Научная статья на тему 'КОНСТИТУЦИОННАЯ ПРИРОДА ОБЯЗАННОСТИ УПЛАТЫ НАЛОГОВ'

КОНСТИТУЦИОННАЯ ПРИРОДА ОБЯЗАННОСТИ УПЛАТЫ НАЛОГОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
96
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ / ОБЯЗАННОСТЬ УПЛАТЫ НАЛОГОВ / НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Саудаханов Марат Вильданович

На основе анализа научной литературы и законодательства раскрыта конституционная природа и универсальное содержание обязанности уплаты налогов. Показано, что одной из основных составных частей универсального содержания обязанности уплаты налогов является то, что человек одновременно выступает производителем материальных благ, налогоплательщиком и потребителем соответствующих средств из бюджетов. Это делает его потенциальным инициатором и участником консолидации индивида, общества и государства, что является чрезвычайно актуальным в условиях социального государства. Особое внимание уделено конституционным новеллам 2020 года, затрагивающим данные проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONSTITUTIONAL NATURE OF THE DUTY TO PAY TAXES

Based on the analysis of scientific literature and legislation, the constitutional nature and universal content of the duty to pay taxes are revealed. It is shown that one of the main components of the universal content of the obligation to pay taxes is that a person simultaneously acts as a producer of material goods, a taxpayer and a consumer of the corresponding funds from budgets. This makes him a potential initiator and participant in the consolidation of the individual, society and the state, which is extremely relevant in the conditions of a welfare state. Special attention is paid to the constitutional novelties of 2020, affecting these problems.

Текст научной работы на тему «КОНСТИТУЦИОННАЯ ПРИРОДА ОБЯЗАННОСТИ УПЛАТЫ НАЛОГОВ»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Научная статья УДК 342.72/.73

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-2-142-145 NIION: 2015-0066-2/22-289 MOSURED: 77/27-011-2022-02-488

Конституционная природа обязанности уплаты налогов

Марат Вильданович Саудаханов

МИРЭА - Российский технологический университет, Москва, Россия, viento_del_norte@bk.ru Научный консультант: судья Конституционного Суда Российской Федерации (в отставке), доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, заслуженный юрист Российской Федерации Б. С. Эбзеев

Аннотация. На основе анализа научной литературы и законодательства раскрыта конституционная природа и универсальное содержание обязанности уплаты налогов. Показано, что одной из основных составных частей универсального содержания обязанности уплаты налогов является то, что человек одновременно выступает производителем материальных благ, налогоплательщиком и потребителем соответствующих средств из бюджетов. Это делает его потенциальным инициатором и участником консолидации индивида, общества и государства, что является чрезвычайно актуальным в условиях социального государства.

Особое внимание уделено конституционным новеллам 2020 года, затрагивающим данные проблемы. Ключевые слова: Конституция, обязанность уплаты налогов, налогоплательщик

Для цитирования: Саудаханов М. В. Конституционная природа обязанности уплаты налогов // Вестник экономической безопасности. 2022. № 2. С. 142-145. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-2-142-145.

Original article

The constitutional nature of the duty to pay taxes

Marat V. Saudakhanov

MIREA - Russian technological university, Moscow, Russia, viento_del_norte@bk.ru Scientific consultant: Judge of the Constitutional Court of the Russian Federation (in retirement), Doctor of Legal Sciences, Professor, Honored Scientist of the Russian Federation, Honored Lawyer of the Russian Federation B. S. Ebzeev

Abstract. Based on the analysis of scientific literature and legislation, the constitutional nature and universal content of the duty to pay taxes are revealed. It is shown that one of the main components of the universal content of the obligation to pay taxes is that a person simultaneously acts as a producer of material goods, a taxpayer and a consumer of the corresponding funds from budgets. This makes him a potential initiator and participant in the consolidation of the individual, society and the state, which is extremely relevant in the conditions of a welfare state.

Special attention is paid to the constitutional novelties of 2020, affecting these problems. Keywords: Constitution, duty to pay taxes, taxpayer

For citation: Saudakhanov M. V. The constitutional nature of the duty to pay taxes. Bulletin of economic security. 2022;(2):142-5. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-2-142-145.

