционно-правовым регулированием и его средствами Конституционно-правовой режим следует определить как осуществление власти в государстве, гарантирование прав и свобод человека и гражданина, постоянное повышение его жизненного уровня и создание условий для развития производства в целом, в формах, методах и способах, адекватных сущности конституции на конкретном историческом этапе. Элементы конституционно-правового режима си-нергетически взаимосвязаны, что обуславливает его характеристику как конституционного строя (идеологической плоскости, принципов и норм права, фактических общественных отношений) в действии Конституционно-правовое регулирование складывается при определённом конституционно-правовом режиме. Данные категории тесно связаны, но функционально различаются

Изменение конституционно-правого режима представляет собой, прежде всего, изменение уровня и форм демократии, прав и свобод человека История Российского государства специфична известными крайними формами, методами и способами таких изменений . Наблюдаемые в настоящее время отступления от парадигмы глобализации мирового общественного развития влекут риск дестабилизации конституционно-правового режима, нарастания сложившихся противоречий, чему способствует неопределённость модели развития Существенного внимания в этой связи заслуживает идея конституционализма, обоснованного и реализованного в качестве идеологии, её интегративный характер и потенциал обеспечения системности дальнейшего развития конституционного строя России на основах, закреплённых в действующей Конституции 1993 г

Статья поступила в редакцию 25.10.2022.

ЛИТЕРАТУРА

I. 25 лет Конституции Российской Федерации: конституционный диалог / под ред . В . Т. Кабышева. Саратов: Саратовская государственная юридическая академия, 2019. 380 с.

2 . Барбин В . В . Конституционно-правовой режим: понятие и содержание // Бизнес в законе .

Экономико-юридический журнал . 2015 . № 3 . С. 35-38.

3 . Глазьев С. Экономика будущего . Есть ли у России шанс? М. : Книжный мир, 2016. 640 с .

4. Кабышев В. Т. С Конституцией по жизни: избранные научные труды . М. : Формула права, 2013 . 320 с

5 . Кабышев В . Т. Анализ психологии власти в работах конституционалистов советского и постсоветского этапов развития России // Государство и право . 2022. № 9 . С. 122-127.

6. Кокотов А. Н . Конституция России и болезнь самоотречения // Вестник Саратовской государственной юридической академии 2018 № 1 С 11-15

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Конституционное право зарубежных стран: учебник / под ред. М. В. Баглая, Ю . И. Лейбо, Л . М. Энтина. М. : Норма, 2004. 832 с.

8 . Мазаев В . Д. Конституция России — неоднозначность матрицы развития // Вестник Саратовской

государственной юридической академии. 2018 . № 3 . С. 38-47.

9 . Мазаев В. Д. Нравственное государство через конституционные аспекты экономики (в рамках

дискуссии о проблеме нравственного государства и его российских особенностях, предложенной И . М. Рагимовым в связи с книгой С. Н . Бабурина «Нравственное государство») // Государство и право . 2021. № 7. С. 94-105.

10 . Малый А . Ф . О понимании конституционно-правового режима // Государство . Право . Война (к

75-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне): мат-лы международной научной конференции / под ред. Н . С. Нижник. СПб . , 2020. С. 143-149.

II. Национальная идея России. Т. VI / под общ. ред. С. С. Сулакшина. М. : Научный эксперт, 2012 . 992 с

12 . Осипов П . И . К вопросу о конституционно-правовом режиме // Юрист Юга России и Закавказья .

2014. № 3-4. С. 128-135.

13 . Скуратов Ю . И . Конституционная реформа в Российской Федерации (варианты развития кон-

ституционного процесса) // Вестник Саратовской государственной юридической академии . 2018 . № 3 . С. 53-59.

14 Тупиков Н В Конституционное обеспечение рыночной экономики как условие постиндустриального преобразования России // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2018 . № 4. С. 46-51.

15 . Фарбер И . Е. Конституционное регулирование в советском обществе // Проблемы конституци-

онного права: межвуз. науч . сб . Вып. 1 (2) / отв. ред. И . Е. Фарбер . Саратов: Изд. -во . Сарат. ун-та, 1974 С 3-14

16. Чиркин В. Е. Основные права человека: современные глобальные модели // Гражданин и право . 2015 . № 5 . С. 3-13 .

17. Юрковский А. В. Конституционно-правовое регулирование в позитивно-правовом смысле: понятие и признаки // Сибирский юридический вестник 2017 № 1 С 50-62

REFERENCES

1. Kabyshev V. T. 25 let Konstitutsii Rossiyskoy Federatsii: konstitutsionnyy dialog [25th Anniversary of the Russian Constitution: the Constitutional Dialogue]. Saratov, Saratovskaya gosudarstvennaya yuridicheskaya akademiya Publ. , 2019. 380 p.

2 . Barbin V. V. [The constitutional law regime: definition and substance]. In: Biznes v zakone. Ekonomiko-

yuridicheskiy zhurnal [Business in law. The journal on economy and jurisprudence], 2015, no . 3, pp. 35-38.

