Научная статья на тему 'КОНСТИТУЦИОННАЯ РЕФОРМА В РОССИИ: ПЕРЕСМОТР ИЛИ МОДЕРНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОСНОВЫ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА?'

КОНСТИТУЦИОННАЯ РЕФОРМА В РОССИИ: ПЕРЕСМОТР ИЛИ МОДЕРНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОСНОВЫ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА? Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
149
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПОПРАВКИ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА / ПРИНЦИПЫ СОЛИДАРНОСТИ / СПРАВЕДЛИВОСТИ / СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА / БИЗНЕС / ГОСУДАРСТВО / ЧЕЛОВЕК / CONSTITUTIONAL AMENDMENTS / SOCIAL RIGHTS / PRINCIPLES OF SOLIDARITY / JUSTICE / SOCIAL PARTNERSHIP / BUSINESS / STATE / PERSON

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Яблонский Иван Владимирович, Харитонов Илья Константинович

Актуальность затронутой в статье темы связана с проводимой в стране конституционной реформой и предстоящими изменениями в социально-экономическом устройстве Российского государства. Авторы анализируют действующие нормы Конституции РФ и предлагаемые поправки, регулирующие основы социально-экономических отношений в России. Предлагаемые изменения коснутся важных сфер взаимодействия общества, государства и личности и повлекут за собой создание качественно новой системы социально-экономических отношений, формирование нового содержания социально-экономического статуса человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Яблонский Иван Владимирович, Харитонов Илья Константинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTITUTIONAL REFORM IN RUSSIA: REVISION OR MODERNIZATION OF THE SOCIO-ECONOMIC BASIS OF THE RUSSIAN STATE?

This article is devoted to an important topic, the relevance of which is associated with the ongoing constitutional reform in the country and the upcoming changes in the socio-economic structure of the Russian state. The current norms of the Constitution and the proposed amendments regulating the socio-economic foundations of Russia are analyzed. The authors conclude that the proposed changes will affect important areas of the life of society, the state, business and people. These changes will entail the creation of a qualitatively new system of socio-economic relations, the formation of a new content of the socio-economic status of a person.

Текст научной работы на тему «КОНСТИТУЦИОННАЯ РЕФОРМА В РОССИИ: ПЕРЕСМОТР ИЛИ МОДЕРНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОСНОВЫ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА?»

Яблонский Иван Владимирович Харитонов Илья Константинович

Конституционная реформа в России: пересмотр или модернизация социально-экономической основы Российского государства?

Актуальность затронутой в статье темы связана с проводимой в стране конституционной реформой и предстоящими изменениями в социально-экономическом устройстве Российского государства. Авторы анализируют действующие нормы Конституции РФ и предлагаемые поправки, регулирующие основы социально-экономических отношений в России. Предлагаемые изменения коснутся важных сфер взаимодействия общества, государства и личности и повлекут за собой создание качественно новой системы социально-экономических отношений, формирование нового содержания социально-экономического статуса человека.

Ключевые слова: конституционные поправки, социальные права, принципы солидарности, справедливости, социального партнерства, бизнес, государство, человек.

Constitutional reform in Russia: revision or modernization of the socio-economic basis of the Russian state?

This article is devoted to an important topic, the relevance of which is associated with the ongoing constitutional reform in the country and the upcoming changes in the socio-economic structure of the Russian state. The current norms of the Constitution and the proposed amendments regulating the socio-economic foundations of Russia are analyzed. The authors conclude that the proposed changes will affect important areas of the life of society, the state, business and people. These changes will entail the creation of a qualitatively new system of socio-economic relations, the formation of a new content of the socio-economic status of a person.

Keywords: constitutional amendments, social rights, principles of solidarity, justice, social partnership, business, state, person.

Действующая Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г., оставаясь основным законом страны, требует обновления и приведения в соответствие существующим реалиям государственного и общественного развития. Существовавшие на момент ее принятия политические, экономические и социальные установки под влиянием различных факторов претерпели ряд изменений и трансформаций, повлекших за собой необходимость корректировки базовых положений, касающихся основных институтов государства и общества, закрепленных в действующей Конституции Российской Федерации.

Ряд положений Конституции Российской Федерации объективно требует пересмотра по причине «выхода на новый уровень» общественных отношений в различных отраслях жизнедеятельности человека и гражданина.

