Научная статья на тему 'Государственно-правовой прогресс в контексте консервативного правового мышления'

Государственно-правовой прогресс в контексте консервативного правового мышления Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
190
340
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ / ГЛАВА ГОСУДАРСТВА / ПРАВОВАЯ СИСТЕМА / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ПРАВОВОЕ МЫШЛЕНИЕ / КОНСЕРВАТИЗМ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ / КУЛЬТУРА / GOVERNMENT / HEAD OF STATE / LEGAL SYSTEM / POLITICAL SYSTEM / LEGAL THINKING / CONSERVATISM / NATIONAL TRADITIONS AND CULTURE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шулькина Анна Леонидовна

Статья посвящена исследованию теоретических и исторических аспектов категории «государственно-правовой прогресс» в рамках особенностей консервативно-охранительного правового и политического мышления. Автор рассматривает эволюцию ряда консервативных государственно-правовых доктрин XIX – начала XX вв., сопоставляет различные проекты развития системы властных отношений в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Шулькина Анна Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Public and legal progress in the context of the conservative legal thinking

This article is devoted to the exploration of the theoretical and historical aspects of the category of «State-legal progress» within the framework of the conservative protective legal and political thinking. The author looks at the evolution of a number of conservative state and legal doctrines of 19th-early 20th centuries, maps the various development projects of power relations in Russia.

Текст научной работы на тему «Государственно-правовой прогресс в контексте консервативного правового мышления»

Консервативное мировоззрение, как справедливо отмечает известный историк права И.А. Исаев, исходит из того постулата, что правовая реальность «вся заполнена» устойчивыми ценностями и символами, «без которых она принципиально не может существовать... Единство, целостность, солидарность показались (в ходе эволюции общественной организации. - А.Ш.) спасительными формами существования, преодолевшими сопротивление укоренившегося эгоистического индивидуализма» [4, с. 4]. Поэтому консервативное правосознание, несмотря на различные теоретикометодологические повороты, сюжеты развития политико-правовой мысли, противоречивость программных положений, всегда отдавало приоритет сохранению порядка, «ценило» сложившиеся и устойчиво воспроизводящиеся ценности и символы, скрепляющие общество; разрабатывало политические программы и законодательные акты, направленные на обеспечение процесса гармоничного общественного движения, сочетающего традиции и инновации, сохранения в целом устойчивости и преемственности государственно-правовой эволюции. Общим правилом, лейтмотивом консервативно-правовых рассуждений является то, что «силам, разрывающим, растаскивающим, нивелирующим, силам деградации жизни должны быть противопоставлены прежде всего силы порядка, силы целого, жизненного единства, которые только и могут дать власти и закону какие-то новые перспективы и возможности» [4, с. 4].

С учетом вышеизложенного отметим известную теоретико-методологическую трудность в идентификации, типологизации и классификации консервативных политических и правовых учений. Как известно, нет общего критерия (общеразделяемого и научно обоснованного), посредством которого те или иные политико-правовые учения, политические программы, правовые доктрины и т.п. можно отнести к консервативным. Так, с точки зрения известного исследователя консерватизма Л. Ионина, это «крайне многозначное и запутанное понятие, что очень затрудняет его систематическое исследование». В отличие от различных, более или менее теоретико-конкретизированных и методологически определенных политических идеологий и правовых доктрин, таких как либерализм, социализм, анархизм, монархизм и т.п., «консерватизм не имеет основополагающих текстов, составляющих как бы проверочный оселок, к которому можно было бы подвести (свести) любой тезис, проверяя его на идеологическую подлинность». Во всех вышеуказанных политико-правовых учениях и доктринах сохраняется и воспроизводится на различных этапах развития человеческой мысли «некое твердое ядро, то есть они сохраняют самотождественность, тогда как консерватизм многолик и переменчив. Хотя и можно говорить о классиках консерватизма, причисляя к таковым, скажем, Э. Берка, Дж. Карадзо, И. Мюллера, К. Шмита и др., но, обращаясь к этим писателям, мы узнаем, каким может быть консерватизм, но не что такое консерватизм» [3, с. 3-4].

