Научная статья на тему 'Банковский кластер в системе финансирования инновационных проектов'

Банковский кластер в системе финансирования инновационных проектов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
311
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНКОВСКОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / ИННОВАЦИИ / ИНВЕСТИЦИИ / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / БАНКОВСКИЙ КЛАСТЕР / КЛАСТЕРНЫЙ КРЕДИТ / BANK FINANCING / INNOVATIONS / INVESTMENTS / REGIONAL DEVELOPMENT / BANK CLUSTER / CLUSTER CREDIT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кизыма А.

Представлена модель формирования региональных банковских кластеров как институтов финансирования инновационного развития. Особое внимание уделено целям, функциям, принципам и механизмам организации и развития банковских кластеров. Анализируются ключевые проблемы кредитования инновационных проектов. Обосновывается необходимость и принципы государственного участия в создании территориальных кластеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BANK CLUSTER IN A SYSTEM OF INNOVATIVE PROJECTS FINANCING

The paper presents the model of regional bank clusters formation as the institutes of innovative development financing. The special attention is given to the purposes, functions, principles and mechanisms of the bank clusters organization and development. The key issues of innovative projects crediting are analyzed. The necessity and principles of the state participation in creation of territorial clusters is substantiated.

Текст научной работы на тему «Банковский кластер в системе финансирования инновационных проектов»

Вестник Института экономики Российской академии наук

5/2012

А. КИЗЫМА соискатель Института экономики РАН

БАНКОВСКИЙ КЛАСТЕР В СИСТЕМЕ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

Представлена модель формирования региональных банковских кластеров как институтов финансирования инновационного развития. Особое внимание уделено целям, функциям, принципам и механизмам организации и развития банковских кластеров. Анализируются ключевые проблемы кредитования инновационных проектов. Обосновывается необходимость и принципы государственного участия в создании территориальных кластеров.

Ключевые слова: банковское финансирование, инновации, инвестиции, региональное развитие, банковский кластер, кластерный кредит.

Развитие экономики базируется на расширенном воспроизводстве материальных ценностей, обеспечивающем рост национального имущества и, соответственно, национального дохода. Одним из основных инструментов обеспечения этого роста является инвестиционная деятельность, включающая процесс вложения инвестиций, а также совокупность практических действий по реализации инвестиций. Инвестиционная деятельность банка осуществляется на рынке инвестиций, который в свою очередь распадается на ряд относительно самостоятельных сегментов, включая рынок объектов реального инвестирования, рынок объектов финансового инвестирования, рынок объектов инновационного инвестирования.

В условиях рыночной экономики инвестирование нельзя рассматривать как «произвольную» форму деятельности банка в том смысле, что банк может осуществлять или не осуществлять подобного рода операции, поскольку отказ от такого вида банковской деятельности неминуемо приводит к потерям конкурентных позиций банка как финансового посредника.

На современном этапе в России центральную роль в создании новой инновационной политики должно взять на себя федеральное правитель-

ство1. При этом государству следует реализовывать свою политику по следующим ключевым направлениям:

- обеспечение новаторов финансовыми ресурсами;

- формирование инфраструктуры для продвижения на рынок инноваций, в том числе маркетинговые, консалтинговые, инжиниринговые фирмы, инвестиционные компании и банки;

- реализация государственных (федеральных и региональных) программ создания «наукоградов» (технополисов), технопарков, свободных экономических зон;

- выработка единых цивилизованных правил и механизмов координации деятельности всех субъектов рынка инноваций, кооперирования «по интересам» на разных стадиях технологических циклов, обеспечивающих расширенное воспроизводство инноваций и распространение действия данного механизма на другие сферы жизнедеятельности, например, в социальную сферу (социальные инновации)2.

В условиях экономического кризиса политика государственного регулирования инновационной деятельности должна быть подчинена задачам сохранения накопленного инновационного потенциала и его мобилизации для осуществления структурной перестройки экономики. Следует отметить, что в общей системе экономических отношений возрастает значение инновационной деятельности, так как именно ее конечными результатами - повышением эффективности производства, ростом объемов выпуска наукоемкой продукции - определяется экономическая мощь страны.

