Научная статья на тему 'КОННЕКТИВИЗМ - ОБУЧЕНИЕ В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ'

КОННЕКТИВИЗМ - ОБУЧЕНИЕ В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
483
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРНЕТ / СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ / САМООБУЧЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОННЕКТИВИЗМ / СЕТЕВОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЕ / ИНТЕРНЕТ-УСТРОЙСТВА / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНФОРМАЦИЯ / ЭЛЕКТРОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / КОММУНИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Итинсон Кристина Сергеевна

Обучение с помощью социальных сетей стало одним из самых популярных и успешных методик среди студентов. Автор отмечает, что самообучение позволяет студентам активно участвовать в процессе обучения, обучаться в свободной атмосфере в любом месте, в любой час. Самыми яркими зарубежными представителями теории коннективизма являются Стефен Даунс, который работает в области онлайн-обучения, интернет-синдикации и новых средств массовой информации, и Джордж Сименс - заместитель директора по технологиям обучения в университете Манитобы. Автор выступает за открытость и связанность обучения в сети Интернет, онлайн-обучение и обмен знаниями через веб-страницы, а также утверждает, что в процессе такого обучения Интернет-устройства становятся важным средством обучения, так как предоставляют преподавателям и учащимся доступ к глобальным ресурсам и онлайн-инструментам. Цель статьи состоит в изучении теории коннективизма и анализе возможных вариантов применения основных принципов коннективизма в современном образовательном процессе с помощью цифровых технологий. Автор установил, что концепция сети занимает видное место в теории коннективизма, которая характеризует знания как поток информации, проходящей через сети людей и артефактов. Сеть соединяет объекты (узлы), в качестве которых могут выступать отдельные лица, группы, системы, ресурсы или сообщества. В рамках теории коннективизма социальные сети выступают в качестве средства коммуникации, сотрудничества и творческого самовыражения, преподаватель является экспериментатором, который дает свободу действий студентам и призывает учащихся эффективно использовать цифровые технологии. Коннективистский подход позволяет учащимся использовать ресурсы, которые открыты и находятся в свободном доступе в сети Интернет. В заключение автор приходит к выводу, что в то время, как коннективизм является востребованным направлением в методике, однако требует дальнейшего внедрения и тестирования. Конечно же нельзя отрицать тот факт, что одной теории может быть недостаточно для обучения в сетях с поддержкой информационных технологий, так как важную роль по-прежнему будет играть преподаватель, который направляет и контролирует образовательный процесс, а зачастую оценивает полученные студентами знания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONNECTIVISM - TEACHING IN THE DIGITAL AGE

Social media education has become one of the most popular and successful techniques among students. The author notes that self-study allows students to actively participate in the learning process, study in a free atmosphere anywhere, at any hour. The most prominent foreign representatives of the theory of connectivism are Stephen Downs, who works in the field of online learning, Internet syndication and new media, and George Siemens, deputy director of learning technologies at the University of Manitoba. The author advocates the openness and connectivity of Internet learning, online learning and knowledge sharing through web pages, and also argues that in the process of such learning, Internet devices become an important means of learning, as they provide teachers and students with access to global resources and online tools. The purpose of the article is to study the theory of connectivism and analyze possible options for applying the basic principles of connectivism in the modern educational process using digital technologies. The author found that the concept of the network occupies a prominent place in the theory of connectivism, which characterizes knowledge as a flow of information passing through networks of people and artifacts. A network connects objects (nodes) that can be individuals, groups, systems, resources, or communities. As part of the theory of connectivism, social networks act as a means of communication, cooperation and creative expression, the teacher is an experimenter who gives freedom of action to students and encourages students to effectively use digital technologies. The connective approach allows students to use resources that are open and freely available on the Internet. In conclusion, the author concludes that while connectivism is a popular area in the methodology, however, it requires further implementation and testing. Of course, there is no denying the fact that theory alone may not be sufficient for learning in information technology networks, since a teacher who directs and monitors the educational process, and often evaluates the knowledge gained by students, will continue to play an important role.

Текст научной работы на тему «КОННЕКТИВИЗМ - ОБУЧЕНИЕ В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ»

ITINSON Kristina Sergeevna

CONNECTIVISM - TEACHING IN THE DIGITAL...

