Научная статья на тему 'Консолидация финансовых ресурсов в аспекте обеспечения национальных интересов страны'

Консолидация финансовых ресурсов в аспекте обеспечения национальных интересов страны Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
114
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Консолидация финансовых ресурсов в аспекте обеспечения национальных интересов страны»

А. ДЖУМОВ, кандидат экономических наук, Президент ЗАО «Группа Компаний АРД»

КОНСОЛИДАЦИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ В АСПЕКТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ СТРАНЫ

Обеспечение национальных интересов страны в области консолидации финансовых ресурсов - это не механическое соединение различных составляющих системы финансовых ресурсов. Консолидация - это объединение разных составляющих вокруг национальных целей и задач целостной системы, когда в результате такого соединения (взаимодействия) возникает дополнительный (синергический) эффект и обеспечивается национально-ориентированный баланс консолидированных финансовых ресурсов России.

В современных условиях тенденции формирования национально-ориентированного баланса консолидированных финансовых ресурсов России обусловливаются генезисом внутренних и внешних противоречий экономического роста в России, предыдущими этапами развития российской экономики. Российская экономика является комплексом экономических и финансовых институтов и субъектов, ведущих конкурентную борьбу за ограниченные ресурсы рынка. При этом финансовый сектор является детерминантой развития реального сектора и связующим звеном взаимодействия всех других сегментов экономики, которая функционально определяется денежно-кредитной политикой, стратегией консолидации активов в финансовом секторе, тенденциями движения финансово-денежных потоков между секторами экономики. Данные процессы, как показывает анализ, в реальности привели к разобщенности финансовых ресурсов страны, что является следствием отсутствия национальной финансовой стратегии, способной обеспечить консолидацию финансовых ресурсов России, преодолеть замкнутость финансовых потоков на реализацию узких корпоративных, теневых, спекулятивных интересов в ущерб национальным интересам страны.

Между тем, денежно-кредитная политика, механизмы финансового взаимодействия должны обеспечить нормальный ресурсно-финансовый поток, формируемый за счет консолидации активов в денежном, кредитном и фондовом сегментах финансового сектора. Характеристики этого потока будут определяться составом активов и скоростью обращения ресурсов, перемещаемых по каналам трансмиссии в основные сектора экономики, прежде всего, в реальный сектор.

В настоящее время, к сожалению, преобладает спонтанное финансирование, смешивание «слоев» финансовых ресурсов, состоящих из сделок с активами и средствами разного вида и форм собственности. Взаимодействие различных видов (слоев) ресурсов в результате процессов капитализации (и других процессов) происходит регенерация отдельных видов ресурсов, форм собственности и стоимости активов, при этом количество, состав и цена активов гармонизируются. Таким образом накапливаются как позитивные, так и негативные особенности консолидированной системы финансовых ресурсов страны.

Особенностью и спецификой российской финансовой системы является ее масштабность, сложность и разнообразие, сочетание конкурентных преимуществ и возможностей разных территорий. Реализация этих возможностей базируется на единой денежной системе, единой таможенной территории, едином экономическом

пространстве, скрепленных эффективной вертикалью власти. Практически это является основой формирования единого российского рыночного ареала, важнейшей характеристикой которого является консолидированная система финансовых ресурсов страны.

Консолидация финансовых ресурсов страны определенным образом связана с сохранением и накоплением социальной энергии, трансформируемой в различные современные формы. В настоящих условиях наблюдается «скручивание пружины» накапливаемого потенциала движения общества, что делает особо актуальной проблему выработки механизма консолидации финансовых ресурсов, поисков оптимальных способов интеграции различных финансовых сегментов. Практически речь идет о реализации

конструктивистских идей развития, способных обеспечить с помощью финансовых механизмов плавную, планомерную, эволюционную трансформацию экономики в новое, более прочное интегрированное состояние, ориентированное на созидание и обеспечение национальных интересов.

