Научная статья на тему 'Разновидности книжных переплетов в библиотеках уральских заводчиков XVIII в.'

Разновидности книжных переплетов в библиотеках уральских заводчиков XVIII в. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
226
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
описи имущества / виды переплетов / французский переплет / ручная бумага / дворянские библиотеки Урала / property inventories / types of bindings / French binding / handmade paper / noble libraries of the Urals

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пирогова Елена Павловна

Статья посвящена одной из самых малоизученных в книговедении тем — истории отечественного переплета XVIII в. В ней содержится анализ книжных переплетов 6 утраченных личных библиотек уральских заводчиков того времени, сделанный на основе описей их имущества. Всего было выявлено и проанализировано около 4 000 записей с указанием видов переплетов (или их отсутствия), что позволяет говорить о репрезентативности приводимых данных. Кроме описей имущества привлекались сводные ведомости, переписка заводчиков и записи на книгах XVIII в., выявленные в современных книгохранилищах Урала. В совокупности эти редкие документальные сведения впервые позволили учесть, какую терминологию использовали при описании переплетов современники, что делает возможным внести корректировку в существующие классификации переплетов. Приведены примеры, показывающие, какие книги находились в дорогих с позолотой, сафьяновых или пергаменных переплетах, а какие в бумажных «корень в кожу», «бес переплету» и просто «сшитых в тетратях», даны их описания, указаны цены. Соотношение разных видов переплетов представлено в таблице, из которой видно, каким из них отдавалось предпочтение со стороны владельцев библиотек. Рассмотрены условия и последовательность заказов переплетов для отдельных изданий, периодики, отмечены примеры получения книг в издательских обложках. Открытым остается вопрос о мастерах, оказывавших услуги по переплетам книг своим заказчикам. Источники не дают точных свидетельств о наличии собственных переплетных мастерских, принадлежавших уральским заводчикам, но и не исключают их. Приведены документальные свидетельства о заказах одним из Демидовых переплетов у петербургских мастеров. Делается общий вывод, что рассматриваемые библиотеки заводчиков XVIII в. имели в основном скромные переплеты, без суперэкслибрисов, а дорогие и роскошные переплеты составляли их незначительную часть, касались главным образом богослужебных книг. В целом внешний вид книг соответствовал не библиофильскому, а просветительскому и «рабочему» назначению для своих владельцев, первых уральских промышленников, часто выходцев из других сословий, для которых книги были необходимым инструментом, источником получения недостающих знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Varieties of Book Bindings in the Libraries of the Ural Industrialists of the 18th Century

The article is devoted to a most poorly studied topics of bibliology — the history of Russian binding of the 18th century. It contains an analysis of the bindings of 6 lost personal libraries of the Ural plant-owners of that time, made on the basis of the inventories of their property. In total, about 4,000 records were identified and analyzed with an indication of the types of bindings (or their absence), which allows speaking about the representativeness of the given data. In addition to property inventories, the manufacturers’ correspondence and consolidated statements, as well as records in 18th century books, found in modern book depositories of the Urals, are taken into account. Altogether, this rare documentary information made it possible for the first time to take into account what terminology was used when describing the bindings by contemporaries, and allowed to make adjustments to the existing classifications of bindings. The researcher presents examples showing which books were in expensive gilded, morocco or parchment bindings, and which were «rooted in leather» in paper bindings, or were «unbound» and simply «binded in blocks»; the author also gives their descriptions, and indicates prices. The ratio of different types of bindings has been presented in the table, showing which of them was preferred by the library owners. Conditions and sequence of orders of bindings for individual publications and periodicals are considered; the examples of obtaining books in publishing covers are also highlighted. The question remains about the masters who provided bookbinding services to their customers. Sources do not provide accurate evidence of the existence of own bookbinding shops that belonged to the Ural plant-owners, but they do not exclude them either. The author provides documentary evidence of Demidov’s orders for bindings from St. Petersburg masters. It is concluded that the considered libraries of 18th century manufacturers mostly had modest bindings, without super exlibrises, and that expensive and luxurious bindings made up an insignificant part of them, and related mainly to liturgical books. In general, the acquirement of books corresponded not to the bibliophile, but to the educational and «working» purposes for their owners, the first Ural industrialists, who often came from other estates and considered books as a necessary tool and a source of knowledge.

Текст научной работы на тему «Разновидности книжных переплетов в библиотеках уральских заводчиков XVIII в.»

ВЕСТНИК Екатеринбургской духовной семинарии. 2021. № 36. 95-130

УДК 027.1(470.5)"17"+025.7:681.122+769.2 Б01: 10.24412/2224-5391-2021-36-95-130

Е. П. Пирогова

РАЗНОВИДНОСТИ КНИЖНЫХ ПЕРЕПЛЕТОВ В БИБЛИОТЕКАХ УРАЛЬСКИХ ЗАВОДЧИКОВ XVIII в.

Аннотация. Статья посвящена одной из самых малоизученных в книговедении тем — истории отечественного переплета XVIII в. В ней содержится анализ книжных переплетов 6 утраченных личных библиотек уральских заводчиков того времени, сделанный на основе описей их имущества. Всего было выявлено и проанализировано около 4 000 записей с указанием видов переплетов (или их отсутствия), что позволяет говорить о репрезентативности приводимых данных. Кроме описей имущества привлекались сводные ведомости, переписка заводчиков и записи на книгах XVIII в., выявленные в современных книгохранилищах Урала. В совокупности эти редкие документальные сведения впервые позволили учесть, какую терминологию использовали при описании переплетов современники, что делает возможным внести корректировку в существующие классификации переплетов. Приведены примеры, показывающие, какие книги находились в дорогих с позолотой, сафьяновых или пергаменных переплетах, а какие в бумажных «корень в кожу», «бес переплету» и просто «сшитых в тетратях», даны их описания, указаны цены. Соотношение разных видов переплетов представлено в таблице, из которой видно, каким из них отдавалось предпочтение со стороны владельцев библиотек. Рассмотрены условия и последовательность заказов переплетов для отдельных изданий, периодики, отмечены примеры получения книг в издательских обложках. Открытым остается вопрос о мастерах, оказывавших услуги по переплетам книг своим заказчикам. Источники не дают точных свидетельств о наличии собственных переплетных мастерских, принадлежавших уральским заводчикам, но и не исключают их. Приведены документальные свидетельства о заказах одним из Демидовых переплетов у петербургских мастеров. Делается общий вывод, что рассматриваемые библиотеки заводчиков XVIII в. имели в основном скромные переплеты, без суперэкслибрисов, а дорогие и роскошные переплеты составляли их незначительную часть, касались главным образом богослужебных книг. В целом внешний вид книг соответствовал не библиофильскому, а просветительскому и «рабочему» назначению для своих владельцев, первых уральских промышленников, часто выходцев из других сословий, для которых книги были необходимым инструментом, источником получения недостающих знаний.

Ключевые слова: описи имущества, виды переплетов, французский переплет, ручная бумага, дворянские библиотеки Урала.

© Е. П. Пирогова, 2021

95

Цитирование. Пирогова Е. П. Разновидности книжных переплетов в библиотеках уральских заводчиков XVIII в. // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2021. № 36. С. 95-130. DOI: 10.24412/2224-5391-2021-36-95-130

Сведения об авторе. Пирогова Елена Павловна — кандидат исторических наук, доцент кафедры документов едения, истории, русского языка и права Российского государственного профессионально-педагогического университета (Россия, г. Екатеринбург). E-mail: eppirogova@yandex.ru

Поступила в редакцию 19.08.2021 Принята к публикации 11.11.2021

В истории русской книги есть область, которая до сих пор остается одной из самых малоизученных, — это история переплета. Как справедливо замечает А. И. Маркова, автор недавно вышедшего серьезного научного исследования, посвященного книжным переплетам конкретной частной библиотеки, «на сегодняшний день в отечественной науке отсутствует общая терминология и методика описания переплетов, нет свода имен переплетчиков и переплетных мастерских»1. В свое время С. А. Клепиков занимался выявлением общих особенностей и характерных черт художественного переплета в истории бытования русской книги, говорил о необходимости изучения развития индивидуальных и издательских переплетов2, в конце 1970-х гг. И. М. Полонской была предложена видовая классификация переплетов XVIII в.3 Немногочисленные авторы истории отечественного переплетного дела последующих десятилетий добавляли к ним новые направления, связанные с изучением индивидуальных переплетов отдельных личных и частных библиотек4, но обобщающего научного труда по данной теме так и не создано. Хотя научная база для этого вполне подготовлена: кроме уже названных исследований укажем на опубликованные каталоги и описания суперэкслибрисов (в т. ч. на уральском материале)5, разно-

1 Маркова А. И. Книжные переплеты генерала А. П. Ермолова / научн. ред. И. Л. Великодная. М., 2020. С. 46.

2 Клепиков С. А. Из истории русского художественного переплета // Книга. Исследования и материалы. 1959. № 1. С. 98-166.

3 Полонская И. М. Русская издательская обложка и переплет XVIII в. // Книга. Исследования и материалы. 1979. № 38. С. 152-161.

4 Королев С. В. Библиотека Дидро: опыт реконструкции. СПб., 2016; Золотова М. Б. Некоторые особенности русского книжного переплета 1760-1780-х гг. (на примере библиотеки П. К. Хлебникова) // Книга. Исследования и материалы. М., 2017. № 3-4 (112-113). С. 89-104; Маркова А. И. Книжные переплеты...

5 Дружинин П. А. Книжный переплет и суперэкслибрис как памятники декоративно-прикладного искусства: (в связи с выставкой коллекции П. С. Романова). М., 1994; Книжные знаки в собраниях Урала / под общ. ред. к. и. н. Е. П. Пироговой. Екатеринбург, 2011.

