Научная статья на тему 'КОНСОЛИДАЦИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЗЕМЕЛЬ АЗЕРБАЙДЖАНА НА ПРИМЕРЕ ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН'

КОНСОЛИДАЦИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЗЕМЕЛЬ АЗЕРБАЙДЖАНА НА ПРИМЕРЕ ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
133
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
КОНСОЛИДАЦИЯ ЗЕМЕЛЬ / ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ / ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ЗЕМЕЛЬ / ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА / ЭТАПЫ КОНСОЛИДАЦИИ / ЭТАПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ / ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ ЭТАП / ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬ / LAND CONSOLIDATION / PREPARATORY WORK / LAND INVENTORY / LAND MANAGEMENT PROJECT / CONSOLIDATION STAGES / PLANNING STAGES / FINAL STAGE / LAND REDISTRIBUTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Низамзаде Т. Н.

Анализ, систематизация и обобщение научных трудов отечественных и зарубежных ученых позволили определить возможный порядок проведения консолидации земель в Азербайджане и представить подробную характеристику каждой стадии. В результате исследования были предложены следующие основные этапы консолидации земель: инициирования, инвентаризации, планирования, внедрения и заключительная. В статье каждый из этих стадий рассматривается последовательно с обоснованием их целесообразности, перечнем необходимых мероприятий и землеустроительной документации, приведением практических примеров из разных стран мира. Установлено, что каждый этап процедуры консолидации земель должна проводиться с соблюдением принципа открытости, который обеспечивает привлечение максимального количества землевладельцев и землепользователей и защиту их интересов, создает положительное отношение общества к проведению консолидации земель. Составлена структурнологическая модель процедуры проведения консолидации земель сельскохозяйственного назначения, которая наглядно отражает стадийность и мероприятия ее проведения. Даны рекомендации о необходимости введения новой землеустроительной документации по консолидации земель с подробным описанием их содержания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSOLIDATION OF AGRICULTURAL LAND IN AZERBAIJAN ON THE EXAMPLE OF EUROPEAN COUNTRIES

The purpose of the article is to develop recommendations on the stages of consolidation of agricultural land in Azerbaijan on the basis of international best practices. The analysis, systematization and generalization of scientific works of domestic and foreign scientists allowed us to determine the possible order of land consolidation in Azerbaijan and provide a detailed description of each stage. As a result of the study, the following main stages of land consolidation were proposed: initiation, inventory, planning, implementation, and final. Each of these stages is considered sequentially with justification of their expediency, a list of necessary measures and land management documentation, and practical examples from different countries of the world. It is established that each stage of the procedure of land consolidation should be carried out in compliance with the principle of openness, which ensures the involvement of the maximum number of landowners and land users and protection of their interests, creates a positive attitude of society to land consolidation. A structural and logical model of the procedure for the consolidation of agricultural land, which clearly reflects the stages and activities of its implementation. Recommendations on the need to introduce new land management documentation for land consolidation with a detailed description of their content. The relevance of further research on the procedure of agricultural land consolidation is to introduce a flexible, simple, cost-effective and short-term approach to its implementation.

Текст научной работы на тему «КОНСОЛИДАЦИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЗЕМЕЛЬ АЗЕРБАЙДЖАНА НА ПРИМЕРЕ ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН»

журнал Ефективна економжа: - 2019. - № 6. - Режим доступу до журналу: http://www.economy.nayka.com.ua

18. Машевська А.А. Напрямки вдосконалення оргашзацп облшу оплати пращ на пвдприемствг Вчеш записки Таврiйського нащонального ушвер-ситету iменi В.1. Вернадського серiя: економiка i управлiння. Том 30 (69). № 5, 2019 Частина 2. С. 131-138

19. Машевська А.А. Теоретичне пвдгрунтя оргашзацп оплати пращ суб'екпв господарювання. Ефективна економiка. № 11, 2019 - URL: http://www.economy.nayka.com.ua/?op= 1&z=7461. DOI: 10.32702/2307-2105-2019.11.187

20. Машевська А.А. Формування фшансових потокiв страхово! компанп. Polish journal of science.

№22 (2019). Польща. URL:

https://issuu.com/poljs/docs/polish-journal-of-science-_22-2019-vol.-3

21. Машевська А.А. Органiзацiя облiку та ана-лiзу виплат працiвникам на пвдприемст у галузi тваринництва. Аграрна наука та харчовi технологii ВНАУ. Випуск 5 (108), том 2. С.136-152. 2019.

22. Машевська А.А. Теоретичш основи облiку розрахункiв з оплати пращ та ix воображения в об-лiку. Сxiдна £вропа: економiка, бiзнес та управ-лшня. Випуску № 6 (23).2019. URL: http://www.easterneurope-ebm.in.ua/journal/23_2019/102.pdf

23. Todosiychuk V., Fedoryshyna L. (2019) Analiz controlling financial risks of enterprise. Polish journal of science. № 21, Vol. 2. - P. 30-42.

КОНСОЛИДАЦИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЗЕМЕЛЬ АЗЕРБАЙДЖАНА НА ПРИМЕРЕ

ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН

Низамзаде Т.Н.

