Научная статья на тему 'КОНСОЛИДАЦИЯ ОБЩЕСТВА КАК ОСНОВНОЙ СТАБИЛИЗИРУЮЩИЙ ФАКТОР В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ'

КОНСОЛИДАЦИЯ ОБЩЕСТВА КАК ОСНОВНОЙ СТАБИЛИЗИРУЮЩИЙ ФАКТОР В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
13
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОНСОЛИДАЦИЯ ОБЩЕСТВА КАК ОСНОВНОЙ СТАБИЛИЗИРУЮЩИЙ ФАКТОР В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»

4. Грушо А.А., Тимонина Е.Е. Теоретические основы защиты информации. -М.: Яхтсмен, 1996.-192с.

Шмаков Е.А. заместитель начальника кафедры Шаймарданов А.И. студент кафедры «Теплоэнергетика» Омский государственный технический университет

Буслова Л.Е. ординатор

Омская государственная медицинская академия КОНСОЛИДАЦИЯ ОБЩЕСТВА КАК ОСНОВНОЙ СТАБИЛИЗИРУЮЩИЙ ФАКТОР В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Более двадцати лет в современной России ведется незатихающая дискуссия о целесообразности создания идеологии в государственном масштабе, как один из основных факторов консолидации общества. И если в 90-х годах ХХ века преобладало мнение, что государственной идеологии быть не должно, то в настоящее время общество всё больше склоняется к тому, что России крайне необходима именно государственная идеология, как один из основных принципов сохранения целостности нашей страны и её национальной самобытности.

Позиции сторонников государственной идеологии значительно укрепились с приходом во власть нынешнего президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина и его команды. Практически сразу стало ясно, что эти люди не на словах, а на деле болеют душой за интересы страны. За последние годы был принят ряд постановлений и долговременных программ по восстановлению и развитию военно -патриотического воспитания молодёжи, по противодействию попыткам фальсификации истории страны и прежде всего роли нашего государства в Великой Отечественной войне и Второй мировой войне. Но поиск идеологии в России идёт сложно, так как, ещё очень много противников у этого процесса.

При выработке новой государственной идеологии необходимо учитывать опыт прошлых веков и лет.

Так, например, В.С. Соловьев считал, что национальный вопрос для многих народов есть вопрос об их существовании. В России такого вопроса быть не может. Тысячелетнею историческою работою создалась Россия как единая, независимая и великая держава. Это есть дело сделанное, никакому вопросу не подлежащее. Но чем прочнее существует Россия, тем настоятельнее является вопрос: для чего и во имя чего она существует? Дело идет не о материальном факте, а об идеальной цели. Национальный вопрос в России есть вопрос не о существовании, а о достойном существовании. Человек существует достойно, когда подчиняет свою жизнь и свои дела

нравственному закону и направляет их к безусловным нравственным целям. Поэтому руководящим мотивом политики должны быть не корысть и не самолюбие национальное, а долг и обязанность.

А вот философ Н.А.Бердяев рассматривал проблему России, русского самосознания и русского мессианизма как проблему Востока и Запада, проблему универсальную, заимствованную у славянофилов. Языческий национализм в славянофильстве затмевал эту универсальную проблему, замыкал Россию в себе, лишал её универсального значения. "Россия для русских" - это языческий национализм. "Россия для мира" - это христианский мессианизм. Языческий национализм, по Бердяеву, не в силах различить в России Восток христианский от крайнего, нехристианского Востока, опасного не только для России, но и для всего христианского мира, не отличает "России Ксеркса" от "России Христа". Русский и славянский христианский мессианизм, универсальный по своей природе и задаче, должен быть решительно отличен и от западного "империалистского национализма", которым заражена наша власть, и от восточного национализма.

Если обратиться к историческому опыту Советского Союза, то В.И. Ленин считал, что национально-культурная автономия казалась для России недостаточна. Национальные права следовало гарантировать на государственном и административном уровне. Решением стал федерализм. Советский федерализм по Ленину решительно отличался от всего предшествующего опыта. Советский Союз стал федерацией национально-территориальной.

Идея национального федерализма смогла на первых порах относительно успешно работать. Но с самого начала в ней были заложены определенные противоречия. Ведь прогрессирующее экономическое развитие Советского Союза сопровождалось в возрастающих масштабах миграцией населения. Представители разных народностей перемешивались, создавая подобие единой нации. Однако в условиях этнического федерализма возникало и противоречие между все более космополитичным «советским народом» и национальными квазигосударствами, которые были основаны на совершенно ином принципе.

Уникальность нашей страны состоит, в том, что в ней проживает около 160 народов, крупнейшими из которых являются русские (около 80% населения страны), татары (около 5,5 млн. человек), украинцы (около 3 млн. человек), башкиры, чуваши, армяне, чеченцы, численность которых превышает 1 млн. человек и т.д.

Многие районы России имеют сложный национальный состав населения и это, конечно, должно учитываться при выработке программы по созданию государственной идеологии.

При создании новой государственной идеологии нельзя забывать и ещё об одной уникальности нашей России, что на её территории проживают

представители всёх трёх мировых религий - христианства, ислама и буддизма. В тоже время многие народы страны придерживаются национальных и традиционных верований.

Приоритет должен быть отдан задачам решаемым с учётом основных постулатов религии. Исходя из этого региональные власти по согласованию с федеральным центром разрабатывают конкретные задачи, применительно к своей республике, краю, области, в том числе, исходя из национального состава населения данной территории.

В каждом регионе целесообразно определить несколько центров, опираясь на деятельность которых, как политические, так и общественные организации могли бы реализовать задачи, направленные на консолидацию общества и дальнейшие развитие государства. На наш взгляд, этими центрами, в том числе могли бы стать государственные высшие учебные заведения. В ВУЗах сосредоточены основные научно-педагогические кадры, в них обучаются тысячи студентов. Если им предложить разработать свои программы по созданию государственной идеологии в стране, то мы получим огромный пакет предложении, который, в дальнейшем надо скоординировать и представить как региональной, так и федеральной власти для дальнейшей выработки государственной программы.

Для России - с ее многообразием языков, традиций, этносов и культур -национальный вопрос, без всякого преувеличения, носит фундаментальный характер. Любой ответственный политик, общественный деятель должен отдавать себе отчет в том, что одним из главных условий самого существования нашей страны является гражданское и межнациональное согласие.

Мы видим, что происходит в мире, какие здесь копятся серьезнейшие риски. Реальность сегодняшнего дня - рост межэтнической и межконфессиональной напряженности. Национализм, религиозная нетерпимость становятся идеологической базой для самых радикальных группировок и течений. Разрушают, подтачивают государства и разделяют общество.

Противопоставить всему этому необходимо государственную идеологию, это одна из главных составляющих сохранения целосности государства и его дальнейшего развития.

Использованные источники:

1.Березко В.Э. Национальный вопрос в работах В.И. Ленина / В.Э. Березко // История государства и права. - 2008. - №10.

2.Соловьев В. С. Сочинения в 2-х томах. Т.2. М.,1990. С. 115. 7.Русская философия. Словарь. М., 1995. С. 421

3.Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала ХХ века.- 1990

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.