Научная статья на тему 'К вопросу о совершенствовании трудового законодательства в свете внесения в 2020 году изменений в Конституцию Российской Федерации'

К вопросу о совершенствовании трудового законодательства в свете внесения в 2020 году изменений в Конституцию Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
360
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
правовое регулирование / конституционное регулирование / цели и задачи трудового законодательства / трудовое право / принципы правового регулирования трудовых отношений / социальное партнерство / обязательное социальное страхование / legal regulation / constitutional regulation / goals and objectives of labor legislation / labor law / principles of legal regulation of labor relations / social partnership / compulsory social insurance

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Владимир Михайлович Редкоус

В статье на основе анализа внесенных в 2020 г. изменений в Конституцию Российской Федерации определены направления совершенствования понятийного аппарата и трудового законодательства: необходимость разработки содержания понятия «человек труда», целей, задач и принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Владимир Михайлович Редкоус

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Issue of Improving Labor Legislation in the Light of Amendments to the Constitution of the Russian Federation in 2020

In the article, based on the analysis of the amendments made to the Constitution of the Russian Federation in 2020, the directions for improving the conceptual apparatus and labor legislation are determined: the need to develop the content of the concept of “working person", goals, objectives and principles legal regulation of labor relations and other relations directly related to them.

Текст научной работы на тему «К вопросу о совершенствовании трудового законодательства в свете внесения в 2020 году изменений в Конституцию Российской Федерации»

УДК 340 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3305-2020-10226 ORCID: 0000-0002-2585-6388

К вопросу о совершенствовании трудового законодательства в свете внесения в 2020 году изменений в Конституцию Российской Федерации

On the Issue of Improving Labor Legislation in the Light of Amendments to the Constitution of the Russian Federation in 2020

Владимир Михайлович РЕДКОУС,

доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры управления деятельностью подразделений обеспечения охраны общественного порядка центра командно-штабных учений Академии управления МВД России

E-mail: rwmmos@rambler.ru

Аннотация. В статье на основе анализа внесенных в 2020 г. изменений в Конституцию Российской Федерации определены направления совершенствования понятийного аппарата и трудового законодательства: необходимость разработки содержания понятия «человек труда», целей, задач и принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Ключевые слова: правовое регулирование; конституционное регулирование; цели и задачи трудового законодательства; трудовое право; принципы правового регулирования трудовых отношений; социальное партнерство; обязательное социальное страхование.

Abstract. In the article, based on the analysis of the amendments made to the Constitution of the Russian Federation in 2020, the directions for improving the conceptual apparatus and labor legislation are determined: the need to develop the content of the concept of "working person", goals, objectives and principles legal regulation of labor relations and other relations directly related to them.

Keywords: legal regulation; constitutional regulation; goals and objectives of labor legislation; labor law; principles of legal regulation of labor relations; social partnership; compulsory social insurance.

Конституция РФ, занимая главенствующее место среди источников трудового права, провозглашает основные принципы и права в сфере труда, говорит С.Ю. Головина1. Конституция РФ, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.2, содержит ряд норм, устанавливающих принципы правового регулирования трудовых отношений. Так, в ст. 7 она закрепляет, что Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здо-

ровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда. В ст. 30 Конституции РФ предусмотрено право на объединение, включая право на объединение в профсоюзы для защиты своих интересов. В ст. 37 Конституции РФ закреплены важнейшие положения — принципы правового регулирования трудовых отношений: «1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. 2. Принудительный труд запрещен. 3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности

и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. 4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. 5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск».

Изменения в Конституцию РФ, внесенные Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти»3, являются значимыми и затрагивают все области государственной и общественной жизни, усиливают конституционные основы регулирования общественных отношений, повышают его эффективность, устойчивость и стабильность. Можно утверждать, что внесенные в Конституцию РФ изменения сделали ее содержание более соответствующим сложившимся общественным отношениям, интересам как политической и экономической элиты страны, так и различных социальных групп населения, в том числе и в сфере трудовых отношений.

