КОННЕКТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КАЗАХСТАНА В РАСШИРЯЮЩЕМСЯ КОНТУРЕ
ИНТЕГРАЦИИ БОЛЬШОЙ ЕВРАЗИИ
М.Б. Крамаренко
Информационно-аналитический центр «Институт Евразийской политики»
Аннот ация. Современная система международных отношений претерпевает изменения. Одним из вероятных сценариев ее развития является формирование «мульти-порядка», в котором взаимодействие в основном будет осуществляться между блоками государств, а не отдельными державами. Это тенденция находит свое выражение в реализации различных интеграционных проектов на территории постсоветского пространства, что приводит к появлению новых барьеров и линий конфронтации. Во избежание развития конфликтных тенденций президентом России Владимиром Путиным был предложен проект большого Евразийского партнерства, который призван гармонизировать соприкосновение или наложение друг на друга интеграционных инициатив различных центров силы. Практическая реализация российской инициативы открывает возможности для Казахстана проявить свой коннектный потенциал. Основными направлениями работы Казахстана, как государства-коннектора, могут стать: позиционирование региона Центральной Азии как составного элемента большого Евразийского партнерства при развитии торгово-экономических связей со странами АСЕАН, а также содействие гармоничному подключению Европейского союза к большому Евразийскому партнерству.
Такая реализация коннектного потенциала Казахстана будет способствовать обеспечению безопасности, мира и атмосферы сотрудничества на постсоветском пространстве.
Ключевые слова: большое Евразийское партнерство, коннектный потенциал, государство-коннектор, постсоветское пространство, Казахстан, Россия, ЕАЭС, АСЕАН, ЕС.
KAZAKHSTAN'S CONNECTIVE POTENTIAL IN THE EXPANDING INTEGRATION
CIRCUIT OF GREATER EURASIA
M.B. Kramarenko
Information and analytical center «Institute of Eurasian policy»
Abstract. The modern system of international relations is undergoing changes. One of the likely scenarios for its development is the formation of a "multi-order", in which interaction will mainly be carried out between blocks of States, rather than individual powers. This trend is reflected in the implementation of various integration projects on the territory of the former Soviet Union, which leads to the emergence of new barriers and lines of confrontation. In order to avoid the development of conflict tendencies, Russian President Vladimir Putin proposed the project of the greater Eurasian partnership, which is designed to harmonize the contact or overlap of integration initiatives of various centers of power. The practical implementation of the Russian initiative opens opportunities for Kazakhstan to show its connective potential. The main directions of Kazakhstan's work as a connector state can be: positioning the Central Asian region as an integral element of the greater Eurasian partnership in the development of trade and economic relations with the ASEAN countries, as well as promoting the harmonious integration of the European Union into the greater Eurasian partnership.
Such implementation of Kazakhstan's connective potential will contribute to ensuring security, peace and an atmosphere of cooperation in the post-Soviet space.
Keywords: greater Eurasian partnership, connective potential, connector-state, post-Soviet space, Kazakhstan, Russia, EAEU, ASEAN, EU.
Как бы кому-то не хотелось преодолеть но именно взаимодействие между блоками блоковое мышление времен холодной войны,
государств, а не отдельными державами1, является одной из наиболее вероятных перспектив изменения системы
международных отношений. На наших глазах, ближайшее будущее глобальной политики оформляется в соответствии именно с этим трендом. Уже сейчас мы наблюдаем, как мир движется к «мульти-порядку», в котором основное взаимодействие будет
осуществляться между «порядками», а не суверенными государствами [Flockhart, 2016].
Эта тенденция находит свое выражение в активизации интереса к политико-экономическому пространству Большой Евразии со стороны различных центров силы: как государств, претендующих на статус мировой сверхдержавы, таких как США, КНР, Россия, так и со стороны сформировавшихся региональных международных объединений, таких, к примеру, как ЕС, АСЕАН [Шамишев 2019: 138]. Этот интерес, естественно, проецируется на постсоветское пространство, являющееся неотъемлемой частью Евразии.
