Научная статья на тему 'Конституционно-правовое регулирование института оказания юридической помощи'

Конституционно-правовое регулирование института оказания юридической помощи Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
218
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / КОНСТИТУЦИЯ / КОНСТИТУЦИОННАЯ НОРМА / ПУБЛИЧНАЯ ФУНКЦИЯ / СУБЪЕКТЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ / LEGAL ASSISTANCE / CONSTITUTION / CONSTITUTIONAL PROVISION / A PUBLIC FUNCTION SUBJECTS OF LEGAL RELATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Миронов А. Л.

Институт оказания юридической помощи рассматривается сквозь призму конституционно-правового регулирования. Определяется возможная степень урегулирования этого института нормами Конституции РФ. Конституционное право на получение квалифицированной юридической помощи определяется как объективное право.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTITUTIONAL AND LEGAL REGULATION OF THE INSTITUTE OF LEGAL AID

The article institute legal aid is viewed through the prism of the constitutional legal regulation. Determined by the extent possible settlement of the Institute of norms of the Constitution. constitutional right to qualified legal assistance is defined as an objective law.

Текст научной работы на тему «Конституционно-правовое регулирование института оказания юридической помощи»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ А,

Актуальные проблемы конституционного права ^^

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА ОКАЗАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

А.Л. МИРОНОВ,

кандидат юридических наук Научная специальность: 12.00.02 — конституционное право; муниципальное право

E-mail: arturmironov@yandex.ru

Аннотация. Институт оказания юридической помощи рассматривается сквозь призму конституционно-правового регулирования. Определяется возможная степень урегулирования этого института нормами Конституции РФ. Конституционное право на получение квалифицированной юридической помощи определяется как объективное право.

Ключевые слова: юридическая помощь, конституция, конституционная норма, публичная функция, субъекты правоотношений.

CONSTITUTIONAL AND LEGAL REGULATION OF THE INSTITUTE OF LEGAL AID

A.L. MIRONOV,

candidate of law sciences

Annotation. The article institute legal aid is viewed through the prism of the constitutional legal regulation. Determined by the extent possible settlement of the Institute of norms of the Constitution. constitutional right to qualified legal assistance is defined as an objective law.

Keywords: legal assistance, constitution, constitutional provision, a public function subjects of legal relations.

Право на получение юридической помощи закреплено в ч. 1 ст. 48 Конституции РФ: «Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно». Даже беглый анализ конституционной нормы показывает, что это право является правом человека. Оно принадлежит и гражданам страны, и иностранцам, и лицам без гражданства. Кроме того, право на квалифицированную юридическую помощь, в том числе бесплатную, гарантируется государством.

Факт закрепления права на юридическую помощь в Конституции РФ делает право на получение квалифицированной юридической помощи основным, конституционным, подлежащим конституционному регулированию и конкретизации в других отраслях права. Обратим особое внимание на следующие важные положения, которые относят это право к публично-правовой функции государства, предмету правового регулирования в конституционном праве1. Во-первых, конституционное право на квалифициро-

ванную юридическую помощь входит в правовой институт основных прав и свобод человека и гражданина, который лежит в основе правового статуса личности. В научной литературе под ним понимается единство прав, свобод и обязанностей человека2. Право на получение квалифицированной юридической помощи в числе других основных прав и свобод составляет основу правового статуса личности и как конституционное право обладает наивысшей юридической силой и подлежит повышенной защите.

Во-вторых, норма Конституции РФ о праве на квалифицированную юридическую помощь носит учредительный характер. Это право вытекает из законодательного акта. Конституция РФ не только

1 Шарнина Л.А. Частные и публичные интересы в конституционном праве // Конституционное и муниципальное право. 2005. № 4. С. 23.

2 Чепурнов А.А. Правовой статус личности в Российской Федерации: конституционные основы гарантирования. Ростов н/Д., 2006. С. 95; Басик В.П. Эволюция правового статуса личности и его отражение в российской правовой науке // Правоведение. 2005. № 1. С. 21—35; Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М., 1997. С. 61.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы конституционного права

признала это право как реально существующее, но и учредила его и закрепила в позитивистской трактовке: «каждому гарантируется».

В-третьих, особенность закрепления права личности на квалифицированную юридическую помощь в том, что это закрепление проведено материальной конституционной нормой. Эта особенность вытекает из общего характера конституционного регулирования основных прав и свобод человека и гражданина. Процессуальные нормы института прав и свобод, включая право на получение квалифицированной юридической помощи, содержатся в гражданском процессуальном, уголовном процессуальном, административном и иных отраслях права.

В-четвертых, норма о праве на юридическую помощь в Конституции РФ является правонаделитель-ной. Она устанавливает позитивное юридическое право. Правоохранительные нормы в Конституции РФ также имеются. Они служат целям гарантирования, охраны и защиты всех конституционных прав и свобод и направлены на регламентацию мер юридической ответственности.

В-пятых, конституционная норма о праве на квалифицированную юридическую помощь носит не обязывающий характер, а только управомочиваю-щий. Очевиден также ряд гарантирующих норм, касающихся всех прав и свобод. Это связано с тем, что государство, способствуя формированию гражданского общества в России, стремится предоставить человеку максимальную степень свободы и дает человеку право самому принимать решение об использовании или неиспользовании конституционного права. В последнем случае определяющее значение имеет общая правовая культура населения.

