Научная статья на тему 'КОНСТИТУЦИОННАЯ ТРАДИЦИЯ: ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ РОССИЙСКОГО И ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА'

КОНСТИТУЦИОННАЯ ТРАДИЦИЯ: ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ РОССИЙСКОГО И ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
270
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ / КОНСТИТУЦИОННАЯ ТРАДИЦИЯ / КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ / ЦЕННОСТИ / ПРИНЦИПЫ ЛИБЕРАЛЬНОЙ ДЕМОКРАТИИ / CONSTITUTION / CONSTITUTIONAL TRADITION / CONSTITUTIONALISM / VALUES / PRINCIPLES OF LIBERAL DEMOCRACY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Милосердов Алексей Сергеевич

В статье раскрывается понятие конституционной традиции. Показаны особенности формирования конституционной традиции в России. Поставлен вопрос о соотношении российских ценностей и заимствованных идей конституционализма. Сделан вывод, что имеющееся базовое противоречие между отечественной конституционной традицией и заимствованными ценностями западного конституционализма проявляется, во-первых, в недостаточно эффективной работе целого ряда государственных и конституционных институтов, во-вторых, в неэффективной реализации конституционных норм и положения на практике

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTITUTIONAL TRADITION: THE PROBLEM OF CORRELATION OF RUSSIAN AND FOREIGN EXPERIENCE

The article reveals the concept of constitutional tradition. Features of formation of constitutional tradition in Russia are shown. The question of the correlation of Russian values and borrowed ideas of constitutionalism is raised. It is concluded that the existing basic contradiction between the national constitutional tradition and the borrowed values of Western constitutionalism is manifested, firstly, in the insufficiently effective work of a number of state and constitutional institutions, and secondly, in the ineffective implementation of constitutional norms and provisions in practice

Текст научной работы на тему «КОНСТИТУЦИОННАЯ ТРАДИЦИЯ: ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ РОССИЙСКОГО И ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА»

с® ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ ПРАВА ^D

МИЛОСЕРДОВ Алексей Сергеевич,

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права Международного юридического института (филиал в г. Королев),

e-mail: korolev@lawinst.ru

КОНСТИТУЦИОННАЯ ТРАДИЦИЯ: ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ РОССИЙСКОГО И ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА

Аннотация. В статье раскрывается понятие конституционной традиции. Показаны особенности формирования конституционной традиции в России. Поставлен вопрос о соотношении российских ценностей и заимствованных идей конституционализма. Сделан вывод, что имеющееся базовое противоречие между отечественной конституционной традицией и заимствованными ценностями западного конституционализма проявляется, во-первых, в недостаточно эффективной работе целого ряда государственных и конституционных институтов, во-вторых, в неэффективной реализации конституционных норм и положения на практике.

Ключевые слова: конституция; конституционная традиция; конституционализм; ценности; принципы либеральной демократии.

MILOSERDOV Alexey Sergeyevich,

Candidate of Law, Associate Professor of Civil Law, International Law Institute (Korolev branch)

CONSTITUTIONAL TRADITION: THE PROBLEM OF CORRELATION OF RUSSIAN AND FOREIGN EXPERIENCE

Annotation. The article reveals the concept of constitutional tradition. Features of formation of constitutional tradition in Russia are shown. The question of the correlation of Russian values and borrowed ideas of constitutionalism is raised. It is concluded that the existing basic contradiction between the national constitutional tradition and the borrowed values of Western constitutionalism is manifested, firstly, in the insufficiently effective work of a number of state and constitutional institutions, and secondly, in the ineffective implementation of constitutional norms and provisions in practice.

Keywords: Constitution; constitutional tradition; constitutionalism; values; principles of liberal democracy.

Конституция выступает в современном государстве не только актом высшей юридической силы, она «венчает» здание правовой системы, определяет главные направления развития общественных отношений. От конституционных норм и практики их реализации непосредственно зависит государственное устройство и правовой статус личности. В то же время, в каждой стране конституция имеет свои особенности, причем нередко они выражены ярко и отчетливо. Все это заставляет ученых обращать пристальное внимание на исследование существующей конституционной традиции как магистрального направления государственно-правового развития.