Так, еще в период администрации президента Б. Обамы, продвигавшей свои военно-политические интересы в
Афганистане, США предложили стратегию формирования транспортно-логистической сети «Новый шелковый путь» [Морозов 2016: 70], включавшую в себя страны Центральной Азии, Россию и ЕС.
В свою очередь Россия, формируя вокруг себя пояс безопасности, инициировала создание военно-политического союза -Организацию Договора Коллективной Безопасности (ОДКБ), как формат противодействия негативным последствиям, возникшим в результате распада СССР [Гонтарь 2013: 125]. А ряд государств постсоветского пространства совместно с РФ приступили также к реализации идеи создания Евразийского экономического союза, синхронизируя тем самым военно-политическую интеграцию с экономической.
1 Пайкин З. Новая парадигма для Большой Евразии. 15.05.2019// РСМД| Вместе в глобальный мир [сайт] URL: https ://russiancouncil. ru/analytics-and-
comments/analytics/novaya-paradigma-dlya-bolshoy-evrazii/ (дата обращения: 02.11.2020).
В 2013 г. руководство КНР представило миру свое стратегическое видение развития транспортно-логистической инфраструктуры части государств Евразии. Этот проект получил название «Инициатива Пояса и Пути». Основная его цель - укрепление духовных и физических связей внутри Азии, и подключению к этому Африки и Европы [Песцов 2018: 9].
ЕС тоже пытается выстроить отношения с региональными объединениями государств постсоветского пространства, такими как ГУАМ или с наметившимся проектом интеграции пяти стран Центральной Азии.
АСЕАН наряду с другими объединениями ведет работу по развитию торгово-экономических связей с отдельными странами постсоветского пространства [Зеленова 2016: 63].
Обилие различных форматов интеграции для постсоветского пространства,
продвигаемые конфликтующими между собой центрами силы, способно в итоге фрагментировать Большую Евразию, создав еще больше барьеров для сотрудничества и новых линий конфронтации [Скриба 2016: 74], чем сейчас. В связи с чем, можно говорить о феномене «конкуренции регионализмов», то есть «конкуренции концепций и повесток региональной интеграции» [Новиков 2018: 85], который может вылиться в военное противостояние на континенте.
С целью предотвратить такой негативный сценарий развития постсоветского
пространства, в 2016 г. В. Путин предложил концепцию большого Евразийского партнерства, смысл которого заключается в выработке унифицированных принципов взаимодействия различных
межгосударственных объединений,
действующих на территории Большой Евразии, или держав, планирующих здесь реализовать свои глобальные проекты инфраструктурного развития. В ходе работы Петербургского международного
экономического форума в 2016 г. президент России в своем выступлении предложил создать широкий интеграционный контур:
«Предлагаем подумать о создании большого Евразийского партнерства с участием Евразийского экономического союза, а также стран, с которыми у нас уже сложились тесные отношения, - Китай, Индия, Пакистан, Иран и, конечно, имею в виду наших партнеров по СНГ, и других заинтересованных государств и
объединений»1.
В своей статье на сайте Российского совета по международным делам Андрей Кортунов, рассуждая о принципах большого Евразийского партнерства, указывает на основную задачу этого широкого интеграционного контура: ««Партнерство» не рассматривается как потенциальный конкурент региональным интеграционным структурам (АСЕАН, ЕАЭС, РВЭП), трансграничным экономическим проектам (ЭПШП) или организациям (ШОС, АТЭС, АСЕМ). Напротив, все эти структуры, проекты и организации рассматриваются как готовые детали и отдельные узлы для будущего единого евразийского
экономического механизма. Задача «Партнерства» — собрать эти детали и узлы воедино, не в ущерб тому, что уже сегодня уже продемонстрировало свою
эффективность»2.
