Научная статья на тему 'Консерватизм и модернизация в правоведении'

Консерватизм и модернизация в правоведении Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
192
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Васильев Антон Александрович

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «<Консервативная правовая доктрина России: исторические и теоретические аспекты», проект №11-03-00521а Статья посвящена понятию консервативной правовой доктрины, незаслуженно исключенной из исследований правоведов. Автор обосновывает положительное значение консервативных юридических взглядов в истории права и современных условиях модернизации общества и правовой системы. В работе выдвигается тезис о том, что консервативное юридическое мировоззрение обеспечивает преемственность, органичность динамики правовой системы. Автор доказывает обеспечение традиционализмом функции сохранения правовых институтов и порядка в общественной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Консерватизм и модернизация в правоведении»

Слова «консерватизм», «охранительство», «хранительство», «охранители», «охранительный», «консервативный» в социогуманитарной мысли преимущественно воспринимаются в негативном смысловом значении и ассоциируются с ретроградством, косностью, антипрогрессизмом. В научной литературе термин «охранительство» практически не встречается, хотя имеет глубокие корни в российской традиции. Вместо него широкое распространение среди ученых получили термины «консерватизм» и «реакция».

Слово «охранительство» появилось задолго до эпохи модерна и секуляризации русской культуры. Первые упоминания о хранительстве русских традиций, веры предков и безопасности русского государства встречаются в произведениях русской литературы Х-Х11 вв. В древнерусской литературе, религиозно-философских трактатах и летописях функции князя тесно связаны с охраной правды и православной веры, русской земли. В.А. Томсинов среди особенностей древнерусской политико-правовой мысли отмечает: «Среди функций князя одной из важнейших считалась функция защиты православного христианства, Идея о князе - охранителе православия дополняла концепцию его богоизбранности. Согласно данной идее князь, будучи избранным Богом на престол, не просто призывался к православной вере, но должен был хорошо знать Христово учение и служить опорой Святой церкви»1.

Антон Александрович Васильев, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Алтайского филиала ФГБОУВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», кандидат юридических наук

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «<Консервативная правовая доктрина России: исторические и теоретические аспекты», проект №11-03-00521а

Статья посвящена понятию консервативной правовой доктрины, незаслуженно исключенной из исследований правоведов. Автор обосновывает положительное значение консервативных юридических взглядов в истории права и современных условиях модернизации общества и правовой системы. В работе выдвигается тезис о том, что консервативное юридическое мировоззрение обеспечивает преемственность, органичность динамики правовой системы. Автор доказывает обеспечение традиционализмом функции сохранения правовых институтов и порядка в общественной жизни.

КОНСЕРВАТИЗМ И МОДЕРНИЗАЦИЯ В ПРАВОВЕДЕНИИ

В истории русской мысли прослеживается тесная связь хранительства с состоянием мира, порядка, стабильности. Верховная власть и православная церковь выступают хранителями мира в русской земле, ограждающими общественный порядок от зла и греха порочных людей.

В первых юридических актах императора Александра III - «Манифесте о незыблемости самодержавия» от 29 марта 1881 г. и «Положении о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия» от 14 августа 1881 г. - впервые официально была выражена сущность охранительной идеологии - защита государственных и общественных устоев Российской империи2. С данным положением можно непосредственно связать историю официального употребления термина «охранительная доктрина» в российской политико-правовой жизни. В «Манифесте о незыблемости самодержавия» император Александр III так определил охранительное направление российской государственной политики: «Но посреди великой нашей скорби Глас Божий повелевает Нам стать бодро на дело правления в уповании на Божественный промысел, с верою в силу и истину Самодержавной Власти, которую мы призываем утверждать и охранять для блага народного от всяких на нее поползнове-ний»3.

Первоначально охранительная доктрина не имела отрицательных коннотаций, и лишь впоследствии с середины XIX в. под влиянием первоначально бес-

пощадной либеральной, а потом и социалистической критики за охранительной идеологией надолго закрепился статус реакционного, косного течения русской буржуазно-помещичьей мысли, отстаивающей антипрогрессивные феодальные привилегии и монархические порядки. Историческая наука в советский период подвергла обструкции охранительную идеологию, а за ее представителями конца XIX - начала XX в. до сих пор сохраняется клеймо реакционеров, «душителей» прогресса.

