Научная статья на тему 'Конституционно-правовая практика проведения референдумов в Республике Беларусь'

Конституционно-правовая практика проведения референдумов в Республике Беларусь Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2040
392
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ / ПРЯМАЯ (НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ) ДЕМОКРАТИЯ / РЕФЕРЕНДУМ / ВИДЫ РЕФЕРЕНДУМОВ / ФОРМУЛА РЕФЕРЕНДУМА / ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС / ИНИЦИАТИВНАЯ ГРУППА / CONSTITUTION OF THE REPUBLIC OF BELARUS / DIRECT DEMOCRACY / REFERENDUM / KINDS OF REFERENDA / ISSUES OF REFERENDUM / ELECTORAL LEGISLATION / ELECTORAL CODE / ACTION GROUP

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Демичев Дмитрий Михайлович

В статье исследуются отдельные аспекты подготовки, проведения, порядка голосования, подведения итогов республиканских и местных референдумов. Раскрывается практика их проведения в советское и постсоветское время в Республике Беларусь. Проводится сравнительный анализ законодательства о референдумах в различных странах. Вносятся конкретные предложения по совершенствованию некоторых норм Избирательного кодекса Республики Беларусь, регулирующих порядок назначения и проведения референдумов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers particular aspects of planning, holding, voting procedure, summing-up of republican and local referenda. It also reveals special features of their organization and holding in soviet and post-soviet years in the Republic of Belarus. The article makes a comparative analysis of legislation on referenda in different countries. The author provides certain ideas on improving some standards in the Electoral Code of the Republic of Belarus that regulate the procedure of referenda.

Текст научной работы на тему «Конституционно-правовая практика проведения референдумов в Республике Беларусь»

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ ПРАКТИКА ПРОВЕДЕНИЯ РЕФЕРЕНДУМОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

ДЕМИЧЕВ Дмитрий Михайлович

Аннотация: в статье исследуются отдельные аспекты подготовки, проведения, порядка голосования, подведения итогов республиканских и местных референдумов. Раскрывается практика их проведения в советское и постсоветское время в Республике Беларусь. Проводится сравнительный анализ законодательства о референдумах в различных странах. Вносятся конкретные предложения по совершенствованию некоторых норм Избирательного кодекса Республики Беларусь, регулирующих порядок назначения и проведения референдумов.

Annotation: the article considers particular aspects of planning, holding, voting procedure, summing-up of republican and local referenda. It also reveals special features of their organization and holding in soviet and post-soviet years in the Republic of Belarus. The article makes a comparative analysis of legislation on referenda in different countries. The author provides certain ideas on improving some standards in the Electoral Code of the Republic of Belarus that regulate the procedure of referenda.

Ключевые слова: Конституция Республики Беларусь, прямая (непосредственная) демократия, референдум, виды референдумов, формула референдума, избирательное законодательство, Избирательный кодекс, инициативная группа.

Key words: Constitution of the Republic of Belarus, direct democracy, referendum, kinds of referenda, issues of referendum, electoral legislation, Electoral Code, action group.

В мировой конституционно-правовой практике референдум наряду с выборами рассматривается как важнейшее средство прямой, непосредственной демократии и, естественно, он имеет существенные преимущества перед представительной демократией, поскольку народ на референдуме выражает свою волю непосредственно, а не через представителей.

Правовое регулирование вопросов, связанных с проведением референдумов, в различных государствах осуществляется по-разному. В соответствии с Основным Законом ФРГ предусматривается возможность проведения референдума, народного опроса и народной инициативы1. В Соединенных Штатах Америки нет федерального законодательства

о референдуме, так как здесь считается проведение референдумов нецелесообразным, во-первых, вследствие подмены референдумом представительных органов; во-вторых, из-за возможного некомпетентного решения вопросов на референдуме и подмены профессионализма популизмом; в-третьих, из-за дороговизны. По конституционному законодательству Италии и Франции референдумы проводят-

ся при необходимости внесения изменений в Конституцию. Так, ст. 138 Конституции Италии предусматривает, что законы, изменяющие Конституцию и другие конституционные законы, выносятся на народный референдум, если в течение 3-х месяцев после их опубликования этого потребует 1/5 часть одной из палат Парламента, или 50 тыс. избирателей, или 5 областных советов. При этом закон, вынесенный на референдум, не считается принятым, если он не одобрен большинством признанных действительными голосов2.

