Научная статья на тему 'КОНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ'

КОНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
104
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / NON-PROFIT ASSOCIATIONS / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / PUBLIC ASSOCIATIONS / ИНОСТРАННЫЕ АГЕНТЫ / FOREIGN AGENTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Старкин Никита Юрьевич

Статья посвящена анализу организационно-правовых форм некоммерческих объединений и выявлению той их части, которая является предметом правового регулирования в конституционном праве. Особое внимание автор уделил таким организационно-правовым формам некоммерческих объединений, как общественные объединения граждан, религиозным объединениям, некоммерческим организациям, выполняющим функции иностранного агента. Сделан вывод о том, что в конституционном праве предметом правового регулирования могут быть только те некоммерческие организации, которые относятся к коммерческому партнерству, а именно общественные организации, общественные движения, ассоциации (союзы)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONSTITUTIONALIZATION OF NON-PROFIT ASSOCIATIONS

The article is devoted to the analysis of organizational-legal forms of non-profit associations and to identify that part which is the subject of legal regulation in constitutional law. Special attention is paid to such organizational-legal forms of NGOs as public associations, religious associations, noncommercial organizations performing functions of a foreign agent. The conclusion is that in constitutional law the subject of legal regulation can only be part of non-profit organizations related to the commercial partnership, namely public organizations, public movements, associations (unions)

Текст научной работы на тему «КОНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ»

СТАРКИН Никита Юрьевич,

аспирант кафедры государственно-правовых дисциплин Пензенского государственного университета

apoka-91@rambler.ru 8-9648768888

Научный руководитель: доктор юридических наук, профессор Гошуляк Виталий Владимирович Рецензент: доктор юридических наук, профессор Гошуляк Виталий Владимирович

12.00.02 — конституционное право; конституционный судебный процесс;

муниципальное право

КОНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ НЕКОММЕРЧЕСКИХ

ОБЪЕДИНЕНИЙ

Аннотация. Статья посвящена анализу организационно-правовых форм некоммерческих объединений и выявлению той их части, которая является предметом правового регулирования в конституционном праве. Особое внимание автор уделил таким организационно-правовым формам некоммерческих объединений, как общественные объединения граждан, религиозным объединениям, некоммерческим организациям, выполняющим функции иностранного агента. Сделан вывод о том, что в конституционном праве предметом правового регулирования могут быть только те некоммерческие организации, которые относятся к коммерческому партнерству, а именно общественные организации, общественные движения, ассоциации (союзы).

Ключевые слова: некоммерческие объединения, общественные объединения, иностранные агенты.

STARKIN NIKITA YURYEVICH,

graduate student of department of state and legal disciplines

Penza state university apoka-91@rambler.ru 8-9648768888 Scientific supervisor: doctor of legal Sciences, Professor Goshulak Vitaliy Vladimirovich Reviewer: doctor of legal Sciences, Professor Goshulak Vitaliy Vladimirovich

THE CONSTITUTIONALIZATION OF NON-PROFIT ASSOCIATIONS

Abstract. The article is devoted to the analysis of organizational-legal forms of non-profit associations and to identify that part which is the subject of legal regulation in constitutional law. Special attention is paid to such organizational-legal forms of NGOs as public associations, religious associations, noncommercial organizations performing functions of a foreign agent. The conclusion is that in constitutional law the subject of legal regulation can only be part of non-profit organizations related to the commercial partnership, namely public organizations, public movements, associations (unions).

Keywords: non-profit associations, public associations, foreign agents.

УДК - 342 ББК - 67.400

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2017

В современном российском законодательстве выделяются следующие виды объединений граждан: общественные организации, коммерческие объединения, некоммерческие объединения, политические партии.В связи с тем, что организация и деятельность коммерческих объединений выступает предметом гражданско-правового регулирования, считаем необходимым остановиться на анализе тех видов объединений граждан, которые изучаются в конституционном праве, — некоммерческих объединений и общественных организаций.

Некоммерческим организациям принадлежит ведущая роль во взаимодействии гражданского общества и государства. В юридической литературе отмечается, что, взаимодействуя с государством, некоммерческие организации удовлетворяют различные потребности значительного круга лиц — от учредителей до участников и членов данных организаций [3, с. 15].

Для некоммерческих организаций цель извлечения прибыли не является основной. Согласно действующему законодательству, они вправе заниматься предпринимательской деятельностью лишь постольку, поскольку их деятельность необходима для достижения их уставных целей. Таким образом, коммерческая деятельность некоммерческих организаций ограничивается целями, для достижения которых данные организации создавались.