В. Путин, по сути, предложил смоделировать на территории Евразийского континента тот самый «мульти-порядок», которым должна стать в итоге вся мировая система международных отношений. Большое Евразийское партнерство в итоге должно гармонизировать «наложение» различных интеграционных проектов в регионе, избежав при этом их конфликтного
противопоставления.
1 Путин призвал создать большое Евразийское партнерство. 17.06. 2016// Информационное агентство ТАСС [сайт] URL: https://tass.ru/ekonomika/3376295 (дата обращения: 02.11.2020).
2 Кортунов А. Восемь принципов Большого евразийского партнерства. 25.09.2020 // РСМД| Вместе в глобальный мир [сайт] URL: https ://russiancouncil. ru/analytics-and-comments/analytics/vosem-printsipov-bolshogo-evraziyskogo-partnerstva/ (дата обращения: 02.11.2020).
Аналогичную идею сборки Большой Евразии с упором на возрождение Великого Шелкового пути высказал первый президент Республики Казахстан Н. Назарбаев на 70-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН: «Важным для стран Евразии является возрождение экономики Великого шелкового пути на современном уровне. Это принесет благо многим странам <...> Настало время сплотиться вокруг идеи Большой Евразии, которая объединит в единый интеграционный проект XXI в. Евразийский экономический союз, Экономический пояс Шелкового пути и Европейский союз»3.
Казахстан заинтересован в строительстве Большой Евразии. Это даст ему возможность извлекать из своего географического положения экономическую выгоду за транзит грузов через свою территорию и, соответственно, привлекать инвестиции с целью дальнейшего развития транспортно-логистической сети внутри страны и сопутствующей ей инфраструктуры. Уже сейчас, в ходе реализации первого этапа программы «Н^рлы жол», «сформирован новый инфраструктурный каркас
транспортной системы, обеспечена интеграция страны в глобальные транспортные коридоры, восстановлен исторический статус Казахстана как связующего звена между Азией и Европой»4.
Но кроме статуса участника строительства Большой Евразии перед Казахстаном открывается перспектива стать государством-коннектором, одним из связующих звеньев «интеграции интеграций» на континенте. Казахстан обладает соответствующим коннектным потенциалом,
3 Осипов В. Еаэс: новая геоэкономическая реальность 15.10.2015// Газета «Казахстанская правда». [сайт] URL: https://kazpravda.kz/fresh/view/eaes-novaya-geoekonomicheskaya-realnost1/ (дата обращения: 02.11.2020).
4 Послание Главы государства Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана. 1.09.2020 // Официальный сайт Президента Республики Казахстан [сайт] URL: https://www.akorda.kz/ru/addresses/addresses_of_presiden t/poslanie-glavy-gosudarstva-kasym-zhomarta-tokaeva-narodu-kazahstana-1-sentyabrya-2020-g (дата обращения: 02.11.2020).
под которым автор понимает не только развитость элементов транспортных коридоров [Ван Чаолинь 2019: 96] и степень транзитной выгодности географического положения страны, но также и объем наработанных внешнеполитических
инструментов (участие в дву- и/или многосторонних договорах; реализация инициатив международного значения; участие в межгосударственных структурах и интеграционных проектах), позволяющих обеспечивать взаимодействие между различными субъектами международных отношений. Такая возможность позволит республике выполнить одну из основных задач, поставленных перед собой в новой Концепции внешней политики Республики Казахстан на 2020-2030 годы: «Казахстану необходимо закрепить статус... ключевого элемента системы геополитических и геоэкономических координат Евразийского континента, лидирующего государства в регионе Центральной Азии»1.