Референдум - это голосование граждан того или иного государства, какой либо территории, имеющих избирательные права, для решения важнейших вопросов государственной и общественной жизни.

Референдум в переводе с латинского (referendum) означает «то, что должно быть сообщено». Голосование на референдумах проводится тайно, посредством бюллетеня, в котором сформулирован(ы) вопрос(ы) референдума и варианты голосования - «за» и

«против» либо «да» и «нет». Гражданин, участвующий в голосовании, оставляет в бюлле-

1 Основной Закон ФРГ от 29 мая 1949 г. (с изм. и доп. от

24 июня 1968 г.) // Конституции зарубежных стран. Минск : 2 Конституции зарубежных государств : учеб. пособие. М.

Право и экономика, 2007. С. 55-56. : БЕК, 1996. С. 274-275.

тене тот вариант, который он поддерживает, вычеркивая другой. Но есть и иные варианты, когда голосующему предлагается выбор из нескольких возможных решений. В таких случаях он может выбрать одно из решений или дать положительный ответ на несколько вариантов. Такая практика чаще встречается, в частности, в Швейцарии.

Вопрос, выносимый на референдум, либо совокупность предлагаемых вариантов обычно называют формулой референдума.

В зависимости от того, на какой территории проводится референдум, он может быть общегосударственным или территориальным (местным).

В конституционно-правовой практике Республики Беларусь различается несколько видов референдумов: а) императивный и консультативный; б) конституционный и законодательный; в) обязательный и факультативный; г) общегосударственный и местный.

Императивным считается референдум, результат которого является окончательным и обязательным. Решение референдума приобретает силу закона с момента голосования и может быть изменено или отменено только новым волеизъявлением народа.

При консультативном референдуме выявляется общественное мнение, которое учитывается органами государственной власти в принятии какого-либо законодательного акта или иного решения. Консультативный референдум именуют также опросом народа или населения.

Разделение референдума на конституционный и законодательный основано на правовом характере принимаемых актов: конституции или закона.

Обязательным референдум считается тогда, когда орган, его назначающий, обязан при наличии определенных конституцией условий назначить его проведение. При факультативном референдуме компетентный государственный орган по своему усмотрению решает вопрос о назначении референдума.

Идеи референдума были заложены еще в Конституции СССР 1936 года. Так, ст. 49 Основного Закона СССР предусматривала, что Президиум Верховного Совета СССР производит всенародный опрос (референдум) по своей инициативе или по требованию одной из союзных республик3.

3 Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк истории Советской Конституции. М. : Политиздат, 1987. С. 293.

В утвержденной постановлением Чрезвычайного XII Съезда Советов Белорусской ССР Конституции БССР от 19 февраля 1937 года (ст. 31) было закреплено, что Президиум Верховного Совета БССР имел право проводить всенародные опросы (референдумы)4. Принятая в 1978 году Конституция Белорусской ССР также содержала положения о референдуме. Так, ст. 97 устанавливала, что «Законы Белорусской ССР принимаются Верховным Советом Белорусской ССР или народным голосованием (референдумом), проводимым по решению Верховного Совета Белорусской ССР». Кроме того, ст. 102 Конституции предусматривала вынесение важных вопросов государственной жизни на народное обсуждение5.

Согласно установлениям Конституции СССР 1977 года по решению четвертого Съезда народных депутатов СССР и в соответствии с постановлением Верховного Совета СССР от 16 января 1991 года на всенародное голосование (референдум) был вынесен вопрос: «Считаете ли Вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических республик как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности». В референдуме, состоявшемся 17 марта 1991 года, в целом по СССР приняло участие около 80 % из внесенных в списки голосования, из них 76,4 % высказались за сохранение Союза. В Белорусской ССР за это предложение высказалось около 82 % граждан, принявших участие в референдуме.

