Научная статья на тему 'Консолидация общества - императив времени'

Консолидация общества - императив времени Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1069
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / RUSSIA / КОНСОЛИДАЦИЯ / CONSOLIDATION / ИСТОРИЯ / HISTORY / ИДЕОЛОГИЯ / IDEOLOGY / СОВРЕМЕННЫЙ МИР / MODERN WORLD / ТЕРРОРИЗМ / TERRORISM / ЕДИНСТВО / UNITY / СОГЛАСИЕ / HARMONY / ПАТРИОТИЗМ / PATRIOTISM / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Гасанов Нариман Набиевич

Статья посвящена вопросам сплочения российского социума. В ней обосновывается актуализация рассматриваемой проблемы в свете стоящих перед страной масштабных задач, а также необходимость борьбы с новыми угрозами, возникшими в современном противоречивом мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Consolidation of society - is the imperative of time

The article deals with the questions of the unity of the Russian people. The actualisation of this problem is studied in it with the main tasks of the country and the necessity of the struggle against the threats arising in the modern contradictory world.

Текст научной работы на тему «Консолидация общества - императив времени»

Человек и общество

Н.Н. ГАСАНОВ кандидат философских наук, профессор кафедры политологии и социологии Дагестанского государственного педагогического университета

Консолидация общества -императив времени

Проблема консолидации российского общества всегда оставалась актуальной. Она приобрела особую остроту в современных условиях, когда по вине руководства США и их сателлитов в Европе произошли дальнейшие осложнения в международных отношениях.

Данной проблеме посвящено немало публикаций, по ней проводятся конференции как на федеральном, так и на региональном уровнях. Значительное внимание вопросам государственной целостности, национальной безопасности, обеспечения межнационального мира и согласия уделено в «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года», в Посланиях и выступлениях Президента РФ В.В. Путина.

Настоящая статья посвящена вопросам консолидации российского общества. В ней специально не рассматриваются проблемы «межнационального согласия», «дружбы народов», «терроризма». Но обойти эти острые проблемы, рассматривая такие важные вопросы, как «консолидация», «сплочение», было невозможно. Поэтому позволю отослать читателей к публикациям автора последних лет, в том числе в авторитетном научно-образовательном журнале «Социально-гуманитарные знания»1.

* Гасанов Нариман Набиевич, e-mail: nariman1940@mail.ru.

1 См.: Из опыта Республики Дагестан по сохранению единства и межнационального согласия / Современные проблемы межнациональных отношений в Российской федерации. Материалы региональной научно-практической конференции. Махачкала, 2013; В единстве народов - наша сила / Российский

XXI век начался не с укрепления стабильности и безопасности на планете, а с возникновения новых угроз в целостном, взаимозависимом, взаимосвязанном и противоречивом мире. Самой страшной из этих угроз является международный терроризм.

Россия, испытавшая ужасы терроризма, призывает мировое сообщество единым фронтом бороться с этим злом. К сожалению, призывы России не всегда получают поддержку со стороны Запада.

Складывается такое впечатление, что Запад по сей день еще до конца не осознал всю опасность, исходящую от терроризма и экстремизма.

Главным нарушителем норм международного права в сегодняшней непростой ситуации выступают США, руководители которых говорят об однополярности мира, исключительной и доминирующей роли США в современном мире и мировой политике. Они почему-то забывают, что мировая политика не является монополией одной страны, в нее втягивается в качестве активных участников все большее число государств. Народы мира отвергают близорукие, ошибочные и ложные идеи об однополярности мира, исходящие от руководства США, не осознающих опасность и весь драматизм, которые могут повлечь их необдуманные действия.

Прогрессивные силы не принимают агрессивные идеи США и их европейских вассалов и видят в лице России поборника мира и прогресса. И современные реалии подтверждают это. Граждане России не понаслышке знают, что такое агрессия международного терроризма. О жестоких террористических атаках против нашей страны обстоятельно говорил Президент РФ В.В. Путин в Послании Федеральному Собранию РФ в декабре 2015 г.