Так, претворение в жизнь идеи большого Евразийского партнерства с установлением единых правил игры на континенте позволит Казахстану реализовать свои коннектные возможности между регионом Центральной Азии, страны которого пытаются сейчас повторно возобновить интеграционные процессы, и АСЕАН. Как известно, Ассоциация стран Юго-восточной Азии в настоящий момент является центром «глобального производства и торговли, а с недавнего времени еще и небывалого роста потребительского спроса» 2
АСЕАН является одним из крупнейших межправительственных объединений:
1 Концепция внешней политики Республики Казахстан на 2020-2030 годы. 9.03.2020 // Официальный сайт Президента Республики Казахстан [сайт] URL https://www.akorda.kz/ru/legal_acts/decrees/o-koncepcii-vneshnei-politiki-respubliki-kazahstan-na-2020-2030-gody (дата обращения: 02.11.2020).
2 Юго-Восточная Азия: семь фактов, которые необходимо знать. №36 (август '14)// Forbes Kazahstan United Media Group [сайт] URL: https://forbes.kz/finances/markets/yugo-vostochnaya_aziya_sem_faktov_kotoryie_neobhodimo_zn at (дата обращения: 02.11.2020).
численность населения в настоящее время составляет 649,07 млн человек, общий ВВП -2,99 трлн долларов, внешнеторговый оборот в 2,8 трлн долларов3. Регион является одним из крупных мировых экспортеров. Во всемирном масштабе его доля экспорта равна 7 %. Предполагается, что к 2050 г. страны АСЕАН совокупно станут четвертой по величине экономикой в мире4. Рост экономики будет обеспечен в том числе увеличением товарного предложения на европейском, российском и центральноазиатском рынке, благодаря подключению Ассоциации стран Юго-восточной Азии к континентальному транспортно-логистическому проекту Китая «Один пояс, один путь», который должен связать Европу с Азией от Лиссабона до Сингапура.
Инициатива Пекина, несомненно, охватывает территорию стран Центральной Азии, которая станет ядром этого проекта [Зуенко 2018: 126]. При этом, «в Центральной Азии ключевая роль отводится Казахстану, поскольку страна имеет более развитую экономику и инфраструктуру, транспортно-логистический хаб «Хоргос» на границе с Китаем, международную автомагистраль «Западный Китай - Западная Европа», а также морской порт в Актау. Очевидно, что Казахстан обладает наиболее подготовленной инфраструктурой для увязки торговых маршрутов Азии и Европы через Центральную Азию»5.
Кроме выгодного географического положения, более развитой транспортной инфраструктуры у Казахстана с АСЕАН есть
3 Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) 26.06.2020 // Сетевое издание РИА Новости [сайт] URL: https://ria.ru/20200626/1573475681.html (дата обращения: 02.11.2020).
4 Ефимова Л.М. Юго-Восточная Азия — динамичный регион 30.01.17 // МГИМО Университет МИД России [сайт] URL: https://mgimo.ru/about/news/experts/yugo-vostochnaya-aziya-dinamichnyy-region/ (дата обращения: 02.11.2020).
5 Сулеймен У. Центральная Азия и АСЕАН: свяжет ли их Инициатива «Пояса и Пути» 12.06.2018// Деловой журнал Exclusive [сайт] URL: http://www.exclusive.kz/expertiza/politika/114132/ (дата обращения: 02.11.2020).
определенные внешнеполитические
наработки, позволяющие, в том числе, позиционировать всю Центральную Азию, способствуя выработке общих принципов и стандартов взаимодействия между этим двумя частями Азии.
Республика активно взаимодействует с Ассоциацией стран Юго-восточной Азии на таких международных площадках как ASEM, Диалог сотрудничества в Азии и СВДМА. Являясь инициатором создания площадки Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии, республика лоббирует подписание Меморандума о
взаимопонимании между СВДМА и АСЕАН [Зеленева, Концова 2015: 119].
Кроме этого, коннектность Казахстана в развитии сотрудничества Центральной Азии с АСЕАН может быть усилена соответствующей работой в ШОС и ЕАЭС, на площадках которых будет происходить формирование правил игры в большом Евразийском партнерстве. Так, следует учитывать, что основная цель проекта «Один пояс, один путь», который свяжет, в том числе, страны Юго-восточной Азии с центрально-азиатским регионом, -
наращивание экспорта Китая и обеспечение экспансии китайских ТНК [Абрамов, Абрамова 2018: 135].