Новейшая история суверенной Беларуси также дает примеры проведения референдумов 14 мая 1995 года, 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 года.

Так, республиканский референдум, состоявшийся 14 мая 1995 года, проводился в соответствии с постановлением Верховного Совета от 13 апреля 1995 года «О проведении республиканского референдума по вопросам, предложенным Президентом Республики Беларусь, и мерах по его обеспечению»6.

На обязательный референдум были вынесены следующие вопросы:

4 Конституция (Основной Закон) Белорусской Советской Социалистической Республики. Минск : БЕЛПАРТИЗДАТ ЦК КП(б)Б, 1937. 32 с.

5 Конституция (основной закон) Союза Советских Социалистических Республик. Конституции (Основные Законы) Союзных Советских Социалистических Республик. М. : Юрид. лит., 1978. С. 140.

6 Народная газета. 1995. 15 апр.

1. Согласны ли вы с приданием русскому языку равного статуса с белорусским?

2. Поддерживаете ли вы предложение об установлении новых Государственного флага и Государственного герба Республики Беларусь?

3. Поддерживаете ли вы действия Президента Республики Беларусь, направленные на экономическую интеграцию с Российской Федерацией?

Для принятия консультативного решения Глава государства вынес на референдум следующий вопрос: «Согласны ли вы с необходимостью внесения изменений в действующую Конституцию Республики Беларусь, которые предусматривают возможность досрочного прекращения полномочий Верховного Совета Президентом Республики Беларусь в случаях систематического или грубого нарушения Конституции ? ».

Согласно данным Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов (далее -Центризбиркома) в голосовании приняли участие 64,8 % избирателей от списочного состава. За одобрение вопроса «Согласны ли вы с приданием русскому языку равного статуса с белорусским?» проголосовали 83,3 % избирателей, принявших участие в голосовании (4 017 273 человека). За одобрение вопроса «Поддерживаете ли вы предложение об установлении новых Г осударственного флага и Государственного герба Республики Беларусь?» проголосовали 3 622 851 человек (75,1 %). За одобрение вопроса «Поддерживаете ли вы действия Президента Республики Беларусь, направленные на экономическую интеграцию с Российской Федерацией?» проголосовали

4 020 001 человек (83,3 %). За одобрение вопроса «Согласны ли вы с необходимостью внесения изменений в действующую Конституцию Республики Беларусь, которые предусматривают возможность досрочного прекращения полномочий Верховного Совета Президентом Республики Беларусь в случаях систематического или грубого нарушения Конституции?» проголосовали 3 749 266 человек (77,7 %).

Таким образом, Глава государства получил поддержку по всем вопросам, вынесенным на указанный референдум.

Состоявшийся 24 ноября 1996 года республиканский референдум по важнейшим проблемам государственной и общественной жизни проходил в сложной и напряженной политической обстановке. В состоянии политиче-

ского противостояния оказались отдельные ветви государственной власти, политические партии и общественные объединения. Со стороны противников референдума была предпринята попытка втянуть в этот конфликт и граждан нашей страны. На референдум были вынесены следующие вопросы:

1. Вопросы, инициированные Президентом Республики Беларусь:

— Перенести День независимости Республики Беларусь (День Республики) на 3 июля -День освобождения Беларуси от гитлеровских захватчиков в Великой Отечественной войне.

— Принять Конституцию Республики Беларусь 1994 года с изменениями и дополнениями (новая редакция Конституции Республики Беларусь), предложенными Президентом Республики Беларусь А.Г. Лукашенко.

— Выступаете ли Вы за свободную, без ограничений, покупку и продажу земли?

— Поддерживаете ли Вы отмену смертной казни в Республике Беларусь?

2. Вопросы, инициированные депутатами Верховного Совета Республики Беларусь:

— Принять Конституцию Республики Беларусь 1994 года с изменениями и дополнениями, предложенными депутатами фракций коммунистов и аграриев.

