Научная статья на тему 'КОНСЕРВАЦИЯ ОБЪЕКТОВ ПОДВОДНОЙ АРХЕОЛОГИИ НА БУМАЖНОЙ ОСНОВЕ: ПОИСК БАЛАНСА В РЕШЕНИИ ДИЛЕММ. НА ПРИМЕРЕ СОХРАНЕНИЯ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ НАХОДОК ТОРГОВОГО СУДНА «АРХАНГЕЛ РАФАИЛ»'

КОНСЕРВАЦИЯ ОБЪЕКТОВ ПОДВОДНОЙ АРХЕОЛОГИИ НА БУМАЖНОЙ ОСНОВЕ: ПОИСК БАЛАНСА В РЕШЕНИИ ДИЛЕММ. НА ПРИМЕРЕ СОХРАНЕНИЯ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ НАХОДОК ТОРГОВОГО СУДНА «АРХАНГЕЛ РАФАИЛ» Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
15
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
подводная археология / судно «Архангел Рафаил» / консервация бумаги и книг / underwater archeology / the ship «Archangel Raphael» / paper and book conservation

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Мымрина Евгения Владимировна

В подводной археологии находки объектов культурного наследия на бумажной основе встречаются очень редко и представляют большой интерес для исследователей. Процесс консервации и реставрации объектов, подвергшихся экстремальному воздействию водной среды сопряжен с определенными рисками. В статье рассматриваются принципы формирования комплексного и методически выверенного подхода при сохранении уникальных артефактов книг, выявленных в процессе раскопок на торговом судне «Архангел Рафаил» (Финский залив) и поднятых археологами-водолазами Центра подводных исследований Русского географического общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conservation Of Underwater Archaeology Paper Objects: Finding Balance in Solving Dilemmas. On the Example of Preservation of Archaeological Finds Commercial Vessel «Archangel Raphael»

In underwater archaeology, finds of paper objects of cultural heritage are very rare and of great interest to researchers. There are many risks associated with the conservation and restoration of paper objects exposed to extreme water conditions. The article considers the principles of the formation of a complex and methodical approach to the preservation of unique artifacts books revealed during the excavation on the merchant ship «Archangel Rafail» (Finnish Gulf) and recovered by archaeologists-divers of the Underwater Research Center of the Russian Geographical Society.

Текст научной работы на тему «КОНСЕРВАЦИЯ ОБЪЕКТОВ ПОДВОДНОЙ АРХЕОЛОГИИ НА БУМАЖНОЙ ОСНОВЕ: ПОИСК БАЛАНСА В РЕШЕНИИ ДИЛЕММ. НА ПРИМЕРЕ СОХРАНЕНИЯ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ НАХОДОК ТОРГОВОГО СУДНА «АРХАНГЕЛ РАФАИЛ»»

УДК 902.34:7.025.4

DOI: 10.24412/2220-0959-2024-14-76-103

КОНСЕРВАЦИЯ ОБЪЕКТОВ ПОДВОДНОЙ АРХЕОЛОГИИ НА БУМАЖНОЙ ОСНОВЕ: ПОИСК БАЛАНСА В РЕШЕНИИ ДИЛЕММ

НА ПРИМЕРЕ СОХРАНЕНИЯ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ НАХОДОК ТОРГОВОГО СУДНА «АРХАНГЕЛ РАФАИЛ»

Мымрина Евгения Владимировна

художник-реставратор произведений графики и переплетов высшей категории; член Секции архивных, библиотечных материалов и произведений графики Аттестационной комиссии Министерства культуры Российской Федерации; член Союза художников России. сотрудница Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря (г. Москва).

Аннотация: В подводной археологии находки объектов культурного наследия на бумажной основе встречаются очень редко и представляют большой интерес для исследователей. Процесс консервации и реставрации объектов, подвергшихся экстремальному воздействию водной среды сопряжен с определенными рисками. В статье рассматриваются принципы формирования комплексного и методически выверенного подхода при сохранении уникальных артефактов - книг, выявленных в процессе раскопок на торговом судне «Архангел Рафаил» (Финский залив) и поднятых археологами-водолазами Центра подводных исследований Русского географического общества.

Ключевые слова: подводная археология; судно «Архангел Рафаил»; консервация бумаги и книг.

