ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 34 ББК 67
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
АНАТОЛИЙ СЕМЕНОВИЧ ПРУДНИКОВ,
ученый секретарь Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,
доктор юридических наук, профессор; ШАМИЛЬ МАГОМЕДОВИЧ НУРАДИНОВ, профессор кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор юридических наук, профессор E-mail: [email protected]
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. В статье категория свободы массовой информации рассматривается с точки зрения конституционно-правовой сущности и на этой основе раскрывается конституционно-правовой статус средств массовой информации.
Ключевые слова: правовое регулирование, средства массовой информации, свобода слова, государственный контроль.
Annotation. In the article the category of freedom of mass media is considered from the point of view of constitutional and legal entities, and on this basis reveals the constitutional status of the media.
Keywords: legal regulation of the media, freedom of speech, government control.
Важным условием развития гражданского общества в Российской Федерации является его информированность. Она необходима не только гражданам, но и общественным объединениям, государственным органам. В случае отсутствия необходимого объема информации возникают трудности в удовлетворении интересов граждан и реализации функций органов государства и общественных объединений.
Конституция Российской Федерации впервые в истории нашего государства закрепила понятие «свобода массовой информации» и дала этой свободе высшую конституционную гарантию: гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается (ч. 5 ст. 29). В соответствии с Законом РФ от 1991 г. «О средствах массовой информации»1 в Российской Федерации:
а) поиск, получение, производство и распространение массовой информации;
б) учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими;
в) изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации - не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации (ст. 1).
Под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печат-
ные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы. Под средством массовой информации понимаются периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации. Под периодическим печатным изданием понимаются газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющие постоянное название, текущий номер и выходящие в свет не реже одного раза в год. Под радио-, теле-, видео-, кинохроникальной программой понимается совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющих постоянное название и выходящих в свет (в эфир) не реже одного раза в год.
Под свободой массовой информации необходимо понимать «не одну правовую норму, а правовой институт (комплекс взаимосвязанных правовых норм), устанавливающий определенный режим обращения информации»2. Цензура массовой информации, т.е. требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей не допускаются. Создание и финансирование организаций, учреждений, органов или должностей, в зада-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
■Ф-
чи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации, не допускаются (ст. 3).
Для сбора и распространения массовой информации создаются специальные учреждения, которые называются средствами массовой информации (СМИ). К ним относятся газеты, журналы, информационные агентства, радио и телевидение. Их главной задачей является информирование общества обо всех интересующих его вопросах.
Средства массовой информации способны оказывать существенное влияние на сознание населения, формировать побудительные мотивы для определенной деятельности или поведения человека.
Значение средств массовой информации в политических процессах возрастает в случае обострения политической ситуации в обществе, а также в кризисных ситуациях, когда они оказывают реальное влияние на политический выбор, нравственную позицию, действия и т.д. СМИ вступают во взаимодействие как с государством, так и с общественными объединениями, которые могут являться учредителями СМИ и использовать их в своих целях. Например, государство принимает правовые нормы, регулирующие статус СМИ а иногда определяет и их политическую направленность. В свою очередь, СМИ могут или способствовать, или препятствовать успешной деятельности государственных органов, содействовать их реорганизации или отставке руководителей. Они как бы от лица общества контролируют государство, давая оценки деятельности его органов. Не случайно при проведении крупных политических или экономических реформ государство стремится заручиться поддержкой СМИ, из-за отсутствия которой шансы на успех резко понижаются3.
С учетом этих обстоятельств, а также не желая допустить злоупотреблений со стороны СМИ в информационной деятельности, общество стремится оградить себя с помощью установления конституционных запретов и правовой регламентации их деятельности. На конституционном уровне статус СМИ регулируется в самом общем виде. Более детально он раскрывается в нормах текущего законодательства.
Законодательство ряда зарубежных стран допускает государственный контроль за деятельностью СМИ. Контроль может осуществляться в виде прямого или косвенного государственного управления, а также с помощью специализированных государственных органов. Прямое управление СМИ со стороны государства допускается, если они не являются юридическим лицом и содержатся за счет государственного бюджета. Косвенное управление государство может осуществлять через публичные корпорации, получившие от государства соответствующую лицензию или имеющие с ним контракт. Эти корпорации являются юридическими лицами и финансово независимы, однако временное действие лицензии дает возможность государству после истечения срока ее действия отказать в продлении контракта.
Возможен и государственный контроль за СМИ с помощью судов или органов общей администрации. Достаточно эффективными средствами воздействия на СМИ со стороны государства являются контроль за рекламной деятельностью, предоставление или лишение льгот, ограничение деятельности СМИ в условиях чрезвычайного положения.