Ранее действовавшая (до 1 сентября 2014 г.) редакция п. 3 ст. 50 Гражданского кодекса РФ перечисляла организационно-правовые формы некоммерческих организаций. Последние могли создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом. Как видим, круг организационно-правовых форм некоммерческих организаций не являлся исчерпывающим. Другие федеральные законы данный перечень расширили. В научных работах насчитывается до 27 организационно-правовых форм некоммерческих организаций [7, с. 1900].

В соответствии с новой редакцией ст. 50 ГК РФ перечень некоммерческих организаций, которые признаются юридическими лицами, закреплен иначе. Согласно указанной статье, юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут иметь следующие организационно-правовые формы:

- общественные организации, к которым относятся, в том числе: политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), территориальные общественные самоуправления, органы общественной самодеятельности;

- потребительские кооперативы, к которым относятся, в том числе: садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, жилищно-строительные, жилищные и гаражные кооперативы, кредитные кооперативы, общества взаимного страхования, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, фонды проката;

- ассоциации (союзы), к которым относятся, в том числе: некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения профессиональных союзов, объединения работодателей, кооперативов и общественных организаций, нотариальные и торгово-промышленные палаты;

- общественные движения;

- казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;

- товарищества собственников недвижимости, в том числе товарищества собственников жилья;

- общины коренных малочисленных народов Российской Федерации;

- фонды, в том числе общественные и благотворительные фонды;

- учреждения, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения;

- адвокатские палаты;

- адвокатские образования (являющиеся юридическими лицами);

- автономные некоммерческие организации;

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2017

- публично-правовые компании;

- религиозные организации.

Общественные движения и адвокатские

образования были выделены в качестве отдельных организаций организационно-правовых форм некоммерческих объединений после 2014 г. [1]

Приведенный перечень организационно-правовых форм некоммерческих организаций, являющихся юридическими лицами, является исчерпывающим. Вместе с тем представляется сомнительной такая их организационно-правовая форма, как общины коренных малочисленных народов, так как эти общины образуются не на основе реализации конституционно закрепленного права на объединение, а в связи с проживанием коренных малочисленных народов на определенной территории в границах населенных или кочующих пунктов. В эти общины нет необходимости вступать, присоединяться к ним или разделять их цели и задачи.

Особого внимания заслуживает такая организационно-правовая форма, как религиозные организации. Их также можно рассматривать в качестве одной из форм реализации конституционного права граждан на объединение. Согласно Федеральному закону от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях», религиозным объединением в Российской Федерации «признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей» [9].

Статья 6 Федерального закона о некоммерческих организациях посвящена одновременно общественным и религиозным организациям. В ней установлено, что «общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 8 • 2017

на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей». Общественные и религиозные организации (объединения) имеют право на осуществление предпринимательской деятельности, соответствующей целям, ради которых они созданы. Отсюда следует, что федеральный законодатель изначально отнес религиозные организации к общественным.

Гражданский кодекс РФ в редакции от 30 декабря 2015 г. отделил религиозные организации от общественных, отнес их к самостоятельной организационно-правовой форме некоммерческих организаций и перенес в раздел унитарных некоммерческих организаций. В унитарных организациях, в отличие от корпоративных некоммерческих организаций, учредители не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства. Эти лица выступают в качестве унитарных юридических лиц. К последним закон относит государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации, публично-правовые компании (ст. 65.1 ГК РФ). Следовательно, учредители религиозной организации не являются ее участниками и не приобретают в ней прав членства. Приведенные изменения в гражданском законодательстве в отношении религиозных организаций не были приняты во внимание законодателем в законе о свободе совести и религиозных объединениях, который в этой части остался без соответствующих изменений.

Статья 123.26 ГК РФ устанавливает, что «религиозной организацией признается добровольное объединение постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации граждан Российской Федерации или иных лиц, образованное ими в целях совместного исповедания и распространения веры и зарегистрированное в установленном законом порядке в качестве юридического лица (местная религиозная организация), объединение этих организаций (централизованная религиозная организация), а также созданная указанным объединением в со-

ответствии с законом о свободе совести и о религиозных объединениях в целях совместного исповедания и распространения веры организация и (или) созданный указанным объединением руководящий или координирующий орган».

Как видно, определение, данное религиозной организации в Гражданском кодексе РФ, в отличие от аналогичного определения федерального закона о свободе совести, более детально раскрывает рассматриваемое понятие.

В целом же изменения, внесенные в Гражданский кодекс РФ по поводу религиозных организаций, показывают, что если раньше они наряду с общественными признавались формами некоммерческих организаций, то в настоящее время они являются формами различных некоммерческих организаций. Религиозные организации относятся к унитарным некоммерческим организациям, а общественные организации — к корпоративным некоммерческим организациям.

