Научная статья на тему 'Конституционно-правовое регулирование вопросов вероисповедания в европейских государствах'

Конституционно-правовое регулирование вопросов вероисповедания в европейских государствах Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
683
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / ВЕРОИСПОВЕДАНИЕ / КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ / СВОБОДА ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ / ГОСУДАРСТВО / КОНСТИТУЦИЯ / ВЕРОТЕРПИМОСТЬ / ЦЕРКОВЬ / РЕЛИГИОЗНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРИСЯГА / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ / ЕВРОПЕЙСКИЕ ГОСУДАРСТВА / RELIGION / CONSTITUTIONALISM / FREEDOM OF RELIGION / STATE / CONSTITUTION / RELIGIOUS TOLERANCE / CHURCH / RELIGIOUS EDUCATION / OATH / STATE SYMBOLS / THE EUROPEAN STATES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шевченко С.В., Юрицин А.Е.

В статье анализируются актуальные проблемы конституционно-правового регулирования вопросов вероисповедания в европейских государствах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Constitutional Legal Regulation of Religion in European Countries

The article analyzes the current problems of the constitutional and legal regulation of religion in European countries.

Текст научной работы на тему «Конституционно-правовое регулирование вопросов вероисповедания в европейских государствах»

Конституционное и международное право

5. Максудов, Р Р Программы восстановительного правосудия и социальная работа: возможности взаимодействия в ювенальной юстиции / Р Р Максудов, М. Г. Флямер // Вестн. восстанов. юстиции. - 2000. - № 1. - С. 27-36.

6. Мельникова, Э. Б. Ювенальная юстиция: проблемы уголов. права, уголов. процесса и криминологии : учеб. пособие / Э. Б. Мельникова. - М. : Дело, 2000. - 272 с.

7. Сафуанов, Ф. С. Судебно-психиатрическая экспертиза в уголовном процессе : науч.-практ. пособие / Ф. С. Сафуа-нов. - М. : Смысл : Гардарика, 1998. - 192 с.

8. Seligman, M. E. P Helplessness: on depression, development, and death / M. E. P Seligman. - New York : W. H. Freeman, 1992. - 250 p.

УДК 342(4) КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

ВОПРОСОВ ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ В ЕВРОПЕЙСКИХ ГОСУДАРСТВАХ Constitutional Legal Regulation of Religion in European Countries

С. В. Шевченко - доцент кафедры конституционного и международного права Омской академии МВД России, кандидат исторических наук, доцент;

А. Е. Юрицин - доцент кафедры административного права и административной деятельности органов внутренних дел Омской академии МВД России, кандидат юридических наук

S. V. Shevchenko - Associate-Professor of the Department of Constitutional and International Law of the Omsk Academy of the Russian MIA, Candidate of Historical Sciences, Associate-Professor;

A. E. Yuritsyn - Associate-Professor of the Department of Administrative Law and Administrative Activities of the Internal Affairs at the Omsk Academy of the Russian MIA, Candidate of Legal Sciences

Аннотация. В статье анализируются актуальные проблемы конституционно-правового регулирования вопросов вероисповедания в европейских государствах.

The article analyzes the current problems of the constitutional and legal regulation of religion in European countries.

Ключевые слова: религия, вероисповедание, конституционализм, свобода вероисповедания, государство, конституция, веротерпимость, церковь, религиозное воспитание, присяга, государственные символы, европейские государства.

Religion, constitutionalism, freedom of religion, state, constitution, religious tolerance, church, religious education, oath, state symbols, the European states.

На протяжении всей истории человечества религии играли и продолжают играть большую роль. Не случайно уже на заре становления конституционализма вопросам вероисповедания придавалось большое значение.

Первой конституцией крупного государства является Конституция США 1787 г. В 1791 г. вступили в силу предложенные Д. Мэдисоном первые десять поправок, которые стали составной частью Конституции США под общим

19

Вестник Омской юридической академии. 2015. № 3 (28)

неофициальным названием Билль о правах, открывающийся статьей, которая налагает запрет для конгресса устанавливать господствующую религию [1, c. 249]. Таким образом, негативным путем закрепляется свобода вероисповедания, однако возможности отказа исповедовать какую-либо религию не предусмотрено. История США показывает, что политика государства всегда была направлена на развитие религиозности граждан, а атеистические воззрения не приветствовались. Вслед за первым президентом США Джорджем Вашингтоном все президенты, вступая в должность и принося клятву, заканчивают ее словами «Да поможет мне Бог!», хотя в официальном тексте клятвы эта фраза отсутствует. Начинаются с молитвы заседания палат конгресса, Верховного суда. С середины XX в. фраза «Мы верим в Бога» является официальным девизом США, несколько ранее она появилась на долларовых купюрах.

