Научная статья на тему 'Проблема права на жизнь как юридический факт в теории и практике'

Проблема права на жизнь как юридический факт в теории и практике Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
939
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО НА ЖИЗНЬ НЕРОЖДЕННОГО РЕБЕНКА / ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА / МОМЕНТ НАЧАЛА ЖИЗНИ / АБОРТ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ЭМБРИОН / БЕРЕМЕННОСТЬ / THE RIGHT TO LIFE OF NOT BORN CHILD / THE RIGHT AND FREEDOM OF THE PERSON / THE MOMENT OF THE BEGINNING OF LIFE / ABORTION / HUMAN EMBRYO / PREGNANCY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Клыга Т. В.

Проблема права на жизнь до рождения ребенка рассматривается учеными не только Российской Федерации, но и во всем мире. Чтобы понять всю сложность данной проблемы, нужно рассматривать момент начала жизни комплексно: с точки зрения юриспруденции, медицины, веры, этики и даже философии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM OF THE RIGHT TO LIFE AS THE LEGAL FACT IN THE THEORY AND PRACTICE

The problem of the right to life till a birth of the child is considered by scientists not only the Russian Federation, but also all over the world. To understand all complexity of the given problem, it is necessary to consider the moment of the beginning of life in a complex: from the point of view of jurisprudence, medicine, belief, ethics and even philosophy.

Текст научной работы на тему «Проблема права на жизнь как юридический факт в теории и практике»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы конституционного права

рации: актуальность и перспективы ... С. 8.

11 См.: Эбзеев Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации: Моно-графия. — М.: Юрид. лит.. 2005. — С. 122.

12 Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России: понятие, содержание, вопросы становления. — М., 1994. — С. 39-41.

13 См.: Летува Л.К. Преамбула нормативного правового акта (проблемы теории и практики): Автореф. дисс. .канд. Рид. наук. — Нижний Новгород, 2011. — С. 7.

14 Бондарь Н.С. Философия российского конституционализма: в контексте теории и практики конститу-ционного правосудия // Философия права в начале XXI столетия через призму конституционализма и кон-ституционной экономики / Пред. Миронов В.В., Солонин Ю.Н. Издание Московско-Петербургского философского клуба. — М.: Летний сад, 2010 — С. 46-47

15 Там же.

16 Цит. по: Лапин Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян // Социс. — 1996. — №5. — С. 5.

17 Подробнее см.: Таева Н.Е. Нормы Конституции Российской

Федерации как форма выражения соци-альных ценностей //Конституционное и муниципальное право. — 2009. — №5. — С. 2-5.

18 См.: Бондарь Власть и свобода на всех Конституционного правосудия: защита права человека Конституционным Судом Российской Федерации. — М.: ЗАО Юстицинформ, 2005. — С. 13.

19 См., например: «Постановление Конституционного суда РФ от 12 мая 2011 г. №7-П ''По делу о про-верке конституционности пункта 1 статьи 15 и пункта 1 статьи 164 Таможенного кодекса Российской Феде-рации в связи с жалобой гражданина В.В. Костенко''» // СЗ РФ 2011. №22. Ст. 3237; «Постановление Кон-ституционного Суда РФ от 9 июня 2011 г. №12-П ''По делу о проверке конституционности положений пункта 7 статьи 16 Закона Российской Федерации ''О статусе судей в Российской Федерации'' и части первой статьи 9 Федерального закона'' Об оперативно-розыскной деятельности'' в связи с жалобой гражданина И.В. Аносова''» // СЗ РФ. 2011. №26. Ст. 3858.

ПРОБЛЕМА ПРАВА НА ЖИЗНЬ КАК ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКТ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ

Т.В. Клыга,

адъюнкт Московского университета МВД России Научная специальность: 12.00.02 -Конституционное право; муниципальное право

Аннотация. Проблема права на жизнь до рождения ребенка рассматривается учеными не только Российской Федерации, но и во всем мире. Чтобы понять всю сложность данной проблемы, нужно рассматривать момент начала жизни комплексно: с точки зрения юриспруденции, медицины, веры, этики и даже философии.

