УДК 902.034
DOI: 10.24412/2220-0959-2022-13-05-17
СОХРАНЕНИЕ КЕРАМИЧЕСКИХ ФРАГМЕНТОВ ПОДВОДНОЙ АРХЕОЛОГИИ В ФИНСКОМ ЗАЛИВЕ НА ПРИМЕРЕ КЕРАМИКИ КОРАБЛЯ «АРХАНГЕЛ РАФАИЛ».
Бегунова Анастасия Викторовна
лаборант музея Государственный Эрмитаж ОАВиЕС, член реставрационной группы «Артефакт» (Санкт Петербург)
Аннотация: В последние годы консервационные подходы в реставрации играют все более важную роль в сохранении культурного наследия. Консервация основывается на междисциплинарном изучении памятников и сохраняет маркеры для последующих исследований. Керамические предметы являются одними из наиболее часто встречающихся артефактов в подводных археологических раскопках. Эти объекты могут дать ценную информацию об исторических и художественных достижениях обществ. С развитием технологий в исследованиях, сохранение отдельных фрагментов стало доступной многопрофильной исследовательской задачей. Консервация многочисленных керамических фрагментов становится все более актуальным в этом контексте. Однако керамические предметы, найденные в водной среде, требуют большего внимания и представляет собой усложненную задачу в сохранении. В настоящей статье рассматривается методика проведения охранных работ при изучении многочисленных керамических фрагментов. Исследования проводились на примере стабилизации керамических находок, поднятых с корабля «Архангел Рафаил» в Финском заливе.
Ключевые слова: сохранение культурного наследия, керамические фрагменты, консервация керамики, подводная археология, судно «Архангел Рафаил»
Дополнительные сведения о публикации:
Представленная публикация основана на материалах магистерской диссертации: "Консервация керамических предметов подводной археологии из акватории Финского залива: на примере предметов, поднятых с корабля «Архангел Рафаил»" Бегунова А.В., Борисова Н.В., Дмитриева Д.Н., Курганов Н.С., Санкт-Петербург. СПБГУ - 2021. - С.146.
Работы по исследованию судна проводились Центром подводных исследований Русского географического общества.
Бегунова А. В. Сохранение керамических фрагментов подводной археологии в Финском заливе на примере керамики корабля «Архангел Рафаил» / А. В. Бегунова // Вопросы подводной археологии. - 2022. - №13. - С. 5-17
Abstract: In recent years, conservation approaches in restoration have been paramount in the preservation of cultural heritage. Conservation is based on an interdisciplinary study of finds and preserves markers for future research. Ceramic objects are among the most commonly found artifacts in underwater archaeological sites. These objects can provide valuable information about the historical and artistic achievements of societies. With the development of technology in research, the preservation of individual fragments has become an accessible multidisciplinary research task. The conservation of numerous ceramic fragments is becoming increasingly relevant in this context.
However, ceramic objects found in the harsh conditions of the aquatic environment require more attention and represent an increased challenge in conservation. This article addresses the fundamental question: why should we save numerous ceramic fragments and what techniques are used to save them. The studies were carried out on the example of the stabilization of ceramic finds recovered from the ship «Archangel Raphael» in the Gulf of Finland.
Keywords: preservation of cultural heritage, ceramic fragments, conservation of ceramics, underwater archeology, the ship «Archangel Raphael»
рхангел Рафаил» — корабль XVII века, затонувший в Финском
заливе и сохранивший в себе маркеры петровского времени.
Место гибели судна было обнаружено в конце XX века южнее входа в пролив Бьёркезунд, а подводные раскопки начались в начале XXI века [7. С.91-98; 9. С.34-35]. На корабле находилось огромное количество керамических предметов, в том числе тарелки, миски, кувшины и другая посуда. Артефакты, обнаруженные на «Архангеле Рафаиле», относятся к предметам быта Северной Европы XVII в. и представляют значительную историческую и культурную ценность [5. С.68-72]. Многие найденные поливные миски, горшки, треножники (или грапены) имели почти идеальную сохранность и требовали минимальных реставрационных мероприятий (рис. 1). Фрагментарная керамика также не оставалась без внимания специалистов (рис. 2).