Это свидетельствует о том, что развитие современного мира не всегда идет так, как это хотелось бы прогрессивным силам, отстаивающим подлинную демократию и свободу народов, руководствуясь общепризнанными нормами международного права. Это развитие идет сложным и трудным путем, преодолевая огромные препятствия на своем пути.

Сегодня перед нашей страной стоят такие сложнейшие и масштабные задачи, как укрепление безопасности страны,

Кавказ вчера, сегодня, завтра. По материалам международного политологического форума. 14-21 сентября 2014 г. Махачкала, 2014, т. II.

ее целостности, разъяснение гуманистической сущности ее внешней политики и проводимых в стране реформ, обеспечение устойчивости политической системы, сохранение суверенитета, общественной консолидации, политического согласия и территориального единства Российской Федерации. Наша страна открыта для всего мира. Ее голос на мировой арене - это голос правды, ее внешняя политика -правдивая политика. Она позволяет миллионам людей Земли верно определить, кто сегодня в мире сторонник прогресса, свободы и справедливости, а кто сеет страх и насилие, смерть и разрушение, препятствует поступательному движению и формированию цивилизованных международных отношений.

Сила России в единстве ее народов. Этой идеей пронизаны Конституция РФ и выступления руководителей страны. Без совместных усилий всего политического спектра невозможно успешно реализовать как тактические, так и стратегические задачи, стоящие перед страной.

Для обеспечения консолидации необходима определенность политического режима, легитимность власти, ее эффективное реагирование на импульсы, поступающие из внутренней среды и реакция на внешние вызовы. Сплочение общества - это, прежде всего, управляемый процесс. В ходе диалога между властью и гражданским обществом, сопоставления позиций, переговоров, согласования точек зрений и т.д. разрешаются существующие в обществе противоречия. Сущность консолидации состоит в объединении социума, достижении согласия в нем на основе взаимного доверия между властью и народом.

Обеспечение единства и согласия в социуме определено самой нашей общей историей, отшлифовано веками, стало всенародной традицией, важнейшей ценностью нашего бытия и императивом времени. Стоящие перед страной непростые задачи в итоге сводятся к одной общей проблеме - укреплению могущества государства, повышению уровня жизни народа, обеспечению единства и безопасности страны. Справиться с этими труднейшими задачами многонациональный народ России способен, только объединив вместе усилия.

В самые трудные времена нас спасала сплоченность и солидарность. Примеров тому в истории России немало (1612 г., 1812 г., 1941-1945 гг. и т.д.).

Схватка с опаснейшим врагом человечества - гитлеровским фашизмом наглядно продемонстрировала, что народы только в союзе, в единстве могут отстоять свободу и независимость. Единство является важнейшим консолидирующим скрепом нашего бытия. Россия - полиэтническое общество, но мы - единый народ. Наша страна - пример осознанной общности народов, которые веками жили и живут в мире и согласии. Консолидация российского социума имеет свои основные ориентиры. Президент РФ В.В. Путин в качестве таковых назвал добросовестный труд, частную собственность и свободу предпринимательства. Базовыми ценностями, которые служат сплочению общества на благо страны, по его мнению, являются патриотизм, уважение к истории, традициям, культуре своей страны. В формировании этих ориентиров российский социум столкнулся со многими серьезными проблемами. В значительной степени это связано со слабой деятельностью социальных институтов, имеющих отношение к социализации.

Несмотря на то, что в последние годы в нашей стране предпринят ряд мер в сфере социально-культурной политики и духовном воспитании молодежи, все же ситуацию, которая складывается вокруг обозначенных проблем, нельзя считать благополучной. Идет процесс вымывания национальных духовных традиций, деградация культурного сознания подрастающего поколения. В содержательной статье «Кризис духовных ценностей на социокультурном пространстве современной России» профессор А.В. Миронов обстоятельно анализирует причины кризиса духовных ценностей в российском социуме1.