Как отметил Президент Российской Федерации В.В. Путин в послании Федеральному Со-

бранию Российской Федерации, действующую Конституцию принимали десятилетия назад и ситуация в стране с тех пор кардинально изменилась. Тот документ действительно рождался в борьбе мнений, на фоне политического кризиса 1993 г., когда исполнительная и законодательная ветви власти оказались по разные стороны баррикад. Нынешние поправки предлагается обсудить на всенародном голосовании в принципиально иной обстановке.

Предложенные тезисы демонстрируют стремление сохранить стабильность Конституции и основ конституционного строя и в то же время качественно пересмотреть ее отдельные положения, нуждающиеся в корректировке [1].

Следует отметить, что пакет поправок в Конституцию Российской Федерации оказался значительным по объему, при этом некоторые из них носят принципиальный характер и касаются важных устоев общества и государства. Естественно, не все поправки прошли обсуждение в Государственной Думе Российской Фе-

167

дерации. Более 300 предложений поступило на рассмотрение профильного комитета Госдумы, еще 600 - в рабочую группу по поправкам к основному закону России. В итоговый вариант документа попала лишь небольшая часть из предложенных изменений [2].

Президент Российской Федерации В.В. Путин внес законопроект № 885214-7, который предлагает изменение девяти статей Конституции.

В настоящей статье речь пойдет о тех поправках, которые касаются социально-экономических отношений. Наша задача - оценить, будет ли это началом коренной перестройки социально-экономической системы России или они будут носить внешний характер.

14 марта 2020 г. Президент России В.В. Путин подписал закон о поправках в конституцию, а 16 марта 2020 г. Конституционный Суд Российской Федерации подтвердил соответствие поправок Конституции.

Итак, в Конституцию Российской Федерации предлагаются следующие поправки.

Добавляется норма, которая предусматривает цели экономического роста и укрепления доверия между народом и государством.

Данное предложение буквально звучит следующим образом: «в Российской Федерации создаются условия для устойчивого экономического роста страны и повышения благосостояния граждан, для взаимного доверия государства и общества, гарантируются защита достоинства граждан и уважение человека труда, обеспечиваются сбалансированность прав и обязанностей гражданина, социальное партнерство, экономическая, политическая и социальная солидарность».

Это положение подкрепляется тем, что государство уже на данный момент предпринимает ряд шагов, направленных на экономический рост. Уже планируется пересмотр положений бюджета в сторону увеличения его расходов, прежде всего на социальную сферу.

По сравнению с прежними нормами на государство возлагается обязанность по созданию условий для экономического роста и повышения благосостояния граждан, провозглашаются идеи партнерства в социальной сфере и идеи солидарности .

Вместе с тем, по нашему мнению, предложенные формулировки могут вызвать на практике неоднозначные толкования, поскольку существуют различные трактовки понятия «благосостояние граждан» и отсутствуют универсальные критерии экономического роста.

Отдельные авторы также отмечают, что экономический рост может сопровождаться

увеличением коррупционных рисков, расслоением населения и другими неблагоприятными последствиями.

Ныне действующие нормы Конституции закрепляют четкий перечень прав и обязанностей государства в экономической сфере.

Так, в соответствии со ст. 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности [3].

Указанные поправки к Конституции, по мнению авторов, носят «прорывной» характер, означающий переход от «экономически ориентированного» государства к действительно «социально ориентированному» государству [4, с. 87].

Разработка нового усовершенствованного законодательства ориентирована больше на обеспечение баланса интересов граждан, бизнеса и государства [5, с. 123]. В научной литературе отмечается, что делается это с целью устранения излишнего неэффективного государственного регулирования хозяйственной деятельности [6, с. 3], а следовательно, для стабильного развития страны как правового демократического государства и модернизации экономических основ конституционного строя Российской Федерации.

Действующие на данный момент конституционные нормы, регулирующие социальные основы Российского государства, содержат базовые социальные гарантии, касающиеся поддержки социально незащищенных слоев населения, базовых бесплатных услуг, а также гарантий основных социально-экономических прав граждан.

С этой целью в Конституции закрепляются гарантии минимального размера оплаты труда не менее величины прожиточного минимума, индексации социальных выплат, пенсии.

Конституционной поправкой предлагается добавить в ст. 75 (о финансовой системе) нормы, которые видоизменяют понимание социальной справедливости.

Так, предусматривается, что Российская Федерация уважает труд граждан и обеспечивает защиту их прав. Государством гарантируется минимальный размер оплаты труда не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации.