образные сведения по истории переплета дают частные книжные раритетные собрания (А. А. Венгерова, П. А. Дружинина и А. Л. Соболева, М. В. Сеславинского), представленные их владельцами в заметных своими качественными иллюстрациями и ценными научными наблюдениями библиофильских изданиях последних лет. Отметим интересный опыт С. В. Королева по использованию переплетов для реконструкции библиотеки. Ему удалось выявить книги из несохранившейся как единая коллекция библиотеки Дени Дидро в иностранном фонде РНБ, составив реестр основных типов присущих ей переплетов, что и позволило определить 550 экземпляров, принадлежавших французскому энциклопедисту. Автор установил 22 спецификации оформления корешка (для всех форматов)6. Значимой следует признать разработанную уральскими археографами единую методику описания рукописных и старопечатных книг, включая подробное описание переплетов7. Ценные исследования по атрибуции декоративных мраморных и клейстерных бумаг проведены в последние годы М. Б. Золотовой8, хочется надеяться, что автор завершит их созданием долгожданного справочника по систематизации видов старой бумаги ручной выделки, столь необходимого всем, кто занимается историей книжной культуры.

В статье предлагается существующие видовые классификации переплетов XVIII в., основанные, как правило, на изучении и сопоставлении дошедших до наших дней экземпляров книг, дополнить редкими документальными сведениями, впервые позволяющими учесть, какую терминологию использовали при описании переплетов современники. Статья содержит анализ переплетов 6-ти личных, большей частью не сохранившихся, библиотек уральских заводчиков XVIII в., сделанный на основе специфического источника, для которого книги не являлись самоцелью и даже не были главными. Речь идет об описях имущества, составленных после смерти их владельцев, где с максимальной точностью перечислялось и, как правило, оценивалось все движимое и недвижимое имущество для его дальнейшего, как отмечалось, «справедливого» раздела между наследниками. В числе общего имущества описывались и библиотеки, но поскольку для чиновников, составлявших описи, главным в них

6 Королев С. В. Библиотека Дидро...

7 Починская И. В., Мангилёв П. И., Ануфриева Н. В. Рукописные и старопечатные книги кириллической традиции: изучение, описание, хранение: уч. пос. Екатеринбург, 2010. С. 419-455.

8 Золотова М. Б. Декоративные бумаги в русских переплетах XVIII века // Румянцевские чтения: мат-лы междунар. научн. конф. (19-21 апреля 2011). М., 2011. Ч. 1. С. 180-185; Ее же. Атрибуция декоративных мраморных бумаг при изучении русского переплета XVIII — начала XX века: проблемы и пути решения // Библиотековедение. 2021. Т. 70, № 1. С. 89-99; Ее же. Клейстерные декоративные бумаги в русском переплетном деле XVIII века (по материалам фонда НИО редких книг (Музея книги) Российской государственной библиотеки) // Румянцевские чтения: мат-лы междунар. научн.-практ. конф. (21-23 апреля 2021 г.): [в 2 ч.]. М., 2021. Ч. 1. С. 365-370.

была стоимость книг, они описывали их часто именно по переплетам, от качества которых зависела цена того или иного экземпляра. В данных источниках нами было проанализировано около 4 000 записей с указанием видов переплетов (или их отсутствия), что позволяет говорить о репрезентативности приводимых данных и возможности корректировки существующих классификаций переплетов указанного периода. Кроме описей имущества привлекались сводные ведомости (для библиотеки Акинфия Демидова), переписка заводчиков и записи на книгах XVIII в., выявленные в современных книгохранилищах Урала.

О дворянских библиотеках Урала XVIII в. известно все еще очень мало, ни одна из них не сохранилась, лишь от некоторых дошли до нашего времени отдельные экземпляры. Мало того, не сохранилось даже сведений, например, о библиотеке богатого промышленника Ивана Петровича Осокина (?-1808), известного своей страстью к чтению, любовью к поэзии (сам писал стихи), лично знакомого с писателями В. К. Тредиаковским, И. И. Дмитриевым, Г. Р. Державиным и державшего открытый дом в столице. Невозможно представить, что у него не было библиотеки. Другие уральские заводчики — Максим Максимович Походяшин (?-1781) и его сын Григорий имели богатое книжное собрание, которое в 1791 г. поступило в библиотеку Богословского казенного завода в количестве 786 названий и 1034 томов книг9. Но следы этих книг совершенно затерялись. Подобные примеры можно продолжить, но мы остановимся только на тех заводчиках, о библиотеках которых нам удалось собрать сведения и кратко представим их книжные собрания перед тем, как перейти к анализу видов и оценке переплетов.

О библиотеке промышленника Матвея Мясникова стало известно по выявленному в архиве документу: «Опись Благовещенскому медеплавильному заводчика Ивана Мясникова заводу...», она была составлена в 1769 г., по-видимому, для передачи имущества, оставшегося после смерти его отца Матвея Мяснико-ва. В Описи упомянут «сундуклиповой платной (платяной — Е. П.) неокованной, в нем печатных книг...», по нашим подсчетам, 30 экземпляров10, а кроме того, много «письменных дел» — купчих и «крепостных» документов. К сожалению, Опись Мясникова не имеет указаний на стоимость имущества, в т. ч. и книг.

Самая ранняя из библиотек принадлежала знаменитому Акинфию Никитичу Демидову (1678-1745). Оставленное после его смерти заводское и личное имущество было столь велико, что описание последнего заняло 34 тома, которые, впрочем, не сохранились, в архивах есть только краткая «Опись генеральная» и сводные ведомости, но и они позволяют утверждать, что у А. Н. Демидова в Невьянске, где почти постоянно жил заводчик, находилась довольно

9 Государственный архив Свердловской области (ГАСО). Ф. 24. Оп. 23. Д. 7318 (Т. 1). Л. 77.

10 ГАСО. Ф. 24. Оп. 1. Д. 2475. Л. 56 об. - 57.

значительная по тем временам библиотека из 441 книги11. В статье будут использованы только ведомости о разделе имущества с упоминанием о книгах.

Библиотека Никиты Акинфиевича Демидова (1724-1787) насчитывала по меньшей мере несколько сотен томов, она изучалась в основном по книжным автографам владельца, обнаруженным на сохранившихся экземплярах, их выявлено и уже нами опубликовано более 100. В рамках настоящей темы эти книги важны тем, что дают редкую возможность понять, как выглядели переплеты дворянских библиотек Урала исследуемого периода в реальности. В архивах найдено уже немало ведомостей с книжными заказами, посылаемых Н. А. Демидовым в его Петербургскую домовую контору, свидетельствующих о том, что он внимательно следил за всеми книжными новинками и выписывал их для своей библиотеки. Именно ведомости, наряду с книжными автографами и письма заводчика, в которых он делал заказы для своей библиотеки, помогли восстановить состав последней, т. к. ее описи пока не обнаружено12. Необходимо сделать одну оговорку: при жизни владельца библиотека находилась в Москве и только после его смерти была отправлена в Нижний Тагил.

Судя по описи имущества, хорошую библиотеку имел владелец Коринско-го медеплавильного завода Семен Тихонович Красильников (?-1809). Книги описаны в ней по месту: в «оной гостиной в малой кладовой книжек и протча-го», т. е. можно предположить, что библиотека находилась не в шкафах, а в отдельной закрытой комнате («кладовой») или была туда перенесена по какой-то причине. По нашим подсчетам, библиотека С. Т. Красильникова состояла из 245 экземпляров книг разнообразного содержания, при этом имела, как мы далее покажем, скромный внешний вид. К сожалению, эта опись, как и у М. Мяс-никова, не имеет цен не только на книги, но и на все имущество13.

Опись имущества еще одного уральского заводчика, правда, разорившегося к концу жизни, Алексея Васильевича Зеленцова (1752 / 53-1817), наполовину занимает личная библиотека, представленная в ней 75 томами книг. На самом деле их было больше. В свое время, благодаря владельческим записям, изучению списков подписчиков нам удалось выявить еще 20 сохранившихся экземпляров книг из библиотеки Зеленцовых в фондах Свердловского областного краеведческого музея. Общее количество книг реконструированной тогда библиотеки составило 97 экземпляров (53 наименования), но при сделанном допущении, что многотомные издания в ней лишь со временем оказались утраченными, а первоначально были полными, общее количество

11 См.: История литературы Урала. Конец XIV-XVШ в. / гл. ред. В. В. Блажес, Е. К. Созина. М., 2012. С. 304-309.

12 См.: Пирогова Е. П. Библиотеки Демидовых. Книги и судьбы. Екатеринбург, 2000. С. 94-104.

13 ГАСО. Ф. 24. Оп. 5. Д. 73. Л. 16 об. - 22 об.

томов возрастало до 18914. Опись А. В. Зеленцова позволяет судить о стоимости и переплетах книг.

В уникальной по объему и сохранности описи, составленной в 1789 г. после смерти владельца Сысертского горного округа Алексея Федоровича Турчанинова (ок. 1704-1787), библиотеке отведен огромный раздел, ее объем (ок. 4 000 томов)15 и состав позволяют утверждать, что она была самой крупной на Урале XVIII в. и, по меньшей мере, одной из крупнейших провинциальных дворянских библиотек России того времени. Опись дает возможность определить структуру библиотеки, выделить в ней разделы (книги гражданской печати и кириллической традиции, западноевропейские издания, периодику, рукописи), дать характеристику состава книжного собрания по содержанию, языкам и отдельным отраслям знания. Но в данном случае важно, что все книги сгруппированы по чисто внешним признакам, т. е. переплету и формату, для большинства (за некоторым исключением) указана стоимость. Каждому виду переплета соответствует своя рубрика («в простом коженом переплете», «сшитых в тетра-тях» и т. д.), внутри рубрик книги подобраны по размеру, с указанием: «в лист», «до 1/2 листа», «в 1/4 листа», «в 1/8 листа». К сожалению, до сих пор нам не удалось обнаружить ни одного экземпляра книги из библиотеки А. Ф. Турчанинова.

