Научная статья на тему 'КОНСОЛИДАЦИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ДОЛЕЙ В ФЕРМЕРСКИХ ХОЗЯЙСТВАХ АЗЕРБАЙДЖАНА'

КОНСОЛИДАЦИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ДОЛЕЙ В ФЕРМЕРСКИХ ХОЗЯЙСТВАХ АЗЕРБАЙДЖАНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
169
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛОДОРОДИЕ / ПОЧВА / ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕФОРМА / ФРАГМЕНТАЦИЯ ЗЕМЕЛЬ / УЛУЧШЕНИЕ ПОЧВЕННОГО ПОКРОВА / ЗЕМЕЛЬНЫЙ ПАЙ / КОНСОЛИДАЦИЯ ЗЕМЕЛЬ / FERTILITY / SOIL / LAND REFORM / LAND FRAGMENTATION / IMPROVEMENT OF SOIL COVER / LAND SHARE / LAND CONSOLIDATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Низамзаде Т.Н.

По распространению и темпам развития размыва, смыва и других негативных факторов, ухудшающих состояние почв, Азербайджан является одним из лидеров среди стран бывшего СССР. На наш взгляд, основные два фактора, по которым на землях сельскохозяйственного назначения республики происходят эрозионные процессы и ухудшение их агроэкологического состояния, являются естественно - природные и антропогенные факторы. Учитывая, что естественно-природный фактор не совсем зависимый от человека процесс, то мы в этой работе свое внимание в основном, сконцентрировали на антропогенном факторе, если иначе сказать, неэффективном использовании земель. Начиная с 1996 г., в ходе реформирования аграрного сектора в Азербайджане, в частности после выделения гражданам земельных наделов в натуре, негативные последствия для качественного состояния почвенного плодородия земель еще больше усилились. Например, в период 1990-2018 гг. площадь подверженных эрозии почв на территории страны увеличилась на 6,9 %. Из них 1336,7 тыс. га (36%) являются сильноэродированными, 882,6 тыс. га (23%) средноэродированными и 1524,2 тыс. га (41%) слабоэродированными [9]. Несмотря на то, что больше половины территории Азербайджана это горы, и большинство сельхоз земель страны находятся в склонновой местности, к сожалению, и по сегодняшний день в республике, на таких землях практически не проводятся почвозащитные мероприятия. А это в свою очередь напрямую оказывает негативное влияние на следующее: ухудшение плодородия почв, снижение урожайности сельскохозяйственных культур, а также на общую валовую продуктивность животноводческой отрасли. С целью обеспечения рационального использования земель сельскохозяйственного назначения и улучшения состояния почвенного покрова, автор статьи анализировал действующее земельное законодательство республики и заявил о необходимости принять в стране закон о консолидации земель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSOLIDATION OF LAND SHARES IN THE FARMS OF AZERBAIJAN

Our country is one of the leaders among the countries of the former Soviet Union in terms of the spread and rate of development of erosion, flushing and other negative factors that worsen the state of soils. In our opinion, the main two factors that cause erosion processes and deterioration of their agroecological condition on agricultural lands of the Republic are natural and anthropogenic factors. Given the fact that the natural factor is not completely dependent on the human process, so we have focused our attention in this work on the anthropogenic factor, in other words, to the inefficient use of land. Since 1996, during the reform of the agricultural sector in Azerbaijan, in particular after the allocation of land plots to citizens in kind, the negative consequences for the quality of soil fertility of land have increased even more. For example, in the period 1970-2018, the area of soil subject to erosion in the country increased by 6.9%. Of these, 1336.7 thousand ha (36%) are strongly eroded, 882.6 thousand ha (23%) are medium-eroded, and 1524.2 thousand ha (41%) are slightly eroded [9]. Despite the fact that more than half of the territory of Azerbaijan is mountainous, and most of its agricultural land is located in a sloping area, unfortunately, it should be noted that today in the Republic, these lands are practically not carried out soil protection measures. This, in turn, has a direct negative impact on the deterioration of soil fertility, on the reduction of crop yields, as well as on the overall gross productivity of the livestock industry. In order to ensure the rational use of agricultural land and improve the state of soil cover, the author of the article analyzed the current land legislation of the Republic and justified the need to adopt a law on land consolidation in the country.

