Научная статья на тему 'Конспект урока литературного чтения в 4 классе по курсу УМК «Живой родник» тема урока: Д. Н. Мамин-Сибиряк «Емеля-охотник» второй урок по данной теме'

Конспект урока литературного чтения в 4 классе по курсу УМК «Живой родник» тема урока: Д. Н. Мамин-Сибиряк «Емеля-охотник» второй урок по данной теме Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2852
410
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конспект урока литературного чтения в 4 классе по курсу УМК «Живой родник» тема урока: Д. Н. Мамин-Сибиряк «Емеля-охотник» второй урок по данной теме»

Новосёлова Н.И.,

учитель начальных классов МОУ средней школы № 74 Нижегородский Центр непрерывного образования г. Нижний Новгород

Конспект урока литературного чтения в 4 классе

по курсу УМК «Живой родник»

Тема урока: Д.Н.Мамин-Сибиряк «Емеля-охотник» Второй урок по данной теме

Задачи урока:

1. Продолжить формирование: навыка чтения через анализ художественного произведения, литературоведческих понятий (жанр, сюжет, фабула, кульминация, завязка действия, развязка действия).

2. Углубить практическое представление о композиционном построении рассказа.

3. Развивать познавательную активность учащихся через приемы критического мышления (логические цепочки, инсерт, кластер).

4. Развивать навыки монологической речи.

5. Воспитывать любовь к природе.

Ход урока:

I. Первичный синтез.

1. Организационный этап.

Сегодня мы продолжаем работать над произведением Мамина-Сибиряка «Емеля-охотник». Наша задача - определить, чем сюжет рассказа отличается от фабулы и приготовить пересказ текста.

2. Артикуляционно-фонетическая разминка.

Приготовим речевой аппарат к работе. Прочитаем в

разном темпе и с разной громкостью скороговорку, наращивая темп от строки к строке, читаем на выдохе.

Языком не расскажешь, так и пальцем не расты-чешь.

Нечего руками рассуждать, коли Бог ума не дал.

Речь умом не красна, а коли язык шепеляв, то и поговори скороговорочку за скороговорочкой.

Наш Филат не бывает виноват, у нашего Филата всегда Маланья виновата.

У самого лоб,что лопата, да ума небогато.

3. Обобщение знаний учащихся о творчестве автора.

Мы уже знакомились с творчеством Дмитрия Нар-

кисовича Мамина-Сибиряка. Работаем над логическими цепочками. Определяем, что верно, а что ложно.

1. Родился:

А) в Пермской губернии, в семье священника (И)

Б) в Кирове, в семье архитектора

2. Настоящая фамилия :

А) Сибиряк

Б) Мамин (И)

3. Известен, как

A) поэт

Б) прозаик (И)

B) драматург (И)

Драматург пишет пьесы для театральных постановок.

4. Писал :

A) только для детей

Б) только для взрослых

B) для детей и взрослых (И)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Собрание сочинений в 10-ти томах.

Составим кластер, обобщив все сказанное.

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк (1852-1912)

Пермская губерния Семья священника

Жанры

Детям

Друзья

Жизнь

рассказы о приро- Зимовье на Сту- И. Бунин Прозаик де (более 100) деной

Емеля-охотник

Серая Шейка М. Горький Драматург

Приёмыш Ник. Телешов

сказки повести очерки пьесы

16 романов для взрослых

Мое отношение к писателю: Мне понравилось

произведение......, за........

Я хотел бы прочитать:........., потому что.......

Составим ленту времени (инсёрт).

19 век

20 век

21 век

1852 1861 1912 1917 2007

(Отмена крепостного права) (Октябрьская революция)

Вывод: Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк (родился до отмены крепостного права и умер до Октябрьской революции) - русский писатель конца 19 века - начала 20 века.

II. Анализ художественного произведения.

Дома вы читали рассказ Д.Н.Мамина-Сибиряка «Емеля-охотник».