Представив кратко все 6 привлеченных к исследованию библиотек, зададимся вопросом, где и как их владельцы могли заказывать книжные переплеты для своих собраний. Скорее всего они делали это в столичных мастерских, которые существовали при ряде типографий: московской Синодальной, Морской, Сенатской, Петербургской (последняя практиковала сдачу книжных переплетов в подряд)16. При этом еще С. А. Клепиков полагал, что переплетное ремесло «было распространено не только в столичных городах, но и в провинциальных», а «отдельные помещики-книголюбы» даже обзаводились собственными переплетчиками17, однако ни одного подобного факта для Уральского региона не выявлено. По всей видимости, следует признать спорным и утверждение, что «большинство книг в XVIII в. выходило из типографий в переплетах»18. В качестве опровержения этого тезиса приведем ряд доказательств. Например, сохранилась запись (полистная) на экземпляре 3-4-го томов «Древней истории» Ш. Роллена из библиотеки Выйского Демидовского училища в Нижнем Тагиле: «Сия книга древн[ия] исторей толше третей и четверт[ый]... куплена

14 Пирогова Е. П. Реконструкция библиотеки А. В. Зеленцова // Уральский археографический альманах. Екатеринбург, 2005. С. 377-392.

15 ГАСО. Ф. 59. Оп. 7. Д. 2531 (Т. 2). Л. 98-190 об.

16 Тараканова О. Л. Из истории отечественного переплетного дела XVIII века // Вестник МГУП имени Ивана Федорова. 2015. № 4. С. 108-109.

17 Клепиков С. А. Из истории русского художественного переплета. С. 154.

18 Тараканова О. Л. Из истории отечественного переплетного дела XVIII века. С. 108.

в Санктпетербурге 1757 года июля 18 дне в академической лавке дана бес переплету три рублей» (часть записи соскоблена)19. Есть данные по личной библиотеке Н. А. Демидова. Так, в письме от 14 марта 1773 г. Петербургская домовая контора сообщала заводчику о приобретении для него очередной партии книг: «...во французском [беро] куплены: книга без переплету 1-й части Журнала г[осударя] П[етра] Великаго; книга без переплету 2-й части Журнала его же величества; 7 штатских списков без переплету; 12 книжек без переплету сочинений с приб[авлениями] господина Друковцова»20. Мы видим, что все приобретенные по указанию заводчика книги переплета не имели. Мало того, заказывая очередные издания для своего собрания, Н. А. Демидов в письмах конторе (январь 1775 г.) упоминает даже фамилии петербургских переплетчиков — Торно и Миллера («в Луговой Милионной»)21. По всей видимости, в письме говорится о «вольном переплетчике», уроженце Любека В. К. Миллере. В 1760-1770-е гг. тот «переплетал значительную долю подносных экземпляров для типографии Академии наук, а также имел книжную лавку в собственном своем доме на Миллионной улице». Вот одно из его объявлений 1771 г.: «В Луговой Миллионной у переплетчика Миллера продается вновь напечатанная поема Елисей Ямщик или Раздраженный Вакх по 50 к.»22 Вероятно, именно этому петербургскому мастеру и отдавались книги Н. А. Демидова для переплета. Так или иначе, любые отечественные мастера переплетного дела, по мнению М. Б. Золотовой, следовали «в русле европейского переплета», заимствуя «технологию изготовления, материалы, инструменты, приемы и декоративные подходы», при этом, делает вывод исследователь, «в целом количество русских переплетов на русских изданиях должно значительно превышать количество иностранных»23. Проверить, так ли это, на источниках данной статьи трудно, но переплеты сохранившихся книжных экземпляров Н. А. Демидова имеют явно русское происхождение.

Пример того, в какой последовательности заказывались переплеты для демидовской библиотеки, можно привести на основе сохранившихся экземпляров, и связан он с журналом «Академические известия» — первенцем русской печати, выпущенном в печатной издательской обложке. Журнал издавался Академией наук ежемесячно на протяжении 2,5 лет (с января 1779 г. по июль 1781 г.), всего вышел 31 номер. Описание этой 1-й в русской издательской практике обложки дано

19 Пирогова Е. П. Сводный каталог книг гражданской печати XVIII — 1-й четверти XIX века в собраниях Урала: в 2 т. Екатеринбург, 2007. Т. 2 (далее: СК Урала-2). № 4082.

20 ГАСО. Ф. 102. Оп. 1. Д. 21. Л. 165 об.

21 РГАДА. Ф. 1267. Оп. 1. Д. 459. Л. 48а, 53, 70.

22 Дружинин П. А., Соболев А. Л. Музей книги Петра Дружинина и Александра Соболева: аннотированный научный каталог выдающихся памятников письменности XV — начала XX века. М., 2021. Т. 3. С. 15.

23 Золотова М. Б. Некоторые особенности. С. 89-90.

И. М. Полонской: она «светло-голубого или синего цвета», на ее переднюю сторону «вынесено пространное заглавие журнала, месяц, год и издательство; вторая страница обложки отведена под оглавление.», «текст заключен в наборную рамку» и т. д.24 В таких обложках приобретал «Академические известия» и Н. А. Демидов и сразу прочитывал их (что видно по ежемесячно оставляемым им записям), не переплетая (ил. 1). Так и было задумано издательством, которое «предполагало, что в течение полугодия, года, а то и больше, отдельные номера журнала будут в употреблении у читателя в непереплетенном виде»25. Действительно, только по окончании года Н. А. Демидов заказывал для журнала переплеты, при этом обложки каждого месяца (все синего цвета) были сохранены. В таком виде дошли до наших дней некоторые экземпляры этого издания: части 1-3, 5 и 626. Все они имеют похожий полукожаный переплет: бинтовый корешок с потертым золотым тиснением, крапчатый обрез, для крышек использована разная бумага ручной выделки, мраморная с гребешковым рисунком (ил. 2) или бежевая. На корешках переплетов есть наклейка с одинаковым набором цифр «751».

С. А. Клепиков упоминает «интересное усовершенствование издательского переплета», встретившееся ему на экземпляре «Экономического магазина» (издавался в Университетской типографии у Н. Новикова в 1780-1789 гг., вышло 40 частей): «Обе крышки и корешок покрыты особой, пропитанной олифой бумагой, что значительно увеличивало прочность переплета. В отличие от обычных цельнобумажных переплетов на корешке книги наклеена этикетка, отпечатанная типографским способом на бумаге другого цвета»27. Похоже, что все уральские экземпляры «Экономического магазина» имели такой переплет из плотного синего картона, но этикеток на корешках или не было, или они не сохранились28. Но есть одно исключение, оно касается 6-й части 1781 г. (с записью на титульном листе «Из библиотеки Выйскаго Демидовскаго училища.»), которая имеет полукожаный переплет («картон в коже»), ее корешок членен бинтами, на сильно потертой кожаной наклейке с трудом читается: «Экономи/ ческой/ магазин»29. Это исключение касается всех других демидовских экземпляров издания, которые находятся в библиотеке Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал», что позволяет определенно утверждать, что Н. А. Демидов не довольствовался издательским переплетом,

24 Полонская И. М. Русская издательская обложка и переплет XVIII в. С. 155.

25 Там же.

26 Пирогова Е. П., Белобородов С. А. Сводный каталог книг гражданской печати XVIII — 1-й четверти XIX века в собраниях Урала. Екатеринбург, 2005. Т. 1 (далее: СК Урала-1). № 39, 42, 44, 47, 50.

27 Клепиков С. А. Из истории русского художественного переплета. С. 152.

28 СК Урала-2. № 5824-5852.

29 СК Урала-2. № 5825.

а заказывал индивидуальные (ил. 3). В переплетах были и все 16 частей «Экономического магазина» (по 1783 г.), которые имелись в библиотеке А. Ф. Турчанинова, они оценены в описи имущества (в 2 местах) общей суммой 26 руб. 40 коп., т. е. каждая часть по 1 руб. 65 коп. К сожалению, из этой суммы невозможно определить цену переплета, не зная стоимости каждой части издания.

Посмотрим переплеты еще для одного журнала, издававшегося в типографии Академии наук с 1765 г., — многотомные «Труды Вольного экономического общества.». Многие из его уральских экземпляров интересны тем, что имеют издательский бумажный переплет — самую дешевую и самую распространенную форму издательского переплета XVIII в., по утверждению такого специалиста, как И. М. Полонская. Она пишет: «.издательская брошюровка, при которой печатные листы книги складывались в тетради, прошивались и (чаще всего) в необрезанном виде заключались в легкую обложку, которая приклеивалась к корешку и частично к корешковому полю.». Такой переплет «в бумажку», продолжает исследователь, «удорожал книгу лишь на 5 коп.», «но обладал существенным недостатком — он был "немым" (без текста), не имел никакой смысловой связи с книгой»30. Именно так безлико выглядят многие уральские экземпляры, при этом они имеют неразрезанные страницы, какими и выходили из типографии31. Но это снова не относится к экземплярам «Трудов» из библиотеки Выйского Демидовского училища, которые все имеют переплеты — полу- и даже цельнокожаные. Известно, что Н. А. Демидов заказывал для своей библиотеки эти журналы, о покупке им в 1770 г. 12-го тома «Трудов» (издан в 1769 г.) упоминал еще Б. Б. Кафенгауз, основываясь на документах РГАДА32. На 3 томах (23, 25 и 28) сохранились демидовские книжные автогра-фы33. Экземпляры этого журнала были в библиотеке А. Ф. Турчанинова, и явно не просто в издательских, судя по цене, переплетах: всего в описи имущества зафиксировано 47 номеров, оцененные в 47 руб., т. е. по 1 руб. номер.

Вернемся к вопросу о классификации. Основными видами переплета XVIII в. И. М. Полонская считает следующие: цельнокожаный, полукожаный (или «в корешок»), картонный («в папку»), тканевый, а также обложка из декоративной и одноцветной бумаги («в бумажку»)34. Последнюю С. А. Клепиков называет цельнобумажным переплетом, эволюционировавшим затем в издательский кар-тонаж35. Несколько странную, на наш взгляд, классификацию «подносных ин-

30 Полонская И. М. Русская издательская обложка и переплет XVIII в. ... С. 154.