В современной социально-философской, исторической, политологической и юридической литературе термин «охранительная идеология» рассматривается с нескольких позиций.

Во-первых, охранительство отождествляется с консервативным мировоззрением - совокупностью взглядов, подчиненных идее сохранения традиционных ценностей цивилизации (религии, традиций предков, исторических сложившихся форм общественно-экономической и политической жизни и т.п.)4.

Во-вторых, охранительная доктрина определяется как крайнее, радикальное течение консервативной мысли, выступающее за неизменность социального порядка или призывающее к возврату к утраченным традиционным ценностям Средневековья. Так, А.С. Карцов, проводя классификацию консервативных мыслителей России рубежа XIX-XX вв., отмечает: «Консерваторы-охранители" -здесь самыми крупными фигурами были К.П. Победоносцев и М.Н. Катков - вы-

\

•л

алтайский вестник государственной и муниципальной службы

ступали против каких бы то ни было серьезных изменений, полагая, что любые новации лишь ухудшают состояние общества и государства, но считали неосуществимым полный возврат к дореформенным порядкам»5.

В-третьих, с точки зрения сложившегося в советской науке и до сих пор существующего стереотипа охранительная доктрина с сугубо эмоционально-оценочной, идеологической точки зрения рассматривается в качестве косной идеологии царской России, защищающей отмирающие пережитки феодализма - церковь, самодержавие, привилегии дворянской элиты, общинный строй и невежественность крестьянства.

Разумеется, что советская идеологе-ма «охранительная мысль», отождествляемая с косной теорией неподвижности, мракобесия, ретроградством, антипрогрессизмом, не выдерживает критики со строго научных позиций. Очевидно, что понятие «охранительная идеология» рассматривается в таком случае предвзято, с точки зрения большевистской идеологии, с которой представители охранительства боролись в преддверии революционных событий конца XIX-XX в. В политическом и научном словарях советского периода охрани-тельство неразрывно связывалось с деятельностью царской полиции, именовавшейся «охранкой». Как справедливо отмечают Д.В. Ермашов и А.А. Ширинянц, «до недавнего времени эмоционально-негативная трактовка была характерна не только для бытовой лексики, что фиксирует, в частности, «Словарь русского языка» С.И. Ожегова, но и преобладала в научно-исследовательской и публицистической литературе»6. В силу чего в советскую эпоху идеологические путы не позволяли объективно подойти к изучению охранительной идеологии, ее природы, социального назначения.

Вместе с тем с точки зрения происхождения слова «охранительная мысль» не имеет негативного оттенка и по сути дела является тождественным происходящему из латинского языка слову «консерватизм». Так, в большинстве этимологических словарей русского языка отмечается образование прилагательного «охранительный» от существительного «охрана», означающего защиту и, скорее всего, заимствованного из польского языка (ochrona). В толковом словаре В.И. Даля под словом охранять появляется и охрана в таком ряду: «Охраненье, охрана, охранка, дейст[вие]

по гл[аголу]. Охранное войско, гарнизон. Охранный лист, данный властью для охраны кого. Отдать деньги под охрану, на сохраненье. // Охрана, оберег, запись от сглаза или порчи, болезни и пр. // Врачебная охрана, диэта в обширн[ом] значен [ии]»7. В таком контексте слово «охранительный» означает «что-либо защищающий, уберегающий, спасающий, охраняющий».

По мнению автора, необходимо в современных юридических исследованиях преодолеть односторонний, отрицательный подход к определению охранительства. Представляется, что охранительное мировоззрение при самом первом приближении к смысловому содержанию имеет и положительное содержание в смысле противостояния разрушению, необдуманным реформам, революциям и т.п. Более беспристрастный анализ показывает, что охранительство выполняет в любой культуре функцию сохранения традиций, обеспечения органичного развития общества без потерь для национальной культуры. Политические и идеологические условия российской истории в течение последних полутора столетий наложили на ох-ранительство отрицательный отпечаток, который требует от современной науки более объективного и тщательного анализа.