Аналогичные подходы прослеживаются и в конституциях европейских государств. Прежде всего, это касается европейских монархий. В конституционных нормах присутствует провозглашение веротерпимости. Однако уже титулы монархов наводят на некоторые размышления. Официальное обращение к Елизавете Второй - Божьей милостью Королева Великобритании, Канады и других королевств и территорий, Глава Содружества, Защитница Веры (см. Прокламацию о Конституционном акте Канады 1982 г.). Согласно Конституции Божьей милостью признаются Король Швеции, Князь Лихтенштейна, Князь Монако. Это октроированные конституции и обращение к Богу уместно, тем более в так называемых «старых» конституциях. Вместе с тем и в республиканских конституциях встречаются подобные сентенции.

Конституция Ирландии от 29 декабря 1937 г. открывается следующими словами: «Во имя Пресвятой Троицы, от которой исходят все власти и к которой как к нашей последней надежде должны быть направлены все действия человека и Государства, Мы, народ Эйре, смиренно признавая все наши обязанности перед нашим Священным Господином Иисусом Христом, который поддерживал наших отцов в столетиях испытаний...» [4].

Конституция Греции от 11 июня 1975 г. начинается со слов «Во имя Святой, Единосущной и Нераздельной Троицы» [2]. Одной из последних конституций Европы является Конститу-

ции Швейцарии (Швейцарской Конфедерации) от 18 апреля 1999 г. Однако формулировка преамбулы сохранилась от прежней Конституции 1874 г.: «Во имя Всемогущего Бога! Швейцарский народ и кантоны, сознающие ответственность перед Создателем.» [1, с. 93].

В некоторых европейских странах церковь не отделена от государства. В разделе II Конституции Греции «Отношения Церкви и государства» ст. 3 устанавливает, что в Греции господствующей является религия восточноправославной Церкви Христовой. Часть 1 п. 4 Конституции Дании: «Евангелическая лютеранская церковь является официальной церковью Дании и как таковая пользуется поддержкой государства» [3]. Римско-католическая апостольская религия является государственной религией княжества Монако. Следует оговориться, что иногда страна, где существовала государственная религия, может внести изменения в конституцию и отказаться от официальной церкви. Так, в 1995 г. отменена ст. 62 Конституции Республики Исландии (от 17 июня 1944 г.) о государственной евангелическо-лютеранской церкви, пользующейся покровительством государства.

Провозглашение официальной или государственной религии, как правило, ведет к определенным последствиям. Если в стране господствует одно из протестантских направлений христианской церкви, монарх должен быть ее приверженцем, также зачастую он является главой данной конфессии. Обязательна принадлежность к протестантскому вероисповеданию для монархов Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии (одновременно монарх - глава англиканской и пресвитерианской церквей). Членами евангелическо-лютеранской церкви должны быть датский, норвежский и шведский монархи.

Иногда при вступлении на престол монархи приносят присяги с обращением к Богу. Например, присягу следующего содержания перед парламентом при вступлении в правление произносит норвежский король: «Я обещаю и клянусь, что буду править Норвежским Королевством в соответствии с его Конституцией и законами; да поможет мне в этом Бог Всемогущий и Всеведущий» (ст. 9 Конституции Норвегии). Кстати, это требование (принесение присяги с обращением к Богу) в некоторых европейских государствах может касаться министров, депутатов парламента, судей. Так, первая сессия ландтага

20

Княжества Лихтенштейн открывается с принесения присяги ее членов: «Клянусь соблюдать государственную Конституцию и существующие законы и содействовать в ландтаге благосостоянию страны с чистой совестью, в силу всех моих способностей и знаний. Да поможет мне в этом Бог!» (ст. 54 Конституции Княжества Лихтенштейн) [6]. Похожие положения существуют или существовали и в других европейских монархиях. Например, в предыдущей Конституции Нидерландов 1972 г. в ст. 54 закреплялся следующий текст присяги королю депутатов Генеральных штатов: «Мы принимаем тебя и приносим тебе присягу на верность Королю от имени народа Нидерландов и в соответствии с Конституцией; мы клянемся (обещаем), что будем защищать твою неприкосновенность и права Короля; мы клянемся (обещаем), что мы будем действовать, как надлежит праведным и добрым Генеральным штатам. Да поможет нам в этом Всемогущий Бог! (Таково наше обещание!)». Такую же присягу приносили и министры при вступлении в должность (ст. 86).

Религиозный фактор может также оказать влияние на вопросы воспитания. В главе III Конституции Княжества Лихтенштейн закреплены обязанности государства: «Государство будет оказывать особое внимание народному образованию и воспитанию. Они должны быть организованы таким образом, чтобы молодежь путем сотрудничества семьи, школы и церкви получала религиозное и нравственное воспитание (выделено нами - С. Ш., А. Ю.), приобретала патриотические чувства и профессиональные качества» (ст. 15), «Вся система воспитания и обучения подлежит контролю государства при условии сохранения в неприкосновенности учения церкви» (ст. 16) [6]. О религиозном самосознании говорит Конституция Греции, религиозное обучение обязательно в Федеративной Республике Германия: «Религиозное обучение является в государственных школах, за исключением неконфессиональных, обязательным предметом. Без ущерба для права надзора государства религиозное обучение проводится в соответствии с основными принципами религиозных общин» (п. 3 ст. 7) [9].