В стране практически утрачены традиционные духовные ценности. Все подчинено, к сожалению, материальной выгоде. Богатые становятся богаче, бедные - еще беднее. Устремленность незначительной части людей российского общества к материальному богатству ценой лишения элементарных жизненных благ значительной части собственного народа не только безнравственна, но и противоправна. Усилия либеральных «демократов» в конце 80-х начале 90-х гг. были направлены на разрушение институтов воспитания. Им удалось реализовать поставленную цель - разрушить лучшую в мире систему образования и воспитания. Взамен предло-

1 См.: Социально-гуманитарные знания, 2007, № 2, с. 41.

жили то, что мы имеем сегодня. Таким образом духовному развитию страны был нанесен огромный ущерб, в результате чего оно было охвачено кризисом. Эта политика привела к тому, что в обществе активизировались националистические силы, которые, объединившись в своем большинстве с экстремистами и террористами, насаждали в социуме бескультурье, насилие, невежество и нетерпимость. Там же, где отсутствуют твердые мировоззренческие ориентации, образование, культура и нравственность, не может быть высокой общественно-политической активности граждан.

Следует отметить, что начавшаяся в СССР перестройка не привела к глубокому обновлению всех сторон развития общества, не способствовала его гуманизации, наоборот, она усилила дестабилизацию социума. В стране стало проявляться больше жестокости, нетерпимости, насилия, неуважительного отношения к человеку труда, человеческой личности. К сожалению, и сегодня это имеет место. Мало того, оно стало тенденцией развития современного взаимозависимого мира.

Учитывая значимость рассматриваемого вопроса, можно сослаться на известного философа К. Поппера, который справедливо пишет, что «если мы и не сумеем обучить детей добродетели ненасилия, то нам следует научить их хотя бы тому, что величайшим из всех грехов является жестокость... не только физическая, но и нравственная жестокость, которую мы совершаем из бездумья, глупости, лени или эгоизма»1.

Дело в том, что экстремисты и террористы, алкоголики и наркоманы, насильники и преступники, всякого рода проходимцы и провокаторы не приходят из других миров. Дети не рождаются таковыми. Они становятся ими, главным образом в результате неправильной социализации, и живут в определенных семьях, в определенной среде, обучаются в соответствующих образовательных учреждениях. В школе их обучают одному, а в семьях видят совершенно другое, что негативно влияет на формирование мировоззрения, гуманизма.

В том, что общество пополняется деградированными людьми, носителями эгоистической морали, виновата в значительной мере неблагополучная семья. И, наоборот, семья, где сложились нормальные, подлинно гуманистические отно-

1 Поппер К. Открытое общество и его враги. Международный фонд «Культурная инициатива». М.,1992, т. II, с. 489-490.

шения между супругами, между ними и детьми, воспитывает отзывчивых, добрых граждан общества. Семья - важное звено общественного воспитания детей и, следовательно, родители ответственны перед обществом за воспитание своих детей. В ст. 38, п. 2 Конституции Российской Федерации закреплено положение о том, что «забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей». Те родители, которые считают, что воспитание детей не их дело, а лишь дело школы и т.д., глубоко заблуждаются. Там, где отсутствует ответственность, процветает безответственность. В то же время следует отметить, что в России сложились семьи, в которых формировались и формируются гуманные, высоконравственные отношения между супругами и детьми. В таких семьях воспитывают детей, имеющих правильное представление об отношениях к трудностям и препятствиям, умеющих преодолевать их, способных критично относиться к себе и своим поступкам, обладающих самоконтролем, умеющих подчинить свои интересы интересам социума. Воспитательный потенциал таких семей значителен. И он может быть в полной мере использован в деле консолидации общества. Необходимо пропагандировать уклад таких семей и поощрять их, хотя бы морально. Сплоченность общества начинается с укрепления семьи. Поэтому в решении сложных задач общества роль и значение этого социального института и в дальнейшем будет возрастать.