— Выступаете ли Вы за то, чтобы руководители местных органов исполнительной власти избирались непосредственно жителями соответствующей административно-территориальной единицы?

— Согласны ли Вы, что финансирование всех ветвей власти должно осуществляться гласно и только из государственного бюджета?

По сообщению Центральной комиссии «Об итогах голосования на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года» в списки граждан, которые имели право участвовать в республиканском референдуме, были включены 7 346 397 человек. В голосовании приняли участие 6 181 463 человека, или 84,14 %.

Результаты голосования по каждому вопросу, который вынесен на республиканский референдум Президентом Республики Беларусь, оказались следующими:

1) за одобрение вопроса «Перенести День независимости Республики Беларусь (День Республики) на 3 июля - день освобождения Беларуси от гитлеровских захватчиков в Великой Отечественной войне» проголосовали 5 450 830 человек, или 88,18 %, против проголосовали 646 708 человек, или 10,46 %. 83 925 бюлле-

теней в части этого вопроса признаны недействительными;

2) за принятие Конституции Республики Беларусь 1994 года с изменениями и дополнениями (новая редакция Конституции Республики Беларусь), предложенными Президентом Республики Беларусь А.Г. Лукашенко проголосовали 5 175 664 человека, или 70,45 %, против проголосовали 689 642 человека, или 9,39 %, 316 157 бюллетеней в части этого вопроса признаны недействительными;

3) за одобрение вопроса « Выступаете ли Вы за свободную, без ограничений, покупку и продажу земли?» проголосовали 948 756 человек, или 15,35 %, против проголосовали 5 123 386 человек, или 82,88 %, 109 321 бюллетень в части этого вопроса признан недействительным;

4) за одобрение вопроса «Поддерживаете ли Вы отмену смертной казни в Республике Беларусь?» проголосовали 1 108 226 человек, или 17,93 %, против проголосовали 4 972 535 человек, или 80,44 %, 100 702 бюллетеня в части этого вопроса признаны недействительными.

Результаты голосования по каждому вопросу, который вынесен на республиканский референдум депутатами Верховного Совета Республики Беларусь, были следующими:

1) за принятие Конституции Республики Беларусь 1994 года с изменениями и дополнениями, предложенными депутатами фракций коммунистов и аграриев проголосовали 582 437 человек, или 7,93 %, против проголосовали

5 230 763 человека, или 71,2 %, 368 263 бюллетеня в части этого вопроса признаны недействительными;

2) за одобрение вопроса « Выступаете ли Вы за то, чтобы руководители местных органов исполнительной власти избирались непосредственно жителями соответствующей административно-территориальной единицы?» проголосовали 1 739 178 человек, или 28,14 %, против проголосовали 4 421 866 человек, или 69,92 %, 120 419 бюллетеней в части этого вопроса признаны недействительными;

3) за одобрение вопроса « Согласны ли Вы, что финансирование всех ветвей власти должно осуществляться гласно и только из государственного бюджета?» проголосовали

1 989 252 человека, или 32,18 %, против проголосовали 4 070 261 человек, или 65,85 %, 121 950 бюллетеней в части этого вопроса признаны недействительными.

Законом Республики Беларусь от 26 ноября 1996 года «О республиканском референдуме 24 ноября 1996 года в Республике Беларусь» было определено, что в Республике Беларусь состоялся обязательный республиканский референдум по проекту изменений и дополнений Конституции Республики Беларусь (новая редакция Конституции Республики Беларусь 1994 года). Президенту Республики Беларусь было предложено совместно с Верховным Советом Республики Беларусь принять необходимые меры по реализации решений, принятых на указанном референдуме. Государственным, общественным и иным органам и организациям, должностным лицам и гражданам Республики Беларусь также предложено руководствоваться в своей деятельности решениями, принятыми на республиканском рефе-рендуме7.