Ключевые слова: право на жизнь нерожденного ребенка, права и свободы человека, момент начала жизни, аборт, человеческий эмбрион, беременность.

PROBLEM OF THE RIGHT TO LIFE AS THE LEGAL FACT IN THE THEORY AND PRACTICE

TV Klyga,

Associate of Moscow State University Russian Interior Ministry,

Scientific specialty: 12.00.02 -constitutional law, municipal law

Annotation. The problem of the right to life till a birth of the child is considered by scientists not only the Russian Federation, but also all over the world. To understand all complexity of the given problem, it is necessary to consider the moment of the beginning of life in a complex: from the point of view of jurisprudence, medicine, belief, ethics and even philosophy.

Keywords: The right to life of not born child, the right and freedom of the person, the moment of the beginning of life, abortion, human embryo, pregnancy.

Актуальные проблемы конституционного права

С понятием «право на жизнь» связан давний спор о том, с какого момента оно возникает - зачатия или рождения ребенка. В зависимости от занимаемой позиции в этом споре, законодательство встает или на путь запрещения абортов (с некоторыми исключениями по медицинским показателям), или наоборот - предоставляет женщине возможность самой решать вопросы своего материнства. До настоящего времени в Европейском суде по правам человека вопрос поднимался только в отношении законов об аборте. В деле «Пэйтон против соединенного Королевства» (Paton v. United Kingdom) Европейская комиссия по правам человека постановила, что аборт на 10-недельном сроке в интересах защиты физического и психического здоровья беременной женщины в соответствии с британским законодательством не противоречит ст. 2. Установлено, что ст. 2 не признает абсолютного права нерожденного ребенка на жизнь. Иначе жизнь плода рассматривалась бы как более высокая ценность, чем жизнь беременной матери. Потребности же матери имеют приоритет над нерожденным ребенком.

Однако Комиссия не сформулировала определенный ответ на вопрос, охраняет ли ст. 2 нерожденного ребенка или имеет ли плод право на жизнь в соответствии с этой статьей со всеми вытекающими ограничениями.

Этот вопрос вновь разрешался в деле «Во против Франции» (Vo v. France).1 В 1991 г. госпожа Во, гражданка Франции вьетнамского происхождения, поехала в госпиталь Отель-Дью в Лион на обследование, когда была на шестом месяце беременности. В тот же день другой женщине, Тан ван Во, было назначено удаление спирали в том же госпитале. Беременная госпожа Во, из Бург-ен-Бресс, не говорила по-французски и не смогла пообщаться с гинекологом Гольфьером. Он перепутал ее с другой госпожой Во и попытался удалить спираль, что привело к необходимости сделать аборт. Доктор Гольфьер был обвинен в неумышленном убийстве. Он был оправдан, но в апелляционной инстанции был признан виновным, приговорен к шестимесячному заключению в тюрьме и оштрафован на 10 000 франков. Но доктор Гольфьер затем обжаловал приговор в кассационной инстанции, которая отменила судебное решение на основании, что утробный плод, не являющийся человеческим существом, не подпадает под защиту уголовного права.

Европейский суд заявил, что не может ответить на вопрос, когда начинается право на жизнь, и ему придется оставить разрешение вопроса национальным судам. Суд заявил: «При обстоятельствах, изученных к настоящему времени конвенционными институтами, т.е. в различных законах об аборте, нерожденный ребенок не считается «лицом», прямо подпадающим под защиту ст. 2 Конвенции», и что если у нерожденного все-таки есть «право на жизнь», оно явно ограничено правами и интересами матери».2

Вопрос относительно того, когда право на жизнь начинается, находится в компетенции каждого отдельного государства. Это связано с тем, что, во-первых, вопрос о такой защите не разрешен в большинстве самих государств и, во-вторых, нет европейского соглашения по научному определению момента начала жизни.

