ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы конституционного права
1991. - №1
6 Валеев Р.М. Контроль в современном международном праве. — Казань. 2003.
7 БСЭ. Т.7. С.171
8 Талалаев А.Н. Международные договоры в современном мире. — 1973. — С. 155 156.
9 Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. Вып. XXXII. — М. 1978. — С. 44.
10 Валеев Р.М. Контроль в современном международном праве. — Казань. 2003. — С.101
11 Валеев Р.М. Контроль в современном международном праве. — Казань. 2003. — С.104.
12 Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных в СССР с иностранными государствами. Вып. XXVI. — 1973. — С. 109-118.
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРАВА НА ЮРИДИЧЕСКУЮ ПОМОЩЬ
А.Л. Миронов,
кандидат юридических наук Научная специальность: 12.00.02 — конституционное право; муниципальное право [email protected]
Аннотация. В статье анализируется содержание и нормативный характер права на получение квалифицированное юридической помощи в конституционном праве. Данное право рассматривается сквозь призму конституционно-правовой урегулированности.
Ключевые слова: квалифицированный, юридическая помощь, конституция, право, основные права.
CONSTITUTIONAL AND LEGAL REGULATION OF THE RIGHT TO LEGAL ASSISTANCE
A.L. Mironov,
candidate of jurisprudence Scientific specialty: 12.00.02 — constitutional law; municipal law
Annotation. This article analyzes the content and normative right to qualified legal assistance in constitutional law. This right is considered in the light of the constitutional and legal settlement. Keywords: Skilled, legal assistance, constitution, law, basic human rights
Право на получение юридической помощи закреплено в ч. 1 ст. 48 Конституции Российской Федерации: «Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно». Даже беглый анализ этой статьи показывает, что это право является правом человека. Оно принадлежит и гражданам страны, и иностранцам, и лицам без гражданства. Кроме того, право на квалифицированную юриди-
ческую помощь, в том числе бесплатную, гарантируется государством.
Факт закрепления права на юридическую помощь в Конституции Российской Федерации делает это право основным, конституционным, подлежащим конституционному регулированию и конкретизации в других отраслях права, главным образом материального гражданского, уголовного и процессуального. Попытаемся проанализировать содержание и нормативный характер права на полу-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы конституционного права
чение квалифицированной юридической помощи в конституционном праве. При этом обратим особое внимание на следующие принципиально важные положения, которые относят данное право к публично-правовой функции государства, предмету правового регулирования в конституционном праве1.
Во-первых, конституционное право на квалифицированную юридическую помощь входит в правовой институт основных прав и свобод человека и гражданина, который лежит в основе правового статуса личности. В научной литературе под ним понимается единство прав, свобод и обязанностей человека2. Поэтому право на получение квалифицированной юридической помощи в числе других основных прав и свобод составляет основу правового статуса личности и как конституционное право обладает наивысшей юридической силой и подлежит повышенной защите.
Во-вторых, норма Конституции РФ о праве на квалифицированную юридическую помощь носит учредительный характер. Это право вытекает из самого законодательного акта. Конституция Российской Федерации не только признала это право как реально существующее, но и учредила его и закрепила в позитивистской трактовке: «каждому гарантируется».
В-третьих, особенность закрепления права личности на квалифицированную юридическую помощь в том, что это закрепление проведено материальной конституционной нормой. Эта особенность вытекает из общего характера конституционного регулирования основных прав и свобод человека и гражданина. Процессуальные нормы института прав и свобод, включая право на получение квалифицированной юридической помощи, содержатся в гражданском процессуальном, уголовном процессуальном, административном и иных отраслях права.
В-четвертых, норма о праве на юридическую помощь в Конституции РФ является правонаделитель-ной. Она устанавливает позитивное юридическое право. Правоохранительные нормы в Конституции РФ также имеются. Они служат целям гарантирования, охраны и защиты всех конституционных прав и свобод и направлены на регламентацию мер юридической ответственности.
В-пятых, конституционная норма о праве на квалифицированную юридическую помощь носит не обязывающий характер, а только управомочива-ющий. Очевиден также ряд гарантирующих норм, касающихся всех прав и свобод. Это связано с тем, что государство, способствуя формированию гражданского общества в России, стремится предоставить человеку максимальную степень свободы и
дает человеку право самому принимать решение об использовании или не использовании конституционного права. В последнем случае определяющее значение имеет общая правовая культура населения.
В-шестых, право на получение квалифицированной юридической помощи не может быть ограничено. Статья 55 Конституции РФ устанавливает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Само собой разумеется, что использование права на получение юридической помощи не представляет никакой угрозы основам конституционного строя и безопасности граждан и не может по этой причине быть ограничено государством. Поэтому Конституция РФ (ч. 3 ст. 56) включила право на получение квалифицированной юридической помощи в число тех конституционных прав и свобод, которые не подлежат ограничению. Федеральный конституционный закон от 26 апреля 2001 г. «О чрезвычайном положении» также не содержит норм, ограничивающих данное конституционное право. Более того, Закон подтверждает (ст. 34, 35) гарантии правосудия на территории, где введено чрезвычайное положение, и устанавливает ответственность лиц, участвующих в обеспечении режима чрезвычайного положения3.