Исходной предпосылкой для исследования конституционной традиции выступает положение

о том, что она представляет собой неотъемлемую часть правовой традиции. В свою очередь правовая традиция, как отмечает Д.А. Пашенцев, может рассматриваться как исторически сложившаяся в конкретном обществе совокупность принципов построения национальной правовой системы, которая получает свое выражение в нормах, правовых обычаях, ценностях и представлениях о праве [5, с. 2]. Она основана на определенной, присущей конкретному социуму системе ценностей [4, с. 6], и это является одним из факторов ее уникальности. В связи с этим, заслуживает внимания позиция К.В. Арановского, который пишет о государственно-правовой традиции и трактует ее как определенный нормативно-ценностный комплекс, который сложился исторически. Роль государственно-правовой традиции состоит в том, что

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2019

ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ ПРАВА

она позволяет обществу и государству существовать в цивилизованных и правовых рамках [2, с. 47]. Опираясь на приведенные суждения, позволим себе сформулировать определение конституционной традиции: конституционная традиция -это закрепленная в основном законе страны система принципов организации государственной власти и прав и свобод человека и гражданина, которая опирается на существующие в данном социуме конституционные и иные правовые ценности и сложилась в процессе исторического развития государства.

Чтобы получить представление о сущности и содержании той или иной конституционно-правовой традиции, необходимо не только исследовать нормы действующей конституции, но и проследить историю их формирования, раскрыть ценностный потенциал и его динамику, а также проанализировать практику реализации конституционных положений на протяжении достаточно длительного периода времени.

Важное значение имеет вопрос о соотношении конституционной традиции и функциях конституции. По нашему мнению, функции конституции состоят, прежде всего, в том, чтобы обеспечить единство народа в рамках существующего государства на основе традиционно присущих ему ценностей с учетом международно признанных прав человека. В связи с этим отметим, что конституционная традиция может порой играть и отрицательную роль. Например, в российской конституционной традиции приято, что государство играет главенствующую роль по отношению к обществу. Как убедительно пишет С.А. Авакьян, «общество реально существует в России как придаток государства, властные структуры которого руководят обществом» [1, с. 8]. Поэтому можно констатировать, что наблюдающееся в современных условиях формирование институтов гражданского общества, о чем обстоятельно пишут ученые [3, с. 224], происходит фактически вопреки отечественной конституционной традиции, что сильно осложняет данный процесс. Очевидно, что конституционная традиция не всегда несет в себе позитивный потенциал, она может выступать и тормозом общественного развития, прежде всего, в тех случаях, когда отстает от развития общественных отношений и стоящих перед социумом новых задач. Но изменить конституционную традицию в таких случаях сложно, так как она складывается в течение длительного времени и опирается на выработанные за долгий период общественного развития ценности.

Российская конституция, принятая в 1993 г., имеет относительно недолгую историю. При этом она в какой-то степени опирается на предшествующие ей конституционные акты, но в определен-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2019

ной мере и противоречит им. В связи с этим, представляет научный интерес вопрос о том, какой из двух факторов оказал большее влияние на российскую конституцию: отечественная конституционная традиция или зарубежный опыт конституционного регулирования общественных отношений.

По поводу принятия первой в нашей стране конституции среди ученых продолжаются споры. Существуют две основных позиции: первая настаивает на том, что первой российской конституцией стали Основные законы Российской империи в редакции 1906 года или даже Манифест 1905 года; сторонники второй позиции полагают, что возможно вести речь только о Конституции РСФСР 1918 г.

Нам представляется более обоснованной вторая из указанных позиций, так как документы и акты Российской империи начала ХХ века, при всей их важности для государственного развития, не отвечают в полной мере тем требованиям и характеристикам, которые позволяют говорить именно о конституции. Таким образом, говорить о существовании конституционной традиции в России до 1918 г. не представляется возможным. Следовательно, принимавшаяся в 1918 г. конституция не была порождением отечественной традиции, а представляла собой новый опыт, основанный на синтезе мировой практики и большевистских инноваций.

Конституции РСФСР 1918 г. имела ярко выраженные особенности, которые не позволяют говорить о сильном влиянии на нее зарубежного конституционного опыта и соответствующих ему образцов. В этой конституции отсутствовали принципы парламентаризма и разделения властей, не было закреплено политического плюрализма. В основе правового статуса личности, который определялся в тексте основного закона достаточно скудно, лежал классовый принцип. Именно по такому принципу осуществлялось наделение политическими правами, в первую очередь, избирательным правом. В сходном ключе были сформулированы и обязанности личности, в том числе, обязанность трудиться, которой не было в других конституциях мира. Система советов как новая форма демократии также была новой для мировой конституционной практики.

Возвращаясь к современной российской конституции, отметим, что она принципиально отличается от предшествующих ей конституций советского периода. Вместо общенародной формы собственности на средства производства она провозглашает равенство всех форм собственности. Вместо советской системы организации власти провозглашает принципы либеральной парламентской демократии. Классовый под-

ход к пониманию прав человека сменил подход естественно-правовой.