Последняя редакция Гражданского кодекса РФ к существовавшей ранее классификации юридических лиц и делении их на коммерческие и некоммерческие применила новую для российской правовой системы, хотя и ранее известную юридической науке, классификацию некоммерческих организаций и их разделение на корпоративные и унитарные. В соответствии со ст. 65.1 ГК РФ «юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган, являются корпоративными юридическими лицами (корпорациями). К ним относятся хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации, общественные движения, ассоциации (союзы), товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также общины коренных малочисленных народов Российской Федерации. Юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в

них прав членства, являются унитарными юридическими лицами. К ним относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации, публично-правовые компании».

Интерес представляют общественные объединения. Их характерной чертой является то, что они создаются для осуществления конкретных целей, задач, видов деятельности, в ходе которых реализуются определенные права и интересы граждан. Цели общественных объединений связаны с задачами, которые стоят перед государством и обществом [4].

Отдельного внимания заслуживает вопрос о членстве и об участии в данных общественных объединениях. Их членами являются физические лица или иные общественные организации, которые заинтересованы в совместном достижении целей и решении задач этого общественного объединения. Отличительной чертой членства выступает обязанность физических или юридических лиц вступить в данное общественное объединение. Участниками общественного объединения также могут признаваться физические или юридические лица, принимающие участие в его деятельности и поддержавшие его цели без оформления членства. Следует отметить и то, что общественные объединения наряду с физическими лицами являются носителями конституционных прав и свобод [10].

В отношении организации и деятельности некоммерческих организаций действует специальный Федеральный закон от 12 января 1996 г. «О некоммерческих организациях» [8].

Статья 2 указанного Закона устанавливает, что «некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан,

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2017

развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ».

Анализируемая статья Закона среди некоммерческих организаций называет социально ориентированные некоммерческие организации, создающиеся в законодательно предусмотренных формах и направляющие свою деятельность на решение социальных вопросов и развитие гражданского общества. Следует отметить, что социально ориентированные некоммерческие организации тесно взаимодействуют как с государством, так и с гражданским обществом и степень этого взаимодействия во многом соответствует уровню развития гражданского общества [6].

Данная статья также вводит новое для российской правовой системы понятие «иностранный агент». Под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, «понимается российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ), и которая участвует, в том числе, в интересах иностранных источников в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации».

Под политической деятельностью закон понимает организацию и проведение политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях. «К политической деятельности не относится деятель-

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 8 • 2017

ность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социального обслуживания, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность.»

Употребление в законодательстве термина «некоммерческая организация, выполняющая функции иностранного агента», явилось ответом на череду «цветных революций» в некоторых странах, использование руководимых извне протестных акций населения через созданную разветвленную сеть неправительственных организаций, фондов и иных общественных организаций, которые получали иностранное финансирование под благовидным предлогом деятельности неправительственных некоммерческих организаций. Деятельность последних была направлена на овладение вниманием и информационную обработку общественного мнения в целях создания отрицательного образа руководства того или иного государства, усиление правозащитной риторики местных и западных правозащитников, создание условий для давления на власть, при которых на уровне общественного сознания трудно увидеть границу между провокационной и правозащитной деятельностью, и т.п. [2, с. 4] Перечисленные виды деятельности реализуются при финансировании некоммерческих организаций из-за рубежа. Получается, что изменения в законодательных актах о некоммерческих организациях выступили своего рода защитной реакцией государства на попытки вмешательства в его внутреннюю политику.

Введение в отношении некоммерческих организаций понятия «иностранный агент» можно объяснить также тем, что в своей деятельности некоммерческие организации нередко сталкиваются с финансовыми трудностями. Названные проблемы, как справедливо отмечается в юридической литературе, разрешаются посредством поддержки со стороны иностранных гран-тодающих организаций; вступительных и

членских взносов, если таковые предусмотрены уставами; редко используемой возможности брать кредиты в банках; ограничения предпринимательской деятельности, направленной на достижение уставных целей; личных контактов, дружеских связей, пожертвований, спонсорской помощи; социального заказа со стороны органов публичной власти и органов местного самоуправления [5, с. 1407]. Как видим, получение грантов из зарубежных источников занимает отдельное место в финансировании некоммерческих объединений.

Однако введение в законодательство Российской Федерации понятия «иностранный агент» применительно к объединениям граждан несет в себе элемент «стиг-мации» не только самой организации, получившей данный статус, но и входящих в нее членов. Такой статус, при котором органы управления и члены объединения не разделяются, является, по сути, ограничением основных прав и свобод, не соответствует допустимым целям, перечисленным в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ.

Из сказанного следует вывод о том, что организация и деятельность некоммерческих организаций в основном урегулирована гражданским правом и лишь их отдельная часть — правом конституционным.

Последняя редакция Гражданского кодекса РФ к прежней классификации юридических лиц в делении их на коммерческие и некоммерческие использовала новую для российской правовой системы, но известную ранее юридической доктрине классификацию некоммерческих организаций и их разделение на корпоративные и унитарные.