31 СК Урала-2. № 4995, 4997, 5003, 5006, 5012, 5015, 5017, 5019, 5020.

32 Кафенгауз Б. Б. История хозяйства Демидовых в XVШ-XIX вв.: опыт исследования по истории уральской металлургии. М.; Л., 1949. Т. 1. С. 269.

33 СК Урала-2. № 5011, 5016, 5022.

34 Полонская И. М. Русская издательская обложка и переплет XVIII в. С. 153.

35 Клепиков С. А. Из истории русского художественного переплета. С. 152.

дивидуальных переплетов» предлагает О. Л. Тараканова, правда, в отношении конкретной типографии — московской Синодальной. Возможно, она основана на документах типографии с терминологией, в них заключенной, поэтому делит переплеты на 3 группы, в зависимости от их предназначения «для определенного сословия или ранга»: «высокие» (для поднесения членам царской фамилии), «посредственные», но при этом кожаные, с золотым обрезом и застежками (для высших членов Синода), и, наконец, «немецкие» (для низших членов Синода)36. Но четкого определения указанных видов переплета эта классификация не дает. В отношении книг Московского университета тот же автор указывает уже другие разновидности переплетов: кожаный, немецкий и бумажный. В этом случае тип немецкого переплета имеет уточнение о том, что под ним понимается «полукожаный переплет с кожаным бинтовым корешком, украшенным тиснением, и крышками, обклеенными форзацной бумагой ручной выделки»37. Но чем этот переплет отличается от обычного полукожаного, остается неясным. Вот как последний описывается С. А. Клепиковым: «.полукожаные переплеты с бинтовым членением и орнаментальным тиснением на кожаных корешках, обе же крышки выклеивались мраморной бумагой ручной выделки»38.

Рассмотрим, какие виды переплетов были распространены в библиотеках уральских заводчиков на основании описей и раздельных ведомостей их имущества. Часто это были цельнокожаные переплеты, которые в описях всегда выделялись, указывалось: «в коженном» или «простом коженом». В ведомостях Акинфия Демидова «в кожаном переплете» были рукописные книги «Описание собранным покойным саксонским Берх советником Геннелем разным металлам и минералам», «Геометрия» и сочинения «князя Антиоха Кантемира», а также книга, в которой находились «разные заводские чертежи»39. При этом не всегда могло указываться название книги, но качество переплета оговаривалось, — так, в ведомостях упомянута некая «книга в кожаном переплете писменная»40. Образцы цельнокожаных переплетов из личной библиотеки Н. А. Демидова, сына Акинфия, можно сегодня увидеть в Музее-заповеднике «Горнозаводской Урал». Они имеют гладкие крышки без тисненого декора, но кожа явно подвергнута определенной «художественной» обработке, видны волнистые линии (ил. 4, 5). Еще 4 анонимные книги оказались в «коженном», но при этом «белом» переплете, что может говорить о наличии у Н. А. Демидова пергаменных переплетов. Эти редкие для Урала переплеты были еще только у А. Ф. Турчанинова, вынесенные в описи имущества в раздел под названием «в паргаментовом

36 Тараканова О. Л. Из истории отечественного переплетного дела XVIII века. С. 109.

37 Там же. С. 110.

38 Клепиков С. А. Из истории русского художественного переплета. С. 154.

39 ГАСО. Ф. 643. Оп. 1. Д. 11. Л. 555; Д. 56. Л. 45; Д. 112. Л. 393, 397; Д. 116. Л. 125 об.

40 ГАСО. Ф. 643. Оп. 1. Д. 11. Л. 554 об.

переплете». Среди них оказались, например, «Знания касающиеся вообще до философии...» Г. Н. Теплова, изданные Академией наук в 1751 г., и у А. Ф. Турчанинова облаченные в «в баргаментной белой оболочке с золотым тиснением на досках» ценой в 2 руб. 80 коп. Значительная часть книг из библиотеки последнего была одета в кожаные переплеты, они перечислены в соответствующих разделах Описи, при этом о большей части из них сказано, что они «во француском переплете». В скромных по объему библиотеках М. Мясникова и А. В. Зеленцо-ва даже в обычных кожаных переплетах было немного книг: у 1-го — 2 Библии, а у 2-го больше, общим числом 29. В Описи С. Т. Красильникова оговорены отдельно: некая рукописная книга «Описание вины.», о которой сказано, что она «в коженом переплете», как и другая — «Манифест декабря 16-го дня 1763-го года со штатами...» К «Флориновой экономии» добавлено, что она «в девяти книгах одного переплета, ветхая»41. Еще один экземпляр описан как «Соборное послание Иудино, з голланского переводом в простом зеленой лощанке переплете»42, т. е. переплет хотя и «простой», но, видимо, лощеный, значит, с блеском, глянцевитый, что скорее всего говорит в пользу кожаного зеленого цвета переплета. Отметим 2 любопытные записи в Описи С. Т. Красильникова из раздела «портретов и картин писанных», в одной из которых портрет (царя Алексея Михайловича) находится «под книжным в красках золотом», а в другой — портрет (преосвященного Лаврентия) «в наружных рамах... з двумя продзенными книжнаго золота лентами.»43. Не означает ли это упоминание о «книжном» золоте наличие у С. Т. Красильникова мастерской по переплетному делу? Конечно, на данный момент никаких подтверждений этому факту не имеется.

Самые богатые кожаные переплеты, прежде всего с применением золота, непременно оговаривались в документах особо, что неудивительно, ведь они делали книгу намного дороже. Приведем мнение специалиста по этому вопросу: «Золотые обрезы. не только придавали изданию красоту, но и увеличивали его цену, так как для изготовления подобных обрезов мастера использовали пластинчатое ли, твореное ли, но всегда настоящее золото»44. Посмотрим, какие книги владельцы уральских библиотек считали достойными переплетов с золотым обрезом. Нетрудно предположить, что в первую очередь ими оказались богослужебные сочинения. Действительно, в ведомостях Акинфия Демидова «в переплете под золотом» можно найти 2 «Молитвенника» (один «со Псалтырем»), «Канон Богородице с малым павечерием...», «Каноник писменой»45. Но особенно роскошными были

41 ГАСО. Ф. 24. Оп. 5. Д. 73. Л. 18 об.

42 Там же. Л. 21.

43 Там же. Л. 18.

44 Долгодрова Т. А. «В мерцанье переплетов золотых.» // Про книги: журнал библиофила. 2017. № 3 (43). С. 35.

45 ГАСО. Ф. 643. Оп. 1. Д. 11. Л. 554 об.; Д. 116. Л. 125, 246.

«Апостол московской печати в футляре красном коженом», «Евангелие под зеленым бархатом с 4-я евангелистами и спасителевым образом и петлями серебряными и с позолотою в обрезе золотом и снизу с бляхами серебреными вызолоченными же» и, наконец, «Библия российской печати на александринской бумаге в обрезе золотом петли серебреные»46. Даже в библиотеке Матвея Мясникова была «цветная в золотом переплете» Библия, — очевидно, одно из елизаветинских изданий с гравюрами на меди, в данном случае раскрашенными47. Среди многочисленных Библий в турчаниновском собрании выделим несколько. Прежде всего, одно из богато орнаментированных московских изданий XVIII в., стоившее владельцу 12 руб., а также 2 редких лицевых европейских издания. Первое — знаменитая Библия Пискатора, указанная как «личная голанская Священная Библия с ланкар-тами, которую за редкость почитать должно, в поллист, переплет аглинской, обрез золотой» (без указания цены), 2-е, возможно, одно из лионских или парижских изданий XVI в. на среднефранцузском языке, записана как «личная францу-ская Библия Священная в переплете, обрез золотой, подержана, в поллист», тоже неоцененная48. Указание на английский переплет встречается в Описи еще только один раз в разделе «рисовальных» книг, где сказано: «Токарного искуства станком книга в поллист обрез крапчатой в аглинском переплете»49. Переплеты же с золотым обрезом в этом разделе встречаются часто и стоят они дорого. Так, в 12 руб. обошелся владельцу «Цветник или знание о всяких родах растущих трав и древес с их плодами на немецком диалекте», имевший «французский» переплет и «обрез золотой в поллист»; 2 книги, тоже «немецкой печати» с изображением «разных птиц в точном и их виде гнезд и яиц» с указанием «во француском переплете обрез золотой», имеют цену 32 руб. В таком же переплете указаны: «француской печати три книги» с баснословной ценой в 107 руб., в них содержались «точныя виды разных животных как то птиц, зверей, рыб и по земли ползающих и пресмыкающихся с анатомией...» форматом «в болшой поллист»; «Помология... в средней поллист», «Гравированная книга, содержащая в себе разных родов и видов лошадей, в поллист...» и четырехтомная «Архитектура с планами и частию механики, на немецком диалекте... в поллист»50.

В некоторых случаях переплеты имели богатые золотые тиснения и даже футляры. Кроме А. Н. Демидова их мог себе позволить только А. Ф. Турчанинов. В его библиотеке было Евангелие стоимостью 4 руб. с переплетом «доски

46 ГАСО. Ф. 643. Оп. 1. Д. 11. Л. 541; Д. 116. Л. 100.

47 ГАСО. Ф. 24. Оп. 1. Д. 2475. Л. 57.

48 ГАСО. Ф. 59. Оп. 7. Д. 2531 (Т. 2). Л. 124 об. Подробно об этих изданиях см.: Пирогова Е. П. Духовная литература в библиотеке А. Ф. Турчанинова: реконструкция по Описи имущества 1789 г. // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2018. № 4 (24). С. 198-200.

49 ГАСО. Ф. 59. Оп. 7. Д. 2531 (Т. 2). Л. 181 об.

50 Там же. Л. 181-181 об.