Концепция подчеркивания значения разнородных фрагментов привела к выбору находок для научного изучения и оптимальному их использованию при реконструкции форм. Внимание было отдано нескольким группам разнородных фрагментов, которые были причислены к «битой посуде» (рис. 3). Дополнительную научную заинтересованность дополняли индивидуальные особенности степени сохранности этих подводно-археологических фрагментов.
Сохранение извлеченных керамических предметов усложняется из-за суровых условий водной среды. Помимо физического повреждения, керамические находки также подвержены химическому
Рис. 1. Находки на судне «Архангел Рафаил». Фото предоставлено Центром подводных исследований Русского географического общества
и биологическому воздействию. Например, морская вода, в которую погружены объекты, может вызвать коррозию глазурных поверхностей, а микроорганизмы могут вызвать увеличение биологических повреждений.
Финский залив характеризуется низкой соленостью, низкой температурой и малым влиянием ультрафиолетового света. В данной ситуации, эти условия выступают консервационными свойствами и незначительно изменяют состояние керамических предметов. Иногда керамические находки подвержены абразивному воздействию песка, и имеют разрушения в виде растрескивания и деформации из-за неустойчивости самого теста.
В момент поступления фрагментов в работу, в намерение Русского географического общества и музея истории Кронштадта не входило поместить отреставрированные объекты на экспозицию, а составить из них вспомогательный научный фонд. Поскольку изначально фрагменты
Рис. 2, 3. Находки с экспедиции РГО, фотография Р.Ю.Прохорова. Партии керамических фрагментов 2004 и 2014 года.
не представляли экспозиционную ценность, они позволяли углубиться в исследования и разносторонне изучить последствия погружений для конкретной керамики. Поступившие в работу фрагменты имели многочисленные расколы, замытости торцов, трещины глазурованного слоя в процессе выхода хлористых солей, загрязнения и различные наслоения. Как правило, изученные фрагменты керамики отличались хрупкостью, как следствие стрессовых изменений окружающей среды.
Комплексное изучение подводно-исторического наследия подразумевает работу специалистов в области кабинетных исследований, историографии, архивистики, реставрации и ученых по технико-технологическим исследованиям [4. С.121]. Современное развитие реставрации выигрывает от ее междисциплинарного характера, и позволяет получить более информативное представление о памятнике.
Первоочередной была идея изучения наслоений о бытовании предмета, а также идентификации элементов, включенных в тесто в процессе археологизации в Финском заливе. Размеры находок позволяют досконально рассматривать под микроскопом фрагменты и упрощенно собирать пробы. Исследование наслоений, помимо бинокулярного и химического анализов, также включал ряд передовых анализирующих методов, таких как рентгенофлуоресцентная спектроскопия (XRF), сканирующая электронная микроскопия (SEM и инфракрасную спектроскопию с преобразованием Фурье (FTIR), исходя из поставленных задач. Такие технологии определяют элементный состав исследуемых материалов, микроструктуры объектов, наличия органических остатков.
В ранее опубликованной коллективной работе представлены описания и анализы исследований, а также полный список выявленных элементов и веществ [2. С.80-107]. Наиболее интересными результатами стоит подчеркнуть обнаруженные гипсовые соли; приобретенные водные минералы: бирнесит и розенит, а также засохший каменный деготь на поверхности исследуемой керамики. (рис.4 и рис.5) Такие методы подтверждают многие факты о бытовании предметов XVII века и последствий залегания судна «Архангел Рафаил». Исследования проводились на оборудовании ресурсного центра Научного парка СПбГУ «Оптические и лазерные методы исследования вещества». Специалисты по проведению анализов и истолкованию отобранных результатов: Н.С. Курганов, Е.В. Борисов, А.В. Поволоцкая. После проведения ряда исследований был сформулирована методика консервации керамических фрагментов. Для поддержания физико-химического состояния фрагментов стало обязательным удаление
Рис. 4. Фотография, образца темного с переливом наслоения, полученная под микроскопом с объективом 10 крат, темное поле. Деготь.
хлористых солей и неинформативных загрязнений. Решение о степени реставрации находок было принято после продолжительного подбора фрагментов в профили сосудов.