В настоящее время в Республике Беларусь правовую основу референдума составляют Конституция Республики Беларусь8, Избирательный кодекс от 11 февраля 2000 года (с изм. и доп.)9 и иные акты законодательства Республики Беларусь, а также постановления Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов. Ранее вопросы, связанные с проведением референдумов в Республике Беларусь, регулировал Закон от 13 июня 1991 года «О народном голосовании (референдуме) в Республике Беларусь»10, который утратил силу в связи с принятием 11 февраля 2000 года Избирательного кодекса Республики Беларусь.

Закрепив положение о том, что носителем суверенитета и единственным источником власти является народ, Конституция Республики Беларусь установила, что для решения важнейших вопросов государственной и общественной жизни могут проводиться республиканские и местные референдумы. В Конституции Республики Беларусь референдуму посвящена отдельная Глава 2 (Раздел III «Избирательная система. Референдум»). Согласно ст. 112 Избирательного кодекса Республики Беларусь на республиканский референдум могут выноситься важнейшие вопросы государственной и общественной жизни Республики

7 Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1996. № 35. Ст. 632.

8 Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999. № 1. 1/0 ; 2004. № 188. 1/6032.

9 Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. № 25. 2/145 ; 2011. № 127. 2/1861.

10 Ведомости Верховного Совета БССР. 1991. № 25. Ст. 364.

Беларусь. На местный референдум могут выноситься вопросы, имеющие важнейшее значение для населения соответствующих административно-территориальных единиц и отнесенные к компетенции соответствующих местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов.

При этом Избирательным кодексом предусмотрено, что на республиканский референдум не могут выноситься вопросы, которые могут вызвать нарушение территориальной целостности Республики Беларусь; связанные с избранием и освобождением Президента Республики Беларусь, назначением (избранием, освобождением) должностных лиц, назначение (избрание, освобождение) которых относится к компетенции Президента Республики Беларусь и палат Национального собрания Республики Беларусь; о принятии и изменении бюджета, установлении, изменении и отмене налогов; об амнистии, о помиловании.

Такая же практика существует во многих странах. Так, согласно законодательству ФРГ не допускается проведение референдума в отношении законов о налогах и бюджете, об амнистии и помиловании, о полномочиях на ратификацию международных договоров. Согласно Федеральному конституционному закону Российской Федерации от 28 июня 2004 года «О референдуме Российской Федерации» на референдум не могут выноситься вопросы изменения статуса субъектов РФ, закрепленного Конституцией; о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также о проведении досрочных выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации; об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации; о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения и др.11 Статья 75 Конституции Италии предусматривает возможность проведения референдума для отмены, полностью или частично, любого закона или акта Республики, имеющего силу закона, за исключением законов о налогах и бюджете,

11 СЗ РФ. 2004. № 27. Ст. 2710 ; 2008. № 17. Ст. 1754.

об амнистии и помиловании, о полномочиях на ратификацию международных договоров12.

В Республике Беларусь на местный референдум не выносятся вопросы, перечисленные в ст. 112 Избирательного кодекса Республики Беларусь (то есть вопросы, которые не могут выноситься на республиканский референдум), а также вопросы, связанные с назначением на должность, утверждением в должности или освобождением от должности, относящиеся к компетенции местного исполнительного и распорядительного органа либо его руководителя.

По сложившейся конституционно-правовой практике инициатива референдума может исходить от парламента, главы государства (Франция), группы депутатов парламента (Венгрия - 50 депутатов), группы избирателей Италия - 50 тыс.), группы органов местного самоуправления (Италия - 5 областных советов). В Российской Федерации согласно действующему Федеральному конституционному закону «О референдуме Российской Федерации» инициатива проведения общегосударственного референдума принадлежит не менее чем 2 млн граждан, имеющих право на участие в референдуме, при условии, что на территории одного субъекта Федерации или в совокупности за пределами Российской Федерации находится место жительства не более 50 тыс.

13

из них .

