Научная статья на тему 'Конституционно–правовое регулирование защиты жизни ребенка до рождения в Российской Федерации'

Конституционно–правовое регулирование защиты жизни ребенка до рождения в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1203
211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО НА ЖИЗНЬ / ЭМБРИОН / ЖИЗНЕСПОСОБНЫЙ РЕБЕНОК / ОХРАНА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ / RIGHT TO LIFE / EMBRYO / HUMAN LIFE DEFENSE / VIABLE CHILD

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Каверина Е. В.

С определением начала жизни связана статья 17 Конституции Российской Федерации, закрепляющая основные права и свободы человека. Следовательно, правом на жизнь человек обладает с самого рождения. Анализируя это, можно сделать вывод, что для ребенка право на жизнь в первую очередь должно обеспечиваться правом на рождение, которое в российском законодательстве не регулируется. В настоящее время проблема защиты жизни детей приобрела особую актуальность. Так, одним из важнейших вопросов является вопрос о правовом статусе эмбриона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTITUTIONAL AND LEGAL PROTECTION OF CHILDREN BEFORE BIRTH IN THE RUSSIAN FEDERATION

Article 17 of the Constitution of the Russian Federation regulates the basic right s and freedoms of a person. Accordingly, a person has the right to life since birth. It follows that a child’s right to life must be guaranteed by its right to birth, which is hardly regulated by the laws of the Russian federation. Currently the problem of children protection is critically important. So far the most important problem concerns the legal status of an embryo.

Текст научной работы на тему «Конституционно–правовое регулирование защиты жизни ребенка до рождения в Российской Федерации»

УДК 304

Е.В. Каверина

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАЩИТЫ ЖИЗНИ РЕБЕНКА ДО РОЖДЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

С определением начала жизни связана статья 17 Конституции Российской Федерации, закрепляющая основные права и свободы человека. Следовательно, правом на жизнь человек обладает с самого рождения. Анализируя это, можно сделать вывод, что для ребенка право на жизнь в первую очередь должно обеспечиваться правом на рождение, которое в российском законодательстве не регулируется.

В настоящее время проблема защиты жизни детей приобрела особую актуальность. Так, одним из важнейших вопросов является вопрос о правовом статусе эмбриона.

Право на жизнь, эмбрион, жизнеспособный ребенок, охрана человеческой

жизни

E.V. Kaverina

CONSTITUTIONAL AND LEGAL PROTECTION OF CHILDREN BEFORE BIRTH

IN THE RUSSIAN FEDERATION

Article 17 of the Constitution of the Russian Federation regulates the basic right s and freedoms of a person. Accordingly, a person has the right to life since birth.

It follows that a child’s right to life must be guaranteed by its right to birth, which is hardly regulated by the laws of the Russian federation.

Currently the problem of children protection is critically important. So far the most important problem concerns the legal status of an embryo.

Right to life, embryo, human life defense, viable child

Жизнь человека в любом цивилизованном обществе представляет собой высшую ценность. Проблемы жизни человека изучаются разными науками: генетикой, физиологией, психологией, социологией, философией и пр.

Как и любому цивилизованному государству, нашей стране присуща традиционная проблема рождения и воспитания новых поколений граждан, здоровых как нравственно, так и физически, но реально в ее решении отсутствует гуманно-рациональный и взвешенный подход, говорящий о действительной полноценной заботе и охране жизни, здоровья, ее неприкосновенности и иных прав ребенка в Российской Федерации.

Государство признает детство важнейшим этапом в жизни любого человека и несет свое начало из принципов приоритетности подготовки детей к жизни в современном обществе, развития у них активности, воспитания в них высоких нравственных качеств и патриотизма.

С определением начала жизни связана статья 17 Конституции Российской Федерации, которая предусматривает, что «основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». Следовательно, правами (а значит и правом на жизнь) человек обладает с самого рождения. Таким образом, анализируя положения Конституции Российской Федерации и нормы российского законодательства, можно сделать вывод, что для ребенка право на жизнь, в первую очередь, должно обеспечиваться правом на сохранение и поддержание жизни, в том числе и правом на рождение, которое в российском законодательстве не регулируется.

Отечественная юриспруденция уже пошла по пути выделения специальных субъектов права, что свидетельствует о конкретизации механизма обеспечения реализации прав и свобод человека и гражданина, чего, к сожалению, нельзя сказать о ребенке, причем если правовой статус инвалидов, пенсионеров и других специальных субъектов прав человека сводится преимущественно к повышенной защите их социально-экономических прав и свобод, то правовой статус ребенка охватывает гораздо больший по своему объему круг правоотношений. По нашему мнению, ребенок при любых обстоятельствах должен быть среди тех, кто первым получает социальную защиту и помощь, поскольку постоянная забота о детях - это непременное условие сохранения и развития государства и общества в целом.