Поэтому, чтобы использование инициативы «Одного пояса, одного пути» на территории стран Центральной Азии происходило не только в интересах Пекина, Казахстану уместно использовать площадку ШОС, где все решения принимаются консенсусом. Это позволит сохранить баланс интересов Китая со странами Центральной Азии при развитии сотрудничества с АСЕАН.
ШОС была создана как площадка для скоординированного осуществления
национальных стратегий развития и многосторонних интеграционных проектов, и в настоящее время является одной из базовых международных организаций, с опорой на которую совместно с ЕАЭС, будет реализовываться идея большого Евразийского партнерства [Степанов, Соколовская 2018: 50]. Соответственно, Казахстан через эту
площадку может позиционировать всю Центральную Азию - как отдельный интеграционный проект со своими принципами, целями и задачами, в то же время готовый стать органичной частью Большой Евразии.
Являясь же членом ЕАЭС, Казахстан получает возможность использовать информацию, получаемую в результате устанавливающегося диалога между ЕЭК и АСАЕН «по вопросам упрощения процедур торговли, технического регулирования, развития цифровой экономики, санитарных и фитосанитарных мер и других аспектов взаимодействия»1, для адаптированного внедрения этих стандартов в интеграционные процессы Центральной Азии. Возможен и обратный процесс, при выработке общих правил взаимодействия между ЕАЭС и АСЕАН, которые лягут в основу нормативной базы большого Евразийского партнерства, у Казахстана существует возможность лоббировать интересы всего
центральноазиатского региона. Аналогичные возможности открыты перед Казахстаном как страной - участником ЕАЭС, при сопряжении этого интеграционного проекта с китайским поясом и путем. При выработке унифицированных правил взаимодействия этих двух проектов интеграции Казахстан может продвигать общие интересы стран Центральной Азии, позиционируя этот регион как ключевой транзитный элемент большого Евразийского партнерства.
У Казахстана также сложился широкий набор внешнеполитических инструментов для реализации своих коннектных способностей на европейском направлении. В 2008 г. правительство республики приняло программу «Путь в Европу», направленную на развитие сотрудничества со странами ЕС. У республики уже есть опыт председательства в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе
1 ЕАЭС и АСЕАН намерены расширять сотрудничество 10.12.2019// Евразийская
экономическая комиссия [сайт] URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/10-12-2019-2.aspx (дата обращения: 0211.2020).
(ОБСЕ). Казахстан с ЕС реализовал соглашение о расширенном партнерстве и сотрудничестве, действовавшее с 2015 по 2020 год. С 1 марта 2020 г. вступило в силу новое аналогичное соглашение,
регулирующее отношения в таких сферах, как торговля, инвестиции, инновации и развитие инфраструктуры. Казахстан также является основным партнером стран ЕС на двусторонних треках [Михайленко, Рустами 2019: 98].
Европейский Союз в целом проявляет заинтересованность в развитии углубленного сотрудничества с центральноазиатским регионом из-за китайского пояса и пути. Брюссель, имеющий с Пекином взаимный торгово-экономический интерес,
поддерживает реализацию этого
континентального интеграционного проекта, в котором страны Центральной Азии, и в первую очередь Казахстан, как отмечалось выше, будут играть ключевую роль сухопутного транзитного элемента. Соответственно, такое положение Казахстана будет способствовать коннекции ЕС и ЕАЭС, сосуществование которых в Центральной Азии пока не привело к «их гармонизации, а в ряде случаем породило в регионе новые разделительные линии» [Малышева 2019: 103].
