Научная статья на тему 'Консервативное правовое сознание и реформирование российской государственности второй половины XIX века'

Консервативное правовое сознание и реформирование российской государственности второй половины XIX века Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
349
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ / ГЛАВА ГОСУДАРСТВА / ПРАВОВАЯ СИСТЕМА / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ / КОНСЕРВАТИЗМ / ЛИБЕРАЛИЗМ / РЕФОРМЫ / КОНТРРЕФОРМЫ / STATE POWER / THE HEAD OF STATE / THE LEGAL SYSTEM / POLITICAL SYSTEM / LEGAL AWARENESS / CONSERVATISM / LIBERALISM / REFORM / COUNTER-REFORM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мордовцев Андрей Юрьевич, Шулькина Анна Леонидовна

В статье исследуется влияние консервативного правового сознания на процессы модернизации отечественной государственности во второй половине XIX в. Авторы рассматривают особенности консервативно-либеральной коллизии, отразившейся на содержании и результатах политико-правовых реформ Александра II, эпохе контрреформ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conservative legal consciousness and the reform of the Russian statehood of the second half of the XIX century

The paper examines the impact of the conservative legal awareness on the process of modernization of Russian statehood in the second half of the XIX century. The authors examine the features of the conservative-liberal conflict, reflected in the content and outcome of political and legal reforms of Alexander II, the era of counter-reform.

Текст научной работы на тему «Консервативное правовое сознание и реформирование российской государственности второй половины XIX века»

Стиль российского консервативного правового сознания второй половины XIX в. формировался в контексте преодоления дихотомии «реформа» - «контрреформа». В этом плане развитие консервативной политико-правовой мысли в указанный конкретно-исторический период являлось естественной защитной реакцией державного (государственного) мышления, общества в целом (отдельных интеллектуалов и государственно-правовых школ мысли, в частности) на слишком поспешные и предельно теоретизированные преобразования. Причем реконструкция сущности и содержания консервативного правосознания в этот период должна учитывать тот факт, что в различных политико-правовых идеях и программных положениях, во взглядах творцов «контрреформ» устойчивой доминантой являлась религиозная составляющая, поскольку она в значительной степени влияла на их мыследеятельность, интеллектуальную и политическую практику.

Русские консерваторы второй половины XIX в. были не только «охранителями» исконных политических и религиозных традиций, сложившегося государственно-правового уклада, но они также пытались найти компромисс (гармоничное совмещение) последних с происходящими в обществе изменениями, развновекторными и противоречивыми процессами развития социальной, политической, правовой и иной мыследеятельности. В то же время они были не готовы поступиться собственными идейными установками, аксиомами и принципами государственно-правового и духовно-нравственного развития общества, что порой придавало их позиции и действиям оттенок нетерпимости. Так, поиск компромисса, по мнению консерваторов этого периода, должен был вестись исключительно на «консервативном поле» (это обеспечивало, как считали они, стабильность государственно-правового развития, устойчивость отечественной политической и правовой систем при восприятии каких-либо заимствований и инноваций). Безусловно, «это, конечно, значительно уменьшало возможность прийти к какому-либо соглашению с оппонентами, но ведь и другие общественно-политические силы рубежа веков были настроены не менее жестко по отношению к своим политическим противникам» [9, с. 9].

Такая позиция консервативно-правовой мысли в основном была обусловлена тем, что либеральные реформы второй половины XIX в. (в период с 60 по 80-й г.), проведенные Александром II и скорректированные Александром III, не привели к гармонии между властью и народом, напротив, период «острых реформ» и «контрреформ» привел к радикальному разделению общественно-политических сил, отделению властно-управленческой элиты и народа, упадку системы управления (особенно взаимодействия центральных органов власти и местного самоуправления). Весьма симптоматичной представляется позиция А.Д. Пазухина, который отмечал, что «если в реформах прошлого царствования мы усматривали великое зло в том, что они разрушали сословную организацию, то задача настоящего должна состоять в восстановлении разрушенного» [6, с. 57]. В целом в этот период появляется огромный массив теоретико-практических публикаций, обосновывающих возврат к прошлым формам организации властных отношений, а особенно к устойчивым практикам взаимодействия власти и общества, их сближения и единения [10].

Выдающийся русский мыслитель второй половины XIX в. К.Н. Леонтьев обобщил эти устремления в консервативном тезисе того времени: необходимо срочное «сближение и единение власти с нардом». Причем такое сближение должно опираться прежде всего не столько на «слияние интересов, сколько на сходстве идей. Не нам надо учить народ, а самим у него учиться» [5, с. 360]. В свою очередь, К.Д. Кавелин задает общее теоретико-методологическое поле данного «консервативного поиска», а именно, что итогом всех преобразований (административных, экономических, духовно-культурных и т.п.) должна быть сформирована такая «организация, которая бы не разобщала народ и верховную власть, не создавала бы между ними противоречия и взаимных подозрений, а, напротив, сближала бы их и скрепляла это сближение единством интересов, стремлений и целей» [2, с. 986].