Дискуссионным остается вопрос о соотношении охранительной идеологии с консервативным мышлением. Слово «консерватизм» производно от латинского «conserve», означающего «сохранять», «хранить», «спасать», «беречь», «сберегать»8. Долгое время понятие «консерватизм», как и «охранительство», вызывало исключительно отрицательные, критические ассоциации. Еще в середине 1880-х гг. М.Н Катков указывал на широкое распространение в России эмоционально-критических оценок консервативной мысли: «Всего почетнее было прослыть прогрессистом; всего позорнее было попасть в разряд консерваторов. Было время (оно еще не миновало), когда слово консерватор употреблялось вместо брани, и несчастный, в которого бросалось это карательное прозвище, трепетал и бледнел и готов был пройтись колесом по городским улицам, чтобы искупить свой грех и перечислиться в ряды прогрессистов. Консерватор - это обскурант, крепостник, ненавистник человеческого рода, враг меньших братий, подлец и собачий сын.. ,»9.

И только в последние два десятилетия, после разрушения монистической идеологии социализма, слово «консерватизм» стало приобретать утраченный смысл того течения общественной мысли, которое направлено на сохранение исторической преемственности и культурного наследия. Положительное зерно в традиционализме подчеркивает М.В. Сальников: «Национальная политико-правовая традиция представляет собой специфический механизм передачи социально-исторического опыта, а также выступает своего рода «иммунной системой», сдерживающей деструктивное влияние внешних факторов, либо, напротив, обеспечивающей их адаптацию к реалиям национального права»10.

Близких взглядов о высокой социальной ценности охранительства придерживается ведущий из историков российского консерватизма А.В. Репников. В одной из своих статей он отмечает: «Идея консервативной модернизации стала популярной еще и потому, что русские консерваторы были не только «охранителями» в узком смысле слова, но и пытались найти компромисс с происходившими в стране переменами. Иными словами те, кого еще недавно клеймили страшным словом - «реакционеры», в действительности стремились, опираясь на традиционные ценности, разработать и предложить продуманную систему мер, позволявших реализовать оптимальный, по их мнению, сценарий перехода к новым социально-экономическим отношениям, т.е. осуществить консервативную модернизацию в России (или, вернее сказать, консервативную стабилизацию в стране, переживающей эпоху реформ)»11.

В семантическом плане слово «консерватизм» тождественно слову «охранительство», и, на наш взгляд, нет никаких веских оснований разграничивать данные понятия. Консерватизм и охра-нительство - эквивалентные по смыслу слова-синонимы, имеющие лишь различное языковое происхождение. Зачастую авторы, которые различают данные понятия, охранительство рассматривают в качестве одной из форм консервативной идеологии, наряду с либеральными консерваторами и реакционерами. Охранительная доктрина в таком случае определяется в качестве разновидности консервативной идеологии, защищающей традиционные государственные и общественные порядки, но не призывающей к осторожным реформам или

возврату к утраченным формам социальной жизни. По мысли автора, речь идет по сути дела о некоторых нюансах, деталях в развитии единой концепции охранительной (консервативной) доктрины.

По нашему мнению, более точно и определенно содержание термина «охранительство», поскольку понятие «консерватизм» размыто и имеет множество значений.

Так, в философской, исторической и политологической литературе консерватизм имеет несколько значений.

1. Консерватизм воспринимается в качестве естественного, психологического инстинкта человека, сопротивляющегося изменениям окружающего мира. В этом смысле консерватизм выполняет защитную функцию психического состояния человека. Так, признанные авторитеты в изучении консерватизма П.Ю. Рахшмир и А.А. Галкин отмечают: «Если трактовать консерватизм антропологически, т.е. как естественное свойство человеческой натуры, как определенный стиль мышления, психологии личности и группы, то можно обнаружить его признаки с незапамятных времен человеческой истории»12. В таком ключе консерватизм обеспечивает выживание человека и сохранение его психологического здоровья.