Текст научной работы на тему «КОНСОЛИДАЦИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ДОЛЕЙ В ФЕРМЕРСКИХ ХОЗЯЙСТВАХ АЗЕРБАЙДЖАНА»

УДК 332.33:332.2

КОНСОЛИДАЦИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ДОЛЕЙ В ФЕРМЕРСКИХ ХОЗЯЙСТВАХ АЗЕРБАЙДЖАНА

НИЗАМЗАДЕ Т.Н.,

кандидат географических наук, доцент кафедры Землеустройство и кадастр Бакинского государственного университета, Азербайджан, г. Баку, e-mail: teymur_nizamzade@mail.ru, тел.:+7(901) 7292126; +994709850824.

Реферат. По распространению и темпам развития размыва, смыва и других негативных факторов, ухудшающих состояние почв, Азербайджан является одним из лидеров среди стран бывшего СССР. На наш взгляд, основные два фактора, по которым на землях сельскохозяйственного назначения республики происходят эрозионные процессы и ухудшение их агроэколо-гического состояния, являются естественно - природные и антропогенные факторы. Учитывая, что естественно-природный фактор не совсем зависимый от человека процесс, то мы в этой работе свое внимание в основном, сконцентрировали на антропогенном факторе, если иначе сказать, неэффективном использовании земель. Начиная с 1996 г., в ходе реформирования аграрного сектора в Азербайджане, в частности после выделения гражданам земельных наделов в натуре, негативные последствия для качественного состояния почвенного плодородия земель еще больше усилились. Например, в период 1990-2018 гг. площадь подверженных эрозии почв на территории страны увеличилась на 6,9 %. Из них 1336,7 тыс. га (36%) являются сильноэро-дированными, 882,6 тыс. га (23%) средноэродированными и 1524,2 тыс. га (41%) слабоэродиро-ванными [9]. Несмотря на то, что больше половины территории Азербайджана это горы, и большинство сельхоз земель страны находятся в склонновой местности, к сожалению, и по сегодняшний день в республике, на таких землях практически не проводятся почвозащитные мероприятия. А это в свою очередь напрямую оказывает негативное влияние на следующее: ухудшение плодородия почв, снижение урожайности сельскохозяйственных культур, а также на общую валовую продуктивность животноводческой отрасли. С целью обеспечения рационального использования земель сельскохозяйственного назначения и улучшения состояния почвенного покрова, автор статьи анализировал действующее земельное законодательство республики и заявил о необходимости принять в стране закон о консолидации земель.

Ключевые слова: плодородие, почва, земельная реформа, фрагментация земель, улучшение почвенного покрова, земельный пай, консолидация земель.

CONSOLIDATION OF LAND SHARES IN THE FARMS OF AZERBAIJAN

NIZAMZADE T.N.,

сandidate of Geographical Sciences, Associate Professor of the Department of Land Management and Cadastre of Baku State University, Azerbaijan, Baku, e-mail: teymur_nizamzade@mail.ru, tel.: + 7 (901) 7292126; +994709850824.

Essay. Our country is one of the leaders among the countries of the former Soviet Union in terms of the spread and rate of development of erosion, flushing and other negative factors that worsen the state of soils. In our opinion, the main two factors that cause erosion processes and deterioration of their agroecological condition on agricultural lands of the Republic are natural and anthropogenic factors. Given the fact that the natural factor is not completely dependent on the human process, so we have focused our attention in this work on the anthropogenic factor, in other words, to the inefficient use of land. Since 1996, during the reform of the agricultural sector in Azerbaijan, in particular after the allocation of land plots to citizens in kind, the negative consequences for the quality of soil fertility of land have increased even more. For example, in the period 1970-2018, the area of soil subject to erosion in the country increased by 6.9%. Of these, 1336.7 thousand ha (36%) are strongly eroded, 882.6 thousand ha (23%) are medium-eroded, and 1524.2 thousand ha (41%) are slightly eroded [9]. Despite the fact that more than half of the territory of Azerbaijan is mountainous, and most of its agricultural land is located in a sloping area, unfortunately, it should be noted that today in the Republic,

these lands are practically not carried out soil protection measures. This, in turn, has a direct negative impact on the deterioration of soil fertility, on the reduction of crop yields, as well as on the overall gross productivity of the livestock industry. In order to ensure the rational use of agricultural land and improve the state of soil cover, the author of the article analyzed the current land legislation of the Republic and justified the need to adopt a law on land consolidation in the country.

