КОНСТАНТИН АЛЕКСЕЕВИЧ РЫБНИКОВ (1913 - 2004)
18 августа 2013 г. исполнилось 100 лет со дня рождения выдающегося советского историка математики, заслуженного профессора Московских) университета, многолетнего заведующих) кабинетом истории и методологии математики Константина Алексеевича Рыбникова. Константин Алексеевич родился в станице Луганской тогдашней Области войска Донского в семье школьных учителей. По окончании в 1929 г. средней школы в г. Миллерово пытался поступить в Ростовский университет, в чем ему было отказано как выходцу из семьи интеллигенции. Горком комсомола, учитывая его отличную учебу, направил его на работу учителем начальной школы в отдаленный населенный пункт. Учителем он оказался превосходным и уже через год был переведен в г. Миллерово преподавателем начальной, а затем и средней школы. Желание учиться и изучать математику (а интерес к ней проявился еще в школьные ххеды) не оставляло его. В сентябре 1932 г. он написал письмо ректору МГУ с вопросом о возможности заочного обучения и вскоре был зачислен студентом-заочником отделения математики.
В этот период в стране шла реорганизация университетов. Для МГУ она завершилась весной 1933 г., именно тогда в его структуре появился новый факультет механико-математический. Еще до завершения реорганизации был сформирован заочный сектор, и Константин Алексеевич стал одним из первых студентов-заочников. После успешной сдачи экзаменов за 1-й курс он был переведен на очное отделение. Учился он хорошо и чрезвычайно напряженно: программу 3-го и 4-го курса прошел за один год, и уже в 1935/36 учебном году встал вопрос о специализации. Свой выбор Константин Алексеевич остановил на истории математики. Возникло желание искать и находить ответы на вопросы о том, как появлялись научные направления и понятия, как они развивались. Его научным руководителем стала С. А. Яновская, а темой дипломной работы алгебра в трудах Омара Хайяма. Выполненное исследование получило высокую оценку, и он был рекомендован в аспирантуру Однако как раз в это время освобождалось место руководителя заочного отделения, и К. А. Рыбникову было предложено его возглавить. В аспирантуру мехмата Константин Алексеевич смог поступить лишь в 1938 г. Его темой стала предыстория и ранняя история вариационного исчисления (научный руководитель Яновская). Эта диссертация, защита которой состоялась 25 июня 1941 г. (на третий день после начала Великой Отечественной войны), положила начало возглавленному К. А. Рыбниковым целому направлению исследований изучению развития идей функционального анализа.
Однако начавшаяся война внесла свои коррективы: уже осенью он был направлен в Ленинградское высшее военно-инженерное училище, которое в тот момент находилось в Костроме. Затем (на исходе зимы 1942 1\) его перевели на Центральные курсы минных заграждений, размещавшиеся близ станции
Болшево под Москвой. Из курсантов вскоре сформировали роту особой техники — техники радиоуправляемых взрывов. К маю 1942 г. К. А. Рыбникову было присвоено звание лейтенанта. Зимой 1942/43 г. он участвовал в боях на Калининском фронте, командовал диверсионной группой курсантов, в задачу которой входило уничтожение вражеских эшелонов посредством радиоуправляемого взрыва. Осенью 1943 г. началось присоединение курсов минных заграждений к Высшему военно-инженерному училищу и возвращение училища в Ленинград. Константин Алексеевич отправился к новому месту службы в должности преподавателя. Весной 1944 г. он подал рапорт о своем желании быть направленным на фронт. Просьба была удовлетворена, и он оказался на 1-м Белорусском фронте в должности командира группы особой техники в то время, когда наши войска перешли в наступление (это было начало операции "Багратион"). Боевой путь К. А. Рыбникова на 1-м Белорусском фронте начался с форсирования Березины и освобождения Бобруйска. В дальнейшем он пролегал через Белоруссию и Восточную Польшу и привел его к восточным предместьям Варшавы. Незадолго до начала боев за ее освобождение пришел приказ — следовать обратно в Ленинград к месту службы. В ноябре 1944 г. К. А. Рыбникова приняли в члены ВКП(б).
