Научная статья на тему 'Конститутивная природа информационной власти в социальном пространстве информационного общества'

Конститутивная природа информационной власти в социальном пространстве информационного общества Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
177
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО / ВЛАСТЬ / ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ВЛАСТЬ / СМИ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Рвалов Павел Николаевич, Корниенко Алла Александровна

В статье рассмотрены особенности генезиса и сущностные характеристики феномена власти в рамках постиндустриального общества. Проанализированы ключевые особенности общества нового типа, в частности, главная из них, связанная с изменением роли феномена информации. Сделан вывод о том, что в постиндустриальном обществе реализуется информационная власть, которая характеризуется динамизмом, полисубъектностью и огромным манипуляционным и целевым потенциалом. В связи с этим констатируется необходимость детального исследования информационных процессов и информационной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONSTITUTIVE NATURE OF INFORMATION POWER IN THE SOCIAL SPACE OF THE INFORMATION SOCIETY

In the article the peculiarities of Genesis and the essential characteristics of the phenomenon of power within post-industrial society. Analyzed key features of the companies of a new type, particularly the main one related to the changing role of the phenomenon of information. It is concluded that in post-industrial society being implemented information power, which is characterized by dynamism, polysubject and a huge manipulation and the target potential. In this regard it is stated that a detailed study of information processes and information policy.

Текст научной работы на тему «Конститутивная природа информационной власти в социальном пространстве информационного общества»

Рвалов П. Н., Корниенко А. А.

КОНСТИТУТИВНАЯ ПРИРОДА ИНФОРМАЦИОННОЙ ВЛАСТИ В СОЦИАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

12. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО, КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС, МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО

12.1. КОНСТИТУТИВНАЯ ПРИРОДА ИНФОРМАЦИОННОЙ ВЛАСТИ В СОЦИАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Рвалов Павел Николаевич, аспирант

Место учебы: Национальный исследовательский Томский политехнический университет

RRvalov@rambler.ru

Корниенко Алла Александровна, доктор философских наук, профессор, научный руководитель Место работы: Национальный исследовательский Томский политехнический университет

Аннотация: в статье рассмотрены особенности генезиса и сущностные характеристики феномена власти в рамках постиндустриального общества. Проанализированы ключевые особенности общества нового типа, в частности, главная из них, связанная с изменением роли феномена информации. Сделан вывод о том, что в постиндустриальном обществе реализуется информационная власть, которая характеризуется динамизмом, поли-субъектностью и огромным манипуляционным и целевым потенциалом. В связи с этим констатируется необходимость детального исследования информационных процессов и информационной политики.

Ключевые слова: постиндустриальное общество, власть, информация, информационная власть, СМИ.

THE CONSTITUTIVE NATURE OF INFORMATION POWER IN THE SOCIAL SPACE OF THE INFORMATION SOCIETY

Rvalov Pavel N., graduate student

Study place: National research Tomsk Polytechnic University

RRvalov@rambler.ru

Kornienko Alla A., doctor of philosophical Sciences, Professor, scientific Director Place of employment: National research Tomsk Polytechnic University

Abstract: in the article the peculiarities of Genesis and the essential characteristics of the phenomenon of power within postindustrial society. Analyzed key features of the companies of a new type, particularly the main one related to the changing role of the phenomenon of information. It is concluded that in post-industrial society being implemented information power, which is characterized by dynamism, polysubject and a huge manipulation and the target potential. In this regard it is stated that a detailed study of information processes and information policy.

Keywords: postindustrial society, the power of information, information power, the media.

В рамках современной социологической теории при анализе общественной структуры используется термин «информационное, постиндустриальное общество». Теоретическая модель сущности общества нового типа к настоящему времени в общем и целом уже разработана благодаря исследованиям преимущественно западных социологов, таких как А. Турен, Ю. Хабермас, Д. Белл, А. Тоффлер. В работах указанных исследователей сделаны выводы относительно особенностей генезиса общества нового типа, его сущностных характеристик и тенденций развития, специфики общественных отношений, складывающихся во всех его сферах. По всем этим вопросам к настоящему времени сформирована в целом единая исследовательская позиция. Так, в большинстве исследований подчеркивается, что основной предпосылкой для создания постиндустриального информационного общества стало развитие технологий, результатом которого стало изменение социальной роли информации, что, в свою очередь, явилось основанием для формирова-

ния высокотехнологичных информационных сетей, функционирующих в планетарных масштабах. При этом информация, которая на предыдущих этапах развития человеческой цивилизации воспринималась исключительно в качестве сопутствующего результата коммуникативных процессов в настоящее время превратилась в предмет массового потребления, влияющего на все основные сферы общества. Так, в экономической сфере информация радикально изменила структуру общественного производства, предопределив ведущее значение сферы услуг, в социальной сфере превратилась в ключевой признак социальной дифференциации, предопределила формирование принципиально нового социального пространства -виртуальной реальности, а в конечном итоге и формирование нового типа личности, в политической сфере стала рассматриваться в качестве ключевого фактора управления.