Baltic Humanitarian Journal. 2021. T. 10. № 4(37)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

V7TK" I ©,2021 Контент доступен по лицензии СС BY-NC 4.0

■ |(сс) VXJ С5У Tbs is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license

DOI' 10 26140/bgz3-2021-1004-0021 (https://creativecommons.org/iicenses/by-nc/4.o/)

КОННЕКТИВИЗМ - ОБУЧЕНИЕ В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ

© Автор(ы) 2021 AuthorlD: 777287 SPIN: 5121-8467 ORCID: 0000-0003-3039-9609

ИТИНСОН Кристина Сергеевна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры

иностранных языков Курский государственный медицинский университет (305041, Россия, Курск, ул. Карла Маркса, 3, e-mail: [email protected]) Аннотация. Обучение с помощью социальных сетей стало одним из самых популярных и успешных методик среди студентов. Автор отмечает, что самообучение позволяет студентам активно участвовать в процессе обучения, обучаться в свободной атмосфере в любом месте, в любой час. Самыми яркими зарубежными представителями теории коннективизма являются Стефен Даунс, который работает в области онлайн-обучения, интернет-синдикации и новых средств массовой информации, и Джордж Сименс - заместитель директора по технологиям обучения в университете Манитобы. Автор выступает за открытость и связанность обучения в сети Интернет, онлайн-обучение и обмен знаниями через веб-страницы, а также утверждает, что в процессе такого обучения Интернет-устройства становятся важным средством обучения, так как предоставляют преподавателям и учащимся доступ к глобальным ресурсам и онлайн-инструментам. Цель статьи состоит в изучении теории коннективизма и анализе возможных вариантов применения основных принципов коннективизма в современном образовательном процессе с помощью цифровых технологий. Автор установил, что концепция сети занимает видное место в теории коннективизма, которая характеризует знания как поток информации, проходящей через сети людей и артефактов. Сеть соединяет объекты (узлы), в качестве которых могут выступать отдельные лица, группы, системы, ресурсы или сообщества. В рамках теории коннективизма социальные сети выступают в качестве средства коммуникации, сотрудничества и творческого самовыражения, преподаватель является экспериментатором, который дает свободу действий студентам и призывает учащихся эффективно использовать цифровые технологии. Коннективистский подход позволяет учащимся использовать ресурсы, которые открыты и находятся в свободном доступе в сети Интернет. В заключение автор приходит к выводу, что в то время, как коннективизм является востребованным направлением в методике, однако требует дальнейшего внедрения и тестирования. Конечно же нельзя отрицать тот факт, что одной теории может быть недостаточно для обучения в сетях с поддержкой информационных технологий, так как важную роль по-прежнему будет играть преподаватель, который направляет и контролирует образовательный процесс, а зачастую оценивает полученные студентами знания.

Ключевые слова: цифровые технологии, интернет, социальная сеть, самообучение, информационные технологии, коннективизм, сетевое обучение, онлайн-обучение, интернет-устройства, непрерывное обучение, информация, электронная образовательная среда, коммуникация.

CONNECTIVISM - TEACHING IN THE DIGITAL AGE

© The Author(s) 2021

ITINSON Kristina Sergeevna, candidate of pedagogical sciences, senior lectures of the department of

foreign languages Kursk State Medical University (305041, Russia, Kursk, Karl Marx Street, 3, e-mail: [email protected]) Abstract. Social media education has become one of the most popular and successful techniques among students. The author notes that self-study allows students to actively participate in the learning process, study in a free atmosphere anywhere, at any hour. The most prominent foreign representatives of the theory of connectivism are Stephen Downs, who works in the field of online learning, Internet syndication and new media, and George Siemens, deputy director of learning technologies at the University of Manitoba. The author advocates the openness and connectivity of Internet learning, online learning and knowledge sharing through web pages, and also argues that in the process of such learning, Internet devices become an important means of learning, as they provide teachers and students with access to global resources and online tools. The purpose of the article is to study the theory of connectivism and analyze possible options for applying the basic principles of connectivism in the modern educational process using digital technologies. The author found that the concept of the network occupies a prominent place in the theory of connectivism, which characterizes knowledge as a flow of information passing through networks of people and artifacts. A network connects objects (nodes) that can be individuals, groups, systems, resources, or communities. As part of the theory of connectivism, social networks act as a means of communication, cooperation and creative expression, the teacher is an experimenter who gives freedom of action to students and encourages students to effectively use digital technologies. The connective approach allows students to use resources that are open and freely available on the Internet. In conclusion, the author concludes that while connectivism is a popular area in the methodology, however, it requires further implementation and testing. Of course, there is no denying the fact that theory alone may not be sufficient for learning in information technology networks, since a teacher who directs and monitors the educational process, and often evaluates the knowledge gained by students, will continue to play an important role.