Поднятые нами проблемы имеют педагогическую направленность. После развала СССР говорить о них не принято. Вызвано это, в частности, тем, что в моду вошло такое понимание свободы, которое ассоциируется со вседозволенностью. А это, в свою очередь, связано с безответственностью, с ошибочной интерпретацией свободы как ценности. От безответственности до бездумья, жестокости и глупости -один шаг. Поэтому решения, принимаемые на разных уровнях, должны быть взвешенными, глубоко продуманными и нацеленными на гуманизацию социума. Консолидация российского общества актуализируется многими обстоятельствами и, прежде всего, тем, что страна наша - многонациональное и многоконфессиональное государство. Укрепление и сохранение его целостности является важнейшей задачей руководства страны. Это особенно актуально в настоящее время, когда в стране еще не завершились процессы трансформирования социально-экономической, правовой и поли-

тической жизни в условиях, когда происходит всплеск религиозного экстремизма, национализма и терроризма. В этой связи актуализируется также задача формирования у граждан самосознания того, что мы являемся единым народом, единой российской нацией, что у нас общая судьба и одна страна. Задачу эту можно реализовать на основе подлинно народной культуры, системы образования и воспитания, которые призваны формировать у молодежи высокую духовность и нравственность, гуманизм, любви к своей Родине, ее народам, уважительное отношение к историческому прошлому нашей страны и ее народов.

В современных условиях главным средством достижения общественно-политического согласия, преодоления социально-политической конфронтации мог бы стать блок подлинно народно-патриотических сил страны, куда могли бы войти представители различных идеологических ориен-таций, деятельность которых не противоречит Конституции РФ. Такая консолидация поможет решить сложнейшие и важнейшие для сохранения стабильности страны задачи в экономической, политической и социальной сферах. Это, несомненно, позволит укрепить положение страны на международной арене, расширить демократию, продвинуться в формировании правового социального государства и гражданского общества.

В консолидации общества, укреплении его стабильности и безопасности значительное место занимает внутренняя и внешняя политика государства. Россия - великая держава, ее голос авторитетно и убедительно звучит в ООН, во многих международных организациях. Как известно, в последние годы наша страна добилась определенных успехов в реализации задач внешней политики, с которыми связаны и позитивные настроения граждан страны. Речь прежде всего идет о твердой, конструктивной и принципиальной позиции руководства страны в связи с событиями на Украине, в Сирии и в других регионах мира. Сплочению российского социума, подъему патриотизма граждан, укреплению доверия к власти способствовало не только воссоединение Крыма, но и антироссийские санкции, введенные США и поддержанные их вассалами из числа государств Евросоюза. Известно, что Крым является исторически российской территорией. Проблема была искусственно создана Н.С. Хрущевым, решившим в 1954 г. передать Крым из сос-

тава РСФСР в состав Украинской ССР. Историкам предстоит еще разобраться, какими мотивами он руководствовался, принимая такое решение. Граждане Крыма в 2014 г. приняли абсолютным большинством единственно правильное решение - воссоединение с Российской Федерацией. Это решение соответствует нормам международного права, и оно способствовало подъему патриотизма населения как в самом Крыму, так и в Российской Федерации в целом. Подавляющее большинство граждан страны поддерживает внутренний и внешнеполитический курс Президента РФ В.В. Путина, доверяет ему как наиболее авторитетному политическому лидеру мира. Для него приоритетом являются интересы народов России, государства и его безопасности. Он сумел консолидировать социум таким образом, что для граждан России понятия «суверенитет государства», «безопасность страны» стали важнейшими в их мировоззрении.

В то же время в общественном мнении российского социума сохраняются принципиальные расхождения относительно единства внутреннего устройства государства, а также по вопросам справедливости, равенства граждан. Прежде всего это касается сферы экономики: рост инфляции, падение курса рубля, обесценение зарплат, пенсий, повышение цен на услуги и товары первой необходимости. Все это в той или иной степени затрагивает интересы подавляющего большинства населения страны и может стать источником социальной напряженности. Мало того, весьма вероятно, что такая ситуация может привести к осложнению в политической сфере. Чиновники разных уровней призваны вникнуть в суть этих проблем. Они должны знать, что в разных слоях населения социальное неравенство воспринимается как несправедливость. Люди выступают за социальную справедливость как базовую ценность.

