Научная статья на тему 'Национальная идея в историософии Е. Н. Трубецкого'

Национальная идея в историософии Е. Н. Трубецкого Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1529
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ / МЕССИАНИЗМ / НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ / НАЦИОНАЛИЗМ / ПАТРИОТИЗМ / NATIONAL IDEA / MESSIANISM / NATIONAL IDENTITY / NATIONALISM / PATRIOTISM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кузнецова С. В.

В статье анализируются идеи смысла и роли нации в историческом процессе, вопросы патриотизма и национализма, представленные в историософии русского мыслителя Е. Н. Трубецкого. Актуальность рассматриваемых проблем обусловлена современными дискуссиями о поисках идентичности, самосознании нации, которые ведутся в различных интеллектуальных кругах философских, социально-политических, религиозных. Показано, что идеи Трубецкого о недопустимости ущемления прав какого-либо народа, о необходимости уважения духовных ценностей не только своего, но и других народов, отказ от национализма не утратили значимости и в наши дни. Автор статьи отмечает, что Трубецкой решал национальный вопрос в контексте идей смысла жизни, всеединства и учения о Софии. Подчеркивается, что русский философ, отвергнув идею национального мессианизма, придал смыслу бытия нации сверхвременной метафизический смысл.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NATIONAL IDEA IN TRUBETSKOY''S PHILOSOPHY OF HISTORY

The article analyzes the ideas of the meaning and role of the nation in the historical process, questions of patriotism and nationalism, represented in the historiosophy of the Russian thinker E. N. Trubetskoi. The urgency of the problems under consideration is conditioned by contemporary discussions about the search for the identity and self-identification of the nation, which are conducted in various intellectual circles philosophical, socio-political, religious. It is shown that Trubetskoi's ideas about the inadmissibility of infringing the human rights, on the need to respect the spiritual values of every nation, the rejection of nationalism have not lost their significance even today. The author of the article notes that Trubetskoi solved the national question in the context of ideas of the meaning of life, unity and doctrine of Sophia. It is emphasized that the Russian philosopher, rejecting the idea of national messianism, gave the meaning of the nation's existence a metaphysical meaning to the super-temporal.

Текст научной работы на тему «Национальная идея в историософии Е. Н. Трубецкого»

ИСТОРИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

УДК 1(091)

Национальная идея в историософии Е. Н. Трубецкого

В статье анализируются идеи смысла и роли нации в историческом процессе, вопросы патриотизма и национализма, представленные в историософии русского мыслителя Е. Н. Трубецкого. Актуальность рассматриваемых проблем обусловлена современными дискуссиями о поисках идентичности, самосознании нации, которые ведутся в различных интеллектуальных кругах — философских, социально-политических, религиозных. Показано, что идеи Трубецкого о недопустимости ущемления прав какого-либо народа, о необходимости уважения духовных ценностей не только своего, но и других народов, отказ от национализма — не утратили значимости и в наши дни. Автор статьи отмечает, что Трубецкой решал национальный вопрос в контексте идей смысла жизни, всеединства и учения о Софии. Подчеркивается, что русский философ, отвергнув идею национального мессианизма, придал смыслу бытия нации сверхвременной метафизический смысл.

Ключевые слова: национальная идея, мессианизм, национальное самосознание, национализм, патриотизм.

Идеи, связанные с национальным самосознанием, самоидентичностью, местом и ролью нации в мировой истории, всегда были предметом острых

* Статья подготовлена в рамках гранта РФФИ, проект — «Русская философская мысль XIX — первой четверти XX века в философско-историческом и антропологическом аспектах», № 15-03-00761.

Как цитировать статью: Кузнецова С. В. Национальная идея в историософии Е. Н. Трубецкого // Ценности и смыслы. 2017. № 6 (52). С.127-134.

С. В. Кузнецова

Доктор философских наук, профессор кафедры философии Института социально-гуманитарного образования Московского педагогического государственного университета [email protected] Svetlana V. Kuznetsova Doctor of Philosophy, Professor at the Department of Philosophy, Institute for Social and Humanitarian Education, Moscow State Pedagogical University

дискуссий, а порой и непримиримых разногласий.