2. Консерватизм в «ситуативном» смысле понимается как идеология, защищающая статус-кво каких-либо социальных порядков независимо от их ценностного наполнения (С. Хатингтон). При таком подходе консерваторами могут считаться либералы, выступающие за сохранение основ свободного рыночного хозяйства и невмешательство государства в экономику, и социалисты, ратующие за непоколебимость завоеваний

^ 13

социалистической революции13.

3. Консерватизм в «содержательном» (ценностном) плане связан с идеологией постреволюционной Европы, направленной на сохранение традиционных ценностей средневековой христианской культуры (К. Манхейм)14. С.В. Перевезенцев отмечает: «Консерватизм - это система взглядов, отстаивающая и охраняющая традиционный церковный, государственный и общественный порядок, в противоположность либерализму, требующему прогрессивных модернизаций и реформ»15.

4. Смешанный, ситуативно-идейный подход, рассматривающий консерватизм как единство определенных цен-

ностей, выполняющих охранительную роль в различные исторические эпохи.

Исключительно последний подход позволяет ввести консерватизм в поле научного исследования и изучать его как разновидность социально-политической и правовой идеологии. Консерватизм как естественное защитное средство человеческой психики показывает его глубокие социально-психологические корни в человеческом обществе. Консервативность сознания обеспечила эволюционное развитие человека и его выживание в окружающем мире. Однако это скорее предмет для изучения социальной психологии, а не истории, политологии и юриспруденции. Хотя несомненно, что тезис о необходимости консервативных инстинктов и чувств обосновывает ценность и историческую необходимость, жизненность консервативной идеологии в области политики и правовой жизни общества. Г. Рормозер справедливо подчеркивает ошибочность оценки консерватизма как детища эпохи Просвещения и революций, тогда как консервативные убеждения изначально присущи человеческому обществу и выступают способом сохранения человеческого вида в окружающей среде.

Ситуационный подход к пониманию консерватизма обоснованно критикуется за бессодержательность и внеистори-ческий характер. В данном случае внимание обращается на функциональную роль социальной идеологии. Когда идеологическое течение независимо от его природы, аксиологического содержания защищает свои идеалы и ценности, оно именуется консервативным. Такую сберегающую роль играют и либеральные, социалистические, националистические и другие течения идеологической мысли. Вследствие чего в исследовании охранительство (консерватизм) изучается в ценностно-смысловом аспекте как разновидность общественной идеологии, опирающейся на традицию и наследие предков. Восприятие консерватизма сквозь призму интеллектуальной формы следования общественной традиции позволяет размежевать охранительство и другие идеологические течения (либерализм и социализм). Такой позиции придерживаются В.А. Гусев, П.Ю. Рахш-мир, А.А. Галкин, А.С. Карцов, А.В. Андрейченко и др.16

Общепринято в научном дискурсе возникновение консерватизма связывать с развитием западноевропейской цивилизации в конце XVIII - начале

XIX в., когда Великая буржуазная революция во Франции на основе идеологии философов-просветителей разрывала со средневековой традицией феодально-монархического, корпоративного и религиозного устройства общества. Основоположниками теоретического консерватизма считаются англичанин Ж. Берк, французы Ж. де Местр, де Бональд, которые в конце XVIII - начале XIX в. выступили с критикой революционной идеологии просветителей и социалистов, защищая исторически сложившиеся условия средневековой европейской культуры. Термин же «консерватизм» появился в связи с выходом журнала Ша-тобриана «СопБеуаШег». В первой трети XIX в. наименование консерваторов закрепилось за партией тори в английской парламентской практике.

В правовой науке до сих пор отсутствует разделяемое всеми учеными представление о сущности консервативной правовой доктрины. В основном исследователи не предлагают четких определений охранительной правовой доктрины. Вероятно, объяснение кроется в самой природе консервативной идеологии, которая критически относилась к рационализму и теоретическим концепциям развития общества. Недоверие к разуму как средству постижения истины приводило к тому, что консервативные мыслители зачастую не создавали каких-либо целостных учений. Следовательно, дать исключительно рациональную характеристику консервативной доктрине невозможно в силу самого отрицания консерватизмом всесилия человеческого разума.

