Научная статья на тему 'Конкурсы выпускных квалификационных работ в области менеджмента: итоги и перспективы'

Конкурсы выпускных квалификационных работ в области менеджмента: итоги и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
176
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕНЕДЖМЕНТ / ВЫПУСКНЫЕ КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ РАБОТЫ / КОНКУРСЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Звонников Виктор Иванович, Двоеглазов Владимир Викторович, Резник Семен Давыдович+

Рассматриваются этапы и опыт повышения качества выпускных квалификационных работ в области менеджмента. Особое внимание уделено организации и итогам проведения всероссийских конкурсов выпускных квалификационных работ, оценке их достоинств и недостатков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Звонников Виктор Иванович, Двоеглазов Владимир Викторович, Резник Семен Давыдович+

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конкурсы выпускных квалификационных работ в области менеджмента: итоги и перспективы»

Раздел IV. СОВРЕМЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

УДК 378.14:338.2

В.И. Звонников

B.В. Двоеглазов

C.Д. Резник

Viktor Zvonnikov Vladimir Dvoeglazov Semyon Reznick

В мае 2014 г. на базе Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова состоялся 15-й Всероссийский конкурс выпускных квалификационных работ (дипломных проектов, бакалаврских работ и магистерских диссертаций) по специальностям и направлениям подготовки в области менеджмента. Такие конкурсы стали не только значимым и традиционным мероприятием в работе Учебно-методического объединения (УМО) вузов в области менеджмента, но и явлением неординарным, заслуживающим особого внимания.

Немного истории. Первый конкурс дипломных проектов по специальности 061100 «Менеджмент организации» в соответствии с решением Совета УМО вузов России по образованию в области менеджмента был проведен 14-15 апреля 1999 г. на базе Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева. Предварительно организационным комитетом под руководством д-ра экон. наук, профессора Н.Д. Гуськовой было разработано Положение о Всероссийском конкурсе дипломных проектов (работ), которым определялись порядок проведения конкурса и критерии оценки представляемых выпускных квалификационных работ. Советом УМО был утвержден состав конкурсной комиссии, которую возглавил зампредседателя Совета УМО д-р экон. наук, профессор Э.М. Коротков. На конкурс были представлены дипломные проекты из 15 вузов России. Конкурс отличался широкой географией участников: вузы Москвы, Казани, Нижнего Новгорода, Саратова, Владивостока, Красноярска, Горно-Алтайска, Саранска, Йошкар-Олы, Пензы, Хабаровска, Орска, Кудымкара, Перми, Кургана.

Последующие два всероссийских конкурса дипломных проектов прошли в апреле 2000 г. в Пензенской государственной архитектурно-строительной академии и апреле 2001 г. в Саратовском государственном социально-экономическом университете. Результаты первых конкурсов позволили обобщить основные достоинства и недостатки выпускных квалификационных работ, разработать ре© Звонников В.И., Двоеглазов В.В., Резник С.Д., 2014

комендации вузам УМО по повышению качества дипломных проектов. Выводы по итогам первых конкурсов нашли отражение и в утвержденном в 2000 г. Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по специальности 061100 «Менеджмент организации». В соответствии с ним было определено, что выпускная квалификационная работа менеджера должна выполняться в форме дипломного проекта, содержащего теоретический и практический анализ проблемы управления и на этой основе расчет и разработку проектной части - управленческого решения.

На основе анализа достоинств и недостатков дипломных проектов, обсуждения этой проблемы на заседаниях Совета УМО президиумом УМО была разработана «Концепция дипломного проектирования по специальности «Менеджмент организации», которая была доведена до всех членов Совета УМО в форме информационного письма. В предложенной концепции определены общие методологические подходы и требования к структуре дипломного проекта в целом и его основным разделам, обоснованию реальности проектов, библиографическому списку и качеству иллюстрационных материалов. Организующее и мобилизующее значение для практической реализации основных положений концепции имел выпуск в 2003 г. в издательстве ИНФРА-М подготовленного межрегиональным коллективом авторов вузов УМО учебного пособия «Менеджмент организации: итоговая аттестация студентов, преддипломная практика и дипломное проектирование» (под общей редакцией Э.М. Короткова и С.Д. Резника). Это учебное пособие, неоднократно переиздававшееся в последующие годы, явилось основой методической базы развития дипломного проектирования для вузов -членов УМО по образованию в области менеджмента [6].