На разных этапах исторического развития вопрос о смысле существования нации, ее роли в истории человечества волновал не только умы философов, но и самые различные общественно-политические круги. Особенно остро национальный вопрос актуализировался в эпоху общественных кризисов, войн, межэтнических разногласий, которые часто приводили к росту сепаратистских и националистических настроений.

В отечественной философской и общественно-политической мысли русская национальная идея на протяжении двух столетий — Х1Х-ХХ вв. занимала (да и по сей день занимает) одно из центральных мест в исследованиях философов, а также современных православных публицистов и идеологов. Последних, по весьма точному замечанию В. К. Кантора, отличает то, «...что наши националисты-геополитики совершенно не помнят об отечественных традициях мысли.» [1, с. 184-186]. Вместе с тем идеи о «народе-богоносце», «Москве — Третьем Риме» достаточно полно изложены уже в трудах славянофилов и Ф. М. Достоевского. Под влиянием славянофильских мечтаний об особой миссии России в судьбе человечества оказались многие русские философы, это была «иллюзия многих лучших умов России» конца XIX века, писал по этому поводу Е. Н. Трубецкой в своих «Воспоминаниях». Однако славянофильские грезы о божественном призвании русского народа по сути были утопичны, а нереальность их осуществления подтвердила жизнь. Крушение идей славянофильского утопизма отразилось на мироощущении поколения конца XIX — начала XX столетия, которое С. Л. Франк характеризовал как «катастрофическое».

В то же время, в семидесятые годы XIX века, в русском обществе господствовал нигилизм, спецификой которого было пренебрежительное отношение ко всему русскому. Нигилисты отвергали буквально все: и русский народный быт, и монархию, и православие, которые в их понимании олицетворяли собой дикость и невежество русского народа. По замечанию русского богослова Г. Флоровского, смысл нигилизма в России заключался не только в разрыве с устаревшими традициями, но и в отрицании прошлого вообще, или в отвержении истории. Он назвал русский нигилизм «самым яростным приступом антиисторического утопизма» [16, с. 286].

Любое действие рождает противодействие. Реакцией на нигилизм стало обращение многих русских философов к «вере отцов», возвращение

к идее об особой миссии России. История нашей страны, преимущественно ХХ века, отчетливо показала, что необоснованное отрицание ее прошлого, выявление только негативных сторон жизни общества, отказ от традиционных ценностей — все это вынуждало патриотически настроенные слои общества выступать в защиту своих национальных интересов. Резко отрицательное отношение к своей истории, безусловно, грозит опасностью духовного разрыва поколений, что в конечном итоге может оказаться гибельным для страны. Именно об этом предупреждал еще в начале прошлого столетия отечественный философ Е. Н. Трубецкой.

Однако как, сохраняя любовь к своему народу, своему прошлому, избежать негативного отношения к другому народу, его ценностям, культуре и не встать на путь отрицания, который неизбежно приведет к проявлению национализма? Как определить ту грань, которая отделяет истинный патриотизм от национализма? Поэтому в контексте поставленной проблемы хотелось бы обратиться именно к творчеству Е. Н. Трубецкого, который еще в начале ХХ века, в полемике с С. Н. Булгаковым, Н. А. Бердяевым, Д. Д. Муретовым показал всю опасность идей как национализма, так и «квасного» патриотизма.

В ранний период своего творчества Трубецкой во многом разделял идеи славянофилов об особой миссии русского народа, однако позже признал их утопическими. С его точки зрения, славянофилы неправомерно отождествляли вселенское и русское, что приводило к преувеличенной оценке национального русского и как следствие — нарушению соотношения между русским и христианским. И если, как он писал, у Хомякова грань между русским и вселенским всегда восстанавливалась, то у Достоевского она исчезла окончательно. [5, с. 335; 6, с. 62].

