Научная статья на тему 'Конституционно-правовое регулирование осуществления жилищных Программ на примере Саратовской области'

Конституционно-правовое регулирование осуществления жилищных Программ на примере Саратовской области Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
177
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО НА ЖИЛИЩЕ / ЖИЛИЩНАЯ ПОЛИТИКА / КОНСТИТУЦИОННО ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЖИЛИЩНЫЕ ПРОГРАММЫ / ПРАВОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА НА ЖИЛИЩЕ / RIGHT TO HOUSING / HOUSING POLICY / CONSTITUTIONAL AND LEGAL REGULATION / HOUSING PROGRAMMES / LEGAL LITERACY OF THE POPULATION / REALIZATION OF THE RIGHT TO HOUSING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фролов Алексей Александрович

Введение: право на жилище относится к основным конституционным правам гражданина РФ. Реализация права на жилище невозможна без четкого правового регулирования. Государственные органы, в том числе власти субъектов РФ обязаны предпринимать меры для реализации права на жилище в рамках своих компетенций. К таким компетенциям можно отнести издание нормативно-правовых актов, сти мулирующих реализацию права на жилище, в т.ч. с помощью жилищных Программ. Цель: рассмотреть и исследовать регулирование жилищных отношений на примере Саратовской области с точки зрения конституционно-правового регулирования в рамках жилищной политики. Методологическая основа: в исследовании использу ется общенаучный диалектический метод познания правовой действительности регулирования жилищных программ, также используются частнонаучные методы: сравнительно-правового анализа и метод толкования правовых норм. Результаты: выявлены и проанализированы нормативно-правовые акты, регулирующие жилищ ные правоотношения на территории Саратовской области, в том числе жилищные программы, действующие на этой территории. Выводы: конституционно-правовая политика регулирования права на жилище в Саратовской области в значительной мере соответствует конституционно-правовой политике РФ, но, тем не менее, не смотря на меры, предпринимаемые региональными властями, многие граждане не могут реализовать свое право на жилище ввиду недостаточной правовой грамотно сти населения, узкой информированности в СМИ о реализации жилищных программ, низкого уровня благосостояния населения региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTITUTIONAL AND LEGAL REGULATION OF HOUSING PROGRAMS ON THE EXAMPLE OF THE SARATOV REGION

Background: the right to housing is referred to the basic constitutional rights of a person and a citizen of the Russian Federation. The realization of the right to housing is not possible without clear legal regulation. Public authorities, including authorities of subjects of the Russian Federation are required to take measures to implement the right to housing in the framework of their competencies. These competencies include the publication of normative legal acts that stimulate the realization of the right to housing included by means of existing housing programs. Objective: to consider and analyze the regulation of housing relations on the example of the Saratov region from the point of view of the constitutional and legal regulation in the framework of housing policy. Methodology: general scientific dialectical method of cognition of the legal validity of the regulation of housing programs, private scientific methods: comparative legal analysis and the method of interpretation of legal norms were used in the research. Results: the normative legal acts regulating the housing legal relations in the Saratov region, including housing programs operating in the Saratov region have been revealed and analyzed. Conclusions: the constitutional and legal policy of the right to housing regulation in the Saratov region is largely in line with the constitutional and legal policy of the Russian Federation, but nevertheless, despite the measures taken by the regional authorities, many citizens are unable to exercise their right to housing due to inadequate legal literacy of the population, insufficient media awareness concerning the implementation of housing programs, low level of material welfare of the population in the region.

Текст научной работы на тему «Конституционно-правовое регулирование осуществления жилищных Программ на примере Саратовской области»

УДК 342.415

А.А. Фролов

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЖИЛИЩНЫХ ПРОГРАММ НА ПРИМЕРЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Введение: право на жилище относится к основным конституционным правам гражданина РФ. Реализация права на жилище невозможна без четкого правового регулирования. Государственные органы, в том числе власти субъектов РФ обязаны предпринимать меры для реализации права на жилище в рамках своих компетенций. К таким компетенциям можно отнести издание нормативно-правовых актов, стимулирующих реализацию права на жилище, в т.ч. с помощью жилищных Программ. Цель: рассмотреть и исследовать регулирование жилищных отношений на примере Саратовской области с точки зрения конституционно-правового регулирования в рамках жилищной политики. Методологическая основа: в исследовании используется общенаучный диалектический метод познания правовой действительности регулирования жилищных программ, также используются частнонаучные методы: сравнительно-правового анализа и метод толкования правовых норм. Результаты: выявлены и проанализированы нормативно-правовые акты, регулирующие жилищные правоотношения на территории Саратовской области, в том числе жилищные программы, действующие на этой территории. Выводы: конституционно-правовая политика регулирования права на жилище в Саратовской области в значительной мере соответствует конституционно-правовой политике РФ, но, тем не менее, несмотря на меры, предпринимаемые региональными властями, многие граждане не могут реализовать свое право на жилище ввиду недостаточной правовой грамотности населения, узкой информированности в СМИ о реализации жилищных программ, низкого уровня благосостояния населения региона.

