РАЦИОНАЛИЗМ И ИРРАЦИОНАЛИЗМ В ЖИЗНИ, ФИЛОСОФИИ, НАУКЕ: МАТЕРИАЛЫ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОИ КОНФЕРЕНЦИИ (Ч. 1)
Консенсус на основе рациональности
Двадцать лет назад в Институте философии РАН состоялась Международная конференция «Бессмертие философских идей Декарта», посвященная 400-летию со дня рождения основателя новоевропейской философии, в которой приняли участие известные зарубежные и отечественные ученые, в том числе посол Франции в России г-н П. Морель и президент Международного института философии П. Рикёр. По сложившейся в научных кругах традиции крупные события научной жизни привязываются к историческим датам, имеющим прямое отношение к жизни и деятельности конкретных ученых. Даты эти разделены весьма значительными временными интервалами. Как правило, это четверть века, полвека и даже сто лет. За это время успевает вырасти не одно поколение. Не слишком ли таким образом мы отдаляем от себя и от новых поколений величайшие достижения научной мысли? Говорить о них следует не только в связи с их непреходящим характером, но и потому, что изменение реальности требует и изменения подхода к науке.
Дело в том, что на протяжении всего исторического развития картезианство сталкивалось с критикой и попытками его преодоления. Как подчеркивал в своем докладе на упомянутой конференции академик В. С. Стёпин, декартовское требование рефлексии и анализа оснований научного мышления остается чрезвычайно актуальным.
Однако задача современной научной мысли, по его мнению, состоит в том, чтобы «расширить модель рационального познания и осуществить научно-философскую рефлексию над самими основаниями науки»1. Эпизодическое, бессистемное обращение к решению этой проблемы не оправдано никакими ссылками на другие, даже самые злободневные проблемы, поскольку социальное значение рационализма огромно. Не случайно г-н Морель также констатировал: «Картезианское cogito, мобилизующее энергию мышления, помогает объединить силы перед лицом неизвестности, вернуться к самим истокам человеческой мысли, способной выработать новые принципы и ценности жизни»2.
В сентябре 2011 г. внимание международного сообщества ученых-философов вновь обратилось к наследию Р. Декарта. В рамках ежегодного заседания Международного института философии в Москве прошла научная конференция «Рациональность и ее границы» (название предложено директором МИФ профессором Т. Кальво). Находить консенсус на основе рациональности — таков был, на наш взгляд, ее лейтмотив. Стремиться к этому необходимо и сегодня, ибо отказ от рационального ядра
1 Бессмертие философских идей Декарта (Материалы Международной конференции, посвященной 400-летию со дня рождения Рене Декарта). М.: ИФРАН, 1997. С. 3.
2 Там же. С. 4.
Рационализм и иррационализм в жизни, философии, науке: материалы научно-практической конференции (1)
мышления и подчинение его иррационально-волевым аспектам грозит деградацией и философской, и общей культуре.
А. И. Пирогов,
доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии, социологи и политологии, декан факультета (института) экономики, управления и права (ИнЭУП) МИЭТ