Научная статья на тему 'КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
86
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Карапетян Анатолий Гегамович

В современное время огромную значимость приобретает реализация прав и свобод человека и гражданина. Таковой функцией обладает именно социальное государство, одним из которых является и Российская Федерация. В данной статье рассматривается вопрос реализации конституционных основ социального государства в рамках Российской Федерации, приводятся статьи и указывается показательность обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTITUTIONAL AND LEGAL DEVELOPMENT OF THE SOCIAL STATE IN THE RUSSIAN FEDERATION

In modern times, the realization of human and civil rights and freedoms is of great importance. It is the social state that has such a function, one of which is the Russian Federation. This article examines the issue of the implementation of the constitutional foundations of the social state within the framework of the Russian Federation, provides articles and indicates the importance of ensuring the rights and freedoms of man and citizen.

Текст научной работы на тему «КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Конституционно-правовое формирование социального государства в Российской

Федерации

Constitutional and legal development of the social state in the Russian Federation

Карапетян Анатолий Гегамович

студент,

Южно-Российский институт управления- филиал Российской академии народного хозяйства и

государственной службы при Президенте РФ

г. Ростов-на-Дону anatoliy.karapetyan.95@mail.ru .

Karapetyan Anatoly Geghamovich

student,

South Russian Institute of Management - branch of the Russian Presidential Academy of National Economy

and Public Administration Rostov-on-Don anatoliy.karapetyan.95@mail.ru .

Научный руководитель: Малиненко Эльвира Владимировна

доцент кафедры конституционного и муниципального права Южно-Российский институт управления- филиал Российской академии народного хозяйства и

государственной службы при Президенте РФ

г. Ростов-на-Дону

Supervisor: Malinenko Elvira Vladimirovna

Associate Professor of the Department of Constitutional and Municipal Law South Russian Institute of Management - branch of the Russian Presidential Academy of National Economy

and Public Administration Rostov-on-Don

Аннотация.

В современное время огромную значимость приобретает реализация прав и свобод человека и гражданина. Таковой функцией обладает именно социальное государство, одним из которых является и Российская Федерация. В данной статье рассматривается вопрос реализации конституционных основ социального государства в рамках Российской Федерации, приводятся статьи и указывается показательность обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Annotation.

In modern times, the realization of human and civil rights and freedoms is of great importance. It is the social state that has such a function, one of which is the Russian Federation. This article examines the issue of the implementation of the constitutional foundations of the social state within the framework of the Russian Federation, provides articles and indicates the importance of ensuring the rights and freedoms of man and citizen.

Ключевые слова: социальное государство, социальная политика, социальные права и свободы человека и гражданина, Российская Федерация, Конституция Российской Федерации, нормативно-правовые акты.

Key words: social state, social policy, social rights and freedoms of man and citizen, Russian Federation, Constitution of the Russian Federation, normative legal acts.

С развитием государственности менялись тенденции развития сфер общественной жизни. В настоящее время множество государств сосредотачивает своё внимание на правовом положении человека и гражданина. Оно концентрирует в своих руках обязанности по его реализации. Такое государство и называется социальным. Одним из таковых является и Российская Федерация, уделяющая внимание непосредственно социальной политике. Подтверждение этому мы можем найти в Конституции Российской Федерации, а также иных нормативно-правовых актах, которые регулируют те положения, которые заложены ещё в Конституционных основах, являющихся гарантом претворения в жизнь регламентируемых прав и свобод.

В данном случае следует провести небольшой анализ понятия социальное государство, а также разобраться с его сущностью для более полноценного понимания того, какое же государство является социальным, а затем провести анализ соответствия Российской Федерации определяемому в данной статье социальному государству. Это будет сделано, безусловно, посредством выявления схожих черт и особенностей проведения внутренней политики государства, что в своей теоретической, или даже можно сказать абстрактной части поможет в наибольшей степени осознать настоящее положение Российской Федерации относительно полноценного обеспечения механизма реализации социальных прав и свобод.

Во-первых, мы, как должно тем, кто рассматривает правовую сторону государства, должны осознавать, что при всех превалирующих принципах законности, одним из важнейших принципов в осуществлении государственной политики является справедливость. Именно справедливость формирует грамотную, рациональную, согласованную, систематизированную и структурированную государственную политику. Особенно это касается, конечно же, социальной сферы, где важнейшим аспектом является обеспечение права удовлетворения всех потребностей при равенстве доступа к этому праву среди всех граждан.