В статье 2.3 Конвенции ЮНЕСКО 2001 г. говорится, что «сохранение на месте подводного культурного наследия следует рассматривать в качестве первого варианта перед любым восстановлением или другим нарушением» [10. С.6]. Уже поднятые на сушу фрагменты стоит рассматривать по консервативному принципу: минимального вмешательства, целью которого является максимально возможное сохранение оригинального материала [8. С.4].
Обилие найденных фрагментов создает дополнительные сложности в сохранении керамических предметов. Далее на чашу сомнений ставятся вопросы: о количестве сохранения фрагментов для дальнейших исследований в соотношении трудозатрат. Принимая во внимание мнение, что фрагменты были изъяты из привычной среды, то принято наиболее оптимальное решение: сохранять максимум находок и работать с ними в течении нескольких полевых сезонов. Ценность таких объектов увеличивается с прогрессией нахождения и подбора
Рис. 5. Фотография, образца темного с переливом наслоения, полученная под микроскопом с объективом 10 крат, светлое поле. Деготь.
утраченных частей. Большое количество фрагментов требует системного подхода к документированию, наглядности в подборе, а также обязательной стабилизации находок. Процесс документирования подразумевает запись местоположения каждого фрагмента, чтобы обеспечить возможность точного восстановления фрагментов при сборке. Процесс наглядности помогает анализировать фрагменты при подборе и стыковать в археологически целые вещи. Процесс стабилизации должен включать обработку каждого фрагмента, чтобы предотвратить дальнейшее их разрушение и обеспечить точную реконструкцию предметов.
Из-за водных течений фрагменты разносятся на большие расстояния вероятность восстановления всех или большинства частей памятника значительно ниже, чем при наземных раскопках, в результате чего процент сохранившейся авторского материала может понести большие потери. Изначально фрагменты подбирались по группировкам: цвет и включения в тесте, цвета поливы и расположения фрагментов по уровням (венчик, тулово, донце). Визуальное обследование и селекция находок сформировало 9 предметов из 126 керамических фрагментов. Эти сосуды имели полный археологический профиль,
но также имели значительные утраты (рис.6 и рис.7). В случае подводных находок специфические свойства материала требуют принятия мер по компенсации потерь при консервационных работах с дополнительными местами стыковки и поддержки.
Процесс стабилизации включает в себя обработку керамических предметов для предотвращения дальнейшего износа:
• удаление хлористых солей;
• удаление ила и песка с объектов, но сохранения маркеров бытования. На керамике с судна «Архангел Рафаил» такими наслоениями являлись: зерно, нагар и деготь;
• точечное укрепление сколов, отслоек и трещин глазури, при необходимости полное пропитывание хрупких фрагментов;
• заполнение трещин и дополнительное армирование непрочных участков.
Рекомендуется использовать синтетические пропитки для стабилизации
поверхностей этих предметов, а также клей и наполнители для укрепления сломанных керамических предметов. При выборе клеев стоит ориентироваться на состояние керамических изделий. [6. С.36-39] Для археологической керамики подходят «ПВБ» и «Paraloid-72» благодаря их обратимости, прочности, прозрачности, долговечности, устойчивости к свету, влаге и биологическим факторам. Использовалась технология склейки и мастиковки керамики [1. С.55-70].
Если рассматривать реставрацию, как консервационный подход, то есть подход с минимальным вмешательством и доделками, то решение оставить утраты, без значительных восполнений обосновано. В этом случае применим принцип о том, что степень восполнения потерь должна быть ниже для более старых памятников [1. С.20-22], что послужило как дополнительным фактором, влияющим на окончательную программу реставрации памятников. Так поддерживается идея последующего пополнения керамики в новые полевые сезоны.
В реставрационной работе был целенаправленный отказ от заливных гипсовых восполнений, но для дополнительного поддержания форм в уязвимых местах и распределения силы тяжести на опору были применены прозрачные точечные конструкций из Полиэтилентерефталат (листы ПЭТ-Г) [3. С.212-213]. Конструкции приклеивались на глазурованную поверхность или в торцы на ранее применяемый клей, и при необходимости легко снимались растворителем (рис. 8). Такой способ менее трудозатратен на последующий подбор и вклеивание новых находок [2. С.127-128].