Abstract: In underwater archaeology, finds ofpaper objects of cultural heritage are very rare and of great interest to researchers. There are many risks associated with the conservation and restoration of paper objects exposed to extreme water conditions. The article considers the principles of the formation of a complex and methodical approach to the preservation of unique artifacts - books revealed during the excavation on the merchant ship «Archangel Rafail» (Finnish Gulf) and recovered by archaeologists-divers of the Underwater Research Center of the Russian Geographical Society.

Keywords: underwater archeology; the ship «Archangel Raphael»; paper and book conservation.

Мымрина Е. В. Консервация объектов подводной археологии на бумажной основе: поиск баланса в решении дилемм. На примере сохранения археологических находок торгового судна «Архангел Рафаил» / Е. В. Мымрина // Вопросы подводной археологии. - 2023. - .№14. - С. 76-103

Обнаруженное в 2003 году специалистами Центра подводных исследований Русского географического общества (ЦПИ РГО) торговое судно «Архангел Рафаил» («Die Engiel Raphail») признано ценным историческим объектом и включено в список 100 наиболее ценных подводных памятников Балтики. Найденный корабль был построен в 1693 году в городе Любек (Германия). С грузом контрабанды на борту торговое судно погибло в ноябре 1724 года в акватории Березовых островов (Финский залив, Выборгский район Ленинградской области).

За несколько сезонов полномасштабных подводных исследований археологи в процессе размыва грунта нашли и подняли большое количество разнообразных артефактов. Удивительным образом сохранившиеся предметы относятся к грузу корабля, деталям такелажа, предметам быта, личным вещам и даже продуктам питания экипажа. Сенсационными находками являются объекты подводной археологии на бумажной основе: в 2017 г. - несколько страниц Библии Лютера (Новый Завет: Второе послание к коринфянам святого апостола Павла) XVII в., в 2019 г. - книга в кожаном переплете «Псалтырь» 1692 г., в 2020 г. - книга малая (атрибуция уточняется) и книга в пергаменом переплете «Историческое описание всей тайны вечной жизни... Д. Филипп Николаи» 1610 г.

В настоящее время специалистами сформулированы общие принципы обработки археологических предметов из металла, керамики, дерева, ткани, кожи, но вопрос сохранения объектов подводной археологии на бумажной основе остается недостаточно изученным и открытым во всем мире. В результате агрессивного и негативного воздействия водной среды происходят значительные изменения не только материальной основы объекта, его свойств и структуры, но и содержащейся на нем текста или изображения. Процесс консервации объектов, подвергшихся экстремальному воздействию водной среды сопряжен с определенными рисками. Кроме того, объекты нередко по свойству своих материалов склонны к поступательному необратимому изменению и разрушению. Отсутствие практических методических рекомендаций в некоторых случаях могут привести к ошибкам.

Для сохранения объектов подводной археологии на бумажной основе необходим комплексный и методически выверенный подход. Ошибочные действия могут привести к риску потери артефакта и содержащегося в нем исторической информации. Объекты, которые значительное время находились в определённых условиях в воде, при подъеме на сушу могут начать быстро разрушаться, если не предпринять грамотные действия по их обработке. При определении метода консервации археологического объекта важную роль играет состав его

основы, степень сохранности и история бытования, в том числе условия залегания в культурном слое.

При разработке методики сохранения уникальных артефактов археолог-реставратор, водолаз-исследователь Прохоров Роман Юрьевич (Центр подводных исследований РГО) и художник-реставратор высшей категории Мымрина Евгения Владимировна (Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И. Э. Грабаря) на всех этапах работали при постоянном тесном сотрудничестве. В результате, переосмыслив стандартные подходы реставрации и аккумулировав опыт археологов-водолазов, для каждого объекта была сформирована индивидуальная программа проведения реставрационных мероприятий.

Экспедиция 2017 г.

В 2017 году водолазы-исследователи ЦПИ РГО в числе других предметов нашли под тушкой потрошёного угря в смеси ила и песка фрагмент бумажного листа с текстом. Когда непонятный комок с частью грунта и тушкой угря подняли на поверхность и начали разбирать, стало явным, что это уникальная находка - печатная книга на немецком языке. При первичном рассмотрении текстовых строк бумажного фрагмента и их переводе была выявлена его принадлежность к изданию Библии Лютера, напечатанной в Германии в начале XVII века.