Однако, в 2009 г. Страсбургский суд впервые подтвердил право на жизнь, пояснив, что аборт может быть лишь исключением из права, а не правом как таковым. В этом суть сентенции по трем делам, взятым в производство в июле 2005 г. Истицами выступили три женщины из Ирландии, одна из которых литовской национальности. Они подали в Европейский суд по правам человека жалобу на нарушение прав человека, выражающееся в различных неудобствах, больших расходах и унижениях, которые приходится терпеть для того, чтобы сделать аборт за границей, ведь в Ирландии аборты запрещены. В первых двух случаях суд отклонил запрос на право прерывать беременность в собственной стране, несмотря на то, что на 11 голосов «против» пришлось всего шесть голосов «за». Третий случай касался женщины, больной раком. Она прошла курс химиотерапии, противопоказанной во время беременности, не зная, что ждет ребенка и подвергается риску рецидива и дефекта плода. В этом случае суд единодушно решил, что Дублин должен возместить женщине ущерб в размере 15 тысяч евро, подчеркнув, что в ирландском законодательстве нет достаточной ясности касательно случаев, когда беременная женщина рискует жизнью. Таким образом, страсбургские судьи запросили у ирландских законодателей недвусмысленных указаний (поскольку в настоящее время существует лишь Конституция и не совсем ясные интерпретации), которые бы наделяли женщину, рискующую жизнью из-за беременности, правом на аборт3.

В Российской Федерации с 1996 г. предельный срок для искусственного прерывания беременности был сокращен до 22 недель (таковы и нормы ВОЗ), а перечень социальных показаний расширен. Показаниями к аборту стали считаться:

1) наличие инвалидности I — II группы у мужа;

2) смерть мужа во время беременности;

3) пребывание женщины или ее мужа в местах лишения свободы;

4) женщина или ее муж, признанные в установленном порядке безработными;

5) наличие решения суда о лишении или ограничении родительских прав;

6) женщина, не состоящая в браке;

7) расторжение брака во время беременности;

8) беременность в результате изнасилования;

9) отсутствие жилья, проживание в общежитии, на частной квартире;

10) женщина, имеющая статус беженца или вынужденного переселенца;

11) многодетность (число детей 3 и более);

Актуальные проблемы конституционного права

12) наличие в семье ребенка-инвалида;

13) доход на 1 члена семьи менее прожиточного минимума, установленного для данного региона4.

Однако уже в 2003 г. вновь вступившим в законную силу постановлением Правительства Российской Федерации данный перечень был существенно сокращен:

1) наличие решения суда о лишении или об ограничении родительских прав;

2) беременность в результате изнасилования;

3) пребывание женщины в местах лишения свободы;

4) наличие инвалидности I - II группы у мужа или смерть мужа во время беременности5.

Несмотря на это, Российское законодательство об абортах до сих пор считается одним из самых либеральных в мире. Согласно «Основам законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г.,6 каждая женщина имеет право самостоятельно решать вопрос о материнстве'.

Искусственное прерывание беременности в Российской Федерации проводится по желанию женщины при сроке беременности до 12 недель, по социальным показаниям - при сроке беременности до 22 недель, а при наличии медицинских показаний и согласия женщины - независимо от срока бе-ременности.8

В Гражданском кодекс РФ упоминается понятие нерожденного ребенка. Закон допускает призвание к наследованию не только граждан, находящихся в живых к моменту открытия наследства, но и тех, которые были зачаты при жизни наследодателя, однако родились живыми после открытия наследства, т.е. уже после смерти наследодателя. Однако, это не означает, что неродившийся ребенок признается субъектом права. Его интересы будут учитываться лишь при условии, что он родится живым. Если же он родится мертвым, то факт его зачатия утрачивает какое бы то ни было юридическое значение, поскольку его правоспособность так и не возникла. В данном случае он вообще не считается призванным к наследованию, а потому не подлежат применению ни правила о наследственной трансмиссии, ни правила о приращении наследственных долей, ни другие правила, рассчитанные на тот случай, когда наследник, призванный к наследованию, умирает, не успев принять наследство. Если в пользу еще не родившихся было оставлено завещание, то оно в случае, когда он родится мертвым, утрачивает силу со всеми вытекающими из этого последствиями. Независимо от того, есть завещание или нет, и если есть, то каково его содержание, наследование во всех случаях возникает лишь при наличии предусмотренных в законе юридических фактов9.