Исходным при этом является положение о том, что финансовые ресурсы страны в реформационном процессе находятся на этапе разобщенного поиска отдельными экономическими субъектами их эффективного использования. И настоящая экономическая реальность предоставляет множество путей, способов, механизмов и моделей реализации финансовых возможностей как экономических субъектов, так и государства.

В этой связи представляется, что, сохраняя данную «множественность», рассматривая ее как позитивный элемент развития экономики и общества, имеется настоятельная необходимость генеральной ориентации этого процесса. И такой ориентацией для решения проблемы консолидации финансовых ресурсов становится обеспечение национальных интересов страны в глобализируемом финансовом пространстве Ч

Необходимо отметить, что финансовые отношения развиваются и под влиянием изменений в самих финансах. Доля финансовых услуг в составе ВНП быстро увеличивается. Появляются новые виды финансовых услуг и финансовых инструментов. Финансовые связи между государством и экономическими субъектами дифференцируются и усложняются.

Финансовые аспекты воспроизводства за последнее десятилетие значительно усилили свое влияние. Это проявилось, в частности, в росте капитализации, т.е. стоимости компаний, чьи акции обращаются на фондовых биржах. Уровень капитализации становится важным показателем всей отечественной финансовой глобализации, а регулирование фондовых рынков - одной из проблем финансовой глобализации.

Важнейшей чертой консолидационного процесса финансовых средств страны является сочетание разноуровневых и разноскоростных вариантов консолидации финансовых средств, обусловленное пространственно-функциональной асимметрией данного многоаспектного процесса, разной степенью экономической однородности финансового потенциала, готовностью субнациональных финансовых звеньев. К этому следует добавить образование особых зон ускоренного развития консолидационного процесса и более медленную эволюцию в слабо развитых сегментах экономики.

Таблица 1

Основные тенденции трансформации финансовой сферы, ориентированной на консолидацию финансовых средств страны

1 Формирование национальной финансовой стратегии России: путь к подъему и благосостоянию. Монография под ред. Сенчагова В.К. Изд. Дело. - М., 2004.

Основные тенденции и задачи Оценка состояния и перспективы реализации

1. Стабилизация внутристрановой денежной единицы (рубля) Стратегически важнейшая задача, требующая, однако, гибкого подхода к ее решению, учитывая экспортные перспективы реального сектора страны

2. Поддержание нужной денежной массы Одна из наиболее сложных проблем, имеющих информационную и социальнополитическую составляющую, что обусловливает пока неэффективные решения в рамках этой проблемы

3. Формирование объема ссудного капитала, достаточного для финансирования реального сектора Это долгосрочный процесс, связанный с созданием реальных условий для накопления финансовых средств у предприятий. Необходимо решение налоговых проблем

4. Аккумуляция в финансовой сфере средств населения Необходимо повышение доверия населения к банковской системе. Трансформация сбережений в инвестиции. Фонд национальных проектов.

5. Реформирование кредитнобанковской системы Необходимо сбалансирование этого процесса с другими сегментами экономики

6. Переход экономики в стадию активного экономического роста Процесс начался, однако он пока далек от активной фазы

7. Создание институтов развития Банки развития, инвестиционные компании, проектное финансирование

8. Осуществление активной бюджетной политики, в частности, через институты государственно-частного партнерства Пока этот процесс идет медленно. Что касается государственно-частного партнерства, то его развитие сдерживается обоюдным недоверием бизнеса и власти

9. Укрепление корпоративного звена финансовой системы Процесс активно осуществляется

10. Увеличение объемов государственных финансовых ресурсов В настоящее время существенно увеличиваются

За последние годы в сфере финансов произошли огромные изменения: из обслуживающего посредника финансовая сфера стремительно превращается в один из инструментов развития. Дело не только в том, что эта сфера увеличивается опережающими темпами по сравнению с остальными экономическими сферами.

Гораздо важнее то, что финансовые системы стремительно занимают решающие позиции, а финансовые критерии и показатели выходят на первый план, оттесняя все остальные параметры хозяйственной деятельности.

