Научная статья на тему 'КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ РЕГИОНАЛЬНОГО ОМБУДСМЕНА, ЕГО ОСОБЕННОСТИ И ВИДЫ В СОВРЕМЕННЫХ ГОСУДАРСТВАХ'

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ РЕГИОНАЛЬНОГО ОМБУДСМЕНА, ЕГО ОСОБЕННОСТИ И ВИДЫ В СОВРЕМЕННЫХ ГОСУДАРСТВАХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
412
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОМБУДСМЕН / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНСТИТУТ РЕГИОНАЛЬНОГО ОМБУДСМЕНА / МОДЕЛИ ИНСТИТУТА ОМБУДСМЕНА / "РЕАКТИВНЫЙ" ОМБУДСМЕН / "АГРЕССИВНЫЙ" ОМБУДСМЕН / LOCAL OMBUDSMAN / LAW ENFORCEMENT / LOCAL OMBUDSMAN INSTITUTION / MODELS OF OMBUDSMAN INSTITUTION / "REACTIVE" OMBUDSMAN / " AGGRESSIVE " OMBUDSMAN

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Трифонов С. Г.

В статье раскрывается значимость классификации моделей института омбудсмена и формулируется цель работы, которая заключается в определении места института регионального омбудсмена среди рассмотренных моделей омбудсмена. Значительное место в работе отводится характеристике различных моделей института омбудсмена. Анализируются достоинства и недостатки моделей омбудсмена «исполнительного» и «представительного». Затрагиваются вопросы деятельности коллективных омбудсменских служб. Раскрываются особенности правоохранительной деятельности региональных омбудсменов. В качестве примера деятельности эффективного регионального омбудсмена рассмотрена деятельность омбудсмена города Цюриха и упомянута модель специализированного регионального омбудсмена. Разнообразие моделей института омбудсмена обусловливает определенную классификацию моделей омбудсмена. В результате классификации моделей омбудсмена достигается главная цель - определение природы и сущности института регионального омбудсмена. Автором предложена классификация моделей института омбудсмена и классификация моделей института регионального омбудсмена, а также сделан вывод о возможности рассмотрения института регионального омбудсмена как самостоятельного института среди других моделей института омбудсмена.The article reveals the significance of the classification of models of the Ombudsman institution and formulates the purpose of the work, which is to determine the place of the regional Ombudsman institution among the considered models of the Ombudsman. A significant place in the work is given to the characteristics of different models of the Ombudsman institution. The advantages and disadvantages of the "Executive" and "representative" Ombudsman models are analyzed. Issues of activity of collective Ombudsman services are touched upon. Features of law enforcement activity of regional ombudsmen are revealed. As an example of the work of an effective regional Ombudsman, the activities of the Ombudsman of the city of Zurich are considered and the model of a specialized regional Ombudsman is mentioned. The variety of models of the Ombudsman institution determines a certain classification of Ombudsman models. As a result of classification of models of the Ombudsman the main purpose - definition of the nature and essence of Institute of the regional Ombudsman is reached. The author proposes the classification of models of the Ombudsman Institute and the classification of models of the regional Ombudsman Institute, and concludes that the possibility of considering the regional Ombudsman Institute as an independent institution among other models of the Ombudsman Institute.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ РЕГИОНАЛЬНОГО ОМБУДСМЕНА, ЕГО ОСОБЕННОСТИ И ВИДЫ В СОВРЕМЕННЫХ ГОСУДАРСТВАХ»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. - 2020. - Т. 6 (72). № 1. - С. 118-125.

УДК 342.7

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ РЕГИОНАЛЬНОГО

ОМБУДСМЕНА, ЕГО ОСОБЕННОСТИ И ВИДЫ В СОВРЕМЕННЫХ

ГОСУДАРСТВАХ

Трифонов С. Г.

Крымский филиал Российского государственного университета правосудия

В статье раскрывается значимость классификации моделей института омбудсмена и формулируется цель работы, которая заключается в определении места института регионального омбудсмена среди рассмотренных моделей омбудсмена. Значительное место в работе отводится характеристике различных моделей института омбудсмена. Анализируются достоинства и недостатки моделей омбудсмена «исполнительного» и «представительного». Затрагиваются вопросы деятельности коллективных омбудсменских служб.

Раскрываются особенности правоохранительной деятельности региональных омбудсменов. В качестве примера деятельности эффективного регионального омбудсмена рассмотрена деятельность омбудсмена города Цюриха и упомянута модель специализированного регионального омбудсмена.