На первом этапе объект, длительное время находившийся в соленой воде был поднят на сушу и оперативно подвергнут первичной очистке. В хорошо оборудованных условиях полевой лаборатории ЦПИ РГО проведено отделение тушки потрошеного угря и удаление первого слоя песчано-глинистых отложений. После первой «расчистки» книга представляла собой единую массу сцементированных между собой бумажных листов в смеси песка, ила, зерна и др. Переплет отсутствует. Стало очевидным, что уцелевшая часть книги сохранилась благодаря нанесенным песчано-глинистым отложениям, качеству бумаги и особым свойствам балтийской воды. Балтийская вода обладает свойствами природного консерванта - темная, малосоленая, практически круглогодично холодная с минимальным поступлением кислорода. Как оказалось на практике, именно такая среда способствует сохранению артефактов не только из металла, древесины, но и ткани, и даже бумаги.

Для временного хранения сохранившуюся часть книжного блока Библии поместили в специальный бокс с 10% раствором изопропилового спирта и холодильную камеру, затем доставили реставраторам.

Проведенный комплекс естественнонаучных исследований позволил определить реставрационную концепцию, сочетающих в себе применение как традиционных, так и современных методов реставрации.

Выбор метода просушивания и разделения сцементированного книжного блока на отдельные листы - самая важная и сложная проблема, с которой столкнулись специалисты, не имеющие право на ошибку. Работа с таким уникальным артефактом - единичный и неординарный случай реставрации, не имеющий аналогов и опыта решения данной проблемы. В результате, учитывая специфику, решено было отказаться от высушивания книжного блока в вакуумно-сублимационной камере. Разделение книжных листов проводилось в специальном резервуаре с водой, по размерам, соответствующим размеру книжного блока и дающим возможность свободного перемещения бумажных листов при их раскрывании непосредственно в воде во всех направлениях. Подобно археологам, реставраторы аккуратно, с соблюдением особой осторожности, при помощи специальных инструментов и кистей удаляли чужеродные наслоения и, распрямляя сильно деформированные страницы, в том числе и с большими утратами, постепенно раскрывали листы до середины каждой тетради. В процессе раскрывания листов обнаружились двойные шнуры и льняные нити шитья книжного блока, которые были демонтированы, а оригинальная схема шитья зафиксирована графически. Далее каждый лист по отдельности просушен.

После полистного разделения книжных листов и их просушивания открылся объем механических повреждений (деформация, изломы, разрывы, утраты, прорывы), а также различного рода загрязнений, особенно интенсивных жировых пятен. Но в целом остается удивительным тот факт, что бумага, пролежав 300 лет под водой, практически не утратила своих качеств и свойств. Бумага книжного блока очень хорошего качества - льняное волокно, а печатная краска имеет хорошую связь с бумажной основой. Размер бумажного листа около 95*155 мм, от объема всей книги уцелело 57 листов и несколько небольших фрагментов.

Удаление многочисленных поверхностных наслоений и загрязнений проведено механически комбинированным способом, в зависимости от их вида и состояния основы - по-сухому или во влажном состоянии. В основном работа велась под микроскопом или при помощи бинокулярной лупы. Но мельчайшие чужеродные частицы песка и грязи, глубоко вошедшие в структуру бумажной основы, так и не поддавались обработке. В процессе поиска решения данной проблемы была проведена работа по изучению возможности применения ультразвуковой ванны. В реставрационной практике разработаны многочисленные методы

обработки ультразвуком. Экспериментальная часть проводилась с применением ультразвуковой ванны «Сапфир - 22,0 ТТЦ» путем очистки образцов бумаги, идентичной исследуемой, как в воде, так и в различных очищающих составах. В результате проделанной работы установлено: очистка с применением ультразвука дает более качественный результат - происходит интенсификация процессов очистки бумаги, размягчение плотных глубинных загрязнений, которые затем легко удаляются, при этом не оказывая отрицательного воздействия на механическую прочность бумаги. Также использование ультразвуковой ванны целесообразно для увеличения эффективности обессоливания листов.

Таким образом, полной очистки листов книжного блока от поверхностных загрязнений удалось достичь комбинированным методом ручной механической обработки с применением ультразвука (по отработанной на экспериментальных образцах методике).

В соответствии с природой происхождения жировых пятен для их удаления были подобраны химические реактивы, которые растворяли жировые пленку пятен с выведением продуктов распада на фильтровальную бумагу. Наиболее интенсивные жировые пятна в процессе обработки значительно ослабли, но выведены не до конца. Их дальнейшую обработку решено было прекратить ввиду нецелесообразности и уязвимости обрабатываемых мест.