На превалирование финансовой сферы в экономике страны существенное влияние оказал ряд трансформационных процессов, протекающих как на мировом финансовом пространстве, так и внутри страны. К ним, в частности, относятся:

а) трансформирование экономических отношений в рамках реализующейся финансовой доминанты;

б) превращение национальных финансовых рынков в открытые системы,

объединенные в единый мировой финансовый рынок с падением значения национальных финансовых рынков;

в) взаимодействие конкуренции, координации и сотрудничества в процессе объединения финансовых ресурсов субъектов рынка;

г) выход воспроизводственного процесса национального хозяйства за его собственные рамки и формирование воспроизводственно-инвестиционного процесса в масштабах геоэкономики;

д) увеличение масштаба классических экономических противоречий в результате глобализации экономики и бизнеса.

Есть основания полагать, что происходящие изменения (сочетание глобализации и новой роли финансов) существенно преобразуют функционирование рынка как механизма регулирования развития экономики.

Возросшая мощь и самостоятельность финансовой сферы приводит в последние десятилетия к огромному разрыву между материально-вещественными и финансовыми потоками. Капитализация глобального фондового рынка выросла в 90-е гг. в 2,5 раза, в то время как ВВП в мире увеличился едва ли на одну четверть. Оборот валютных бирж на порядок превышает мировую торговлю товарами и услугами. Такие разрывы свидетельствуют об огромной роли, которую играют краткосрочные, спекулятивные операции в современных финансах.

Проблема финансовых ресурсов отдельных финансовых сегментов экономики исследована достаточно глубоко, имеются публикации, решено большинство методологических проблем, включая категориальные. Однако, на наш взгляд, в экономических исследованиях недостаточно внимания уделяется системному подходу к финансовым ресурсам экономики, что является особенно важным на этапе её реформирования, когда идет становление новых финансовых отношений, возникают новые финансовые сегменты рынка, причем зачастую слабо взаимодействующие, что снижает в целом эффективность финансовой системы страны.

В этой связи представляется необходимым анализ и исследование синтезирующей финансовой категории «консолидированные финансовые ресурсы страны». Понятийная трактовка этой категории в литературе практически отсутствует. Это связано, во-первых, с недостаточной востребованностью практикой решений, связанных с активным взаимодействием различного вида финансовых ресурсов, капиталов при решении стратегических задач формирования новой рыночной экономики страны. Во-вторых, с отсутствием серьезных теоретико-методологических исследований в области систематизации финансовой ресурсной базы экономики, ориентированных на комплексное использование ресурсов, относящихся к разным формам собственности и работающих в обособленных бизнес-решениях. Наиболее характерным примером этого является разрыв в функционировании государственных и корпоративных финансов, слабое взаимодействие банковских ресурсов и ресурсов реального сектора, локальное существование финансовых ресурсов домашних хозяйств и населения и т.д. К сожалению, этот негативный перечень этим не ограничивается.

Использование термина «консолидация» не означает попыток механического соединения (агрегирования) множества форм состояний финансовых ресурсов страны с целью получения информации о совокупной величине финансовых ресурсов. Основная

задача заключается в поиске эффективных форм взаимосвязей и взаимодействия различных видов финансовых ресурсов, ориентированных на цели, отвечающие национальным интересам развития страны, государства, общества, бизнеса и населения. Учитывая вышеизложенные соображения, целесообразно использовать применительно к категории «консолидированные финансовые ресурсы России» национально-экономический анализ финансовых процессов, специфика которого связана с попытками оценки основной массы финансовых ресурсов как в плане анализа источников ресурсов, так и их роли в воспроизводственном процессе с позиций обеспечения национальных интересов страны.

Необходим, на наш взгляд, анализ взаимосвязи базовой категории «финансовый потенциал экономики» с важнейшими воспроизводственными финансовыми категориями «финансовые ресурсы экономики», «консолидированные финансовые ресурсы» и функционально ориентированными финансовыми категориями: «государственные

финансовые ресурсы», «ресурсы банковской системы», «финансовые ресурсы

корпоративного сектора экономики», «финансовые ресурсы домашних хозяйств», «ресурсы фондового рынка» и др.