Разнообразие моделей института омбудсмена обусловливает определенную классификацию моделей омбудсмена. В результате классификации моделей омбудсмена достигается главная цель - определение природы и сущности института регионального омбудсмена.

Автором предложена классификация моделей института омбудсмена и классификация моделей института регионального омбудсмена, а также сделан вывод о возможности рассмотрения института регионального омбудсмена как самостоятельного института среди других моделей института омбудсмена.

Ключевые слова: региональный омбудсмен, правоохранительная деятельность, институт регионального омбудсмена, модели института омбудсмена, «реактивный» омбудсмен, «агрессивный» омбудсмен.

В исследованиях института омбудсмена учеными-юристами рассматриваются различные мировые модели института омбудсмена, однако ни в одном из рассмотренных исследований нельзя увидеть классификацию, которая раскрывала все разнообразие этого института.

Попытка, предпринятая в данном исследовании дать классификацию моделей института омбудсмена с примерами моделей омбудсменов определенных стран для того, чтобы систематизировать знания об этом правозащитном институте и максимально полно раскрыть его сущность. В этой статье главной целью является классификация моделей омбудсмена и определение места института регионального омбудсмена среди перечисленных моделей омбудсмена.

Институт омбудсмена относится к таким государственно-правовым институтам, которые, не меняя своего назначения и правовой природы, способны модифицироваться. В научной литературе исследователи института омбудсмена приводят разные его модели. Одни авторы выделяют только шведскую и английскую модели [1, с. 285-292], другие - шведскую, английскую и французскую [2, с. 128-154]. Ряд исследователей говорит о модели института омбудсмена в странах с англосаксонской и континентальной системами права [3, с. 142] либо выделяют скандинавскую,

118

континентально-европейскую и англо-американскую модели [4, с. 94]. Указанные модели не в полной мере раскрывают все разнообразие этого правозащитного института. Приведенные модели более свойственны для характеристики так называемых парламентских (представительных) типов института омбудсмена. Среди них традиционно выделяют шведскую и британскую модель парламентских омбудсме-нов, а в последнее время еще и модель омбудсмена Польши [5, с. 40-44]. Характеризуя этот тип омбудсмена, надо отметить, что такой омбудсмен назначается на должность органом законодательной власти, осуществляет правозащитную деятельность от его имени, является независимым при исполнении своих полномочий и действует в пределах определенного срока (чаще всего это срок работы соответствующего парламента).

Исполнительные омбудсмены функционируют в целом ряде штатов США. Этот институт представляет собой службу или отдельное должностное лицо, которые характеризуются теми же чертами, что и законодательный омбудсмен, то есть исполнительный омбудсмен является контрольно-надзорной, правозащитной службой (или должностным лицом высокого ранга), которая получает жалобы от граждан, чьи права нарушены действиями государственных органов, их руководителями или должностными лицами, или, в случае выявления существенных нарушений прав человека, действует по собственной инициативе. Исполнительные омбудсмены США наделены достаточными полномочиями по исследованию жалоб граждан и рекомендация корректирующих действий, направленных на устранение нарушений прав человека [6].

Следующая модель омбудсмена это коллегиальная омбудсменская служба, характеризуется тем, что функции этого института выполняются не одним, а несколькими лицами одновременно. Причем такие службы функционируют либо в виде комиссии, когда решение по делу принимается коллегиально членами комиссии, или в виде объединенной службы омбудсменов, где каждый из них работает и принимает решения автономно. Широкое распространение коллегиальная форма института омбудсмена получила на африканском континенте.

Для характеристики специализированных омбудсменов рассмотрим пример функционирования военного омбудсмена. Введение военного омбудсмена объясняется тем, что военнослужащие относятся к социальной группе, которая имеет особый правовой статус, связанный со спецификой их деятельности, а также обусловлен тем, что они подвергаются наиболее активному юридического воздействия, поскольку, кроме общих законов, на них распространяется специальное законодательство, которое регламентирующий порядок прохождения воинской службы [7].

Впервые должность военного омбудсмена основана парламентом Швеции 19 мая 1915 года. В 1952 году военного омбудсмена введен в Норвегии, а в 1956 году -в ФРГ [6].