Таким образом, можно согласиться с мнением о том, что информация в качестве явления социальной реаль-

Социально-политические науки

4'2016

ности обуславливает становление и развитие принципиально нового типа культуры. Этот процесс обнаруживает себя «в заступании эры потребления, доминировании сектора услуг над сектором производства, в возникновении, наконец, «четвертого» - информационного - сектора (после сельского хозяйства, промышленности и сферы услуг), который и инициировал «четвертую» -информационную - власть»[2, с. 72].

Вышесказанное позволяет охарактеризовать конститутивную (сущностную) природу власти в рамках информационного общества. В современной политологической теории установилось относительно единое представление о сущности понятия власть. В общем виде под этим феноменом понимается «способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность и поведение людей с помощью каких-либо средств -воли, авторитета, права, насилия [1, с. 76].

История развития человеческой цивилизации убедительно доказывает сущностную дихотомию феномена власти. С одной стороны, власть является субъективной категорией, что выражается, во-первых, в ее обязательной индивидуализации, а во-вторых, в подверженности изменениям соответственно социокультурным параметрам того или иного общества. С другой стороны, очевидно, что власть представляет собой объективную категорию, поскольку составляет необходимый фундамент жизнедеятельности человеческого общества, благодаря которому происходит не только его регулирование и упорядочивание, но и контроль, осуществляемый в его интересах. Вышесказанное позволяет констатировать что власть представляет собой «важнейший социокультурный феномен человеческой цивилизации, имеющий решающее значение в жизни, организованном существовании человеческого рода наряду с экономикой, культурой и самим обществом[4, с. 204].

Конститутивная природа власти в социокультурном пространстве общества нового типа, несомненно, связана с информацией. В этой связи информационный и коммуникационный процессы следует рассматривать в качестве ключевых элементов властного влияния и управления. В этом смысле «беспрерывная циркуляция информации между управляющей и управляемой подсистемами (субъектом и объектом), между отдельными их компонентами является необходимым атрибутом всего процесса управления, всех его функций»[5, с. 73].

Именно эта сущностная характеристика власти в постиндустриальном обществе обуславливает ее динамизм, который находит свое проявление в по-литсубъектности власти, поскольку свободный доступ к любой информации к информационным технологиям позволяет обладать властным влиянием не только органам государственной власти, но и политическим партиям и отдельным личностям - владельцам или руководителям СМИ. Более того, можно сказать, что властью в информационном обществе может обладать фактически любая личность - уверенный пользователь Интернета и участник интерактивного информационного обмена (блогеры, активисты сотовой связи, активные участники социальных сетей).

Иными словами, новый тип властного воздействия, характерный для постиндустриального общества связан с «распылением», «рассеиванием» среди разнообразных субъектов различных социальных структур, что, в свою очередь, кардинально трансформирует их социальный статус. В этой связи единственной характеристикой, обеспечивающей приоритетное влияния

государственной власти, является ее легитимность. Именно поэтому механизм реализации государственной власти в рамках информационного общества должен быть обеспечен правовой регламентацией на качественно ином уровне.

Следствием наличия вышеуказанной сущностной характеристики власти является уменьшение способности общества к целенаправленному использованию обширных массивов информации, что неизбежно приводит к дезорганизации общественного сознания, углублению общественной дифференциации, а в конечном итоге может привести к потере общественной идентичности и глубокому социальному кризису.

Обусловленность власти информационными и коммуникационными процессами существенным образом влияют и на сущность ее функционального назначения. Ее первостепенной функцией становится организация управления содержанием и направленностью коммуникационных процессов.

Ключевое значение информации и коммуникации в процессе реализации властного влияния обуславливает роль информационной политики в сущностном определении власти. Иными словами, если на предыдущих стадиях развития человеческой цивилизации характеристики субъекта власти определяли ее сущность, то в обществе постиндустриального типа сущность власть определяют практические характеристики властного влияния в информационной среде.

