Научная статья на тему 'Конституционно-правовое регулирование свободы совести и вероисповедания в странах Прибалтики (на примере опыта регулирования в Латвии, Литве и Эстонии)'

Конституционно-правовое регулирование свободы совести и вероисповедания в странах Прибалтики (на примере опыта регулирования в Латвии, Литве и Эстонии) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
490
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВОБОДА ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ / FREEDOM OF RELIGION / СТРАНЫ ПРИБАЛТИКИ / BALTIC COUNTRIES / ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / LEGISLATIVE REGULATION / ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ РЕЛИГИОЗНЫМИ ИНСТИТУТАМИ И ГОСУДАРСТВОМ / RELATIONS BETWEEN RELIGIOUS INSTITUTIONS AND THE STATE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Машарова О.В.

Рассмотрены вопросы конституционно-правового регулирования свободы совести и вероисповедания в странах Прибалтики на примере Латвии, Литвы и Эстонии. Приводится законодательный опыт указанных стран; дается сравнительно-правовой анализ регулирования данной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Constitutional and legal regulation of freedom of conscience and religion in the Baltic countries (on the example of the regulation in Latvia, Lithuania and Estonia)

The article is dedicated to the study of the constitutional regulation of the freedom of conscience and religion in the Baltic countries on the example of Latvia, Lithuania and Estonia. The legislative experience of the mentioned countries is considered and on this basis comparative and legal analysis of this sphere’s regulation is conducted.

Текст научной работы на тему «Конституционно-правовое регулирование свободы совести и вероисповедания в странах Прибалтики (на примере опыта регулирования в Латвии, Литве и Эстонии)»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 34 ББК 67

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СВОБОДЫ СОВЕСТИ И ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ В СТРАНАХ ПРИБАЛТИКИ (НА ПРИМЕРЕ ОПЫТА РЕГУЛИРОВАНИЯ В ЛАТВИИ, ЛИТВЕ И ЭСТОНИИ)

ОЛЬГА ВАЛЕРЬЕВНА МАШАРОВА,

аспирантка кафедры конституционного и муниципального права Федерального государственного бюджетного

образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации» Научная специальность 12.00.02 — конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

E-mail: masharova.ov@gmail.com Научный руководитель: В.А. Виноградов, доктор юридических наук, профессор Рецензент: А.Ю. Кирьянов, кандидат юридических наук

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассмотрены вопросы конституционно-правового регулирования свободы совести и вероисповедания в странах Прибалтики на примере Латвии, Литвы и Эстонии. Приводится законодательный опыт указанных стран; дается сравнительно-правовой анализ регулирования данной сферы.

Ключевые слова: свобода вероисповедания, страны Прибалтики, законодательное регулирование, отношения между религиозными институтами и государством.

Annotation. The article is dedicated to the study of the constitutional regulation of the freedom of conscience and religion in the Baltic countries on the example of Latvia, Lithuania and Estonia. The legislative experience of the mentioned countries is considered and on this basis comparative and legal analysis of this sphere's regulation is conducted.

Keywords: freedom of religion, the Baltic countries, legislative regulation, relations between religious institutions and the state.

Концепция восприятия и правового регулирования института свободы совести и вероисповедания в странах Европы в настоящее время построена на европейских стандартах в области прав человека, в основу которых заложен принцип главенства общечеловеческих ценностей, прав и свобод человека и гражданина и его равная защита, в том числе посредством участия государства.

Несмотря на то, что страны Прибалтики, а это страны, ранее входившие в состав СССР (Латвия, Литва и Эстония), на сегодняшний день импле-ментировали указанные европейские стандарты, в указанных странах до сих пор законодательное регулирование общественных институтов развивается

с учетом исторических и национальных особенностей.

Несмотря на различия правовых систем России и стран Прибалтики изучение данного опыта является актуальным с точки зрения развития системного представления о регулировании данной сферы общественных отношений, рассмотрения конституционно-правовой регламентации сферы общественных отношений в данных государствах.

Начать следует с опыта Латвии. Так, согласно ст. 99 Конституции Латвии у каждого жителя страны есть право на свободу мысли, сознания и религиозных убеждений. И установлено, что церковь отделена от государства. В то же время,

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Конституция содержит публично-правовой механизм защиты прав и свобод граждан. Ст. 116 Конституции устанавливает, что распространение религиозных убеждений может быть ограничено и далее Конституция определяет, в каких целях может быть установлено данное ограничение, а именно «для защиты прав других людей, демократического устройства государства, безопасности общества, благосостояния и нравственности».

На законодательном уровне вопросы деятельности религиозных организаций, а также их взаимодействие с государством находят свое закрепление в законе «О религиозных организациях». Данный закон определяет порядок создания организации, получения правового статуса религиозной организации и участие данного рода религиозных институтов в общественной жизни страны.

Анализ законодательных актов, регламентирующих данную сферу, позволяет сделать вывод, что, как правило, на законодательном уровне устанавливается возможность религиозным объединениям участвовать в образовательном процессе либо предоставлять гражданам, исповедующим различные вероучения, которые не являются традиционными для данного государства, самостоятельно определять возможность обучения своих детей в религиозных школах.