Среди специализированных омбудсменов следует назвать и омбудсменов по вопросам здравоохранения (в Великобритании на уровне Англии, Уэльса, Шотландии и в США); омбудсменов по надзору за исправительными учреждениями (в США в штате Миннесота); омбудсменов по делам тюрем (в штатах Орегон, Аляска, Гавайи, Айова, Небраска, Коннектикут, Мэриленд, Нью-Джерси, Нью-Йорк, Огайо, Южная Каролина, Висконсин, Мичиган в США); омбудсменов по правам ребенка

119

или по делам несовершеннолетних (в Норвегии, Финляндии, ФРГ, Австрии, Новой Зеландии, Израиле и других странах) [8, с. 83-89].

Интеграционные процессы в мире и в Европе, в частности, обогащение и универсализация прав и свобод человека и гражданина, их гарантий на национальном и международном уровнях способствовали популяризации идеи создания наднационального института омбудсмена. К числу таких относится, прежде всего, омбудсмен Европейского Союза, а также Комиссар по правам человека ООН и Комиссар по правам человека Совета Европы, которые хотя и не в полной мере, и все же отвечают духу института омбудсмена [9, с. 83-89].

Введение омбудсмена Европейского экономического союза (французы его еще называют Парламентским посредником (médiateur)) предусмотрено ст. 138 «Е» Маастрихтского соглашения от 7 февраля 1992 года [7].

Региональные омбудсмены действуют в Великобритании (на уровне Англии, Уэльса, Шотландии и Северной Ирландии), Франции, ФРГ, Канаде (в провинции Альберте, Саскачеване, Британской Колумбии, Манитобе), Швейцарии, Бельгии, США (на уровне таких штатов, как Гавайи, Небраска, Айова, Аляска и другие), Индии, Российской Федерации (в таких областях, как Астраханская, Амурская, Волгоградская, Калининградская, Ленинградская, Пермская, Саратовская, Свердловская, Смоленская, а также в Алтайском и Красноярском краях, в Республиках Башкортостан, Калмыкия и Татарстан), Италии и в некоторых других государствах. Все они отличаются по своему статусу друг от друга, что связано с действующими правовыми системами стран, их правовыми традициями и т. п. [7].

К модели региональных омбудсменов можно отнести и тех омбудсменов, которые сегодня действуют в США (в округе Дейтон-Монтгомери (штат Огайо), Сиэтл-Кинг (штат Вашингтон)). Указанные региональные омбудсмены относятся к типу «парламентских омбудсменов». Это связано с тем, что директор службы (омбудсмен) назначается на пять лет решением 2/3 голосов депутатов каждого совета и может быть смещен со своей должности, если за это проголосует такое же количество членов советов. Однако есть города и графства, где омбудсмен находится в более тесной связи с мэром или в целом с органами исполнительной власти (учитывая порядок его назначения, режим работы и т. др.). К ним относятся: помощник городского управляющего, который одновременно занимает должность омбудсмена в городе Чесат (штат Виргиния), и помощник городского управляющего по административным вопросам с функциями омбудсмена в городе Пеория (штат Иллинойс); омбудсмены под руководством мэра в городах Колумбус (штат Огайо), Эре (аппарат которого составляет 20 человек), Сент-Питерсберг (штат Флорида), Форт-Уэйн (штат Индиана); Комиссия по жалобам граждан в составе 8 человек, которые назначаются окружным органом исполнительной власти, а председатель комиссии выполняет функции омбудсмена в графстве Джексон (Миссури); бюро омбудсмена, вошедшее в состав бюро городского управителя в городе Сан-Хосе (штат Калифорния); Бюро общественного защитника в городе Лексингтон и графстве Файет и т. д.[10, с. 180].

Останавливаясь на характеристике конституционно-правового статуса регионального омбудсмена, действующего на уровне города Цюрих в Швейцарии, можно отметить следующее. Омбудсмен Цюриха избирается Муниципальным советом (законодательный орган города) сроком на четыре года с правом переизбрания. Но он

120

вполне независим как от муниципального совета, так и от исполнительного органа городской власти [1, с. 285].

Под его юрисдикцию подпадают органы власти города Цюрих, действия которых являются неправильными и привели к нарушениям прав и свобод граждан. Омбудсмен имеет право проверять все те акты, которые, на его взгляд, являются необоснованными, неправомочными или в какой-то степени вредными для населения города.