В уголовном законодательстве также нет конкретного указания момента начала жизни. Ст. 106 УК РФ10 предусматривает убийство матерью новорожденного ребенка. Но новорожденным он будет

считаться только после первого вдоха, который обычно сопровождается первым криком, либо с момента появления части тела младенца вне утробы матери. До этого уголовное законодательство не предусматривает никакого наказания за лишение нерожденного ребенка жизни.

С древнейших времен Церковь рассматривает намеренное прерывание беременности (аборт) как тяжкий грех. Канонические правила приравнивают аборт к убийству. В основе такой оценки лежит убежденность в том, что зарождение человеческого существа является даром Божиим, поэтому с момента зачатия всякое посягательство на жизнь будущей человеческой личности преступно11. Сказал Господь пророку Иеремии. «Не убивай ребенка, причиняя выкидыш», - это повеление помещено среди важнейших заповедей Божиих в «Учении двенадцати апостолов», одном из древнейших памятников христианской письменности. «Женщина, учинившая выкидыш, есть убийца и даст ответ перед Богом. Ибо... зародыш во утробе есть живое существо, о коем печется Господь», - писал апологет II в. Афинагор. «Тот, кто будет человеком, уже человек», - утверждал Тертуллиан на рубеже II и III в.в. «Умышленно погубившая зачатый во утробе плод подлежит осуждению смертоубийства... Дающие врачевство для извержения зачатого в утробе суть убийцы, равно и приемлющие детоубийственные отравы», - сказано во 2-м и 8-м правилах святителя Василия Великого, включенных в Книгу правил Православной Церкви и подтвержденных 91 правилом VI Вселенского Собора. При этом святой Василий уточняет, что тяжесть вины не зависит от срока беременности: «У нас нет различения плода образовавшегося и еще необразованного». Святитель Иоанн Златоуст называл делающих аборт «худшими, нежели убийцы»12. Широкое распространение и оправдание абортов в современном обществе Церковь рассматривает как угрозу будущему человечества и явный признак моральной деградации.

Проблема статуса человеческого эмбриона является основополагающей в комплексе проблем, связанных с искусственным прерыванием беременности, а также ряда этических проблем, возникших в связи с использованием новейший биомедицинских технологий и основанных на манипуляциях с человеческими эмбрионами. Относиться ли к зародышу как к «уже человеку» или как к «еще не человеку» - это вопрос, на который на уровне общественного сознания нет однозначного ответа. Разноречивость мнений обусловлена, главным образом, новейшими исследованиями ученых в области эмбриологии, микрогенетики, неонатологии, в ходе которых получены новые данные об особенностях внутриутробного развития человека, в том числе и на самых ранних его этапах.

Человеческое существо, развиваясь, проходит

Актуальные проблемы конституционного права

ряд стадий - от оплодотворенной яйцеклетки до личности. С какого момента человеческий зародыш становится человеком, имеющим право на жизнь? В какой момент человеческое существо становится моральным субъектом? Ответы на эти вопросы меняются в зависимости от исторической и культурной обстановки, уровня развития медико-биологических наук. От этих ответов зависит признание аборта морально допустимым или недопустимым деянием. Эмбрион не человек - значит, аборт допустим и является простой медицинской операцией, эмбрион — человек (потенциальный человек), следовательно, аборт — это преступление (убийство). Согласно древней восточной традиции, возраст человека отсчитывается с момента зачатия. Для западной цивилизации характерно мнение о том, что жизнь человека начинается с момента физического отделения ребенка от тела матери, т.е. физического рождения. Долгое время врачи связывали начало жизни плода с первым «шевелением». В католической церкви со времен позднего средневековья, благодаря работам Фомы Аквинского, была признана аристотелевская концепция «одушевления», согласно которой жизнь человека начинается с момента «вселения» души в зародыш (на 40 день после зачатия у мужчин и на 80 день - у женщин)13.