В Российской Федерации формируется система пенсионного обеспечения граждан на

168

основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений и поддерживается ее эффективное функционирование, а также осуществляется индексация пенсий не реже одного раза в год в порядке, установленном федеральным законом.

В Российской Федерации в соответствии с федеральным законом гарантируются обязательное социальное страхование, адресная социальная поддержка граждан и индексация социальных пособий и иных социальных выплат.

Таким образом, провозглашаются идеи партнерства и солидарности, задается вектор на построение совершенно новых социально-экономических отношений в России, предполагающих новые принципы взаимодействия общества, государства, бизнеса и человека.

Появление таких новых для Конституции понятий, как «солидарность» и «справедливость», позволяет говорить о возникновении новой модели экономических и социальных отношений в России.

В литературе сложилось следующее понимание данных категорий.

Под солидарностью понимаются сотрудничество во имя достижения общих целей, известное совпадение интересов, взаимные поддержка и уважение.

В данном постулате прослеживаются идеи социологии О. Конта - нерасторжимая связь всех сторон общественной жизни, из которой вытекает и единство целей. Общество выше всех своих составных частей. Каждый элемент социальной системы должен рассматриваться в свете целого. В этом необходимость и основа солидарности. Идеальное общество Конт назвал социократией, т.е. властью всего общества или, скорее, в интересах всего общества. Социо-кратия противопоставлялась как консервативной аристократии, так и демократии [7, с. 34].

Таким образом, социальную солидарность можно рассматривать и как принцип, и как цель развития общества и государства.

Социальная справедливость предполагает возложение на государство поддержки социально незащищенных слоев населения, перераспределение финансовой нагрузки и т.п.

Повышение благосостояния граждан находится в тесной связи с социальной солидарностью и предполагает всеобщность и равенство исходных начал действия экономических инструментов в отношении всех граждан Российской Федерации. Это можно трактовать как превалирование общественного интереса над личным, поскольку только через объединение

сил возможно достижение социально значимых результатов для общества и государства.

Социальное партнерство же означает такое построение взаимоотношений между нанимателями, государственными органами, профессиональными союзами, при которых они на основе равноправного сотрудничества, взаимных уступок и компромиссов обеспечивают эффективное взаимодействие между собой в целях предотвращения коллективных трудовых споров, урегулирования разногласий и обеспечения социального мира и стабильности в обществе.

Социальное партнерство - это нахождение баланса интересов между государством, бизнесом и наемными работниками.

Таким образом, посредством конституционных норм, учитывая их учредительный и базовый характер, происходит дальнейшее укрепление базового, конституционного статуса личности за счет конкретизации его социальных прав как человека, как наемного работника, как члена общества, как гражданина.

Новый уровень развития производительных сил в обществе объективно требует пересмотра подходов к правам наемного работника и обязанностям бизнеса, что направлено на дальнейшее развитие системы гарантий прав и свобод человека и гражданина. Социальное партнерство сегодня - это способ согласования противоположных интересов, метод решения социально-экономических проблем в обществе. Социальное партнерство предполагает обязательное соблюдение определенных принципов, таких как законность, равноправие сторон, уважение интересов сторон, стремление к балансу интересов, ориентация на сотрудничество, открытость, полномочность представителей, на диалог и переговоры.

Государство вводит обязательное правило для всех субъектов-нанимателей устанавливать минимальный размер оплаты труда не менее прожиточного минимума.

Реализация данных установок происходит в различных странах по-разному. Во многих государствах были разработаны стандарты или нормативы, соблюдение которых защищал закон. Эти стандарты касались минимальной заработной платы, средней продолжительности рабочей недели, продолжительности отпусков, пособий по болезни и т.д. В то же время государство определило область, в которой социально-трудовые вопросы должны стать предметом переговоров и договоренностей между работодателями и организациями наемных работников.

169

С учетом вышеизложенного также выносятся на всенародное голосование поправки к ст. 114, предусматривающие следующие обязанности Правительства Российской Федерации:

обеспечивать государственную поддержку научно-технологического развития России, сохранять и развивать ее научный потенциал;

обеспечивать функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой-либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни;

осуществлять меры по поддержке институтов гражданского общества, в том числе некоммерческих организаций, обеспечивать их участие в выработке и проведении государственной политики;

осуществлять меры по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности;

содействовать развитию предпринимательства и частной инициативы;

обеспечивать реализацию принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений;

осуществлять меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным;

создавать условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры.