Обратиться к омбудсмену Цюриха могут все юридические и физические лица (в том числе и иностранцы, проживающие за границей) при условии, что у них возникли проблемы с определенным органом администрации города Цюрих, и они исчерпали судебные и административные средства защиты своих прав. Омбудсмен имеет право принимать жалобы даже от чиновников по внутренним вопросам их службы. Не существует также никаких формальностей в отношении представления жалобы, то есть не требуется, чтобы она была письменно оформлена, достаточно и устного заявления, правда, при этом она должна сопровождаться дачей показаний омбудсмену.

Полномочия омбудсмена города Цюрих не являются широкими. Его основные задачи: объяснить гражданину его действия по восстановлению нарушенных прав; повлиять на орган, который нарушил права человека; потушить возникший между лицом и органом власти конфликт. Как правило, омбудсмен вмешивается только в те дела, по которым еще не вынесено конечное административное решение. В процессе проверки жалобы омбудсмен имеет право требовать от органов власти содействия в расследовании, ему не может быть отказано в даче показаний со стороны должностных лиц, чиновников или в доступе к документам по делу.

После изучения жалобы он готовит доклад, в котором содержатся целесообразные, с его точки зрения, рекомендации по устранению нарушений прав человека и рассылает ее заявителю, чиновнику, который нарушил права человека и его вышестоящему руководителю. В случае игнорирования рекомендаций омбудсмена главным его оружием является доклад депутатам городского совета. Этот доклад изучается контрольной комиссией совета и становится достоянием прессы и доводится до сведения населения города [11, с. 138].

Региональные омбудсмены с подобным статусом также действуют в таких городах, как Иерусалим, Хайфа и Тель-Авив в Израиле [10, с. 256]. Несколько иной статус региональных омбудсменов в городах Берлин, Гессен и Саар в ФРГ [12, 107], в городе Джеймстаун на Ямайке, в городе Амстердам в Нидерландах [13, с. 175], а также в ряде городов Дании [14, с. 147].

Кроме перечисленных выше региональных омбудсменов общей компетенции в мире существует модель специализированных региональных омбудсменов. Так, например, в Российской Федерации - Уполномоченный по правам ребенка в городе Москве [15]; в США - вузовский (студенческий) омбудсмен в округе Дейтон-Монтгомери, штат Огайо [7].

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что разнообразие моделей института омбудсмена обусловливает определенную классификацию моделей омбудсмена. В результате классификации моделей омбудсмена достигается главная цель - определение природы и сущности института регионального

121

омбудсмена. Предлагается следующая классификация моделей института омбудсмена:

1. В зависимости от уровня деятельности:

- наднациональные омбудсмены (Комиссар ООН по правам человека; Комиссар по правам человека Совета Европы);

- национальные омбудсмены (Уполномоченный по правам человека - в РФ; Национальный Правозащитник - в Македонии);

- региональные омбудсмены (Уполномоченные по правам человека Астраханской, Амурской, Калининградской областей - в Российской Федерации, Омбудсмен города Цюриха в Швейцарии) [7].

2. В зависимости от места в государственно-правовой системе:

- исполнительные омбудсмены. Органами исполнительной власти, назначается правительством или президентом, которому они подконтрольны и подотчетны (медиатор я во Франции);

- независимые омбудсмены. Представляют собой самостоятельную ветвь власти, уровень которой соответствует уровню законодательной, исполнительной и судебной власти. При этом он может быть назначен президентом или парламентом, но после назначения не подчиняется органу, который его назначил (проведор юстиции - в Португалии; омбудсмены в Намибии и Нидерландах);

- парламентские (представительные) омбудсмены. Находящиеся в системе законодательной ветви власти, назначаются (избираются) парламентом и подотчетны (подконтрольны) ему. Выступает как орган парламента, но имеет широкие полномочия, которые придают ему определенную самостоятельность и независимость от самого парламента (Парламентский комиссар по администрации - в Великобритании; Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации).

3. В зависимости от компетенции и объема надзорных функций:

- «реактивные» омбудсмены. Реагируют на поданные жалобы (Уполномоченный по правам человека в Республике Дагестан);

- «агрессивные» омбудсмены. Проводят расследование по личной инициативе (Омбудсмен в Швеции).

4. В зависимости от количественного состава:

- коллегиальные омбудсмены (Постоянная комиссия по расследованиям - в Танзании);

- единоличные омбудсмены (Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации).

5. В зависимости от сферы компетенции:

- омбудсмены общей компетенции (Народный Защитник - в Грузии; Уполномоченный по гражданским правам - в Польше);

- специализированные омбудсмены (Уполномоченный по защите прав предпринимателей - Республика Крым).