Ставить знак равенства между понятиями «вселенское», «православное», «русское» недопустимо, по убеждению Трубецкого, поскольку подобное отождествление ведет к потере индивидуального и специфического в определении русской задачи. Увлечение универсальным мессианизмом в России было присуще не только славянофилам, но и В. С. Соловьеву, который, по словам Трубецкого, отождествлял не только русское с христианским, но и народное в универсальном. Соловьев не был безучастен к поиску русскими философами национальной идеи, посвятив этому статью «Русская идея» (1888 г.). Вопрос о смысле существования России во всемирной истории решался им в контексте вопроса о единой вселенской церкви. Несмотря на то, что у Трубецкого и Соловьева были

разногласия относительно определения русской идеи, их объединяла мысль о недопустимости национального эгоизма.

Согласно Трубецкому, русское не совпадает с христианским, а «представляет собой весьма ценную национальную и индивидуальную особенность среди христианства, которая имеет универсальное вселенское значение» [5, с. 350]. В одном из писем к М. К. Морозовой он писал, что православие — это только часть христианства и никоим образом не исчерпывает его полноты [7, с. 442]. Именно в этом философ видел главную причину своего разногласия с С. Н. Булгаковым.

И все же поиск национальной русской идеи велся философами в русле христианского учения. Христианское решение национального вопроса, по Трубецкому, заключается не в признании за Россией избранности среди других стран и народов, а в том, что русский народ является одним из народов, призванных совершать дела Божии, «...восполняя свои ценностные особенности столь же ценными качествами других народов-братьев» [5, с. 350]. Однозначно по этому поводу высказался в свое время и Соловьев: «Русская идея, мы знаем это, не может быть ничем иным, как некоторым определенным аспектом идеи христианской.» [4, с. 175].

В начале ХХ века в трудах С. Н. Булгакова и Н. А. Бердяева вновь возрождается мысль об избранности русского народа, которую Трубецкой не без основания назвал «музыкой прошлого». Славянофилы и Ф. М. Достоевский, говоря о русском народе как «народе-богоносце», опирались на свою веру в религиозное значение русской общины, царской власти, но, по мнению Трубецкого,— это «все давно разбитые мечты», поэтому слова «народ-богоносец» в устах Бердяева и Булгакова — не что иное, как «мертвая формула». Трубецкой считал неприемлемым возрождение национально-мессианических идей своими коллегами по издательству «Путь». Его переживания нашли отражение в письмах к М. К. Морозовой, в одном из которых он назвал национальный мессианизм «уродливой смесью религии и патриотического кваса» [8, с. 428]. Философ настаивал на том, что идея национального мессианизма по своей сути антихристианская, которая в современных ему условиях стала «квасной и пошлой» [9, с. 430].

Ошибка Бердяева, как считал Трубецкой, заключалась в том, что он принял мессианское национальное сознание за вселенское и тем самым «не разглядел дерзновенного обмана переряженного языческого нацио-

нализма, который не раз кружил русские головы обманчивой личиной правды, и дело всегда кончалось бесовским танцем» [5, с. 344]. И все же, как справедливо заметил А. В. Михайловский, Трубецкого с критикуемыми им авторами объединяло то, что проблема национального рассматривалась ими исключительно в контексте христианского учения [2, с. 194].

Знаменитая формула — «Православие, самодержавие, народность», которая была для ранних славянофилов святыней, не могла в новых исторических условиях начала ХХ века стать основанием для национальной идеи. Трубецкой с горечью писал о том, во что превратил национализм святыню народности,— «в маску для хищнических аппетитов отребья чиновников и помещиков, в гарантию неприкосновенности хулиганов и погромщиков» [10, с. 5]. Первая мировая война, по убеждению Трубецкого (вероятно, не без оснований), стала причиной появления в русском обществе как патриотических, так и националистических настроений. В своих статьях, посвященных проблеме национализма [11], он предостерегал Россию от ошибки, которую, как он считал, совершила Германия,— возведения своей нации в кумиры. Именно поэтому философ призывал русскую общественность прислушаться к урокам истории и не возрождать национальную гордыню, не поклоняться России, как идолу. Пример Германии, с его точки зрения, должен служить устрашающим примером «унижения образа божия в человеке и нации» [12, с. 31]. Перечитывая статьи и письма русского философа, еще раз убеждаешься в том, насколько актуально и современно звучат его мысли. «Самоупоение» и «самопревознесение» одной нации над другой, о которых писал Трубецкой в начале ХХ века, и, к сожалению, возрождающиеся в XXI столетии, были недостатком не только немецкой нации, а имели, по его словам, общечеловеческий характер. Суждения «Мы — соль земли», «Мы — цвет и смысл всемирной культуры» неоднократно звучали, да и по сей день звучат из уст «патриотически» настроенных элементов в отдельных странах.

