Научная статья на тему 'Гражданский мир - условие стабильности и согласия в республике Дагестан'

Гражданский мир - условие стабильности и согласия в республике Дагестан Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
745
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКИЙ МИР / CIVIL PEACE / ПАТРИОТИЗМ / PATRIOTISM / ДРУЖБА НАРОДОВ / FRIENDSHIP / МНОГОНАЦИОНАЛЬНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИР / NATIONAL PEACE / МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЕ СОГЛАСИЕ / INTERNATIONAL AGREEMENT / ЕДИНСТВО / UNITY / СТАБИЛЬНОСТЬ / STABILITY / ТЕРРОРИЗМ / TERRORISM / ЭКСТРЕМИЗМ / EXTREMISM / MULTINATIONAL UNITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гаджиев Магомедэмин Магомедрасулович

Статья посвящена факторам формирования гражданского мира и согласия в Республике Дагестан. Проанализировано состояние Республики Дагестан с множеством противоречий социально-экономического и культурного характера, нестабильности в республике в связи с участившимся в последние годы терактами. Сделаны выводы по достижению политической стабильности и государственного единства Республики Дагестан посредством достижения гражданского мира путем проведения продуманной национальной политики, учитывая потребности и запросы всех народов и народностей, проживающих на ее территории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Civil Peace - the Condition of Stability and Agreement in Daghestan Republic

The article is devoted to the formation facts of civil peace and agreement in Daghestan Republic. The condition of Daghestan Republic with a great number of confl icts of social economical and cultural nature, instability in the republic with frequent acts of terrorism during the latest time has been analyzed. The conclusions about political stability achievements and state unity of Daghestan Republic were made by means of the civil peace achievement of holding well thought national politics considering the needs and demands of all people and nationalities inhabiting Daghestan

Текст научной работы на тему «Гражданский мир - условие стабильности и согласия в республике Дагестан»

/ Южно-Российское обозрение ЦСРИиП ИППК ЮФУ Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ, 2009. 212 с. 10. Ахмадов Ш.Б. Имам Мансур (Народно-освободительное движение в Чечне и на Северном Кавказе под руководством имама Мансура в 17851791 гг.). Изд. 2-е, перераб и доп. Элиста: ЗАОР "НПП "Джангар", 2010. 372 с. С. 344.

11. Лаудаев У. Чеченское племя // Сборник сведений о кавказских горцах. Тифлис, 1872. Вып. VI. С. 60.

12. Казикумухскии Джемалэддин. Адабуль Марзия // Сборник сведений о кавказских горцах. Тифлис, 1869. Вып. 2.

10 августа 2011 г.

УДК 327(4/9)

ГРАЖДАНСКИЙ МИР - УСЛОВИЕ СТАБИЛЬНОСТИ И СОГЛАСИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН

М.М. Гаджиев

Многонациональный Дагестан, где проживают 30 коренных народов и представителей более 80 других национальностей [1], в настоящее время является одним из проблемных регионов страны. Это обусловлено наличием в дагестанском обществе множества противоречий социально-экономического и культурного развития.

Социально-экономическая напряженность и внутриполитические противоречия в Дагестане во многом являются внешним прикрытием борьбы коррумпированных кланов за власть, их участия в перераспределении ресурсов и благ. Все это говорит о том, что ситуация в республике действительно непростая и требует скорейшей нормализации.

Важнейшим условием обеспечения стабильности в Дагестане является прочный гражданский мир.

Гражданский мир - это наличие внутри общества таких отношений между властью и народом, социальными группами (слоями), политическими партиями (движениями), гражданами, которые обеспечивают разрешение возникающих противоречий и конфликтов без применения средств насилия и в максимальной мере служат решению созидательных задач, стоящих перед обществом.

Гражданский мир - это не просто отсутствие деструктивной борьбы между гражданами, а такой уклад жизни и труда людей, который одобряется и поддерживается по-

Гаджиев Магомедэмин Магомедрасулович - кандидат политических наук, доцент кафедры философии и социологии Дагестанского государственного университета, 367000, г. Махачкала, ул.М. Гаджиева, 43а, e-mail: gadjiev@mail.ru, т. 8(8722)682326.