В 2006 г. к двадцатилетию УМО вузов России по образованию в области менеджмента коллективом авторов (д.э.н., проф. Э.М. Коротков, д.э.н., проф. С.Д. Резник, д.э.н., проф. Н.Д. Гуськова, д.э.н., проф. Н.Г. Багаутдинова, д.э.н., проф. Н.С. Яшин, к.т.н., проф. В.В. Двоеглазов, д.э.н., проф. Г.В. Семенов, к.э.н., доц. С.Ш. Левина) было подготовлено новое «Положение о проведении Всероссийских конкурсов дипломных проектов по специальностям в области менеджмента», утвержденное президиумом Совета УМО. Основные идеи Положения прошли апробацию на семи последующих смотрах-конкурсах дипломных проектов, проведенных УМО вузов России по образованию в области менеджмента в 1999-2006 гг. в Пензе, Саранске, Саратове, Казани и Йошкар-Оле. Положение внесло существенные изменения в содержание конкурсов. Например, тенденцией последних лет стало выполнение выпускниками вузов комплексных дипломных проектов и проектов в форме научно -исследовательских работ (НИР). Исходя их этого, в рамках конкурса были выделены дополнительные номинации «Комплексный дипломный проект» и «Дипломный проект в форме НИР», а также разработаны требования и критерии рейтинговой оценки таких выпускных квалификационных работ.

Дальнейший опыт показал, что основные требования разработанного Положения к порядку организации конкурса, участникам, предъявляемым на конкурс работам, формированию состава жюри конкурса соответствовали утвержденному в последующие годы приказом Рособразования Регламенту проведения Всероссийских студенческих олимпиад (ВСО). В соответствии с указанным Регламентом ВСО в ее состав наряду с предметными олимпиадами по общим, гуманитарным, социально-экономическим, естественнонаучным, общепрофессиональным дисциплинам включались конкурсы выпускных квалификационных работ и конкурсы магистерских диссертаций. В последующие годы масштабы конкурсов выросли. С 2005 г. конкурс проводился уже по нескольким специальностям. Например, на конкурс, состоявшийся в апреле 2005 г. на базе Казанского государственного технического университета им. А.Н. Туполева, наряду с дипломными проектами по специальности 080507 «Менеджмент организации» впервые поступили выпускные квалификационные работы по специал ь-ности 080111 «Маркетинг» из 15 вузов России.

Итоги проведения конкурсов. Конкурс дипломных проектов по специальностям «Менеджмент организации» и «Маркетинг», состоявшийся в апреле 2006 г. в Марийском государственном

техническом университете (г. Йошкар-Ола), был включен в официальный план Федерального агентства по образованию по проведению 3-го тура всероссийских студенческих олимпиад. Впервые призеры данного конкурса прошли отбор претендентов на присуждение премии Президента России талантливой молодежи в рамках приоритетного национального проекта «Образование» в размере 60 тыс. руб. каждому. Жаль, конечно, что в последующие годы Министерство образования и науки РФ исключило из числа претендентов на эту престижную премию победителей всероссийских конкурсов выпускных квалификационных работ.

Одной из важных традиций УМО стало создание высококвалифицированных, авторитетных конкурсных комиссий. Возглавляет конкурсную комиссию заместитель Председателя УМО, а представитель вуза, на базе которого проводится конкурс, как правило, назначается его заместителем. По сложившейся традиции, с целью обеспечения преемственности в вопросах организации конкурса в состав жюри включается и представитель вуза, принимающего конкурс в следующем году.