Сказанное не означает, что не подлежащее ограничению в условиях чрезвычайного положения право на получение квалифицированной юридической помощи является абсолютным, хотя отдельные исследователи его считают именно та-ковым4. Если под абсолютными правами понимать не подлежащие ограничению права, то этот вывод можно считать верным. Однако абсолютные права — это права, которые не имеют пределов в своем осуществлении. Пользование такими правами ведет к абсолютной свободе. Но, как известно, абсолютной свободы нет. Свобода не может быть беспредельной. Государство посредством законодательства устанавливает границы свободы, определяя их правами и законными интересами других лиц. В ст. 17 Конституции РФ закреплено, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать прав и свобод других лиц. Таким образом, подобно тому, как не может существовать абсолютной свободы, в такой же степени не существует и абсолютного права. Точно также и право на получение квалифицированной юридической помощи не является абсолютным.
160
Вестник Московского университета МВД России
№ 1 / 2012
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы конституционного права
Пределами в его реализации выступают права и законные интересы других лиц. Гражданин не может пользоваться этим правом с целью нарушения прав других. Ведь получать квалифицированную юридическую консультацию можно не только с целью реализации своего права, но и с целью злоупотребления правом, т.е. использования субъективного права в противоречии с его социальным назначением, что влечет за собой нарушение охраняемых законом прав и интересов гражданина, общественных и государственных интересов5. Гражданский кодекс РФ в связи с этим установил запрет (ст. 10) на действия граждан и юридических лиц, осуществляемых исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах6. Следовательно, право на получение юридической помощи имеет пределы своего осуществления и не может быть использовано с целью нанесения вреда правам и законным интересам других лиц'.
В-седьмых, конституционное право на получение квалифицированной юридической помощи есть объективное право. Оно следует из содержания Конституции Российской Федерации и является одним из слагаемых общего правового статуса человека. Факт установления в законе объективного права свидетельствует о том, что если закон сам не определяет ограничений в этом праве, то оно становится абсолютным правом. Ведь объективное право не может приносить вреда личности и конституционному строю государства. Вред может приносить пользование этими правами, т.е. субъективное право. Поэтому именно субъективное право в отличие от объективного должно иметь пределы своего осуществления. Субъективное право есть право-действие, а объективное право — это закрепленное в законе абстрактное право. Отдельные исследователи такое право называют «право на право»8, подчеркивая тем самым природные основы естественного права, которое признано в Российской Федерации на конституционном уровне. Объективное право не зависит от воли отдельных индивидов и не приурочено к какому-либо определенному субъекту. Тем самым объективное право (система норм) отличается от права в субъективном смысле (субъективное право) как права (правомочия) того или иного участника (субъекта) правоотношения9. Изложенное позволяет сделать вывод о том, что закрепленное в Конституции РФ право на квалифицированную юридическую помощь в объективном смысле является абсолютным, а в субъективном смысле имеет свои пределы и не может быть абсолютным, как и любое другое субъективное право.
В-восьмых, конституционная норма о праве граждан на квалифицированную юридическую помощь носит не конкретно-регулятивный, а общерегулятивный характер. Конституция РФ является основным законом страны, учредительным правовым актом, который в силу этого не может ставить своей целью конкретное правовое регулирование отношений, связанных с реализацией права человека на квалифицированную юридическую помощь. Это задача других отраслей права, которые, закрепляя правовые средства реализации данного права, опираются на конституционные нормы.
В-девятых, субъектами права на юридическую помощь в конституционном праве выступают гражданин и государство. Российская Федерация и ее субъекты не могут быть субъектами этого права потому, что реализация этого индивидуального права порождает конкретные правоотношения между гражданином и государственным органом, а не государством в целом либо его субъектом. Поэтому в нашем случае под государством следует понимать органы государственной власти, которые обязаны гарантировать гражданам осуществление их конституционного права на юридическую помощь. В этом же аспекте следует рассматривать и органы местного самоуправления, которые совместно с органами государственной власти должны создавать условия для реализации права гражданина на юридическую помощь.
1 Шарнина Л.А. Частные и публичные интересы в конституционном праве // Конституционное и муниципальное право. 2005. №4. С. 23
2 Чепурнов А.А. Правовой статус личности в Российской Федерации: конституционные основы гарантирования. Ростов н/Д: ДЮИ, 2006 г. С. 95; см. также: Басик В.П. Эволюция правового статуса личности и его отражение в российской правовой науке // Правоведение. - 2005. №1.- С.21-35; Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М.: Изд-во МГУ, 1997. С. 61.
3 СЗРФ. 2001. №23. Ст. 2277.
4 Россия на рубеже веков. Укрепление государственности. Калининград: Янтарный сказ, 2001. С. 210.
5 Адвокатура в России / под редакцией А.А. Власова, О.В. Иса-енковой. М.: Юнити-Дана. 2009 г. С. 9-10.
6 СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
7 Мальцев Г.В. К вопросу о частном и публичном праве // Право и гражданское общество в современной России: Сб. науч. ст. / Под общ. ред. Г.В. Мальцева. М.: РАГС, 2003. С.154.
8 Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М.: Норма, 2001. С. 665.
9 Иванов А.А. Теория государства и права / под редакцией В.П. Малахова. М.: Юнити-Дана, 2009 г. С. 93; см. также: Байтин М.И. Сущность права. Современное нормативное правопони-мание на грани двух веков. Саратов: Изд-во СГАП, 2001. С. 63.