Право ребенка на жизнь - первичное, базовое право человека, подлежащее специальной охране, в том числе от преступных посягательств. В современном мире проблема защиты жизни детей приобрела особую актуальность, поскольку в настоящее время жестокое обращение с детьми стало глобальной проблемой с серьезными негативными последствиями. Одним из важнейших вопросов является вопрос о правовом статусе не родившегося ребенка (эмбриона), под которым понимается организм с момента оплодотворения до рождения. При этом правовому положению эмбриона не дается оценки ни учеными, ни нормативными актами как международного так и национального права. В частности, не определен этап развития, с которого человеческий эмбрион находится под защитой законодательства и наделяется правом на жизнь. Существуют также различные позиции в отношении момента начала охраны человеческой жизни в законодательном порядке, каждая из которых имеет свои особенности. Большинство ученых придерживаются точки зрения, что современное право воспринимает абсолютистскую или умеренную позицию и охраняет человеческую жизнь до рождения. Обратим внимание к содержанию некоторых международных документов. Так, Декларация прав ребенка, принятая Резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 г., подчеркивает что: «...Ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения» [1]. Анало-

215

гичную формулировку использует и Конвенция о правах ребенка 1989 г. [2] Конвенция о защите прав человека и достоинства человеческого существа в связи с использованием достижений биологии и медицины, принятая 4 апреля 1997 г. в Овьедо, говорит нам об исследованиях на эмбрионах «1. В случаях, когда закон разрешает проведение исследований на эмбрионах, он должен обеспечивать также надлежащую защиту эмбрионов. 2. Запрещается создание эмбрионов человека в исследовательских целях» [3]. Анализируя зарубежное законодательство, можно сделать вывод, что права на жизнь человеческого эмбриона находится под защитой закона в большинстве государств. Так, например суды Великобритании озабочены этой проблемой и стремятся придать эмбриону статус личности. Свидетельством этого может служить тенденция к установлению ответственности за причинение эмбриону вреда по неосторожности, споры о признании эмбриона подзащитным в суде, судебные разбирательства по поводу существования абсолютных интересов у эмбриона. В Австралии существует принцип, согласно которому эмбрион наделяется правом подать иск о возмещении вреда, причиненного ему по неосторожности в период его внутриутробного развития, а законодательство Калифорнии, в свою очередь, устанавливает ответственность за убийство эмбриона.

В российской же юридической науке устоялось мнение о возникновении правосубъектности человеческого эмбриона при условии его живорождения. Однако сразу встает вопрос о том, что понимать под рождением, так как законодательство в этой области достаточно противоречиво. Согласно п. 1 ст. 49 Федерального закона РФ »Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» моментом рождения ребенка является момент отделения плода от организма матери посредством родов [4], а в соответствии с Инструкцией об определении критериев живорождения мертво-рождения, перинатального периода, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации и Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 4 декабря 1992 г. N 318/190 под рождением человека понимают полное изгнание или извлечение из организма матери плода, который появился на свет после 28 недель беременности, весит более 1000 г, дышит и проявляет другие признаки жизни (или если масса при рождении неизвестна, сроком беременности 28 недель и более или длиной тела 35 см и более), включая новорожденных с массой тела менее 1000 г при сроке беременности 28 недель и более - при многоплодных родах; новорожденных, родившихся с массой тела от 500 г до 999 г, если они прожили более 168 часов после рождения (7 полных суток жизни)». Дети, появившиеся на свет с 22 по 28 неделю беременности и весящие менее 1000 г, считаются поздними выкидышами. Следовательно, в период между 22 и 28 неделями беременности недоношенные дети лишаются конституционного права на жизнь, так как в Российской Федерации отсутствует правовой акт, обязывающий медиков бороться за жизнь детей, появившихся на свет раньше установленного срока. Между тем они в большинстве случаев жизнеспособны. Необходимо лишь оказание соответствующей медицинской помощи, которую не могут оказать большинство роддомов, как это не печально звучит. Такое отсутствие стоит России сотни тысяч ее граждан. Таким образом, согласно Конституции Российской Федерации право на жизнь принадлежит каждому от рождения и соответственно на недоношенных, но уже рожденных детей данный принцип не распространяется.