Бакинский государственный университет, факультет Экология и Почвоведения доцент кафедры Землеустройство и кадастр

CONSOLIDATION OF AGRICULTURAL LAND IN AZERBAIJAN ON THE EXAMPLE OF

EUROPEAN COUNTRIES

Nizamzada T.

Baku state University, faculty of Ecology and Soil science, associate Professor of land Management and cadaster

Аннотация

Анализ, систематизация и обобщение научных трудов отечественных и зарубежных ученых позволили определить возможный порядок проведения консолидации земель в Азербайджане и представить подробную характеристику каждой стадии. В результате исследования были предложены следующие основные этапы консолидации земель: инициирования, инвентаризации, планирования, внедрения и заключительная. В статье каждый из этих стадий рассматривается последовательно с обоснованием их целесообразности, перечнем необходимых мероприятий и землеустроительной документации, приведением практических примеров из разных стран мира. Установлено, что каждый этап процедуры консолидации земель должна проводиться с соблюдением принципа открытости, который обеспечивает привлечение максимального количества землевладельцев и землепользователей и защиту их интересов, создает положительное отношение общества к проведению консолидации земель. Составлена структурно-логическая модель процедуры проведения консолидации земель сельскохозяйственного назначения, которая наглядно отражает стадийность и мероприятия ее проведения. Даны рекомендации о необходимости введения новой землеустроительной документации по консолидации земель с подробным описанием их содержания.

Abstract

The purpose of the article is to develop recommendations on the stages of consolidation of agricultural land in Azerbaijan on the basis of international best practices. The analysis, systematization and generalization of scientific works of domestic and foreign scientists allowed us to determine the possible order of land consolidation in Azerbaijan and provide a detailed description of each stage. As a result of the study, the following main stages of land consolidation were proposed: initiation, inventory, planning, implementation, and final. Each of these stages is considered sequentially with justification of their expediency, a list of necessary measures and land management documentation, and practical examples from different countries of the world. It is established that each stage of the procedure of land consolidation should be carried out in compliance with the principle of openness, which ensures the involvement of the maximum number of landowners and land users and protection of their interests, creates a positive attitude of society to land consolidation. A structural and logical model of the procedure for the consolidation of agricultural land, which clearly reflects the stages and activities of its implementation. Recommendations on the need to introduce new land management documentation for land consolidation with a detailed description of their content. The relevance of further research on the procedure of agricultural land consolidation is to introduce a flexible, simple, cost-effective and short-term approach to its implementation.

Ключевые слова: консолидация земель, подготовительных работ, инвентаризации земель, землеустройства, этапы консолидации, этапы планирования, заключительной этап, перераспределения земель.

Keywords: land consolidation, preparatory work, land inventory, land management project, consolidation stages, planning stages, final stage, land redistribution.

Постановка проблемы. В современной научной литературе и практике Азербайджана, за исключение трёхлетнего проекта ФАО по оказанию Министерству сельского хозяйства Азербайджанской Республики технической поддержки во внедрении практики консолидации земель в стране, не существует ни одной работы по комплексному исследованию порядка проведения консолидации земель сельскохозяйственного назначения с детальным анализом каждого этапа ее проведение.

В отличие от Азербайджана в других странах союза независимых государства - (СНГ) проблемам консолидация земель в последние годы начали уделять большое внимание. В этих странах проблемы консолидации земель были отражены в трудах Э. Сагайдака, В. Семочкина, В. Килочка , А. Мартына, Л. Ткачука, А. Третьяка, А Попова, А. Шворака,.

Если страны СНГ вопросами консолидации земель начали заниматься относительно не давно, а страны Европейского союза с этим проблемам занимаются на протяжении многих веков. Например, во Франции первая современная консолидация земель произошла в 1707 году. А Закон от 16 июня 1824 года разрешил обмен земельными участками между отдельными лицами в целях борьбы с фрагментацией сельскохозяйственных участков и повышения производительности. Эта концепция получила более широкое распространение в Европе и США в начале 20-го века. Из европейских ученных, анализом процедуры проведения консолидации земель успешно занимались и продолжают заниматься К. Ескилдсен [1], Я. Соненнберг [2], Й. Томас [3], А. Витикайнен [4], М. Хартвигсен [5] и др. Целью статьи является разработка рекомендаций по стадийности проведения консолидации земель сельскохозяйственного назначения в Азербайджане на основе международного опыта.

Материалы и методы. На основе проведенного исследования зарубежных ученых и их положительного практического опыта, процедура проекта консолидации земель сельскохозяйственного назначения в Азербайджане, должна содержать следующие основные работы: подготовительную (инициирование), инвентаризацию, планирование, внедрение, завершающую. Все эти работы должны быт выполнены на основе землеустроительных проектов. Основной задачей работ по проведению консолидации земель сельскохозяйственного назначения, является определение настоящей необходимости во введении этого мероприятия и обоснование невозможности использования других мероприятий для обеспечения устойчивого сельскохозяйственного землепользования и развития сельских территорий.