Чаще всего, когда речь идет о неравенстве, имеют в виду социальную дифференциацию и, в первую очередь, в доходах граждан. Так, «если в 2011 году в России число людей, имевших в месяц менее 15 тыс. рублей дохода на человека (т.е. реально бедных и просто нищих), составляло, по данным Росстата, более 53% от всего населения, то в 2013 г. тех, кто имел практически такой же доход - от 16,5 тыс. рублей (с учетом инфляции за два года эта сумма

сопоставима с 15 тыс. рублей в 2011 г.), стало почти 58%»1. Иначе говоря, количество бедных и нищих в стране за этот период не только не уменьшилось, а несколько возросло. Следует отметить, что в стране из года в год увеличивается число миллиардеров. По прогнозам аналитиков, число российских миллиардеров к 2019 г. увеличится примерно до 203 тыс. человек2. Другой пример. «По официальной статистике более 50% населения республики Дагестан живет за чертой бедности, их доходы на душу населения ниже прожиточного минимума. По производству валового регионального продукта на душу населения РД отстает от средних показателей по России в 4,6 раза, от ЮФО - 2,3 раза»3.

Нельзя сказать, что ничего не делается по устранению социального неравенства. Какие-то шаги в этом направлении предпринимаются, но они недостаточны. Хотя в последнее время в определении экономического курса появились важные идеи и обобщения, все же наука, к сожалению, еще не подсказала практике нужные, отвечающие принципам и условиям рыночной экономики решения ряда важных проблем. Неравенство людей в самых различных сферах жизни существовало и продолжает существовать практически во всех социально-экономических обществах (кроме первобытно-общественного строя). Разумеется, разница в доходах граждан в разных обществах существенно отличается. Однако власть у нас обязана контролировать реализацию заложенного в ст. 7, п.1 Конституции РФ положения: «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Как справедливо отмечают профессор Е.А. Ануфриев и доцент Л.В. Лесная, «мало обращается внимания на то обстоятельство, что на Западе созданию социальных государств с эффективной социальной политикой частная собственность и рыночная экономика отнюдь не помешали

1 Цит. по: Москвин Л.Б. Проблема выравнивания неравенства в современном обществе // Социально-гуманитарные знания, 2015, № 3, с. 31.

2 См.: Коммерсант, 2014, 16 октября, с. 8.

3 Цит. по: Мусаева Э.Ш., Джамалудинов Г.М. Общедагестанское единство: социологический анализ / Этнокультурное измерение общедагестанского единства: историческая традиция и вызовы современности. Махачкала, 2015, с. 273.

(при ее определенном ограничении)» . В конституции ФРГ, например, утверждается, что «каждый имеет право на свободное развитие своей личности», а ст. 14, гарантируя частную собственность, сопровождает эту гарантию следующим дополнением: «Пользование ею должно также служить общественному благу». Основной закон ФРГ не ставит во главу угла «чисто капиталистическую теорию», в нем

утверждается, что Германия является «демократическим и

2

социальным государством» .

Все это говорит о том, что сам основной закон страны играет огромную роль в консолидации социума. Сказанное имеет непосредственное отношение и к Конституции РФ.

В ст. 1, п. 1. Конституции РФ говорится: «Российская Федерация - Россия есть демократическое Федеративное правовое государство с республиканской формой правления». А ст. 7, п.1, как было отмечено, гласит, что Российская Федерация - социальное государство. Таким образом, Конституция РФ также не ставит во главу угла «чисто капиталистическую теорию». Наконец, в ст. 8 п. 2 Конституции РФ говорится: «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». Однако у нас приоритет отдан частной форме собственности. В связи с этим в нашем социуме необходимо формировать у граждан такую экономическую культуру, которая помогла бы им правильно осмыслить содержание понятий «частная собственность», «рынок», «добросовестный труд», «свобода предпринимательства» и др. Поскольку у нас в приоритете «частная собственность», то обладатели собственности имеют возможность увеличить, расширить ее, что способствует социальной дифференциации и росту неравенства. Пользование частной собственностью в нашей стране не в полной мере служит общественному благу. За примерами идти далеко не надо. Очищение властных структур на федеральном и региональном уровнях подтверждает это. Таким образом, «настоящая консолидация социума, мир и межнациональное согласие в нем могут быть обеспечены лишь в условиях

1 Ануфриев Е.А., Лесная Л.В. Социальная справедливость и социальное равенство в российском менталитете // Социально-гуманитарные науки и мир в XXI веке // М.,2009, ч. 1, с. 224.