Во-вторых, вернувшись к принципу законности, стоит обратить внимание на тот факт, что социальная политика в современном понимании является неким признаком демократизации государства. Поскольку демократическое государство, признавая права и свободы человека и гражданина высшей ценностью, параллельно гарантирует исполнение этих прав, в которые, безусловно, входит и блок социальных прав. Что в той или иной степени подтверждает факт реализации этих прав государством. Сама же реализация социальных, как и любых других прав, происходит посредством издания нормативно-правовых актов: федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов президента, постановлений правительства.

Как было сказано ранее, Конституция РФ выступает в качестве контролирующего закона, который обеспечивает выполнение политики, заложенной в его положениях. Поэтому, если мы коснемся правовой базы социальной политики Российской Федерации, то стоит отметить не только Конституцию РФ, но и ФЗ "О государственной социальной помощи" от 17.07.1999, ФЗ от 24 ноября 1995г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" от 28.12.2013, Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012г. «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и иные нормативно-правовые акты. Правовая база в сфере социальной политики в РФ действительно огромна, поскольку в этом ключе государство стремится улучшить благосостояние граждан, подтверждая соответствующее социальное правовое положение каждого человека.

Поскольку данная статья предполагает раскрытие исключительно конституционных положений социального государства в Российской Федерации, следует остановиться на Конституции РФ и подробнее рассмотреть все положения, которые так или иначе формируют основы для реализации прав и свобод человека и гражданина.

Конечно, вторая глава Конституции РФ раскрывает права и свободы человека и гражданина, однако внимание стоит обратить также и на первую главу, которая занимает не меньшую значимость в обеспечении социальной политики в РФ. Согласно 2 ст. права и свободы- высшая ценность, защищать которые обязуется именно государство. Статья 6 закрепляет равенство прав и свобод каждого гражданина Российской Федерации, а статья 7 регламентирует, что Российская Федерация- государство социальное, политика которого ориентирована на обеспечение прав и свобод человека и гражданина. [1]

Обратившись к положениям второй главы Конституции РФ, следует учитывать, что здесь сущность социального государства Российской Федерации раскрывается более полноценно. Согласно ст. 17, 18, 19 права и свободы признаются и гарантируются как международными договорами, так и соответствующей

Конституцией, именно права и свободы составляют содержание государственной политики, они её определяют, а также признаётся равенство прав и свобод независимо от расы, пола, вероисповедания, национальности, языка, убеждений. Эти статьи являются особо важными в понимании социальной политики в Российской Федерации ввиду того, что государство заявляет о том, что вся проводимая им политика ориентирована исключительно на население, оно формирует эту политику, а государство реализовывает. Признание правового положения человека и гражданина действующим может считаться ведущим критерием формирования социального государства.

Также в этой связи немаловажными можно считать ст. 36-45, где указан перечь социальных прав, среди которых право на труд, на образование, медицинскую помощь, благоприятную среду, защиту материнства и детства, социальное обеспечение, а также п. "б" ст. 72 об охране правопорядка и защите общественной безопасности, что также в полной мере отражает сущность социального государства Российской Федерации, поскольку эти права не только декларируются, но и реализуются посредством издания нормативно-правовых актов по различным сферам социальной политики. Стоит также отметить, что издание законов обладает актуальностью и своевременностью, так или иначе определяя политику государства как ответственную и социальную.

В-третьих, вновь обратив внимание на правовую реализацию социального государства, следует отметить ещё один немаловажный фактор правильной реализации социальной политики в государстве. Речь идёт о неком отождествлении правового и социального государства. Возможно, на первый взгляд это покажется абсурдным. Однако мы должны понимать и то, что только государство правовое, которое не нацелено на превалирующую реализацию интересов лишь определенного круга лиц, способно в полной мере осуществлять социальную политику. Углубившись в ретроспективу развития советского законодательства, предшествующего настоящему, мы абсолютно точно заметим нарушение баланса между частными и общественными интересами, что недопустимо в правовом государстве. Наряду с указанной тенденцией мы могли заметить обеспечение прав лишь тех, кто не противоречил интересам государства. Однако в иной раз необходимо подчеркнуть ключевую роль права в обеспечении социальной политики.

Ввиду этого государству следует чётко осознавать правовой характер реализуемой социальной политики, а также сущность этой политики. Так, государство, реализуя заложенный принцип социального государства, обеспечивает равенство доступа к социальным благам и услугам. Оно обязуется исполнять весь свой функционал в поставленной сфере общественных отношений. Естественно, этот функционал очевиден в нормативно-правовых актах, издаваемых Российской Федерацией. К тому же, совершенствование социальной политики не должно сопровождаться исключительным обеспечением только общественных интересов под предлогом исполнения социальных прав. Личностная направленность, при соблюдении индивидуальных психических и физиологических особенностей позволяет наиболее разносторонне затронуть каждого, кто нуждается в социальной помощи. Поскольку не каждый от природы обладает равными с другими возможностями, государству следует обращать внимание на этот факт, обеспечивая насколько это возможно, равными правами абсолютно каждого человека и гражданина.