На первом (подготовительном) этапе выполнение работ необходимо соблюдение основных предпосылок проведение (реализации) консолидации

земель сельскохозяйственного назначения. Эти предпосылки состоять из следующих : расходы на осуществление консолидации земель не должны превышать полученной выгоды от ее реализации для каждого землевладения (земельного участка); консолидация земель инициируется по заявлению от землевладельцев или же органа исполнительной власти, местного самоуправления; консолидация земель должна усовершенствовать структуру земельных участков (землевладений) и способствовать надлежащему использованию каждого землевладения в соответствии с его целевым назначением; инициирование консолидации земель требует согласия большинства землевладельцев (голосов); положительное решение (разрешение) центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере консолидации земель по разработке и реализации этого проекта.

Инициатива составления проекта землеустройства консолидации земель сельскохозяйственного назначения (далее - проекта консолидации земель) должно исходит из: землевладельцев, которым в совокупности принадлежит право собственности на земельные участки, составляющие больше 50 % от площади территории, подлежащей консолидации; органы исполнительной власти, местного самоуправления.

На наш взгляд, для первого этапа инициирования согласие землевладельцев, составляющих выше 50 % [10, с. 6-7] от площади территории, на которой предполагается проведение консолидации земель является достаточным, так как сам процесс консолидации начинается только после получения положительного решения (разрешения) от центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в этой сфере. Следует заметить, что такое решение (разрешение) соответствующего центрального органа исполнительной власти принимается на основе составленного отчета во время подготовительного этапа при условии, что ни одна из сторон, принимающая участие в консолидации, не понесет никаких экономических убытков.

Собственники земель, которые выступают инициаторами проекта консолидации, свои интересы могут представлять как индивидуально, так и коллективно в виде ассоциации. При желании участники консолидации земель могут путем выборов избрать совет ассоциации и ее руководителя, который будет представлять их интересы в течение всего времени проведения консолидации земель. В дальнейшем к этой ассоциации могут присоединяться и другие представители различных учреждений или организаций, которые будут заинтересованы в проведении консолидации земель.

Консолидация земель должна проводиться в рамках четко установленной территории. Границы

проектной консолидированной территории должно отображаться на предварительном плане консолидации земель вместе с указанием задач и мероприятий, которые планируется осуществить в пределах этой территории.

Для получения разрешения на разработку проекта консолидации земель инициатор (инициаторы) в центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере консолидации земель, должен подать заявление в котором обязательно указывается цель, задачи и мероприятия ее проведения, а также перечень владельцев и пользователей земельных участков, которые инициируют разработку проекта предварительного плана консолидации земель.

Предварительный планам консолидации земель будет крупномасштабный план, составленный на основе ортофото или же топографического плана, на котором четко отображены проектная граница и площадь территории, подлежащей консолидации. Предварительный план консолидации земель должен включать: описание границ всех земельных участков (землевладений) и землепользо-ваний в пределах проектной территории консолидации с их отображением на топографической или кадастровой карте; перечень владельцев и пользователей земельных участков, их прав на землю, в т. ч. установленные ограничения в использовании земельных участков, обременения прав на них; характеристику качественной оценки и современного использования земель территории, подлежащей консолидации; предназначение проведения консолидации: консолидация земельных участков по агрогруппам; улучшение дорожной сети в пределах консолидированной территории; проведение мелиоративных мероприятий; улучшения или реконструкция объектов общественного (публичного) назначения; реализация экологических и природоохранных проектов с отображением на плане месторасположения и границ всех запроектированных мероприятий; информацию о субъектах ответственные за проведение запроектированных мероприятий и управление, техническое обслуживание, содержание, улучшение и строительство запроектированных объектов и мероприятий; общий процент обезземеливания - процент, показывающий, сколько землевладельцев потеряют или откажутся от прав собственности на землю в пределах консолидированной территории в результате проектных мероприятий; информацию о возможности предоставления обезземеленным участникам консолидации равноценных земель, из земель запаса или денежной компенсации; расходы на разработку и реализацию проекта землеустройства по консолидации земель, размеры возможной государственной поддержки и расходов землевладельцев и или землепользователей; обоснование получения выгоды от проведения консолидации земель; составителя предварительного плана консолидации земель, процедуру и график его реализации [2; 4].

Важным составляющим для консолидации земель на подготовительном этапе выступает обеспечение открытости и информированности людей о

проекте. Такой подход обеспечивает привлечение максимального количества землевладельцев и землепользователей к участию в проекте консолидации земель и защиту их интересов, создает положительное мнение в обществе о процедуре консолидации земель. Процедура проведение консолидации обязывает инициаторов проекта консолидации земель: оповестить через средства массовой информации о начале планирования консолидации земель с указанием территории; обнародовать предварительный план консолидации; назначить дату общественного обсуждения проекта с указанием контактной информации для обращения заинтересованных лиц. Соблюдение этого принципа позволяет получить со стороны общественности письменные замечания относительно предварительного плана консолидации земель.