Корпоративными организациями, учредители которых становятся их участниками, являются хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации, общественные движения, ассоциации (союзы), товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а так-

же общины коренных малочисленных народов Российской Федерации.

Юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными юридическими лицами. К ним относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации, публично-правовые компании.

Таким образом, в конституционном праве предметом правового регулирования может быть только часть некоммерческих организаций, которые относятся к коммерческому партнерству, а именно общественные организации, общественные движения, ассоциации (союзы).

Список литературы:

[1] Аюшеева И.З. К вопросу об организационно-правовых формах некоммерческих объединений // Власть Закона. 2016 . № 4.

[2] Воронов А.М. Негосударственные некоммерческие организации социально-политической направленности в современном социуме: актуальные аспекты // Гражданское общество в России и за рубежом. 2014. № 3. С. 4.

[3] Гвоздева О.М. Проблемы развития некоммерческих организаций в России // Гражданское общество в России и за рубежом. 2013. № 4.

[4] Карлина Т.Д. Понятие общественного объединения по российскому законодательству // Российская юстиция. 2014. № 8.

[5] Кожевников О.А. Публичная власть и некоммерческие организации: некоторые проблемы правового регулирования взаимодействия в сфере экономики // Право и политика. 2010. № 8.

[6] Курячая М.М. Общественные объединения граждан в структуре гражданского общества современной России // Конституционное и муниципальное право. 2016. № 1.

[7] Лескова Ю.Г. Реформирование системы некоммерческих организаций в гражданском законодательстве РФ: новые правила и новые проблемы // Актуальные проблемы российского права. 2014. № 9.

[8] Собрание законодательства РФ. 1996. № 3. С. 145.

[9] Собрание законодательства РФ. 1997. № 39. Ст. 4465.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2017

[10] Тристан Д.А. Объединения граждан как субъекты конституционных прав, свобод и обязанностей // Конституционное и муниципальное право. 2016. № 12.

Spisok literatury':

[1] Ayusheeva I.Z. K voprosu ob organiza-cionno-pravovy'x formax nekommercheskix ob»edinenij // Vlast' Zakona. 2016 . № 4.

[2] Voronov A.M. Negosudarstvenny'e nekom-mercheskie organizacii social'no-politicheskoj napravlennosti v sovremennom sociume: aktual'ny'e aspekty' // Grazhdanskoe obshhest-vo v Rossii i za rubezhom. 2014. № 3. S. 4.

[3] Gvozdeva O.M. Problemy' razvitiya nekommercheskix organizacij v Rossii // Grazhdanskoe obshhestvo v Rossii i za rubezhom. 2013. № 4.

[4] Karlina T.D. Ponyatie obshhestvennogo ob»edineniya po rossijskomu zakonodatel'stvu // Rossijskaya yusticiya. 2014. № 8.

[5] Kozhevnikov O.A. Publichnaya vlast' i

nekommercheskie organizacii: nekotory'e problemy' pravovogo regulirovaniya vzaimodej-stviya v sfere e'konomiki // Pravo i politika. 2010. № 8.

[6] Kuryachaya M.M. Obshhestvenny'e ob»edineniya grazhdan v strukture grazhdan-skogo obshhestva sovremennoj Rossii // Konstitucionnoe i municipal'noe pravo. 2016. № 1.

[7] Leskova Yu.G. Reformirovanie sistemy' nekommercheskix organizacij v grazhdanskom zakonodatel'stve RF: novy'e pravila i novy'e problemy' // Aktual'ny'e problemy' rossijskogo prava. 2014. № 9.

[8] Sobranie zakonodatel'stva RF. 1996. № 3. S. 145.

[9] Sobranie zakonodatel'stva RF. 1997. № 39. St. 4465.

[10] Tristan D.A. Ob»edineniya grazhdan kak sub»ekty' konstitucionny'x prav, svobod i obyazannostej // Konstitucionnoe i municipal'noe pravo. 2016. № 12.

Объединенная электронная редакция

ЮРКОМПАНИ

www.publish.law-books.ru

Научно-издательская группа «ЮРКОМПАНИ»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

осуществляет оперативную полиграфию и издание рукописей (монографий, учебников, учебных пособий, учебно-методических изданий и др.). Редакционно-издательский цикл включает несколько стадий: Sрецензирование рукописи; Sредактирование рукописи; ^первая корректура рукописи;

^форматирование и подготовка рукописи к верстке; ^верстка рукописи;

^вторая корректура рукописи и снятие вопросов,

возникших в процессе верстки текста, ^согласование с автором сверстанного текста руко

писи в формате pdf (по желанию автора), ^согласование с автором макета обложки рукописи

(по желанию автора), ^печать согласованного с автором тиража книги.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.