Необходимо отметить, что в экономической литературе встречаются попытки использования категории «финансовый потенциал государства» без учета того, что данное понятие имеет зачастую различную сущностную нагрузку. Во-первых, понятие «финансовый потенциал государства» трактуется как синоним бюджетногосударственных финансовых ресурсов (т.е. рассматривается только как сфера финансовых доходов и расходов собственно государства, исключая другие финансовые сегменты страны, например, банковский, корпоративный, фондовый, домашних хозяйств). Во-вторых, встречается и достаточно ограниченная трактовка этого понятия, связанная с рассмотрением лишь бюджетно-налоговых проблем. В-третьих, зачастую «финансовый потенциал государства» трактуется в расширительной постановке, когда это понятие распространяется на всю финансовую систему страны. При этом под финансовым потенциалом государства должен пониматься потенциал системы государственных финансов, т.е. финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления. И в этом качестве точнее было бы использование категории «финансовый потенциал экономики страны», как условной возможности консолидации в стратегическом плане финансовых ресурсов экономики (этот термин требует дополнительного анализа).

В целом же анализ имеющихся определений "потенциала" позволяет сделать вывод о том, что этот термин означает максимум (предел) функциональных свойств (возможностей) какого-либо управляемого объекта, имеющий количественную оценку в конкретный, точно определенный, период времени. Из этого следует, что поскольку максимум функциональных свойств любого управляемого объекта всегда составляет 100%, то уже теоретически следует предположить, что в действительности этот объект будет функционировать не в полную меру, что выдвигает проблему выработки методологии определения эффективности использования имеющегося потенциала. Данная проблема относительно легко решается при анализе эффективности использования физических (материальновещественных) факторов общественного производства, особенно таких как активные производственные фонды, имеющих заранее известную предельную мощность. Значительно труднее оценить сам потенциал - ресурсную базу финансовой системы, и, тем более, - эффективность использования имеющегося потенциала.

На функционирование финансовой системы оказывает влияние большое количество факторов, количественное измерение которых весьма проблематично, а в ряде случаев -практически невозможно (например, влияние политических факторов). Тем не менее,

сделанные ранее выводы о сущности "потенциала" необходимо учитывать при определении понятия потенциала любой экономической категории, в том числе финансового потенциала экономики страны.

Принципиальное значение институциональной структуры финансовой системы для формирования его финансового потенциала заключается в том, что каждая из ее структурных составляющих прямо или опосредованно формирует фонды денежных средств с использованием специфических механизмов.

Анализируя категорию «консолидация», нельзя обойтись без использования механизмов «аллокации финансовых ресурсов» (распределение ресурсов между разными экономическими субъектами, видами деятельности, размещение ресурсов)2. Процесс «аллокации» практически является антиподом «консолидации», однако его нельзя оценивать негативно. Это объективный процесс целевой ориентации финансовых ресурсов, и дело не в распределении их по видам деятельности, а в использовании на цели, являющиеся достаточно синтезирующими в плане глобальной оценки движения и использования финансовых ресурсов. С этих позиций может рассматриваться и аллокационная эффективность, если обеспечивается в рамках рациональных структур использование эффективной комбинации ресурсов, ориентированной на минимальные издержки.

Государственный бюджет является главным системным интегратором финансов страны, а важнейшим инструментом этого процесса является финансовый баланс страны. Именно в бюджете стратегические цели развития получают ранг национальных интересов, к основным из которых относятся: поддержание высоких темпов развития, рост денежных доходов населения, преодоление разрыва в уровне жизни между богатыми и бедными, существенное повышение инновационной активности, решение демографических проблем и др.