По результатам общественных обсуждений инициатор (инициаторы) по проведению консолидации земель и разработчик предварительного плана консолидации земель корректируют план консолидации. Предварительный план консолидации земель, является обобщающим и главным обоснованием необходимости разработки проекта на основе которого центральный орган исполнительной власти (или его территориальные органы), реализующий государственную политику в сфере консолидации земель, рассматривает заявление на основе представленных документов и принимает решение о предоставлении или непредставлении разрешения на разработку проекта землеустройства по консолидации земель сельскохозяйственного назначения [4, с. 31].О принятом решении в письменной форме информируются все участники процесса консолидации владельцы и пользователи земельных участков, входящих в консолидированную территорию.

В случае получения отрицательного решения на разработку проекта землеустройства по консолидации земель инициаторы должны иметь право на апелляционное обжалование по защите интересов лиц, принимающих в ней участие. Подача апелляции обусловливается неправильностью решения центрального органа исполнительной власти (или его территориальных органов), реализующего государственную политику в сфере консолидации земель, по мнению лица (лиц), подающего апелляционную жалобу, или в неправильном установлении фактических обстоятельств дела или в неправильном применении законов.

При проведении консолидации земель, основной задачей инвентаризации является обследование территории, на предмет выявления прав на землю землевладельцев и землепользователей, и установление фактического использования земель. Результаты инвентаризации территории, необходимо предоставит в виде технической документации. В эту документации должны включатся: существующий кадастровый план (как в Германии и Нидерландах) или топографический план (как в Швеции и Финляндии) [4, с. 36]; отображение на плане границ всех земельных участков, имен зем-

левладельцев и землепользователей, объектов инфраструктуры; описание прав на землю (в т.ч. ограничений, обременений, сервитутов) с указанием зе-мельного(ых) участка(ов) или его части, к которым они принадлежат; определение территории с важным природоохранным или экологическим значением; при необходимости, информацию о стоимости земельных участков [11, с. 37; 18, с. 94].

При нормальных существования системы ведения Государственного земельного кадастра и Государственного реестра прав на недвижимое имущество и их ограничений, вся необходимая информация для проведения инвентаризации проектной территории консолидации берется из реестров этих систем. В случае отсутствия информации по отдельным земельным участкам могут вводиться дополнительные меры, например: объявления о необходимости срочного обращения владельцев земельных участков в орган местного самоуправления с целью их учета, внесения уточненных данных в земельный реестр и реестр прав и др.

Если земельный реестр и реестр прав не может предоставить объективную, достоверную и полную информацию обо всех земельных участках в пределах проектной территории консолидации, то тогда необходимо проводить специальное статистическое наблюдение - инвентаризацию земель. Инвентаризация земель не исключает проведения дополнительных мер, например: процедуры по признанию земельных участков «умершим наследством»; процесс признания земельных участков бесхозными («ничейными»); объявление о необходимости срочного обращения владельцев земельных участков в орган местного самоуправления с целью их учета; изготовления документов, удостоверяющих права на земельный участок(и), и др.

Инвентаризация территории, подлежащей консолидации, в любом случае должна предусмотреть уточнения или обновление данных как в Государственном земельном кадастре, так и в Государственном реестре прав на недвижимое имущество и их ограничений. С целью ознакомления, результаты инвентаризации должны быть предоставлены общественности. Землевладельцы и землепользователи, отставшие недовольным результатами проведенной инвентаризации, необходимо предоставить официальное право на обжалование результатов ее проведения.

Все возникающие споры о границах земельных участков (землевладений), правах собственности на земельные участки, их стоимости и других правах, по нашему мнению, должны решаться в судебном порядке на этапе проведения инвентаризации территории, подлежащей консолидации. По возможности с целью ускорения процедуры проведения консолидации земель не следует отвергать возможность решения таких споров территориальными органами Госземкадастра и Государственной регистрационной службы, как это введено в таких странах как Дания, Финляндия, Швеция, Франция и Испания [13, с. 48].

На этапе планировании основными задачами является проведение оценки земель в пределах территории, подлежащей консолидации, и разработка плана консолидации земель сельскохозяйственного назначения. Уполномоченная организация по разработке проекта консолидации земель, совместно с рабочей группой участников консолидации земель, определяет целесообразность проведения оценки земель. Если консолидация земель предусматривает в большинстве обмен земельными участками на основе арендных отношений, то в такие случаи необходимости в проведении оценки земель может и не быть.

Денежная оценка земельных участков сельскохозяйственного назначения обычно проводится на основе природных свойств почвы. Но на стоимость земли кроме ее качество, также может влиять его местоположение по отношению к другим земельным участкам, дорожной сети, центральной усадьбе, хозяйственным сооружениям, рынкам сбыта и др. Условия по учету таких факторов четко должны определены нормативно-правовыми актами по консолидации земель. Например, в Германии, Франции, Швеции и Нидерландах при проведении оценки земельных участков сельскохозяйственного назначения в условиях консолидации земель учитывается только естественное плодородие почвы [10, с. 35].