Конституционная обязанность уплаты налогов, установленная ст. 57 Основного Закона, является не только одной из основных, но имеет универсальное содержание. О ее значимости свидетельствует как указанная статья, установившая содержание данной обязанности и пределы ее реализации, так и то, что в Конституции РФ о налогах речь идет в ряде других

© Саудаханов М. В., 2022

статей: п. «з» ст. 71, п. «и» ст. 72, п. 5 ст. 75, п. ст. 104, п. «б» ст. 106, п. 1 ст. 1321.

Не обделена данная конституционная обязанность внимательным исследованием известных ученых. Разным аспектам данной обязанности посвящены исследования специалистов в области те-

1 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399.

JURISPRUDENCE

ории права [1, с. 167-188], конституционного права [2; 3], финансового и налогового права [4] и др. Вместе с тем многочисленные исследования данной проблемы не создают достаточно полного и цельного представления о данной обязанности, о сущности ее конституционной природы и универсальности ее содержания.

Например, одни авторы отмечают, что налоги и сборы в Российской Федерации играют важнейшую роль в существовании нашей страны, поскольку в противном случае государство не смогло бы осуществлять свои обязанности, в первую очередь, по отношению к собственным гражданам, а также гарантировать права и свободы человека и гражданина [5]. Не исключаем, что это именно так. Но такое понимание роли налогов ничего не говорит о налогоплательщике, его роли. А сказать есть что, о чем мы скажем ниже.

Другие исследователи полагают, что «уплата налога является наиболее важным действием налогоплательщика по отношению к государству» [6]. А действия государства по отношению к налогоплательщику? Шаги на встречу совершаются?

Третьи считают, что взимание налогов - та материальная основа, посредством которой формируется и пополняется казна государства, вследствие чего оно оказывается способным выполнять предписанные ему функции, а в современных условиях - достигать целей социальной политики, гарантируя в том числе реализацию конституционных прав и свобод [2, с. 235]. Правда, при этом не раскрывают связь указанных функций с целями социальной политики государства. На подобном упущении можно было бы и не акцентировать внимание, если бы Конституция РФ не провозгласила Россию социальным государством (ст. 7).

Четвертые авторы в большей степени заняты статистикой, отмечая, что «обязанность по уплате налогов возведена в ранг конституционных практически во всех государствах» [7, с. 69].

Некоторые авторы справедливо отмечают, что налоги «косвенно влияют на все области общественной жизни, и в конечном итоге затрагивают основы конституционного строя, всю систему прав и свобод человека и гражданина. Это подчеркивает исключительную важность надлежащей уплаты налогов, ее системообразующий характер для современного правового государства» [8, с. 157]. Вместе с тем, указывая на связь налогов с правовым государством, игнорируют их более тесную связь с социальным государством (ст. 7 Конституции РФ).

Следует согласиться с В. А. Винокуровым, указывающим на «дистанцирование» Налогового кодекса РФ от конституционного принципа социального государства. В названном кодексе в отличие от соответ-

ствующего законодательства зарубежных государств, например, США, «обязанность сообщать налогоплательщику о неверно или не до конца оформленных документах, поданных в налоговые органы, или о проблемах, возникших в работе личного кабинета налогоплательщика, когда налоговый орган не получает необходимой информации или получает неполную информацию при условии заполнения налогоплательщиком всех граф размещенного налоговыми органами электронного документа, отсутствует» [5, с. 266]. Отсутствие подобной обязанности для налоговых органов не только не соответствует конституционному принципу социального государства, оставляет обычного, как правило, непрофессионального налогоплательщика в затруднении перед хитросплетениями специальной терминологии, нередко может служить основанием для искусственного привлечения непрофессионального налогоплательщика к юридической ответственности.