В 1945 г. Константин Алексеевич демобилизовался. Начал работать на кафедре математики физического факультета МГУ, которой заведовал А. Н. Тихонов. Той же осенью он был избран (и в дальнейшем ежегодно переизбирался) секретарем партийной организации факультета. Все три года, с 1945 по 1948 г., наряду с преподаванием он вел большую общественную работу секретаря одной из самых многочисленных партийных организаций университета и члена бюро партийного комитета МГУ. Эта работа требовала времени и большого труда, но отказываться было нельзя: партийная дисциплина в те годы была очень строгой. Таково было время.
В 1948 г. по решению Секретариата ЦК КПСС К. А. Рыбников был направлен на работу в ЦК. Сначала он был инструктором в отделе науки и высших учебных заведений, затем его направили в специальную криптографическую службу, которая в те годы подчинялась непосредственно ЦК КПСС. Работая там, он заинтересовался проблемами комбинаторного анализа, роль которого в XX столетии чрезвычайно возросла. Комбинаторные задачи встречаются в самых различных областях математики и ее приложений (в том числе и в криптографии). Проблема построения общей теории комбинаторного анализа вошла отныне в сферу активных исследований Константина Алексеевича.
В период 1948-1953 гг. К. А. Рыбников и С. А. Яновская продолжили начатое ранее ею изучение математических рукописей К. Маркса, в которых были выявлены фрагменты, представлявшие собой оригинальные исследования в области философии математики. Некоторые из них Яновская опубликовала с пояснительной статьей. Однако основная масса рукописей оставалась еще не изученной (полностью они были опубликованы лишь в 1968 г.). Проведенные исследования вызвали большой интерес в широких кругах математиков, историков и философов.
В 1953 г., после кончины И. В. Сталина, в руководстве партии и государства произошли значительные преобразования, которые повлекли многочисленные кадровые перестановки. В этой ситуации Константину Алексеевичу удалось получить разрешение возвратиться в МГУ. В мае 1953 г. он приступил к работе на мехмате в должности доцента кафедры математического анализа. В июне 1954 г. он защитил докторскую диссертацию "Исследование математических рукописей Маркса", которую весьма положительно оценил А. И. Колмогоров. В 1956 г. он стал профессором, а в 1957 г. — заведующим кабинетом истории и методологии математики и механики.
По-прежнему параллельно с научной и педагогической работой Константину Алексеевичу приходилось заниматься общественной и административной деятельностью: его не раз избирали членом парткома мехмата, членом парткома МГУ; некоторое время он был заместителем декана мехмата. В 1959-1960 гг. был членом коллегии Минвуза РСФСР, начальником Главного управления университетов, экономических и юридических вузов. В 1966-1969 гг. в ранге дипломатического посланника он находился в заграничной командировке, во время которой работал в ЮНЕСКО директором высшего образования (именно так называлась его должность). Работая в Париже, он не терял связь с МГУ. Наука и преподавание всегда оставались для Константина Алексеевича главным делом. Однако ему постоянно приходилось параллельно с основной работой выполнять то партийные, то административные, то даже дипломатические поручения. Он никогда не стремился к деятельности такого рода, но избегать ее ему не удавалось: его уважали и ему доверяли, а он считал своим долгом оправдывать доверие.
Два основных направления научной работы К. А. Рыбникова — история и методология математики и комбинаторный анализ.