Keywords: fertility, soil, land reform, land fragmentation, improvement of soil cover, land share, land consolidation.

Введение. Несмотря на то, что основной объем пополнения государственного бюджета Азербайджанской Республики происходит за счет нефтяного сектора, но в мире традиционно Азербайджан считают аграрной страной. Если учесть то, что на сегодняшний день суммарный объем производимой в Азербайджане сельскохозяйственной продукции, составляет 22 % от общего объема валовой продукции страны, становится ясно, откуда сложилось такое мнение о стране. После нефтяной отрасли этим показателем, сельскохозяйственное производство в экономике республики уверенно занимает свое второе место, и это, на наш взгляд, не случайно, так как 39,9 % трудоспособного населения Азербайджана, работает в сельскохозяйственной отрасли и почти половина (49,7 %) населения страны продолжает жить в сельской местности.

После получения Азербайджаном независимости, вышеназванные цифры, во многом предопределили проведение в аграрном секторе страны радикальных экономических реформ. В те трудные времена как вся экономика страны, аграрная отрасль тоже пришла в упадок. В тот период лучшим выходом из сложившейся сложной экономической ситуации, оказалось проведение земельной реформы. Сложная социально-экономическая ситуация, с одной стороны, и необходимость включения в общую мировую экономику с другой стороны, в 1996 г. вынудила, руководство страны принять закон «О Земельной реформе». С принятием в стране закона « О Земельной реформе» была поставлена окончательная точка над государственной монополией в управлении земельными ресурсами и земли государственных сельхозпредприятий были приватизированы. В стране параллельно с государственной, появились муниципальные и частные виды собственности. Раздел общего земельного фонда сельскохозяйственных угодий в процентном соотношении между тремя видами собственности выглядел следующим образом: государственная собственность - 42,6 %; муни-

ципальная собственность - 25,4 %; частная собственность - 32 % [1. - С. 5].

Материал и методика исследования. По

результатам первого этапа земельной реформы, в собственность граждан, было выделено при-мерно1373202 га сельских хозяйственных земель. Надо заметить, что земля крестьянам в частную собственность была отдана безвозмездно. Общее количество людей к тому времени, ставших собственниками земли составляло 3187709 человек. На ноябрь месяц 2019 г. из 1395,0 тыс. га земельной площади, предназначенной для приватизации, 1373,2 тыс. га уже была распределена между гражданами страны, имеющими право на бесплатный земельный пай. Средний размер фермерских хозяйств в нашей стране зависимо от района, примерно меняется от 1,0 - гектара до 1,5 гектар [1. - С. 5]. Через десять лет после окончания первого этапа земельной реформы в некоторых фермерских - крестьянских хозяйствах страны нами был организован и проведен, мониторинг земель. Цель проведения этого мониторинга заключалась в проведении сравнительного анализа состояния земель до и после реформы, а также нахождение информации о трудностях, встречаемых в работе фермерских хозяйств. По результатам мониторинга, были выявлены, факты ухудшения состояния земель по сравнению с той, какой была до периода реформы. Как нам удалось установить, эти факты, были связаны с чрезмерной фрагментацией земельных массивов, малыми размерами земельных долей, а также с неудобными для обработки конфигурациями земельных участков. На наш взгляд, учитывая невозможность составления научно обоснованных севооборотов и организации эффективного землепользования на таких малых площадях, государственная политика Азербайджана в аграрной сфере, должна быть направлена на повсеместную консолидацию раздробленных земельных участков.

Результаты исследования. По мнению автора этой работы, главной причиной всего происходящего негативного процесса является то, что в период проведения земельной ре-

формы гражданам страны, земельные паи были выделены без учета агроэкологических свойств почвы, грунтов и рельефных условий местности. На месте не когда больших сельхозпредприятий, начали создаваться мелкие фермерско-крестьянские хозяйства, где общие площади этих хозяйств часто не превышали и одного гектара. Помимо этого, все новообразованные хозяйства были без надлежащего технического оснащения и организационного, финансового обеспечения, что в конечном итоге привело к значительному снижению плодородия почв и ухудшению их качественного состояния.

Несмотря на актуальность темы консолидации земель в нашей республике, она практически никем не исследована. По данной тематике в Азербайджане, только автор статьи опубликовал несколько работ в различных научных журналах, и выступал с докладом на научных конференциях.