Каждый книжный лист промыт в кювете с водно-спиртовым раствором и затем с дистиллированной водой под контролем рН. Но не все листы после разделения находились в удовлетворительном состоянии сохранности. Некоторые из них были сильно руинированны и требовали отдельного подхода, исключающего проведение довольно длительных водных мероприятий. Все реставрационные процессы с такими листами и фрагментами проводились на вакуумном столе с использованием камеры отдаленного увлажнения. Встроенные цифровые датчики позволяют остановить реставрационный процесс на любом этапе, что делает его наиболее контролируемым.

Подклеивание листов осуществлялось в несколько этапов. Книжный лист предварительно увлажнялся из мелкодисперсного пульверизатора 0,3% водным раствором метилцеллюлозы. Разрывы совмещались по волокну и в соответствии с текстовыми строками с последующим их укреплением японской реставрационной бумагой 6 г/м2. Восполнение утрат основы выполнено методом долива бумажной массы на вакуумном столе с подсветкой (стол низкого давления). Бумажная масса была предварительно изготовлена из бумаги по цвету и качеству близкой

оригинальной. Сильно руинированные участки фрагментарно укреплены дублированием на японскую реставрационную бумагу 6 г/м2.

При проведении прессования листов особое внимание уделялось сохранению фактуры аутентичной тряпичной бумаги, а также хорошо прочитывающейся фактуры напечатанных литер - букв. Листы отпрессованы между сукнами под небольшим давлением и выдержаны до полной стабилизации.

После удаления излишков реставрационной бумаги листы книжного блока сфальцованы и скомплектованы в тетради. Проведена консервация нитей шитья и шнуров. Для хранения изготовлена архивная коробка из бескислотного картона. Уникальный артефакт спасен и стал доступен для исследования. По результатам первых изучений уже можно точно утверждать, что сохранившаяся часть книги относиться к Библии Лютера, Новый Завет: Второе послание к коринфянам святого апостола Павла.

Экспедиция 2019 г.

Во время подводных раскопок 2019 г. водолазы нашли книгу в кожаном переплете. По отработанной в 2017 году методике, книгу поместили в специальный бокс с водно-спиртовым раствором и холодильную камеру, затем доставили в мастерскую реставрации произведений графики, документов на бумажной основе и редкой книги ВХНРЦ им. акад. И. Э. Грабаря. При поступлении на реставрацию книга представляла собой единую массу, сцементированных бумажных листов в смеси песка, ила, зерна и др. Было установлено, что переплет книги цельнокожаный (из кожи черного цвета) с хорошо прочитываемым бинтовым тиснением, переплетные крышки - деревянные, имеется частично сохранившиеся элементы металлических замков, книжный блок состоит из листов тряпичной бумаги и сшита на трех льняных шнурах, а также сохранился один каптал, сшитый на льняными нитками на полоски кожи. Переплет книги отходил от книжного блока.

На первом этапе проведен демонтаж - переплет отделен от книжного блока. Верхняя переплетная крышка была отделена в процессе бытования, а шнуры зафиксированные на нижней переплетной крышки отделены от деревянной основы при помощи плоского бамбукового шпателя. Отделение проходило без затруднений, так как клей находился в набухшем состоянии и частично был вымыт. Аналогично отделено переплетное кожаное покрытие. Демонтированы и сильно поврежденные первая и последняя тетрадь книжного блока.

Далее все реставрационные процессы проводились с каждым составным элементом книги по отдельности (параллельно): листы

книжного блока, деревянные крышки, переплетное кожаное покрытие, металлические замки.

В процессе осмотра и раскрывания листов было зафиксировано удовлетворительное состояние сохранности нитей шитья. Было принято решение после разделения книжных листов, удаления загрязнений и промывки каждого листа в блоке провести процесс просушивания листов книжного блока, не разбирая книгу на отдельные тетради и листы, сохранив нити шитья. Конвективная сушка сочеталась с диффузионной, путем прокладывания книжных страниц фильтровальной бумагой. При обращении с книгой требовалась предельная внимательность и исключительная осторожность, при постоянном контроле за состоянием бумажной основы. Осуществление воздушной сушки проведено в сухом, чистом помещении с организованной циркуляцией воздуха. Температура и относительная влажность воздуха контролировалась при помощи логгеров-датчиков. Книга помещена на адсорбирующую подложку на горизонтальную поверхность, каждые 10-15 листов книги проложены фильтровальной бумагой и листами бумаги с высокой гигроскопичностью, начиная с конца книги; замена фильтровальной бумаги на чистую проводилась неоднократно (часто), группируя листы по-разному. Когда книга была уже сухая, но еще холодная на ощупь, положив на поверхность стола и закрыв все листы книжного блока, аккуратно придана соответствующая форма книжного блока (с выпуклым корешком и вогнутым наружным обрезом) с последующим помещением под легкий груз. Стабилизация просушенного книжного блока под местным прессом при систематическом контроле за состоянием книги. Только после кондиционирования и тщательного осмотра высушенного книжного блока проведены дальнейшие реставрационные мероприятия. Подобранный способ просушивания позволяет остановить процесс сушки на любом этапе, что делает его наиболее контролируемым.