давляющим большинством населения, представляя собой его исторический выбор [2].

Интересы сохранения гражданского мира, политической стабильности и государственного единства Российской Федерации требуют проведения продуманной национальной политики, учитывающей потребности и запросы всех народов России.

Важнейшим событием на пути установления гражданского мира явился созыв III съезда народов Дагестана. Он собрался 15 декабря 2010 г. Его делегатами стали 2 965 человек - представители всех национальностей, вероисповеданий, взглядов, убеждений из всех городов и районов республики.

На съезде отмечалось, что перед республикой стоит множество задач социально-экономического и культурного развития. Но для их реализации, кроме усилий органов государственной власти, нужна поддержка широких слоев населения, необходим открытый диалог всех социальных слоев дагестанского общества. Выступая с докладом на съезде, Президент Дагестана Магомедов Магомедса-лам Магомедалиевич перечислил проблемы, препятствующие нормализации обстановки в республике. Это медленное развитие экономики, дотационность, большой разрыв между бедностью и богатством, коррупция, проблема занятости и др. [3].

Однако при всей важности этих проблем главная проблема сегодняшнего дня, по мнению Президента Республики Даге-

Magomedemin Gadzhiev - the senior lecturer of Philosophy and Sociology Department at the Daghestan State University, 43 M. Gadzhiev Street, Makhachkala, 367000, e-mail: gadjiev@mail.ru, ph. +7(8722)682326.

стан, - обеспечение мира и согласия в республике, безопасности и правопорядка, отношение общества к идеологии экстремизма и террористическим атакам.

Глава республики призвал делегатов съезда сосредоточиться на этой проблеме. "Несмотря на огромное количество человеческих жертв, - отметил президент, - дагестанское общество, к сожалению, так и не осознало опасности и не осудило по-настоящему терроризм и экстремизм. Именно это является основным препятствием на пути к общественно-политической стабильности, и социально-экономическому развитию республики". За период с 2000 г. от рук террористов в Дагестане погибли более 1 100 человек, ранены свыше

1 200 [3, с. 1].

Мысль Президента РД о том, что дагестанское общество по-настоящему не осудило и не осуждает терроризм и экстремизм, подтверждали на съезде и другие выступающие.

Огромная роль в обеспечении гражданского мира принадлежит религиозным конфессиям. Благодаря Конституции и действующему законодательству сегодня в нашей республике обеспечена широкая свобода вероисповедания. У нас функционируют свыше

2 000 мечетей, 13 исламских высших учебных заведений, 76 медресе. Ежегодно более 10 тысяч дагестанцев совершают хадж. Систематически выходят исламские газеты, большинство телекомпаний регулярно выдают в эфир религиозные передачи. Главные мусульманские праздники объявлены выходными днями, религиозные объединения стали важнейшими институтами гражданского общества.

В тот же время мы должны помнить, -отмечалось на съезде, - что живем в светском государстве. И очень важно, чтобы религиозные свободы не шли в разрез с другими конституционными правами и свободами граждан [3, с. 2]. Однако в этом плане у нас есть перекосы. Это подтверждается результатами проведенного в январе - мае 2010 г. социологами кафедры философии и социологии Дагестанского государственного университета социологического исследования.

Было опрошено 1 600 молодых респондентов. На анкетный вопрос "Должны ли, на ваш взгляд, религиозные организации Республики Дагестан действовать согласно федеральным и республиканским законам?", получены следующие ответы: да, должны -976 (61 %); нет, не должны - 432 (27 %); за-

трудняюсь ответить - 192 (12 %). Как видно, около 40 % опрошенных считают, что религиозные организации РД могут не действовать в правовом поле федеральных и республиканских законов или затрудняются ответить на данный вопрос. Наблюдается значительный отход от принципов светских законов, что объясняется слабым знанием молодежью законов о свободе совести. На вопрос "Поддерживаете ли вы принцип отделения религиозных организаций от государства?", получены следующие ответы: поддерживаю -440 (27,5 %); не поддерживаю - 776 (48,5 %), затрудняюсь ответить - 384 (24 %). Как видно, принцип светского государства об отделении религиозных организаций от государства не поддерживается более 50 % опрошенных [4].