В том же контексте высказывается еще один исследователь феномена консерватизм Э.Ю. Абелинскас, отмечая, что концептуально-содержательная, терминологическая и риторическая путаница связана с отсутствием глубоких и фундаментальных исследовательских попыток, которые бы анализировали консерватизм в качестве «целостного социокультурного феномена, мировоззренческого стиля, реализующего себя не только в политике, но и в других сферах» [1, с. 6].

С этих позиций можно утверждать, что консервативное правосознание есть «форма форм мышления». Для юридического мировоззрения эта форма должна быть «вездесуща и необходима», или в порядке вещей для данного профессионального способа мыследеятельности. Не случайно в специальной литературе отмечается, что формы такого мышления различаются главным образом не содержанием (которое может варьироваться и трансформироваться в различных конкретноисторических условиях), а стилем (который является, бесспорно, феноменом, более устойчивым и уникальным). Думается, хотя и не бесспорно, что вообще юридическое мировоззрение по своей сути консервативно, поскольку оно ориентировано на охрану и воспроизводство позитивных (прошедших социальную апробацию и устоявшихся как положительные для развития общества и его единства форм отношений, социального взаимодействия) общественных отношений.

С одной стороны, нормативно-правовое регулирование изначально (по природе и социальному назначению ) направлено на стабилизацию и сохранение значимых и позитивных форм и моделей общественного взаимодействия. Причем «в результате акта регуляции состояние системы или объекта регулирования на определенное время фиксируется как нормальное, а всякие отклонения от него становятся нарушениями», при этом сфера нормативного регулирования «старается» максимально «продлить», сохранить, «законсервировать» данное «нормальное состояние» [5, с. 30].

С другой стороны, учитывая то, что нормативно-правовое регулирование никогда не бывает всего лишь инструментом, оно также несет некий «высший план», «метаюридическую идею» организации и развития общества; можно сказать, что право формирует консервативную нормативную стратегию сохранения общественного единства и целостности в будущем. В таком плане существует две основных стратегии нормативно-правового развития общественной системы: либо «радикальные изменения в самом курсе развития (революционные и реформаторские стратегии), либо, наоборот, удержание, сохранение этого курса в условиях социальной нестабильности и (консервативноохранительные стратегии)... В периоды размеренной, более или менее спокойной жизни общества. Когда поддерживается святость и непрерывность традиций, нужда в разработке нормативной стратегии, как правило, остро не ощущается. Здесь одна и та же консервативно-охранительная стратегия осуществляется веками, но в бурно развивающихся социальных системах... необходимость в указанных стратегиях неизменно возрастает, хотя это не всегда осознается людьми должным образом» [5, с. 751].

На более глубинном, архетипическом (правокультурном, ментальном) уровне нормативноправовое регулирование видится вообще одним из наиболее консервативно-охранительных феноменов социальной действительности. Так, совокупность правокультурных архетипов представляет собой «прообразы», мотивы, сюжеты, ритуалы, символы, формирующие базис всей правовой культуры нации [7]. Они органично включены в общий социально-нормативный континуум правокультурной среды общества, выступая «правокультурным резервуаром», интегрируя наиболее успешные, прошедшие апробацию в ходе правовой эволюции общественной системы формы, образцы и модели, которые с течением времени закрепляются в качестве неосознанного архетипического «кодекса» поведения, когнитивных установок познания и восприятия юридических явлений и процессов и т.д. [8].