Многие исследователи справедливо отмечают, что поскольку у налоговых органов Налоговым кодексом обязанность помогать налогоплательщику не предусмотрена, то и «Перечень электронных документов, направляемых налогоплательщиком и налоговым органом посредством интерактивного сервиса «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц», утвержденный приказом ФНС России от 17 марта 2017 года № СА-7-6/220@', не содержит такого документа, как сообщение налогового органа налогоплательщику об ошибках в заполнении электронных документов» [5; 9, с. 54].

В результате это может привести к подрыву авторитета Российского государства, поскольку налоговые органы, как органы государственной власти, не создают нормальных условий для исполнения налогоплательщиками указанной конституционной обязанности; государство не получает тех финансовых средств, которые могло бы получить; налоговые органы, не помогая добросовестным налогоплательщикам в решении различных вопросов, связанных с уплатой налогов, расцениваются населением как лишний слой чиновников, существующий на деньги налогоплательщиков, осуществляющий лишь карательные функции [5].

К сказанному с полным основанием можно отнести вывод О. А. Цирит о существенных недостатках положений ст. 76.1 УК РФ, которыми неудачно сформулирована объективная сторона преступлений в сфере уплаты налогов, позволяющая правоприменительным государственным органам произвольно освобождать (или привлекать) к уголовной ответственности за эти преступления [10, с. 218-224].

№ 2/2022

1 Документ опубликован не был // Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».

Bulletin of economic security__- 143

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

По нашему мнению, конституционная природа и универсальный характер обязанности уплачивать законно установленные налоги состоит из комплекса взаимосвязанных конституционно-правовых положений, регулирующих правоотношения в данной сфере. Прежде всего, закрепление данной обязанности в Конституции РФ, имеющей высшую юридическую силу и прямое действие, делает ее основополагающей и воздействующей на разные виды субъектов, взаимодействующих в указанной сфере. Она состоит также в том, что касается любого человека, который законно находится на территории России независимо от его правового статуса: он гражданин, иностранец, лицо без гражданства и т. д. Каждый из указанных лиц одновременно является и налогоплательщиком, и потребителем финансовых средств из государственного или муниципального бюджета, о чем отмечено выше. Следовательно, выполняя указанную конституционную обязанность, являясь пользователем средств, полученных за счет налогов, а также участвуя на производстве, в институтах гражданского общества или государства человек вольно или невольно является участником и инициатором консолидации граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений и поддерживает ее эффективное функционирование; обеспечивает сбалансированность прав и обязанностей гражданина, социальное партнерство, экономическую, политическую и социальную солидарность, закрепленных в новеллах 2020 г. ст. 75 и 751 Конституции РФ1.

Реализация и эффективность указанной солидарности человека, общества и государства во многом будут зависеть от того, сумеют ли депутаты Федерального Собрания РФ внести в Налоговый кодекс и другое законодательство в рамках приведения их в соответствие с новой редакцией Конституции РФ изменения, направленные на то чтобы налоговые органы стали (по примеру других демократических государств) партнерами человека, а не сторонними наблюдателями, потребителями налоговых средств, а также так называемыми силовыми структурами по отношению к налогоплательщикам.

Список источников

1. Марченко М. Н. Источники права. 2-е изд. М.: Норма, 2014. 672 с.

2. Червонюк В. И., Бойцов П. В. Обязанность платить законно установленные налоги и сборы: конституционно-правовое значение и выбор современной парадигмы // Аграрное и земельное право. 2020. № 11 (191). С. 235-238.

3. Осавелюк А. М. Конституционные основы экономической системы России // Международный

1 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399.

журнал конституционного и государственного права. 2019. № 3. С. 5-8.

4. Баринов А. С. Институт налоговых обязательств в налоговом праве Российской Федерации. Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2017. 197 с.

5. Винокуров В. А. Теория и практика налогообложения и финансового права. Отдельные проблемы конституционной обязанности физических лиц по уплате налогов // https://cnfp.ru/ufiles/%D0%98% D0%B7%D0%B4%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0% BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE/% D0%96%D1%83%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0% BB/2019/2019-03-theory.pdf. С. 264-270.

6. Смирнов Д. А. Правовая природа обязанности по уплате налога // Налоги (газета), 2008, № 30.