В Республике Беларусь право инициативы на проведение республиканского референдума принадлежит Президенту Республики Беларусь, Палате представителей, Совету Республики и гражданам Республики Беларусь. Инициатива Палаты представителей и Совета Республики на проведение республиканского референдума выражается в виде предложения, которое принимается на их раздельных заседаниях большинством голосов от полного состава каждой из палат, и вносится Президенту Республики Беларусь. Инициатива граждан на проведение республиканского референдума выражается в виде предложения, внесенного не менее 450 тыс. граждан, обладающих избирательным правом, в том числе не менее 30 тыс. граждан от каждой из областей и г. Минска.

В случае, если с инициативой о проведении республиканского референдума выступа-

12 Конституции зарубежных государств. С. 258.

13 См.: Статья 14 Федерального конституционного закона Российской Федерации от 28 июня 2004 г. «О референдуме Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. № 27. Ст. 2710 ; 2008. № 17. Ст. 1754.

ют граждане, ими образуется группа по проведению референдума (инициативная группа) из числа лиц, имеющих право участвовать в референдуме, в количестве не менее 100 человек, примерно в равной степени представляющих граждан от каждой области и г. Минска.

Инициативная группа обращается в Центральную комиссию по выборам и проведению республиканских референдумов с заявлением о регистрации инициативной группы и вопроса (проекта решения), предлагаемого ею на референдум. К заявлению прилагаются протокол собрания инициативной группы, на котором было принято решение об образовании группы, выдвижении инициативы о проведении референдума, вопросе (проекте решения), предлагаемом на референдум, избрании председателя группы и координаторов по областям и г. Минску, список участников собрания, подписанный председателем и секретарем собрания, а также список членов инициативной группы, давших согласие на участие в работе инициативной группы, что должно быть подтверждено их собственноручными подписями, подлинность которых подлежит нотариальному засвидетельствованию.

Выносимый на республиканский референдум вопрос (проект решения) должен быть сформулирован инициативной группой четко и ясно с тем, чтобы на него был возможен однозначный ответ. Формулировка вопроса (проекта решения), предлагаемого на референдум, может быть уточнена с согласия инициативной группы, о чем необходимо представить протокол собрания группы.

Документы, представленные инициативной группой о проведении республиканского референдума, и вопрос (проект решения), предлагаемый на референдум, направляются Центральной комиссией на заключение в Министерство юстиции и Прокуратуру Республики Беларусь, которые проверяют соответствие вопроса (проекта решения) требованиям законодательства Республики Беларусь и соблюдение порядка образования инициативной группы.

Вопрос (проект решения), предлагаемый на республиканский референдум с учетом заключения Министерства юстиции и Прокуратуры Республики Беларусь, и состав инициативной группы регистрируются Центральной комиссией.

В регистрации отказывается в случае нарушения требований законодательства Республики Беларусь. Отказ в регистрации инициа-

тивной группы может быть обжалован в месячный срок в Верховный Суд Республики Беларусь. При этом жалоба должна быть подписана большинством состава инициативной группы.

После регистрации инициативной группы Центральная комиссия выдает ей свидетельство о регистрации и образец листа (подписного листа) для сбора подписей граждан под предложением о проведении республиканского референдума, а членам инициативной группы -соответствующие удостоверения.

Материальное обеспечение агитации по инициированию республиканского референдума гражданами и сбору подписей граждан осуществляется за счет средств инициативной группы, которая открывает для этого счет в банке. В этих целях инициативная группа может использовать добровольные пожертвования организаций (за исключением государственных), политических партий, других общественных объединений, трудовых коллективов, граждан Республики Беларусь. Контроль за поступлением и расходованием этих средств осуществляется Центральной комиссией.

Кроме того, законодательством предусмотрено, что на подготовку и проведение референдума использование средств иностранных государств, предприятий, организаций, иностранных граждан и международных организаций, предприятий Республики Беларусь с иностранными инвестициями не допускается.

Следует особо подчеркнуть, что сбор подписей граждан под предложением о проведении референдума осуществляется только членами инициативной группы в 2-месячный срок со дня регистрации инициативной группы. В подписной лист могут быть включены исключительно подписи граждан, проживающих в одном населенном пункте, а в городах с районным делением - в одном районе города.