3 . Glazyev S . Ekonomika budushchego. Yest li u Rossii shans? [The future economy. Does Russia have a

chance?] Мoscow, Knizhnyy mir Publ . , 2016. 640 p. 4. Kabyshev V. Т. Konstitutsiyey po zhizni: izbrannyye nauchnyye trudy [With the Constitution through Life: selected works]. Moscow, Formula prava Publ. , 2013. 320 p .

5 . Kabyshev V. Т. [Analysis of the psychology of power in the constitutionalists' works of the soviet and post

soviet stages of Russia's development]. In: Gosudarstvo ipravo [State and law], 2022, no . 9, pp. 122-127.

6 . Kokotov A . N . [The Constitution of Russia and «Disease of Self-denial»]. In: Vestnik Saratovskoy gosu-

darstvennoy yuridicheskoy akademii [Bulletin of Saratov State Law Academy], 2018, no. 1, pp. 11-16.

7 . Baglay M. V. , Leybo Y. I . , Antin L . M. , eds . Konstitutsionnoye pravo zarubezhnykh stran [The constitu-

tional law of foreign countries]. Moscow, Norma Publ. , 2004. 832 p .

8 . Mazaev V. D. [The Constitution of Russia - the Ambiguity Matrix Development]. In: Vestnik Saratovskoy

gosudarstvennoyyuridicheskoy akademii [Bulletin of Saratov State Law Academy], 2018, no . 3, pp. 48-54.

9 . Mazaev V. D. [Moral state through the constitutional aspects of the economy (as part of the discussion

about the problem of the moral state and its Russian features by I . M. Rahimov in connection with the book «Moral State» by S . N . Baburin)]. In: Gosudarstvo ipravo [State and law], 2021, no . 7, pp. 94-105.

10 . Maliy A . F. [On the constitutional law regime]. In: Nizhnik N . S . , ed. Gosudarstvo. Pravo. Voyna (k

75-letiyu Pobedy sovetskogo naroda v Velikoy Otechestvennoy voyne): mat-ly mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii [State . Law. War (to the 75th anniversary of the Victory of the Soviet People in the Great Patriotic War): materials of the international scientific conference]. St. Petersburg, 2020, pp . 143-149. 11. Sulakshin S . S . , ed. Natsionalnaya ideya Rossii. T. VI [The national idea of Russia. Vol. VI]. Moscow, Science expert Publ. , 2012. 992 p .

12 . Osipov P. I . [On the constitutional law regime]. In: Yurist Yuga Rossii i Zakavkazya [Lawyer of South

Russia and Transcaucasia], 2014, no. 3-4, pp. 128-135.

13 . Skuratov Y. I . [Constitutional reform in the Russian Federation (versions for the development of the con-

stitutional process)]. In: Vestnik Saratovskoy gosudarstvennoy yuridicheskoy akademii [Bulletin of Saratov State Law Academy], 2018, no 3, pp 53-59 14. Tupikov N . V. [Constitutional support of market economy as a condition of post-industrial transformation of Russia]. In: Vestnik Saratovskoy gosudarstvennoy yuridicheskoy akademii [Bulletin of Saratov State Law Academy], 2018, no. 4, pp. 46-51.

15 . Farber I . E. [The constitutional law regulation in soviet society]. In: Farber I . E . , ed. Problemy konstitut-

sionnogo prava. Vyp. 1 (2) [The problems of constitutional law. Iss . 1 (2)]. Saratov, Iz-vo Saratovskogo Universiteta Publ. , 1974, pp . 3-14.

16 . Chirkin V. E. [Fundamental Human Rights: Modern Global Models]. In: Grazhdanin i pravo [Citizen

and Law], 2015, no. 5, pp. 3-13 .

17 . Jurkovski A . V. [The constitutional law regulation in positive legal sense: determination and features]. In:

Sibirskiy yuridicheskiy vestnik [Siber legal vestnik], 2017, no . 1, pp . 50-62.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Тупиков Николай Владимирович - кандидат юридических наук, доцент кафедры имени профессора И . Е . Фарбера Саратовской государственной юридической академии, адвокат, управляющий партнер Адвокатского бюро «Ефремов, Тупиков и партнеры»; e-mail: nick_tupikov@mail. ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Nikolai V. Tupikov - Cand. Sci. (Law), Assoc. Prof. , Constitutional law department named after prof. I . E. Faber, Saratov State Law Academy, Advocate, Executive partner of «Efremov, Tupikov and partners» Advocates Bureau; e-mail: nick_tupikov@mail. ru

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

Тупиков Н . В . Конституционно-правовой режим в современной России // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция . 2023. № 1. С. 34-44. DOI: 10.18384/2310-6794-2023-1-34-44

FOR CITATION

Tupikov N . V. The Constitutional Law Regime in Modern Russia. In: Bulletin of Moscow Region State University. Series: Jurisprudence, 2023, no . 1, рр . 34-44. DOI: 10.18384/2310-6794-2023-1-34-44

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.