Изложенная выше подход позволяет принимать во внимание фрагменты не только для исследовательских целей, но для консервационных
Керамические фрагменты Места утрат
Стыки керамических фрагментов Темные наслоения, предположительно нагар
Рис. 6. Картограмма грапена (В5). Сосуд собран на 85%. Имеет полный археологический профиль с тремя ножками, без ручки.
Утерянные или ненайденные фрагменты Предположительные фрагменты Найденные фрагменты Загрязнения темного цвета Зерно
Рис. 7. Картограмма грапена (В6). Сосуд собран на 50-60%. Отсутствует донце.
Рис. 8. Сосуд (В6). На фото - прозрачные поддерживающие вставки пластинкой полиэтилентерефталата.
и гипотетически экспозиционных. В подобном виде данная коллекция может быть введена в научный оборот и представлена широкой публике на обозрение. Стоит помнить, что процесс стабилизации также включает в себя поддержание соответствующих стабильных условий хранения, чтобы предотвратить дальнейшее повреждение объектов.
Такой консервационно-реставрационный метод, как был использован к керамическим фрагментам с судна «Архангел Рафаил», применим для многочисленных подводно-археологических фрагментов, которые хранятся во вспомогательном фонде. Они вводятся в научную, реставрационную работу и имеют потенциал быть экспонированными. Как итог фрагменты имеют стабильное состояние, профильный вид и возможны для пополнения при последующих подводных раскопках. В целом, работа с керамическими фрагментами с корабля «Архангел Рафаил» представляет собой важный пример сохранения подводных археологических памятников. Благодаря усилиям экспертам разных
направлений эти ценные артефакты были стабилизированы и сохранены для будущих поколений, а Российское географическое общество и музей Истории Кронштадта теперь обладает дополненной коллекцией прекрасных керамических предметов быта Северной Европы XVII века.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Андреева Л.Н. Реставрация музейной керамики. М.; ВХНРЦ.
- 1999. - С.144.
2. Бегунова А.В., Борисова Н.В., Дмитриева Д.Н., Курганова Н.С. Консервация керамических предметов подводной археологии из акватории Финского залива: на примере предметов, поднятых с корабля «Архангел Рафаил». СПб., - СПБГУ - 2021. - С.146.
3. Бегунова А.В., Стрекалова Е.Н. Реставрация неолитических глиняных сосудов из обводненных и торфяниковых слоев (на примере памятника Сертея II). Археология Евразийских степей. Т.6. - 2021.
- С. 209-222.
4. Березин А.А. Особенности периодизации в современной отечественной историографии подводной археологии // Гуманитарный вектор. - 2021.
- № 3. - С.120-127.
5. Каталог «Три века под водой». Отв.ред. С.А. Фокин, Р.Ю. Прохоров «Three centuries under water» Underwater search center. 2017. - С.92.
6. Никитин М. К., Мельникова Е. П. Химия в реставрации: Справочное пособие. Л.: «Химия» Ленинградское отделение. - 1990. - С.302.
7. Ольховский С.В., Прохоров Р.Ю. «Архангел Рафаил» // Нептун XXI век. - 2014. - № 6. - С.91-98.
8. Принципы сохранения объектов наследия в Китае. ИКОМОС. 1999 [Электронный ресурс]. - https://www.icomos.org/charters/china_e. pdf (дата обращения: 14.III.2023)
9. Прохоров Р.Ю., Ольховский С.В. «Архангел Рафаил» Охраняется государством. ФГБУК АУИПИК. - Т.5. - 2017. - С. 34-35.
10. Конвенция об охране подводного культурного наследия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.mesco.org/en/legal-affairs/convention-protection-underwater-cultural-heritage?hub=412 (дата обращения: 13.III.2023)
11. Этический кодекс музеев ИКОМ. 2013. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://icom.museum/wp-content/uploads/2018/07/IC0M-Code-of-Ethics-for-Museums-ENG.pdf. (дата обращения: 15.III.2023)
12. Fisher P., Norman K. A New Approach to the Reconstruction of Two Anglo-Saxon Glass Claw Beakers// Studies in Conservation Vol. 32, London: British Museum, 1987. — P. 49-58.
Рис. 8. «Архангел Рафаил». Вид сверху. Фотография экспедиции ЦПИ РГО