Широко распространено апофати-ческое (отрицательное) определение юридического консерватизма, или охра-нительства, как идеологии, отрицающей реформы и прогресс. Такого рода определения не раскрывают сущности консерватизма, его идейного ядра.

Зачастую исследователи консервативной правовой мысли ограничиваются указанием тех фундаментальных онтологических и гносеологических ценностей, которым следовали охранительные идеологи. К примеру, А.С. Кар-цов раскрывает природу отечественного консерватизма через перечисление общих принципов охранительной мысли: холизма, спиртуализма, традиционализма, органицизма, иерархизма, телеоло-

\

17

•л

алтайский вестник государственной и муниципальной службы

На взгляд автора, охранительная правовая доктрина характеризуется следующими чертами:

1. Охранительные правовые взгляды обусловлены религиозной картиной мира, устроенного по промыслу Бога. Будучи следствием религиозного вероучения, юридические представления предполагают освященность государства и права, их подчинение высшим, божественным абсолютам - служению добру и правде. Консерватизм исходит из ограниченности, условности государства и права и конечности их существования в истории человечества. Государство и право в такой мировоззренческой картине выступают средствами сохранения элементарных условий нравственного существования общества. Вместе с тем высшие цели спасения человека не достижимы государственно-правовыми средствами, а предопределены внутренним самосовершенствованием человека.

2. Консервативная правовая мысль наполнена такими аксиологическими ценностями мировоззренческого характера, как теоцентризм, целостность сознания, культур-национализм, историзм, эволюционизм, органицизм, религиозно-нравственный провиденциализм.

3. В идейном плане в охранительной правовой доктрине доминирует идея эволюционного, органичного развития государства и права. При этом охранительство чуждо концепции прогресса, лежащего в основе социализма и либерализма. Прогресс предполагает реформационное или революционное развитие общества по восходящей линии, вплоть до идеального состояния. В таком ракурсе прошлое объявляется косным и сдерживающим прогресс. Прогресс отвергает прошлое и всецело обращен к будущему. Эволюционизм охранительства основан на убеждении в том, что каждый этап исторического развития самоценен и является ступенью к восхождению к небесному порядку. При этом консерватизм не отрицает изменения как такового, не выступает против новаций, но только как форм органичного развития правовых традиций, вырастающих из традиционных ценностей и отношений. А.С. Хомяков писал: «Консерваторство... есть постоянное усовершенствование, всегда опирающееся на очищающуюся старину. Совершенная остановка невозможна, а разрыв гибелен»18. Теория прогресса охрани-тельства сводится к развитию на основе традиции. В то же время охранительство

резко критикует антитрадиционалистские реформы и тем более сопротивляется любой насильственной революции.

4. Охранительство отличается от рациональных правовых доктрин концептуальной неоформленностью. В целом в консервативной картине мира государство и право, как и другие явления окружающего мира, воспринимаются не рационально, в понятийной форме, а в рамках религиозного акта веры, духовной интуиции. Поэтому в исследовательском плане весьма ограничены возможности научного знания в раскрытии природы и сущности охранительства как во многом иррационального течения русской правовой мысли. Невозможно рационально передать всю полноту иррациональной консервативной правовой доктрины. Значительные пласты русского охранительства сосредоточены в национальной памяти, коллективном бессознательном. В связи с этим Рене Ге-нон не случайно предлагал традиционализм описывать не рационалистически в терминологии общества эпохи «модерна», а соответствующим ему метаязыком, раскрывающим мистические глубины традиционного мышления.

5. Охранительная правовая доктрина вырастает на базе исторически сложившейся государственности и правовой традиции. Консервативная идеология выражает традиционные для общества государственные и правовые институты, выработанные народной верой, духом и обычаями. В России к таким традиционным институтам можно отнести самодержавие, нравственные основы права, господства обычая и т.п. В отличие от либерализма и социализма, не имеющих фактических оснований в жизни общества, охранительство обосновывается существованием органичных для общества государственно-правовых институтов.