теснионные золотом»51, а также единственное многотомное издание Библии, вышедшее в 1778 г. редким для этой Книги малым размером в 8-ю долю листа: «Библия священнаго писания Ветхаго и Новаго Завета в золотом обрезе доски тисненые золотом том 1, 2 и 3, три книги», оцененное в Описи в 9 руб. Еще об одном издании в том же источнике сказано так: «Апостол и Евангелие киевской печати в белом баргаменте в золотом обрезе, золотой в футляре», количеством «2», стоимостью 10 руб. Указанное в Описи количество в данном случае следует понимать как 2 экземпляра, а не тома, при этом оба в пергаменных переплетах и в общем золотом футляре. Выделяется богатством переплета еще ряд изданий: «Псалтырь киевская в золотом обрезе в красной оболочке на досках, на одной стороне золотое, а на другой серебреное тиснение», оцененная в 2 руб. 50 коп.; «Акафист пресвятей владычице нашей Богородице в золотом обрезе доски тисненые золотом и раскрашены под лаком», при этом оцененный сравнительно недорого — в 45 коп. Чего не скажешь о другом издании, описанном как «шесть книг Житие Святых Отец двумесячных в красной оболочке в золотом обрезе доски тисненые золотом», с указанной солидной суммой в 17 руб.52

Все же самым дорогим в XVIII в. признан сафьяновый переплет, один том которого в 8-ю долю листа стоил 2 руб.53 Именно такого размера был в библиотеке А. Ф. Турчанинова «Молитвенник со Псалтырем в золотом обрезе в зеленой сафьянной оболочке з золотым тиснением» с указанной ценой 3 руб.

50 коп., а некая «немецкая книга с разными раскрашенными фигурами в красном сафьянном переплете обрез золотой в трет листа» осталась в Описи неоцененной. Зато известно, какую высокую цену (11 руб.), заплатил А. Ф. Турчанинов за Елизаветинскую Библию 1751 г., «в сафьянной зеленой оболочке доски тесненые золотом»54. Удивительно, но даже в скромной библиотеке заводчика А. В. Зеленцова упомянута книга «в сафьяном переплете», при этом она не богослужебная, а представляет собой некий «Источник здравья»55. Заметим, что приведенные примеры — редкие встретившиеся нам упоминания о переплете «в сафьян» среди уральских библиотек того времени.

Если дорогие переплеты для книг Священного Писания в Описи Турчанинова вполне ожидаемы, то одна запись вызывает удивление, поскольку относится к учебникам, точнее — 3 букварям в переплетах «. в золотом обрезе доски тисненые золотом», при этом с необъяснимо малой общей ценой в 60 коп.56 Возможно, приобретенные заводчиком для обучения собственных

51 ГАСО. Ф. 59. Оп. 7. Д. 2531 (Т. 2). Л. 124 об.

52 Там же. Л. 125-125 об.

53 См.: Полонская И. М. Русская издательская обложка и переплет XVIII в. С. 153.

54 ГАСО. Ф. 59. Оп. 7. Д. 2531 (Т. 2). Л. 182.

55 ГАСО. Ф. 24. Оп. 23. Д. 6637. Л. 420.

56 ГАСО. Ф. 59. Оп. 7. Д. 2531. Т. 2. Л. 125.

детей, они были ими зачитаны до полной потери внешней привлекательности. О распространении золотых тиснений О. Л. Тараканова пишет: «Часто встречаются одноцветные кожаные переплеты, украшенные золотым тиснением (узкий орнаментальный бордюр по краю крышек или супер-экслибрис владельца книги — литерный или гербовый)»57. По-видимому, это утверждение справедливо для дворянских библиотек Европейской России, но не для уральских, в которых, как показывают приведенные примеры, подобные переплеты не были так уж распространены и составляли их незначительную часть. В отношении же суперэкслибрисов можно с уверенностью говорить о том, что ни одна из уральских дворянских библиотек XVIII в. их не имела (как, собственно, и экслибрисов), а дошедшие до наших дней экземпляры выявлены только благодаря наличию на них владельческих записей (книги Н. А. Демидова и А. В. Зеленцова).

Довольно редко для уральских переплетов встречаются разные цветные обрезы, о которых упоминает специалист по средневековым переплетам Т. А. Долгодрова: «В XVI веке были не только золотые обрезы, но и обрезы проще — тонированные одноцветные — красные, синие, зеленые, желтые и крапленые, но чаще из двух цветов — красного и синего»58. Такие обрезы встречаются только в Описи А. Ф. Турчанинова, все они находятся в разделе «рисовалных печатных книг», часто представляют собой западноевропейские издания. Так, «переплет француской обрез красной» имели 2 учебные книги по рисованию «на француском диалекте»: одна «в болшую четверт», другая — «в поллист». Кроме них упомянута «Рисовалная Плеислеровая учебная книга» — одно из двух возможных петербургских изданий Академии наук, представляющих собой знаменитое переведенное с немецкого «Краткое руководство к рисовальному художеству...» И. Д. Прейслера. Названы еще: «Ясное изображение преспективной науки...» и «Генералной атлас француской в болшую четверть», последний при этом «в бумажном переплете». У всех перечисленных книг в Описи не указана цена, но для одной книги она обозначена и поражает своим размером: 200 руб. за 3 экземпляра «Лутшей француской карандашной гравированной и разноцветной печати разных купферштиков наклейных в книги в болшой александрийской лист во француском переплете обрез красной». Еще у 2 книг в этом разделе Описи помечено «обрез крапчатой»: одну, о токарном искусстве в английском переплете мы уже упоминали, другая — «Для металическаго дела разных вещей куферштихи в треть листа» — была при этом «в бумажном переплете корень в кожу». Наконец, 4 тома (экземпляра?) под названием «Архитектура с планами, в поллист» имели переплет «в черной коже обрез зеленой». А про «Месяцос-лов с росписью чиновных особ в государстве на лето от рождества Христова 1781 года» добавлено даже, что он «обложенной алой тафтой»59. Итак, мы пе-

57 Тараканова О. Л. Из истории отечественного переплетного дела XVIII века. С. 109.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

58 Долгодрова Т. А. «В мерцанье переплетов золотых.». С. 43.

59 ГАСО. Ф. 59. Оп. 7. Д. 2531 (Т. 2). Л. 119 об., 181 об. - 182.

речислили самые дорогие переплеты, встречающиеся в описях имущества уральских заводчиков, — кожаные, бархатные, сафьяновые, пергаменные, позолоченные. Но только в Описи А. Ф. Турчанинова выделен такой вид книжного переплета, как «французский», оказавшийся в ней самым распространенным. Переплет с таким названием бегло упоминается в документах типографии Московского университета 1760-х гг.60, но что под ним понимается, не разъясняется ни документами, ни современными исследователями. Можно подразумевать здесь как тип средневекового переплета, распространенного из Франции, так и переплетчиков-французов, занимавшихся этим видом ремесла в столице или выучившихся у них русских мастеров. Удивляет другое: составители Описи четко понимали и видели, что он «французский»! При этом они отличали книги «<в коженном» или «простом коженом» переплетах и отделяли их, т. е. книги во французском переплете имели очевидные отличия. Но какие, мы не сможем узнать до тех пор, пока не обнаружим хотя бы одну из них. Из приведенной ниже таблицы видно только то, что большинство книг в библиотеке А. Ф. Турчанинова имели французские переплеты и что среди них имелись, как обычные (условно говоря), так и «во фран-цуском переплете в золотом обрезе».

Представим в таблице соотношение различных видов переплетов в уральских библиотеках XVIII в. по описям и ведомостям о разделе имущества, с оговоркой, что все термины в ней сохранены в транскрипции перечисленных в ней источников.

Таблица 1

Книжные переплеты из библиотек уральских заводчиков

Количество переплетов по описям имущества (с указанием собственника библиотеки и года описи)

Виды переплетов 1758, 1763 (Демидов А. Н.) 1769 (Мясников М.) 1789 (Турчанинов А. Ф.) 1809 (Красильников С. Т.) 1817 (Зеленцов А. В.) Всего (в %)

«во француском переплете» - - 1 740 - - 1 740 (46 %)

60 См.: Тараканова О. Л. Из истории отечественного переплетного дела XVIII века. С. 110.

«во француском переплете в золотом обрезе», «позолотом» 9 11 772 - - 87 (2,3 %)

«в бархатном переплете» 4 - 1 - - 5 (0,13 %)

«в коженном» и «простом коженом» 9 - 270 2 293 310 (8,1 %)

«в паргаментовом», «в белом» 4 - 53 - - 57 (1,6 %)

«корень в пергаменте» - - 4 - - 4 (0,11 %)

«корень в кожу» - - 220 - - 220 (5,8 %)

«в бумажном переплете корень в кожу» - - 26 - - 26 (0,7 %)

«в бумаге», «в бумажном переплете» 8 - 450 80 46 584 (15,5 %)

«в простом переплете», «в простом обрезе», «в переплете» 2 1 39 1564 - 198 (5,2 %)

«сшитых в тетратях» - - 15 - - 15 (0,4 %)

«бес переплету» - [28]5 499 7 - 534 (14,1 %)

Всего 36 30 3 394 245 75 3 780

1 Указано просто: «В золотом переплете».

2 В т. ч. кроме слов «в золотом обрезе», дважды указано: «переплет аглинской...», один раз — «сафьяновой переплет.».

3 Один раз уточнено: «В сафьяновом переплете».

4 В т. ч. одна «в простом зеленой лощанке переплете».

5 В данной описи книги в переплете отмечены особо, об остальных ничего не сказано, т. е., вероятно, они без переплета.

Итак, очевидно, что большая часть книг в библиотеках уральских заводчиков XVIII в. имели кожаные переплеты (58 %), из которых почти половину составляли так называемые французские (48,3 %) и в пергамене (1,6 %). Рассмотрим переплеты других типов.