Главной задачей исследований в области истории математики Константин Алексеевич считал создание научно обоснованной, цельной системы знаний о путях развития математической науки вплоть до времен, как можно более близких к современности. Реализуя этот замысел, он создал учебник "История математики" для студентов математических специальностей университетов и педагогических институтов,
а также для широких кругов математиков-специалистов. Это первый в нашей стране фундаментальный университетский учебник, посвященный данной дисциплине. Его первое издание появилось в 1960-1963 гг. При переизданиях текст в ряде мест подвергался существенной переработке, и в книгу при последующих переизданиях (последнее вышло в 1994 г.) добавлялись новые главы. Решению аналогичных задач в области методологии математики посвящена вышедшая в 1979 г. книга "Введение в методологию математики". Позднее она была существенным образом переработана и издана под названием "Введение в методологию математики (тезисы лекций)". Вместе с учебником "История математики" эти тезисы образуют единое учебное пособие по истории и методологии математики, которое по сей день является основным по курсу истории математики на мехмате МГУ. В 1996-2004 гг. К. А. Рыбников издал в качестве дополнений к основному курсу 9 учебных пособий. Работу над 10-м дополнением "Войны за просвещение. Математическое образование в СССР и России и Болонский процесс" он закончить не успел. Завершил ее его младший сын — Константин Константинович. Книга получилась страстной, отчасти даже резкой в своих оценках, а иначе и быть не могло. К началу XXI в. деградация отечественного образования, в том числе математического, стала очевидным фактом.
Регулярную научную работу в области комбинаторного анализа Константин Алексеевич начал в 1960-е гг. Многие области математики и ее приложений содержат задачи или группы задач комбинаторного характера. Для этих задач к середине XX в. все еще не было разработано ни единой теории, ни общих методов. Вместе с тем существование целой сети взаимных интерпретаций приводило к мысли о наличии у них общей основы. В 1972 г. К. А. Рыбников издал книгу "Введение в комбинаторный анализ", в которой изложил основы его общей теории. В 1985 г. вышло второе, расширенное издание этой книги. На мехмате он организовал семинар по комбинаторному анализу, который вскоре стал признанным центром научных исследований в этом направлении. В 1979 г. вышел сборник "Комбинаторный анализ: задачи и упражнения", составленный участниками семинара под общей редакцией К. А. Рыбникова, а в 1982 г. — его второе расширенное издание. С 1971 по 1989 г. регулярно издавался сборник научных работ "Комбинаторный анализ" (вышло 8 выпусков). С 1989 г. в МГУ стали реулярно проводиться заседания Международного семинара по дискретной математике и ее приложениям и публиковаться его труды. Работу одной из секций — секции комбинаторного анализа — неизменно возглавлял Константин Алексеевич.
Много внимания К. А. Рыбников уделял вопросам преподавания математики в средней школе. Им написан ряд статей для журнала "Математика в школе", книга для учителей "Возникновение и развитие математической науки" (1987) и книга для школьников "Профессия — математик" (1989). Он внес значительный вклад в дело подготовки научных кадров высшей квалификации: 23 его ученика подготовили и защитили кандидатские диссертации, двое из них стали впоследствии докторами наук. Константин Алексеевич вел большую редакционно-издательскую работу. Он был одним из основателей, а затем и бессменным членом редколлегии систематически выходившего в МГУ сборника "История и методология естественных наук" (из 36 вышедших при его жизни выпусков сборника 11 посвящено математике и механике), членом редколлегий журналов "Вестник Московского университета. Сер. 1, Математика. Механика" и "Дискретная математика", а также членом редсовета сборника "Историко-математические исследования".
Заслуги К. А. Рыбникова были отмечены тремя орденами СССР (орден Отечественной войны II степени и два ордена "Знак Почета") и одиннадцатью медалями ("За оборону Москвы", "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.", "За трудовую доблесть" и др.). В 1974 г. ему было присвоено звание заслуженного деятеля науки РСФСР, в 1994 г. — звание заслуженного профессора МГУ.
Все, кто знал Константина Алексеевича, помнят его не только как выдающегося ученого и педагога, но и как человека высокой культуры, твердых нравственных принципов, исключительно порядочного и доброжелательного.
В.Н. Чубариков, С.С. Демидов, А.К. Рыбников