Хотя в настоящее время представители дипломатических и деловых кругов Евросоюза заинтересованы в развитии диалога с Евразийским экономическим союзом. По крайней мере, такой вывод сделал министр по экономике и финансовой политике Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Т. Жаксылыков по итогам прошедшего в 2019 г. в Брюсселе форума «Лиссабон - Владивосток»1. Стимулировать такое взаимодействие двух интеграционных проектов Казахстан может, опираясь на новое расширенное соглашение с ЕС.
Фактически, становясь государством-коннектором, имеющим потенциал для «связывания» в единый интеграционный мегапроект различные региональные объединения и проекты, Казахстан получает возможность укрепить свою лидерскую позицию на ближнем интеграционном контуре в Центральной Азии, и позиционировать интеграционный
центрально-азиатский проект на различных межрегиональных площадках, как важный компонент Большой Евразии. Это будет способствовать обеспечению безопасности, мира и атмосферы сотрудничества на постсоветском пространстве. Кроме этого, республика получает возможность оказывать влияние на принятие решений в реализации идеи большого Евразийского партнерства, став одним из основных стержней континентального «мульти-порядка».
1 Яникеева И. ЕС и ЕАЭС: возможно ли общее будущее? 07.11.2019// МИД РФ, Редакция журнала «Международная жизнь» [сайт] URL: https://interaffairs.ru/news/show/24410 (дата обращения: 02.11.2020).
Постсоветские исследования. Т.3. № 7 (2G2G) Библиографический список
Абрамов В.Л., Абрамова О.Д. Экономические интересы России и ЕАЭС в интеграционном взаимодействии с ключевыми странами АТР при формировании Большого евразийского партнерства // PolitBook. 2018. №3. C. 131-142.
Ван Чаолинь. Экономические коридоры в Южной Азии и инициатива «Один пояс, один путь» в 2000-2010-х гг. // Вестн. Том. гос. ун-та. 2019. №445. С. 96-101.
Гонтарь С.М. Система коллективной безопасности РФ в формате ОДКБ и предпосылки ее создания // Вестник ВолГУ. Серия 4, История. Регионоведение. Международные отношения. 2013. №2 С. 125-129.
Зеленева И.В. Перспективы интеграции больших пространств - АСЕАН и ЕАЭС // Вестник РГГУ. Серия: Политология. История. Международные отношения. 2016. №1 С. 57-67.
Зеленева И.В., Концова Е.А. Асеан и ЕАЭС: проблемы и перспективы сотрудничества Управленческое консультирование, №. 11 (83), 2015, С. 112-123.
Зуенко И.Ю. Один «Пояс», два пути: восприятие китайских интеграционных инициатив в России и Казахстане (2014 — 2017) // Россия и АТР. 2018. №1 (99). 118-132.
Малышева Д.Б. Политическое взаимодействие центральноазиатских участников ЕАЭС и европейского союза // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2019. №2. С. 98-116.
Михайленко В.И., Сухроб Рустами. На пути к новой стратегии Европейского Союза для Центральной Азии // История и современное мировоззрение. 2019. №3. С. 95-102
Морозов Ю.В. Стратегические проекты Китая, России и Соединенных Штатов для Евразии // Россия: тенденции и перспективы развития. 2016. №11-3. 68-73.
Новиков Д.П. (2018) Большое евразийское партнерство: возможное региональное влияние и интересы России // Вестник международных организаций. Т. 13. № 3. С. 82-96 (на русском и английском языках). С. 82-9б
Песцов С.К. Большая Евразия: что скрывает фасад вдохновляющей идеи // Россия и АТР. 2018. №1 (99). С. 8-28.
Скриба А.С. Сопряжение ЕАЭС и экономического пояса Шелкового пути: интересы участников и вызовы реализации // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2016. №3. 67-81.
Степанов Н.С., Соколовская Е.А. ШОС и ЕАЭС как основа будущего большого Евразийского партнерства// Дискуссия, №. 4 (89), 2018, С. 46-55.