Но моральный статус человеческого существа не определяется набором физиологических реакций и свойств. Моральный статус человеческого эмбриона - это один из многих аспектов его статуса, причем наиболее трудный для своего определения. Критерием морального статуса плода является его включенность в моральное отношение, которое возникает, когда плод, эмбрион, зародыш, «сгусток ткани» становится объектом моральной рефлексии и для матери, в тот или иной критический момент выбора, и для человеческой культуры. Человеческая культура самой постановкой проблемы о моральном статусе эмбриона уже делает его субъектом фундаментальных моральных прав, проявляя при этом моральные качества человеческого рода в целом, такие как солидарность, долг, взаимоответственность, свобода, любовь, милосердие. Правовой статус в определенной степени более однозначен, и аргумент, позволяющий его определить, является основополагающим для решения проблемы аборта.

Несколько иной процесс реализации других элементов прав и свобод; таких, как права на свободное распоряжение своими правами и свободами. Например, добровольное постановление личностью своей жизни и здоровья в опасное положение. Во-первых, в процессе медицинского вмешательства в человеческий организм с целью; а) спасения жизни или поддержания здоровья самого лица; б) с целью спа-

сения жизни или поддержания здоровья иного лица (при производстве операций по трансплантации органов или тканей); в) проведения медико-биологических испытаний с участием того или иного лица в качестве испытуемого14. Во-вторых, занятие видами профессиональной деятельности, содержащими элемент риска. В-третьих, действия по спасению жизни в экстремальной ситуации, не являющиеся профессиональной обязанностью.

В качестве блага, обеспечиваемого данным правом, выступает свобода действий человека в отношении своей жизни и здоровья, возможность добровольно подвергнуть их риску. Риск при этом должен быть морально и фактически, т.е. по конкретным обстоятельствам дела, оправдан. Поскольку речь идет о распоряжении самым дорогим, что есть у человека - жизнью и здоровьем, логично предположить, что субъектом распоряжения должно быть лицо, обладающее способностью адекватно оценить сложившуюся ситуацию, прогнозировать пути ее возможного развития и принимать ответственные решения. Поэтому в каждой из указанных ситуаций правомерного риска (кроме третьей) законодатель связывает возникновение субъективного права с юридическим фактом, в качестве которого выступает достижение лицом определенного возраста.

Необходимым юридические условием существования у субъекта таких форм прав, свобод и обязанностей на распоряжение своей жизнью и здоровьем, как занятие определенными видами профессиональной деятельности и является его дееспособность. В отличие от права на неприкосновенность жизни, осуществление которого не может быть поручено другим лицам, право на принятие решения о поставлении жизни в опасное положение в ряде случаев осуществляется не самим лицом, которое юридически и не является субъектом данного права, а специально уполномоченными на то лицами (как правило, опекуном либо законным представителем). Предусматривается определенный порядок принятия решения об оказании помощи медицинского характера недееспособному лицу или лицу, не достигшему определенного возраста.

В большинстве случаев реализации своих прав, свобод и обязанностей, человек сам определяет необходимость такой реализации и ее порядок, сам принимает организационные меры для осуществления права (например, при избрании профессии, сопряженной с опасностью для жизни сотрудник милиции). Наряду с подобным «инициативным порядком» реализации прав, свобод и обязанностей, существует и порядок процедурно-правовой, при котором закон с той или иной степенью определенности устанавливает процедуру реализации прав, свобод и обязанностей, последовательность действий самого носителя

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы конституционного права

права и обязанных субъектов, а также непосредственное содержание этих действий.