При необходимости, также можно будет использовать результаты денежной оценки предыдущих лет, если они есть в наличия в системе земельного кадастра, как это практикуется в Австрии, Дании, Германии, Венгрии и Франции [14, с. 121125]. Если качество земель в пределах консолидированной территории является достаточно однородной, то денежную оценку можно не проводить. Однако могут применяться незначительные корректировки в случае значительного различия в качестве почв. При консолидации земель, в зависимости от объектов оценки по рыночно цене может применяться экспертная денежная оценка земельных участков.

В случае денежной оценка земель в пределах территории, подлежащей консолидации, она должна быть понятной и прозрачной для всех участников консолидации земель. Уполномоченные лица по проведению оценки представляют результаты оценки рабочей группе по консолидации земель землевладельцам и всем другим заинтересованным лицам в виде отчета и плана (карты) денежной оценки земель. По результатам обсуждений, если есть необходимость то тогда вносятся отдельные корректировки в отчет по оценке земель, которые выносятся на общественное обсуждение. Если землевладельцы не согласны с результатами оценки, они имеют право подать апелляцию в центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере проведения консолидации земель и земельных отношений.

По результатам денежной оценки земельных участков в пределах проектной территории консолидации, разрабатывается план консолидации земель сельскохозяйственного назначения. В этом

плане определяется: месторасположение новых зе-мельного(ых) участка(ов); дорог, мелиоративных систем и других инженерных сооружений; возможные снос или места перемещения зданий и сооружений; долю обезземеливания - площадь земель, которую землевладельцы теряют или от которой отказываются в пределах консолидированной территории; расчеты по уменьшению прибыли или производства сельскохозяйственного продукции вследствие обезземеливания; разработка различных альтернативных решений по оценке рентабельности и экологических последствий; земельные участки общей собственности и размещения возможных мест общественного пользования; установления границ природоохранных, ландшафтных и рекреационных территорий (зон); срок получения прав собственности на новые земельные участки; инструкции по регулированию прав собственности и пользования при перераспределении земель [2, с. 9; 4, с. 36; 12, с. 94].

Разработка плана консолидации земель предполагает комплексность в решении различных вопросов, этапност и тесное сотрудничество между землевладельцами, землепользователями и экспертами из разных отраслей народного хозяйства. Надо заметить, что к участию в составлении плана, кроме участников консолидации земель, могут быть привлечены другие важные государственные учреждения, если их присутствие необходимо для выполнения поставленных задач. Именно поэтому на законодательном уровне необходимо закрепить положение по обеспечению учета существующего состояния (производственных условий) использования каждого земельного участка каждым собственником при разработке плана консолидации. Например, в странах Центральной и Южной Европы, где арендные отношения получили широкое распространение, план консолидации земель в обязательном порядке должен учитывать интересы арендаторов [14, с. 48-49; 15, с. 160].

Составления плана консолидации земель должно начинаться с рабочего семинара, на котором все заинтересованные стороны обсуждают различные варианты проектных решений. По результатам обсуждений составляется предварительный план консолидации земель, который затем также обсуждается на очередной встрече. Количество таких встреч является неограниченным, и они должны проводятся, пока участники консолидации земель не придут к общему согласию.

После составление план консолидации земель одолжно выносится на общественное обсуждение, в ходе которого учитываются замечания для разработки окончательного его варианта. Процедура утверждения окончательного плана по консолидации земель в разных странах по разному происходит. Например в Дании к голосованию допускается только половина землевладельцев, у которых как минимум 2/3 площади территории, подлежащей консолидации, из которых 2/3 должны утвердить план консолидации земель [13, с. 49]. В Португалии для утверждения плана требуется большинство го-

лосов землевладельцев, которые имеют наибольшую долю налогооблагаемой стоимости своих земельных участков [15, с. 212]. Больше всего в странах Европы плана консолидации земель утверждается, по решению ответственного органа за ее проведение без всякого голосования, только предварительно выслушав все заинтересованные стороны. Но, так или иначе, во всех странах землевладельцы, которые не согласны с планом консолидации земель, после его утверждения имеют право обратиться в суд.

В условиях Азербайджана ответственными за составление плана консолидации земель сельскохозяйственного назначения должны быть инженеры-землеустроители. Они планы консолидации земель должны составлять с учетом мнений землевладельцев и землепользователей а при необходимости, и с экспертами различных отраслей народного хозяйства. Такая практика является нормой для Германии, Швеции и Финляндии. Хотя есть и другие варианты. Например, в Австрии, Дании, Франции и Нидерландах планы консолидации земель разрабатываются комитетом по консолидации земель, а в Баварии и Швейцарии - ассоциацией землевладельцев. В Испании за разработку плана ответственный частный консультант под наблюдением органов исполнительной власти [13, с. 49; 23, с. 149].

Основными задачами этапа внедрения проекта консолидация земель, является: определение границ земельных участков; приобретения прав собственности и пользования на новые земельные участки; установление размеров компенсаций и реконструкция строительство инженерных сетей. Все изменения в пределах консолидированной территории заносятся в базу данных Государственного земельного кадастра, Государственного реестра прав на недвижимое имущество и других государственных реестров страны.

