Научная статья на тему 'Пути повышении качества подготовки специалистов'

Пути повышении качества подготовки специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
304
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА / ПРЕДДИПЛОМНАЯ ПРАКТИКА / КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВЫПОЛНЕНИЯ ВКР / ИТОГОВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АТТЕСТАЦИЯ ВЫПУСКНИКА / GRADUATE QUALIFICATION WORK / PRE-DIPLOMA PRACTICE / SCHEDULE OF GRADUATE QUALIFICATION WORK PREPARATION / FINAL STATE CERTIFICATION OF GRADUATES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богданов Максим Борисович, Тархов Николай Сергеевич

Рассмотрены вопросы повышения качества при подготовке и выполнении студентами выпускных квалификационных работ дипломированного специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS OF INCREASING THE QUALITY OF TRAINING

The problems of improving the quality of preparation and execution of a graduate qualification work by the students.

Текст научной работы на тему «Пути повышении качества подготовки специалистов»

способствовать формированию у школьников способности к ориентировке в потоках разнообразной информации, умения работать как с учебной, так и с другими видами литературы. В процессе формирования личностных универсальных учебных действий у учащихся начальных классов аппарат ориентировки учебника играет весомую роль. Он выполняет функцию стимулирования и организации различных видов деятельности учащихся с целью их эмоционального развития и ценностного ориентирования. Аппарат ориентировки помогает ученикам в проявлении оценочной реакции, эмоциональной отзывчивости, развитии эмоционально-волевой сферы.

Список литературы

1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе / под ред. А.Г. Асмолова. М: Просвещение, 2010. С.26-27.

2. Маслов С.И. Эмоционально-ценностное образование младших школьников. Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 1999. 130 с.

Баранова Галина Анатольевна, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Тула, ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО».

FORMATION OF PERSONAL UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS OF ELEMENTARY SCHOOL STUDENTS BY MEANS OF A TEXTBOOK

G.A. Baranova

The article reveals the essence and structure of personal universal educational actions of elementary school students. It touches upon the process of teachers training for the formation of personal universal educational actions of elementary school students by means of a textbook.

Key words: universal educational actions, emotionally valuable educational material, text, questions, tasks.

Baranova Galina Anatolevna, candidate of pedagogical science, docent, [email protected], Russia, Tula, Institute of Advanced Training and Professional Retraining of Educators of Tula region.

УДК 681.324

ПУТИ ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

М.Б. Богданов, Н.С. Тархов

Рассмотрены вопросы повышения качества при подготовке и выполнении студентами выпускных квалификационных работ дипломированного специалиста.

Ключевые слова: выпускная квалификационная работа, преддипломная практика, календарный план выполнения ВКР, итоговая государственная аттестация выпускника.

Итоговой стадией обучения в высшем учебном заведении являются подготовка и защита выпускных квалификационных работ (ВКР) для по-

лучения квалификации дипломированного специалиста и степени бакалавра и магистра. По качеству ВКР и его защите судят об уровне подготовки выпускников, а это, в свою очередь, является важнейшим фактором оценки престижа вуза. Далее речь пойдет о подготовке и выполнении дипломных проектов (ДП), т.к. эта категория выпускников на данный момент времени является наиболее многочисленной. Основные цели дипломного проекта: систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний студентов по избранной специальности; развитие навыков ведения самостоятельной работы и овладение методикой исследования при решении определенных проблем в дипломном проекте; определение уровня теоретических и практических знаний студентов, а также умение применять их для решения конкретных практических задач [1].

В Тульском государственном университете порядок подготовки и защиты ВКР осуществляется в соответствии с разработанным стандартом [2]. Дипломный проект (работа) может выполняться студентом как в Тул-ГУ, так и на предприятиях, в организациях и учреждениях, где существуют для этого необходимые условия. Тема работы должна быть сформулирована в период практики, предшествующей дипломному проектированию. Не позднее чем в течение первых двух недель дипломного проектирования, тема, руководитель и консультанты дипломного проекта (работы) закрепляются за студентом приказом ректора ТулГУ.