Keywords: digital technology, internet, social network, self-learning, information technology, connectivism, network learning, online learning, internet devices, continuous learning, information, electronic educational environment, communication.

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.

С появлением цифровых технологий теории обучения меняются очень быстро. События, связанные с пандемией СОУГО-19, и сеть интернет фундаментально изменили процесс обучения, так как образовательный процесс теперь может происходить онлайн вне

учреждения. Быстро появляются новые области преподавания и обучения, которые сформировали новый способ мышления. Обучение стало пожизненным и непрерывным процессом, который происходит после получения обязательного образования в школах, колледжах, университетах.

В современном мире учащиеся уже не являются пассивными потребителями информации. Обучение с помо-

Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 4(37)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

ИТИНСОН Кристина Сергеевна КОННЕКТИВИЗМ - ОБУЧЕНИЕ В ЦИФРОВУЮ...

щью социальных сетей стало одним из самых популярных и успешных методик среди студентов. Они считают, что такой способ обучения носит не только мотивирующий, но и неформальный характер, что более подходит для современной молодежи. Саморегулируемое обучение или самообучение позволяет студентам активно участвовать в процессе обучения, обучаться в свободной атмосфере в любом месте, в любой час.

Преподаватели по всему миру пытаются интегрировать обучение, как формальное, так и неформальное, с информационными технологиями. С развитием андра-гогики, эмпирического обучения, с появлением и распространением цифровых технологий во всей нашей повседневной жизни и стиранием границ, когда происходит обучение, появился коннективизм.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.

Самыми яркими зарубежными представителями теории коннективизма являются Стефен Даунс, который работает в области онлайн-обучения, интернет-синди-кации и новых средств массовой информации в институте информационных технологий в Канаде, и Джордж Сименс - заместитель директора по технологиям обучения в университете Манитобы [1; 2]. Авторы выступают за открытость и связанность обучения в сети Интернет, онлайн-обучение и обмен знаниями через веб-страницы. Теории коннективизма уделяют внимание и отечественные авторы [3-10].

Обосновывается актуальность исследования.

Взаимодействие с людьми и использование ресурсов онлайн происходит не только на работе или на учебе, но и даже по пути на работу, учебу или домой. В процессе такого обучения Интернет-устройства становятся важным средством обучения, так как предоставляют преподавателям и учащимся доступ к глобальным ресурсам и онлайн-инструментам.

МЕТОДИКА

Формирование целей статьи (постановка задания).

Цель статьи состоит в изучении теории коннективиз-ма и анализе возможных вариантов применения основных принципов коннективизма в современном образовательном процессе с помощью цифровых технологий.

Используемые методы, методики и технологии.

В статье использованы методы комплексного теоретического и описательного.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

В отличие от существующих теорий коннективизм подтверждает, что обучение может происходить снаружи, вне стен университета. В основе этой теории лежит понимание того, что любое решение, принятое в один момент времени, может быстро измениться под воздействием каких-либо факторов. Новая информация беспрерывно появляется и сохраняется. Важнейший элемент в теории коннективизма - развивать способность различать важную и ненужную информацию [11].

Концепция сети занимает видное место в теории коннективизма, которая характеризует знания как поток информации, проходящей через сети людей и артефактов. Сеть соединяет объекты (узлы), в качестве которых могут выступать отдельные лица, группы, системы, ресурсы или сообщества. Джордж Сименс проводит исследования вокруг совместного выполнения когнитивных задач между людьми и технологиями, автор оценивает влияние теорий сетей, сложности и хаоса, а также определяет принципы коннективизма [12-15]:

- обучение и знания основаны на многообразии мнений;

- обучение - это процесс соединения специализированных узлов или источников информации;

- обучение может быть реализовано с помощью

устройств;

- стремление получать больше информации и знаний является ключевым;

- необходимо развивать и поддерживать связи, способствующие непрерывному обучению;

- способность видеть связи между различными направлениями, идеями и концепциями является важным умением;

- принятие решений само по себе является процессом обучения. Хотя сейчас есть правильный ответ на решение какой-то задачи, завтра он может быть неправильным из-за меняющихся условий, влияющих на принятие решения.