Известный историк мысли К. Манхейм утверждал, что развитие политических, правовых и иных идей следует анализировать с точки зрения стилей мышления и культуры (в англосаксонской традиции, например, стиль мышления характеризуется в качестве устойчивых мыслительных навыков). При этом различные школы и течения следует, по мысли немецкого исследователя, различать именно по способам использования отдельных образцов и категорий мышления, навыкам выделения проблемных областей и их анализу, специфике восприятия реальности и пр. В этом отношении консервативно-правовой стиль подразумевает, что государство, право, власть должны

* Так, в общей теории государства и права аксиоматическим является положение о том, что право сохраняет и обеспечивает устойчивость общественных отношений, воспроизводство социально полезных форм взаимодействия в будущем; весьма «осторожно», консервативно реагирует на различные нормативные инновации, новые модели упорядочивания общественных отношений; гарантирует стабильность и устойчивость нормативной модели общественного порядка, прогнозируемости правил социального взаимодействия и т.д. (см. об этом более подробно: Любашиц

В.Я., Мордовцев А.Ю., Мамычев А.Ю. Теория государства и права. 2-е изд. перераб. и доп. Ростов н/Д, 2010. С. 376-377).

«По сути дела, - отмечает К. Манхейм, - именно история искусств дает нам понятие, которое вполне отражает особенности истории мысли. В истории искусства концепция стиля всегда играла особую роль, позволяла классифицировать сходства и различия, встречающиеся в разных формах искусства... человеческая мысль также развивается “стилями”, и различные школы мышления можно различать благодаря различным способам использования отдельных образцов и категорий мышления» (Манхейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994. С. 573).

соблюдать определенные, традиционные формы, а не наоборот, поскольку «стиль требует упорядоченности, т.е. порядка в иерархии и функционировании властных структур, нормативных систем и политических ценностей, в стиле выражена основная идея данной культуры» [4, с. 36].

Достаточно метко суть отношения русских консерваторов к прогрессу уловил русский публицист газеты «Россия» А.Н. Гурьев, отмечая в одной из своих публикаций в начале ХХ в. следующее: «Консерватизм не противен прогрессу - он требует лишь иного метода его осуществления» [9, с. 121]. В качестве лейтмотива рассуждений о прогрессе можно без сомнения привести цитату из книги М.О. Меньшикова, на которую неоднократно ссылались многие консервативные мыслители. С его точки зрения, государственно-правовой прогресс предполагает эволюционный путь развития, ему противостоит радикальный, революционный проект политико-правовой трансформации, поскольку «прогресс в благородном понимании этого слова есть здоровое развитие - стало быть, радикальная ломка государственного и бытового строя не есть прогресс. Все живое растет очень медленно. Никакие органы не создаются по команде преобразователей. Только то прогрессивно, что жизненно и что дает наибольшее количество блага. Эволюция в природе вообще идет стихийным, не катастрофическим путем: чрезвычайно осторожным нащупыванием условий и медленным их синтезом» [6].

Русские консерваторы подчеркивали прежде и подчеркивают сегодня, что существующая теория государственно-правового прогресса европоцентрична, она является, например, по выражению Н.Я. Данилевского, «ошибкой перспективы», а именно отождествлением исторической «судьбы Европы, или романо-германского племени, с судьбами всего человечества» [2, с. 68-69]. Этот догмат приводит к тому, что иные процессы государственно-правового развития, не вписывающиеся в данную европоцентричную модель, подвергаются «исторической анафеме»: «нет спасения вне прогрессивной, европейской, всечеловеческой цивилизации, что вне ее даже никакой цивилизации быть не может, потому что вне ее нет прогресса» [2, с. 59]. В реальности мир полицентричен, и нет единых стандартов и направлений государственно-правового развития.

В консервативно-правовом стиле мышления государственно-правовой прогресс связан именно с достижением высшей человеческой организации. Поэтому развитие формы государства рассматривалось многими русскими консерваторами в качестве завершающей стадии, этапа всеобъемлющего внутреннего и внешнего нравственного преображения жизнедеятельности как всего человечества, так и отдельной личности, в котором сходятся все совершенные устремления человеческой индивидуальности и коллективности.