В отличие от Азербайджана, решением вопросов, связанных с консолидацией земель в странах Европы, Союза Независимых Государств (СНГ), а также в других частях мира занимаются не первый год. Данная проблема специалистами этих стран давно и очень актуально изучается, и ими было проделано очень много работ по разработке механизма консолидации земель. Со стороны ряда европейских ученых -Т. ван Дийка [6], Томаса Дж. [7], М. Хартвигсе-на [8] и др, проблема консолидации земель всегда вызывала большой интерес и была ими хорошо исследована.

В развитых странах мира, понимая остроту проблемы с малыми размерами фермерских хозяйств, своевременно начали проводить государственную политику по увеличению площадей этих хозяйств. Для этого в ряду стран мира (прежде всего в государствах Европейского Союза), путем выкупа земель у мелких фермерских хозяйствах, создаются земельные банки, для дальнейшей продажи их более крупным и успешным хозяйством. В некоторых странах, даже был установлен возрастной ценз, по достижению которого граждане, имеющие в собственности земли сельскохозяйственного назначения, вынуждены их продать. Эти земли также идут на укрупнение размеров других ферм. Нельзя не согласиться с такой земельной политикой этих государств, так как она направлена на укрупнение земельных массивов и создание наиболее эффективных коммерческих сельскохозяйственных организаций. Поэтому в большинстве зарубежных государствах существует запрет на раздел сельскохозяйственных

угодий на участки меньше определённого размера [6]. На наш взгляд, это правильный подход, с позиции рационального использования земель.

К сожалению, в Азербайджане и на сегодняшний день, механизм недопущения дальнейшей фрагментации земельных долей сельскохозяйственных угодий на законодательном уровне не закреплен. А если учесть, что в стране с 1997 г. действует закон «О земельном рынке», который путем купли-продажи и наследования земельных участков открыл большие возможности для их дальнейшего размельчения, в этом случае представить масштабы фрагментации земель фермерских хозяйств в республике нетрудно.

Сегодня в стране около 90 % сельскохозяйственных угодий находятся в собственности или использовании граждан республики. И поэтому, основная часть производимой сельхоз продукции приходится на долю мелких фер-мерско-крестьянских хозяйств. По статистическим данным за последние 22 года в стране (от 1996 по 2018 гг.) число мелких хозяйств в аграрном секторе выросло до 830000 . Эти цифры подтверждают наши опасения по поводу сильнейшей фрагментации земельных участков.

Учитывая, что в современном земельном законодательстве Азербайджана, (за исключением закона «О сельскохозяйственной кооперации», который был принят, 14 июня 2016 г.), нет никаких других нормативных актов по объединению земель сельскохозяйственного назначении, то мы предлагаем, чтобы в закон Азербайджанской Республики «О государственном земельном кадастре, мониторинге земель и землеустройстве», было внесено такое понятие как «консолидация земель сельскохозяйственного назначения », со статьей « Составление проектов землеустройства по консолидации земель». Так как, консолидация земельных участков не может происходить без установления, изменения, разделения, объединения, обмена, создания новых, упорядоченных, существующих землевладений и земле-пользований, а также и др. видов землеустроительных работ, не удивительно, что мероприятие по проведению консолидации земель, принято считать одним из разновидностей землеустроительных работ. Внесение этой поправки в законе, необходимо для того, чтобы в дальнейшем на всех землях сельскохозяйственного назначения планируемые работы были выполнены, строго на основе землеустроительных проектов. На наш взгляд, это поможет в решении вопросов, связанных с организацион-

но-правовыми, социально-экономическими и экологическими мероприятиями, которые изначально будут нацелены на оптимизацию размеров и на правильные конфигурации земельных участков.

Анализируя земельное законодательство республики, мы видим, что с целью исключения монополизма над землей, правительством страны, 19 декабря 1999 г. под №167 было принято постановление, об утверждении «Правил определения верхнего предела размера земельных участков, приобретенных частными собственниками по административно-территориальным единицам» [10]. С целью недопущения в стране латифундии, в свою очередь мы тоже поддерживаем это решение правительства. Но одновременно нас не может не беспокоить отсутствие в земельном законодательстве Азербайджана земельно-правовых норм, по запрету фрагментации земель сельскохозяйственного назначения. Это притом, что вопрос размельчения земельных долей в республике, стоит на повестке дня намного острее, чем их укрупнение. Эта проблема параллельно с землями сельскохозяйственного назначения, также затрагивает и земли населённых пунктов, так как в Азербайджане для индивидуального жилищного строительства минимальный размер площади земельного участка также не регламентирован законом. Эти вопросы бывают очень актуальными, особенно при наследовании земельных участков.