Наиболее часто встречающимися проблемами в сфере банковского кредитования инновационной деятельности являются:

- отсутствие четких критериев, позволяющих оценить чувствительность проекта к изменениям на рынке;

- отсутствие в организационной структуре банка специалистов, способных качественно оценить эффективность проекта с учетом рисков, связанных с инновационной составляющей;

- отсутствие методик проведения мониторинга, учитывающих техникоэкономические показатели (ТЭП) инновационных проектов;

- наличие у банка долгосрочных финансовых ресурсов под приемлемую процентную ставку и, как следствие, проблемы с нормативами долгосрочной ликвидности.

Помимо возникающих специфических проблем при финансировании инновационных проектов, у российских банков существует ряд

1 Жариков В.В. Управление инновационными процессами. Тамбов: Государственный технический университет, 2009. С. 67

2 Там же. С. 64.

характерных особенностей, сдерживающих развитие кредитного рынка в целом. Это, во-первых, недостаточная капитализация. Во-вторых, преобладание «коротких» и неустойчивых пассивов. Так, пассивы срочностью свыше 1 года составляют около 15% валюты баланса коммерческих банков, тогда как удельный вес активов с аналогичными сроками приближается к 35% - такая несоразмерность усиливает риски кредитования и потери ликвидности. В-третьих, высокий уровень кредитного риска.

Следует отметить, что для слабо капитализированной отечественной банковской системы проблема кредитного риска оказывается главным барьером экономического роста. Для минимизации рисков, возникающих в процессе кредитования инновационных проектов (ИП), необходимо разработать новые принципы и условия их кредитования, в частности, предусмотреть государственную поддержку банков в виде льгот по налогу на прибыль, получаемую банком от финансирования ИП, льготной ставки рефинансирования и др.

Однако в кредитной политике большинства российских банков отсутствуют регламентированные правила финансирования инновационных проектов, что не позволяет надеяться на поддержку государства. При этом остро стоит проблема отсутствия долгосрочных источников финансирования инновационных проектов. Недостаточный объем кредитных ресурсов усугубляется несоответствием структуры реального и банковского секторов экономики: активы некоторых крупнейших отечественных предприятий заметно превосходят активы большинства банков (как, например, Газпром и др.). В этой связи стала возможной практика получения заемщиком денежных средств одновременно от нескольких кредиторов, объединяющихся для этих целей в синдикат.

Таким образом, представляется целесообразным сформировать группы акционерных инновационных банков как отдельного структурного элемента финансовой системы. Это способствовало бы увеличению совокупного оборота финансирования инновационных проектов, а также совершенствованию организации процесса кредитования. Инициатива создания такого рода «объединений» банков должна исходить от государства, которое на первоначальном этапе будет владеть контрольными пакетами их акций. Кроме того, необходимо запретить указанным банкам использовать деньги в спекулятивных целях. По мнению автора, наиболее эффективной формой для такого рода интеграционных объединений является образование банковского кластера.

Кластерная (сетевая) система финансирования инноваций характерна для скандинавских стран (Швеция, Финляндия, Дания). Эта система благоприятна для реализации инновационных стратегий и наиболее адекватна для относительно небольших, но достаточно диверсифицированных экономик, с набором отраслей, изначально имевших удовлетвори-

тельный или хороший, по меркам мировых рынков, изначальный уровень технологической конкурентоспособности.

Основными субъектами инновационного процесса в рамках данной модели являются разнообразные и независимые друг от друга рыночные агенты: малые инновационные фирмы, крупные компании, научноисследовательские институты, университеты, объединенные вокруг определенных отраслевых и территориальных кластеров.

Ключевым элементом, обеспечивающим связь между различными участниками инновационного процесса, являются устойчивые партнерские отношения, складывающиеся на основе технологической и научноисследовательской кооперации, а также территориальной локализации. Эти отношения позволяют устранить негативное влияние недостаточно развитых рыночных институтов на ликвидность и оценку капитализации малых инновационных компаний и, соответственно, повысить их возможности для привлечения инвестиций.