Подклейка разрывов, укрепление изломов и восполнение утрат проводилось поэтапно, непосредственно в книжном блоке. Восстановление форзацев, листов первой и последней тетрадей осуществлялось методом классической реставрации бумажной основы.

В результате проведенных мероприятий книжный блок просушен, устранены механические повреждения, при этом сохранена аутентичной фактура/текстура тряпичной бумаги, а также хорошо прочитывается фактура/рельеф напечатанных литер - букв и рисунка гравюр.

Затем шнуры шитья были наращены до необходимой длины, с последующей подшивкой форзацев, первой и последней тетради к книжному блоку. Скомплектованный книжный блок помещался

в переплетные тиски и обрабатывался корешок книжного блока (сформирован, проклеен, просушен).

Способ реставрации деревянных крышек был подобран в соответствии с методикой реставрации мокрого археологического дерева. После очистки, просушки и укрепления деревянные крышки выдержаны между сукнами под местным прессом до полной стабилизации. Затем переплетные крышки монтированы на книжный блок. Распущенные веерообразно шнуры выклеены с внутренней стороны переплетных крышек, с последующим наклеиванием оригинального бумажного фальца, перекрывающего шнуры.

Проведена реконструкция утраченного каптала по аналогии с сохранившимся - каптал сшит на кожаной полоске льняными нитями. Капталы монтированы (приклеены) на корешок книги, на прежние места с заходом на переплетные крышки. Изготовлен и монтирован реставрационный отстав, имитирующий глухой корешок с проработкой и формированием рельефа корешка.

Методика консервационных работ по сохранению переплетного покрытия - кожи включала в себя следующие этапы: подготовка (очистка), пропитка (укрепление и закрепление), сушка путем вымораживания, смазка. Все процессы проводились при переменном легком прессовании. Применение метода пластификации с использованием полиэтиленгликоля позволило провести процесс возвращения коже пластичности с максимальной' эффективностью.

После обработки проведен монтаж оригинальной кожи на переплетные крышки и корешок. Небольшие утраты были восполнены кожей схожей по качеству (фактуре и цвету) с оригинальной, предварительно края были утоньшены шерфовальным ножом.

В соответствии с сохранившимися элементами замков и оттиска на переплетном кожаном покрытии изготовлены новые латунные замки и кожаный ремень (реконструкция). Замки монтированы на переплетные крышки книги. С внутренней стороны переплетных крышек выклеены оригинальные форзацы. Книга выдержана в сукнах с прокладочным материалом между форзацами и книжным блоком под местным грузом до полного высыхания. Дополнительно на кожаный корешок нанесена консервационная смазка. Перед нанесением проведено предварительное тестирование. Необходимое количество состава разогревалось теплом рук и тонким слоем апплицировалось на кожаный корешок с последующим втиранием. Втирание состава выполнено интенсивно, добиваясь разогрева поверхности кожи и равномерного нанесения консервационного состава.

Экспедиция 2020 г.

Во время подводных раскопок 2020 г. водолазы нашли еще два объекта на бумажной основе: 1) книга «малая» и 2) книга в пергаменом переплете «Историческое описание всей тайны вечной жизни... Д. Филипп Николаи» 1610 г. Объекты находятся в процессе реставрации. «Малая» книга размером 10 х 5 см (размер толщины книжного блока определиться после завершения реставрации листового материала) поступила на реставрацию без переплета. На данный момент «малая» книга разобрана на тетради и листы, промыта от загрязнений и подходит к завершению реставрация листового материала, ее состояние стабилизировано. Но еще предстоит работа по атрибуции книги, выявлению аналогичных изданий, а также необходимо определить способ шитья книжного блока и решить вопрос о возможности и целесообразности восстановления (реконструкции) утраченного переплета. При принятии столь важного решения необходимо руководствоваться принципами минимального вмешательства в структуру объекта. Предположительно, будет проведено восстановление шитья книжного блока (с дополнительной защитой первого и последнего листов книжного блока листами тряпичной бумаги). В таком виде издание можно хранить в микроклиматическом контейнере из бескислотного картона. А выявленные аналоги будут только информационно дополнять общее представление об предполагаемом первоначальном облике книги.