На наш взгляд, учитывая этот пробел в законе, правительство республики, с целью предотвращения дальнейшей фрагментации площадей сельскохозяйственных угодий, независимо от формы собственности земель, для всех видов организационно-правовых форм хозяйствования на земле, в кратчайшие сроки должно разработать и утвердить соответствующие ограничительные нормативно-правовые акты, по определению минимальных размеров земельных участков. В этом нормативном акте в обязательном порядке должен отражаться запрет на разделение земельных участков, в случае « если из сельскохозяйственных земель в результате дробления любого земельного участка, образуется хотя бы один земельный участок меньше минимального размера, который был выделен в процессе земельной реформы». Возможность дробления можно допустить, если это происходит в процессе консолидации земель, с целью присоединения этого участка, к другому смежному участку. Сущность таких ог-

раничительных мер будет способствовать сохранению земельных участков от чрезмерного размельчения.

С одной стороны, введение в законодательство таких ограничительных мер, будет способствовать ограничению права собственников земельных долей, но с другой стороны, через сохранение цельности земельных участков, создаст возможность для улучшения плодородности почв и их экологической безопасности. С позиции продовольственной безопасности страны, очевидно, что преимущество должно быть отдано к требованиям рационального использования и охраны земель, так как это будет содействовать постепенному уменьшению деградации почвенного покрова, и предотвратит негативное влияние на снижение плодородия почв земельных участков. Поэтому здесь надо исходить из принципа приоритетности публично-правовых требований рационального сельскохозяйственного землепользования над частными интересами землевладельцев и землепользователей. Помимо всего этого, введение в стране запрета на фрагментации земельных долей и принятие закона о консолидации земель, может стать важным инструментом, по улучшению качества и повышению количества производимой фермерскими хозяйствами продукции, а также может способствовать улучшению социально-экономическому положению жителей сельской местности [4. -С. 18].

Последние годы правительство нашей страны, видимо понимая остроту проблемы, начало делать определённые позитивные шаги в сторону консолидации земель сельскохозяйственного назначения. Примером этому, можно показать проект продовольственной и сельскохозяйственной организации (Food an d Agriculture Organizatin- ФАО) по вопросам практического осуществления консолидации земель на пилотной территории, где в течение трех лет (2017-2019 гг.) по просьбе правительства Азербайджана, оказал всяческую техническую поддержку Министерству сельского хозяйства страны. Сущность данного проекта заключалась, в оказании помощи местным фермерам, и в решении их повседневных проблем, обусловленных маленькими размерами площадей их хозяйств. Параллельно с этим была сделана попытка в решении проблемы недостоверности земельно-кадастровых данных. Так как, недостоверность информации о земле, также создает большие сложности при их использовании. По

мнению руководителя проекта по реализации региональной инициативы ФАО в поддержку мелких семейных фермерских хозяйств Мортена Хартвигсена, «Азербайджан твердо встал на путь усовершенствования фермерских структур [2].

По ходу осуществления проекта ФАО по консолидации земель в Азербайджане, пилотной территорией было выбрано село Шорсулу Сальянского административного района. Проект начался с проведения опроса среди жителей вышеназванного села, имеющих в своей собственности и в аренде земельные участки сельскохозяйственного назначение. Из общего числа (608) граждан, имеющих в собственности землю, в опросе участвовало около 90 %. После проведения работниками проекта разъяснительных бесед, 88 % из общего числа людей присутствующих на собрании дали свое согласие, в рамках проекта участвовать в консолидации земель. Несмотря на сделанные первые шаги в сторону консолидации земель, от полной консолидации аграрного сектора наша страна еще очень далека. На наш взгляд, для успешного продол-

жения этого проекта необходимо, чтобы с помощью международных организаций (ФАО и др.), нашей стране и нашим фермерам был передан накопленный бесценный опыт передовыми странами в области консолидации земель.

Выводы.