Шамишев Е.Д. «Инициатива пояса и пути» как фактор формирования центральной Евразии: место и роль Казахстана // Вестник Института экономики РАН. 2019. №3. С. 137-151. Сведения об авторе: Крамаренко Максим Борисович - руководитель частного учреждения
«Информационно-аналитический центр «Институт Евразийской политики» (e-mail:
References
Abramov V.L., Abramova O.D. Jekonomicheskie interesy Rossii i EAJeS v integracionnom vzaimodejstvii s kljuchevymi stranami ATR pri formirovanii Bol'shogo evrazijskogo partnerstva // PolitBook. 2018. №3. C. 131-142.
Van Chaolin'. Jekonomicheskie koridory v Juzhnoj Azii i iniciativa «Odin pojas, odin put'» v 2000-2010-h gg. // Vestn. Tom. gos. un-ta. 2019. №445. S. 96-101.
Gontar'S.M. Sistema kollektivnoj bezopasnosti RF v formate ODKB i predposylki ee sozdanija // Vestnik VolGU. Serija 4, Istorija. Regionovedenie. Mezhdunarodnye otnoshenija. 2013. №2 S. 125-129.
Zeleneva I.V. Perspektivy integracii bol'shih prostranstv - ASEAN i EAJeS // Vestnik RGGU. Serija: Politologija. Istorija. Mezhdunarodnye otnoshenija. 2016. №1 S. 57-67.
Zeleneva I.V., Koncova E.A. Asean i EAJeS: problemy i perspektivy sotrudnichestva Upravlencheskoe
konsul'tirovanie, №. 11 (83), 2015, S. 112-123. Zuenko I.Ju. Odin «Pojas», dva puti: vosprijatie kitajskih integracionnyh iniciativ v Rossii i Kazahstane
(2014 — 2017) // Rossija i ATR. 2018. №1 (99). 118-132. Malysheva D.B. Politicheskoe vzaimodejstvie central'noaziatskih uchastnikov EAJeS i evropejskogo
sojuza // Kontury global'nyh transformacij: politika, jekonomika, pravo. 2019. №2. S. 98-116. Mihajlenko V.I., Suhrob Rustami. Na puti k novoj strategii Evropejskogo Sojuza dlja Central'noj Azii //
Istorija i sovremennoe mirovozzrenie. 2019. №3. S. 95-102 Morozov Ju.V. Strategicheskie proekty Kitaja, Rossii i Soedinennyh Shtatov dlja Evrazii // Rossija:
tendencii i perspektivy razvitija. 2016. №11-3. 68-73. Novikov D.P. (2018) Bol'shoe evrazijskoe partnerstvo: vozmozhnoe regional'noe vlijanie i interesy Rossii // Vestnik mezhdunarodnyh organizacij. T. 13. № 3. S. 82-96 (na russkom i anglijskom jazykah). S. 82-96
Pescov S.K. Bol'shaja Evrazija: chto skryvaet fasad vdohnovljajushhej idei // Rossija i ATR. 2018. №1 (99). S. 8-28.
Skriba A.S. Soprjazhenie EAJeS i jekonomicheskogo pojasa Shelkovogo puti: interesy uchastnikov i vyzovy realizacii // Vestnik mezhdunarodnyh organizacij: obrazovanie, nauka, novaja jekonomika. 2016. №3. 67-81.
Stepanov N.S., Sokolovskaja E.A. ShOS i EAJeS kak osnova budushhego bol'shogo Evrazijskogo
partnerstva// Diskussija, №. 4 (89), 2018, S. 46-55. Shamishev E.D. «Iniciativa pojasa i puti» kak faktor formirovanija central'noí Evrazii: mesto i rol' Kazahstana // Vestnik Instituta jekonomiki RAN. 2019. №3. S. 137-151.
About the author: Kramarenko Maxim B. - chief of the private institution «Information and analytical center «Institute of Eurasian policy» (e-mail: [email protected]).