Ведущую роль в развитии таких отношений играет государство, целенаправленно проводящее политику стимулирования разнообразных форм кооперации и сотрудничества через сеть институтов развития. Государство также играет важную роль в финансировании ранних стадий НИОКР, фундаментальных и поисковых исследований, фокусируя их на перспективные потребности рынка. На основе использования оригинальных фундаментальных и поисковых разработок, увязанных со стратегическими перспективами развития экономики и частного бизнеса, национальные компании могут достигать решающего превосходства над конкурентами в приоритетных областях. Необходимым условием успешного функционирования данной системы является высокое качество институтов развития и государственного администрирования.

Для стран, использующих данную систему финансирования инноваций, характерен высокий уровень развития человеческого капитала при достаточно высокой стоимости рабочей силы. Предполагается хорошее профессионально-техническое и специальное техническое образование, ориентированное на конкретные потребности корпораций. Также требуется высокий уровень развития фундаментального научного образования.

Создание кластеров, построенных на принципах региональной специализации, способствовало повышению конкурентоспособности европейской экономики. Перечень их видов деятельности включает: предоставление финансовых и деловых услуг, изготовление одежды, туризм, рекламу и музыкальную индустрию, фармацевтику/биотехнологию, прикладные научные исследования и разработки, компьютерные услуги и предоставление программного обеспечения.

Формирование кластерных структур становится основой для разработки большинства региональных стратегий, как наиболее перспективная модель развития. В настоящее время отсутствует четкое определение

кластера, однако следует выделить два ключевых принципа его создания: наличие между участниками кластера горизонтальных и вертикальных связей; географическая близость группы взаимосвязанных организаций.

Эффективность организации кластера заключается не столько в комплексности, сколько в развитии внутренней конкурентной среды. Поэтому кластер не является вертикальноинтегрированной компанией и этим отличается от картеля или финансово - промышленной группы. Организации, входящие в кластер, связывает не сговор и не общая собственность, а наличие взаимных интересов и рост конкурентных преимуществ, в силу контактов и сотрудничества на общем для всех сегменте рынка.

В российской же экономической литературе кластер рассматривается как группа взаимосвязанных фирм и институтов, позволяющих использовать регион в качестве уникальной агломерационной среды, повышающей как эффективность каждого участника, так и его устойчивость в рамках современной сетевой экономической многоуровневой структуры. По мнению профессора Н. Внуковой, экспансия иностранного банковского капитала требует применения эффективных инструментов интеграции отечественных банков в мировую банковскую систему через кластерные инициативы двух типов: создание банковских кластеров или обеспечение финансовых связей внутри кластера3.

При определении содержания банковского кластера, на наш взгляд, следует исходить из двух методологических оснований: во-первых, рассмотрение банковского сектора региона в плоскости взаимодействия воспроизводственного, конъюнктурного, корпоративного, институционального подходов и, во-вторых, как кластерной структуры.

Именно соединение «синтетической» концепции и инновационной организационной формы пространственной интеграции должны стать основой определения экономического содержания банковского кластера.

Таким образом, банковский кластер мы можем характеризовать как совокупность сконцентрированных по географическому признаку кредитных организаций, региональных органов управления и территориальных учреждений Банка России, способствующих экономическому росту региона на основе трансформации сбережений в инвестиции с наименьшими трансакционными издержками. Банковский кластер способен обеспечить: эффективную аллокацию инвестиционных ресурсов; финансовую сбалансированность воспроизводственного цикла; развитие внутренней конкурентной среды; консолидацию интересов и оптимальное сочетание федеральных и региональных инструментов регулирования.

3 Внукова. Н. Услуги банков как обеспечение кластерных инициатив трансграничного сотрудничества // Банки. 2007. № 1. С. 56.

Очевидно, что естественное формирование регионального кластера требует продолжительного времени. В то же время зарубежный опыт показывает, что создание кластера искусственным «волевым» образом, без наличия для этого объективных предпосылок, как правило, неэффективно. Так, в Казахстане оказались нерезультативными попытки искусственного создания туристического кластера в условиях неразвитости рынка услуг, отсутствия достаточной инфраструктуры и соответствующего интереса к региону, а, самое главное, потребности во взаимодействии туристических компаний. В этой связи наиболее оптимальным, на наш взгляд, является третий способ формирования кластера, сочетающий зрелость естественных условий с региональной кластерной политикой, в том числе в банковской сфере. Процесс формирования банковского кластера должен включает следующие основные этапы: оценку достигнутого уровня развития банковского сектора региона; определение целей его долгосрочного развития; оценку потенциала кластеризации региона; моделирование банковского кластера; оценку эффективности его функционирования и влияния на экономический рост региона.