Так, К.Н. Леонтьев считал, что главными субъектами государственно-правового развития являются самобытные культуры, они и формируют особый тип государства и права, реализующие имманентную этой культуре идею. Исследователь связывал любой процесс развития с постулатами функционирования организма (что в целом характерно для консервативно-правового стиля мышления). Отсюда, по его мнению, историческое развитие культур, культурных идей и верований, выражающих их форм государства и права можно объяснить по аналогии с процессами развития явлений органического мира. С этой, «органической», точки зрения государственно-правовой прогресс может мыслиться как постепенное восхождение от простейшего к сложнейшему, постепенная индивидуализация, в плане культурно-цивилизацинной уникальности обособление, с одной стороны, от окружающего мира, а с другой - от всех сходных и родственных явлений.

Таким образом, консерватизм как стиль правового сознания представляет собой специфические мыследеятельностные структуры, отражающие способ познания и оценки существующей политико-

* «Форма вообще, - отмечал К.Н. Леонтьев в своем самом известном произведении, - есть выражение идеи, заключенной в материи (содержании)... Форма есть деспотизм внутренней идеи, не дающий материи разбегаться». В свою очередь, развитие государства - это повиновение «некому таинственному, независящему от нас деспотическому повелению внутренней, вложенной в него идеи» (Леонтьев К.Н. Византизм и славянство // Византизм и славянство: Сборник статей. М., 2007.

С. 238, 241).

правовой действительности, а также публично-правовую практику, направленную на охранение традиционного государственно-правового опыта, рационализацию и репрезентацию устойчивых иррациональных (метаюридических, этнополитических, архетипических и т.п.) доминант национальной культуры, их охранения и воспроизводства. В меняющейся политико-правовой реальности консервативный стиль мыследеятельности (несмотря на различные его особенности, программные положения, идеологические предпочтения и пр.) ориентирован на устойчивость и преемственность, сохранение форм организаций, обеспечивающих единство и целостность, солидарность и справедливость. Причем последние выступают в качестве формирующих признаков консервативного типа мышления, характерных для различных консервативных учений, доктрин, идеологических платформ. В свою очередь, содержание консервативного правосознания может меняться в зависимости от конкретно-исторических условий, возникающих проблем и др.

Отношение консервативного стиля правового мышления к государственно-правовому прогрессу является неоднозначным, поскольку он стремится к целостному восприятию различных форм познания и оценки изменяющейся реальности. Суждения консерватизма об изменениях в современных социальных системах располагаются условно между регрессивной и прогрессивной формами мышления, поскольку данный стиль в своих интеллектуальных и политических проектах стремится интегрировать традиционные ценности, символы, верования и т.д. с неизбежными процессами эволюции государственно-правовой организации. В этом смысле некорректно отождествлять консерваторов в негативном отношении к социальным инновациям, проектам реформирования государственно-правовой организации, ко всему новому в целом. Консерватизм, как это в свое время обосновал Л.А. Тихомиров, нацелен не на застой, но на развитие человеческой организации (публично-правовой, духовно-нравственной, социально-экономической), которое не отрекается от прошлого, а, напротив, предполагает и опирается на традиционный культурноисторический опыт.

Литература

1. Абелинскас Э.Ю. Консерватизм как мировоззренческая и политическая идеология (Опыт обоснования). Екатеринбург, 1999.

2. Данилевский Н.Я. Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому. СПб., 1995.

3. Ионин Л. Консерватизм // Логос. 2005. № 3.

4. Исаев И.А. Идея порядка в консервативной ретроспективе. М., 2011.

5. Мальцев Г.В. Социальные основания права. М., 2007.

6. Меньшиков М.О. Критические очерки / http://www.modemlib.ru/books/

то_теп8Ыкоу/кгШсЬе8к!е_осЬегк1/

7. Мордовцев А.Ю., Попов В.В. Российский правовой менталитет. Ростов н/Д, 2007.

8. Овчинников А.И., Мамычев А.Ю. и др. Юридические архетипы в правовой политике России. Ростов н/Д, 2009.

9. Репников А.В. Консервативные концепции переустройства России. М., 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.