2 См. там же.

действительного учета и всестороннего удовлетворения интересов и потребностей всех народов страны»1.

Консолидация социума не может быть без бережного и уважительного отношения к истории, памяти о прошлом 2. Без прошлого нет нормального развития настоящего и будущего. Россия всегда была сильна традициями патриотизма. В самые сложные и трудные времена они помогали консолидации социума. Сегодня, когда цивилизации угрожает международный терроризм, необходимость единства действий и солидарности приобретает особое значение.

«К сожалению, мы все больше забываем свое великое историческое прошлое, убираем из своей исторической памяти знаковые события нашей истории. Мы почти забыли о Великой Октябрьской революции, повлиявшей на судьбы всего человечества, вычеркиваем из своей памяти все прогрессивное в 70-летней истории советского периода» , -справедливо пишет профессор И.А. Козиков. Говоря об Октябрьской революции, добавим от себя, что действительно она была поистине небывалым прорывом в истории человечества, открывшим миллионам путь к подлинному процветанию и развитию.

Прошлое - это наша история, показатель культуры, традиции и обычаи. Народы нашей страны прошли через тяжелейшие испытания, преодолели колоссальные трудности и страдания. Они не несут ответственность за преступления и ошибки, допущенные политическим режимом, установившимся в 1917 г. Пострадали все народы страны. Они не виноваты в беззакониях и ошибках политического руководства, пытавшегося навязать стране быстрые перемены.

Мы не имеем право забывать об этом, потому что нам не простят ни история, ни будущие поколения. В то же время следует особо подчеркнуть, что к сложным вопросам Отечественной истории должен быть объективный подход.

1 Гусейнов О.М. Национальное самосознание и этническая идентичность (на примере республики Дагестан) / Этнокультурное измерение общедагестанского единства: историческая традиция и вызовы современности. Махачкала, 2015, с. 487.

2 См.: Шадже А.Ю., Хацац А.А. Межэтническое согласие и укрепление Российской идентичности на Северном Кавказе // Социально-гуманитарные знания, 2012, №4, с.300.

Козиков И.А. Великая Отечественная война и историческая память российского народа // Социально-гуманитарные знания, 2015, № 6, с. 36-37.

Люди ждут всестороннего и глубокого анализа того, что произошло с нашим обществом после Октябрьской революции 1917 г. Либеральные «демократы» к этому периоду, как правило, подходят односторонне. Подобное отношение к истории не объективно и политически вредно, потому что оно приводит к неправде. А любая неправда усиливает недоверие к власти. Социуму нужна только правда, какая бы горькая она ни была.

Как известно, с начала перестройки справедливо осуждался тоталитаризм - модель социально-политического устройства общества, существовавшего в СССР. Однако скоро критика командно-административной системы обернулась всеобщим очернением советской, а затем и российской истории.

Любая односторонняя оценка прошлого и общей истории вызывает отторжение. «Необходимы объективный анализ прошлого во всей его сложности и противоречивости, системный подход, позволяющий видеть целостность объекта, оценка событий с учетом их исторического контекста»1. Помимо негативного мы являемся очевидцами также позитивного в советском периоде, когда для народов был характерен величайший энтузиазм. Люди работали на себя, на свое Отечество. Страна гордилась трудовыми подвигами и рекордами, великой победой в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. - символом того, что наша страна может пройти дорогой испытаний и стать еще сильнее. Советская власть открыла широкие возможности для развития культуры, науки, образования, искусства, творческой активности масс. Нельзя не согласиться с профессором А.В. Тонконо-говым, справедливо отмечавшим, что «социалистическая система позволила сконцентрировать усилия науки, образования и промышленности в сфере высоких технологий таким образом, что это позволило именно нашей стране стать пионером в освоении Космического пространства...»2. Это правда и забывать ее мы не имеем права.