Такая классификация, на наш взгляд, способствует систематизации знаний об институте омбудсмена и обеспечивает дополнительную характеристику сущности этого правозащитного института.

Кроме представленной классификации моделей института омбудсмена, возможна также классификация отдельно взятой модели института омбудсмена - ин-

122

ститута регионального омбудсмена. Предлагаем такую классификацию моделей института регионального омбудсмена:

1. В зависимости от места института регионального омбудсмена в государственно-правовой системе:

- исполнительные региональные омбудсмены (помощник управляющего, который одновременно занимает должность омбудсмена в городе Чесат (штат Виргиния) - в США; помощник управляющего по административным вопросам с функциями омбудсмена в городе Пеория (штат Иллинойс) - в США);

- независимые региональные омбудсмены (Омбудсмен г. Цюриха - в Швейцарии);

- представительные региональные омбудсмены (региональные омбудсмены в США - округ Дейтон-Монтгомери (штат Огайо), Сиэтл-Кинг (штат Вашингтон)).

2. В зависимости от компетенции и объема надзорных функций регионального омбудсмена:

- «реактивные» региональные омбудсмены (Уполномоченный по правам ребенка в городе Москве);

- «агрессивные» региональные омбудсмены (Уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге).

3. В зависимости от количественного состава института регионального омбудсмена:

- коллегиальные региональные омбудсмены (Бюро для жалоб населения в г. Уичито (штат Канзас) - в США);

- единоличные региональные омбудсмены (Уполномоченный по правам ребенка в городе Москве - в Российской Федерации).

4. В зависимости от сферы компетенции регионального омбудсмена:

- региональные омбудсмены общей компетенции (Уполномоченный по правам человека в Санкт - Петербурге - в Российской Федерации);

- специализированные региональные омбудсмены (Уполномоченный по правам ребенка в городе Москве; вузовский (студенческий) омбудсмен в округе Дейтон-Монтгомери, штат Огайо - в США).

Приведенная классификация моделей института регионального омбудсмена позволяет сделать вывод о том, что институт регионального омбудсмена можно рассматривать как самостоятельный институт среди других моделей института омбудсмена. Несмотря на то, что институт регионального омбудсмена внедряется на уровне региона и муниципальном уровне, его можно расценивать как институт, не только конституционного, административного права, но и как институт муниципального права. Считаем, что в связи с изложенными принципами, подобная классификация и рассмотрение как самостоятельного института омбудсмена моделей наднационального, национального и регионального омбудсмена может иметь место и в других исследованиях этого института.

Список литературы

1. Ракитская, И. А. Эволюция института омбудсмена в Швеции / И. А. Ракитская. - Текст : непосредственный. // Северная Европа: проблемы истории: сборник статей. М., 1999. С. 285-295.

2. Ледях, И. А. Механизмы защиты прав и свобод граждан / И. А. Ледях, О. В. Воробьев, Н. С. Колесова. - Текст : непосредственный. // Права человека: проблемы и перспективы. - М. : ИГиП АН СССР, 1990. - С. 128-154.

123

3. Башимов, М. С. Институт омбудсмена (Уполномоченного по правам человека и гражданина) в Российской Федерации и за рубежом / М. С. Башимов. - М. : МГАДИ, 1997. - 142 с. - Текст : непосредственный.

4. Соколов, А. Н. Парламентский омбудсмен: генезис, функционирование, тенденции развития: учеб. [для студ. высш. учеб. завед.] / А. Н. Соколов, К. Б. Трумпель. - Калининград: Балтийский институт экономики и финансов, 2000. - 94 с. - Текст : непосредственный.

5. Вагизов, Р. Г. Понятие омбудсмена (уполномоченного по правам человека) в современной правовой доктрине / Р. Г. Вагизов. - Текст : непосредственный. // Российская юстиция. - 2008. - № 11.

- С. 40-44.

6. Жестовская, Ф. А. Институт парламентского уполномоченного по правам человека: зарубежный и отечественный опыт / Ф. А. Жестовская. - Текст : непосредственный. // Вестник экономики, права и социологии. - 2009. - № 3. - С. 44-50.

7. Грудинин, Н. С. Компаративистский анализ полномочий омбудсмена в Российской Федерации и зарубежных государствах / Н. С. Грудинин. - Текст : непосредственный. //Вестник МГЛУ. Образование и педагогические науки. - 2018. - Вып. 5 (813). - С. 76-84.