В работе конкурсных комиссий активное участие принимали д-р экон. наук, проф. Э.М. Коротков и д-р пед. наук, проф. В.И. Звонников, д-р экон. наук, проф. Ю.П. Анискин, д-р экон. наук, проф. Н.Г. Багаутдинова, канд. экон. наук, проф. Е.М. Бортник, д-р техн. наук, проф. З.В. Брагина, д-р экон. наук, проф. Г.П. Гагаринская, д-р экон. наук, проф. Б.Н. Герасимов, д-р экон. наук, профессор Н.Д. Гуськова, канд. техн. наук, проф. В.В. Двоеглазов, д-р экон. наук, проф. У.Г. Зиннуров, д-р экон. наук, проф. Т.Ю. Иванова, канд. экон. наук, доц. С.Ш. Левина, д-р экон. наук, проф. Л.В. Марабаева, д-р социол. наук, проф. В.В. Маркин, д-р экон. наук, проф. Н.К. Моисеева, д-р экон. наук, проф. Е.А. Неретина, д-р экон. наук, проф. Г.А. Резник, д-р экон. наук, проф. С.Д. Резник, д-р экон. наук, проф. Т.А. Салимова, д-р экон. наук, проф. О.Б. Стрекалов, д-р экон. наук, проф. Г.В. Семенов, д-р экон. наук, проф. Ф.Е. Удалов, д-р пед. наук, проф. М.Б. Челышкова, д-р экон. наук, проф. Н.С. Яшин и другие члены Совета УМО.

Одной из значимых составляющих конкурсов дипломных проектов УМО является издание сборников материалов по их итогам, освещающих содержание лучших выпускных квалификационных работ. По установившейся традиции такие сборники включают следующие разделы:

а) предисловие, в котором приводятся сведения о количестве поступивших на конкурс работ по каждой специальности (направлению подготовки), составе конкурсных комиссий, порядке проведения конкурсного отбора;

б) рефераты выпускных квалификационных работ, представленных на конкурс;

в) положение о проведении конкурса;

г) протоколы заседаний конкурсных комиссий.

Предпосылкой дальнейшего расширения географии и масштабов конкурсов стал переход российского высшего образования на систему подготовки бакалавров и магистров. Многие вузы УМО имели уже опыт подготовки бакалавров и магистров менеджмента в соответствии с государственными образовательными стандартами 2-го поколения, введенными в действие в 2000 г. Возникла острая необходимость обобщения накопленного опыта и разработки новых принципов подготовки специалистов, обобщения и унификации подходов к итоговой государственной аттестации выпускников, в том числе к выполнению выпускных квалификационных работ бакалавров и магистров менеджмента.

С целью методического обеспечения процесса подготовки выпускных квалификационных работ авторским коллективом (под руководством д.э.н., проф. С.Д. Резника) в 2010 г. подготовлено и издано учебное пособие «Менеджмент: бакалаврская работа» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта 3-го поколения [4]. Для оказания методической помощи студентам, обучающимся по направлению 080200.68 «Менеджмент», в подготовке к итоговой государственной аттестации коллективом преподавателей вузов, входящих в УМО по образованию в области менеджмента было разработано и опубликовано в 2012 г. учебное пособие «Ме-

неджмент: магистерская диссертация» [5]. Выпуск и использование этих учебных пособий явились логическим завершением учебно-методического комплекса, посвященного итоговой государственной аттестации выпускников бакалавриата, специалитета и магистратуры по специальности «Менед ж-мент организации» и направлению подготовки «Менеджмент».

Если говорить о возросшем качестве лучших дипломных проектов по специальности «Менеджмент организации», то можно выделить следующие выигрышные моменты. Например, отметим широкую географию вузов УМО по образованию в области менеджмента, принимавших конкурсы. Подготовка и проведение конкурсов является сложным комплексным мероприятием, требующим существенных материальных и трудовых затрат. Вуз, которому решением УМО поручается провести конкурс, возлагает на себя обязательства по формированию организационного комитета конкурса, организации приема, размещения и работы членов жюри, формированию из числа наиболее опытных преподавателей базового вуза комиссии по предварительной экспертизе представленных на конкурс работ, подготовке и рассылке информационных сообщений в адрес вузов -призеров конкурса, подготовке дипломов призерам и лауреатам конкурса, освещению итогов конкурса в средствах массовой информации и на сайте УМО, подготовке к изданию сборника материалов по итогам конкурса. Исходя из этого, следует особо отметить те десять вузов УМО, в которых проводились конкурсы, а также членов Совета УМО, ответственных за их проведение :

- Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева - в 1999, 2004 и 2011 гг. (д-р экон. наук, проф. Н.Д. Гуськова);

Пензенский государственный университет архитектуры и строительства - 2000, 2003 и 2009 гг. (д-р экон. наук, проф. С.Д. Резник);

- Поволжский государственный технологический университет - 2006 и 2010 гг. (канд. техн. наук, проф. В.В Двоеглазов);

- Саратовский государственный социально-экономический университет - 2001 г. (д-р экон. наук, проф. Н.С. Яшин);

- Казанский государственный технический университет им. А.Н. Туполева - 2005 г. (д-р экон. наук, проф. Н.Г. Багаутдинова);

Международный институт рынка (г. Самара) - 2007 г. (д-р экон. наук, проф. Б.Н. Герасимов);

- Южный федеральный университет - 2008 г. (д-р экон. наук, проф. Е.М. Бортник);

Самарский государственный экономический университет - 2012 г. (д-р экон. наук, проф.

С.И. Ашмарина);

- Казанский (Приволжский) федеральный университет - 2013 г. (д-р экон. наук, проф. Н.Г. Багаутдинова);

- Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова - 2014 г. (д-р. техн. наук, проф. З.В. Брагина).

К сожалению, в последние годы наблюдается тенденция снижения количества выпускных работ, представляемых на конкурс. В значительной степени это было связано с недостаточной информированностью членов Совета УМО о проводимых конкурсах. Важно продумать меры усиления мотивации ведущих вузов к участию в конкурсе, желательно видеть их не только в качестве участников, но и организаторов конкурса.

Конкурсные комиссии отмечают в целом рост качества выпускных квалификационных работ, что в конечном итоге положительным образом отражается и на конкурентоспособности выпускников на рынке труда. Конкурсными комиссиями отмечаются следующие отличительные достоинства выпускных квалификационных работ-призеров и лауреатов конкурса :

- реальность и актуальность тематики проектов, подтвержденная заказами с производства;

- обязательное наличие проектной части и ее экономического обоснования;

внедрение в производство материалов дипломного проектирования: стандартов предприятия, инструктивных материалов, регламентирующих деятельность организаций-заказчиков проектов;

наличие серьезных научных публикаций по тематике проекта: статей в сборниках научных трудов, в центральных издательствах и т.д.;

- наличие содержательных и качественных иллюстраций: разноплановых и разнообразных;

- использование современного программного обеспечения;

использование методов научного исследования и поиска оптимальных управленческих

решений;

- умелое формулирование окончательных выводов и предложений, обоснованных соответствующими расчетами;

- основательная правовая оценка предлагаемых управленческих решений;

- качественная проработка значительного числа первоисточников и ссылок на них;

- хороший стиль изложения, грамотность, логическая и содержательная связь отдельных частей проекта.

Проблемы и перспективы. Вместе с тем можно отметить и недостатки представляемых на конкурсы работ:

- не все представленные работы соответствовали профилю заявленной специальности (направления подготовки);

- не всегда выдерживались перечень и содержание пакета сопроводительных документов;

слабая база первоисточников и недостаточная их проработанность, полное отсутствие

или недостаточное количество ссылок;

недостаточно логичная структура работы в целом или ее отдельных частей;

- отсутствие экономического обоснования рекомендуемых проектных решений;

- слабая методологическая и теоретическая проработка проектов;

- недостаточное использование статистических и экономико-математических методов при анализе результатов исследований;

- нечеткость введения, отсутствие обоснования актуальности работы, целей и задач, практической значимости и научной новизны;

- отсутствие в заключении описания перспективности исследования, нечеткость формулировок выводов и рекомендаций;

- отсутствие логической связи аналитической и проектной частей работы, предлагаемые управленческие решения не всегда связаны с результатами проведенного анализа проблемы;

- в теоретической части приводится описание множества методов решения поставленной проблемы, но они порой не находят применения в последующих разделах работы.