В основе содержания современной российской Конституции лежат следующие важные принципы: признание человека, его прав и свобод высшей ценностью; плюрализм и равенство всех форм собственности; разделение властей. В итоге действующая Конституция 1993 г. закрепляет формы и принципы, характерные для либеральной модели конституционализма и реализованные в большинстве современных зарубежных конституций. В связи с этим, уместно вспомнить, что первая в мире Конституция была принята в 1887 г. в США, а вторая - в 1891 г. во Франции. Обе эти конституции были основаны на сходных либеральных идеях. Фактически их пронизывала идея прав человека и политических свобод, но в ряде случаев реальная конституционная практика развивалась не совсем в этом русле. Достаточно вспомнить о продолжавшемся рабстве негров, о притеснениях индейцев, о лишении женщин избирательных прав. Потребовались долгие десятилетия, чтобы главные конституционные принципы получили полную практическую реализацию.

Таким образом, современный либеральный конституционализм, идеи которого лежат в основе Конституции Российской Федерации, зародился в западном обществе, сформировался на основе присущих этому обществу или его части системы ценностей. В России идеи конституционализма имели заимствованный характер. Они получили свое практическое воплощение только в виде отдельных конституционных дворянских проектов начала девятнадцатого столетия, которые в то время так и не стали достоянием широкой общественности и не были воплощены на практике. Эти идеи в то время коренным образом противоречили всей сформировавшейся за века государственно-правовой традиции, которую сложно назвать конституционной.

Став основой современной Российской конституции, идеи либерального конституционализма и те ценности, на которых они основаны, стали постепенно проникать в государственно-правовую практику. Начался сложный процесс активного взаимодействия и даже борьбы между ценностями российской конституционной традиции, сформированным в советское время и в некоторой степени воплощавших дореволюционный менталитет с присущей ему общинностью и соборностью, с новыми, заимствованными ценностями, которые были непривычны для ментальной составляющей российской правовой системы.

Таким образом, в основе современного конституционно-правового развития России лежит базовое противоречие между отечественной кон-

ституционной традицией и заимствованными ценностями западного конституционализма. Это противоречие проявляется, во-первых, в недостаточно эффективной работе целого ряда государственных и конституционных институтов, во-вторых, в неэффективной реализации конституционных норм и положения на практике. Предпринимаемые государством усилия не всегда приводят к видимым результатам. Остается надеяться, что это длительный процесс, и он завершится достигнутой унификацией конституционных ценностей. В качестве альтернативы может быть принято решение об изменении тех положений основного закона, которые не соответствуют национальной конституционной традиции и лежащим в ее основе базовым ценностям. Какой путь будет избран, покажет время.

Список литературы:

[1] Авакьян С.А. Некоторые мысли о состоянии и перспективах конституционно-политического развития России // Вестник Московского университета. Серия 11: Право. 2016. № 1.

[2] Арановский К. В. Конституция как государственно-правовая традиция и условия ее изучения в российской правовой среде // Известия вузов. Правоведение. 2002. № 1.

[3] Лагуткин А.В., Грудцына Л.Ю. Конституция России и развитие институтов гражданского общества // Право и общество. 2017. № 1.

[4] Пашенцев Д.А. Российская законотворческая традиция: онтология процесса // Журнал российского права. 2018. № 8.

[5] Пашенцев Д.А., Черногор Н.Н. Правовая традиция и правопоря док: соотношение и взаимовлияние // Правозащитник. 2017. № 1.

Spisok literatury:

[1] Avak'yan S.A. Nekotorye mysli o sostoyanii i perspektivah konstitucionno-politicheskogo razvitiya Rossii // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 11: Pravo. 2016. № 1.

[2] Aranovskij K. V. Konstituciya kak gosudarst-venno-pravovaya tradiciya i usloviya ee izucheniya v rossijskoj pravovoj srede // Izvestiya vuzov. Pravove-denie. 2002. № 1.

[3] Lagutkin A.V., Grudcyna L.YU. Konstituciya Rossii i razvitie institutov grazhdanskogo obsh-chestva // Pravo i obshchestvo. 2017. № 1.

[4] Pashencev D.A. Rossijskaya zakonot-vorcheskaya tradiciya: ontologiya processa // ZHur-nal rossijskogo prava. 2018. № 8.

[5] Pashencev D.A., CHernogor N.N. Pravo-vaya tradiciya i pravoporyadok: sootnoshenie i vzai-movliyanie // Pravozashchitnik. 2017. № 1.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.