6. Охранительная правовая доктрина ретроспективна, обращена к выросшим из национального духа устойчивым формам государства и права. Идеал консерватизма лежит не в настоящем или будущем, а в прошлом - это традиционное общество. Вместе с тем охрани-тельство не является ретроспективной утопией, поскольку черты, ценности, институты традиционного государства и права сохраняются и в эпоху модернизации. Цель консерватизма далеко не всегда состоит в реставрации отживших государственно-правовых ценностей, а в сохранении устойчивых, органичных,

проверенных самой историей государственных и правовых институтов. Так, Л.А. Тихомиров в начале XX в. выступал за возрождение патриаршества и соборов русской церкви не только в смысле возвращения к утраченным церковным институтам, но и как наиболее соответствующих православию форм управления и общения в церкви.

7. В функциональном плане охранительная правовая доктрина направлена на защиту, охрану традиционалистских начал государственности и права. Особенно ярко функция преемственного, органичного, охранительного развития права и государства проявляется в периоды кризисов, революций, технических и научных модернизаций, войн и техногенных катастроф, когда традиционное юридическое мировоззрение предотвращает разрушение государственных и правовых форм общественной жизни, препятствует анархии, скатыванию цивилизации в хаос. С.В. Перевезенцев справедливо указывает: «Консерватизм - это учение, которое стремится обеспечить устойчивость общества и государства во время социальных бурь, внутреннюю защиту государственного и общественного организма от разрушительных тенденций»19.

8. С точки зрения роли в правовом регулировании консервативное правовое мировоззрение играет роль источника права. Причем охранительная правовая доктрина выступала не только идеологическим, но и формально-юридическим источником (формой) права. В традиционном обществе охранитель-ство - господствующий источник права. По сути дела консерватизм в традиционной правовой культуре совпадает с официальной, государственной идеологией, а потому и является непосредственно действующим регулятором, как через индивидуальное, так и коллективное правосознание. В переломные, деструктивные для общества эпохи консерватизм не теряет своего регулятивного потенциала и обеспечивает сохранение государственно-правовой преемственности. Даже при активной идеологической ломке профессионального юридического сознания черты традиционного мышления сохраняются и продолжают оказывать влияние на юридическую деятельность. Наряду с этим, традиционные юридические убеждения остаются сердцевиной правосознания общества, выросшего на традиции и передающего ее последующим поколениям и в мень-

шеи степени поддающегося влиянию радикальных, модернистских течении правовой мысли.

9. Охранительная правовая идеология является одним из ключевых элементов правовой культуры как традиционного, так и модернистского и постмодернистских обществ, решительно разорвавших связь со своим историческим прошлым. Как в форме архетипиче-ских правовых образов, так и рациональных концепций консерватизм на всем протяжении истории государства и права обеспечивает охранение общества, государства и права от внешних и внутренних угроз, деформаций, ставящих под сомнение их существование.

10. Консервативное юридическое мировоззрение носит на себе национально-культурный отпечаток, отражает самобытные государственные и правовые формы цивилизации. Либерализм и социализм, напротив, отрицают национальную культуру и претендуют на историческую универсальность. Так, в XIX в. на фоне развития романтической философии в Германии появляется историческая школа права Гуго, Савиньи, Пухты, объявившая немецкое право самобытной правовой системой. В России наиболее отчетливо самобытные правовые идеи прозвучали в творчестве славянофилов и почвенников. В то же время либеральные и социалистические учения космополитичны, хотя и обусловлены историей западноевропейской культуры.

Таким образом, охранительная правовая доктрина может быть определена как совокупность архетипиче-ских правовых образов и рациональных идей, сложившихся на основе традиционной религии, национальных традиций и государственно-правовых институтов традиционного общества и обеспечивающих органичное эволюционное развитие общественного организма, государства и права.

Охранительная правовая доктрина идентична консерватизму и традиционализму. На взгляд автора, категория «охранительная правовая доктрина» имеет более строгое содержание по сравнению с понятием «юридический консерватизм». В конечном счете «ох-ранительство» - не просто русский парафраз латинского слова «консерватизм», поскольку концепция хранитель-ства глубоко укоренена в русской мысли и культуре (например, в идее князя -хранителя русской веры и земли).