1. Недостаточность правовой регламентации отношений к консолидации сельскохозяйственных земель в Азербайджане диктует необходимость пересмотра действующего законодательства в этой сфере.

2. Проведение консолидации земельных долей в фермерских хозяйствах Азербайджана, будет способствовать рациональному землепользованию и создаст благоприятные условия для повышения плодородия почв.

3. Научные разработки в области проектов консолидации сельскохозяйственных земель, в первую очередь, должны составлять ученые-землеустроители совместно с инженерами-землеустроителями. И уже на основе их проектов должны подготавливаться законодательно нормативно-правовые инструменты этой отрасли.

Список использованных источников

1.Низамзаде Т.Н. Пути реформирования системы управления земельными ресурсами Азербайджана. European Journal of Economics and Management Sciences. Scientific journal. https://doi.org/10.29013/EJEMS-19-4-3-13.

2. 29 авг. 2019 г. - Азербайджан принимает меры по консолидации фрагментированных земельных участков. www.fao.org > europe > news > detail-news

3. Закон Азербайджанской Республики «О сельскохозяйственной кооперации» от 14 июня 2016 года № 270-ВГ г. Баку

4. Мартин А., Краснолуцький О. Консолщащя земель сшьськогосподарського призначення та правовий мехашзм ii здшснення в Укрш'ш // Землевпоряд. вюн. — 2011. — № 5. — С. 16-21.

5. Ткачук Л.В. Консолщащя земель: ефективне використання та охорона в умовах трансформацп земельних вщносин: монографiя. — Львiв : Львiв.нац. аграр. ун-т, 2009. — 249 с.

6. van Dijk, T. (2003), Dealing with CentralEuropean Land Fragmentation. The Netherlands: Uitgeverij Eburon [in English].

7. Thomas J. (2006), Attempt on Systematization of Land Consolidation Approaches in Europe. Zeitschrift fur Geodaesie, Geoinformation und Landmanagement, 3, 156—161 [in English].

8. Hartvigsen, M. (2015), Land Reform and Land Consolidation in Central and Eastern Europe after 1989: Experiences and Perspectives (Doctoral dissertation), Aalborg University [Online], available at: https://www.academia.edu [in English].

9.Министерство сельского хозяйства Азербайджанской Республики «Устойчивое управления почвенными ресурсами в Азербайджане» Бишкек 2016 года 29.02.2016 Сеймур Сафарли seymur.safarli@agro.gov.az

10. Решение Кабинета Министров Республики Азербайджан « О некоторых вопросах, связанных с земельным рынком» от 19 декабря 1999 г. под №167. г. Баку

List of sources used

1.Nizamzada T.N. Reforming the land administration system of Azerbaijan. European Journal of Economics and Management Sciences. Scientific journal . https://doi.org/10.29013/EJEMS-19-4-3-13.

2. August 29, 2019-Azerbaijan takes measures to consolidate fragmented land plots. www.fao.org > europe > news > detail-news

3. Law of the Republic of Azerbaijan on" on agricultural cooperation " dated June 14, 2016 No. 270-VG Baku

4. Martin A., Krasnolutsky O.consolidation of agricultural land and the legal mechanism for its implementation in Ukraine // Zemleuporyad. visn. - 2011. - № 5. - P. 16-21.

5. Tkachuk L. V. land Consolidation: effective use and protection in the conditions of land relations transformation: monograph. - Lviv: Lviv. national agrarian. UN-t, 2009. - 249 p.

6. van Dijk, T. (2003), Dealing with CentralEuropean Land Fragmentation. The Netherlands: Uitgeverij Eburon [in English].

7. Thomas J. (2006), Attempt on Systematization of Land Consolidation Approaches in Europe. Zeitschrift fur Geodaesie, Geoinformation und Landmanagement, 3, 156-161 [in English].

8. Hartvigsen, M. (2015), Land Reform and Land Consolidation in Central and Eastern Europe after 1989: Experiences and Perspectives (Doctoral dissertation), Aalborg University [Online], available at: https://www.academia.edu [in English].

9. Ministry of agriculture of the Republic of Azerbaijan "Sustainable management of soil resources in Azerbaijan" Bishkek 2016 29.02.2016 Seymour Safarli seymur.safarli@agro.gov.az

10. Decision of the Cabinet of Ministers of the Republic of Azerbaijan "on certain issues related to the land market" dated December 19, 1999 under No. 167. Baku

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.