К сожалению, российская практика демонстрирует недостаточную (скорее низкую) аллокационную эффективность финансовых ресурсов. Наиболее ярко это проявляется в диспропорциях распределения средств в следующих направлениях:

• диспропорции консолидированного бюджета, перекос в сторону федерального бюджета и ущемление бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований;

• недостаточное обеспечение финансовыми ресурсами реального сектора экономики в связи с чрезмерной их концентрацией в резервных фондах, в сфере трансакционных операций, сфере перераспределения и др.;

• чрезмерное сосредоточение финансовых ресурсов в торгово-посреднической сфере;

• критическое искажение схемы межрегионального распределения финансовых ресурсов (преобладание их концентрации в Центре);

• чрезмерный отток финансовых ресурсов за рубеж, когда российские деньги работают на западную экономику;

• диспропорции бюджетного перераспределения финансовых ресурсов, раздвоение бюджетных ресурсов в виде стабилизационного фонда и чрезмерных золотовалютных резервов;

• недостаточный приток средств в сферу малого бизнеса;

• диспропорции в выделении средств на инновационное развитие страны, нехватка

2 Современный экономический словарь. Библиотека словарей. - М.: ИНФРА-М, 2005.

средств для финансирования науки.

Этот далеко не полный перечень дисбалансов может быть продолжен. В этой связи в теоретическом плане «аллокационные провалы» можно разделить на макроэкономические и внутрисистемные (внутри финансовой сферы и ее отдельных сегментов).

Поскольку в экономической литературе практически отсутствует системное

определение понятия «эффективная аллокация финансовых ресурсов», попытаемся сформулировать его определение. «Эффективная аллокация финансовых ресурсов -это обеспечение такого развития финансовой системы, финансовых отношений и процессов в экономике, при котором создаются необходимые финансовые условия для целенаправленного использования консолидированных финансовых ресурсов в национальных стратегических целях страны, сохранения целостности и единства консолидированной финансовой ресурсной системы (включая денежную, бюджетную, кредитную, налоговую и валютные системы)».

Обеспечение устойчивости консолидированной системы финансовых ресурсов создаёт определённые благоприятные условия функционирования финансовой системы. Во-первых, обеспечивается консолидация целей субъектов рынка в реализации национальных интересов страны. Во-вторых, предельно мала возможность

перенаправления финансовых потоков в законодательно незакрепленные нормативными актами сферы их использования. В-третьих, до минимума снижена возможность явного злоупотребления финансовыми средствами.

В основе формирования консолидированной финансово-ресурсной системы должна лежать разработка стратегии развития финансового рынка, поскольку известно, что наиболее устойчивой может быть только развивающаяся структура. При этом необходимо скоординировать развитие всех основных сегментов финансового рынка, обеспечив одновременно баланс интересов всех его участников. Именно реализация принципа обеспечения баланса интересов (при приоритете национальных интересов) позволит создать условия для наибольшей устойчивости и достичь полноты реализации всех основных функций системы финансовых ресурсов.

Концептуально формирование эффективной системы обеспечения консолидации финансовых ресурсов страны должно опираться на создание многоуровневой и полномасштабной системы отслеживания динамики всех основных финансовых сегментов экономики (рис.1).

Консолидированные финансовые ресурсы

Консолидированные финансовые ресурсы России

I

оссии

Финансовые ресурсы юридических лиц

Z I , =

Финансовые ресурсы домохозяйств

I

Финансовые Ресурсы Ресурсы

ресурсы нефинансовых государствен

корпораций и организаций ных органов

Рис.1.

К настоящему времени образовался огромный разрыв между материальновещественными и финансовыми потоками. «Финансовая экономика примерно в двадцать, если не в пятьдесят раз больше, нежели реальная экономика»3. Можно возражать против

3 IMF. International Capital Markets: Developments, Prospects and Key Policy. Issues. Wash., 1996.

правомерности такой оценки, особенно с учётом состояния финансовой и реальной экономики. Однако действительность такова, что рост финансового рынка, объемы циркулирующих финансовых средств во много раз превышают объемы торговли товарами и услугами. Оборот валютных бирж, в частности, на порядок превышает объёмы торговли товарами.

Следовательно, в процессе формирования и использования финансового потенциала государства необходимо учитывать взаимозависимость и взаимообусловленность факторов, формирующих различные финансовые потенциалы государства, предприятий и других субъектов экономики. Проблема здесь заключается в поиске устойчивых и достаточных источников формирования общего финансового потенциала экономики страны, его оптимального распределения между государством и реальным сектором, а также оптимального соотношения финансового потенциала различных звеньев и уровней финансовой системы (субъектов управления) в общем финансовом потенциале страны.