Ключевые слова: право на жилище, жилищная политика, конституционно-правовое регулирование, жилищные Программы, правовая грамотность населения, реализация права на жилище.

А.А. Frolov

CONSTITUTIONAL AND LEGAL REGULATION OF HOUSING PROGRAMS ON THE EXAMPLE OF THE SARATOV REGION

Background: the right to housing is referred to the basic constitutional rights of a person and a citizen of the Russian Federation. The realization of the right to housing is not possible without clear legal regulation. Public authorities, including authorities of subjects of the Russian Federation are required to take measures to implement the right to housing in the framework of their competencies. These competencies include the publication of normative legal acts that stimulate the realization of the right to housing included by means of existing housing programs. Objective: to consider and analyze the regulation of housing

© Фролов Алексей Александрович, 2019

Аспирант кафедры конституционного и муниципального права (Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского); e-mail: AAFrolov1975@yandex.ru © Frolov Aleksei Aleksandrovich, 2019

Post-graduate student of the Constitutional and municipal law department (Saratov national research state 96 University named after N.G Chernyshevsky)

relations on the example of the Saratov region from the point of view of the constitutional and legal regulation in the framework of housing policy. Methodology: general scientific dialectical method of cognition of the legal validity of the regulation of housing programs, private scientific methods: comparative legal analysis and the method of interpretation of legal norms were used in the research. Results: the normative legal acts regulating the housing legal relations in the Saratov region, including housing programs operating in the Saratov region have been revealed and analyzed. Conclusions: the constitutional and legal policy of the right to housing regulation in the Saratov region is largely in line with the constitutional and legal policy of the Russian Federation, but nevertheless, despite the measures taken by the regional authorities, many citizens are unable to exercise their right to housing due to inadequate legal literacy of the population, insufficient media awareness concerning the implementation of housing programs, low level of material welfare of the population in the region.

Key-words: the right to housing, housing policy, constitutional and legal regulation, housing Programmes, legal literacy of the population, realization of the right to housing.

Саратовская область, как и другие субъекты РФ, стоит перед острой необходимостью ускорения социально-экономического развития региона. В связи с существующими проблемами, на федеральном и региональном уровне, изучаются и анализируются основные социальные условия жизнеобеспечения граждан. Следует отметить, что в приоритете жизнеобеспечения населения особо важен жилищный вопрос.

Жилье для человека имеет первостепенную значимость и обеспечивает его дальнейшее существование, а также удовлетворение основных потребностей.

Согласно ст. 25 Всеобщей декларации прав человека 1948 года: «каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи»1.

В соответствии с Международным Пактом об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. (участником, которого является Российская Федерация, как правопреемник СССР), участвующие в настоящем Пакте: «признают право каждого на достойный жизненный уровень для него самого и его семьи, включающий достойное питание, одежду и жилище и на непрерывное улучшение условий жизни»2.

Право человека на жилище в том или ином смысле также закреплено: в Европейской конвенции о защите прав и основных свобод 1950 г., в Международном Пакте о гражданских и политических правах 1996 г., в Европейской социальной Хартии и т.д.

Приведенные выше нормативно-правовые акты стали отправным началом для зарождения права на жилище (а оно относится к основным конституционным правам человека и гражданина РФ), и именно они трансформировали международные, общепризнанные стандарты права в Российскую правовую систему [1, с. 12].

1 Всеобщая декларация прав человека, принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. // Российская газета. 1995. № 67.

2 Об экономических, социальных правах и культурных правах: Международный пакт от 16 декабря 1966 г. // Бюллетень Верховного Суда Рф. 1994. № 12. 97

В Российской Федерации регулирование в жилищной сфере осуществляется нормами жилищного, административного, гражданского, градостроительного и другими отраслями права, и мы можем определять ее как комплексный правовой институт, основу которого составляют нормы Конституции РФ.