Несмотря на отмеченные проблемы и недостатки, нужно подчеркнуть главное: основная цель конкурсов - повышение конкурентоспособности выпускников и качества дипломного проектирования - в целом достигнута.

Конкурсы выпускных квалификационных работ позволили:

1) обобщить и распространить положительный опыт ведущих вузов, определить основные направления повышения качества дипломных проектов, бакалаврских работ и магистерских диссертаций;

2) широко использовать концепции УМО по дипломному проектированию в вузах страны;

3) повысить качество совместной деятельности преподавателей и студентов на завершаю-

щих стадиях обучения в вузах;

4) обеспечить комплексный подход к завершающим фазам дипломного проектирования и, как следствие, повышение их эффективности;

5) улучшить практическую подготовку будущих управленцев, подготовить их к скорейшему профильному трудоустройству, эффективной адаптации выпускников в управленческой сфере.

Итак, в активе УМО 15 конкурсов выпускных квалификационных работ, 15 лет активных поисков путей повышения качества дипломного проектирования по управленческим специальностям и направлениям. В это время страна перешла на международную двухуровневую подготовку «бакалавр-магистр». В 2015 г. завершают обучение последние выпускники очных отделений по специальностям «Менеджмент организации», «Маркетинг», «Управление персоналом», «Государственное и муниципальное управление». В 2016 г. заканчивается выпуск по указанным специальностям на заочных отделениях. Все достоинства подходов вузов нашего УМО к подготовке специалистов нужно использовать в практике подготовки бакалавров и магистров.

Это, конечно, особая тема [2; 3; 4; 5]. Например, для бакалаврской работы можно предложить следующую примерную структуру.

1. Введение (актуальность, цель и задачи работы, 3-5 стр.).

2. Теоретические и методические подходы к постановке конкретной проблемы менеджмента - три параграфа (20-25 стр.).

3. Анализ состояния менеджмента по проблеме исследования на конкретном предприятии -три параграфа (20-25 стр.).

4. Управленческие решения и их обоснование в рамках изучаемой проблемы с включением параграфа по расчету экономической эффективности предлагаемых мероприятий - три параграфа (25-30 стр.).

5. Основные выводы и рекомендации (3-4 стр.).

6. Библиографический список (не менее 50 проработанных научных источников со ссыл -

ками).

7. Глоссарий (не менее 20-25 понятий).

8. Приложения (в том числе не менее двух опубликованных статей или докладов на конференциях, резюме автора работы и др.).

Надеемся, что традиции организации и проведения конкурсов по специальностям и направлениям подготовки в области менеджмента сохранятся и в последующие годы на благо развития российского менеджмент-образования.

Библиографический список

1. 20 ступеней роста УМО / под общ. ред. Э.М. Короткова, Н.Д. Гуськовой. - Саранск, 2006.

2. Звонников В.И., Нефедов В.А., Сафонов А.А. О подходах к созданию современных систем и технологий управления и руководства организациями // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2012.-№ 12.

3. Звонников В.И Современные модели разработки и совершенствования систем менеджмента / В.И. Звонников, В.А. Нефедов, A.A. Сафонов. - М.: ГУУ, 2010.

4. Менеджмент: бакалаврская работа: учеб. пособ. с грифом УМО / под ред. С.Д. Резника. - М.: ИНФРА-М, 2013.

5. Менеджмент: магистерская диссертация: учеб. пособ. с грифом УМО / под ред. С.Д. Резника. - М.: ИНФРА-М, 2012.

6. Менеджмент организации: итоговая аттестация, преддипломная практика и дипломное проектирование: учебное пособие для вузов с грифом Минобразования РФ / под ред. Э.М. Короткова, С.Д. Резника. - М.: ИНФРА-М, 2002, 2006, 2009, 2012, 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.