Таким образом, центральной проблемой формирования и использования финансового потенциала государства является проблема взаимодействия с финансовоэкономической основой его воспроизводства. Особого рассмотрения в этой связи требует объект первичного распределения финансовых ресурсов. На макроуровне таким объектом является стоимость совокупного общественного продукта (в его денежном измерении). На микроуровне - валовой доход или денежная выручка от реализации продукции, работ, услуг. Последний объект заслуживает особенно пристального внимания при определении подходов к формированию ресурсной базы финансового потенциала государства, поскольку именно на уровне хозяйствующих субъектов обеспечиваются неразрывность и динамичность общественного воспроизводства. В процессе распределения и перераспределения стоимости, созданной на микроуровне, определяются и реализуются реальные условия и возможности возобновления воспроизводственного процесса, а, следовательно, и финансово-экономической основы (ресурсной базы) финансового потенциала государства, предприятий и финансового потенциала страны в целом.

На микроуровне сталкиваются общественные (государственные) и частные финансовые интересы, которые в процессе финансово-распределительных отношений формирования финансовых пропорций либо обостряются, либо согласовываются. Необходимо, следовательно, определение для государства «запретной зоны» (как объекта

распределения), что в интересах не только хозяйствующих субъектов, но и, прежде всего, самого государства.

В настоящее время для российской экономики характерна редко встречающаяся в мировой практике ситуация, когда финансовый и реально товарный потоки не слиты вместе в рамках единого процесса воспроизводства, а разделены. Финансовая система руководствуется своими критериями, а реальный сектор - своими. Высокие ставки кредитов реальному сектору и существенно меньшие ставки рефинансирования, относительно низкая эффективность производственной деятельности по отношению к деятельности в финансовом секторе экономики приводят к оттоку денежных средств из реального сектора в финансовый. В этих условиях, больший объем денежной массы сосредоточивается в финансовом секторе, а реальный вынужден использовать разного рода системы взаимозачетов, денежные суррогаты (векселя, неавалированные обязательства и т.д.). В результате все более и более растут дебиторская и кредиторская задолженности между предприятиями, приводящие к разрыву производственных связей.

Кредитно-денежный механизм включается в процесс воспроизводства, как правило, при достаточно высоких темпах производственной деятельности - через эмиссию денег.

При этом правильное определение масштабов эмиссии с учетом фактора времени является базовым элементом не только кредитной политики, но всего перераспределительного финансово-бюджетного механизма. Опыт и практика хозяйственной деятельности промышленно развитых стран позволяют утверждать, что правильная эмиссионная политика является во многом залогом успешного функционирования налоговой службы, системы создания благоприятных условий для сбережения и накопления 4. В основе развития системы финансово-кредитных отношений лежат не собственные цели этой системы, а достижение глобальной цели - в условиях экономического роста обеспечить сбалансированность спроса и предложения в широком плане.

Механизм выравнивания нормы прибыли - основная проблема создания нормально действующей финансовой системы. Если не удастся решить данную проблему, отрасли будут продолжать развиваться автономно. Ни о каком едином финансовом рынке, естественно, говорить не придется, потому что при такой ситуации обеспечить единство финансовой системы практически невозможно 5. Данные несоответствия существующей практики функционирования финансовой системы во многом объясняются чрезмерной политизацией экономики, понимая под этим принятие решений, часто не соответствующих критериям положительного развития экономики.