Конституция РФ обладает высшей юридической силой и имеет свое прямое действие на территории всей РФ. Соответственно, принимаемые нормативные акты не должны противоречить Конституции РФ (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ).

Основные положения, определяющие основы правового регулирования, содержатся в Конституции РФ, в частности: норма о праве на жилище (ст. 40); неприкосновенность жилища (ст. 25); свобода выбора места жительства и т.п.

Жилищные отношения после перехода к рыночным стандартам кардинально поменяли вектор в вопросе обеспечения жильем граждан. Если ранее жилье предоставлялось из государственных, общественных, ведомственных и других жилых фондов бесплатно, то в настоящее время удовлетворять свои жилищные потребности граждане (большинство граждан) вынуждены за свой счет или за счет заемных средств [2].

Исходя из результатов социальных опросов, большинство респондентов признают свою неспособность самостоятельно решить жилищный вопрос, это свидетельство того, что государственная жилищная политика не в полной мере способствует реализации прав граждан на жилище. Государственные органы власти субъектов РФ, в рамках своей компетенции, обязаны способствовать реализации конституционных прав на жилище любыми способами не запрещенные законом [3, с. 72-76].

а Статья 72 Конституции РФ закрепляет что, жилищное законодательство от-

о

? носится к совместному ведению РФ и ее субъектов. Из этого следует, что субъекты я РФ вправе осуществлять правовое регулирование жилищных правоотношений, » принимать нормативно-правовые акты, не противоречащее Конституции РФ, I которые способствуют реализации права на жилище, в т.ч. Качество осущест-| вления жилищной политики в равной мере зависит от Федеральных органов ! власти и государственных органов власти субъектов РФ.

§ Перечень полномочий органов власти субъектов РФ в области жилищных

| правоотношений содержит Жилищный Кодекс РФ. Стоит отметить, что данный | перечень достаточно подробный, но не исчерпывающий.

'I В соответствии со ст. 13 Жилищного Кодекса РФ (в ред. от 3 апреля 2018 г.)

| (далее — ЖК РФ) к полномочиям органов власти субъекта РФ в области жи-| лищных отношений относятся:

«- государственный учет жилищного фонда субъекта РФ;

- определение порядка предоставления жилых помещений специализирован-§ ного жилищного фонда субъекта РФ;

§ - установление порядка определения размера дохода, приходящегося на

| каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности | членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;

- определение иных категорий граждан в целях предоставления им жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации;

- определение порядка предоставления по договорам социального найма 98 установленным соответствующим законом субъекта Российской Федерации ка-

тегориям граждан жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации;

- признание в установленном порядке жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации непригодными для проживания;

- определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;

- осуществление контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда субъекта Российской Федерации, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства;

- иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами и не отнесенные к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации, полномочиям органов местного самоуправления»3.

Из ст. 13 ЖК РФ следует, что в соответствии с нормами действующего законодательства, субъект осуществляет деятельность в области жилищных отношений, а также в компетенцию органов государственной власти субъекта РФ входит издание законов и иных нормативно-правовых актов входящих в сферу жилищных отношений.

Законов Саратовской области, регулирующих жилищные отношения, принято существенное количество, каждый из них конкретизирует федеральное законодательство и устанавливает региональные приоритеты в жилищной политике. Вот некоторые из них.

Закон Саратовской области от 28 апреля 2005 г. № 39-ЗСО «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области» (с изм. от 18 октября 2017 г.)4. В соответствии с Конституцией РФ, Жилищным кодексом РФ, настоящий Закон определяет порядок ведения учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, и порядок предоставления жилых помещений из государственного жилищного фонда Саратовской области, а также основания улучшения жилищных условий граждан при реализации государственных Программ области.

Закон Саратовской области от 2 июля 2009 г. № 85-ЗСО «О мерах социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и о внесении изменений в Закон Саратовской области «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области» (с изм. от 18 октября 2017 г.)5! Устанавливается мера социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов Великой Отечественной войны, к которым относятся граждане из числа лиц в соответствии со ст. 14, 15, 17-19, 21 Федерального закона «О ветеранах».