В соответствии с предусмотренными планом консолидации земель мероприятиями, при начале этапа внедрения, составляется точный план нового землеустройства (план перераспределения земель). План перераспределения земель - это графическое изображение крупного масштаба, которое содержит и отображает имена землевладельцев, их права, новые земельные участки (землевладения) и, при необходимости, финансовые механизмы перераспределения земель. Крупномасштабный план перераспределения земель может быть составлен на основе крупномасштабного топографического плана или крупномасштабного ортофотоплана. Как показывает опыт европейских стран, составление плана перераспределения земель является наиболее важным видом деятельности в процессе консолидации земель сельскохозяйственного назначения [2, с. 10].

До того как начат составление плана, инженер-землеустроитель, с целью установления пожеланий и требований по дальнейшему сельскохозяйственному использованию новых земельных участков, проводит подробные обсуждения со всеми землевладельцами После проведенных этих встреч он

разрабатывает предварительный план перераспределения земель и представляет его на рассмотрение участникам консолидации земель.

При составлении плана перераспределения земель определяются финансовые обязательства участников консолидации, а именно: распределение части расходов, которые должны быть оплачены землевладельцами; пропорциональное распределение прибыли между землевладельцами от внедрения консолидации земель; урегулирования других расходов, связанных с процессом перераспределения земель; возмещение убытков пострадавшим от процесса консолидации земель.

Согласно принципу эквивалентности или сур-рогатности (англ. Surrogate principle) [2, с. 34; 6, с. 9; 7 c. 25], стоимость земельного(ых) участка(ов) владельца не должна стать ниже после проведения консолидации земель. Таким образом, стоимость трансформированных земельных участков должна равняться стоимости земельного участка(ов) до их трансформации, и ни один из землевладельцев не должен понести экономических (финансовых) потерь. В случае если стоимость земельных участков окажется ниже первоначальной, то разница может быть возмещена посредством предоставления землевладельцу компенсации, как в денежной, так и натуральной форме.

Перераспределения земель должно произойти только после денежной оценки их. Это позволяет установить денежную оценку перераспределенных (поделенных) земельных участков, которая затем будет учитываться для обеспечения принципа эквивалентности. На практике соблюдение принципа эквивалентности может осложняться обстоятельствами, когда топографические условия, наличие многолетних насаждений и мелиоративных систем ограничивают формирование новых земельных участков. Такие сложные условия вызывают необходимость допускать отклонения в эквивалентности земельных участков при проведении консолидации земель.

В отдельных странах Европы, устанавливаются определенные процентные ограничения по допустимому уровню такого отклонения. Например в Нидерландах и Бельгии это отклонения не превышает 15 % от оценочной стоимости земельного участка, а во Франции такое ограничение ниже чем в Нидерландах и Бельгии и составляет 10 % от посевной площади землевладения или 1% от размера дохода. В Германии и Швеции четких установленных ограничений по допустимому отклонению как таковое не существует. А на практике, в Швеции оценочная стоимость земельных участков (землевладения), предоставленных после проведения перераспределения земель, не превышает 5 % стоимости участка до перераспределения. В Германии это цифра чуть выше чем в Швеции 6-7 %. В Финляндии в целях успешного перераспределения земель отклонение землевладельцу может быть предоставлено максимум на 10 % меньше или на 20% больше того, что он имел до консолидации земель [14, с. 125-129].

На величину отклонений площади земельных участков также может повилять плодородия почв. В случае, когда землевладельцу достались земли худшего качества, чем были у него, то тогда для обеспечения эквивалентности площадь предоставленных ему земель при перераспределении должна быть соответственно больше площади его прежних владений или же наоборот. Трудности, связанные с денежной оценкой земель, могут решаться путем привлечения в состав рабочей группы по консолидации земель экспертов оценщиков по землям сельского хозяйственного назначение как это делается в Германии, или же лицензированных инженеров-землеустроителей и двух доверенных лиц, членов общины Швеция и Финляндия [14, с. 121].

После урегулирования всех вышеперечисленных вопросов план (карта) перераспределения земель утверждается ответственным органом за проведение консолидации земель сельскохозяйственного назначения, а все, кто не согласны с решением, должны иметь право на апелляцию. Следует заметить, что процесс реконструкции строительства объектов инфраструктуры и инженерных сетей происходит одновременно с процессом перераспределения земель.

Перед началом заключительной этапа проведения консолидации земель сельскохозяйственного назначения, все официальные документы в обязательном порядке, (отчет по инвентаризации консолидированной территории, документация по денежной оценки земель, план консолидации земель, план перераспределения земель и перечень финансовых обязательств) необходимо обнародовать для общественного контроля а также установить срок подачи возражений. В заключительном этапе проекта консолидации земель сельскохозяйственного назначения проводятся три основных вида работ: регистрация земельных участков, перенос проекта в натуру и финансовые работы.

При регистрации новых земельных участков необходимо выполнит следующие виды работ: кадастровых съемок всех новых земельных участков; заключение необходимых гражданско-правовых сделок между землевладельцами и землепользователями; регистрацию договоров и земельных участков в Государственном земельном кадастре и Государственном реестре прав на недвижимое имущество; изготовление и получение документов, подтверждающих права собственности и пользования земельными участками ; обновление кадастровых и других необходимых карт (планов); гарантирование и охрана прав собственности и пользования на новые земельные участки.