Высказанные соображения обусловливают необходимость выработки реальной и эффективной системы мер, которая позволит трансформировать институциональные основы финансовой сферы страны. К их числу следует отнести такие как:

• стабилизация национальной денежной единицы, частичная, а затем полная конвертируемость рубля;

• аккумуляция финансовых ресурсов, достаточных для поддержания деятельности хозяйствующих субъектов с точки зрения полного удовлетворения финансово-кредитных потребностей с ориентацией на активизацию экономического роста;

• создание цивилизованного денежно-кредитного механизма экономического регулирования макроэкономических пропорций воспроизводственного процесса;

• создание условий свободного межотраслевого перелива ресурсов в производства и отрасли, определяющие решение национальных задач или имеющие повышенную эффективность отдачи от вложенных ресурсов;

• формирование развитого финансового рынка и его отдельных сегментов, особенно фондового.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проведенный анализ показывает, что наибольшее внимание со стороны правительства, на наш взгляд, пока что уделяется вопросам стабилизации рубля и инфляции. Опыт России доказывает, сколь опасно «увлечение» лишь этой функцией, стремление поддержать стабильность рубля «во что бы то ни стало».

С необходимостью снижения инфляции корреспондирует проблема поддержания нужной денежной массы в российской экономике. В частности, в настоящее время ЦБ России пытается регулировать инфляцию на основе политики так называемых «жестких бюджетных ограничений», что выливается, в конечном итоге, в жесткое ограничение находящейся в обороте денежной массы и, соответственно, низком коэффициенте монетизации экономики.

4 Сенчагов В.К. Совершенствование бюджетно-налогового и денежно-кредитного регулирования рыночной экономики РФ. - Стенограмма выступления на научно-практической конференции 2-3 апреля 1997 г.

5 Сенчагов В.К. Стратегия государственной денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики России. // «Вопросы экономики». -1997.-№6.

Одна из задач финансовой сферы (в широкой трактовке) - формирование оптимального консолидированного финансового ресурса и ссудного капитала, достаточного для финансирования производственной сферы народного хозяйства, не может быть выполнена из-за слабости ресурсной базы. Следует учитывать, что формирование этой базы - процесс достаточно долгосрочный, тесно связанный с состоянием самой производственной сферы, с состоянием деятельности предприятий. К сожалению, на предприятиях пока не созданы реальные условия для накопления финансовых средств.

Проблема оценки эффективности формирования и использования финансоворесурсного потенциала экономики тесно связана с эффективностью функционирования системы консолидированных финансов. В определенном смысле - это две стороны одной проблемы. Именно посредством различных звеньев финансовой системы, механизмов и инструментов финансового регулирования экономики в целом осуществляется формирование финансового потенциала государства и его использование. В свою очередь, функционирование финансовой системы, тенденции ее развития и, прежде всего, порядок формирования и использования финансовых ресурсов, определяются тем курсом финансовой политики государства, которая проводится в данный конкретный период времени.

И, естественно, этот курс связан с инвестиционным процессом, современными его организационными формами. Речь идет о тенденции консолидации ресурсов в рамках крупных инвестиционных холдинг-интеграторов ведущих отраслей страны. Это касается судостроения, авиастроения, производства оборонной техники, автомобилестроения, нанатехнологий и др. Организационная форма современных суперинтегрированных образований требует особых форм консолидации финансовых ресурсов различных форм собственности.

Несмотря на специфику финансовой системы как объекта анализа, ее функционирование, безусловно, характеризуется определенными результатами как целостной структуры - степенью (уровнем) достижения результатов при соответствующих затратах на их достижение. Следовательно, и в этом случае предполагается оценка качества управления - соответствия реализуемых принципов, приемов и методов управления основополагающим принципам и критериям современной финансовой науки и определение на этой основе возможности и конкретных направлений повышения эффективности управления финансовыми ресурсами.

Проблема консолидации финансовых ресурсов страны приобретает в современных условиях все более важное значение, учитывая, что финансовая система является основой формирования единого российского рыночного пространства. Экономика России - это экономика огромной территории, отдельные сегменты которой имеют существенные различия как в природно-ресурсном, климатическом, историкоэтническом плане, так и в уровне социально-экономического развития. И реальным «скрепом», обеспечивающем ее единство, взаимодействие отдельных регионов, является финансовая система, высокий уровень консолидации которой обеспечивает возможность реализации национальных интересов России в сложном глобализируемом пространстве современного мироустройства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.