Закон Саратовской области от 31 мая 2011 г. № 54-ЗСО «О предоставлении меры социальной поддержки гражданам, работникам бюджетной сферы, приобретающим жилые помещения с привлечением заемный средств» (с изм. от

3 См.: Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2005. № 1, ч. 1, ст. 14.

4 См.: Информационный бюллетень Саратовской областной Думы. 2005. № 26 (73), стр. 63.

5 См.: Собр. законодательства Саратовской области. 2009. № 14, с. 3449-3455. 99

18 октября 2017 г.)6! Меры социальной поддержки граждан, работникам бюджетной сферы, за счет средств областного бюджета предусматривает 100% возмещение расходов на оплату процентов по займам (кредитам) на приобретение (строительство) жилых помещений.

Закон Саратовской области от 5 августа 2014 г. № 99-ЗСО «О мере социальной поддержки отдельных категорий граждан по возмещению части затрат в связи с предоставлением ипотечного займа (кредита)» (с изм. от 18 октября 2017 г.)7. Данный Закон регулирует получение социальной выплаты т.е. возмещения части затрат, связанных с погашением процентов по ипотечному жилищному займу, полученному для приобретения (строительства) жилого помещения, на территории Саратовской области, отдельным категориям граждан, (граждане, получившие государственный сертификат на материнский капитал 55%; многодетные семьи, ветераны и инвалиды боевых действий и другим категориям граждан, согласно данному закону 35%) признанными нуждающимися.

Закон Саратовской области от 2 августа 2012 г. № 123-ЗСО «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области» (с изм. от 20 декабря 2017 г.)8. ННННННННННННН

Вышеописанные Законы Саратовской области служат гарантией реализации права на жилище на территории субъекта РФ. Анализ нормативно-правовых актов Саратовской области позволяет сделать вывод о том, что большинство из них адресованы социально-незащищенным слоям населения региона, что соответствует Конституции РФ и конституционно-правовой политике государства, которое взяло на себя обязательства, гарантируя право на жилище данных групп населения.

В соответствии со ст. 2 ЖК РФ закреплены основные пути реализации конституционной гарантии государством права на жилище. Обязательства государства представляют собой основные направления государственной жилищной политики, которые обретают свою конкретизацию на уровне социальных Программ [4, с. 88-90].

На территории Саратовской области, к таким Программам относится Государственная Программа Саратовской области «Обеспечение населения доступным жильем и развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры до 2020 года» (с изм. на 22 февраля 2018 г.)9.

На наш взгляд Государственная Программа Саратовской области «Обеспечение населения доступным жильем и развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры до 2020 года», отражает весь спектр проблем, которые присутствуют в данной сфере на территории области.

Цели программы:

комплексное решение проблем жилищной политики и повышение уровня обеспечения доступности жилья;

6 См.: Собр. законодательства Саратовской области. 2011. № 15, с. 5355-5359.

7 См.: Собр. законодательства Саратовской области. 2014. № 33.

8 См.: Собр. законодательства Саратовской области. 2012. № 27, с. 530-5380.

9 См.: Постановление Правительства Саратовской области от 20 ноября 2013 г. № 645-П «О государственной программе Саратовской области „Обеспечение населения доступным жильем и развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры до 2020 года"» // Собр. законодательства

100 Саратовской области. 2013. № 49, ч. 2.

формирование рынка доступного жилья и выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан;

повышение качества и надежности предоставления жилищно-коммунальных услуг населению;

создание условий для системного повышения качества и комфорта городской среды на территориях муниципальных образований Саратовской области.

В целях правового регулирования в сфере реализации Программ Саратовской области предусмотрено ежегодное и ежеквартальное принятие нормативно-правовых актов, которые способствуют реализации подпрограмм в рамках жилищных Программ Саратовской области.

На территории Саратовской области ежегодно утверждаются постановления Правительства области: о предоставлении субсидий из областного бюджета муниципальным районам области на реализацию мероприятий по переселению из аварийного жилого фонда граждан, капитальному ремонту, мероприятий по строительству, реконструкции объектов водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, мероприятий по благоустройству городской среды.

Данная программа включает в себя 15 подпрограмм, которые направлены на создание условий предоставления жилья нуждающимся гражданам.