Чтобы не было одной ностальгии по прошлому, страна должна работать и создать такую экономику, которая позволяла бы России быть обществом более справедливым, а

1 Панферова В.В., Сельцовский ТА. Культура демократии как условие диалога власти и общества // Социально-гуманитарные знания, 2012, № 4, с. 26.

2 Тонконогов А.В. Геостратегия России в современном мире // Социально-гуманитарные знания, 2015, № 5, с. 7.

жизнь миллионов россиян лучше, достойнее, без страха за будущее своих детей. Общество должно сосредоточить внимание на решении таких проблем, как обеспечение людей работой, жильем, борьба с преступностью и коррупцией на всех уровнях. Наконец, мы имеем право гордиться тем, что было достигнуто в послеоктябрьский период, помнить нашу сложную историю, ее взлеты и драмы, подвиги и неудачи, героизм и трагедии.

Консолидация предполагает единство и согласие в обществе по тем или иным существенным (чувствительным) вопросам его развития. К сожалению, следует признать как факт, что сегодня в нашей стране отсутствуют общепризнанные, всеми одобряемые ценности и идеалы. Это говорит о том, что российское общество нуждается в консолидирующей идеологии. И средством его формирования и достижения может быть только политика, нацеленная на динамическое социальное развитие.

Известно, что в советский период отсутствовало идеологическое многообразие. Существовала одна коммунистическая идеология. Она выступала не только в роли партийной, но и государственной идеологии. Программные документы партии широко обсуждались не только в рамках партийных организаций, но и в масштабе всей страны. Они получали единогласное одобрение, если даже в них наблюдалось забегание вперед .

Забегания вперед негативно повлияли не только на социально-экономическое развитие страны, но и на идеологию, авторитет государства в целом. Разрыв между словом и делом всегда опасен, а в политике и идеологии исключительно вреден.

С начала горбачевской перестройки население страны столкнулось с другим шараханьем. «Архитекторы» перестройки обозначили само слово «идеология» как «вредное» и «тоталитарное». Они взяли курс на «деидеологизацию» политической и общественной жизни, фактически курс на демонтаж того общественного строя, который функционировал в стране. Конечно, «идеология» никуда не исчезла и исчезнуть не могла. Она является неотъемлемой частью

1 См.: Программа Коммунистической партии Советского Союза. М., 1975, с. 65-66.

духовной жизни. Борьба в высшей политической элите в итоге привела к развалу Советского Союза.

«Реформаторская элита», пришедшая к власти в 1991 г., попыталась предложить свой идеологический проект. Он фактически воспроизводил модели западной (американской) либерально-рыночной идеологии. Результаты оказались весьма плачевными. Россия по показателям развития оказалась отброшенной на несколько десятилетий назад.

В результате краха коммунистической идеологии Россия оказалась в глубоком идеологическом кризисе. Преодолеть возникший кризис возможно лишь на базе новой объединяющей идеологии, хотя согласно ст. 13 Конституции РФ в Российской Федерации признается идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Но российское общество нуждается в консолидации. В этой связи, безусловно, есть необходимость выработки, формирования объединяющей социум идеологии. На наш взгляд, она должна включать в себя все позитивное, что выработано в ходе исторического развития России, должна быть пронизана гуманизмом, нацелена на обеспечение достойной жизни и свободное развитие человека.