Особый интерес представляет книга в пергаменом переплете «Историческое описание всей тайны вечной жизни. Д. Филипп Николаи». Книга была еще раз просмотрена им самим незадолго до его блаженной кончины. Напечатано издание в Гамбурге наследником Филиппа фон Ора Генрихом Карстенсом в 1610г. При поступлении на реставрацию книга находилась в руинированном состоянии сохранности (раскрытие книги на 360 °). Листы книги усыпаны зерном и песчано-глинистыми загрязнениями, а также имеются многочисленные механические повреждения. Тонкие деревянные переплетные крышки покороблены, местами расколоты, а пергамен интенсивно деформирован. На данный момент проведена кропотливая работа по разбору книги. Частично отреставрирован листовой материал. Значительное количество утрат бумажной основы восполняется методом долива бумажной массой на вакуумном столе. Большое внимание уделяется подбору волокна и расчета необходимого количества бумажной массы. При реставрации листов книжного блока важно контролировать толщину восполняемых утрат, чтобы избежать образования неравномерных перепадов толщины книжного блока (например, на углах). Согласно отработанным методикам стабилизировано состояние деревянных переплетных сторонок и

пергамены. В процессе проведения реставрационных мероприятий на полях некоторых листов были выявлены удивительным образом сохранившиеся рукописные маргиналии и монограмма «ЫВ», выполненные чернилами коричневого цвета. На некоторых листах прочитываются филиграни, которые зафиксированы графически с учетом расположения на листе и относительно вержеров, понтюзо. Реставрацию книги планируется завершить в 2024 г. и книга станет доступна исследователям для расшифровки маргиналий и уточнения атрибуции по филиграням.

Отреставрированные объекты подводной археологии на бумажной основе - книжные страницы Библии Лютера (Новый Завет: Второе послание к коринфянам святого апостола Павла) и «Псалтырь» 1692г. в кожаном переплете переданы на постоянное хранение в музей истории Кронштадта и введены в научный оборот. Они периодически экспонируются на выставках и являются жемчужиной коллекции выставочного проекта «Три века под водой». Проводится постоянный мониторинг их состояния сохранности. По прошествии 6 лет, после проведенных первых реставрационных работ можно отметить, что разработанная методика соответствует предъявляемым к ней требованиям, и книги находятся в стабильном состоянии сохранности. Благодаря совместным усилиям специалистов Центра подводных исследований Русского географического общества и реставраторов Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. акад. И. Э. Грабаря уникальные артефакты спасены и стали доступны для дальнейшего исследования и экспонирования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Борисова Н.В., Бегунова А.В., Курганов Н.С. Консервация керамических объектов подводной археологии из акватории Финского залива (на примере объектов, поднятых с судна «Архангел Рафаил») [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://hdl.handle.net/11701/31118 - Дата обращения: 18.12.2023.

2. Галушкин А.А., Левашова Л.Г., Ткаченко Т.С., Шепилова Е.М. Исследование интенсификации технологических процессов реставрации документов, проводящихся с применением воды и водных растворов химических реагентов с помощью ультразвуковых динамических колебаний» // Исследования в консервации культурного наследия : Материалы международ. конф. М. : Индрик, 2007. С. 84-91.

3. Галушкин А.А., Левашова Л.Г., Ткаченко Т.С., Шепилова Е.М. Использование ультразвука при водных обработках бумаги документов

// Збереження, дослвдження, консерващя, реставращя та експертиза музейних пам'яток: науков1 доповщ VI М1жнародно! науково-практично! конференцй' (м. Кшв, 27-30 травня 2008 р.) / ННДРЦУ -К., 2008. - Ч.1.С. 34-43.

4. Подводное культурное наследие: изучение, сохранение, музеефикация / А.В. Окороков, Д.В. Бабекин. М.: Институт наследия, 2017. - 308 с.