В соответствии с Методическими указаниями, разработанными на кафедре «Приборы и биотехнические системы» [3], готовиться к выполнению ДП студент должен начинать в конце девятого семестра, когда на кафедре утверждаются руководители ДП. Во время подготовки к прохождению преддипломной практики студенту необходимо определиться с примерной темой ДП, согласовать ее с руководителем и приступить к выполнению патентно-библиографического поиска по теме ДП.

Во время прохождения преддипломной практики студент проводит сбор материала для ДП, знакомится с конкретным прибором или системой.

В десятом семестре студент получает окончательно сформированное задание на ДП, включающее задание по основному разделу, задание по экономическому разделу и задание по разделу техники безопасности и охраны труда и календарный план выполнения дипломного проекта, в котором следует предусмотреть следующие виды работ:

1. Поиск патентов, авторских свидетельств на изобретения и подбор литературы по теме проекта.

2. Изучение соответствующих разделов рекомендованной руководителем и найденной самостоятельно литературы, описаний патентов и авторских свидетельств и использование полученной информации для решения поставленных в задании задач.

3. Последовательное выполнение расчетов по теме ДП и их анализ;

4. Оформление чертежей и пояснительной записки.

5. Представление пояснительной записки и чертежей руководителю, получение отзыва руководителя и анализ этого отзыва.

6. Представление пояснительной записки, чертежей и отзыва руководителя рецензенту, получение рецензии и её анализ.

7. Подготовка к защите дипломного проекта перед государственной экзаменационной комиссией.

Студент должен представить готовый дипломный проект на отзыв руководителю и на рецензию не позднее, чем за три дня до защиты.

После рецензирования выполненный проект с отзывами руководителя и рецензента передается на утверждение заведующему выпускающей кафедрой.

Материалы дипломного проекта включают пояснительную записку и графическую часть (чертежи, графики, схемы, и.т.п.). В пояснительной записке дается обоснование актуальности темы, излагается выбор и обоснование конструкций, схем и алгоритмов, содержатся расчеты и пояснения.

Материал пояснительной записки должен быть изложен кратко и логично. Пояснительная записка должна содержать необходимые иллюстрации, эскизы, графики, диаграммы, схемы, таблицы и т.д., выполненные в процессе работы по теме. Включение в пояснительную записку материалов справочного характера допускается лишь в исключительных случаях, когда без этого невозможно выполнить расчет, сделать вывод и так далее, т.е. когда просто ссылка на соответствующие источники недостаточна. Объем включаемого справочного материала должен быть минимально необходимым.

Если в записке необходимо привести значительный объем графического или справочного материала, его следует выносить в приложение, оставляя в тексте записки ссылки на соответствующие материалы приложения.

Содержание в записке материала описательного характера: введение, обзор и анализ известных решений и т.д. - должно быть кратким и составлять не более 20 %. Основная часть (конструкторская и технологическая) должна составлять не менее 45 % и в ней должен быть представлен основной объем расчетов, экономическая - 15 %, охрана труда и техника безопасности - 20 % от общего объема пояснительной записки.

Дипломный проект также может включать приложение, макетный образец, отдельные элементы проектируемого прибора или аппарата, справку, подтверждающую подачу заявки на выдачу патента на предполагаемое изобретение, патент на изобретение, акт о внедрении каких-либо результатов дипломного проекта на предприятии, учреждении или их использовании в учебном процессе.

Статистические сведения за последние 7 лет по выпускаемым специалистам трех специальностей кафедры ПБС: 200100 «Приборострое-

ние», 200401 «Биотехнические и медицинские аппараты и системы» и 200402 «Инженерное дело в медико-биологической практике» представлены в таблице.

Из анализа табличных данных следует, что в текущее году нет выпускников, получивших дипломы с отличием, хуже всего ситуация по специальности 200100, где к тому же отмечается ухудшение результатов государственного экзамена. Если учесть проходной балл при поступлении, то прослеживается определенная закономерность. В 2009 и 2011гг. - максимальное количество дипломов с отличием и хороший средний балл на государственных экзаменах при достаточно высоких проходных баллах при поступлении. Это видно из представленного рисунка. В связи с этим на первый план выступает роль руководителя ВКР по улучшению качества представляемых на защиту материалов, подготовке доклада выпускника, что в целом улучшит полученные результаты, т.к. средний балл у большинства студентов за период обучения находится в интервале 3.5-4. Вместе с тем, квалификация преподавателей с каждым годом повышается. В настоящее время в России средний возраст кандидатов наук - 53 года, докторов наук - 61 год [4]. Кафедре в текущем году исполняется 15 лет и средний возраст примерно такой же, как и по стране, однако более половины кандидатов наук имеют аттестаты «доцентов», все преподаватели имеют патенты, статьи в центральных журналах, прошли курсы повышения квалификации и в среднем, по отчётам за пятилетний период работы, каждый был руководителем ВКР порядка у 20 студентов.