Определение социальной политики дано учёными с разных ракурсов, однако наиболее ёмкое и подходящее было выведено А.А. Сотниковой. По её мнению, социальная политика- это некие меры, которые направлены на реализацию принципов социального государства, обеспечение занятости, предотвращение социальных и межнациональных конфликтов, поддержание уровня доходов и жизни, поддержку различных социальных сфер. [2, с. 4255] Такое определение не является каким-то многогранным, но оно даёт понимание того, что такая политика направлена исключительно на социальную сферу общественной жизни. Однако все

сферы общественной жизни взаимосвязаны и, обеспечив социальные права сегодня, уже завтра будут обеспечены и политические, экономические, культурные и иные права.

Сущность социальной политики представляет собой обеспечение первостепенных возможностей и прав, благодаря которым человек сможет чувствовать себя комфортно. Она, конечно же, обладает своими признаками и особенностями, среди которых следует выделить: первостепенность в конституционно-правовом регулировании, наивысшая степень судебной защиты направлена именно на социальные права, схожи абсолютно во всем с принципами демократического и правового государства, формируют возможности граждан на получение благ и услуг, исходящих от государства, являются гарантией реализации.

Множество учёных, социологов и государствоведов считает, что основу социальной политики составляет деятельность государства по поддержанию равенства-неравенства, которое в свою очередь и формирует сбалансированное развитие общественной жизни, ведение внимательной политики, стабильность такой политики, и правления государства. [3, с. 44] Бытует также мнение о том, что для искоренения сложившегося неравенства стоит уделять больше внимания обеспечению образования и здоровой жизни. [4, с. 47] Важно понимать, что в этом курсе государство проводит огромный объем работы, однако социальное неравенство-это не проблема, решаемая мгновенно, поэтому постепенность её решения является лучшим вариантом развития политики социального государства.

Следует выделить общие условия, при которых социальная политика может иметь правильные последствия, а конечная цель- обеспечение прав и свобод будет достигнута: гарантия защиты прав и свобод государством (ст. 2); обеспечение недопустимости нарушения чужих прав и свобод (ч.3 ст. 17); невозможность издания законов, умаляющих права граждан (ч. 2 ст. 55); реализация механизма защиты правового положения человека и гражданина (ч. 1 и 2 ст. 45).

Автору данной статьи видится, что для обеспечения положения ст. 6 Конституции Российской Федерации о равенстве прав и свобод, государство должно быть нацелено на исправление ситуации путём изменения стратегии. Эту идею развивает и Комкова Г.Н., говоря о том, что государству следует более внимательно и справедливо относиться к перераспределению благ, поскольку, возможно, именно этот нюанс играет огромную роль в организации той политики, которая исходит из конституционных положений. [5, с. 28]

Таким образом, можно сделать вывод о том, что принцип формирования социального государства в Российской Федерации, заложенный ещё несколько десятилетий назад, продолжает совершенствоваться в аспекте реализации прав и свобод человека и гражданина и в настоящее время. Это проявляется в издании различных нормативно-правовых актов, а также в пересмотре некоторых законов, в частности-Конституции РФ, где первостепенной задачей государство ставит усовершенствование своей социальной политики и правовое обеспечение. В частности, речь идёт о политике укрепления социальных прав путём установления взаимной ответственности между гражданином и государством, а также признания семьи, а особенно детей и продолжения человеческого рода в качестве ценностей, на которые государство в большей степени концентрирует своё внимание в настоящее время. Такая избирательность связана непосредственно с изменяющимися мировыми тенденциями в современном обществе, поэтому государство избирает именно эти аспекты в качестве ключевых.

Список используемой литературы:

1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС КонсультантПлюс

2. Сотникова А.А. Проблемы реализации социальной политики России // Образование, наука, производство Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова. 2015. С. 4255-4260

3. Чепурной А.Г. Конституционные основы социальной политики государства: современные концепции // Вестник Московского университета МВД России 2013. № 11. С. 44-52.

4. Ярыгина Т.В., Шалганова И.В. Проблемы на пути реализации стратегии развития Российской Федерации в контексте "новой социальной политики"// Государственный аудит. Право. Экономика. 2013. № 1. С. 44-52

5. Комкова Г.Н. Проблемы обеспечения равенства и справедливости на современном этапе конституционного развития России // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2018. № 2 (121). С. 26-30.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.