Ст. 6 закона Латвии «О религиозных организациях» устанавливает, что «В школах национальных меньшинств, находящихся в ведении государства и самоуправлений, с учетом желания учащихся и их родителей или опекунов в установленном Министерством образования и науки порядке может осуществляться также преподавание вероучения, характерного для соответствующего национального меньшинства». Закон закрепляет, что обучение христианскому вероучению и этике финансируется из государственного бюджета. Таким образом, этот факт косвенно подтверждает, что государство осуществляет финансовую поддержку религиозных институтов, вместе с тем, прямо не вмешиваясь в их деятельность.

Не менее интересен опыт регулирования рассматриваемой сферы в Литве. В ст. 26 Конституции Литовской Республики рассматриваемая

сфера описана более подробно. Согласно данной статье: «Свобода мысли, вероисповедания и совести ограничению не подлежит. Каждый человек имеет право на свободу выбора любой религии или вероисповедания и единолично или сообща с другими, в частном или публичном порядке ее исповедовать, отправлять религиозные обряды, практиковать вероисповедание и обучать ему». Конституционная норма также определяет, что «..никто не может ни подвергать принуждению другое лицо, ни принуждаться выбирать или исповедовать какую-либо религию или веру». Ограничение свободы совести и вероисповедания возможно только на основании закона и только в случаях, если отправление религиозного культа будет нарушать общественную безопасность, общественный порядок, здоровье и нравственность людей.

Ст. 43 Конституции устанавливает, что в Литве нет государственной религии, но государство признает традиционные в Литве церкви и религиозные организации, а другие церкви и религиозные организации — в случае, если они имеют опору в обществе и их учение и обряды не противоречат закону и нравственности. Положение церквей и других религиозных организаций в государстве устанавливается соглашением или законом. Таким образом, государство позволяет гражданам самостоятельно определить, какие из религиозных организаций и институтов пользуются общественной поддержкой, а какие нет? Тем самым государство может ограничить сферу деятельности других религиозных организаций, не нарушая конституционные права и свободы большинства проживающих граждан Литвы. Законодательно Литва определяет 9 традиционно существующих религиозных общин и сообществ, которые составляют определенную часть исторического, духовного и социального наследия Литвы. В указанное число входят римско-католические, греко-католические, евангелическо-лютеранские, евангелическо-реформатские, ортодоксальные (православные), старообрядческие, иудейские, му-сульманско-суннитские и караимские религиозные общины.

Вместе с тем, законом Литвы «О религиозных общинах и сообществах» установлен порядок

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

признания других религиозных сообществ, согласно которому признание государством данных сообществ традиционными осуществляется Сеймом Литовской Республики при выполнении ряда условий.

Во-первых, данное религиозное сообщество должно быть зарегистрировано в качестве религиозного и с момента его регистрации до подачи документов на получение статуса традиционного религиозного сообщества должно пройти не менее 25 лет.

Во-вторых, их деятельность, включая учение и обряды не должны противоречить законам и нравственности.

И, наконец, данные религиозные сообщества должны иметь общественную поддержку, чтобы быть признанными государством в качестве исторического и духовного наследия страны.

Безусловно, соответствие данным признаком не означает автоматического признания данных сообществ в качестве традиционных. В случае неудовлетворения ходатайства повторное обращение по этому поводу возможно лишь по истечении 10 лет со дня неудовлетворения ходатайства.

Другой не менее важной проблеме также уделяется внимание в странах Прибалтики, а именно влиянию религии на сферу семейных правоотношений. Так, согласно положению Конституции Литвы «Родители и опекуны свободно заботятся о религиозном и нравственном воспитании детей и подопечных согласно собственным убеждениям». Получается, что с одной стороны, родителям и опекунам предоставляется свобода действий в отношений воспитания несовершеннолетних, с другой — персонифицируется возможная ответственность, которая может наступить в случае, если законные права и интересы детей будут нарушены. В Эстонии, например, начиная с 2001 г. религиозные объединения имеют возможность ходатайствовать своим духовным лицам пра-

ва заключать брачные союзы наравне с государством.

В целом, рассматриваемые страны идут по пути сближения государства и религии, при этом стараясь обеспечивать на должном правовом уровне свободу совести и вероисповедания. Анализ законов показывает, что государства обеспечивают равенство зарегистрированных на их территориях религиозных организаций. Более того, на государственном уровне созданы механизмы взаимодействия с религиозными объединениями. Так, в 2002 г. в Эстонии был заключен протокол между Советом церквей Эстонии и Правительством об общих интересах, в рамках которого ежегодно проводится встреча премьер-министра с членами правления Совета церквей Эстонии. Особый статус имеет Эстонская евангелическо-лютеранская церковь, в целях развития сотрудничества с которой создана правительственная комиссия, в задачи которой входит оказание содействия развитию указанного религиозного объединения.

Подводя итоги краткого обзора законодательства о свободе совести и вероисповедания, включая законодательство о религиозных организациях в Латвии, Литве и Эстонии необходимо отметить, что, несмотря на соблюдение общеевропейских стандартов в области прав человека, а также придерживаясь курса на гармонизацию национального законодательства с общеевропейским правом, законодательство данных стран в рассматриваемой сфере отражает национальные и исторические особенности каждого из рассматриваемых государств. Безусловно, нельзя не оспаривать тот факт, что данные государства официально поддерживают традиционные религиозные объединения, что само по себе не входит в конфронтацию с заявленными в конституциях положениями о свободе совести и вероисповедании, и, в итоге, данные положения реализуются, а не носят декларативный характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.