Это позволило в последнее время увеличить количество дипломных проектов, выполненных в области фундаментальных и прикладных научных исследований и комплексных. В связи с широким применением микропроцессоров и выбором их при разработке электрических принципиальных схем приборов и устройств некоторые проекты содержат программы, разработанные студентами для их работы самостоятельно. С другой стороны, на наш взгляд, необходимо улучшить качество преддипломной практики, т.к. мало тем, выполненных по заявкам предприятий. Следует отметить и низкую активность студентов по самостоятельному предложению тем ДП. В отчетах председателя ГАК практически отсутствуют предложения по внедрению результатов проектирования и рекомендации по участию в конкурсах и выставках.

Вместе с тем, в последние годы увеличилось количество опубликованных дипломниками в соавторстве с их руководителями статей и тезисов докладов [5], они чаще стали выступать на различного уровня НТК. Но это относится, в основном, к отличникам. Слабоуспевающие студенты требуют к себе повышенного внимания руководителя. В этой связи необходимо также улучшать на кафедре НИРС и развивать сотрудничество с другими кафедрами для решения общих теоретических и практических задач [6].

Статистические сведения по выпускаемым специалистам ____________________кафедры ПБС____________________

Год вы- пус- ка Специ- аль- ность Кол-во студ. выпуск/ при пост. (бюдж.) Оценки на защите** отл/хор/ уд/неуд Ср. балл (гос. экз.) Темы ДП Дипл. с отл. Прох. балл при пост.

предл. студ. по заявкам предпр. в обл. фунд. и прикл. научн. иссл.

2013 200100 10/20 1/0/7/2 3.2 0 0 5 0 116

200401 10/11 5/2/2 3.8 2 2 6 0 130

200402 6/11 5/1/0 4.7 0 0 6 0 118

2012 200100 10/20 2/5/3 3.9 0 1 0 0 111

200401 8/12 2/1/3 4.4 0 0 0 0 116

200402 9/11 7/2/0 4.9 1 0 0 3 109

2011 200100 7/20 1/1/2 4 0 0 1 0 164

200401 10/12 4/4/2 4.4 0 1 4 2 160

200402 10/11 2/3/2 5 0 1 4 2 158

2010 200100 11/17 4/3/3 4.4 4 0 0 1 164

200401 4/9 2/1/1 4.5 2 0 0 0 174

200402 8/9 5/0/2 4.9 0 2 0 1 142

2009 200100 12/22 3/5/1 3.9 0 2 1 0 115

200401 9/12 4/3/2 4.8 0 1 2 2 121

200402 14*/11 7/5/2 5 2 6 2 2 126

2008 200100 9/18 2/0/2 3.9 0 2 0 0 нет свед.

200401 11/13 6/4/1 4.9 0 1 0 1 нет свед.

200402 11/12 6/4/1 5 0 1 0 1 нет свед.

2007 200100 6/18 1/2/3 3.5 0 1 0 0 105

200401 8/13 3/5/0 4.8 3 0 0 2 126

200402 11/12 4/2/5 4.7 0 0 0 1 107

■ с учетом студентов, обучавшихся на дополнительных местах; 15 - без учета защитившихся по продлению сессии.

4,8

4.6 ~ 4,4

О

X.

Л

о 4,2

|_

с

5 4,0

ю

£І

и 3,8

3.6 3,4

1 / 4— ,2

/ / У г 7 -Л

В' \ \ \

\ \ \

\ ■

180

160

140

120 = 5 с |

100 ю ^

80 * 5

сг о О О 60 § с а.