На религиозное воспитание детей должны также обращать внимание родители. Так, граждане Норвегии, исповедующие официальную евангелическо-лютеранскую религию, обязаны воспитывать в ней своих детей [7].

Конституционное и международное право

Как правило, провозглашение какой-либо церкви государственной означает ее материальную поддержку и даже введение соответствующих налогов. Но и признание равенства всех конфессий не означает в некоторых случаях, что у их приверженцев нет определенных обязанностей. Особенно показательна в этом отношении Конституция Исландии [5]. В частности, в ст. 64 (в новой редакции) закреплено право каждого не принадлежать ни к одной конфессии. Поэтому никто не обязан вносить персональные взносы в пользу конфессии, членом которой он не является. То есть подразумевается, что отчисления в пользу своей конфессии обязательны. Если же человек не религиозен, он платит в пользу Университета Исландии сборы, «которые в ином случае он должен был бы платить в пользу конфессии, к которой он принадлежит».

Могут устанавливаться некоторые запреты и даже ответственность, связанные с вероисповеданием. Например, Конституция Греции запрещает прозелитство, Конституция Ирландии -богохульство (объявляется преступлением). Конституцию Ирландии вообще отличает особое отношение к религии. Свобода и равенство вероисповеданий в Ирландии гарантируются, вместе с тем подчеркивается: «Государство признает, что уважение к публичному поклонению является исполнением долга перед Всемогущим Богом. Должно благоговеть перед Его именем, уважать и почитать религию».

Оказала религия влияние и на государственные символы многих европейских государств, христианская символика присутствует в изображениях гербов, на флагах. Иногда для этого существуют объяснения. Так, в Акте о соединении с Шотландией 1707 г. говорится, что «оба королевства Англии и Шотландии... будут соединены в одно королевство под наименованием Великобритании. и кресты Святого Георгия и Святого Андрея будут соединены таким образом, как это Ее Величество найдет подходящим, и будут. употребляться на всех флагах, стягах, штандартах и знаменах как на море, так и на суше». Напомним, в Великобритании две официальные церкви - англиканская и пресвитерианская.

Конституционные нормы внутригосударственного права по вопросам совести и вероисповедания оказали влияние и на международные нормы. Во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. в ст. 18 провозглашается, что каждый человек имеет право на свободу мыс-

21

Вестник Омской юридической академии. 2015. № 3 (28)

ли, совести и религии; это включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных порядков [8, с. 151-156]. Соответствующие положения отражены в ст. 18 Пакта о гражданских и политических правах 1966 г.

Таким образом, можно сделать вывод, что в современном демократическом государстве вопросы вероисповедания, как правило, имеют конституционное закрепление. В первую очередь обязательно подчеркивается свобода совести и вероисповедания, право человека на выбор

вероисповедания, свободу отправления религиозных обрядов, равенство прав человека вне зависимости от его религиозной принадлежности.

Анализ конституционных норм европейских стран, касающихся вопросов вероисповедания, показывает, что, несмотря на закрепление свободы вероисповедания, многие государства стремятся регламентировать эту область. И не всегда сами государственные институты свободны в своей деятельности в данном направлении. Кроме того, обращается внимание, чтобы граждане, жители страны были религиозны и воспитаны в особом отношении к Богу и церкви. Атеизм, безразличие к религии в принципе не приветствуется.

Библиографический список

1. Конституции зарубежных стран : сб. / сост. В. Н. Дубровин. - М. : Юрлитинформ, 2001. - 448 с.

2. Конституция Греции [Электронный ресурс] // Интернет-библиотека конституций Романа Пашкова. - Режим доступа: http://worldconstitutions.ru/?p=153 (дата обращения 31.03.2015).

3. Конституция Дании [Электронный ресурс] // Интернет-библиотека конституций Романа Пашкова. - Режим доступа: http://worldconstitutions.ru/?p=152 (дата обращения 31.03.2015).

4. Конституция Ирландии [Электронный ресурс] // Интернет-библиотека конституций Романа Пашкова. - Режим доступа: http://worldconstitutions.ru/?p=151 (дата обращения 31.03.2015).

5. Конституция Исландии [Электронный ресурс] // Интернет-библиотека конституций Романа Пашкова. - Режим доступа: http://worldconstitutions.ru/? p=150&page=2 (дата обращения 01.04.2015).

6. Конституция Княжества Лихтенштейн [Электронный ресурс] // Интернет-библиотека конституций Романа Пашкова. - Режим доступа: http://worldconstitutions.ru/?p=147 (дата обращения 29.03.2015).

7. Конституция Норвежского Королевства [Электронный ресурс] // Интернет-библиотека конституций Романа Пашкова. - Режим доступа: http://worldconstitutions.ru/?p=142 (дата обращения 28.03.2015).

8. Международное право : сб. норматив. правовых актов / сост. М. А. Бучакова, С. В. Шевченко. - Омск : Ом. акад. МВД России, 2006.

9. Основной закон для Федеративной Республики Германия [Электронный ресурс] // Интернет-библиотека конституций Романа Пашкова. - Режим доступа: http://worldconstitutions.ru/?p=155 (дата обращения 01.04.2015).

22

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.