Человеческий эмбрион - это живой организм, который имеет право на жизнь в силу, с одной стороны, принадлежности к миру живых существ, а с другой, - в силу потенциальной возможности развиться до уровня человека. Мы считаем, что право на жизнь нерожденного ребенка должно быть обязательно закреплено законом, а также установлено определение момента начала жизни на законодательном уровне. Если жизнь зародилась в человеке, то должны быть веские обстоятельства, которые могли бы позволить принять решение о законном лишении этого права нерожденного ребенка.

1 См.: Постановление Европейского Суда по правам человека по делу «Во против Франции» (VO v. France) от 8 июля 2004 г. Журнал Гарварда по правам человека. Статья: «решение -не решать». http://www.law.harvard.edu/students/orgs/hrj/iss18/ goldman.shtml

2 Право на жизнь, запрет пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания: европейские стан-дарьы, российского законодательство и правоприменительная практика / Под общ. Ред. С.И. Беляева. - Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 2005. - С. 9-10.

3 http://marisbahai.blogspot.com/2010/12/blog-post_21.html

4 Постановление Правительства Российской Федерации от 8 мая 1996 г. №567 «Об утверждении Перечня социальных показаний для искусственного прерывания беременности». «Собрание законодательства Российской Федерации», — 13.05.1996.13 мая.

5 Постановление Правительства Российской Федерации от 11 августа 2003 г. №485 О перечне социальных показаний для искусственного прерывания беременности — Российская газета, .2003, 15 августа.

6 Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (утв. ВС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 22 июля 1993 г. N»5487-1) (ред. От 27 декабря 2009 г.), «Российские вести», 1993, 9 сентября.

7 См.:Приказ Минздравсоцразвития Российской Федерации от 3 декабря 2007 г. N736 «Об утверждении перечня медицинских показаний для искусственного прерывания беременности» (Зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 25 декабря 2007 г. №10807)»Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», N9, 03.03.2008 ; Приказ Минздравсоцразвития Российской Федерации от 17 мая 2007 г. N335 «О рекомендуемом образце информированного добровольного согласия на проведение искусственного прерывания беременности при сроке до 12 недель» (Зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 11 октября 2007 г. N10308): «Российская газета», 2007 24 октября; Приказ Минздрава Российской Федерации от 14.10.2003 N 484 «Об утверждении инструкций о порядке разрешения искусственного прерывания беременности в поздние сроки по социальным показаниям и проведения операции искусственного прерывания беременности» (Зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 25 ноября 2003 г. N5260) — Российская газета. 2003, 9 декабря.

8 http://www.rian.ru/spravka/20100402/217356070.html (История запретов и разрешений абортов в России. Сюжет: Криминальные аборты: расследование. От 2 апреля 2010 г.).

9 См. Гражданский Кодекс РФ от 30 ноября 1994 г. N51^3

10 Уголовный Кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N63^3 «Собрание законодательства РФ», 17 июня 1996 г., N25; ст. 2954

11 http://www.permeparhia.ru/index.php?id=901 официальный сайт Пермской епархии Русской Православной Церкви

12 Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, XII. 2

13 http://www.relga.ru Научно-культурный журнал N9 от 1 июля 2010 г. Статья Марины Жаровой «Этические проблемы начала жизни человека»

14 Ардашева Н.Понятие эксперемента в медицине и защита прав человека. // Государство и право. — 1995. — N12 — С. 105.

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

М.В. Конопляникова,

преподаватель кафедры теории и истории государства и права Московского областного филиала Московского

университета МВД России Научная специальность: 12.00.02 — Конституционное право; муниципальное право

Аннотация. Рассматривается вопрос о необходимости контроля деятельности органов местного самоуправления со стороны государства и его правовые основания в международном и Российском национальном праве.

Ключевые слова: местное самоуправление, контрольные полномочия, руководящие принципы контроля, международный контроль.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.