40 С

20

2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013

Год

Зависимость между средним баллом на госэкзамене (1) и проходным баллом при поступлении (2) (взяты усреднённые значения трёх специальностей)

Так, сотрудничество с кафедрой «Хирургические болезни-1» Тул-ГУ в 2008-2010 гг. позволило реализовать часть дипломных проектов по специальностям 200401 и 200402 по предложению преподавателей данной кафедры.

В целях повышения качества дипломного проектирования целесообразно обучать студентов специальному курсу «Дипломное проектирование», в рамках которого выпускники отрабатывают методологию подготовки дипломного проекта.

В заключение следует отметить - необходимо, чтобы будущий российский корпус инженерно-технических специалистов соответствовал своему предназначению быть двигателем экономического и социального прогресса общества, а техническое образование стало ключевым фактором этого развития.

Список литературы

1. Управление факультетом: учебник / под ред. С.Д. Резника. М.: ИНФРА-М, 2008. 696с.

2. СТ ТулГУ 8.2.4-01-2010 [Электронный ресурс] // Итоговая государственная аттестация выпускника: [сайт]. [2010]. URL:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

http: //tsu.tula.ru/docs/ (дата обращения 1.07.2013).

3. Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы (ВКР) для студентов очной формы обучения / Н.С. Тархов

[и др.]. Тула: Изд-во ТулГУ, 2007. 32с.

4. Савельев А.Я. Проблемы высшего образования Российской Федерации. М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2012. 284с.

5. Тархов Н.С., Трохина И.В. Антенны-аппликаторы для радиотермометрии // Изв. ТулГУ. Технические науки. Вып.11: в 2 ч. Ч. 2, Тула: Изд-во ТулГУ, 2012. С. 30-40.

6. Тархов Н.С., Коржук Н.Л. Организация технического творчества в рамках НИРС на разнопрофильных кафедрах// Техническое творчество как средство развития конкурентоспособности и повышения качества инженерной деятельности: сб. тр. IV Всерос. науч.-практ. конф. / под ред.

Ю.Е. Жужговой. Вып. 3 (186). Екатеринбург: Изд-во УрГУПС. 2012. С.35-38.

Богданов Максим Борисович, канд. техн. наук, доц., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет.

Тархов Николай Сергеевич, канд. техн. наук, доц., pbs.tula@rambler.т.Россия, Тула, Тульский государственный университет.

M.B. Bogdanov, N.S. Tarkhov

The problems of improving the quality of preparation and execution of a graduate qualification work by the students.

Key words: graduate qualification work, pre-diploma practice, schedule of graduate qualification work preparation, final state certification of graduates.

Bogdanov Maksim Borisovich, candidate of technical science, docent, [email protected], Russia, Tula, Tula State University.

Tarkhov Nikolay Sergeevich, candidate of technical science, docent, [email protected], Russia, Tula, Tula State University.

УДК 378.147

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ИНСТРУМЕНТ ПРАКТИКО-ПРЕОБРАЗУЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО

ПЕДАГОГА

Т.А. Г оловятенко

Рассматривается методологическая культура как инструмент практикопреобразующей деятельности будущего педагога.

Ключевые слова: методологическая культура, практико-преобразующая деятельность, научно-педагогическое мышление.

По мнению многих российских ученых (Н.И. Вьюновой, И.Ф. Исаева, Е.А. Левановой, Н.И. Мажара, В.И. Максаковой, Л.С. Подымовой, В.А. Сластёнина, Г.В. Сороковых, Е.Н. Шиянова и др.), опознавательным знаком XXI века является профессиональная компетентность педагога, то есть владение им современными технологиями развивающего образования с ориентацией на развитие креативной личности, способного «видеть» многообразие обучающихся, учитывать в образовательном процессе их возрастные, индивидуальные и личностные особенности, проектировать для них комфортную социализацию и профессиональную карьеру.

Однако результаты мониторинга специалистов психологической службы образования РФ показывают, что современный педагог не обладает достаточной профессиональной компетентностью, а именно не умеет организовывать урок в деятельностной парадигме, работу с различными категориями обучающихся, не знает их психологических особенностей, не владеет психологической культурой общения и т.д. [2]. Возможно, это связано с тем, что в процессе профессиональной подготовки педагога происходят серьезные пробелы методологического уровня рассмотрения педагогических явлений в их целостности и со всеми присущими им противо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.