Право на жизнь, в свою очередь, открывает перечень личных прав человека и гражданина. Оно должно обеспечиваться правом жизнеспособного ребенка на рождение. В официальной российской юриспруденции подобное право отсутствует. Между тем проблема обеспечения его в отношении определенного контингента детей, именно на указанном этапе рождения чрезвычайно актуальна. Особенность данной проблемы состоит в том, что жизнь многих физиологически сформировавшихся в утробе матери жизнеспособных детей насильственным образом прекращается путем операции прерывания беременности на поздних ее сроках и данное действие не признается посягательством на жизнь. Кстати, нельзя оставить без внимания и нравственное значение рассматриваемой проблемы: допущение уголовным законом операций на поздних сроках беременности в какой-то мере способствует формированию у беременной матери решительности на фактическое убийство ребенка, и внушает мысль о нормальности и естественности данного действия. Таким образом, расширение перечня признаков незаконности аборта в Уголовном кодексе чрезвычайно необходимо.

Уголовное законодательство также связывает начало жизни с моментом физиологических родов. Вместе с тем предпосылки для установления уголовно-правовой защиты эмбриона в уголовном праве есть, так как косвенным образом признается уголовно-правовая защита не только матери, но и плода. Так, например, в ст. 105 Уголовного кодекса РФ к числу отягчающих вину обстоятельств относится убийство женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности, а согласно ст. 111 Уголовного кодекса РФ прерывание беременности, как и лишение потерпевшего какого-либо органа, является причинением тяжкого вреда его здоровью [5]. Что касается гражданского законодательства, то оно идет немного дальше, поскольку признает некоторые права нерожденного

216

ребенка. В частности, в соответствии со ст. 1116 Гражданского кодекса РФ в число лиц, которые могут призываться к наследованию, включаются граждане, зачатые при жизни наследодателя и родившиеся живыми после открытия наследства [6]. Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» закрепляет право детей, зачатых при жизни потерпевшего, на обеспечение по страхованию [7]. Действие Федерального закона «О трансплантации органов и (или) тканей человека» не распространяется на эмбрионы человека [8].

Таким образом, можно сказать, что в некоторых случаях жизнь и телесная неприкосновенность эмбриона выступают в качестве объекта, охраняемого уголовным и гражданским и другими отраслями права. Однако согласно Конституции РФ человеческий эмбрион не является носителем права на жизнь, налицо противоречие между Основным законом государства и отраслевым законодательством. Представляется целесообразным обеспечить защиту жизни ребенка как на начальном этапе его появления, так и на дальнейшем этапе его развития, либо при проявлении его генетических особенностей, в связи с чем необходимо дополнить ст. 20 Конституции РФ, где государство будет гарантировать охрану человеческой жизни с момента зачатия. Более того, данное конституционное положение закрепит право на жизнь как абсолютную ценность и будет способствовать формированию гуманного и морально оправданного отношения к человеческому эмбриону в современном российском обществе. Для этого необходимо расширить перечень признаков незаконности аборта, ужесточить меру уголовной ответственности. Необходимо открыть глаза и осознать возросшую степень жестокости, с которой сегодня причиняется смерть еще не родившимся и новорожденным, которые в силу своего раннего возраста находятся в беспомощном состоянии: детей выбрасывают из автомобилей и поездов, вливают им отравляющие вещества, используют такие варварские способы, как удушение, утопление, повешение. А ведь самое лучшее, что у нас есть - это дети, и в раннем возрасте они особенно беззащитны, детей необходимо ценить, беречь, любить и уважать, ведь они - наше будущее, которое зависит только от нас самих.

ЛИТЕРАТУРА

1. Декларация прав ребенка» (Принята 20.11.1959 Резолюцией 1386 (XIV) на 841-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Международная защита прав и свобод человека: сб. документов. М.: Юридическая литература, 1990. С. 385-388.

2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004)(вместе с Протоколом [№ 1] (подписан в г. Париже 20.03.1952), Протоколом № 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), Протоколом № 7 (подписан в г. Страсбурге 22.11.1984)) // Собрание законодательства РФ. 08.01.2001. № 2. Ст. 163.

3. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Сборник международных договоров СССР. Вып. XLVI, 1993.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 № 146-ФЗ (ред. от 05.06.2012) // Собрание законодательства РФ. 03.12.2001. № 49. Ст. 4552.

5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 29.06.2013) // Собрание законодательства РФ. 17.06.1996. № 25. Ст. 2954.

6. Закон РФ от 22.12.1992 № 4180-1 (ред. от 29.11.2007) «О трансплантации органов и (или) тканей человека» // Ведомости СНД и ВС РФ. 14.01.1993. № 2. Ст. 62.

7. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 28.11.2011. № 48. Ст. 6724.

8. Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ (ред. от 05.04.2013) «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» // Собрание законодательства РФ. 03.08.1998. № 31. Ст. 3803.

Каверина Елена Владимировна - Elena V. Kaverina -

аспирант кафедры теории и истории postgraduate student

государства и права Department of theory and history state and law

Российского университета кооперации Russian University of cooperation

Статья поступила в редакцию 17.08.13, принята к опубликованию 15.09.13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.