Консервативное правовое сознание однозначно связывало развитие российской государственности и, в частности, института верховной власти с двумя основными постулатами: во-первых, это религиозное мировоззрение и православное правосознание, а во-вторых - народоизбранность государственного устройства и верховной власти. Эти два момента, богоустановленность и народоизбранность, несмотря на различные сюжеты, направления, специфику программных положений, являлись ключевыми в различных правовых и политических учениях и доктринах. Так,

например, в неоднократно переиздаваемой в течение конца XIX - начала ХХ вв. книге Н. Любимова обосновывается, что начало всяких рассуждений о власти, государственном устройстве, программах политического реформирования верховной власти должно состоять в понимании основ формирования и развития отечественного государственно-правового и духовно-нравственного устройства. Таковой отправной точкой в понимании специфики Российского государства является тот момент, «...когда Россия пережила смутное время самозванцев, все выборные люди, собравшиеся в Москве, на Красной площади, для избрания Государя, добровольно, без малейших признаков насилия в един голос отозвались: "Михаил Федорович Романов будет царь государь". И весь народ присягнул новому избранному государю служить ему верою и правдою... И под сенью этой народом установленной и Богом благословленной власти, русское царство расширялось более всех земных царств [3, с. 13].

Именно это положение (о народном избрании формы Российского государства, а также присяги «новому избранному государю служить ему верою и правдою») позволяло приверженцам консервативного правосознания утверждать, что всякие политические новации и реформы, сформулированные узкой группой интеллектуалов или политической элитой, стоящей у власти, направленные на кардинальное реформирование государственно-правовой организации, по своей сути, являются нелегитимными и нелегальными, поскольку не учитывают волю народа, его исконные представления о сути национального государственного устройства. Не случайно Л.А. Тихомиров несколько позднее подытожил эти представления в следующей известной формулировке: «.политическая сущность бытия русского народа состоит в том, что он создавал свою особую концепцию государственности, которая ставит выше всего, выше юридических отношений начало этическое» [11, с. 388].

Однако, кроме этих аксиоматических постулатов, консервативное правовое сознание второй половины XIX в. старалось разрешить противоречия, связанные с отстранением верховной власти от народа. Вообще политические и общественные деятели, интеллектуальная элита, писатели и публицисты этого периода как консервативного, так либерального направлений мысли считали ключевой проблемой современности «окоченение», «окаменение» самодержавной власти. При этом решение данной проблемы и первыми, и вторыми связывалось с социально ориентированной политикой, обосновывалось, что учет интересов всех слоев общества и социальная защита низов есть политика высочайшего уровня. Таким образом, в этот период «наметились два подхода в решении проблемы сближения власти с народом: возвращение к этическим основам - консервативный. Поддержка социальной активности низов - либеральный» [12, с. 33].

Кроме того, в консервативном правосознании во второй половине XIX в. происходит «антропологический поворот» в исследовании института главы государства, государственно-правовой организации российского общества в целом. Если до этого времени в отечественной государственной (официальной) историко-правовой школе государственное устройство, устойчивость и сила верховной власти связывались с устойчивостью и силой безличных учреждений, развитием нормативных актов и юридической техники, то в указанный период происходит акцентуация не внешних, а внутренних факторов развития российской государственной власти. Так, в консервативных исследованиях особое место уделяется социально-психологическим аспектам развития отечественного властно-правового пространства, т.е. не универсально-христианским, рационалистическим, институционально-позитивистским аспектам функционирования института главы государства, а социальным, психологическим, ментальным условиям формирования и развития властных отношений в российском обществе.

Примечательно, и в этом своеобразие развития политико-правовой мысли второй половины XIX в., что данное обстоятельство не исключало признания большинством исследователей от либеральной до консервативной школ мысли некой общей, единой как для Запада, так и для России конечной цели эволюции государства, конкретных публично-правовых институтов власти. Причем даже в историко-правовых исследованиях авторы, «.сближавшие весь или большую часть пути к этой цели в российских и западноевропейских условиях (Е.В. Тарле, М.М. Ковалевский, Н.И. Павлов-Сильванский и др.), стремились достичь этого через единство не формальных правил, законов, а прежде всего естественных, неформализованных условий жизни народа и фактических

правоотношений, а также соотношения социальных сил, все более выступавших как необходимое подготовительное условие установления той или иной формы правления» [8, с. 14].