Многие книги в Описи А. Ф. Турчанинова занесены в разделы под названием «корень в кожу», что по современной терминологии очевидно должно соответствовать полукожаному переплету, который И. М. Полонская характеризует как переплет, «чьи картонные крышки покрыты бумагой, а корешок обтянут кожей». Далее она добавляет, что «он был вдвое дешевле цельноко-жаного переплета (для книг в 8-ю долю листа стоил 15 коп.) и мало уступал ему по прочности.»61. Многие исследователи нередко используют как синоним другое его название — «в корешок». Но очевидно, что в XVIII в. разделение таких составных переплетов на подвиды было более дробным. Во всяком случае Опись А. Ф. Турчанинова четко разделяет книги в переплетах «корень в кожу» и книги «в бумажном переплете корень в кожу», можно только предполагать, что в 1-м случае имелся в виду более плотный картон, чем во 2-м случае. В Описи встречается еще и «корень в пергаменте», т. е. корешок обтянут пергаменом, а крышки переплета, по-видимому, тоже картон-бумага.

Примеры полукожаных переплетов с выклейкой крышек мраморной бумагой ручной выделки (форзацной) дают сохранившиеся книги из личной библиотеки Н. А. Демидова. На двух из них крышки переплета обтянуты бумагой с жилковато-пятнистым («турецким») рисунком по 1-му в классификации мраморных бумаг М. Б. Золотовой типу (ил. 6, 7). На другой — близко к 3-му (рисованный или «обтянутый» мрамор) или 4-му (волновой или теневой мраморный рисунок) типам (ил. 8)62. Демидовская библиотека дает и другие интересные образцы полукожаных переплетов. Есть переплет с бумагой коричневого цвета с разводами, не похожей ни на один тип в указанной выше классификации (ил. 9). Еще один — зеленый с «солярным», по терминологии М. Б. Золотовой, узором, описываемый ею как получаемый «путем добавления к краске креолина». При этом «пятна приобретают сходство с солнечной короной или радужкой глаза с темным зрачком»63 (ил. 10).

Из таблицы видно, что полукожаный переплет обозначен термином «корень в кожу» только в Описи А. Ф. Турчанинова, возможно, в других описях он же назван по-другому: «в простом переплете», «в простом обрезе», «в переплете». В то же время рубрика «книг печатных в переплете» встречается и в турчаниновской Описи, есть в ней и под названием «в бумажном переплете корень в кожу», поэтому невозможно говорить наверняка, чем все эти термины отличаются друг от друга. Сделаем еще одно наблюдение. Отдельные издания были у А. Ф. Турчанинова в нескольких экземплярах, но при этом имели разные переплеты. Так, «Атлас Российской империи с генералной картой в бол-шой поллист» представлен в Описи «во француском переплете обрез красной»,

61 Полонская И. М. Русская издательская обложка и переплет XVIII в. ... С. 159-160.

62 Золотова М. Б. Атрибуция декоративных мраморных бумаг. С. 91-92 (рис. 1).

63 Там же. С. 91 (рис. 3).

«в бумажном переплете корень в кожу» с указанием, что он «подержаной» и, наконец, «такой же бес переплету»64. К сожалению, стоимость атласов не указана. У другого издания, представленного сразу 6 экземплярами (возможно, разными изданиями) и раскиданными в 3 местах Описи, стоит цена — и везде разная. Оно обозначено как «Свет зримый в лицах... в природе и во нравах... изображениями украшенными достойным сих предметов слов...» и является переводом с немецкого иллюстрированного издания Г. А. Вилля, ставшим в России одной из первых энциклопедий такого рода для детей. 1 экземпляр книги оценен в 5 руб. 50 коп., 3 экземпляра («корень в кожу») — в 11 руб. 70 коп. и еще 2 экземпляра, оба «в золотом обрезе», оценены в 11 руб.65

Практически во всех рассматриваемых библиотеках часть книг имела бумажные переплеты (всего 15,5 %) и почти столько же не имела их вовсе (14,1 %). В библиотеке С. Т. Красильникова мы насчитали 80 книг в бумажных переплетах, иногда в Описи имеется уточнение: «в бумажном пестром переплете», «в бумажном голубом переплете», один раз речь идет, по-видимому, о футляре: «в бумажном зеленом переплете 36 касателных до рудокопания орудиям на болшой бумаге чертежей». О семи книгах сказано, что они «бес переплета в экземплярах»66. Тот факт, что книги «в бумажных переплетах» вынесены в отдельный раздел Описи С. Т. Красильникова, а цельнокожаные оговорены в ней отдельно, позволяет предположить, что остальные книги были переплетены в другие переплеты, скорее всего полукожаные. Таким образом, этот заводчик для большей части своей библиотеки заказывал самые простые переплеты, часто дешевые бумажные, а порой обходился и вовсе без таковых. Возможно, это были издательские переплеты.

Но и в библиотеках таких богатых промышленников, как Демидовы и А. Ф. Турчанинов, было немало бумажных и картонных переплетов. Так, в ведомостях Акинфия Демидова встречаются неназванные книги «с разными об-лематическими немецкими личточками в бумажном переплете», а также некая «в бумажном переплете писменнаярусского и немецкого языкам», т. е. рукописная книга67, есть и другие. Образцы бумажных переплетов дает и библиотека его сына Н. А. Демидова. Среди выявленных экземпляров сохранились отдельные картонные переплеты с голубой бумагой редкого рисунка (ил. 11) и более традиционной трехцветной мраморной бумагой с рисунком типа «Нонпарель» (ил. 12). Уникальный по составу и сохранности комплекс рукописных книг из библиотеки нижнетагильского Выйского училища находится в фондах ГАСО. Нами уже приводились доводы в пользу его принадлежности именно Н. А. Де-

64 ГАСО. Ф. 59. Оп. 7. Д. 2531 (Т. 2). Л. 182 об.

65 Там же. Л. 98, 101 об., 127.

66 ГАСО. Ф. 24. Оп. 5. Д. 73. Л. 21 об. - 22 об.

67 ГАСО. Ф. 643. Оп. 1. Д. 11. Л. 555; Д. 56. Л. 46; Д. 116. Л. 125 об.

мидову, сделано описание рукописей (всего 31)68. Если исключить из этой коллекции рукописи с утраченными и более позднего времени переплетами, оказывается, что большая часть из них сохранилась в полукожаных переплетах XVIII в.: 11 — картон в коже, 10 — картон в бумаге. К сожалению, в архиве все переплеты заклеены листами с названием рукописей, поэтому из тех немногих из них, которые могут быть проиллюстрированы, покажем один переплет картонный с кожаным корешком (ил. 13) и один полностью кожаный, правда, сильно потертый, но зато с хорошо сохранившимся форзацем из мраморной бумаги с рисунком типа «Нонпарель» (ил. 14, 14а). Цельнокожаных переплетов среди коллекции рукописей немного, всего 4, но 1 из них («Арабские сказки») примечателен тем, что на верхней крышке имеет тиснение в виде овального средника и 4 кругов по углам с орнаментами, к сожалению, нижняя крышка переплета утрачена, сохранились лишь фрагменты застежек69. Необычен для этой коллекции и переплет из картона, обтянутого холстом с кожаным корешком, на рукописной «Арифметике» Л. Ф. Магницкого70. В целом можно уверенно говорить, что коллекция рукописных книг из Выйского Демидовского училища имела скромные, преимущественно простые полукожаные переплеты. Такие переплеты можно увидеть на книгах из личной библиотеки Н. А. Демидова (ил. 15).

Подведем итоги. Материалы проведенного исследования показывают, что при изучении книжных переплетов дворянских библиотек XVIII в. можно использовать не только сами книги, которых для Уральского региона сохранилось крайне мало, но и такой специфический источник, как описи имущества. Эти описи позволяют уточнить существующие современные классификации переплетов на основе используемой в них терминологии. Так, цельноко-жаные переплеты имеют в описях различные модификации: это могут быть «кожаные» и «простые кожаные» (возможно, отличаемые наличием или отсутствием тиснений на крышках и корешках), пергаменные (обозначаемые иногда просто словом «в белом») и сафьяновые, переплеты «в золотом обрезе» или «позолотом», иногда с уточнением цвета кожи (например «черная»). Как правило, оговаривается и обрез книжного блока: кроме позолоченного он мог быть красным, крапчатым, зеленым или «простым», т. е. неокрашенным. Современный термин «в корешок» в описях не встречается вовсе, для обозначения полукожаных переплетов используются другие названия: «корень в кожу», «в бумажном переплете корень в кожу», «корень в пергаменте». При явном преобладании кожаных и полукожаных переплетов, особо дорогие среди них, сафьяновые и пергаменные, как и бархатные или тафтяные, составляли незна-

68 Пирогова Е. П. Коллекция рукописей XVIII века из библиотеки уральских промышленников Демидовых // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2020. № 3 (31). С. 208-209, 225-241.

69 ГАСО. Ф. 101. Оп. 1. Д. 915.

70 Там же. Д. 299.

чительную часть и касались главным образом богослужебных книг. Но именно эти переплеты (их описание подробно дано в статье) позволяют надеяться на их последующее выявление в недрах современных книгохранилищ, куда они могли попасть, скажем, после национализации 1920-х гг.

Периодические и продолжающиеся издания приобретались владельцами в печатных издательских переплетах и обложках, к которым богатые заводчики заказывали дополнительно индивидуальные переплеты. Во всех библиотеках значительной была доля книг в бумажных переплетах или вовсе без них. Даже в Описи А. Ф. Турчанинова указано свыше 500 книг «бес переплету» и просто «сшитых в тетратях». Не вполне ясно, к какой из групп переплетов относятся те, которые в документах фигурируют, как «в простом переплете» или просто «в переплете», но сам факт их наличия говорит в пользу богатой вариативности типов переплетов, которая была очевидна составителям описей. Мало того, они умели отличать «английский» переплет от «французского». Последний, правда, встречается только в Описи А. Ф. Турчанинова, но им обозначена почти половина книг его библиотеки (мы насчитали 1 827 томов), что может означать только то, что переплеты были однотипные, узнаваемые, имели ярко выраженный индивидуальный характер. Возможно, эти книжные переплеты были самыми богатыми среди дворянских библиотек Урала, в пользу чего говорят и цены на отдельные экземпляры, доходившие до нескольких десятков, а то и сотен рублей, но скорее всего, они просто имели внешние отличия от других. Нельзя исключать и наличие суперэкслибрисов на турчани-новских книгах, что смогут подтвердить или опровергнуть только находки самих экземпляров. Но пока это не произошло, остается верным наше утверждение об отсутствии на книгах всех рассматриваемых здесь библиотек любых книжных знаков, кроме владельческих записей.