В рамках коннективизма развивается новое направление в методике преподавания, где контроль переходит от учителя (преподавателя) к учащимся. Коннективизм стремится переопределить обучение в различных контекстах, изменить теорию обучения для цифровой эпохи

[16]. Это одна из самых известных из сетевых теорий обучения, которые были разработаны для электронной образовательной среды. Популярность этого направления реализовалась в виде разработки и использования массовых открытых онлайн-курсов (МООК).

Непрерывное обучение по требованию становится образом жизни в современном обществе, так как учащиеся постоянно ищут информацию, чтобы решить проблему на работе, в школе или просто удовлетворить любопытство. Для выполнения этих целей учащиеся используют преимущества цифровых и сетевых технологий не только для поиска информации, но и для обмена информацией. Таким образом, студенты и школьники не являются пассивными потребителями информации, они являются активными сопроизводителями контента

[17]. Кроме того, обучение в контексте социальных сетей стало в высшей степени самодостаточным, автономным и неформальным, а также неотъемлемой частью опыта высших и средних образовательных учреждений в условиях пандемии COVID-19. Примеры востребованных социальных сетей приведены на рисунке 1: Twitter, Facebook, Instagram, Youtube, Zoom, Вконтакте.

Рисунок 1 - Применение социальных сетей в рамках теории коннективизма В настоящее время в рамках теории коннективизма социальные сети выступают в качестве средства коммуникации, сотрудничества и творческого самовыражения. Теория коннективизма использует социальные сети в качестве наиболее важного и мощного инструмента обучения. Преподаватель является экспериментатором, который дает свободу действий студентам и призывает учащихся эффективно использовать цифровые технологии. Коннективистский подход позволяет учащимся использовать ресурсы, которые открыты и находятся в

97

ГРНТИ: 140000. Народное образование. Педагогика; ВАК: 130001; 130002

ITINSON Kristina Sergeevna

CONNECTIVISM - TEACHING IN THE DIGITAL...

Baltic Humanitarian Journal. 2021. T. 10. № 4(37)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

свободном доступе в сети Интернет. Преподаватели, которые используют коннективизм в свое методике, должны придерживаться следующих рекомендаций [18-20]:

- следить за блогами и страницами современных преподавателей, которые внедряют цифровые технологии в образовательный процесс;

- экспериментировать с веб-сервисами и различными инструментами, которые могут обогатить процессы преподавания и обучения соответственно;

- делиться и совместно использовать ресурсы через блоги, вики, инстаграм и другие социальны сети;

- поощрять студентов использовать сеть Интернет для образовательных целей;

- четко формулировать концепцию коннективизма для студентов, с тем чтобы они могли использовать его в собственном независимом обучении.

ОБСУЖДЕНИЕ

Сравнение полученных результатов с результатами в других исследованиях.

Привлекательность и доступность теории коннекти-визма делает её востребованной инновацией для педагогов в своей практике. Студенты и преподаватели имеют возможность экспериментировать с воплощением своих мыслей и идей на блогах и дискуссионных форумах, размышляя и обсуждая полученную информацию. Преподаватели являются участниками сети знаний, бло-гов, вики и других ресурсов, которые они могут использовать в качестве образовательных средств для своих учеников. Таким образом, преподаватели используют теорию коннективизма, чтобы выбрать свою собственную индивидуальную методику обучения.

ВЫВОДЫ

Выводы исследования.

Данное исследование доказало, что с помощью простых методов и правил можно успешно внедрять в учебный процесс принципы коннективизма. Это возможно без полного отрицания существующей традиционной парадигмы обучения. Предоставление узлов, построение соединений, обучение, ориентированное на учащихся - главные задачи обучения, построенного на теории коннективизма.

Студенты занимаются своими проектами, консультируются со своей группой товарищей, что создает атмосферу самообучения. Они учатся выявлять сходства и различия между их пониманием и ожиданиями и мнениями других студентов. Студенты следуют своим собственным методам и способам обучения, а преподаватели осознают, что современные студенты являются цифровыми аборигенами, которые тратят меньше времени на сбор информации, больше на синтез информации, построение новых знаний и применение чему они научились.

Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении.

Дальнейшего изучения требуют вопросы применения теории коннективизма для изучения различных областей и дисциплин студентами. В то время как коннективизм является востребованным направлением в методике, однако требует дальнейшего внедрения и тестирования. Конечно же нельзя отрицать тот факт, что одной теории может быть недостаточно для обучения в сетях с поддержкой информационных технологий, так как важную роль по-прежнему будет играть преподаватель, который направляет и контролирует образовательный процесс, а зачастую оценивает полученные студентами знания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Мележик К.А., Петренко А.Д. Технологические инновации в обучении иностранным языкам — от коннективизма к гиперконнективности // Филология: научные исследования. 2021. №1. С. 11-22.

2. Винник Д.В. «Непрозрачный» разум: нейрокомпьютеры и онтологические претензии коннективизма // Философия науки. 2017. № 4(75). С. 74-89.

3. Итинсон К.С. Web 3.0- технологии в образовании и научных исследований // Карельский научный журнал. 2020. Т. 9. № 1 (30). С. 22-24.

4. Ломаско П.С., Симонова А.Л. U-learning

электронное обучение в XXI веке: на пути к коннективизму и смарт-образованию // материалы I Международной научной конференции «Человек, семья и общество: история и перспективы развития». 2016. С. 293-297.

5. Соболева Е.И. Применение принципов коннективизма в реальной учебной ситуации // Электронный сетевой политематический журнал «Научные труды КУБГТУ». 2016. № 4. С. 552-560.

6. Чиркова В.М. Роль образовательных информационных средств в процессе преподавания иностранных языков в высших учебных заведениях //Региональный вестник. 2020. № 6 (45). С. 65-67.

7. Шкаленко А.В. Общественные отношения Индустрии 4.0: специфика потребностей и особенности развития // Инновации и инвестиции. 2020. № 11. С. 45-49.

8. Василевская Е.В. Сетевая школа методиста: особенности, преимущества, принципы работы //Школьные технологии. 2015. № 5. С. 33-40.

9. Василевская Е.В. Сетевой подход в профессиональном развитии педагога и студента в системе среднего профессионального образования //Профильная школа. 2016. Т. 4. № 1. С. 18-26.

10. Девдариани Н.В., Рубцова E. В. Цели, задачи и структура онлайн-тренажера по обучению грамматике английского языка // Карельский научный журнал. 2020. Т. 9. № 4(33) С. 25-27.

11. Archana Shrivastava Using connectivism theory and technology for knowledge creation in cross-cultural communication // Research in Learning Technology Vol. 26, 2018. http://dx.doi.org/10.25304/rlt.v26.2061

12. Connectivism: a network theory for teaching and learning in a connected world//Language Testing. 2018. № 35(2). P. 161—192.

13. Siemens, G. Connectivism: A learning theory for the digital age. http://www.elearnspace.org/articles/connectivism.htm.

14. Downes, S. An Introduction to Connective Knowledge. http://www. downes.ca/cgi-bin/page.cgi?post=33034

15. Downes, S. Recent work in connectivism // European Journal of Open, Distance and e-learning. Vol.22 / No.2-2019 DOI: 10.2478/ eurodl-2019-0014

16. Utecht, J., Keller D. Becoming relevant again: applying connectivism learning theory to today's classroom // Critical Questions in Education 10:2. 2019. P.107-119.

17. Muelheck, J., Smith, C., & Allen, J. Understanding the advising learning process using learning taxonomies //NACADA Journal. No. 34(2). 2014. P.63-74.

18. Siemens, G. Special Issue - Connectivism: Design and Delivery of Social Networked Learning // International Review of Research in Open and Distance Learning. 2011. No. 12(3). P. 1-5.

19. Joao A. Mattar Constructivism and Connectivism in Education Technology: Active, Situated, Authentic, Experiential, and Anchored Learning //Boise State University. 2010. P. 1—16.

20. Kop, R., & Hill, A. Connectivism: Learning theory of the future or vestige of the past? The International Review of Research in Open and Distance Learning. 9(3). 2018. Retrieved from http://www.irrodl.org/index. php/irrodl/article/view/523/1137.

Статья поступила в редакцию 26.06.2021 Статья принята к публикации 27.11.2021

повсеместное

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.