Поэтому антропологический поворот в исследовании верховной власти впервые в истории политической и правовой мысли обусловливает плюралистический подход к пониманию данного феномена, основанный на правокультурных и социально-психологических характеристиках, что позволило значительно расширить, обогатить и углубить имеющуюся к тому времени типологизацию и классификацию форм монархического правления и организации верховной власти в государстве. Причем такое понимание своеобразия национальной верховной власти (организации института главы государства) уже не несло в себе как средневековую византийскую универсальность, так и западноевропейский рационалистический абсолютизм. Оно представляло собой плюралистическую индивидуализацию национального образа верховной власти, а также «максимальное приспособление ее (верховной власти. - Авт.) к меняющейся социально-политической и экономической обстановке, индивидуализация отдельных ее проявлений и отдельных моментов ее активности» [8, с. 15].

Представители консервативно-правовой мысли утверждали, что анализ чисто правовых критериев функционирования государственных институтов, и прежде всего института верховной власти, препятствует пониманию его национальной уникальности, социального назначения и роли данного института в российском обществе. При этом чисто юридические критерии анализа институтов публичной власти радикально сближают последние с западным абсолютизмом, нивелируя национальную и правокультурную специфику функционирования последних.

Кроме того, другой аспект обозначенного «антропологического поворота» в анализе властно-правовых отношений инициировал (как отмечалось выше) теоретико-практический поиск путей сближения самодержавной власти и общества, что вело к гуманизации самодержавия, его социальной ответственности. Можно заключить, что в рассматриваемый период благодаря развитию консервативно-правовой мысли обозначенной ею проблематики и путей ее решения в отечественной интеллектуальной среде начинает формироваться модель социально ориентированной правовой политики государства. Справедливо в этом плане отмечает Б.В. Ананьич, что «...теория "народного самодержавия" как самобытная, присущая именно России государственная форма управления, окончательно получила официальное признание. В основе этой теории лежит мысль о единении царя с народом, а не с землей или земством, как учили братья Аксаковы, считавшие проявлением такого единения Земский собор» [1, с. 380]. Эта социальная ориентированность государственного устройства и высочайшей государственной правовой политики, по мнению другого известного историка, выражалась в том, что «.народный монархизм концентрировался в сакрализации государя, в царственном патернализме по отношению к социальным низам, отождествлении интересов монарха с интересами народа» [7, с. 199].

Причем этот «антропологический поворот» в консервативно-правовом сознании привел к формированию ряда оригинальных «охранительных программ». В качестве такой наиболее яркой и обоснованной программы во второй половине XIX в. может служить идея «охранительного социализма» К.Н. Леонтьева. Последний в качестве спасения Российского государства предлагал союз социализма с русским самодержавием: «Если социализм не как нигилистический бунт и бред всеотрицания, а как законная организация труда и капитала, как новое корпоративное принудительное закрепощение человеческих обществ, имеет будущее, то в России создать и этот новый порядок, не вредящий ни Церкви, ни семье, ни высшей цивилизации, не может никто, кроме Монархического правительства» [4, с. 395].

В дальнейшем данный «антропологический поворот» в консервативно-правовых исследованиях и политических программах, а также идеи консерваторов-охранителей второй половины XIX в. послужили основой формирования ряда оригинальных, социально ориентированных консервативных учений ХХ в. - доктрины социальной монархии И.А. Ильина, И.Л. Солоневича, социального консерватизма Н.В. Устрялова и Ю.В. Ключникова, гарантийного государства Н.Н. Алексеева и др.

Литература

1. Ананьич Б.В. «Народное самодержавие» Александра III и Николая II // Власть и реформы. От самодержавия к советской России / Отв. ред. Б.В. Ананьич. СПб., 1996.

2. Кавелин К.Д. Собр. соч.: В 4 т. СПб., 1899-1990. Т. 2.

3. Любимов Н. Власть самодержавная по учению слова Божия. М., 1909.

4. Леонтьев К.Н. Восток, Россия и Славянофильство: Философская и политическая публицистика. Духовная проза (1872-1891). М., 1996.

5. Леонтьев К.Н. Как надо понимать сближение с народом? // Византизм и славянство: Сб. статей. М., 2007.

6. Пазухин А.Д. Современное состояние России и сословный вопрос. СПб., 1886.

7. Побережников И.В. Монархизм в народной политической культуре России XVIII-XX вв.: Ежегодник историко-антропологических исследований. М., 2002.

8. Попов Д.Ф. Проблема российского абсолютизма. Верховная власть в русской дореволюционной историографии: Автореф. дис. ... канд. истор. наук. М., 1998.

9. Репников А.В. Консервативные концепции переустройства России. М., 2007.

10. Сергеевич В. Задача и метод государственных наук. М., 1871.

11. Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. СПб., 1992.

12. Тян В.В. Проблемы эволюции верховной самодержавной власти России (1860-е - 1917 гг.): Сб. науч. статей. М., 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.