Конститутивная природа власти в информационном обществе определяется особенностями реализации властного влияния в рамках динамичной системы, состоящей из трех взаимосвязанных компонентов -власть - СМИ - совокупность граждан. В связи с этим среди показателей устойчивости власти на первый план выходит общественное мнение, формирующееся в процессе конкурентного влияния официальной власти и ретрансляторов информационного воздействия альтернативных сил, претендующих на приоритетное влияния. В качестве такого рода ретрансляторов выступают СМИ.

Вышесказанное позволяет атрибутивно определять власть в постиндустриальном обществе как «информационную власть». Ее ключевой характеристикой является повышенный манипулятивный потенциал, что в значительной степени позволяет власти, с одной стороны, в значительной степени расширять пределы своего воздействия. В этой связи верной представляется точка зрения о том, что в современных условиях информационная власть все больше вторгается во все сферы общественных отношений, приобретая в некоторых случаях самодовлеющее значение[ 3, с. 20]. С другой стороны, указанная сущностная характеристика информационной власти значительно расширяет «целевой потенциал» ее практического приложения. В этой связи, очевидно, что в зависимости от конкретных обстоятельств и политической конъюнктуры «информационная власть» способна либо создавать «послушную толпу» с чрезвычайно низким уровнем политической активности, либо фактически сакрализиро-вать личности, социальную группу, либо организацию, выступающих носителем власти, либо создавать про-тестный потенциал абсолютного большинства граждан, реализуемый в нужном направлении и т. д.

Итак, вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что в рамках нового типа общества - информационного, власть существенно меняет свою социокультурную онтологию. Имманентно и адекватно ключевой

Рвалов П. Н., Корниенко А. А.

КОНСТИТУТИВНАЯ ПРИРОДА ИНФОРМАЦИОННОЙ ВЛАСТИ В СОЦИАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

характеристике общества нового типа власть становится информационной. Информационная власть характеризуется полисубъектностью и в процессе практического приложения формирует новый тип социокультурной связи - информационно-психологический. Ведущими альтернативными государству субъектами информационной власти становятся СМИ.

Онтология информационной власти определяет характер методов ее воздействия на психологические центры отдельной личности, отвечающие за формирование вкусов, интересов, ценностей и увлечений. Принципы воздействия информационной власти, реализующиеся, в первую очередь, в деятельности СМИ, характеризуются навязыванием стандартов, доходчивостью, апелляцией к эмоционально-чувственной сфере отдельного объекта. Формирующаяся на основе таких принципов методология властного влияния может быть сравнима с психоанализом, что позволяет информационной власти воздействовать на все стороны жизнедеятельности общества, в том числе и на личную жизнь его отдельных субъектов.

Указанные обстоятельства в чрезвычайной степени актуализируют проблемы всестороннего исследования возможностей управления информационными процессами, а также использования потенциала государственной и альтернативной информационной политики.

Список литературы:

1. Большой энциклопедический словарь. СПб., 2000. -1078 с.

2. Коробейникова Л.А., Метакова З. Ф., Курачев О. В., Зыков В. А., Шарапова Т. В. Трансформация статусной роли информационной власти и информационные трансформации культурного состояния социальности // Вестник ТГПУ.- 2006. - Вып.12. Серия: гуманитарные науки (социология). - С. 72-74.

3. Политология: учебник. 2-е изд., доп. и перераб. / под общ. ред. В.С. Комаровского. М.,2006. - 236 с.

4. Политическая энциклопедия. М.,1999. - 489 с.

5. Социальная коммуникация в управлении: курс лекций / под общ. ред. Л.И. Мухамедовой. М., 2009. - 178 с.

6. Большой энциклопедический словарь. СПб., 2000. -1078 с.

7. Коробейникова Л.А., Метакова З. Ф., Курачев О. В., Зыков В. А., Шарапова Т. В. Трансформация статусной роли информационной власти и информационные трансформации культурного состояния социальности // Вестник ТгПу.- 2006. - Вып.12. Серия: гуманитарные науки (социология). - С. 72-74.

8. Политология: учебник. 2-е изд., доп. и перераб. / под общ. ред. В.С. Комаровского. М.,2006. - 236 с.

9. Политическая энциклопедия. М.,1999. - 489 с.

10. Социальная коммуникация в управлении: курс лекций / под общ. ред. Л.И. Мухамедовой. М., 2009. - 178 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.