Открытым остается вопрос, какие мастера и где оказывали услуги по переплетам книг своим заказчикам. Источники не дают точных свидетельств о наличии собственных переплетных мастерских, принадлежавших уральским заводчикам, но и не исключают их. Только в отношении библиотеки Н. А. Демидова есть документальные свидетельства о заказах им переплетов у петербургских мастеров.

Нам представляется, что отличительной внешней чертой рассматриваемых библиотек уральских заводчиков XVIII в., несмотря на наличие в них отдельных роскошных переплетов, был их в основном довольно скромный облик, что подтверждается сохранившимися книгами и рукописями из личной библиотеки Н. А. Демидова. Эти книжные собрания соответствовали не библиофильскому, а вполне образовательному, просветительскому и, так сказать, «рабочему» назначению их для своих владельцев, первых уральских промышленников, часто выходцев из других сословий, выбившихся в дворянство бла-

годаря своим предпринимательским талантам, деловой хватке и уму. Книги были для них не демонстрацией богатства или данью моде, что было нередким среди провинциального русского дворянства эпохи Просвещения, а необходимым инструментом, источником получения недостающих знаний.

Источники

1. Государственный архив Свердловской области (ГАСО). Ф. 24. Оп. 1. Д. 2475; Оп. 5. Д. 73; Оп. 23. Д. 6637, 7318 (Т. 1); Ф. 59. Оп. 7. Д. 2531 (Т. 2); Ф. 101. Оп. 1. Д. 915, 299; Ф. 102. Оп. 1. Д. 21; Ф. 643. Оп. 1. Д. 11, 56, 112, 116.

2. Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Ф. 1267. Оп. 1. Д. 459.

Литература

1. Долгодрова Т. А. «В мерцанье переплетов золотых.» // Про книги: журнал библиофила. 2017. № 3 (43). С. 35-43.

2. Дружинин П. А. Книжный переплет и суперэкслибрис как памятники декоративно-прикладного искусства: (в связи с выставкой коллекции П. С. Романова). М., 1994.

3. Дружинин П. А., Соболев А. Л. Музей книги Петра Дружинина и Александра Соболева: аннотированный научный каталог выдающихся памятников письменности XV — начала XX века. М., 2021. Т. 3.

4. Золотова М. Б. Атрибуция декоративных мраморных бумаг при изучении русского переплета XVIII — начала XX века: проблемы и пути решения // Библиотековедение. 2021. Т. 70, № 1. С. 89-99.

5. Золотова М. Б. Декоративные бумаги в русских переплетах XVIII века // Румянцев-ские чтения: материалы международной научной конференции (19-21 апреля 2011). М., 2011. Ч. 1. С. 180-185.

6. Золотова М. Б. Клейстерные декоративные бумаги в русском переплетном деле XVIII века (по материалам фонда НИО редких книг (Музея книги) Российской государственной библиотеки) // Румянцевские чтения: материалы международной научно-практической конференции (21-23 апреля 2021). М., 2021. Ч. 1. С. 365-370.

7. Золотова М. Б. Некоторые особенности русского книжного переплета 1760-1780-х гг. (на примере библиотеки П. К. Хлебникова) // Книга. Исследования и материалы. М., 2017. № 3-4 (112-113). С. 89-104.

8. История литературы Урала. Конец XIV-XVIII в. / гл. ред. В. В. Блажес, Е. К. Созина. М., 2012.

9. Кафенгауз Б. Б. История хозяйства Демидовых в XVIII-XIX вв.: опыт исследования по истории уральской металлургии. М.; Л., 1949. Т. 1.

10. Клепиков С. А. Из истории русского художественного переплета // Книга. Исследования и материалы. 1959. № 1. С. 98-166.

11. Книжные знаки в собраниях Урала / под общ. ред. к. и. н. Е. П. Пироговой. Екатеринбург, 2011.

12. Королев С. В. Библиотека Дидро: опыт реконструкции. СПб., 2016.

13. Маркова А. И. Книжные переплеты генерала А. П. Ермолова / научн. ред. И. Л. Ве-ликодная. М., 2020.

14. Пирогова Е. П. Библиотеки Демидовых. Книги и судьбы. Екатеринбург, 2000.

15. Пирогова Е. П. Духовная литература в библиотеке А. Ф. Турчанинова: реконструкция по Описи имущества 1789 г. // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2018. № 4 (24). С. 194-230.

16. Пирогова Е. П. Коллекция рукописей XVIII века из библиотеки уральских промышленников Демидовых // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2020. № 3 (31). С. 204-246.

17. Пирогова Е. П. Реконструкция библиотеки А. В. Зеленцова // Уральский археографический альманах. Екатеринбург, 2005. С. 377-392.

18. Пирогова Е. П. Сводный каталог книг гражданской печати XVIII — 1-й четверти XIX века в собраниях Урала. Екатеринбург, 2007. Т. 2: Н-Я.

19. Пирогова Е. П., Белобородов С. А. Сводный каталог книг гражданской печати XVIII — 1-й четверти XIX века в собраниях Урала. Екатеринбург, 2005. Т. 1: А-М.

20. Полонская И. М. Русская издательская обложка и переплет XVIII в. // Книга. Исследования и материалы. 1979. № 38. С. 152-161.

21. Починская И. В., Мангилёв П. И., Ануфриева Н. В. Рукописные и старопечатные книги кириллической традиции: изучение, описание, хранение: учебное пособие. Екатеринбург, 2010.

22. Тараканова О. Л. Из истории отечественного переплетного дела XVIII века // Вестник МГУП имени Ивана Федорова. 2015. № 4. С. 108-111.

Elena P. Pirogova

VARIETIES OF BOOK BINDINGS IN THE LIBRARIES OF THE URAL INDUSTRIALISTS OF THE 18th CENTURY

Abstract. The article is devoted to a most poorly studied topics of bibliology — the history of Russian binding of the 18th century. It contains an analysis of the bindings of 6 lost personal libraries of the Ural plant-owners of that time, made on the basis of the inventories of their property. In total, about 4,000 records were identified and analyzed with an indication of the types of bindings (or their absence), which allows speaking about the representativeness of the given data. In addition to property inventories, the manufacturers' correspondence and consolidated statements, as well as records in 18th century books, found in modern book depositories of the Urals, are taken into account. Altogether, this rare documentary information made it possible for the first time to take into account what terminology was used when describing the bindings by contemporaries, and allowed to make adjustments to the existing classifications of bindings. The researcher presents examples showing which books were in expensive

gilded, morocco or parchment bindings, and which were «rooted in leather» in paper bindings, or were «unbound» and simply «binded in blocks»; the author also gives their descriptions, and indicates prices. The ratio of different types of bindings has been presented in the table, showing which of them was preferred by the library owners. Conditions and sequence of orders of bindings for individual publications and periodicals are considered; the examples of obtaining books in publishing covers are also highlighted. The question remains about the masters who provided bookbinding services to their customers. Sources do not provide accurate evidence of the existence of own bookbinding shops that belonged to the Ural plant-owners, but they do not exclude them either. The author provides documentary evidence of Demidov's orders for bindings from St. Petersburg masters. It is concluded that the considered libraries of 18th century manufacturers mostly had modest bindings, without super exlibrises, and that expensive and luxurious bindings made up an insignificant part of them, and related mainly to liturgical books. In general, the acquirement of books corresponded not to the bibliophile, but to the educational and «working» purposes for their owners, the first Ural industrialists, who often came from other estates and considered books as a necessary tool and a source of knowledge.

Keywords: property inventories, types of bindings, French binding, handmade paper, noble libraries of the Urals.

Citation. Pirogova E. P. Raznovidnosti knizhnykh perepletov v bibliotekakh ural'skikh zavod-chikov XVIII v. [Varieties of Book Bindings in the Libraries of the Ural Industrialists of the 18th Century]. Vestnik Ekaterinburgskoi dukhovnoi seminarii — Bulletin of the Ekaterinburg Theological Seminary, 2021, no. 36, pp. 95-130. DOI: 10.24412/2224-5391-2021-36-95-130

About the author. Pirogova Elena Pavlovna — PhD (History), Associate Professor of the Department of Documentation, History, Russian Language and Low of the Russian State Professional Pedagogical University (Russia, Ekaterinburg). E-mail: eppirogova@yandex.ru

Submitted on 19 August, 2021 Accepted on 11 November, 2021

References

1. Blazhes V. V., Sozina E. K. (eds.) Istoriia literatury Urala. Konets XIV-XVIII v. [History of Literature in the Urals. End of 14th-18th Centuries]. Moscow, 2012.

2. Dolgodrova T. A. «V mertsan'e perepletov zolotykh...» [«In the Flicker of Gold Bindings.»]. Pro knigi: zhurnal bibliofila — About Books: Bibliophile Magazine, 2017, no. 3 (43), pp. 35-43.

3. Druzhinin P. A. Knizhnyi pereplet i superekslibris kak pamiatniki dekorativno-prikladnogo iskusstva: (v sviazi s vystavkoi kollektsii P. S. Romanova) [Book Binding and Super Exlibris as Monuments of Decorative and Applied Art: (In connection with the exhibition of P. S. Romanov's collection)]. Moscow, 1994.

4. Druzhinin P. A., Sobolev A. L. Muzei knigi Petra Druzhinina i Aleksandra Soboleva: an-notirovannyi nauchnyi katalog vydaiushchikhsia pamiatnikov pismennosti XV — nachala

E. n. nuporoBa

XX veka [Museum of the Book of Peter Druzhinin and Alexander Sobolev: An Annotated Scientific Catalog of Outstanding Monuments of Writing of the 15th — Early 20th Centuries]. Moscow, 2021, vol. 3.