Работы по переносу проекта консолидации земель сельскохозяйственного назначения в натуру охватывают: кадастровые съемки и установление границ в натуре (на местности) новых земельных участков; строительство инженерных сетей; проведение природоохранных мероприятий; обретение прав собственности (пользования) на новые земельные участки собственниками (пользователями) и непосредственное их использование в соответствии с индивидуальными соглашениями. Финансовые

работы по переносу проекта консолидации земель в натуру предусматривают: управление проектом в соответствии с определенными финансовыми обязательствами; оплату денежных обязательств; выплату других финансовых затрат; уплату судебных расходов.

Исковые заявления и жалобы, относительно принятых решений по консолидации земель с наше точке зрение, целесообразно был бы, сначала рассмотреть в территориальных органах, а затем уже в центральном органе исполнительной власти, ответственном за ее проведение. Такая практика используется в Германии, Испании, Нидерландах, и Франции [2, с. 38]. Окончательное решение ответственного органа власти за проведение консолидации земель может быть обжаловано в местных судах первой инстанции (например, как в Нидерландах), а также хозяйственных (например, как в Швеции, Финляндии и Германии) и местных административных судах (например, как во Франции и Испании). Как отмечает Я. М. Чжоу [10, с. 13], в основном споры о результатах консолидации земель рассматриваются на трех различных административных уровнях (территориальной общины, района и области) до судебного разбирательства, а только после этого в судах различных инстанций (как правило, первых двух инстанций). Конечно, такой многоэтапный процесс обжалования нельзя назвать экономически эффективным. К тому же он увеличивает срок реализации проекта консолидации земель. Но, как отмечает П. К. Скай [13, с. 49], на практике трехуровневый порядок обжалования решений по консолидации земель является достаточным для обеспечения правовой защиты землевладельцев. Обязательно необходимо установить ограничения сроков апелляционного обжалования решения по консолидации земель после его официального опубликования. Это связано с тем, что проект по консолидации земель не может быть внедренным, пока существуют претензии относительно его содержания. Административная обработка исковых заявлений и жалоб, а соответственно и решений по ним, не должна превышать более трех месяцев, поскольку судебное рассмотрение дел может занять намного больше времени и стоить намного дороже. Существуют два варианта уменьшения этих расходов: первый - создание специальных судов по консолидации земель [17, с. 185-186]; второй - убеждать землевладельцев (землепользователей) не обращаться в суд, если предмет спора незначителен, что будет способствовать усилению работы административной обработки. Что же касается расходов на проведение консолидации земель, то их можно разделить на две группы:

1) расходы, связанные непосредственно с процедурой планирования проведения консолидации, включая административные затраты ответственных органов на ее планирование, например заработная плата, аренда помещений и т. д.;

2) расходы на перенос проекта по консолидации земель в натуру, например, средства на улучшение дорожной и дренажной сети, затраты на проектирование и строительство других мероприятий,

связанных с проектом консолидации, расходы на установление границ земельных участков в натуре (на местности) и т. д. [2 , с. 38].

В зависимости от страны, в Европе затраты на планирование процедуры консолидации земель полностью или частично финансируются за счет государственного бюджета. Землевладельцы (землепользователи) оплачивают расходы, связанные с реализацией проекта, но для этого государство их стимулирует в виде получения государственных субсидий, кредитов для финансирования консолидации на льготных условиях [14, с. 162-163], отмены государственной пошлины за регистрацию земельных участков и различных сборов по операциям передачи прав собственности и тому подобное. На наш взгляд такой подход оправдывает себя и Азербайджану следует применит такой метод при решение вопросов финансирование консолидация земель. Следует добавить, что во время проведения консолидации земель могут возникать и другие расходы, (судебные расходы, выплата ущерба, причиненного в результате временной потери урожая, незавершенное сельскохозяйственное производство и др.) которые служат интересам только конкретных землевладельцев (землепользователей). Надо заметит, что эти расходы покрываются за счет самих землевладельцев.

Выводы. В Азербайджане опираясь на передовой опыт различных стран мира, проведение консолидации земель сельскохозяйственного назначения можно применять следующие этапы, консолидации: инициирования, инвентаризации, планирования, внедрения и заключительный. Содержание мероприятий в каждой из этих этапов, в первую очередь, будет зависеть от задач, которые ставятся перед консолидацией земель сельскохозяйственного назначения и выбранной методики ее проведения - простой и добровольной или комплексной и принудительной. Этими рекомендациями проведения консолидации земель сельскохозяйственного назначения как пример могут пользоваться законодатели наш страны при разработке закона «О консолидации земель». Необходимо, что будущая законодательная база Азербайджана по вопросам консолидации земель определил только основные правило относительно ее проведения. Это нужна для того, что обеспечит возможность введения гибких подходов к использованию различных методических способов консолидации земель в зависимости от поставленных целей. Если выполнит это условия, то тогда процедура проведения консолидации земель сельскохозяйственного назначения в Азербайджане сможет стать простой, экономически эффективной и короткой. Зарубежный опыт показывает, это возможно и она достигается за счет уменьшения площади проектной территории, использования геоинформационных баз данных и современных информационных технологий.