8. Ярвелайд, П. М., Калле, А. Л. К вопросу о развитии института Канцлера юстиции как гаранта конституционных прав (на примере Эстонской Республики) / П. М. Ярвелайд, А. Л. Калле. - Текст : непосредственный. // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. - 2015. - Т. 1. № 2 (2). - С. 83-89.

Омбудсмен в Европейском союзе. - Текст : электронный.// European Ombudsman : [сайт]. - 2019.

- URL: http://www.ombudsman.europa.eu (дата обращения 01.12.2019).

9. Хиль Роблес, А. Парламентский контроль за администрацией (институт омбудсмена) / А. Хиль Роблес ; пер. с исп. А. Казачкова. М. : Бек, 2005. - 350 с. - Текст : непосредственный.

10. Хаманева, Н. Ю. Роль омбудсмена в охране прав граждан в сфере государственного управления/ Н. Ю. Хаманева. - Текст : непосредственный // Советское государство и право. - 1990. - № 9. - С. 138-147.

11. Бойцова, В. В. Служба защиты прав человека и гражданина. Мировой опыт / Бойцова В. В. -М. : БЕК, 1996. - 408 с. - Текст : непосредственный.

12. Автономов, А. С. Правовая онтология политики: к построению системы категорий / А. С. Автономов. - М. : ООО Фирма "Инфограф", 1999. - 384 с. - Текст : непосредственный.

13. Сунгуров, А. Ю. Сравнительный анализ института омбудсмена: Развитие института Уполномоченного по правам человека в российских регионах: в 2 т. / А. Ю. Сунгуров. - СПб. : «БОРВИК СПб», 1999. - Т. 2: Региональный омбудсмен., 1999. - С. 146-169. - Текст : непосредственный.

14. Об Уполномоченном по правам ребенка города Москвы: Закон города Москвы от 15 апреля 2009 г. № 6 // КонсультантПлюс : [сайт]. - 2019. - URL : http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?from=102141-200&rnd=4779CFCBBB917BFB40653FB7CB32 A229&req=d0c&base=MLAW&n=179002&REFD0C=102141&REFBASE=MLAW#2g6h7g9lejt (дата обращения 21.12.2019). - Текст : электронный.

Trifonov S. G. Constitutional and legal institute of regional ombudsmen and its features and types in model states / S. G. Trifonov // Scientific notes of V. I. Vernadsky Crimean federal university. Juridical science. - 2020. - Т. 6 (72). № 1. - Р. 118-125.

The article reveals the significance of the classification of models of the Ombudsman institution and formulates the purpose of the work, which is to determine the place of the regional Ombudsman institution among the considered models of the Ombudsman. A significant place in the work is given to the characteristics of different models of the Ombudsman institution. The advantages and disadvantages of the "Executive" and "representative" Ombudsman models are analyzed. Issues of activity of collective Ombudsman services are touched upon.

Features of law enforcement activity of regional ombudsmen are revealed. As an example of the work of an effective regional Ombudsman, the activities of the Ombudsman of the city of Zurich are considered and the model of a specialized regional Ombudsman is mentioned.

The variety of models of the Ombudsman institution determines a certain classification of Ombudsman models. As a result of classification of models of the Ombudsman the main purpose - definition of the nature and essence of Institute of the regional Ombudsman is reached.

124

Tpu(p0H0e C. r.

The author proposes the classification of models of the Ombudsman Institute and the classification of models of the regional Ombudsman Institute, and concludes that the possibility of considering the regional Ombudsman Institute as an independent institution among other models of the Ombudsman Institute.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: local Ombudsman, law enforcement, local Ombudsman institution, models of Ombudsman institution, "reactive" Ombudsman," aggressive " Ombudsman

Spisok literatury'

1. Rakitskaya, I. A. E'volyuciya instituta ombudsmena v Shvecii / I. A. Rakitskaya. - Tekst : neposredstvenny'j. // Severnaya Evropa: problemy' istorii: sbornik statej. M., 1999. S. 285-295.

2. Ledyax, I. A. Mexanizmy' zashhity' prav i svobod grazhdan / I. A. Ledyax, O. V. Vorob'ev, N. S. Kolesova. - Tekst : neposredstvenny'j. // Prava cheloveka: problemy' i perspektivy'. - M. : IGiP AN SSSR, 1990. - S. 128-154.