5. Лукошков А. В. Реестр кораблей и других объектов подводного историко-культурного наследия Российской Федерации. Т. 1: Финский залив. Кн. 1: Корабли и суда XVIII века. Ч. 1 / Центр подвод. исслед. Рус. геогр. о-ва. СПб. : БЛИЦ, 2017.

6. Мымрина Е.В. Мастерская реставрации графики Центра Грабаря: история и современность // Искусство Евразии. - 2018. - №4(11). -С. 192-212. DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2018.04.014. [Электронный ресурс] URL: https://readymag.com/u50070366/1214115/25/

7. Мымрина Е.В., Прохоров Р.Ю. Три века под водой. Спасение, исследование и реставрация затонувшей Библии // Сохранение памятников изобразительного искусства и культуры. Исследования и реставрация. Материалы III Международной научно-практической конференции: Санкт-Петербург, 16-19 ноября 2018г. / Институт имени И.Е.Репина; науч. ред. Ю.Г.Бобров; сост. А.И.Шаманькова. СПб.: Чистый лист, 2019. -С. 161-165.

8. Шемаханская М. С. Металлы и вещи : История. Свойства. Разрушение. Реставрация. M. : Индрик, 2015.

9. Центр подводных исследований РГО. Экспедиция «Архангел Рафаил» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://raphail.urc-rgs. ru/ - Дата обращения: 18.12.2023.

10. LÖSUNGSMITTEL IN DER RESTAURIERUNG. ICCROM. Herausgegeben von Gerhard Bank und Gabnela Krist Verlag Der Apfel. Wien 1984

11. Hähner U., Zeisler P. Salzschäden an Buchbeständen // Restauro. 1994. No 3. P. 166-169.

12. Kuttruff H. Physik und Technik des Ultraschalls. Stuttgart : S. Hirzel, Verlag, 1988.

13. Sorge G. Faszination Ultraschal. Stuttgart ; Leipzig ; Wiesbaden : Verlag B.G. Teubner GmbH, 2002.

Рис.1.1. Листы книги «Библия Лютера. Новый Завет: Второе послание к коринфянам святого апостола Павла», XVII век. Съемка под водой. Фотография ЦПИ РГО

\

Рис.1.2. Листы книги «Библия Лютера. Новый Завет: Второе послание к коринфянам святого апостола Павла», XVII век. Объект после подъема (листы книги расположены на потрошеном угре). Фотография Р.Ю. Прохоров, ЦПИ РГО

Рис. 1.3. Листы книги «Библия Лютера. Новый Завет: Второе послание к коринфянам святого апостола Павла», XVII век. В процессе реставрации (промывка и удаление загрязнений)

Рис. 1.5. Реставраторы Мымрина Е.В. и Прохоров Р.Ю. в процессе работы в камере отдаленного увлажнения

Рис. 2.1. «Псалтырь» 1692 г. Книга после подъема (верхняя переплетная крышка, титульный лист) Фотография Р.Ю. Прохоров, ЦПИ РГО

Рис. 2.3. «Псалтырь» 1692 г. Книга после подъема (передний обрез) Фотография Р.Ю. Прохоров, ЦПИ РГО

Рис. 2.4. «Псалтырь» 1692 г. Книга в процессе промывки

Рис. 2.6. «Псалтырь» 1692 г. Книжный блок после просушивания

Рис. 2.9. «Псалтырь» 1692 г. Книжный блок после просушивания (корешок)

Рис. 3.2. Книга 9х5 см, листы после реставрации

Рис. 4.1. книга «Историческое описание всей тайны вечной жизни... Д. Филипп Николаи» 1610 г. Книга после подъема. Фотография Р.Ю. Прохоров, ЦПИ РГО

Рис. 4.2. книга «Историческое описание всей тайны вечной жизни... Д. Филипп Николаи» 1610 г. Книга в боксе для транспортировки в реставрационную лабораторию. Фотография Р.Ю. Прохоров, ЦПИ РГО

Рис. 4.3. книга «Историческое описание всей тайны вечной жизни... Д. Филипп Николаи» 1610 г. Титульный лист до реставрации Фотография Р.Ю. Прохоров, ЦПИ РГО

Рис. 4.9. книга «Историческое описание всей тайны вечной жизни.. Д. Филипп Николаи» 1610 г. Книжные листы после реставрации

Рис. 4.11. книга «Историческое описание всей тайны вечной жизни... Д. Филипп Николаи» 1610 г. Филигрань

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.