В-шестых, право на получение квалифицированной юридической помощи не может быть ограничено. Статья 55 Конституции РФ устанавливает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Использование права на получение юридической помощи не представляет никакой угрозы основам конституционного строя и безопасности граждан и не может по этой причине быть ограничено государством. Конституция РФ (ч. 3 ст. 56) включила

право на получение квалифицированной юридической помощи в число тех конституционных прав и свобод, которые не подлежат ограничению. Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении» также не содержит норм, ограничивающих это конституционное право. Более того, закон подтверждает гарантии правосудия на территории, где введено чрезвычайное положение, и устанавливает ответственность лиц, участвующих в обеспечении режима чрезвычайного положения (ст. 34, 35).

Все это не означает, что не подлежащее ограничению в условиях чрезвычайного положения право на получение квалифицированной юридической помощи является абсолютным, хотя отдельные исследователи его считают именно таковым3. Если под абсолютными правами понимать не подлежащие ограничению права, то этот вывод можно считать верным. Однако абсолютные права — это права, не имеющие пределов в своем осуществлении. Пользование такими правами ведет к абсолютной свободе. Но, как известно, абсолютной свободы нет. Свобода не может быть беспредельной. Государство посредством законодательства устанавливает границы свободы, определяя их правами и законными интересами других лиц. В ст. 17 Конституции РФ закреплено, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать прав и свобод других лиц. Подобно тому, как не может существовать абсолютной свободы, в такой же степени не существует абсолютного права. Точно так же право на получение квалифицированной юридической помощи не является абсолютным. Пределами в его реализации выступают права и законные интересы других лиц. Гражданин не может пользоваться этим правом с целью нарушения прав других. Ведь получать квалифицированную юридическую консультацию можно с целью не только реализации своего права, но и злоупотребления правом, т.е. использования субъективного права в противоречии с его социальным назначением, что влечет за собой нарушение охраняемых законом прав и интересов гражданина, общественных и государственных интересов4. ГК в связи с этим установил запрет на действия граждан и юридических лиц, осуществляемых

3 Россия на рубеже веков. Укрепление государственности. Калининград, 2001.С. 210.

4 Адвокатура в России // под ред. А.А. Власова, О.В. Исаен-ковой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. С. 9, 10.

№ 7 / 2011

Вестник Московского университета МВД России

93

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы конституционного права

исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах (ст. 10). Следовательно, право на получение юридической помощи имеет пределы своего осуществления и не может быть использовано с целью нанесения вреда правам и законным интересам других лиц5.

В-седьмых, конституционное право на получение квалифицированной юридической помощи есть объективное право. Оно следует из содержания Конституции РФ и является одним из слагаемых общего правового статуса человека. Факт установления в законе объективного права свидетельствует о том, что если закон сам не определяет ограничений в этом праве, оно становится абсолютным правом. Объективное право не может приносить вреда личности и конституционному строю государства. Вред может приносить пользование этими правами, т.е. субъективное право. Именно субъективное право в отличие от объективного должно иметь пределы своего осуществления. Субъективное право есть право-действие, а объективное право — закрепленное в законе абстрактное право. Отдельные исследователи такое право называют «право на право»6, подчеркивая тем самым природные основы естественного права, которое признано в России на конституционном уровне. Объективное право не зависит от воли отдельных индивидов и не приурочено к какому-либо определенному субъекту. Объективное право (система норм) отличается от права в субъективном смысле (субъективное право) как права (правомочия) того или иного участника (субъекта) правоотношения7. Закрепленное в Конституции РФ право на квалифицированную юридическую помощь в объективном смысле является абсолютным, а в субъективном — имеет свои пределы и не может быть абсолютным, как и любое другое субъективное право.

В-восьмых, конституционная норма о праве граждан на квалифицированную юридическую помощь носит не конкретно-регулятивный, а общерегулятивный характер. Конституция РФ является основным законом страны, учредительным правовым актом, который в силу этого не может ставить своей целью конкретное правовое регулирование отношений, связанных с реализацией права чело-

века на квалифицированную юридическую помощь. Это задача других отраслей права, которые, закрепляя правовые средства реализации данного права, опираются на конституционные нормы.

В-девятых, субъектами права на юридическую помощь в конституционном праве выступают гражданин и государство. Россия и субъекты Федерации не могут быть субъектами этого права потому, что реализация этого индивидуального права порождает конкретные правоотношения между гражданином и государственным органом, а не государством либо его субъектом. Под государством следует понимать органы государственной власти, которые обязаны гарантировать гражданам осуществление их конституционного права на юридическую помощь. В этом же аспекте следует рассматривать органы местного самоуправления, которые совместно с органами государственной власти должны создавать условия для реализации права гражданина на юридическую помощь.

Нельзя не признать субъектами конституционных правоотношений общественные объединения и их органы. Исследователями в области теории конституционного права они также отнесены к субъектам конституционных правоотношений8. Общественные объединения могут рассматриваться как форма реализации права на юридическую помощь (адвокатура) и как объединения, в которых граждане получают эту помощь непосредственно, не прибегая к помощи адвокатов (например, Общество по охране прав потребителей).

Таким образом, субъектами конституционных правоотношений, возникающих при обеспечении права на юридическую помощь, выступают социальные индивиды, органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные объединения и их органы.

5 Мальцев Г.В. К вопросу о частном и публичном праве / Право и гражданское общество в современной России: сб. науч. ст. // под ред. Г.В. Мальцева. М., 2003. С. 154.

6 Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М., 2001. С. 665.

7 Иванов А.А. Теория государства и права // под ред. В.П. Малахова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. С. 93; Байтин М.И. Сущность права. Современное нормативное правопонимание на грани двух веков. Саратов, 2001. С. 63.

8 Лучин В.О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. С. 119.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.