5. Kafengauz B. B. Istoriia khoziaistva Demidovykh v XVIII-XIX vv.: opyt issledovaniia po is-torii ural'skoi metallurgii [The History of the Economy of Demidovs' in the 18th-19th Centuries: Research Experience on the History of the Ural Metallurgy]. Moscow; Leningrad, 1949, vol. 1.

6. Klepikov S. A. Iz istorii russkogo khudozhestvennogo perepleta [From the History of Russian Binding Art]. Kniga. Issledovaniia i materialy — Book. Researches and Materials, 1959, no. 1, pp. 98-166.

7. Korolev S. V. Biblioteka Didro: opyt rekonstruktsii [Diderot's Library: An Experience of Reconstruction]. Saint Petersburg, 2016.

8. Markova A. I. Knizhnye pereplety generala A. P. Ermolova [General A. P. Ermolov's Book Bindings]. Ed. I. L. Velikodnaya. Moscow, 2020.

9. Pirogova E. P. (ed.) Knizhnye znaki v sobraniiakh Urala [Book Signs in the Collections of the Urals]. Ekaterinburg, 2011.

10. Pirogova E. P. Biblioteki Demidovykh. Knigi i sud'by [Libraries of the Demidovs. Books and Destinies]. Ekaterinburg, 2000.

11. Pirogova E. P. Dukhovnaia literatura v biblioteke A. F. Turchaninova: rekonstruktsiia po Opisi imushchestva 1789 g. [Spiritual Literature in the Library of A. F. Turchaninov: Reconstruction under the Inventory of 1789]. Vestnik Ekaterinburgskoi dukhovnoi seminarii — Bulletin of the Ekaterinburg Theological Seminary, 2018, no. 4 (24), pp. 194-230.

12. Pirogova E. P. Kollektsiia rukopisei XVIII veka iz biblioteki ural'skikh promyshlennikov Demidovykh [Collection of 18th Century Manuscripts from the Library of Ural Industrialists Demidovs']. Vestnik Ekaterinburgskoi dukhovnoi seminarii — Bulletin of the Ekaterinburg Theological Seminary, 2020, no. 3 (31), pp. 204-246.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Pirogova E. P. Rekonstruktsiia biblioteki A. V. Zelentsova [Reconstruction of A. V. Ze-lentsov's Library]. Ural'skii arkheograficheskii al'manakh — Ural Archaeographic Almanac. Ekaterinburg, 2005, pp. 377-392.

14. Pirogova E. P. Svodnyi katalog kniggrazhdanskoi pechati XVIII — 1-i chetverti XIX veka v sobraniiakh Urala [Consolidated Catalog of Books of the Civil Press in the 18th — First Quarter of the 19th Century in the Ural Collections]. Ekaterinburg, 2007, vol. 2.

15. Pirogova E. P., Beloborodov S. A. Svodnyi katalog knig grazhdanskoi pechati XVIII — 1-i chetverti XIX veka v sobraniiakh Urala [Consolidated Catalog of Books of the Civil Press in the 18th — First Quarter of the 19th Century in the Ural Collections]. Ekaterinburg, 2005, vol. 1.

16. Pochinskaia I. V., Mangilev P. I., Anufrieva N. V. Rukopisnye i staropechatnye knigi kiril-licheskoi traditsii: izuchenie, opisaniie, khraneniie: uchebnoe posobie [Handwritten and Early Printed Books of the Cyrillic Tradition: Study, Description, and Storage: A Tutorial]. Ekaterinburg, 2010.

17. Polonskaia I. M. Russkaia izdatel'skaia oblozhka i pereplet XVIII v. [Russian Publishing Cover and Binding of the 18th Century]. Kniga. Issledovaniia i materialy — Book. Researches and Materials, 1979, no. 38, pp. 152-161.

18. Tarakanova O. L. Iz istorii otechestvennogo perepletnogo dela XVIII veka [From the History of Russian Bookbinding of the 18th Century]. Vestnik MGUP imeni Ivana Fedorova — Bulletin of Ivan Fedorov Moscow State University of Printing Arts, 2015, no. 4, pp. 108-111.

19. Zolotova M. B. Atributsiia dekorativnykh mramornykh bumag pri izuchenii russkogo perepleta XVIII — nachala XX veka: problemy i puti resheniia [Attribution of Decorative Marble Papers in the Study of Russian Binding of the 18th — Early 20th Centuries: Problems and Solutions]. Bibliotekovedenie — Library Science, 2021, vol. 70, no. 1, pp. 89-99.

20. Zolotova M. B. Dekorativnye bumagi v russkikh perepletakh XVIII veka [Decorative Papers in Russian Bindings of the 18th Century]. Rumiantsevskie chteniia: materialy mezhdunarod-noi nauchnoi konferentsii (19-21 aprelia 2011) [Rumyantsev Readings: Proceedings of the International Scientific Conference (April 19-21, 2011)]. Moscow, 2011, part 1, pp. 180-185.

21. Zolotova M. B. Kleisternye dekorativnye bumagi v russkom perepletnom dele XVIII veka (po materialam fonda NIO redkikh knig (Muzeia knigi) Rossiiskoi gosudarstvennoi bibliote-ki) [Paste Decorative Papers in 18th Century Russian Bookbinding (Based on Materials from the Fund of the Scientific Research Institute of Rare Books (Museum of Books) of the Russian State Library)]. Rumiantsevskie chteniia: materialy mezhdunarodnoi nauchno praktiches-koi konferentsii (21-23 aprelia 2021) [Rumyantsev Readings: Proceedings of the International Scientific and Practical Conference (April 21-23, 2021)]. Moscow, 2021, part 1, pp. 365-370.

22. Zolotova M. B. Nekotorye osobennosti russkogo knizhnogo perepleta 1760-1780-kh gg. (na primere biblioteki P. K. Khlebnikova) [Some Features of the Russian Book Binding of the 1760s-1780s (On the Example of P. K. Khlebnikov's Library)]. Kniga. Issledovaniia i materialy — Book. Researches and Materials. Moscow, 2017, no. 3-4 (112-113), pp. 89-104.

Образец книжного автографа Н. А. Демидова

Лкаде^мп vecxtx ! И 3 Б £ С Т I Л па 1780 го4Ъ ,

Содержания вЪ cefrb Исшор1ю ндукЬ н , hobMiuí* от крыши) оныхЪ ; извлечете ияЬ Atxiiiü слаанЪишнхЪ Лкадс и

Йч1й вЪ liiponti прнмЪчам!* физически* » «Л Естественной tfcmopin , особенно

1ДО pOCCill КЛС4ЮШ1ЛСЛ j на выя изо6р"Ь- . гаеШд , опыты вЪ Юстесшвенаан Исто- ■ р1и, Хнчш, (J)ít-tiiKti. Механпк1> и вЪ отна- . i с кшихс л кЪ апьгмЪ худсшестялхЪ; отлн-

»чн^нши произведен! я вЪ писмепахЪ вор >«Я Европа ; Лк4дгм11Ч1>г к ТА сдачи; Аю- ; бштышныя н странны* тяябм и друг)* i, принцип достойны я притшеетв!*. <

Часть V.

Прн С. ШшрбургскоЯ 1Кклераторслон И\иле.я\и иаунЬ.

--:-SE----,г ---г ^ =

Ил. 1. Издательская обложка журнала «Академические известия»

-—" l-.il у,* н Чес а I м

И : г И ( 7 I Л,

¿Тип Гр* |

;■ «ЛЦШ | < [гг'.к л . i--.ii ■ - и ъ hl.1ni

11 ■ 14 III Н ■ ■

<1 ГАр-'П

| . 'и Р ' |Ь«|<' .1 II». II

(и ГЦ ». ->. унЕл,

шчаЬ

Й«Г*1> О

ч ЛИ 1^1'■ч-

| ■ И|Ц|1|р

,,1111. ■•■■мин ,1"

1,1 №111 411* Я Аир

J-.L4In.1FIU

I Ч. .J_.il счДйи , Ц[.-4р||Л ■

I ■ П-... I щ П 1и(> ПН ■ I ' * " '■

II' < \HlUttKt I' И Щ|Щи1 'Ч«!!1

■ и. И -.!р I у а.- .44Ь_ «Ъ | 4>1Ц 4 1Е1 I .1

р'| -«"ГИЦЬ № »ССП I IIк II Г|Ч- ЛКвойРИ*!

1Ц111

ш ^

Ил. 1а. Издательская обложка (синяя) журнала «Академические известия»

Ил. 4. Цельнокожаный переплет. Леман. Кобалътословие. 1778

Ил. 5. Цельнокожаный переплет. Наставление человеку упражняющемуся в охоте... 1766

нш

Ил. 7. Полукожаный переплет с бумагой «турецкого» рисунка. 77я Порт. Всемирный путешествователъ. 1781

Ил. 8. Полукожаный переплет с бумагой типа рисованный или «обтянутый» мрамор. Прево д'Экзиль. Всеобщее повествование о путешествиях. Т. 2. 1777

Ил. 8а. Полукожаный переплет с мраморной бумагой. Уральский федеральный университет

Ил. 9. Полукожаный переплет с бумагой коричневого цвета с разводами. Жокур. Спарта. 1769

Ил. 10. Полукожаный зеленый переплет с «солярным» узором. Прево д'Экзиль. Всеобщее повествование о путешествиях. Т. 1.1777

Ил. 11. Картонный переплет с голубой бумагой редкого рисунка. Герман. Наилучший способ... 1784

Т (1 I и ,1 ь II ¡'

юуи-Й

(знания

■ 1 Н '( ■ I' к Ч 1ГЬ кГ

Ил. 12. Картонный переплет с мраморной бумагой рисунка типа «Нонпарель». Гроций. Разсуждение... 1765

Ил. 13. Полукожаный переплет с бумагой «под кожу» на рукописной книге из библиотеки Выйского Демидовского училища

Ил. 14а. Форзац из мраморной бумаги с рисунком типа «Нонпарель»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.