В дагестанском обществе, к сожалению, существуют деструктивные силы, которые силой оружия пытаются навязать чуждые нам идеи и образ жизни. Эти силы открыто вмешиваются в частную жизнь, выступают против светского образования, телевидения, музыки, искусства. Они требуют установить определенную форму одежды, отказаться от национальной самобытности, от нашей веры, культуры и традиций. Беда в том, что находятся молодые люди, которые соглашаются с этими разрушительными идеями. Для нас исключительно важно, чтобы молодежь Дагестана воспитывалась в традициях миролюбия и терпимости, которыми всегда отличалось дагестанское общество.

Что же может противопоставить дагестанское общество экстремизму?

1. Единство народов Дагестана. Известный ученый профессор Р.М. Магомедов писал о единстве дагестанцев: "Ничего на свете не существует вне пространства и времени. Наше пространство - горы Дагестана. Время - около 12 тысячелетий позади нас. А сколько нам отведено впереди, зависит уже от нас самих, от меры нашей исторической ответственности перед народом перед поколениями ушедшими и будущими, от верной и трезвой оценки ситуации от правильного выбора ориентира, т.е. определения главной ценности. Этой главной ценностью является единство. Единство нашего общего происхождения и исторической судьбы по воле истории определено средой и отшлифовано десятками веков. Это не чей-то вымысел, не директивное понятие. Это единство

существует само по себе, независимо от того, думают о нем или нет, знают о нем или нет. Но и если народное сознание воспримет его, то оно превратится в опору и двигатель прогресса нашего народа в нынешних сложных обстоятельствах" [5].

2. Стержнем нашего единства была и должна оставаться общедагестанская идея, в основе которой - гордость за славное прошлое народов Дагестана, вековая дружба, которая никогда не омрачалась враждой, высокие нравственные ценности, ях! намус, и др. [3, с. 2].

Республика Дагестан уникальна в своем роде. Она образована не на национальной, а на территориальной основе. Каждый его народ обладает своей спецификой - от особенностей быта до языка. Все это дало основание народному поэту Дагестана Расулу Гамзатову, определить его как "СССР в миниатюре". Сегодня на территории Республики Дагестана единой семьей проживают представители 120 наций и народностей [1, с. 13-15].

Важно учитывать, что межнациональное согласие является таким типом отношений между этническими группами, а также с органами государственной власти, при котором его участники предпочитают консенсус конфликту. В современном социуме межнациональное согласие базируется на демократических принципах: а) безусловное соблюдение прав и свобод человека, их приоритетность; б) единство России и ее многонационального народа; в) мирное решение всех спорных вопросов; г) сотрудничество всех этнокультурных объединений и этнических элит и др. Межнациональное согласие является не только фактом отсутствия насильственных конфликтов в стране, но и таким типом взаимоотношений между людьми, который легитимируется в массовом сознании, т.е. одобряется и поддерживается большинством населения общества.

История распорядилась так, что в Дагестане в качестве приоритетной ценности на протяжении веков выдвигалась и продолжает выдвигаться основная ныне ценность человека: его жизнь, права и личные свободы.

Несмотря на серьезнейшие испытания, выпавшие на долю Дагестана в последние годы (известные акты терроризма, агрессия международных бандформирований на его территорию и т.д.), есть основания предполагать, что данный ценностный приоритет в сознании дагестанцев сохранился. Свиде-

тельством этому являются социологические данные, полученные кафедрой философии и социологии Дагестанского государственного университета в 2010 г. в аудитории дагестанского студенчества. Так, на вопрос, что, с точки зрения респондента, является главной причиной терроризма, никто из опрошенных не указал на национальные различия. Указывали на различия религиозные, имущественные, статусные, половые, возрастные, но не национальные.