Охранительные правовые взгляды выступают неразрывной частью не только традиционной правовой культуры, но и общества в эпоху модерна и постмодерна, выступая способом сохранения государственно-правовых ценностей и институтов и средством преодоления анархии и беспорядка. В связи с этим охранительная правовая мысль несет положительную функциональную нагрузку в развитии права и государства.

Наконец, охранительная правовая доктрина выступает как идеологическим, так и формально-юридическим источником права в традиционном обществе и современных правовых системах, сохраняя преемственность и устойчивость в развитии права и правопорядка. Наличие в правовой культуре общества действенной охранительной правовой теории является залогом эволюционного развития правовой системы и, в конечном итоге, средством выживания человека в условиях непрерывно модернизирующегося общества.

Охранительство естественно и необходимо правовой культуре общества для сохранения стабильности, порядка, безопасности. Причем консервативное правовое мировоззрение формируется в поле национальной правовой культуры и не приемлет рецепции иностранной правовой традиции. Консерватизм априори национален, культурно обусловлен. Консервативные ценности одной правовой культуры не совпадают с ценностями других традиционных правовых систем. Поэтому, изучая теорию охранительной идеологии, невозможно создать единую традиционалистскую концепцию для всех правовых систем. Отечественный правовой консерватизм самобытен, как и европейский, мусульманский, конфуцианский и др.

В результате можно сформулировать ряд закономерностей. Во-первых, устойчивость, стабильность правовой системы определяется наличием и действенностью охранительных правовых идей. Соответственно, пренебрежение к консервативной правовой традиции, ее слабость ведут за собой постепенное падение стабильности правовой системы, разрушение правопорядка и, как следствие, - общественный хаос.

Во-вторых, консерватизм актуализирует свой охранительный потенциал при наличии угрозы для правопорядка и национальной государственности -революции, социальная напряженность,

модернизация экономики, радикальные реформы общества и т.п.

В-третьих, охранительная правовая доктрина имеет универсальный характер и пронизывает историю развития традиционных обществ не только Западной Европы, но и всех стран мира, выполняя функцию охраны исторически сложившегося уклада жизни.

1 Томсинов В.А. История русской политической и правовой мысли X-XVIII вв. М., 2003. С. 21.

2 Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия // Полное собрание законов Российской Империи. Собрание третье. Т. 1. №350. 1881-1913.

3 Государство российское: власть и общество. С древнейших времен до наших дней : сборник документов / под ред. Ю.С. Кукушкина. М., 1996.

4 См : Попов Э.А. Русский консерватизм: идеология и социально-политическая практика. Ростов н/Д., 2005.

5 Карцов А.С. Правовая идеология русского консерватизма. М., 1999. С. 12.

6 Ермашов Д.В., Ширинянц А.А. У истоков российского консерватизма: Н.М. Карамзин. М., 1999. С. 17.

7 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. М., 1880-1882. Т. 3. С. 580.

8 Полный латинский словарь. М., 1862. С. 212.

9 Катков М.Н. Идеология охранительст-ва. М., 2009. С. 102.

10 Сальников М.В. Генезис и эволюция российской правовой традиции: историко-теоретический и сравнительной правовой анализ: автореф. дис. ... д.ю.н. СПб., 2005. С. 10.

11 Репников А.В. Тернистые пути консерватизма в России // Общественные науки и современность. 2002. №4. С. 80.

12 Галкин А.А., Рахшмир П.Ю. Консерватизм в прошлом и настоящем. М., 1987. С. 7.

13 См.: Хатингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2003.

14 См.: Манхейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994.

15 Перевезенцев С.В. Россия. Великая судьба. М., 2006. С. 588.

16 См., например: Шацкий Е. Утопия и традиция. М., 1990.

17 Карцов А.С. Правовая идеология русского консерватизма (II половина XIX - начало XX в.) : автореф. дис. ... д.ю.н. М,. 2008. С. 12.

18 Хомяков А.С. Полное собрание сочинений : в 8 т. М., 1900. Т. 8. С. 21.

19 Перевезенцев С.В. Указ. соч. С. 588.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.