В рамках содействия развитию рынка недвижимости в жилищной сфере и стимулированию жилищного строительства в Саратовской области действует Подпрограмма № 1 «Комплексное освоение и развитие территорий в целях жилищного строительства». Реализация подпрограммы приведет к увеличению объемов жилищного строительства, к развитию инженерной, социальной и транспортной инфраструктуры, снижению средней стоимости одного квадрат- е ного метра жилья на первичном рынке. К одним из результатов этой подпро- и граммы можно отнести комплексное освоение территорий в целях жилищного а строительства с использованием механизма государственно-частного партнерства о инвестиционного проекта «Жилой район Солнечный-2» в г. Саратове. к

В рамках создания условий для осуществления права на жилище действует о

с

Подпрограмма № 7 «Развитие ипотечного жилищного кредитования». В рамках | данной Подпрограммы планируется повысить доступность жилья с помощью в

е

предоставления компенсаций в форме социальной выплаты на возмещение ча- о сти расходов по оплате процентов ипотечного кредита. Направленность данной ю

_ Т5

Подпрограммы на улучшение жилищных условий граждан, в первую очередь, |

за счет развития социальной ипотеки. Порядка 25-30% средств социальной ипо- к

теки направляется на приобретение квартир в новостройках. За время действия а

ипотечного движения разработаны и усилены законодательные и экономические |

условия для развития ипотечного жилищного кредитования. Благодаря деятель- и

ности АО «Ипотечная корпорация Саратовской области», региональные банки №

получили доступ к долгосрочному финансированию, что повысило конкуренцию 1

между ними, что повлияло на доступность кредитов для населения. )

В соответствии со ст. 40 ч. 3 Конституции РФ: «Малоимущим, иным указан- 9 ным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату, из государственных, муниципальных и других жилищных фондов».

На территории Саратовской области данное право реализуется путем выполнения Подпрограмм № 4 «Обеспечение жилыми помещениями молодых семей»,

№ 5 «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставленных без 101

попечения родителей», № 6 «Обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан, установленных законодательством Саратовской области», № 8 «Обеспечение жильем отдельных категорий граждан, в соответствии с федеральным законодательством». В рамках указанных Подпрограмм планируется улучшить жилищные условия отдельным категориям граждан. Выполнение данных Подпрограмм позволит исполнить обязательства и гарантии органов государственной власти в отношении граждан, состоящих на жилищном учете.

На основании проведенного анализа нормативно-правовых актов и Программ, регулирующих право на жилище в Саратовской области, можно сделать вывод, что каждый из этих документов в отдельности раскрывает конституционные нормы в разных аспектах жилищных правоотношений, а в совокупности своей они служат динамичному развитию жилищной политики в Саратовской области. Конституционно-правовая политика регулирования права на жилище в Саратовской области в полной мере соответствует конституционно-правовой политике РФ.

Несмотря на обширность мер по обеспечению реализации права на жилище в Саратовской области, большое количество граждан не может реализовать свое право. На наш взгляд, основные проблемы связаны с низкой просвещенностью населения, относительно существующих Программ, отсутствием прозрачных механизмов реализации основных направлений жилищной политики, низким уровнем благосостояния населения нашей области.

Библиографический список

1. Пчелинцева Л.М. Проблемы исследования природы и содержания конституционного права граждан на жилище // Конституционное и муниципальное право. 2004. № 2. С. 11-14.

2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. 768 с.

3. Фролов АА. Проблемы реализации конституционного права граждан на жилище в рамках «Федеральной целевой программы „Жилище"» // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2016. № 4 (72). С. 72-76.

4. Миникеева Л.О. Этапы становления государственной жилищной политики в контексте реализации социальных задач государства в сфере обеспечения граждан России доступным и комфортным жильем // Проблемы современной экономики. 2017. № 1(61). С. 88-90.

References

1. Pchelintseva L.M. Problems of Studying the Nature and Content of the Constitutional Right of Citizens to Housing // Constitutional and municipal law. 2004. № 2. Р. 11-14.

2. Baglay M.V. Constitutional Law of the Russian Federation. M.: research center INFRA-M, 2015. 768 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Frolov A.A. Problems of Realization of the Constitutional Right of Citizens to Housing in the Framework of the «Federal Target Program «Housing». Vestnik of Snt-Peterburg University MHA of Russia. 2016. № 4 (72). Р. 72-76.

4. Minikeeva L.O. Stages of Formation of the State Housing Policy in the Context of Implementation of Social Tasks of the State in the Sphere of Providing Citizens of Russia with Affordable and Comfortable Housing // Problems of modern economy. 2017. № 1 (61). Р. 88-90.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.