Говоря о единстве Дагестана, следует отметить, что на протяжении веков наши народы накопили поучительный опыт улаживания конфликтов, достижения согласия между противоборствующими или спорящими друг с другом общинами. В этом заключается суть дагестанской народной дипломатии. В прошлом в Дагестане воевали тухумы, сталкивались аулы за клочок земли, за пастбища. Случалось, наших предков разделяла принадлежность к разным религиям, однако не было ни одного случая борьбы одной дагестанской народности против другой [6].

3. Огромную роль в сплочении народов, укреплении единства страны играет дружба народов, их солидарность. Ссылаясь на негативные процессы, которые имели место в бывшем Союзе и продолжают ныне иметь место в нашей реальной жизни, отдельные авторы утверждают, что в нашей стране не сложилась дружба народов. Это ошибочное мнение. Мы не отрицаем существование определенных негативных моментов на различных этапах развития нашего общества. Они общеизвестны. Но в советский период был заложен фундамент для сближения народов, укрепления дружбы между ними.

К сожалению, недальновидная деятельность отдельных политиков действительно отрицательно повлияла на дружбу народов, что привело к возникновению трещины в ней. Нам хотелось бы ответить разрушителям наших духовно-нравственных ценностей словами известного ученого А.Г. Агаева: "И если сейчас кое-где корабль дружбы дает течь, это не потому, что ее не было вовсе, а потому, что, как и любое явление действительности, она не знает раз и навсегда данного состояния: то процветает, то увядает. Коли в настоящее время она больна, так давайте же общими усилиями восстанавливать ее здоровье. Давайте протягивать друг другу братскую руку, прощая прежние обиды..." [7].

Дружба народов оказывает влияние на жизнь и деятельность каждого человека, независимо от его национальной принадлежности. Это равное уважение к каждому народу, какой бы он ни был велик или мал, к каждому человеку.

Дагестанцы, воспитанные на идеях единства, принадлежности к многонациональному народу и дружбы, совершали великие исторические подвиги. Так было, когда наши народы общими усилиями громили войска грозных, жестоких завоевателей Тамерлана и Надир-шаха. Так было в годы Великой Отечественной войны. И в новейшей истории, когда в 1999 г. народы Дагестана дали решительный отпор международным террористам [3, с. 2].

4. На съезде народов Дагестана большое внимание было уделено патриотическому воспитанию населения, в частности молодежи. На наш взгляд, патриотизм в обобщенной форме выражает чувства любви к Родине, заботу о ее интересах и готовность ее защиты от врагов. Но патриотические чувства и идеи только тогда морально возвышает человека, когда сопряжены с уважением к народам других стран, к их языкам, положительным традициям, истории, культуре и не вырождаются в психологию национальной исключительности и недоверия к "чужакам".

В 90-х годах XX века термин "патриотизм", также как "интернационализм", подвергался жесточайшему остракизму. Но времена меняются, меняется и отношение к этим духовно-нравственным ценностям.

С конца 90-х годов прошлого века в нашей стране начался патриотический подъем. Начался он из Дагестана, когда федеральные войска, народные ополченцы, население республики в августе-сентябре 1999 г. разгромили вооруженные отряды экстремистов и международных террористов, защитили не только Республику Дагестан, но и Россию в целом.

5. Велика роль в сплочении народов Дагестана, как страны в целом, русского языка - языка межнационального общения, русской культуры. По образному выражению народного поэта Дагестана Расула Гамзатова, "русский язык является мостом, соединяющим Дагестан со всем остальным миром". Русский язык реально стал языком, цементирующим дружбу и единство народов полиэтнического Дагестана, эффективным средством инте-

грирования народов Российской Федерации. Это не означает, что родные языки остаются без внимания. Наоборот, в последние годы принимаются меры для их успешного развития и использования.