Принуждение граждан Республики Беларусь с целью получения подписи в подписном листе, а также использование противоправных форм сбора подписей запрещается. В случае обнаружения нескольких подписей одного и того же гражданина достоверной считается только одна подпись, а остальные подписи считаются недостоверными. Ответственность за достоверность содержащихся в подписных листах данных несет член инициативной группы, осуществлявший сбор подписей.

О результатах сбора подписей граждан в подписных листах в поддержку инициативы о проведении республиканского референдума

принимается решение соответствующего районного, городского исполнительного комитета, районной администрации в городе, которое направляется соответственно в областной, Минский городской исполнительный комитет.

Подписные листы должны находиться на хранении в соответствующих районных, городских исполнительных комитетах, районных администрациях в городах.

Проверить достоверность подписей граждан в подписных листах при необходимости в 5-дневный срок могут также областные, Минский городской исполнительные комитеты. После принятия решений данными комитетами инициативная группа составляет заключительный акт о сборе подписей и представляет его в Центральную комиссию.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В свою очередь Центральная комиссия проверяет соответствие заключительного акта инициативной группы и поступивших решений областных, Минского городского исполнительных комитетов требованиям Избирательного кодекса и иных актов законодательства Республики Беларусь и составляет заключение о соблюдении данной группой требований Избирательного кодекса.

Заключительный акт инициативной группы вместе со своим заключением и протоколом, если отсутствуют основания для отклонения предложения о проведении референдума, Центральная комиссия передает Президенту Республики Беларусь.

Решение Центральной комиссии об отклонении предложения по проведению референдума может быть обжаловано в месячный срок в Верховный Суд Республики Беларусь, при этом жалоба должна быть подписана большинством состава инициативной группы.

Повторное инициирование гражданами проведения референдума по одному и тому же вопросу допускается не ранее чем через один год после отклонения предложения о проведении референдума и не ранее чем через три года после проведения референдума по этому вопро-су14. Аналогичная норма заложена и в законода-

тельстве других государств. В частности, Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» устанавливает, что проведение повторного референдума, то есть референдума по вопросам, имеющим по смыслу или содержанию ту же формулировку, что и вопросы, голосование по которым проведено на состоявшемся референдуме, не допускается в течение двух лет со дня официального опубликования (обнародования) его результатов15.

В соответствии со ст. 117 Избирательного кодекса Республики Беларусь Президент Республики Беларусь назначает республиканский референдум по собственной инициативе или в 2-месячный срок после внесения на его рассмотрение в соответствии с Избирательным кодексом предложений палат Национального собрания Республики Беларусь либо граждан.

В указе Президента Республики Беларусь о назначении референдума, как правило, предусматриваются:

- дата проведения референдума;

- юридическая сила решения, принятого референдумом;

- формулировка вынесенного на референдум вопроса (вопросов);

- иные организационные мероприятия по обеспечению проведения референдума16.

Если на референдум выносится законопроект, то он прилагается к указу Президента Республики Беларусь о назначении референдума. Дата проведения референдума устанавливается не позднее трех месяцев со дня издания указа Президента Республики Беларусь о назначении референдума.

Президент Республики Беларусь вправе отклонить предложение о проведении референдума, если оно не соответствует требованиям Избирательного кодекса и иных актов законодательства Республики Беларусь. Решение Президента Республики Беларусь об отклонении референдума оформляется указом.

Окончание см: Юридическая наука. 2013.

№ 4.

14 См.: Статья 116 Избирательного кодекса Республики Беларусь от 11 февраля 2000 г. (с изм. и доп.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2000. № 25. 2/145 ; 2011. № 127. 2/1861.

15 См.: Статья 7 Федерального конституционного закона Российской Федерации от 28 июня 2004 г. «О референдуме Российской Федерации» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 2004. № 27. Ст. 2710 ; 2008. № 17. Ст. 1754.

16 См.: Статья 117 Избирательного кодекса Республики Беларусь от 11 февраля 2000 г. (с изм. и доп.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2000. № 25. 2/145 ; 2011. № 127. 2/1861.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.