Что касается закрепления в Конституции ряда социальных обязательств, касающихся зарплат и пенсий, то они не окажут существенного влияния на социально-экономическую ситуацию, так как эти нормы и в текущий момент находятся в рамках федеральных законов.

Можно предполагать, что вынесение на референдум проанализированных выше конституционных поправок призвано придать легитимность измененному политическому строю и предоставить возможность рядовым гражданам ощутить сопричастность с принимаемыми важнейшими решениями на федеральном уровне.

Таким образом, изменения в Конституцию, которые предложил Президент Российской Федерации и которые выносятся на референдум, распространяют свое действие на социальные обязательства государства перед гражданами, на положение чиновников и главы государства, а также на конфигурацию всей социально-экономической системы. С учетом важности и значимости поправок предполагается, что окончательное решение по ним примут российские граждане на референдуме [8].

Закрепление новых социально-экономических установок во взаимосвязи с уже существующими, закрепленными в конституционных нормах, должно способствовать дальнейшему развитию государственных и общественных институтов в сторону защиты прав и свобод человека и гражданина во всех сферах экономики, что обусловливает качественно новые обязанности и бизнеса, и государства, и самих граждан.

1. URL: https://ria.ru/20200115/1563458293.html

2. URL: https://www.gazeta.ru/politics/2020/ 03/02_a_12985747.shtml

3. Конституция Российской Федерации от 12 дек. 1993 г.: в ред. законов РФ о поправках к Конституции РФ от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ и № 7-ФКЗ, от 5 февр. 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ // Рос. газ. 2009. 21 янв.; 2014. № 163.

4. Конституционное право: учеб. /Д.С. Ве-лиева, М.В. Пресняков, С.Е. Чаннов [и др.]; под ред. Д.С. Велиевой. Саратов, 2017.

5. Мичурина Е.С. Законодательное обеспечение экономических прав и основ: проблемный аспект // Парламентаризм в современном мире: теория и практика: материалы VII Междунар. конституц. форума, посвящен-

1. URL: https://rla.ru/20200115/1563458293.html

2. URL: https://www.gazeta.ru/polltlcs/2020/0 3/02_a_12985747.shtml

3. The Constitution of the Russian Federation d.d. Dec. 12. 1993: as amended the laws of the Russian Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation d.d. Dec. 30, 2008 No. 6-FCL and No. 7-FCL, Febr. 5, 2014 No. 2-FCL, July 21, 2014 No. 11-FCL // Russian newsp. 2009. Jan. 21; 2014. No. 163.

4. Constitutional law: textbook / D.S. Velieva, M.V. Presnyakov, S.E. Channov [et al.]; ed. by D.S. Velieva. Saratov, 2017.

5. Michurina E.S. Legislative support of economic rights and foundations: a problematic aspect // Parliamentarism in the modern world: theory and practice: proc. of the VII Intern.

170

ного 10-летию юридического факультета Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского, 11 дек. 2015 г., Саратов. Саратов, 2016. Ч. 1.

6. Данилова И. В. Конституционные основы ограничения прав и свобод в экономической сфере (на примере лицензирования): авто-реф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2014.

7. Трошкина В. П. Социологическая концепция О. Конта. М., 1984.

8. URL: https://zakonguru.com/izmeneniya/ konstitutsia-rf.html

Constitutional Forum dedicated to the 10th anniversary of the faculty of law of the Saratov State University named after N.G. Chernyshevsky, Dec. 11, 2015, Saratov. Saratov, 2016. Pt. 1.

6. Danilova I.V. The constitutional basis for limiting rights and freedoms in the economic sphere (for example, licensing): auth. abstr. ... Candidate of Law. Moscow, 2014.

7. Troshkina V.P. Sociological concept of O. Comte. Moscow, 1984.

8. URL: https://zakonguru.com/izmeneniya/ konstitutsia-rf.html

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Яблонский Иван Владимирович, кандидат исторических наук, доцент, начальник кафедры конституционного и административного права Краснодарского университета МВД России; e-mail: [email protected];

Харитонов Илья Константинович, кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и административного права Краснодарского университета МВД России; e-mail: [email protected]

INFORMATION ABOUT AUTHORS

I.V. Yablonsky, Candidate of History, Associate Professor, Chief of the Department of Constitutional and Administrative Law of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: viy. [email protected];

I.K. Kharitonov, Candidate of Law, Associate Professor of the Department of Constitutional and Administrative Law of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: urpom. [email protected]

171

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.