Мы разделяем мнение выдающегося мыслителя, философа и писателя А.А. Зиновьева о том, что новая идеология должна быть «гражданской (нерелигиозной) и не узко национальной. Она должна опираться на научное понимание опыта реального советского коммунизма, реального запад-низма и реальной глобализации»1. По мнению доктора философских наук, профессора Э.М. Андреева «объединяющей идеологией российского общества XXI в., в наибольшей мере и степени отвечающей историческому прошлому России, вызовам ее новой социальной реальности, цели и задачам ее возрождения в будущем, призвана стать идеология нового российского патриотизма, субъективным смыслом которой является любовь к Отечеству, а объективным содержанием - деятельность на благо Отечества»2. Доктор философских наук, профессор Р.Г. Абдулатипов считает, что «идеология необходима. Этой идеологией

1 Цит. по: Андреев Э. М. Новое мировоззрение и новая идеология в со-цио-культурном контексте трансформации российского общества // Социально-гуманитарные науки и мир в XXI веке, ч. 1, с. 97.

2 Там же, с. 98.

должно стать собирание многонационального Отечества российского. При признании ведущей роли русской нации, русской культуры, русского языка»1.

На наш взгляд, консолидирующая идеология, соответствующая современному этапу развития нашего общества, может быть сформулирована следующим образом. Это должна быть идеология обеспечения единства России на основе признания человека высшей ценностью, защиты его прав и свобод, уважения к истории страны, ее народам, их социо-культурным ценностям, гуманизма и просвещенного патриотизма.

В центре данного определения находится человеческая личность, ее права и свободы. Отсюда вся политика государства должна быть направлена на гуманизацию общества, повышению жизненного уровня людей, созданию условий для проявления человеком своих творческих способностей и потенциальных возможностей во благо общества. Это, во-первых. Во-вторых, формирование у граждан уважительного отношения к народам страны, их языкам, культурам, историческому прошлому, традициям и обычаям. В-третьих, воспитание людей в духе бережного отношения к истории страны, исторической памяти, духовно-нравственным ценностям полиэтнического и многоконфессионального общества. В-четвертых, семья, дошкольные и учебные заведения призваны привить детям идеи человеколюбия, солидарности, любви к своей малой и большой Родине, народам, проживающим в ней, заботу о ее интересах и готовность к ее защите от врагов.

Цель россиян, для которых чувство любви к Родине не пустой звук - достойно прожить собственную жизнь и оставить в наследство детям и внукам могучую, единую полиэтническую, многоконфессиональную страну с развитой экономикой, многовековыми традициями культуры и искусства, богатой историей, обеспечивающую своим гражданам уверенность в сегодняшнем и завтрашнем дне, свободную от любых проявлений ксенофобии, национализма, терроризма, экстремизма, радикализма и т.д.

В обеспечении консолидации общества значительна роль многонациональной российской интеллигенции. Будучи гене-

1 Абдулатипов Р. Самые большие враги-в нас самих // Российский адвокат, 2008, № 6, с. 13.

рирующей силой новых идей, она способна выступать объединяющим фактором, индикатором гармонизации отношений между гражданами, различных слоев общества в целом.

Консолидация общества является постоянно развивающимся процессом, закономерно вбирающим в себя изменения, происходящие в социальной и духовной жизни страны. В то же время она позволяет нам критически оценить негативные тенденции и предложить варианты укрепления единства и согласия в российском обществе.

В центре внимания деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, общественных организаций и движений должны находиться вопросы обеспечения сплоченности общества, возрождения положительных традиций и обычаев, формирования в социуме устойчивой психологической ориентации на ненасилие, терпимость, этноконфессиональной толерантности.

Гасанов Н.Н. Консолидация общества - императив времени. Статья посвящена вопросам сплочения российского социума. В ней обосновывается актуализация рассматриваемой проблемы в свете стоящих перед страной масштабных задач, а также необходимость борьбы с новыми угрозами, возникшими в современном противоречивом мире.

Ключевые слова: Россия, консолидация, история, идеология, современный мир, терроризм, единство, согласие, патриотизм, ответственность.

Gasanov N.N. Consolidation of society - is the imperative of time. The article deals with the questions of the unity of the Russian people. The actualisation of this problem is studied in it with the main tasks of the country and the necessity of the struggle against the threats arising in the modern contradictory world.

Key words: Russia, consolidation, history, ideology, modern world, terrorism, unity, harmony, patriotism, responsibility.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.