3. Bashimov, M. S. Institut ombudsmena (Upolnomochennogo po pravam cheloveka i grazhdanina) v Rossijskoj Federacii i za rubezhom / M. S. Bashimov. - M. : MGADI, 1997. - 142 s. - Tekst : neposredstven-

ny'j.

4. Sokolov, A. N. Parlamentskij ombudsmen: genezis, funkcionirovanie, tendencii razvitiya: ucheb. [dlya stud. vy'ssh. ucheb. zaved.] / A. N. Sokolov, K. B. Trumpel'. - Kaliningrad: Baltijskij institut e'konomiki i finansov, 2000. - 94 s. - Tekst : neposredstvenny'j.

5. Vagizov, R. G. Ponyatie ombudsmena (upolnomochennogo po pravam cheloveka) v sovremennoj pravovoj doktrine / R. G. Vagizov. - Tekst : neposredstvenny'j. // Rossijskaya yusticiya. - 2008. - № 11. - S. 40-44.

6. Zhestovskaya, F. A. Institut parlamentskogo upolnomochennogo po pravam cheloveka: zarubezh-ny'j i otechestvenny'j opy't / F. A. Zhestovskaya. - Tekst : neposredstvenny'j. // Vestnik e'konomiki, prava i sociologii. - 2009. - № 3. - S. 44-50.

7. Grudinin, N. S. Komparativistskij analiz polnomochij ombudsmena v Rossijskoj Federacii i za-rubezhny'x gosudarstvax / N. S. Grudinin. - Tekst : neposredstvenny'j. //Vestnik MGLU. Obrazovanie i ped-agogicheskie nauki. - 2018. - Vy'p. 5 (813). - S. 76-84.

8. Yarvelajd, P. M., Kalle, A. L. K voprosu o razvitii instituta Kanczlera yusticii kak garanta konstitu-cionny'x prav (na primere E'stonskoj Respubliki) / P. M. Yarvelajd, A. L. Kalle. - Tekst : neposredstvenny'j. // Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta. Social'no-e'konomicheskie i pravovy'e issledovani-ya. - 2015. - T. 1. № 2 (2). - S. 83-89.

Ombudsmen v Evropejskom soyuze. - Tekst : e'lektronny'j.// European Ombudsman : [sajt]. - 2019. -URL: http://www.ombudsman.europa.eu (data obrashheniya 01.12.2019).

9. Xil' Robles, A. Parlamentskij kontrol' za administraciej (institut ombudsmena) / A. Xil' Robles ; per. s isp. A. Kazachkova. M. : Bek, 2005. - 350 s. - Tekst : neposredstvenny'j.

10. Xamaneva, N. Yu. Rol' ombudsmena v oxrane prav grazhdan v sfere gosudarstvennogo upravleniya/ N. Yu. Xamaneva. - Tekst : neposredstvenny'j // Sovetskoe gosudarstvo i pravo. - 1990. - № 9. - S. 138-147.

11. Bojczova, V. V. Sluzhba zashhity' prav cheloveka i grazhdanina. Mirovoj opy't / Bojczova V. V. -M. : BEK, 1996. - 408 s. - Tekst : neposredstvenny'j.

12. Avtonomov, A. S. Pravovaya ontologiya politiki: k postroeniyu sistemy' kategorij / A. S. Avtono-mov. - M. : OOO Firma "Infograf", 1999. - 384 s. - Tekst : neposredstvenny'j.

13. Sungurov, A. Yu. Sravnitel'ny'j analiz instituta ombudsmena: Razvitie instituta Upolnomochennogo po pravam cheloveka v rossijskix regionax: v 2 t. / A. Yu. Sungurov. - SPb. : «BORVIK SPb», 1999. - T. 2: Regional'ny'j ombudsmen., 1999. - S. 146-169. - Tekst : neposredstvenny'j.

14. Ob Upolnomochennom po pravam rebenka goroda Moskvy': Zakon goroda Moskvy' ot 15 aprelya 2009 g. № 6 // Konsul'tantPlyus : [sajt]. - 2019. - URL : http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?from=102141-

200&rnd=4779CFCBBB917BFB40653FB7CB32A229&req=doc&base=MLAW&n= 179002&REFDOC= 102 141&REFBASE=MLAW#2g6h7g9lejt (data obrashheniya 21.12.2019). - Tekst : e'lektronny'j.

125

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.