Почему автор так построил произведение, что он постоянно возвращается в прошлое? (Автор постоянно возвращается в прошлое, так как это важно для характеристики Емели. Возврат в прошлое уточняет общую картину, побуждает героя к совершению каких-либо поступков).

Давайте с вами вспомним, что такое сюжет и что такое фабула и составим план рассказа по сюжету и по фабуле.

Сюжет (как у автора) - события, показанные в рассказе, а не те, о которых сообщается.

Фабула - цепь событий в действительности, может совпадать с сюжетом, а может и не совпадать.

Вот и сегодня мы с вами сопоставим сюжет и фабулу. И сделаем вывод, совпадает ли фабула с сюжетом или нет.(Составление плана и запись его на доске).

Сюжет. Фабула

1. Просьба Гришутки . 1. Описание деревни Тычки.

2. На охоте. 2. Жизнь Емели и Гришутки.

3. Неудача с оленем. 3. На охоте.

4. Встреча. 4. Описание леса.

5. Пожалел. 5. Описание оленя.

6. Домой. 6. Неудача с оленем.

7. Встреча.

8. Описание олененка.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Пожалел.

10. Домой.

Прочитайте первую часть рассказа и помогите изобразить графически, где же располагалась деревня и кто в ней жил?

Ручьева гора

Леса

11 домов Река

Болота

На отшибе избушка, где жили Емеля, Гришутка, Лыско.

Где начинается рассказ? (Рассказ начинается с просьбы Гришутки. Это вступление).

Кульминация Развитие действий Вступление Завязка Развязка Заключение

А где начинается завязка произведения? (Действия начинают завязываться, когда Емеля собирается на охоту). (Вопросы по Блуму на применение).

А как бы вы поступили на месте Емели?

А зачем нужен теленок : для забавы или для еды, чтобы поправиться Гришутке ?

Почему Гришутка сказал деду: «Не промахнись!»? (стр. 268).

С каким настроением уходил Емеля на охоту? Как природу описывает автор? Выберите фразы, которые

соответствуют настроению охотника. (Природа сочувствует Емеле).

Но вот началась охота, природа помогает Емеле, (стр. 270)

Чем закончился первый день охоты?

Чтобы изменилось, если бы и на четвертый день Емеля не напал на след матки с олененком?

Что заставляло Емелю и Лыско искать оленьи следы: азарт охотника или чувство долга?

Найдите главу, где Емеля ведет борьбу с самкой. Что движет маткой? От какого слова образовано слово «матка»? (стр. 272-273)

Сколько раз автор употребляет это слово, зачем ? Сосчитайте.

Вывод: Он называет ее не самкой, не оленихой, а маткой, потому что матка тоже готова отдать жизнь за своего олененка, как и мать Гришутки спасла ценой своей жизни жизнь сына.

В каком еще произведении мать также защищает детей? («Капалуха», «Рябчонок» Чарушин Е.И., «Бе-логрудка» Астафьев).

Прочитайте кульминацию рассказа.

Как старик называет олененка?

Прочитайте развязку произведения.

Что изменилось, если Емеля убил бы олененка ?

III. Вторичный синтез.

1. Работа над основной мыслью рассказа.

Прочитайте строки, в которых заключена главная

мысль произведения.

Что автор хотел сказать ?

Совпал ли сюжет рассказа с его фабулой?

2. Творческая работа. Работа над пословицами.

Прочитайте заключение рассказа.

А какое заключение придумали бы вы ?

Прочитайте пословицы, какая пословица подходит к данному произведению ?

Сердце матери лучше солнца греет.

Без корня и трава не растет.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Нет милее дружка, чем родная матушка.

3. Домашнее задание.

Приготовить пересказ : 1 вариант - по сюжету, 2 вариант - по фабуле.

Сюжет совпадает с фабулой, но пересказ по сюжету будет краткий, а по фабуле- подробный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.