7. Кучеров И. И. Нормы конституций зарубежных стран, регулирующие налоговые отношения // Журнал российского права. 2003. № 4.

8. Печенкина А. А. Конституционные основы обязанности по уплате НАЛОГА // Законность и правопорядок в современном обществе. 2014. № 17. С. 157-161.

9. Каюров Е. А. Конституционно-правовое регулирование государственных (муниципальных) финансов в России // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2013. № 2.

10. Цирит О. А. К вопросу о конституционной обязанности по уплате налогов // Конституция и общественный прогресс. Вторые Прокопьевские чтения. Материалы международной научно-практической конференции. Ответственные редакторы: М. С. Саликов, О. А. Заячковский. Калининград, 2019.

References

1. Marchenko M. N. Sources of law. 2nd ed. M. : Norm, 2014. 672 p.

2. Chervonyuk V. I., Boitsov P. V. The obligation to pay legally established taxes and fees: constitutional and legal significance and the choice of a modern paradigm // Agrarian and land law. 2020. No. 11 (191). P. 235238.

3. Osavelyuk A. M. Constitutional foundations of the economic system of Russia // International Journal of Constitutional and State Law. 2019. No. 3. P. 5-8.

4. Barinov A. S. Institute of Tax Obligations in the Tax Law of the Russian Federation. Dis. ...cand. jurid. sciences. M., 2017. 197 p.

5. Vinokurov V. A. Theory and practice of taxation and financial law. Separate problems of the constitutional obligation of individuals to pay taxes // https://cnfp.ru/ ufiles/%D0%98%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D1%82 %D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0 %B2%D0%BE/%D0%96%D1%83%D1%80%D0%BD

JURISPRUDENCE

%D0%B0%D0%BB/2019/2019-03-theory.pdf P. 264270.

6. Smirnov D. A. The legal nature of the duty to pay taxes // Taxes (Gazeta), 2008, No. 30.

7. Kucherov I. I. Norms of constitutions of foreign countries regulating tax relations // Journal of Russian Law. 2003. No. 4.

8. Pechenkina A. A. Constitutional foundations of the duty to pay taxes // Legality and law and order in modern society. 2014. No. 17. P. 157-161.

9. Kayurov E. A. Constitutional and legal regulation of state (municipal) finances in Russia // Pravo. Journal of the Higher School of Economics. 2013. No. 2.

10. Tsirit O. A. On the question of the constitutional obligation to pay taxes // Constitution and social progress. The second Prokopiev readings. Materials of the international scientific and practical conference. Responsible editors: M. S. Salikov, O. A. Zayachkovsky. Kaliningrad, 2019.

Информация об авторе

М. В. Саудаханов - доцент кафедры государственного и административного права МИРЭА - Российского технологического университета, кандидат юридических наук.

Information about the author M.V. Saudakhanov - Associate Professor of the Department of State and Administrative Law of MIREA - Russian Technological University, Candidate of Legal Sciences.

Статья поступила в редакцию 20.12.2021; одобрена после рецензирования 25.02.2022; принята к публикации 25.04.2022.

The article was submitted 20.12.2021; approved after reviewing 25.02.2022; accepted for publication 25.04.2022.

Конституционное право России. 12-е изд., перераб. и доп. Учебник. Под науч. ред. В. О. Лучина, Б. С. Эбзеева, П. А. Кучеренко ; под общ. ред. К. К. Гасанова, Л. Т. Чихладзе. 631 с. Гриф МО РФ. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.

Представленное издание учебника - одна из первых попыток авторского коллективного осмысления и теоретического анализа внесенных в Конституцию Российской Федерации изменений, адаптированного под соответствующее восприятие его целевой аудитории.

Учебник подготовлен с учетом изменений, внесенных в Конституцию Российской Федерации по состоянию на 4 июля 2020 г.

Рассмотрены традиционные вопросы науки конституционного права: конституционные основы гражданского общества, юридические механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина, федеративное устройство, избирательная система, система органов публичной власти в Российской Федерации и др.

Для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция».

Конституционное право России

12 Е

ИЗДАНИЕ

№ 2/2022

Bulletin of economic security

145

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.