Определенную угрозу свободе печати представляет монополизация СМИ. Борьба с этим явлением ведется с помощью антимонопольного законодательства, а также специальных актов, препятствующих концентрации СМИ в одних руках. Следует отметить, что за злоупотребления свободой печати устанавливается ответственность, которая наступает в случае подстрекательства к совершению преступлений, за призывы к дискриминации или актам насилия по расовым, религиозным и иным причинам. Ответственность СМИ возможна также за распространение порочащих сведений в отношении государственных органов и частных лиц. В качестве санкций при нарушениях СМИ законодательства возможны конфискация печатного издания, штраф, публичное извинение и т.д.
Ключевая фигура в СМИ - журналист. Поэтому конституционно-правовой статус средств массовой информации находит свое развитие и конкретизацию в правовом статусе журналиста. Закон «О средствах массовой информации» определяет следующие права журналиста: искать, запрашивать, получать и распространять информацию; посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений; быть принятым должностными лицами; получать доступ к документам, материалам (за исключением содержащих государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну); копировать, публиковать, оглашать или иным способом воспроизводить документы и материалы; вести записи; посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение; присутствовать на митингах и демонстрациях; проверять достоверность сообщаемой информации; излагать за своей подписью личные суждения и оценки в сообщениях и материалах; отказаться от подготовки за своей подписью сообщения или материала, противоречащего убеждениям журналиста; снять свою подпись под сообщением, содержание которого было искажено; распространять свои материалы под псевдонимом или без подписи (ст. 47).
Журналист должен выполнять следующие важнейшие обязанности: соблюдать устав редакции, с которой он состоит в трудовых отношениях; проверять достоверность получаемой информации; сохранять конфиденциальность информации или ее источника; распространять сведения о личной жизни гражданина с согласия самого гражданина или его
законных представителей (за исключением случаев защиты общественных интересов); информировать граждан о проведении аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки; отказаться от выполнения редакционного задания, если его выполнение связано с нарушением закона, уважать закон в своей профессиональной деятельности и т.д.
Закон запрещает использовать права журналистов для сокрытия и фальсификации сведений, распространения слухов, недостоверной информации либо ее применения, чтобы опорочить гражданина или отдельные категории граждан исключительно по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, а также в связи с их политическими убеждениями.
Национальное законодательство в настоящее время, как правило, учитывает международные стандарты, направленные против злоупотребления свободой слова и информации. В ч. 3 ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах предусмотрено, что пользование этими свободами налагает на СМИ особые обязанности и ответственность, и поэтому возможны ограничения, которые устанавливаются в законах и являются необходимыми: (а) для уважения и репутации других лиц; (б) для охраны государственной безопасности и общественного порядка, здоровья или нравственности населения. Такое же положение зафиксировано в ч. 3 ст. 55 Конституции России. Любое противодействие в какой бы то ни было форме со стороны должностных лиц, государственных органов и организаций, граждан, общественных объединений законной деятельности СМИ рассматривается как ущемление свободы массовой информации, влекущее уголовную, дисциплинарную, административную и иную ответственность. Одновременно Закон считает недопустимым и злоупотребление свободой массовой информации (ст. 4, 25, 58, 59).
Закон «О средствах массовой информации» предоставляет возможность создавать СМИ не только гражданам, но и предприятиям и учреждениям, органам государства и постоянно проживающим в стране иностранным гражданам. Устанавливается разрешительный, а не уведомительный принцип ре-
гистрации СМИ, которые могут начать работу только после утверждения своего устава и получения регистрационного свидетельства. Отказ в регистрации возможен: если заявление подано лицом или организацией, не имеющими на это права; в заявлении приведены ложные сведения; если ранее уже было зарегистрировано аналогичное средство массовой информации. Деятельность СМИ может быть прекращена или приостановлена только по решению учредителя либо судом в порядке гражданского судопроизводства по иску регистрирующего органа. При этом сначала должно быть вынесено предупреждение и только в случае систематического нарушения следует приостановление или прекращение деятельности.
Подводя итоги, отметим, что средства массовой информации являются неотъемлемой частью жизнедеятельности человека и важным инструментом осуществления связи между гражданами государства и органами государственной власти. Информационно-коммуникативные технологии являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование информационного общества современного мира. Характер, содержание, сферы взаимоотношения государства и средств массовой информации в правовом демократическом государстве определяет, прежде всего, та законодательная база, которая регулирует положение и их роль в обществе. По сути, законодательство определяет ту роль, которую играют средства массовой информации в обществе, объём их полномочий, те рамки и пределы, в которых государство в лице тех или иных своих органов может оказывать воздействие на средства массовой информации, с другой стороны - те обязанности, которые берут на себя средства массовой информации перед обществом и государством.
1 Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» // ВСНД РФ и ВС РФ. 1992. № 7. Ст. 300; (с посл. изм. и доп.).
2 Елизаров В.Г. Свобода массовой информации в Российской Федерации: конституционные основы и правовые ограничения: Дисс... канд. юрид. наук. М., 2002. С. 17.
3 Конституционное право России / Под. ред. Б.С. Эбзеева, А.С. Прудникова. М., 2013. С. 155.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