Однако позицию Трубецкого относительно угрозы национализма в России разделяли далеко не все представители русской общественности. На страницах журнала «Русская мысль» разгорелась оживленная дискуссия между Е. Н. Трубецким и Д. Д. Муретовым, в которой также приняли участие Н. А. Бердяев и П. Б. Струве [3]. На тезис Муретова о том, что проповедовать русскому обществу национальную умеренность — все равно что проповедовать строгое единобрачие скопцу, и на

упрек Бердяева в морализаторстве Трубецкой ответил однозначно: недопустимо, чтобы единый Бог заменялся какими-либо другими богами в виде нации, государства или «политического эроса» [13, с. 78].

Характеризуя русское народное сознание, Трубецкой выделил в нем два противоположных течения: вселенски-христианское и националистическое-языческое. Причина существования в русском обществе самомнения и так называемой национальной гордости уходит корнями к эпохе падения Константинополя и признания за Москвой статуса третьего Рима. Именно в тот период, по убеждению философа, в русском народе пробудилась идея о великой религиозной миссии России, которую она унаследовала от Византии. Трубецкой очень верно подметил, что близость святыни, вместо того чтобы пробуждать народ к совершенствованию, затмевалась горделивой мечтой о совершенстве и превосходстве ее над другими народами.

Он справедливо говорил о том, что любовь к Родине несовместима с лестью и упоением национальными недостатками. Напротив, недостатки должны не только замечаться, но и изобличаться. Любовь к Родине должна пробуждать в каждом прежде всего национальную совесть, любить чужой народ как свой собственный — вот к чему призывал философ. И как актуально его замечание о том, что любовь к своему народу не должна быть причиной ненависти к другим народам. Поэтому Трубецкой настаивал на том, что основой любви к своему народу должны быть прежде всего нравственные принципы, носящие всеобщий и безусловный характер. Иными словами, любовь к своему народу, как он писал, никоим образом не отменяет нравственности и права. По сути, философ считал, что нравственный закон должен быть обязателен не только для личности, но также для нации и государства. Исходя из этого, Трубецкой формулирует суть национальной политики: над народами есть сверхнародная правда, у народов есть права, которые не должны попираться другими народами, необходимо уважать духовную личность каждого народа, «народы не должны глотать живьем друг друга как звери». (Выделено мной.— С. К.) [14, с. 88].

Мысли русского философа были устремлены к идее о едином человечестве, установление которого он связывал с полным осуществлением Святой Софии. Именно София в учении Трубецкого являет собой совокупность племен, собранных в одно единое человечество, где все народы призваны к совместному царствованию. И если София — это не что иное,

как единое человечество, то национализм отрицает это единство и приводит к противопоставлению одного народа другим. В период Первой мировой войны (1915 г.) философ с горечью писал, что современный ему мир раздроблен, в действительности существуют лишь «оторванные друг от друга, замкнувшиеся в своем эгоизме личности, взаимовраждебные и пожирающие друг друга народы, разрозненные и проклинающие друг друга исповедания и религиозные общины» [14, с. 359].

Трубецкой был далек от той мысли, что в рамках земной реальности человечество сможет преобразиться, поэтому главным условием служения народа Софии он считал отрешение от национализма, преодолеть который возможно только в рамках универсального всечеловеческого идеала. Осуществление этой сверхнародной, универсальной миссии философ возлагал на Россию, поскольку только она, по его глубокому убеждению, сумела сохранить образ Софии не только в религиозном сознании, а также в искусстве в целом и в живописи в частности.