В свою очередь институциональная конфигурация банковского кластера характеризуется составом его участников, который объединяет:

- территориальное учреждение Банка России, представляющее интересы федеральных органов управления и обеспечивающее проведение единой денежно-кредитной политики;

- региональные органы управления в лице соответствующего Департамента, ответственного за работу банковского сектора региона и реализующего региональные интересы;

- региональные коммерческие банки, осуществляющие свою деятельность на данной территории;

- филиалы коммерческих банков, осуществляющих свою деятельность в регионе;

- филиалы иностранных банков;

- небанковские кредитные организации.

В структуре банковского кластера создается координационный Совет, основная цель которого заключается в развитии взаимодействия и согласовании интересов участников. Формируется специализированный кредитный институт, консолидирующий денежные средства участников банковского кластера для финансирования региональных инвестиционных проектов и целевых инновационных программ.

Одной из основных задач банковского кластера является формирование и использование эффективных инструментов регулирования банковского сектора региона. В качестве такого инструмента, основанного на консолидации денежных ресурсов участников банковского кластера, выступает кластерный кредит. Под кластерным кредитом мы понимаем

совокупность экономических отношений, возникающих между участниками банковского кластера и заемщиком в связи с предоставлением консолидированных денежных средств для финансирования региональных инвестиционных проектов и целевых программ на принципах срочности, платности, возвратности. Кластерный кредит - это сложная модель кредитного механизма, реализация которой потребует разработки соответствующего стандарта. Однако на начальном этапе можно определить общие условия его организации:

- кластерное кредитование может осуществляться как на условиях инвестиционного кредитования, так и проектного финансирования;

- объем запрашиваемого финансирования должен быть ограничен определенными пределами «не менее» и «не более» на конкретный период;

- срок кредитования при проектном финансировании следует ограничить сроком окупаемости инвестиционного проекта (при инвестиционном кредитовании целесообразно установить до 3-5 лет);

- источником возврата кредитных ресурсов должны стать денежные потоки, генерируемые инвестиционным проектом при условии проектного финансирования; средства заемщика - при инвестиционном кредитовании;

- источником уплаты процентов в период до начала действия проекта и поступления выручки должны стать собственные средства организатора (инициатора проекта), либо поступления от его основной деятельности;

- в качестве обеспечения возврата кредитных ресурсов на период финансирования к специализированному кредитному институту регионального банковского кластера должны перейти в залог активы, задействованные в реализации проекта;

- кластерный кредит должен быть совместно инициированным, однако в отличие от синдицированного кредита он оформляется одним многосторонним кластерным кредитным соглашением. Отсутствие отдельных двусторонних кредитных договоров не противоречит нормам Банка России, так как регулируется понятием «комплексности» договора;

- организация кластерного кредитования может содержать различные формы государственной региональной поддержки на принципах государственно-частного партнерства;

- кластерное кредитование осуществляется в рамках институционального регулирования со стороны территориального учреждения Банка России в форме надзора на всех этапах его реализации.

Важным этапом формирования и развития банковского кластера является выбор концепции и технологии управления, с точки зрения адаптации к целям и условиям его функционирования. Стратегически

развитие банковского кластера предъявляет следующие требования к системе управления: разработка миссии и стратегических целей развития банковского кластера; согласование стратегических ориентиров развития банковского кластера с концепцией социально-экономического развития региона; обеспечение динамической и структурной сбалансированности интересов всех участников банковского кластера; интеграция региональных стратегий коммерческих банков и стратегии инновационного развития региона.

России для перехода к инновационной модели экономики необходимо поддержать разработку реальных инновационных программ реальными источниками инвестирования, опираясь на собственный интеллектуальный потенциал и богатые ресурсы, используя различные формы и механизмы бюджетного и внебюджетного финансирования. Развитие банковской кластерной структуры создаст дополнительные возможности для формирования механизмов финансовоэкономической поддержки процессов нововведений и коммерциализации инноваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.