Список литературы

1. Eskildsen K.A. Danish Land Consolidation // The International Symposium FAO, GTZ, FIG, ARGE Landentwicklung and TUMon Land Fragmentation and

Land Consolidation in CEEC: A gate towards sustainable rural development in the new millennium. 2002. URL: http://www.oicrf.org/document.asp?ID=5230

2. Sonnenberg J. Fundamentals of Land Consolidation as an Instrument to Abolish Fragmentation of Agricultural Holdings // FIG XXII International Congress Washington, D.C. USA, April 19-26 2002.

3. Thomas J. Attempt on Systematization of Land Consolidation Approaches in Europe. Zeitschrift für Geodäesie, Geoinformation und Landmanagement. 2006. № 3. C. 156-161.

4. Vitikainen A. An Overview of Land Consolidation in Europe. Nordic Journal. 2004. № 1. P. 25-44.

5. Hartvigsen M. Land Reform and Land Consolidation in Central and Eastern Europe after 1989: Experiences and Perspectives: Ph.D. Thesis. Aalborg: Aalborg University, 2015. 449 p.

6. Lisec A., Sevatdal H., Bjerva 0.J., Ferlan M. The Institutional Framework of Land Consolidation -Comparative Analysis between Slovenia and Norway // FIG Working Week "Knowing to manage the territory, protect the environment, evaluate the cultural heritage", 6-10 May 2012, Rome, Italy. URL: http://www.oicrf.org/pdf.asp?ID=10816

7. The design of land consolidation pilot projects in Central and Eastern Europe: FAO Land Tenure Studies. Rome: FAO, 2003. No. 6. URL: ftp://ftp.fao.org/docrep/fao/006/Y4954E/Y4954E00.p df

8. Operations manual for land consolidation pilot projects in Central and Eastern Europe. URL: http://www.fao.org/3Za-ai142e.pdf

9. Zhou J.M. How to Carry Out Land Consolidation An Interntional Comparison: EUI Working Paper

ECO. Badia Fiesolana: European University Institute, Italy. 1999. 17 p.

10. Peterman T. Land Development Instruments: Background Paper for DSE Training Courses in Land Use Planning. Zschortau: DSE-ZEL, 1997. 49 p.

11. Sonnenberg J.K.B. Land Consolidation Procedure: Legislation // Land Policy and Management in Urban Areas and its Implementation: International Workshop, 7-9 November 1989, Sanur, Bali, Indonesia. P. 94-96. URL: http://www.oicrf.org/docu-ment.asp?ID=14182

12. Sky P.K. Jordskifte i andre land - organisering og prosess. Kart og Plan. 2001. № 1. P.43-52.

13. Meuser F-J. Europäische Fachtagung Flurbereinigung im Jahre 1988 - Analyse der Ergebnisse. München: Technische Universität München, 1992. Heft № 15. 195 p.

14. Dorémus J. Flurbereinigung in Frankreich. Schriftreiche des Bundesministers für Ernährung, Landwirtschaft und Forsten. Münster-Hiltrup, 1992 Heft № 78. P. 154-184.

15. Duarte Mendes J.M. Flurbereinigung in Portugal. Schriftreiche des Bundesministers für Ernährung, Landwirtschaft und Forsten. Münster-Hiltrup, 1992. Heft № 78. P. 202-220.

16. Flury W. Flurbereinigung in der Schweiz. Schriftreiche des undesministers für Ernährung, Landwirtschaft und Forsten. Münster-Hiltrup, 1992. Heft № 78. P. 124-153.

17. Oldenburg Ph. Land Consolidation as Land Reform, in India. World Development. 1990. Vol. 18. No. 2. P. 183-195.

УПРАВЛЕНИЕ ИНСТРУМЕНТАМИ МАРКЕТИНГОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ НА ПРИМЕРЕ

УПРАВЛЕНИЯ РЕКЛАМОЙ

Паксюткин C.Ä.

студент магистратуры 2 курса, кафедра мировой экономики и менеджмента, направление маркетинг

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кубанский государственный университет,

MANAGEMENT OF MARKETING COMMUNICATION TOOLS ON THE EXAMPLE OF

ADVERTISING MANAGEMENT

Paksyutkin S.

2 year graduate student, Department of World Economy and Management, marketing direction

Kuban State University,

Аннотация

В статье paссмотpены ключевые аспекты убавления инстpументaми мapкетинговыx коммуникаций. Изучены основные набавления упpaвленческиx тpендов в сфеpе pеклaмы пpодуктa. Оxapaктеpизовaнa pоль pеклaмы в мapкетинговыx коммуникациях компании. Abstract

The article discusses the key aspects of managing marketing communications tools. The main directions of managerial trends in the field of product advertising are studied. The role of advertising in the marketing communications of the company is described.

Ключевые слова: убавление, pеклaмa, мapкетинговые коммуникации. Keywords: management, advertising, marketing communications.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.