Таким образом, основными факторами формирования гражданского мира и согласия в республике Дагестан являются:

1. Проведение глубоких социально-экономических реформ в интересах народов Дагестана, реальное функционирование сектора экономики, позволяющего снять напряженность в сфере занятости; совершенствование воспитательной работы, придание ей системного характера; учет особенностей традиций и обычаев народов, проживающих в регионе; активная работа институтов гражданского общества. При этом необходима регионализация реформ внутри самого Дагестана. Наконец, весьма существенным является придание проводимым реформам большей социальной направленности, более широкое информирование о них всех граждан.

Как известно, крепкий гражданский мир в Дагестане был как в досоветский, так и в советский периоды. Основан он был на том, что не было глубокого, как сейчас, социального раскола. Поэтому важнейшей задачей является повышение в дагестанском обществе социальной справедливости.

2. Национальный мир - это прежде всего достижение общественного согласия между всеми народами, проживающими в стране, опирающегося на демократические силы, партии, движения, неустанную работу по укреплению ее единства и целостности.

3. Утверждение в обществе таких отношений, которые исключали бы вражду и ненависть, развивали партнерство, дружбу и коллективизм среди граждан, независимо от их социального статуса, убеждений, партийной и национальной принадлежности.

4. Разрушителями гражданского мира и согласия могут быть: несправедливая, оторвавшаяся от народа власть, агрессивные социальные группы и слои населения, экстремистские движения и организации, преступные вооруженные группировки, мафия и т.д. Костяк таких сил составляют "интернациональная" мафия, этнические и межэтнические кланы, дельцы теневой экономики, материально заинтересованные в сохранении нестабильности в регионе, благодаря чему

они получают огромные деньги, в том числе все больше и больше от торговли оружием. Сюда относятся незаконные бандформирования, или "лесные братья".

5. Следует полнее использовать значительный духовно-нравственный потенциал исламской культуры и просвещения, совершенствуя при этом уровень исламского образования и просвещения. Направить миротворческий потенциал религии на укрепление единства дагестанского общества, его духовное оздоровление, воспитание у верующих толерантности, межконфессионального и вну-триконфессионального согласия.

6. Необходимо повысить ответственность семьи, образовательных учреждений, СМИ за эффективность воспитательного процесса в дагестанском обществе; продолжить работу по пропаганде положительных традиций и обычаев народов Дагестана; в полной мере использовать их духовно-нравственный потенциал в воспитательной работе.

7. Органам государственной власти исключительное внимание следует уделить соблюдению прав и свобод человека и гражданина, гарантированных во второе главе Конституции Республики Дагестан.

8. Дагестан должен быть объектам особенно пристального внимания российского руководства, чтобы содействовать его укреплению как стратегически важного для России

региона, одного из существенных гарантов политической стабильности на Кавказе, на Юге России. При этом надо исходить из того, что мир и согласие должны формироваться не насильственными средствами, а путем обеспечения реальной свободы, демократии, равенства всех граждан перед законом, а также проведением гуманной политики, признанием приоритетной ценности в обществе человека, его права на жизнь и свободу.

ЛИТЕРАТУРА

1. Основные итоги Всероссийской переписи населения 2002 года: В 8 т. Т. 8. Махачкала. 2005. С. 79-86.

2. Серебрянников В.В. Гражданский мир и согласие в России // Социально-политический журнал (социально-гуманитарные знания). 1997. № 1. С. 47-48.

3. Дагестанская правда. № 436-437. 2010. 16 декабря. С. 1-2.

4. Религиозно-политический экстремизм глазами дагестанцев // Народы Дагестана. 2010. № 5. С. 9-10.

5. Цит. по: Магомедов А.А. Дагестанский народ: новый взгляд на старую проблему. Махачкала: Лотос, 2009. 230 с. С. 3.

6. Агаев А.Г., Магомедов Р.М. Дагестанское единство: история и современность. Махачкала: Дагуч-педгиз, 1995. 96 с. С. 84.

7. Агаев А.Г. Дружба народов Дагестана: миф или реальность? // Дагестанская правда. 1992, 29 окт.

3 августа 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.