Первая мировая война, как полагал Трубецкой, определила политическую и культурную задачи России, между которыми, по его мнению, существовала тесная связь. Сущность этой общей задачи он сформулировал следующим образом: «.Широкое объединение национальностей во всех областях духовной жизни при сохранении особенностей каждой из них,— осуществление единства всемирной культуры в многообразии национальных ее выражений, осуществление духовной связи наций при широкой их материальной взаимопомощи» [15, с. 380].

Трубецкой не был оригинален, когда отводил России освободительную роль в Первой мировой войне, но он увидел в этой миссии помимо прочего и сверхнародный, универсальный смысл. Поиск высшего смысла жизни не только личности, но и нации в целом привел философа к мысли о том, что все нации должны стремиться к осуществлению божественного первообраза (он изначально есть в Боге), то есть стать тем соборным целым, сущность которого и выражена в идее Святой Софии.

Подводя итог, можно сказать, что осмысление национальной идеи Трубецким, с одной стороны, проводилось в рамках христианского учения, а с другой — в контексте основных положений его метафизики всеединства, учения о смысле жизни и Софии (Божественной Премудрости). Национальная идея должна фундироваться прежде всего на принципах нравственности и права, метафизического смысла бытия нации, а не на эгоистических устремлениях отдельных личностей.

Литература

1. Кантор В. К. Империя и нация в русской мысли начала ХХ века (рецензия) // Вопросы философии. 2006. № 4.

2. Михайловский А. В. Пещера Фафнира и чудо Пятидесятницы: идея русского миссианизма в политической публицистике кн. Е. Н. Трубецкого // Евгений Николаевич Трубецкой. М.: Политическая энциклопедия, 2014. 375 с.

3. Русская мысль. М., 1916. № , 4, 6, 8; 1917, № 1.

4. Соловьев В. С. Русская идея // О христианском единстве. М.: Рудомино, 1994. 334 с.

5. Трубецкой Е. Н. Старый и новый национальный мессианизм // Смысл жизни. М.: Республика, 1994. 432 с.

6. Трубецкой Е. Н. Миросозерцание Вл. С. Соловьева. М.: ЛОГОС, 1993. Т. 2. 413 с.

7. Трубецкой Е. Н. Письмо к М. К. Морозовой, 26.02.1912// Взыскующие Града. Хроника частной жизни русских религиозных философов в письмах и дневниках. М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. 752 с.

8. Трубецкой Е. Н. Письмо к М. К. Морозовой, 25.12.1911 // Взыскующие Града. Хроника частной жизни русских религиозных философов в письмах и дневниках. М.: Школа «Языки русской культуры». 1997. 752 с.

9. Трубецкой Е. Н. Письмо к М. К. Морозовой, 05.01.1912 // Взыскующие Града. Хроника частной жизни русских религиозных философов в письмах и дневниках. М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. 752 с.

10. Трубецкой Е. Н. Современное хамство // Московский еженедельник. 1910. № 23.

11. Трубецкой Е. Н. Патриотизм и национализм // Московский еженедельник. 1909. № 27.

12. Трубецкой Е. Н. Победа // Смысл войны. М., 1914. 46 с.

13. Трубецкой Е. Н. Государственная мистика и соблазн грядущего рабства. По поводу статей П. Б. Струве и Н. А. Бердяева // Русская мысль. 1917. № 1. С. 78.

14. Трубецкой Е. Н. Национальный вопрос. Константинополь и Святая София // Трубецкой Е. Н. Смысл жизни. М.: Республика, 1994. 432 с.

15. Трубецкой, Е. Н. Война и мировая задача России // Смысл жизни. М.: Республика, 1994. 432 с.

16. Флоровский Г. В. Пути русского богословия. Париж: УМСА-РК.Е88, 1983. Ассоциация «Путь к истине». Киев, 1991. 599 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.