В ст. 75.1 Конституции РФ говорится, что «в Российской Федерации ... гарантируются защита достоинства граждан и уважение человека труда, обеспечиваются сбалансированность прав и обязанностей гражданина, социальное партнерство, экономическая, политическая и социальная солидарность». Понятие «человек труда» в юриспруденции до настоящего времени не определено и используется преимущественно в экономической и социологической литературе. Существующие определения не отражают юридические характеристики данного понятия. Так, С.А. Гапликов и А.Л. Кураков отмечают, что «в современных условиях одним из самых перспективных направлений развития экономической науки в XXI в. является концепция «человек труда». Именно интерес к человеческим созидательным способностям, путям их активизации совпадает с всеобщей закономерностью развития современной экономической науки»4. Э.Ф. Зеер, например, говорит, что «человек труда — понятие более общее, чем субъект труда, и включает, помимо способности к изменению действительности, развитию

самого себя в процессе преобразования своей жизнедеятельности, еще и природную, общественную, культурную жизнь. То есть человек труда — это субъект, преобразующий в активной деятельности духовный и материальный мир. Его смыслообразующая характеристика — трудовая деятельность, которая является ведущей. Именно она обусловливает становление человека труда, инициирует его развитие и саморазвитие, выполнение, реализацию себя»5.

Таким образом, четкое определение понятия «человек труда» и определение его юридического содержания — задача предстоящих научных исследований. Можно предположить, что формирование человека труда должно стать одним из направлений государственной политики в сфере труда и занятости, одной из целей трудового законодательства, сформулированных в абз. 1 ст. 1 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ6, какими в настоящее время являются «установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей».

Также в ст. 75.1 Конституции РФ говорится об обеспечении в Российской Федерации социального партнерства, достижение которого является одной из основных задач правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии со ст. 1 ТК РФ. Социальное партнерство в сфере труда — система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (ст. 23 ТК РФ).

Важное значение для регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений играют закрепленные в ст. 75 Конституции РФ положения: «... 5. Российская Федерация уважает труд граждан и обеспечивает защиту их прав. Государством гарантируется минимальный размер оплаты труда не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации. . 7. В Российской Федерации в соответствии с федеральным законом гарантируются обязательное социальное страхование, адресная социальная поддержка граждан и индек-

154

Образование. Наука. Научные кадры 2020 / № 4

сация социальных пособий и иных социальных выплат».

Уважение труда граждан — многоплановое понятие, имеющее как конституционное, так и отраслевое содержание. Его конституционное закрепление подчеркивает признание государством и обществом важности любой социально-полезной деятельности, являющейся трудом, осуществляемой гражданами, обеспечение защиты их прав.

Теперь в п. 7 ст. 75 Конституции РФ закреплена одна из основных задач правового регулирования трудового законодательства, установленная в ст. 1 ТК РФ, — обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными законами. Это не простое юридическое решение, принятое с учетом потребности в сиюминутном регулировании общественных отношений. Важность института обязательного социального страхования повысила его значимость до закрепления на уровне конституционных гарантий. В качестве законодательного определен и уровень правового регулирования обязательного социального страхования, что подчеркивает стратегическую значимость данного института для регулирования рассматриваемых отношений. Обязательное социальное страхование, в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»7, — часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с Федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.

Краткий анализ значения внесенных в 2020 г. в Конституцию РФ изменений для развития трудового законодательства заключается в том, что

в целом были усилены конституционное регулирование трудовых отношений и непосредственная связь конституционного и трудового законодательства. Рассмотренные изменения в Конституцию РФ обогатили содержание ряда закрепленных в ст. 2 ТК РФ основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, таких, например, как: социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту, и ряда других. По мнению автора, также целесообразно рассмотреть вопрос о закреплении в ст. 2 ТК РФ в качестве самостоятельного принципа правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений принципа «уважения труда граждан и обеспечения защиты их прав», скорректировав формулировки иных принципов, закрепленных в данной статье.

1 См.: Головина С.Ю. Конституционные принципы и права в сфере труда и их конкретизация в трудовом законодательстве России / / Российский юридический журнал. 2015. № 1 (100). С. 132—145.

2 Российская газета. 2020. 4 июля. № 144.

3 СЗ РФ. 2020. № 11. Ст. 1416.

4 См.: Гапликов С.А., Кураков А.Л. К вопросу о человеке труда / / Вестник Чувашского государственного университета. 2010. № 1. С. 334—337.

5 См.: Зеер Э.Ф. Социально-образовательные аспекты становления «Человека труда» // Образование и наука. 2013. № 8. С. 32—46.

6 СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. I). Ст. 3.

7 СЗ РФ. 1999. № 29. Ст. 3686.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.